Использование притч на классных часах

Обновлено: 21.12.2024

Цель: форми рование ц енностного чувства к своей жизни , к своей душе.

Задачи :

1. Научить вникать в с уть философских мы слей, вдумывать ся в их

смысл.

2. Формирование стремления к здоровому обра зу жизни, ц енностного

отношения к своей жизни.

3. Развитие у учащихся способн ости рассуждат ь на сложные темы,

делиться своими мыслями.

Тип занятия: заняти е - размышление с использование м философски х

афоризмов и притч.

Оборудование – ра спечатанные зада ния с выде ржками из философских

притч на партах, му льтимедийный проектор.

Ресурсы.

1. Введение учащихся

в тему

классного

2. Работа с материалами

презентации

текстами

притч.

3. Рефлексия.

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный п о содержанию классн ый час. Это урок -

размышление, размышление о самом главном. А что это с амое

главное, каждый из вас смо жет для себя решить в конце нашег о

занятия.

Вы все стоите сей час пред выбо ром. Выбо ром учебного заведе ния,

будущей професси и, но всё это лишь часть вашей самостоятельн ой

жизни. Поэтому очень важно, чтобы вы сейчас останови лись и

задумались. З адумались над тем, что всег да волнует челове ка.

У вас на столе притча, прочтите её и скажите мне в чём смысл этой

притчи.

Притча. ЖИЗНЬ И СУДЬБА

Жизнь мчалась с емимильн ыми шагами, а следом семенила Судьба и

уговаривала: - Да не беги ты так, горе ты мое, сил у же нет никак их! Тут за

бугром будет поворот, замечательный поворот, такие повороты ма ло

кому достаются. П рипасла я для тебя, от других оторвала. Буквально из

зубов вырвала. Но, жизнь, то ли не слышит, то ли о чем - то задумалась —

чешет мимо поворота. - Ты чего делаеш ь? — над рывается Судьба. — Я ж

для кого стара лась? Такой поворот! Ты учти, такие повороты дважды не

даются! А жизнь чешет дальше, на Судьбу не оглядываясь. - По ворот! —

кричит Судьба. Жиз нь — мимо поворот а. Судьбе давно б ы отстать, ну ее,

эту ненормальную. Но Судьба чувс твует ответственность. Ей эту Жизнь

доверили, сказали — Смотри! Было б на кого смотреть: впереди одни

пятки мелькают. По том и он и перестали мелькать. Устала жизнь,

присела на бугорок, призадумалась . Ладошку ко лбу приставила,

оглядывается на пройденный путь. Подбегает Судьба. Совсем

запыхалась. Пропа ди она пропадом, такая работа. Присела рядом,

отдышалась, высм оркалась. Ну, спр ашивает, а те перь чего будем

делать? Жизнь г оворит: - Да вот я смот рю: что - то мы с тобо й пропустили.

Похожая притча

Роль притчи в системе духовно-нравственного воспитания обучающихся 10-11 классов.

Актуальность темы

Всестороннее развитие личности предполагает формирование в человеке нравственных чувств, которые составляют основу его отношений к Родине, труду, другим людям, природе, обществу, государству и миру в целом. Основным стержнем этих отношений должны являться те моральные правила и нормы, которые присущи человеку с нравственно-ценностными убеждениями.

Жанр притчи, на наш взгляд, наиболее интересен для обучающихся старших классов. Их привлекает небольшой объем, глубокое по смыслу содержание, отсутствие прямого наставления, нравоучения. Соединяя в себе мудрость и простоту, притчи учат думать, находить решения проблем, развивают мышление, интуицию и воображение.

Объект исследования

Классные часы по духовно-нравственному воспитанию учащихся.

Предмет исследования

Приемы активизации духовно-нравственного развития учащихся при работе с текстами притч на классных часах.

Совершенствовать духовно-нравственные качества личности учащихся через обращение к жанру притчи.

Изучать приоритетные жизненные ориентиры и нравственные ценности обучающихся.

Способствовать развитию интереса к размышлениям о роли духовно-нравственных ценностей в жизни человека.

Развивать личностные качества обучающихся.

Чтение и анализ притчи способствует развитию и совершенствованию личностных качеств обучающихся.

Критерии оценки ожидаемых результатов

Самостоятельное чтение притч.

Навыки творческой работы.

Повышение уровня духовной зрелости старшеклассников.

Сроки эксперимента

Этапы эксперимента

Подготовительный: изучение содержания притч, проектирование классных часов в соответствии с тематикой (сентябрь - октябрь 2008 г.)

Практический: проведение классных часов в системе воспитательной работы с классом (ноябрь 2008 – март 2010).

Обобщающий: диагностика духовно-нравственной зрелости школьников, представление опыта работы (апрель 2010 г.)

База эксперимента

11 «а» естественнонаучный класс (2009-2010 учебный год)

Форма представления результатов

Открытые классные часы

Выступление на школьном педагогическом совете по воспитательной работе.

Распределение классных часов по целевым установкам в течение учебного года:

Похожая притча

В начальной школе воспитательная работа классного руководителя не прекращается ни на минуту !

Праздники, тематические вечера, игры – путешествия, классные часы, соревнования, экскурсии, походы, познавательные игры и многие другие воспитательные мероприятия создают особую воспитательную среду для учащихся.

На классных часах я отвожу много времени нравственному воспитанию учащихся. Провожу с учениками занятия, на которых учу их анализировать, оценивать проблемные моральные ситуации, принимать нравственные решения. Учу ребят вести дискуссию, спорить, критиковать, отстаивать своё мнение, делать выводы. Дети делятся своими мыслями о дружбе, товариществе, хороших людях, рассказывают случаи из собственного опыта общения со сверстниками.

На этих занятиях я часто

использую притчи Монаха Варнавы (Санина)

«Без притчи века не изживёшь» - гласит народная мудрость. Притча – один из самых древних жанров в мировой литературе. Возник жанр притчи на Востоке, где любили говорить загадками, иносказаниями, аллегориями. Притчи всегда играли важную роль в жизни людей и давали пищу для размышления. Это удивительное средство воспитания, обучения и развития. Мудрость, поданная в простой и ясной форме, учит детей думать, находить решения проблем, развивает в них воображение и интуицию. Притчи помогают детям задуматься над своим поведением, и может быть, заставят их посмеяться над своими ошибками. Они легко запоминаются, прочно держатся в памяти, побуждают к разумным делам и справедливости, несут советы прямые и аллегорические: как жить в обществе, в семье, как вести себя с друзьями и недругами.

Через притчи раскрываются основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: Человек и Мир, Добро и Зло, Любовь, Милосердие и др., показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности.

Притча предполагает диалог, беседу со слушателем или читателем, и её основное действо разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает её осмысление.

Свойства притчи:

Не требует доказательств.

Подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации.

Дает возможность указать собеседнику на его недостатки или пороки, не используя агрессивность. Осуждается не человек, а порок.

Строится на сравнении.

Предполагает мыслительную деятельность.

Притчи можно разделить на 2 категории:

1) религиозного характера, требующие толкования и использования культурного и исторического контекста (их можно использовать на уроках ОРКСЭ);

2) светские , основанные на жизненных ситуациях, близких учащимся.

Темы притч: мудрость, долголетие, знание, любовь к ближнему, усердие, самообладание, разумное пользование богатством, сочувствие к бедным, семейные устои и воспитание детей, милосердие, выбор друзей, трудолюбие, честность, непримиримость ко злу, справедливость, помощь нуждающимся в ней, веселье, здравый рассудок.

Восточная притча гласит:

Давным-давно в старинном городе жил мастер, окружённый учениками, самый способный из них однажды задумался: «а есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответа?» он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к мастеру и спросил:— скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. - Что ответил мастер своему ученику? Не глядя на руки ученика, мастер ответил:— всё в твоих руках.
Какие два пути выбора стояли перед учеником? Какой путь выбрали бы вы?
Человек всегда может сделать выбор.
Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор». Нравственность, уважение, любовь – основа нашей жизни. Каждый человек должен стремиться к тому, чтобы стать лучше, чтобы его внутренний мир становился богаче, ярче, полнее.

На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, формируются вредные привычки у детей младшего школьного возраста.

Поэтому важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Приведу несколько примеров организации работы с притчами. Вот притча, которая мы рассматриваем с детьми в теме "От добрых мыслей - к доброму делу." Все дети когда-нибудь совершают ошибки. Да и взрослые тоже. Однако очень важно, чтобы каждый человек понимал: ранит любой злой поступок- и действие, и слово, и взгляд, и даже мысль. Притом ранят и разрушают они не только жизнь того человека, против которого направлены, но и жизнь того, кто их совершает.

Притча «Гвозди»

Совесть без муки

( Тема урока «Совесть»)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Вопросы для беседы:

- Как поступит герой притчи?

- Почему он вернет кошелек хозяину?

- Что помогает человеку отличить добро от зла? (Конечно же, это совесть.)

- В чем смысл притчи?

- Чему она нас учит?

Гордый ветер

(Тема урока: «Что значит быть моральным»)

Загасил ветер свечу и возгордился:

- Я теперь всё погасить могу! Даже солнце!

Услыхал его мудрый мужик, сделал ветряную мельницу и сказал:

- Эка невидаль – солнце! Его и ночь погасить может. Ты попробуй вот это колесо останови!

И, что есть силы, раскрутил большое, тяжелое колесо.

Дунул ветер раз, дунул другой – а колесо-то не останавливается. Наоборот, чем больше он дул, тем сильнее оно крутилось.

Потекла в мешки умного мужика мука, и стал он жить: сам в достатке, и бедных не забывать!

… (Каков конец притчи?)

А ветер, говорят, до сих пор на это колесо дует. Где именно? Да всюду, где только есть место гордыне!

Задания для работы:

- Придумайте заглавие притчи.

- Как заканчивается притча? Что дальше произошло с ветром?

- Нарисуйте иллюстрацию к притче.

Притча о добре и зле.

Однажды Добро пришло ко Злу в гости. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положила соль. Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение.

А когда Добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий, нате вам деньги, купите себе конфет к чаю».

Зло перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги. Так Добро отплатило Злу добром за зло.

Найти ключевые понятия : терпение, вспыльчивость, душевная рана и т.д

Сформулировать вопросы, используя технологию критического мышления: тонкие вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (кто? что? когда? может? будет? мог ли? как звали? было ли? согласны ли вы?) и толстые, проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы (почему? почему вы думаете? почему вы считаете? в чем разница? предположите, что будет, если? что если?.) Учащимся легче выполнять данную работу в группах.

Притча о маме.

Однажды за день до своего рождения ребенок спросил у Бога:— Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что мне там делать?

Бог ответил: — Я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он все тебе объяснит.

А как я пойму его, ведь я не знаю его языка?

Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

Как и когда я должен вернуться к Тебе?

Твой ангел скажет тебе все.

А как зовут моего ангела?

Неважно как его зовут, у него много имен. Но ты для начала будешь называть его — мама.

Дети работают в группах и отвечают на вопрос:

-Кто такой ангел?

-Почему неважно, как зовут ангела?

-Что для вас является важным в отношениях с мамой?

Притчи помогут разрешить конфликтную ситуацию, благодаря аллегории, другому человеку мы в щадящей форме скажем то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании. Притчи позволяют не осудить человека, но осудить порок. Они несут позитивный смысл, который глубоко запечатлевается в детской памяти, влияют на самоопределение личности, имеют творческую основу, духовно и интеллектуально развивают учащихся.

Закончу своё выступление я притчей о том, что обо всём сложном можно рассказать доступно и кратко:

"Рассказывают, что однажды к еврейскому мудрецу Гилею пришёл язычник и сказал:

Я приму иудаизм, если ты объяснишь мне суть Торы (священная книга иудаизма) за то время, которое я смогу простоять на одной ноге.

Гилей ответил: – Не делай другому того, что ненавистно тебе самому. Это вся Тора, остальное – толкование".

Похожая притча

1)Вступительное слово о том, что данное мероприятие поможет в общении найти конструктивные выходы из сложившихся ситуаций. Ситуации будут в виде притч.

2)Разрешение ситуации, предложенных в притчах.

1. Притчи «Коробочка».

Один человек всю жизнь искал идеальное устройство жизни. Он обошёл много стран. В одном городе на площади он увидел толпу. Все по очереди подходили к стоявшей в середине коробочке и заглядывали в неё.

Странник заглянул в коробочку и нашёл в ней то, к чему стремился всю жизнь.

Вечером на отдыхе у крепостной стены со странником разговорился какой-то бродяга. Он восторгался тем, что увидел в коробочке. Оказалось, что он увидел совсем другое. Странник удивился.

-Ты просто смотрел с другой стороны, - ответил бродяга.

Обсуждаем и делаем вывод.

Вывод из притчи: каждый в желаемом находит то, что ему хочется увидеть. У каждого свои идеалы в жизни.

2 Притча «Как наладить общение».

Юноша и старец пришли к мудрецу зза советом. У них не складывались отношения с людьми.

Юноша раздражался в разговоре с людьми, потом просил прощения. Старец же считал, что он вправе указывать людям на их недостатки, никогда не просил прощения.

Люди избегали общения с ними, хотя ни юноша, ни старец не видели изъянов в своём поведении.

Мудрец согласился помочь и велел им построить красивую изгородь. Когда изгородь была готова, мудрец дал каждому большие гвозди и тяжелый молоток. Каждый раз, когда каждый с кем-нибудь ссорился, он забивал гвоздь в доску на ту глубину, какой силы был конфликт и рассказывал другому подробности ситуации.

Юноша забил много гвоздей,но неглубоко. Старец забил меньше, но глубоко. Но оба удивлялись неразумности своих поступков. Со временем гвоздей забивалось меньше,а потом пошли дни, когда они не забили ни одного гвоздя.

Тогда мудрец дал им клещи, чтобы они выдернули свои гвозди. Юноша вытягивал свои легче, но их было много. У старца гвоздей было меньше, но вытаскивал их с большим усилием. По окончании работы, они увидели, что изгородь покрыта множеством дырок разной глубины.

Мудрец сказал: «Посмотрите на дело рук своих: так обстоят дела в вашей жизни. Сколько сил надо, чтобы построить отношения и сколько усилий, чтобы их разрушить. Дыры-следы обидчика, ранящие чужие души. Не просто выдернуть гвозди обид, поэтому безнадежно испорчены отношения»

С тех пор юноша и старец стали образцом добрых отношений с людьми. И тех, кто просил их построить с людьми теплые и близкие отношения, они приводили к дырявому забору, чтобы люди не причиняли боль окружающим.

Не хотите взглянуть, какая изгородь у вас?

Обсуждаем и делаем вывод.

Выводы: надо учиться строить отношения с людьми,надо вести себя так, чтобы неверными действиями и поступками не причинить боль окружающим людям.

3. Притча «Как перестать обижаться и обижать».

Ученик спросил учителя:

- Вы мудрый, всегда в в хорошем настроении, никогда не сердитесь. Помогите мне стать таким.

Учитель попросил ученика принести картофель и прозрачный пакет и сказал ученику: «Если ты затаишь обиду на человека, возьми картофелину. На ней с одной стороны напиши свое имя, с другой имя этого человека, затем положи картофелину в пакет. Ты должен всегда этот мешок носить с собой. И каждый раз, когда на кого-нибудь обидишься или кого-то обидишь, добавлять в него картофель» .Ученик согласился.

Шло время. Пакет ученика пополнялся картошкой и стал тяжелым. Его неудобно было ежедневно носить с собой.

А тут картофель, что он положил в самом начале, стал портиться и приобрёл резкий неприятный запах.

Ученик вновь пришел к учителю и сказал: «Это уже невозможно носить с собой: пакет тяжелый и картофель испортился. Предложите что-нибудь другое».

На это учитель ответил:«Когда ты на кого-нибудь злишься, обижаешься, то у тебя в душе появляется тяжелый камень. Потом камней становится все больше и больше. Поступки превращаются в привычки, привычки – в характер, который рождает зловонные пороки. Это слишком тяжелый груз для тебя, но он постоянно с тобой. Ты увидел этот процесс со стороны».

Обсуждаем и делаем вывод.

Вывод : когда вы решите обидеться или обидеть кого-то, подумайте, нужен ли вам этот камень.

Проведение с подростками игр и упражнений:

Цель: созданию благоприятной атмосферы, развитие внимания, мышления; воображения; развитие невербальной коммуникации, координации своих действий, умение взаимодействовать в команде. Развитие навыков невербального общения.

1. Игра «Кенгуру»

Цель: создание благоприятной атмосферы, развитие внимания.

Количество участников: до 20 игроков.

Время проведения игры: 10 минут.

Ребята стоят по двое друг за другом,образуя круг. Ведущий «на ухо» каждому участнику, стоящему во внутреннем круге, говорит название разных животных. Те, кто стоит сзади-ловцы зверей. Ведущий называет животного. Участник внутреннего круга, услышав название своего животного, должен выпрыгнуть в круг, а стоящий сзади, поймать его и не пустить. Если участника поймал стоящий сзади игрок, игра продолжается с прежним ведущим. Если игрока не поймали, он становится ведущим и сам продолжает игру.

2. Игровое упражнение «Здравствуйте»

• развитие внимания, мышления;

• создание благоприятной атмосферы.

Количество участников: до 30 игроков.

Время проведения игры: 5 минут.

Дети сидят в кругу и считают до 60. Вместо числа 3 и числа,которое делится на 3 говорят: «Здравствуйте!». Кто ошибся, выходит из игры.

По окончании игры выбывшим дают задание (произнести скороговорку, прочитать четверостишье, одновременно хлопая в ладоши и др, изобразить танцевальное движение и др.)

3. Упражнения «Ищу друга».

• развитие невербальной коммуникации.

Количество участников: до 20 игроков.

Время проведения игры: 5-10 минут.

Ребятам раздать листы бумаги. У вас пропал друг.Каждый пишет: «Ищу друга»и указывает его лучшие качества. Листы не подписываются. Все объявления сдаются ведущему. Ведущий раскладывает по партам объявления. Учащиеся ходят, читают их и выбирают 3 самых лучших, которые больше всего им понравились. После этого зачитываются объявления, которые набрали наибольшее количество голосов. Обсуждается, почему именно эти объявления привлекли внимание, что в них особенного.

Ведущий: каждый человек обладает определёнными качествами, Но в каждом человеке можно найти нечто позитивное. Это и станет фундаментом благоприятного социально-психологического климата.

4 Упражнение «Вавилонская башня»

Материал: цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Описание: Ребята делятся на 2 команды. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню, соблюдая требования, описанные индивидуально для каждого участника. Время выполнения ограничено (5-7 минут).Каждое задание сохраняется в тайне и выполняется молча.Каждому члену команды дается индивидуальное задание на листе :

«Башня должна иметь 10 этажей»

«Башня имеет синий контур»

«Над башней развивается зелёный флаг»

«В башне всего 5 окон» и т. д.

Смысл упражнения: В ходе выполнения задания дети учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Упражнение «Поиск сходства»

Цель: Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.

Ресурсы: карточки с изображением животных, листы бумаги.

Описание: Класс делится на 2 команды. Первая команда должна написать на листе черты сходства (чем ребята похожи друг на друга, а вторая команда - черты различия (чем не похожи друг на друга).

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Смысл упражнения: работает на сплочение группы, дети начинают более внимательно присматриваться друг к другу, замечать, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Упражнение «Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Описание: Ведущий даёт детям определённые инструкции. Ребята должны выполнить всё, о чём говорит ведущий, но при этом,необходимо выполнять одно условие: нельзя при выполнении разговаривать.Задания: построиться в одну линию по росту, построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от школы, по цветам радуги в их одежде…

Смысл упражнения: Ребята лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Упражнение «Кто быстрее?»

Цель: сплочение коллектива.

Ход упражнения: Ведущий даёт указания, при которых ребята должна быстро, молча, без слов, построить, определённые фигуры, используя всех детей в команде.Перечень называемых фигур ведущим:

Смысл упражнения: координация совместных действий, распределение ролей среди ребят.

Публикации по теме:

«Право ребенка на дом, семью, любовь и понимание». Информационный проект для детей подготовительной к школе группы ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания.

Добрая шутка поможет наладить контакт Каждый родитель желает знать как провёл ребёнок день в детском саду. Наглядно-информационные стенды отчасти удовлетворят это желание,если.

Фотоотчет «Традиция «Я дарю тебе общение» Фотоотчет Традиция «Я дарю тебе общение» В нашей группе продолжается традиция «Я дарю тебе общение». Взрослые, часто пытаясь заработать,.

Консультация для воспитателей ДОУ «Общение педагога с детьми» Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними познавательной или эмоциональной информацией, опытом, знаниями,.

Консультация «Общение детей друг с другом» "Общение рассматривается как взаимодействие людей,направленное на согласование и обьединение их усилий с целью налаживания отношений и.

Общение ребенка с музыкой. Музыкотерапия Ранее общение ребенка с музыкой способствует полноценному физическому, психическому и личностному развитию. Прослушивание правильно подобранной.

Отчет о мероприятиях, направленных на безопасное поведение на водных объектах в летний период Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за.

Памятка для родителей «Общение с животными» Необходимо объяснить детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, потому что даже «свои» собака или кошка могут позволить.

Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Подборка игр, направленных на воспитание навыка правильной осанки Невозможно представить себе детство без игр. Даже самых маленьких, находящихся.

Традиция «Я дарю тебе общение» Традиция «Я дарю тебе общение» Маме всегда интересно узнать, как же дети ведут себя, когда её нет рядом. Конечно, им хочется видеть своих.

Похожая притча

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Читайте также: