Функции притчи в новом завете
Обновлено: 14.11.2024
Прообразы-события
Несколько ветхозаветных событий, как представляется, символизировали будущее.
- Сотворение света в первый день истории земли (Быт. 1:3) предполагает грядущее озарение мира ярким светом евангелия Христова (ср. 2 Кор. 4:6).
- Потоп во времена Ноя (Быт. гл. 6-8) символизировал внезапную гибель этого мира в конце времен (Мат. 24:37-39).
- Вода, чудесным образом истекавшая из камня в пустыне (Исх. 17:6), была прообразом животворящей воды, которую дает наш Господь (Иоан. 4:14; 1 Кор. 10:4).
- Манна с небес в пустыне (Исх. 16:14-16) была прообразом духовного Хлеба, посланного с небес, чтобы напитать человечество (Иоан. 6:32).
- Избавление семьи Ноя от развращенного мира посредством воды символизировало наше спасение от власти тьмы через крещение в царство Христово (ср. 1 Пет. 3:20-21; Кол. 1:13).
Необходимость избегать крайностей
При изучении библейских прообразов необходимо проявлять определенную меру осторожности. Некоторых крайностей нужно избегать.
Как указывалось выше, некоторые просто не признают библейские прообразы. Очевидно, что это – крайняя точка зрения, которая противоречит учению Библии. Другие исследователи полагают, что использование прообразов в Писании крайне ограничено. Третьи утверждают, что прообраз можно определить только в том случае, если это особо оговорено в Новом Завете. Это – крайняя точка зрения.
Если следовать логике такого высказывания, то придется сделать вывод, что пророчествами в Ветхом Завете являются только те из них, которые процитированы в Новом Завете. Другая крайность заключается в представлении о том, что практически каждый, пусть даже незначительный, элемент ветхозаветный системы был прообразом какого-либо новозаветного нюанса.
Авторы некоторых комментариев толкуют колья и веревки, использованные в устройстве скинии, как символы существенных новозаветных истин.
Истина лежит посередине.
Есть несколько принципов толкования, которые необходимо учитывать.
- Следует признать, что прообразы коренятся в реальной истории. Речь идет о реальных людях, географических названиях, событиях и т.п., которые были осознанно выбраны Богом с тем, чтобы приготовить приход христианской системы. Кто-то однажды написал: «Бог в прообразах предыдущих поколений учил Своих детей алфавиту. Теперь Он учит их читать, и буквы складываются в слово Христос».
- Должны быть убедительные свидетельства того, что Бог предназначил исполнение, или осуществление, прообраза в Новом Завете.
- Существует переход от прообраза к образу; от меньшего к большему; от материального к духовному; от земного к небесному.
- Необходимо различать в прообразе существенное и частное. Неумение или нежелание следовать этому правилу может привести к серьезным заблуждениям.
Например, комментатор отмечает: «Извержение Ионы из чрева огромной рыбы было прообразом воскресения Христа (Мат. 12:40). Однако возвращение Ионы на сушу вовсе необязательно символизирует восстановление израильской государственности в Палестине».
Теперь давайте рассмотрим несколько различных категорий ветхозаветных прообразов.
Определенное количество ветхозаветных персонажей благодаря занимаемому месту в истории искупления служат прообразами будущего.
Адам это прообраз Христа.
Он ввел грех в мир, а благодаря Иисусу человечество обрело возможность соприкоснуться с праведностью (Рим. 5:19). Это прообраз, в котором отражено противопоставление.
Мелхиседек прообраз Христа.
Кстати, этот факт разрушает всякое основание милленаризма. Если Христос еще не является царем (а именно это утверждают сторонники милленаризма), тогда Он еще не является священником, а мы по-прежнему пребываем в своих грехах!
Моисей прообраз Христа.
Моисей, исполняя благородную роль пророка, руководителя и посредника народа Божьего, был прообразом Господа Иисуса, Который совершает то же самое, но в более высоком звании (ср. Втор. 18:15; Деян. 3:22; 1 Кор. 10:2; Гал. 3:19, 27; 1 Тим. 2:5).
Несколько географических названий в Ветхом Завете, как представляется, имеют значение прообразов.
- Египет символизирует такое состояние рабства, которое заманивает грешника в зависимость до обращения (Гал. 4:2; Рим. 6:17; 1 Кор. 10:1-11).
- Иерусалим (Сион) символизирует вначале церковь, а затем – небеса (ср. Гал. 4:25-26; Евр. 12:22; Отк. 21:2).
- Вавилон, поработивший Божий народ в Ветхом Завете, представляет состояние отступнической церкви, которая отошла от простоты новозаветного образца (Отк. 14:8; 16:19; 17:5; гл. 18).
Что такое прообраз?
Библейский прообраз можно определить как «символ, символическое изображение чего-либо в будущем, в той или иной мере имеющее пророческую природу» (Буллингер, стр. 768).
Один из комментаторов Библии говорит, что прообраз это «показательное соотношение определенных персонажей, событий и общественных институтов Ветхого Завета с соответствующими им персонажами, событиями и общественными институтами Нового Завета».
Другой комментатор стал автором очень удачного краткого определения: «Прообраз это тень на страницах ветхозаветной истории, оставленная истиной, полное осуществление которой, то есть, образ, содержится в новозаветном откровении».
Суммируя вышесказанное, можно дать следующее определение.
Прообраз это подлинное историческое явление, предназначенное всеведущим Богом стать пророческим изображением благ, которые Он замыслил осуществить во Христе Иисусе.
Похожая притча
Одна из наиболее захватывающих областей изучения Библии это прообразы в Писании.
В последние годы эта тема приобрела сомнительную репутацию, что можно объяснить двумя причинами.
Во-первых, нелепые измышления некоторых исследователей произвели неприятное впечатление на многих людей, вследствие чего такого рода изучение стало считаться несостоятельным.
Во-вторых, дух религиозного либерализма повлиял на мышление некоторых людей. Поэтому они теперь склонны с сомнением относиться к сверхъестественным элементам Писания, и, так как прообразы соотносятся с пророчеством, им отказывают в праве на существование.
Однако в Библии очень четко говорится о том, что прообразы это важный элемент искупительного замысла Господа.
Предназначение притч
Притчи Иисуса Христа имеют по меньшей мере четыре предназначения.
- Притчи призваны прояснить некоторые духовные понятия для людей, искренне стремящихся к познанию истины. Например, в притче о немилосердном рабе (Мат. 18:21-35) преподается необходимость прощать других людей, как Бог простил нас.
- Притчи иногда скрывали истину от людей, которые могли неправильно ею воспользоваться (см. Мат. 13:13-15).
- Иногда притча помогала грешнику допустить правильность истины прежде, чем он осознает, каким образом она применима к нему самому (Мат. 21:33-45).
- Повествовательная форма притчи облегчала запоминание ее смысла.
Как изучать притчи
Притчи это замечательные средства обучения, но, будучи образными повествованиями, они могут подвергнуться неверному толкованию.
Нижеследующие правила помогут сделать изучение притч полезным занятием, приносящим добрые плоды.
- Необходимо внимательно изучать контекстуальную (историческую) подоплеку притчи.
Это поможет разгадать ее правильное значение.
Три притчи в пятнадцатой главе Евангелия от Луки, – о потерянной овце, о потерянной драхме и о блудном сыне, – стали следствием того, что фарисеи осуждали Христа за Его великодушное отношение к грешникам. - Необходимо исследовать грамматические и лексические формы притчи, потому что в них кроются важные аспекты истины.
В притче о злых виноградарях (Мар. 12:1-9) сын (Христос) представлен как «последнее» предложение Отца (ст. 6, ПК).
Это важно, так как другого средства спасения не будет. - Необходимо выделить главную истину притчи, например, «Кто мой ближний?» (Лук. 10:29), а затем обратить внимание на любые другие обоснованные дополнительные тезисы, которые можно извлечь из повествования.
Однако следует иметь в виду, что нельзя строить учение только на основании одиночных упоминаний каких-либо вопросов в притчах.
Тематика притч
Систематизация притч по общему принципу заголовка, который до определенной степени отражает их темы, может оказаться полезным, хотя следует признать, что такая классификация достаточно условна.
Притчи о царстве.
В некоторых притчах явно прослеживается акцент на царстве. Иногда они начинаются словами: «Царство Небесное подобно …».
Семь из них содержатся в тринадцатой главе Евангелия от Матфея: «Сеятель», «Плевелы», «Горчичное зерно», «Закваска », «Сокрытое сокровище», «Драгоценная жемчужина » и «Невод».
Также к этой теме относятся притчи «Работники в винограднике» (Мат. гл. 20), «Злые виноградари» (Мат. гл. 21), «Два сына» (Мат. гл. 21), «Горчичное семя» (Мар. гл. 4) и «Большой ужин» (Лук. гл. 14).
Притчи о грешниках.
Есть три притчи, которые имеют непосредственное отношение к грешникам; все три записаны в пятнадцатой главе Евангелия от Луки: «Потерянная овца», «Потерянная драхма» и «Блудный сын».
Притчи о прощении.
Некоторые притчи раскрывают тему прощения, например, «Ничего нестоящие рабы» (Лук. гл. 17), «Немилосердный раб» (Мат. гл. 18) и «Два должника » (Лук. гл. 7).
Притчи об управлении.
Служение подразумевает признание того, что Бог это Верховный правитель всего и над всем, что мы имеем. Мы всего лишь «домоправители» (управляющие) имущества Господа.
Три притчи посвящены этой теме: «Таланты», «Мины» (Лук. гл. 19) и «Богатый безумец» (Лук. гл. 12).
Притчи о молитве.
Есть три притчи (все в Евангелии от Луки), которые дают наставление о молитве: «Друг в полночь» (Лук. гл. 11), «Неправедный судья» (Лук. гл. 18) и «Фарисей и мытарь» (Лук. гл. 18).
Притча о помощи.
Притча о добром самарянине (Лук. гл. 10) стоит некоторым особняком, потому что в ней раскрывается вопрос о том, кто достоин нашей дружбы и помощи.
Притчи о готовности.
В заключение, есть четыре притчи, в которых разными средствами подчеркивается представление о том, что каждому из нас в конечном итоге придется держать ответ за свои поступки, и поэтому в данных притчах говорится о необходимости быть готовыми к вечности.
Это притчи «Бесплодная смоковница» (Лук. гл. 13), «Неверный управитель» (Лук. гл. 16), «Брак сына царя» (Мат. гл. 22) и «Десять дев» (Мат. гл. 25).
Похожая притча
Первичным конструктивным элементом притчи является образ. Всякая притча должна содержать в себе как минимум один главный образ, вокруг которого выстраиваются побочные образы. В четырех притчах, вошедших в поучение из лодки, как оно изложено у Матфея (Мф. 13:1–33), к главным образам относятся семя в первых двух притчах, горчичное зерно в третьей, закваска в четвертой. Вокруг образа семени в первой притче выстраиваются образы сеятеля, четырех видов почвы, птиц, терния, во второй — человека, посеявшего семя, его врага, посеявшего между пшеницей плевелы, зелени, плода, рабов, снопов, жнецов, житницы. В третьей притче побочные образы человека, посеявшего зерно, дерева и птиц, укрывающихся в ветвях дерева, выстраиваются вокруг главного образа. В четвертой вспомогательную роль выполняют образы женщины, положившей закваску в три меры муки, и вскисающего теста.
Впрочем, совсем не всегда удается определить, какой образ в притче является главным, а какой побочным. Кто важнее в притче о сеятеле — сам сеятель или посеянное им семя? Если исходить из того толкования, которое предложил Иисус, то основным образом является семя, поскольку оно символизирует слово Божие, а четыре вида почвы символизируют различную реакцию на него людей. Если же рассматривать притчу в христологической перспективе, с той точки зрения, какое отношение она имеет к деятельности и служению Иисуса, тогда на центральное место становится образ сеятеля. Если речь в притче идет о Боге, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45), то опять же центральным в притче оказывается образ сеятеля, щедро разбрасывающего семена вне зависимости от того, на какую почву они могут попасть. Расстановка акцентов в значительной мере зависит от толкования и от того, под каким углом зрения рассматривается та или иная притча, тот или иной образ.
В некоторых притчах налицо два или три главных образа. В притче о блудном сыне (Лк. 15:11–32) их три: отец, старший сын и младший сын. В притчах о богаче и Лазаре (Лк. 16:19–31), о неправедном судье и докучливой вдове (Лк. 18:1–8), о мытаре и фарисее (Лк. 18:9–14) их два. В притче о двух сыновьях (Мф. 21:28–32), несмотря на наличие отца, главными героями оказываются два сына; отец присутствует в притче лишь в силу необходимости и выполняет роль побочного персонажа. В притче о десяти девах (Мф. 25:1–13) мы видим два главных образа, оба коллективные: пять мудрых дев и пять неразумных. Что же касается образа жениха, то он может трактоваться либо как второстепенный, либо как главный — в зависимости от того, ставится ли при толковании акцент исключительно на разнице в поведении дев или на реакции жениха на их поведение.
Притчи с одним главным образом обычно строятся по принципу тщательной прорисовки этого образа и сопутствующих ему деталей. Горчичное зерно превращается не в какое-то абстрактное дерево, а в то, ветви которого становятся укрытием для птиц небесных (Мф. 13:32). Закваска кладется не просто в тесто, но в три меры муки (Мф. 13:33). Сокровище не просто где-то хранится, но скрыто на поле; купить его можно только вместе с полем; чтобы его купить, нужно продать все (Мф. 13:44). Бросив семя в землю, человек не просто продолжает заниматься своим делом: он и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он. И земля не просто произращает плод, но производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе (Мк. 4:27–28). Царь, идущий на войну, не просто просчитывает риски: он должен сесть и посоветоваться, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами, и если поймет, что не силен, отправит к своему противнику посольство просить о мире (Лк. 14:31–32).
Притчи с двумя главными образами нередко построены на принципе контраста, или противопоставления: мытарь противопоставляется фарисею; нищий — богачу; сын, исполнивший волю отца, — сыну, не исполнившему его волю; девы благоразумные — девам неразумным; милосердный государь — немилосердному рабу (Мф. 18:23–30).
Принцип контраста наиболее уместен в тех случаях, когда Рассказчик хочет достичь эффекта неожиданности. Так, например, в притче о богаче и Лазаре Иисус сначала крупными, яркими мазками рисует портрет богатого человека, пользующегося всеми благами мира сего, проводящего жизнь в роскоши; затем не менее красочно изображается бедняк, лежащий в струпьях у ворот дома богача. Эта ситуация хорошо знакома слушателям Иисуса: вполне возможно, что Сам Иисус, описывая ее, сделал зарисовку с натуры. Однако та ситуация, в которую оба — и богач, и нищий — попадают после смерти, слушателям неизвестна, и здесь их ожидает множество сюрпризов: оказывается, Лазарь попадает на лоно Авраамово, а богач в ад; выясняется, что облегчение страданий в аду невозможно и что никакое чудо не может спасти тех оставшихся в живых братьев богача, которые не слушаются Моисея и пророков (Лк. 16:19–31).
В притчах с тремя или более действующими лицами линии напряжения (или взаимодействия, или противостояния) иногда возникают между одним персонажем и каждым из прочих персонажей в отдельности. В притче о талантах (Мф. 25:14–30) господин сначала требует отчет у раба, получившего десять талантов, затем от получившего пять; наконец он требует отчет от получившего один талант, и здесь разворачивается конфликт между господином и рабом.
Иногда же во взаимодействие вступают различные персонажи, как это происходит в притче о блудном сыне (Лк. 15:11–32). В ней несколько сюжетных линий: первой и основной являются взаимоотношения отца с младшим сыном, второй — отношение старшего сына к отцу (я столько лет служу тебе… но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими). Попутно мы узнаем об отношении старшего сына к своему младшему брату (этот сын твой, расточивший имение с блудницами). Линии напряжения возникают то между отцом и младшим сыном, то между отцом и старшим, то между двумя братьями, один из которых не хочет даже видеть другого (осердился и не хотел войти).
Все образы, используемые Иисусом в притчах, заимствованы из повседневной жизни и охватывают различные области человеческой деятельности. В притчах Иисуса речь идет о царях и подданных, господах и рабах, богачах и бедняках, родителях и детях, заимодавцах и должниках, сеятелях и жнецах, рыбаках и их улове, хозяине и его овцах. Упоминаются различные денежные единицы (таланты, мины, драхмы), различные виды растений и злаков (смоковница, пшеница, плевелы, терние), разные животные (овцы, козлы, свиньи), птицы и рыбы. Основные образы заимствованы из жизни галилейской деревни; реже используются образы из городского быта 1 Scott B. B. P. Hear Then the Parable. P. 79. .
Оперируя знакомыми для Его слушателей образами, Иисус учит их от земной жизни возноситься умом к той реальности, которую Он называл Царством Небесным или Царством Божиим. Для Него присутствие этой реальности в земной жизни людей очевидно: она незримо наполняет собой человеческий быт, человеческие взаимоотношения, просвечивает сквозь различные предметы и явления, окружающие людей, придает всей их жизни смысл и оправдание. Однако для Его слушателей эта реальность не очевидна: их ум прикован к земным предметам в их изначальном, земном значении. Даже ученики оказываются не способны воспринять метафорический язык Иисуса: Он призывает их беречься закваски фарисейской, а они думают о том, что не взяли хлеба (Мк. 8:15–16). Иногда Он к ним обращает те же слова, которые относил к прочим, внешним: Еще ли не понимаете и не разумеете? Еще ли окаменено у вас серд це? Имея очи, не видите? имея уши, не слышите? и не помните? (Мк. 8:17–18).
Размышляя о том, почему Иисус обращается к образам из жизни природы и из человеческого быта, святитель Николай (Велимирович) пишет:
Помещенный в этот мир человек словно погружен в море премудрости Божией, выраженной в притчах. Но тот, кто смотрит на сию премудрость только очами, не видит ничего, кроме платья, в которое она облечена; смотрит и видит одеяние природы, но дух и ядро природы не видит; слушает и слышит природу, но слушает и слышит бессмысленные голоса, а смысла не понимает. Ни оком нельзя увидеть сердцевину природы, ни ухом уловить смысл ее. Дух обнаруживает дух; осмысление находит смысл; разум встречается с разумом; любовь чувствует любовь… Мир есть богатая сокровищница поучительных притч, и тот, кто будет так его воспринимать и таким образом им пользоваться, не падет и не посрамится. И Сам Господь наш Иисус Христос в поучение людям часто использовал притчи, изображающие природу, то есть вещи и события мира сего. И часто Он брал для поучений обычные вещи и обычные события, чтобы показать, сколь питательное ядро и сколь глубокое содержание во всех них скрывается… Христос, как нарочно, выбирает из мира сего самые заурядные вещи, чтобы открыть людям тайну вечной жизни. Ведь что может быть обычнее соли, закваски, зерна горчичного, солнца, птиц, травы и лилий полевых, пшеницы и плевелов, камня и песка. Веками люди смотрели на обычные события, похожие на те, что описаны в притчах о сеятеле и семени, о пшенице и плевелах, о талантах, о блудном сыне, о злых виноградарях, но никому и в голову не приходило, что под листвою этих событий скрывается ядро, столь питательное для духа человеческого, пока Господь Сам не рассказал сии притчи, не растолковал их значение и не показал их ядро 2 Николай (Велимирович), свт. Творения. Кн. 2. С. 325–327. .
Ключом к пониманию притчи является вера. Это, опять же, сближает притчу с чудом. От тех, у кого сердце окаменело, кто не видит очами и не слышит ушами, смысл притчи остается сокрытым. Как чудеса Иисуса не убеждали книжников и фарисеев в истинности Его учения, так и Его учение, изложенное в притчах, не убеждало их в том, что Он — посланный от Бога Мессия. Напротив, благодаря вере многие свидетели чудес Иисуса и слушатели Его притч приходили к пониманию Его мессианской роли.
Одной из особенностей прямой речи Иисуса было то, что Он говорил как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи (Мф. 7:29). Другой, не менее характерной особенностью было Его умение о сложных вещах говорить просто, облекать трудные для восприятия истины в простые образы. В этом смысле можно утверждать, что притчи не только усложняли восприятие: одновременно они и облегчали его.
Некоторые высказывания Иисуса, не облеченные в форму притч, казались настолько не соответствующими общепринятым земным стандартам, что реакцией на них было недоумение и негодование даже ближайших к Нему людей. Услышав Его слова о том, что легче верблюду пройти сквозь игольное ухо, чем богатому войти в Царство Небесное, ученики весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? (Мф. 19:25). Реакцией на Его слова о разводе стало недоумение: Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться (Мф. 19:10). Нагорная проповедь с ее прямыми призывами к духовному совершенству и по сей день кажется многим заведомо недостижимым идеалом, не соотносящимся с земной реальностью. Что же касается реакции книжников и фарисеев на поучения Иисуса, то она была резко негативной с самого начала Его служения до самого конца, причем их внутренняя агрессия по отношению к Нему и их раздражение Его деятельностью только возрастали.
Притчи не давали поводов для столь резкой реакции, оставляли больше пространства в душе и уме слушателей (даже из числа книжников и фарисеев) для размышления и самоанализа. Для тех же, кто был изначально открыт к проповеди Иисуса, чье сердце было подобно плодородной почве (Мф. 13:8), каждая притча становилась указательным знаком на пути в Царство Небесное, даже если это Царство скрывалось за земными образами и подобиями.
Не последнюю роль в притчах Иисуса играют юмор и ирония 3 См. об этом: Ford R. Q. The Parables of Jesus. P. 124–126. . Тонким юмором пронизана притча о детях, играющих на улице (Мф. 11:16–17). Героем притчи о неправедном управителе становится гротескный персонаж, мошенник, чьи действия описываются не без доли иронии (Лк. 16:1–8). Юмор присутствует в описании таких персонажей, как судья из притчи о докучливой вдове (Лк. 18:2–5). Поведение человека, не хотевшего подняться с постели среди ночи, чтобы открыть своему другу (Лк. 11:7), «вызывало сдержанную улыбку у всех, кто слушал историю, потому что это было так похоже на то, что происходит в жизни» 4 Kistemaker S. The Parables of Jesus. P. 177. .
Аналогичную улыбку мог вызывать богач, рассуждавший сам с собой: Что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю б ольшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись (Лк. 12:17–19). Однако улыбка должна была исчезнуть с лиц слушателей, когда они узнавали продолжение: обращенные к богачу слова Бога, неожиданно появляющегося в истории и полностью меняющего ее тональность.
Прообразы в обычаях
Многие обычаи Ветхого Завета были «тенью будущих благ» (ср. Евр. 10:1).
- Например, на Пасху закалывали ягненка без порока (Исх. 12:5), не ломая его костей (Исх. 12:46). Он был прообразом смерти Христа (ср. 1 Кор. 5:7), непорочного и чистого Агнца (1 Пет. 1:19), кости Которого остались целыми (Иоан. 19:33-36).
- Праздник первых плодов (Лев. 23:10), то есть, Пятидесятница, отмечался принесением в жертву начатков урожая как знамение обильной жатвы в будущем. Этот обряд символизировал приток иудеев в церковь Христову на земле (Рим. 11:16) и воскресение Господа Иисуса как данный Богом залог всеобщего воскресения в последний день истории человечества (1 Кор. 15:20, 23).
- Праздник кущей был учрежден в ознаменование странствий Израиля по пустыне (Лев. 23:43). Но он также был призван напоминать нам, что мы всего лишь странники на этой земле (1 Пет. 2:11), и однажды и мы сложим с себя эту земную скинию (2 Кор. 5:1; 2 Пет. 1:13-14) ради вечного обиталища на небесах (ср. Евр. 11:9-13).
Есть много других ветхозаветных прообразов, которые невозможно охватить в этой короткой статье. Однако даже этот беглый обзор показывает, насколько увлекательным может быть их изучение.
Конечно, при этом нужно применять здравый смысл и осторожность, чтобы не впадать в крайности. Бог желает, чтобы мы, изучая библейские образы и прообразы, познавали ценные уроки.
Обратите внимание на слова Павла, связанные с историей странствий Израиля по Синайской пустыне: «А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы» (1 Кор. 10:6; ср. 10:11). Давайте же познавать эти примеры, эти «наглядные средства обучения», включенные Господом в текст Священного писания.
Притчи Иисуса Христа
— земная история с небесным смыслом
Учение Иисуса Христа было бы увековечено, даже если бы сохранились только Его притчи, эти бесценные сокровища, существующие вне времени.
Притча это «земная история с небесным смыслом».
Притчи Иисуса Притчи ИисусаЖемчужины в притчах
Мы уже отмечали, что, как правило, в притче присутствует один основной элемент истины, хотя в ней может быть несколько дополнительных ценных уроков. В данном разделе мы попробуем рассмотреть по одной притче из приведенных выше категорий.
Отношение.
Притча о сеятеле (Мат. гл. 13) призвана показать различное отношение, с которым люди реагируют на знакомство с евангелием Христа.
- Земля «при дороге», то есть, на обочине, это холодное сердце, непроявляющее никакого интереса к учению Иисуса.
- Каменистая почва с очень тонким плодородным слоем символизирует поверхностного человека, который с готовностью принимает евангелие, но затем, когда начинаются гонения, быстро отступает от него.
- Земля, на которой произрастает зерно и тернии, можно назвать «перенасыщенной» почвой. Ее плодородие заглушается эгоистичными интересами, которые становятся «более важными», чем евангелие. Вечное подчиняется преходящему.
- Наконец, добрая земля символизирует честное и доброе сердце, которое с благодарностью принимает евангелие и производит плод в соответствии со своими способностями.
Семь из них содержатся в тринадцатой главе Евангелия от Матфея: «Сеятель», «Плевелы», «Горчичное зерно», «Закваска », «Сокрытое сокровище», «Драгоценная жемчужина » и «Невод».
Также к этой теме относятся притчи «Работники в винограднике» (Мат. гл. 20), «Злые виноградари» (Мат. гл. 21), «Два сына» (Мат. гл. 21), «Горчичное семя» (Мар. гл. 4) и «Большой ужин» (Лук. гл. 14).
Грешники.
Вероятно, самая любимая притча о грешниках это притча о блудном сыне (Лук. гл. 15).
Неразумный сын потребовал свою долю в наследстве. Получив то, что ему причиталось, он отправился в дальнюю страну, где проводил время в развлечениях. Но за грех приходится платить очень высокую цену, и в конечном итоге юноша растратил все свои средства и превратился в неудачника.
В конечном итоге несостоявшаяся жизнь вернула его к реальности. Он подавил гордыню и вернулся домой. Любящий отец ждал его и великодушно принял к себе.
Конечно, все это показывает сострадание Господа Иисуса, отличное от неприязненного отношения фарисеев.
Прощение.
«Прощение» это одно из самых удивительных слов в Писании. В ответ на ограниченное отношение Петра к прощению (Мат. 18:21) Христос рассказал притчу о немилосердном рабе (стихи 23-35).
Некий правитель обнаружил, что один человек задолжал ему огромную сумму денег, которую он никогда не смог бы выплатить самостоятельно. Если он получал среднюю плату наемного работника того времени (Мат. 20:2) и полностью отдавал ее в уплату долга, ему понадобилось бы 200000 лет, чтобы ликвидировать задолженность!
Конечно, это символизирует наш долг перед Богом по причине наших грехов.
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
(Рим.6:23)
Человек не может «заработать » свое спасение.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.
(Еф.2:8,9)
Однако, вымолив прощение, этот человек разыскал своего товарища, который задолжал ему пустячную сумму. Он без сожаления заставлял его платить, не обращая внимания на просьбу потерпеть. Когда другие люди обратили внимание на это недостойное поведение, они сообщили о нем царю, который бросил этого «немилосердного раба» в темницу!
Господь дал четкое пояснение этой притчи. Если мы несогласны искренне прощать других людей, Бог откажет нам в помиловании.
13 Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
(Иак.2:13)
Управление.
Земля и все, что ее наполняет, принадлежит Господу (Пс. 23:1). Человек это всего лишь «управитель» (управляющий), который в конечном итоге должен держать ответ по итогам своей работы.
и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.
(Лук.16:2)
От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
(1Кор.4:2)
Но алчные люди изо всех сил противятся этой концепции «управления», поэтому в Писании большое внимание уделяется опасностям, которые таит в себе материализм.
Один человек пожаловался Иисусу на своего брата, который, предположительно, обманывал его в вопросе разделения наследства. Господь увидел в этом человеке любостяжание и предостерег его от этого порока при помощи притчи о богатом безумце (Лук. гл. 12).
У одного удачливого земледельца был хороший урожай зерна, который не могли вместить его «житницы» (амбары). Он не знал, что ему делать, но при этом не подумал о помощи другим людям, амбары которых были пусты. Он решил расширить свои хранилища и радовался тому, что его благосостояние было обеспечено на многие годы. Но Бог прервал его размышления, сказав, что той же ночью у него потребуют душу!
Он слишком поздно познал урок о том, что материальное богатство не дает никакой уверенности. Гораздо лучше «богатеть в Бога», чем иметь полные амбары!
Молитва.
Однажды ночью, когда хозяин дома уже спал, в дверь вдруг Однажды ночью, когда хозяин дома уже спал, в дверь вдруг постучали. К соседу пришел неожиданный гость, и ему для встречи друга понадобилась еда (три буханки хлеба). За помощью сосед пришел в этот дом. Человек, которого разбудили, был недоволен и вначале отказался открыть дверь, не желая, чтобы его беспокоили. Однако сосед продолжал стучать до тех пор, пока рассерженный друг не встал с постели, чтобы дать ему просимое.
Затем Спаситель сказал, что, даже если на упрямого соседа можно повлиять «неотступностью» (то есть, настойчивостью), то разве любящий Бог не проявит больший интерес к нуждам Своего народа?
Господь и дальше будет благословлять людей, имеющих достаточную веру, чтобы продолжать молиться Богу о своих нуждах. Молитва действует вне зависимости от того, понимаем мы, как это происходит или нет.
Человечность.
В одной из самых известных притч рассказывается о двух людях, которые, если можно так выразиться, были «естественными» врагами.
Один был иудеем, другой – презренным самарянином. Так исторически сложилось, что иудеи и самаряне не общались друг с другом (Иоан. 4:9). Между ними стояла толстая стена ненависти (см. Лук. 9:51-56). Когда же один законник цинично спросил: «Кто мой ближний? », пытаясь уйти от некоторых обязательств закона (ср. Лев. 19:18), Иисус рассказал эту памятную притчу о милосердном самарянине (Лук. гл. 10).
Иудей шел из Иерусалима в Иерихон (чуть меньше тридцати километров), когда на него напали разбойники, которые ограбили его и сильно ранили. В таком состоянии его увидели сначала священник, а затем левит, – оба были служителями иудейской религии, – но они прошли мимо, закрыв глаза на его страдания.
Наконец к месту происшествия пришел самарянин. Можно было бы подумать, что он, будучи врагом, тоже пройдет мимо, но нет, – он проявил сострадание к незнакомому человеку. Он сам оказал раненому необходимую помощь, а затем отвез его в гостиницу. Он дал хозяину гостиницы денег, которых, по подсчетам, хватило бы на три недели проживания, и обещал заплатить еще, если в этом возникнет необходимость.
Какой удивительный пример благожелательности и заботы – подлинная религия «второго поприща»!
Затем Иисус призвал законника, который задал вопрос о ближнем, следовать примеру самарянина.
Из этой притчи мы узнаем, что быть «ближним» не имеет ничего общего с национальными и расовыми предпочтениями. Быть ближним это черта характера, любовь ко всем людям, сотворенным по образу Божию.
Готовность.
В Новом Завете много говорится о необходимости быть готовыми к возвращению Господа. Этой теме посвящено несколько притч Спасителя.
Например, всего за несколько дней до смерти Иисус призывал учеников готовиться к вечности и рассказал им притчу о десяти девах (Мат. гл. 25). Десять дев были приглашены на большой свадебный пир. Они пришли в дом жениха, захватив с собой «светильники» (масляные лампы), потому что жених мог прибыть в любой час дня или ночи.
Когда жених прибыл, всех собравшихся пригласили на пир, а затем заперли дверь. Когда неразумные девы через некоторое время пришли к дому, их не пустили внутрь, потому что они не подготовились должным образом, и в этом отразилось их неподобающее отношение к хозяину пира.
Основная мысль этой притчи понятна. Люди, любящие Господа и готовящиеся к встрече с Ним, будут допущены в Его присутствие; другие же будут исключены из блаженного общения с Ним.
Обратите внимание на то, что все приготовления должны быть сделаны до наступления сна, то есть, смерти. Нет никакого посмертного плана спасения (например, чистилища или крещения за мертвых).
Прообразы-предметы
Определенные предметы, упоминаемые в Ветхом Завете, предваряют новозаветные истины.
Греческое значение притч
Даже скептики соглашаются с тем, что наш благословенный Господь Иисус был великим учителем. Люди, которые не верят в Библию как слово Божье, признают, что Иисус был величайшим учителем.
Действительно, Иисус был наилучшим из всех учителей, когда-либо живших на земле. Он говорил о вещах, которые были понятны людям, и использовал это, чтобы научить людей тому, чего они не знали. Для этого Иисус часто использовал притчи.
«Притча» в большинстве случаев это перевод греческого слова parabole , в котором para означает «рядом, около»; «вдоль»; «вблизи» и т.п., а ballo – «бросать; кидать»; «наносить удар». С течением времени оно приобрело значение «уподоблять; сравнивать».
Иисус часто уподоблял и сравнивал в Своем учении. По современным меркам, Иисус не придерживался формализованных методов в обучении.
Произнося Нагорную проповедь, Он сидел на горе (Мат. 5:1). Рассказывая притчу о сеятеле и многие другие, Он сидел в лодке, в то время как Его многочисленные слушатели стояли на берегу (Мат. 13:1-3).
Иисус говорил о царстве небесном, или церкви, которую Он создаст. Он сравнивал это царство со следующими жизненными ситуациями.
- Сеятель бросил семена на разные типы почв.
- Один человек посеял доброе семя на своем поле, на котором также выросли и плевелы.
- Горчичное семечко, превращающееся в дерево.
- Женщина, заквашивающая три меры муки.
- Человек, продающий все имущество для покупки поля, на котором он нашел сокровище.
- Купец, ищущий большие и ценные жемчужины.
- Невод, который принес рыбу всякого рода.
Учение нашего Господа было простым, но в то же время понятным и убедительным!
В заключение необходимо лишь отметить, что притчи Иисуса это шедевры наставления и воодушевления. Их внимательное изучение вознаградит вас благословением.
Обзор материала для изучения:
- Дайте краткое описание библейского прообраза.
- Перечислите четыре признака истинного прообраза.
- В чем заключалось довольно необычное значение Адама как прообраза Христа?
- Каким образом Мелхиседек, будучи прообразом Христа, опровергает учение милленаризма?
- Что символизировал древний Вавилон (в шести упоминаниях в Книге Откровения)?
- В каком смысле медный змей в Синайской пустыне указывал на Христа?
- Какие три служения в Ветхом Завете были связаны с помазанием елеем?
- В день искупления первосвященник использовал двух козлов. Что символизировал каждый из них?
- Перечислите несколько сходств между пасхальным агнцем и Иисусом.
- Что говорит о ценности ветхозаветных прообразов для христиан апостол Павел?
Продолжение темы духовных прообразов вы можете найти в этом разделе сайта:
Прообразы в служении
В Ветхом Завете было три вида служения, на которые люди назначались через помазание.
Пророки (3 Цар. 19:16), священники (Исх. 28:41) и цари (1 Цар. 10:1) проходили через обряд помазания в ожидании пришествия Помазанника (ср. Дан. 9:25- 26, ВЗПД), нашего Пророка (Деян. 3:22), Священника (Евр. 3:1) и Царя (Отк. 17:14).
Мы, христиане, также имеем помазание от Бога (2 Кор. 1:21), и мы служим пророками (конечно, не в буквальном смысле, но как глашатаи слова Божьего, ср. 1 Кор. 11:4-5), священниками и царями (ср. 1 Пет. 2:9; Отк. 1:6).
Таким образом, помазание в Ветхом Завете предваряло деятельность Христа и наше служение Ему.
Определенные обрядные действия ветхозаветной системы символизировали искупительное деяние Мессии.
Например, в день примирения, который иудеи отмечали ежегодно, среди прочих ритуалов первосвященник приводил к входу в скинию двух козлов. Путем жребия определяли одного козла как «жертву за грех», а другого оставляли «живым пред Господом» (Лев. 16:9-10).
Кровью заколотого козла первосвященник кропил крышку ковчега (седалище милосердия) в свято-святом месте. Это, конечно, было прообразом жертвенной смерти Христа (Евр. 9:11-12).
Затем первосвященник возлагал руки на живого козла и исповедовал над ним все беззакония народа, после чего козла уводили в пустыню (Лев. 16:21-22).
Эти два козла были, если можно так выразиться, двумя сторонами одной медали. Они оба составляли единую жертву Христа.
Один козел символизировал Его смерть и искупительное действие Его крови, другой – Его воскресение (ср. Рим. 4:25) и полное очищение наших грехов (ср. Ис. 53:4, 6; Иоан. 1:29).
Обратите также внимание на аналогичную церемонию, связанную с очищением от проказы (Лев. 14:4-7).
Для этого выбирали двух птиц, – одну закалывали, а другую окунали в ее кровь и отпускали на волю.
Новозаветная терминология
В греческом тексте Нового Завета употребляются несколько слов, обозначающие то, чему мы дали определение прообраза.
Во-первых, есть слово typos («отпечаток, форма, образец»), довольно многозначное, но, несомненно, употребленное в рассматриваемом нами смысле в Послании к Римлянам 5:14.
Павел говорит, что Адам «есть образ (typos) будущего », то есть, Христа. В более поздних переводах используется слово «прообраз» (см. ПК, ВПНЗ, НЗПГ).
Во-вторых, употребляется слово skia , которое переводится «тень». В Послании к Колоссянам 2:17 говорится о том, что некоторые элементы закона Моисеева были «тенью будущего» (ср. Евр. 8:5 – «тень небесного»; Евр. 10:1 – «тень будущих благ»).
В-третьих, в Новом Завете используется слово hypodeigma , переведенное «образ» («отображение », ПК; «подражание», СПБТ; «подобие», НЗПГ) и употребляемое в связи с «тенью» в Послании к Евреям 8:5 (ср. Евр. 9:23).
В-четвертых, греческое слово parabole употребляется в Послании к Евреям 9:9, где идет речь об «образе настоящего времени» (ср. Евр. 11:19).
Наконец, необходимо отметить слово antitypos , переведенное «образ» в Послании к Евреям 9:24 («отображение», ПК; «отпечаток», НЗПГ) и 1 Послании Петра 3:21 («прообраз», ПК). Это слово в его новозаветном употреблении обозначает то, что является исполнением пророческого предсказания.
Читайте также: