Дом соборного притча кострома

Обновлено: 22.11.2024

Произошло это в тот момент, когда у беседки Островского совершали свадебную фотосессию молодожены, поэтому кадры обрушения оказались на видео, тут же попали в социальные сети, набрали множество «лайков» и оказались хитом Интернета.
Каменный дом печально знаменито тем, что несколько лет его владельцев пытаются заставить привести памятник в должный вид. Здание соборного причта, построенное в первой трети 19 века, требовала отремонтировать областная администрация, о нем снимались многие сюжеты на ТВ, однако ничего не менялось. Растяжка красного цвета, с номером телефона и надписью «продается», которая долго висела над зданием и маскировала трещины на фасаде, стала в городе поводом для злых шуток.

На интернет-форумах костромичи высказывают догадки, что здание специально хотели довести до такого состояния, чтобы оно рухнуло само. После этого на его месте можно было бы построить что-то другое – такие случаи в Костроме уже были, а в более крупных городах это давно отработанная технология.

Губернатор потребовал собрать все документы, необходимые для возбуждения уголовного дела.

Здание собираются отремонтировать за счет бюджета, а потом потребовать у собственника возместить затраты.
Из истории города

дом соборного причта на ул. Чайковского 21а

Похожая притча

Костромской кремль не раз выдерживал неприятельские осады. В 1609 году сильный отряд польских интервентов пытался захватить Кострому, но был отбит огнём крепостной артиллерии, причём, как свидетельствуют документы «из большого наряда» (т.е. пушек) побили много врагов.

Большинство горожан жили вне стен кремля и перебирались туда только в случае опасности. Но и в самом креме в XVII веке находилось около 200 домов и административные учреждения, в том числе воеводская изба. Она оставалась там вплоть до посещения Костромы императрицей Екатериной II в 1767 году. В честь ее в кремле построили специальные триумфальные ворота.

Вскоре Костромской кремль сгорел со всеми постройками, его восстановление признали ненужным. В начале XIX века валы с северной части были скрыты, а южной снижены, рвы засыпаны. Часть кремлёвской территории отвели под бульвары, а оставшуюся землю передали Успенскому собору, который в 1776-1791 годах при восстановлении после пожара был значительно перестроен и расширен.

Архитектурный комплекс Костромского кремля, сохранявшийся в целости до 1934 года, состоял из Успенского и Богоявленского соборов, колокольни, двух жилых домов и ограды.

Колокольня Костромского кремля

Большой интерес представляет соборная колокольня, выстроенная также по проекту С. А. Воротилова. У нее имелись черты сход­ства с проектом 1748 года неосуществленной ко­локольни Смольного монастыря в Санкт-Петербурге Ф. Б. Растрелли, известным по чертежам из му­зея «Альбертина» в Вене и Национальной биб­лиотеки в Варшаве. В то же время, у костром­ской колокольни много было и своеобразных черт. При взгляде на колокольню создавалось впечатление, что ее нижний ярус как бы входит в композицию Богоявленского собора, сливается с ним, имея общую с собором систему убранства (пилястры тосканского ордера на рустованном фоне, венчающнй карниз с фризом нз чередую­щихся метоп и триглифов). Обращает на себя внимание н такая особенность колокольни, как приземистость пропорций ее второго яруса. Кро­ме того, там, где Растрелли использует для смягчения перехода от одного яруса к другому волюты, Воротилов применяет открытые площадки-галерен, образованные балюстрадой и пьедесталами для декоративных ваз обходя­щие каждый из ярусов колокольни.

Границы между ярусами оказываются, таким образом, более отчетливыми, а горизонтальные членения более явственными. Усилено и живописное на­чало костромской колокольни, повышенная пла­стичность ее убранства, лейтмотивом которого служит пучок из белоснежных колонн, эффект­но воспринимавшихся на голубом фоне стены.

Колокольня Богоявленского собора встала в самом центре кремля, возвышаясь над ним в вы­соту примерно на 64 метра. Она была уникаль­ным для города зданием, имевшим, кроме куль­тового, и большое общественное значение. Через колокольню ходили в соборную библиотеку, с открытых площадок ее верхних ярусов можно было любоваться окрестными далями, а в 1820 го­ду в ее куполе поместили часы тульской работы, бой которых можно было слышать нз любой части города.

Художники Г. Г. и Н. Г. Чернецовы, побывавшие в Костроме в 1838 году, были поражены красотой и грандиозностью этого сооруже­ния.

Похожая притча

Венчая берег Волги, на насыпи, сохранившейся от деревоземляных укреплений древнего Костромского Кремля, стоит Беседка А.Н. Островского. Историческую деревянную беседку любил посещать драматург, она запечатлена на многих картинах Бориса Кустодиева. Конечно, именно в этой беседке он никогда не бывал, так как она была построена в 1956 году, но примерно на том месте, откуда Островский нередко любовался пейзажем Волги, считая его одним из лучших видов, которые ему доводилось наблюдать.

Не случайно эта беседка видна в фильме «Жестокий романс», снятом по пьесе А.Н.Островского «Бесприданница». Фильм снимали в Костроме, городе, который послужил прототипом многих волжских городов в пьесах драматурга.

Сейчас беседка стала одной из главных достопримечательностей города, и, наверное, не только благодаря имени Островского, но и оттого, что из нее действительно открывается великолепный вид на Волгу.

От беседки по дорожке вдоль крутого обрыва выходим в памятнику Ленину. Из достопримечательностей советского периода, расположенных на территории бывшего кремля, эта, пожалуй, наиболее интересна. В первую очередь – историей постамента, на котором он стоит. Так как постамент, на котором он установлен предназначался представителям царского дома Романовых к его 300-летию. Этот памятник был разработан до революции, но соорудить успели лишь постамент. К тому же он один из крупнейших памятников вождю СССР.

Успенский собор

Необычнобылн ориентированы абсиды у собора, — не на восток, как было принято, а на север, в сторону урочища на Запрудне, где, по преданию, «явилась» Костроме в XIII веке Феодоровская икона Божией Матери. В 1666 году к собору был пристроен придел Федора Стратилата. Успенский собор дважды перестраивался — после пожара 1678 года и в 1775—1778 годах. В результате он увеличился почти вдвое, а его фасады получили элементы декора в стиле барокко. Именно в перестроенном виде собор и запечатлен на его многочисленных фотографиях XIX—XX веков.

Стенопись костромского Успенского собора представляла большой историко-художествен­ный интерес, так как была выполнена в XVIII веке по следам более древней росписи, от­носившейся к 1699 году. Расписывали собор в 1775—1778 годах ярославские живописцы братья Дмитрий и Кузьма Иконниковы, Федор Илларио­нов Пототусв и другие. Роспись собора относится к числу не дошедших до нас работ ярославской школы стенного писания XVII—XVIII веков, до­кументированных по настенным летописям.

Из Успенского собора происходит одно из интереснейших произведений древнерусской станковой живописи — икона «Богоматерь Федо­ровская» 1239 года. Специалисты считают, что костромская икона является едва ли не копией знаменитой иконы «Богоматерь Владимирская» XII века (Государственная Третьяковская гале­рея). Икона «Богоматерь Федоровская» была святыней Костромы, её хранительницей, и пользовалась большой известностью иа Руси.

В XVII—XVIII веках с неё делались многочис­ленные «списки», а со второй половииы XVII века получили распространение и так называе­мые житийные иконы «Богоматери Федоров­ской» с подробным рассказом в клеймах об исто­рии появления иконы в Костроме и «чудесах» от нее.

Среди подобных произведений выделяется высоким качеством исполнения икона «Богома­терь Федоровская в чудесах» из Ипатьевского монастыря, написанная, как предполагают, в 80-х годах XVII века прославленным костромским живо­писцем Гурием Никитиным.

Другая икона из Успенского собора — «Апока­липсис» 1559 года. Первоначально она находи­лась в соборе костромского Богоявленского мо­настыря, куда была подарена царем Иваном Грозным. В центре этой громадной нконы (186X161 см) изображен Иоанн Богослов с Прохором, а по краям бесчисленные клейма, ил­люстрирующие видения апостола. В символико- аллегорической форме икона повествует о судь­бах вселенной при «конце света», о «втором пришествии» Иисуса Христа и о «будущей жиз­ни». Имеются основания считать, что мастер, писавший эту икону, был хорошо знаком с рос­писями московского Благовещенского собора, а в Успенском соборе Московского Кремля он видел и изучал нкону «Апокалипсис» безвест­ного кремлевского мастера конца XV века. Оп­ределенное влияние икона из костромского Бо­гоявленского монастыря могла оказать на авто­ра фрески «Апокалипсис» в западной галерее костромской посадской церкви Воскресения на Дебре.

Бо­гоявленский собор

Незаурядным памятником русского провинци­ального барокко XVIII века следует считать Бо­гоявленский собор (1776—1791 гг., также не со­хранился). Его заказчиком был Симон II Лагов, архиепископ Костромской и Галнчскнй. Подобно многим другим церковным деятелям XVIII века, Симон Лагов отличался любовью к архитекту­ре. При его «особом попечении», например, был выстроен в 1774 году в городе Галиче Пре­ображенский собор с барочным убранством сво­их интерьеров.

После пожара в Костроме в 1773 году Симон Лагов приступил к осуществле­нию своих строительных замыслов и в Костром­ском кремле — разборке обгоревших каменных зданий Крестовоздвижснского монастыря, возведению нового теплого собора, ремонту старого Успенского собора XVI—XVII веков, строитель­ству «архиерейского подворья» из четырех жи­лых домов. Особое значение при этом придава­лось постройке высокой соборной колокольни, которая выделила бы новый кремль в общей па­нораме города с реки Волги.

Святые ворота (Триумфальные) Костромского кремля

В число кремлевских достопримечательностей входило еще одно сооружение — так называе­мые Святые ворота в ограде Успенского собора. Считается, что они выстроены около 1767 года к приезду в Кострому императрицы Екатерины II, то есть именовались иногда «триумфальными» не случайно. Г. К. Лукомский писал о них: «Во­рота эти блестящий пример фантастической ар­хитектуры, пресыщеннаго «барокко», попавшего на провинциальную почву. Все архитектурные формы этого стиля получили здесь самое курь­езное развитие. Провинциализм этого барокко выражается и в приподнятой середине ворот с волютами, и в боках, украшенных двумя пира­мидами, покоющимися на шарах, окрашенных в ярко-синий цвет и усыпанных крупными золо­тыми звездами. Все свободное пространство внутри ворот заполнено орнаментальною леп­кою. Особенно любопытны два грифона по сере­дине, по бокам арки; капители очень удлинены и украшены листьями каких-то небывалых рас­тений».

Мастер, строивший эти ворота, своеобразно трактовал кориифский ордер, превращая капи­тели у сдвоенных колонн в нечто, на его взгляд, «триумфальное», но на самом деле восприни­мавшееся действительно как провинциальный курьез. Массивный аттик над воротами, стисну­тый могучими волютами, сплошь был покрыт хрупкой лепниной в виде картушей, гирлянд и херувимов, соседствовавших с большими живо­писными панно, заключенными в лрямоугольные рамы киотов.

Любопытно, что ворота в ограде Успенского собора имели железную кованую решетку, со­вершенно идентичную той, которая сохранилась в ограде 1765 года церкви Иоанна Богослова не­подалеку от Ипатьевского монастыря. Следует думать, что решетки у этих двух сооружений изготовлены одним и тем же мастером. Они представляют собой высокохудожественные про­изведения кузнечного искусства XVIII века.

Оригинальная архитектура Святых ворот в ог­раде Успенского собора не могла не привлечь внимания местных зодчих. В последней четверти XVIII века по образцу этих ворот были выстрое­ны ворота в ограде многих церквей Костромской губернии — восточные ворота в ограде церкви Николы 1792 года на погосте Бережков близ усадьбы Щелыково Кинешемского уезда, запад­ные ворота в ограде церкви Николы 1795 года в селе Боршине Костромского уезда и т. д.

Степан Андреевич Воротилов

Главным делом всей своей жизии зодчий счи­тал, наверное, постройку в Костромском кремле в 1776—1791 годах Богоявленского собора с ко­локольней и восстановление там же Успенского собора XVI—XVII веков. Но в те же 70—80-е го­ды XVIII века, когда велось это грандиозное строительство, С. А. Воротилова можно было ви­деть и в Нерехте, где он строил Воскресенскую и Преображенскую каменные церкви, и в селе

Левашове по ярославской дороге, где он строил колокольню Воскресенской церкви, и в Ипатьев­ском монастыре, и вновь в Костроме на строи­тельстве дома жилого И. Л. Кокорева на Бого­словской улице (1785), церкви Петра и Павла (1787), соляного магазина (1789) и других зда­ний. А в конце 80-х годов XVIII века С. А. Воротилов ездил в Рязань, где по его проекту было начато сооружение соборной колокольни. По­следней значительной работой зодчего был Гос­тиный двор в Костроме (1789—1796). Во время его строительства С. А. Воротилов тяжело забо­лел и 14(27) ноября 1792 года скончался.

Богоявленский собор, выстроенный С. А. Во­ротиловым, представлял собою однокупольный, овалообразный в плане храм с полукруглой аб­сидой с востока и с прямоугольным притвором с запада. С юга и с севера у здания имелись вы­ступы-ризалиты, к которым примыкали лест­ничные всходы. К притвору была пристроена с запада очень высокая четырехъярусная коло­кольня. Храм был четырехстолпный по конст­рукции, перекрыт системой крестовых сводов и утвержден на подклете. Его фасадное убранство в стиле барокко — наличники окои в два света, пилястры на рустованном фоне и другие элемен­ты декора — было чрезвычайно выразительным.

Мощный барабан, возвышавшийся над со­бором, нграл особую роль в объемной компози­ции здания. Ои был воздвигнут на глухом сво­де, и в нем размещалась соборная библиотека. В библиотеку попадали через винтообразные ле­стницы в устоях нижнего яруса колокольни и затем, со второго яруса колокольни, по особо­му помосту с железными перилами иа крыше собора.

Созданная по инициативе архиеписко­па Симона II Лагова и соборного протоиерея И. А. Метелкина, библиотека содержала

Библиотека играла, несомненно, очень важную роль в культурной жизни города XVIII—XIX ве­ков.

Похожая притча

Выдающийся памятник костромского жилого зодчества первой трети XIX в. в стиле позднего классицизма, имеющий важное градостроительное значение. Состоит из двух кирпичных оштукатуренных домов – крупного основного, расположенного на углу с Лесной улицей, и небольшого флигеля, стоящего несколько выше по ул.Чайковского. Двухэтажное основное здание с подвалами и антресолями построено тщанием костромского епископа Самуила в 1824-1825 гг. по проекту костромского губернского архитектора П.И.Фурсова для церковнослужителей Успенского собора. В 1832 г. по благословению костромского епископа Павла сооружен скромный по размерам двухэтажный флигель.

Основной дом, одно из крупнейших жилых зданий Костромы эпохи классицизма, состоит из двух прямоугольных в плане корпусов, соединенных под тупым углом закругленным ротондальным объемом. Последний подчеркнут на фасаде монументальным портиком из шести коринфских колонн большого ордера, с постаментами и базами на общем стилобате, завершенных антаблементом и ступенчатым аттиком. Боковые крылья – в семь осей окон, с цокольным полуэтажом по Лесной улице. Подчеркнуто парадный декор дома включает квадровую рустовку нижнего этажа с крупными замковыми камнями над прямоугольными окнами с подоконниками и междуэтажной тягой внутри портика. Более высокие окна верхнего этажа заключены в широкие рамочные наличники с подоконниками и сандриками на кронштейнах над каждым вторым проемом. Лишь в портике окна арочной формы, с архивольтами и тягой на уровне нижней части проемов. В завершении стен – гладкий широкий фриз и карниз с зубчиками.

Интерьер здания типичен для подобных домов по своей планировке. Две взаимно перпендикулярных стены делят его на две пары помещений, каждая из которых образует отдельную квартиру с меньшей комнатой по фасаду и изолированным входом в большую.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Читайте также: