Дом соборного притча кострома
Обновлено: 22.11.2024
Произошло это в тот момент, когда у беседки Островского совершали свадебную фотосессию молодожены, поэтому кадры обрушения оказались на видео, тут же попали в социальные сети, набрали множество «лайков» и оказались хитом Интернета.
Каменный дом печально знаменито тем, что несколько лет его владельцев пытаются заставить привести памятник в должный вид. Здание соборного причта, построенное в первой трети 19 века, требовала отремонтировать областная администрация, о нем снимались многие сюжеты на ТВ, однако ничего не менялось. Растяжка красного цвета, с номером телефона и надписью «продается», которая долго висела над зданием и маскировала трещины на фасаде, стала в городе поводом для злых шуток.
На интернет-форумах костромичи высказывают догадки, что здание специально хотели довести до такого состояния, чтобы оно рухнуло само. После этого на его месте можно было бы построить что-то другое – такие случаи в Костроме уже были, а в более крупных городах это давно отработанная технология.
Губернатор потребовал собрать все документы, необходимые для возбуждения уголовного дела.
Здание собираются отремонтировать за счет бюджета, а потом потребовать у собственника возместить затраты.
Из истории города
дом соборного причта на ул. Чайковского 21а
Похожая притча
Костромской кремль не раз выдерживал неприятельские осады. В 1609 году сильный отряд польских интервентов пытался захватить Кострому, но был отбит огнём крепостной артиллерии, причём, как свидетельствуют документы «из большого наряда» (т.е. пушек) побили много врагов.
Большинство горожан жили вне стен кремля и перебирались туда только в случае опасности. Но и в самом креме в XVII веке находилось около 200 домов и административные учреждения, в том числе воеводская изба. Она оставалась там вплоть до посещения Костромы императрицей Екатериной II в 1767 году. В честь ее в кремле построили специальные триумфальные ворота.
Вскоре Костромской кремль сгорел со всеми постройками, его восстановление признали ненужным. В начале XIX века валы с северной части были скрыты, а южной снижены, рвы засыпаны. Часть кремлёвской территории отвели под бульвары, а оставшуюся землю передали Успенскому собору, который в 1776-1791 годах при восстановлении после пожара был значительно перестроен и расширен.
Архитектурный комплекс Костромского кремля, сохранявшийся в целости до 1934 года, состоял из Успенского и Богоявленского соборов, колокольни, двух жилых домов и ограды.
Колокольня Костромского кремля
Большой интерес представляет соборная колокольня, выстроенная также по проекту С. А. Воротилова. У нее имелись черты сходства с проектом 1748 года неосуществленной колокольни Смольного монастыря в Санкт-Петербурге Ф. Б. Растрелли, известным по чертежам из музея «Альбертина» в Вене и Национальной библиотеки в Варшаве. В то же время, у костромской колокольни много было и своеобразных черт. При взгляде на колокольню создавалось впечатление, что ее нижний ярус как бы входит в композицию Богоявленского собора, сливается с ним, имея общую с собором систему убранства (пилястры тосканского ордера на рустованном фоне, венчающнй карниз с фризом нз чередующихся метоп и триглифов). Обращает на себя внимание н такая особенность колокольни, как приземистость пропорций ее второго яруса. Кроме того, там, где Растрелли использует для смягчения перехода от одного яруса к другому волюты, Воротилов применяет открытые площадки-галерен, образованные балюстрадой и пьедесталами для декоративных ваз обходящие каждый из ярусов колокольни.
Границы между ярусами оказываются, таким образом, более отчетливыми, а горизонтальные членения более явственными. Усилено и живописное начало костромской колокольни, повышенная пластичность ее убранства, лейтмотивом которого служит пучок из белоснежных колонн, эффектно воспринимавшихся на голубом фоне стены.
Колокольня Богоявленского собора встала в самом центре кремля, возвышаясь над ним в высоту примерно на 64 метра. Она была уникальным для города зданием, имевшим, кроме культового, и большое общественное значение. Через колокольню ходили в соборную библиотеку, с открытых площадок ее верхних ярусов можно было любоваться окрестными далями, а в 1820 году в ее куполе поместили часы тульской работы, бой которых можно было слышать нз любой части города.
Художники Г. Г. и Н. Г. Чернецовы, побывавшие в Костроме в 1838 году, были поражены красотой и грандиозностью этого сооружения.
Похожая притча
Венчая берег Волги, на насыпи, сохранившейся от деревоземляных укреплений древнего Костромского Кремля, стоит Беседка А.Н. Островского. Историческую деревянную беседку любил посещать драматург, она запечатлена на многих картинах Бориса Кустодиева. Конечно, именно в этой беседке он никогда не бывал, так как она была построена в 1956 году, но примерно на том месте, откуда Островский нередко любовался пейзажем Волги, считая его одним из лучших видов, которые ему доводилось наблюдать.
Не случайно эта беседка видна в фильме «Жестокий романс», снятом по пьесе А.Н.Островского «Бесприданница». Фильм снимали в Костроме, городе, который послужил прототипом многих волжских городов в пьесах драматурга.
Сейчас беседка стала одной из главных достопримечательностей города, и, наверное, не только благодаря имени Островского, но и оттого, что из нее действительно открывается великолепный вид на Волгу.
От беседки по дорожке вдоль крутого обрыва выходим в памятнику Ленину. Из достопримечательностей советского периода, расположенных на территории бывшего кремля, эта, пожалуй, наиболее интересна. В первую очередь – историей постамента, на котором он стоит. Так как постамент, на котором он установлен предназначался представителям царского дома Романовых к его 300-летию. Этот памятник был разработан до революции, но соорудить успели лишь постамент. К тому же он один из крупнейших памятников вождю СССР.
Успенский собор
Необычнобылн ориентированы абсиды у собора, — не на восток, как было принято, а на север, в сторону урочища на Запрудне, где, по преданию, «явилась» Костроме в XIII веке Феодоровская икона Божией Матери. В 1666 году к собору был пристроен придел Федора Стратилата. Успенский собор дважды перестраивался — после пожара 1678 года и в 1775—1778 годах. В результате он увеличился почти вдвое, а его фасады получили элементы декора в стиле барокко. Именно в перестроенном виде собор и запечатлен на его многочисленных фотографиях XIX—XX веков.
Стенопись костромского Успенского собора представляла большой историко-художественный интерес, так как была выполнена в XVIII веке по следам более древней росписи, относившейся к 1699 году. Расписывали собор в 1775—1778 годах ярославские живописцы братья Дмитрий и Кузьма Иконниковы, Федор Илларионов Пототусв и другие. Роспись собора относится к числу не дошедших до нас работ ярославской школы стенного писания XVII—XVIII веков, документированных по настенным летописям.
Из Успенского собора происходит одно из интереснейших произведений древнерусской станковой живописи — икона «Богоматерь Федоровская» 1239 года. Специалисты считают, что костромская икона является едва ли не копией знаменитой иконы «Богоматерь Владимирская» XII века (Государственная Третьяковская галерея). Икона «Богоматерь Федоровская» была святыней Костромы, её хранительницей, и пользовалась большой известностью иа Руси.
В XVII—XVIII веках с неё делались многочисленные «списки», а со второй половииы XVII века получили распространение и так называемые житийные иконы «Богоматери Федоровской» с подробным рассказом в клеймах об истории появления иконы в Костроме и «чудесах» от нее.
Среди подобных произведений выделяется высоким качеством исполнения икона «Богоматерь Федоровская в чудесах» из Ипатьевского монастыря, написанная, как предполагают, в 80-х годах XVII века прославленным костромским живописцем Гурием Никитиным.
Другая икона из Успенского собора — «Апокалипсис» 1559 года. Первоначально она находилась в соборе костромского Богоявленского монастыря, куда была подарена царем Иваном Грозным. В центре этой громадной нконы (186X161 см) изображен Иоанн Богослов с Прохором, а по краям бесчисленные клейма, иллюстрирующие видения апостола. В символико- аллегорической форме икона повествует о судьбах вселенной при «конце света», о «втором пришествии» Иисуса Христа и о «будущей жизни». Имеются основания считать, что мастер, писавший эту икону, был хорошо знаком с росписями московского Благовещенского собора, а в Успенском соборе Московского Кремля он видел и изучал нкону «Апокалипсис» безвестного кремлевского мастера конца XV века. Определенное влияние икона из костромского Богоявленского монастыря могла оказать на автора фрески «Апокалипсис» в западной галерее костромской посадской церкви Воскресения на Дебре.
Богоявленский собор
Незаурядным памятником русского провинциального барокко XVIII века следует считать Богоявленский собор (1776—1791 гг., также не сохранился). Его заказчиком был Симон II Лагов, архиепископ Костромской и Галнчскнй. Подобно многим другим церковным деятелям XVIII века, Симон Лагов отличался любовью к архитектуре. При его «особом попечении», например, был выстроен в 1774 году в городе Галиче Преображенский собор с барочным убранством своих интерьеров.
После пожара в Костроме в 1773 году Симон Лагов приступил к осуществлению своих строительных замыслов и в Костромском кремле — разборке обгоревших каменных зданий Крестовоздвижснского монастыря, возведению нового теплого собора, ремонту старого Успенского собора XVI—XVII веков, строительству «архиерейского подворья» из четырех жилых домов. Особое значение при этом придавалось постройке высокой соборной колокольни, которая выделила бы новый кремль в общей панораме города с реки Волги.
Святые ворота (Триумфальные) Костромского кремля
В число кремлевских достопримечательностей входило еще одно сооружение — так называемые Святые ворота в ограде Успенского собора. Считается, что они выстроены около 1767 года к приезду в Кострому императрицы Екатерины II, то есть именовались иногда «триумфальными» не случайно. Г. К. Лукомский писал о них: «Ворота эти блестящий пример фантастической архитектуры, пресыщеннаго «барокко», попавшего на провинциальную почву. Все архитектурные формы этого стиля получили здесь самое курьезное развитие. Провинциализм этого барокко выражается и в приподнятой середине ворот с волютами, и в боках, украшенных двумя пирамидами, покоющимися на шарах, окрашенных в ярко-синий цвет и усыпанных крупными золотыми звездами. Все свободное пространство внутри ворот заполнено орнаментальною лепкою. Особенно любопытны два грифона по середине, по бокам арки; капители очень удлинены и украшены листьями каких-то небывалых растений».
Мастер, строивший эти ворота, своеобразно трактовал кориифский ордер, превращая капители у сдвоенных колонн в нечто, на его взгляд, «триумфальное», но на самом деле воспринимавшееся действительно как провинциальный курьез. Массивный аттик над воротами, стиснутый могучими волютами, сплошь был покрыт хрупкой лепниной в виде картушей, гирлянд и херувимов, соседствовавших с большими живописными панно, заключенными в лрямоугольные рамы киотов.
Любопытно, что ворота в ограде Успенского собора имели железную кованую решетку, совершенно идентичную той, которая сохранилась в ограде 1765 года церкви Иоанна Богослова неподалеку от Ипатьевского монастыря. Следует думать, что решетки у этих двух сооружений изготовлены одним и тем же мастером. Они представляют собой высокохудожественные произведения кузнечного искусства XVIII века.
Оригинальная архитектура Святых ворот в ограде Успенского собора не могла не привлечь внимания местных зодчих. В последней четверти XVIII века по образцу этих ворот были выстроены ворота в ограде многих церквей Костромской губернии — восточные ворота в ограде церкви Николы 1792 года на погосте Бережков близ усадьбы Щелыково Кинешемского уезда, западные ворота в ограде церкви Николы 1795 года в селе Боршине Костромского уезда и т. д.
Степан Андреевич Воротилов
Главным делом всей своей жизии зодчий считал, наверное, постройку в Костромском кремле в 1776—1791 годах Богоявленского собора с колокольней и восстановление там же Успенского собора XVI—XVII веков. Но в те же 70—80-е годы XVIII века, когда велось это грандиозное строительство, С. А. Воротилова можно было видеть и в Нерехте, где он строил Воскресенскую и Преображенскую каменные церкви, и в селе
Левашове по ярославской дороге, где он строил колокольню Воскресенской церкви, и в Ипатьевском монастыре, и вновь в Костроме на строительстве дома жилого И. Л. Кокорева на Богословской улице (1785), церкви Петра и Павла (1787), соляного магазина (1789) и других зданий. А в конце 80-х годов XVIII века С. А. Воротилов ездил в Рязань, где по его проекту было начато сооружение соборной колокольни. Последней значительной работой зодчего был Гостиный двор в Костроме (1789—1796). Во время его строительства С. А. Воротилов тяжело заболел и 14(27) ноября 1792 года скончался.
Богоявленский собор, выстроенный С. А. Воротиловым, представлял собою однокупольный, овалообразный в плане храм с полукруглой абсидой с востока и с прямоугольным притвором с запада. С юга и с севера у здания имелись выступы-ризалиты, к которым примыкали лестничные всходы. К притвору была пристроена с запада очень высокая четырехъярусная колокольня. Храм был четырехстолпный по конструкции, перекрыт системой крестовых сводов и утвержден на подклете. Его фасадное убранство в стиле барокко — наличники окои в два света, пилястры на рустованном фоне и другие элементы декора — было чрезвычайно выразительным.
Мощный барабан, возвышавшийся над собором, нграл особую роль в объемной композиции здания. Ои был воздвигнут на глухом своде, и в нем размещалась соборная библиотека. В библиотеку попадали через винтообразные лестницы в устоях нижнего яруса колокольни и затем, со второго яруса колокольни, по особому помосту с железными перилами иа крыше собора.
Созданная по инициативе архиепископа Симона II Лагова и соборного протоиерея И. А. Метелкина, библиотека содержала
Библиотека играла, несомненно, очень важную роль в культурной жизни города XVIII—XIX веков.
Похожая притча
Выдающийся памятник костромского жилого зодчества первой трети XIX в. в стиле позднего классицизма, имеющий важное градостроительное значение. Состоит из двух кирпичных оштукатуренных домов – крупного основного, расположенного на углу с Лесной улицей, и небольшого флигеля, стоящего несколько выше по ул.Чайковского. Двухэтажное основное здание с подвалами и антресолями построено тщанием костромского епископа Самуила в 1824-1825 гг. по проекту костромского губернского архитектора П.И.Фурсова для церковнослужителей Успенского собора. В 1832 г. по благословению костромского епископа Павла сооружен скромный по размерам двухэтажный флигель.
Основной дом, одно из крупнейших жилых зданий Костромы эпохи классицизма, состоит из двух прямоугольных в плане корпусов, соединенных под тупым углом закругленным ротондальным объемом. Последний подчеркнут на фасаде монументальным портиком из шести коринфских колонн большого ордера, с постаментами и базами на общем стилобате, завершенных антаблементом и ступенчатым аттиком. Боковые крылья – в семь осей окон, с цокольным полуэтажом по Лесной улице. Подчеркнуто парадный декор дома включает квадровую рустовку нижнего этажа с крупными замковыми камнями над прямоугольными окнами с подоконниками и междуэтажной тягой внутри портика. Более высокие окна верхнего этажа заключены в широкие рамочные наличники с подоконниками и сандриками на кронштейнах над каждым вторым проемом. Лишь в портике окна арочной формы, с архивольтами и тягой на уровне нижней части проемов. В завершении стен – гладкий широкий фриз и карниз с зубчиками.
Интерьер здания типичен для подобных домов по своей планировке. Две взаимно перпендикулярных стены делят его на две пары помещений, каждая из которых образует отдельную квартиру с меньшей комнатой по фасаду и изолированным входом в большую.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Читайте также: