Что такое роман притча

Обновлено: 21.12.2024

Привет дружище! Помнится, что ты уже разбирал образ "привратника". Копаешь глубоко, задевая сами механизмы мышления, но по тону статьи, твоими же словами: "складывается ощущение полной безнадёжности". Но тут выбор каждого: ожидание, а может евангельский прорыв "усилием берётся". Слишком глубоко смотришь на содержание пр-й великих. Кафка для меня писатель с предельно-пристальным взглядом на бытие, так возможно написать лишь в некоем трансе, отчего и нет его пр-ям чёткой характеристики, одних поражает абсурдом, других юмором, но на выходе и то и другое, причём выхода нет, хотя и все его романы не закончены, идёт погружение, как в микроскопе постепенное изменение масштаба. И ещё подумалось, он писал свои романы во времена расцвета антропософии, а одно из ключевых понятий у Штейнера - "страж", оно чем то схоже. Твою статью прочёл с интересом.
Как у тебя дела, что с рыбалкой? У нас в этом году неважно, а сейчас теплынь стоит, вроде как весна уже наступила.
Желаю тебе и всем твоим удач-успехов!
Пиши.
С уважением, Эд.

Я чертовски рад твоему ответу. Между прочим - давно не общались, дорогой друг. Я опять пьяний век, поэтому не смогу диференцировать ответ. Буде время - очень внимательно оценю-продумаю. Напишу.
А пока у меня задача сигаретс купинг реализейшенс.
Рад твоему здоровью!

C рыбалкой плоховато. Сильный юго-западный ветер поднял воду с Балтики под берег. Лед хороший - 40 см, но выйти на него невозможно - вода, гонимая сильными ветрами, подняла лед у берегов - никакие болотники не спасут. А по поводу Штейнера - я впервые читаю у тебя, видимо следует далее развиваться. И что такое антропософия - это гуманизм? Или это всего лишь размышления по поводу судьбы человека? Вообще-то Кафка писал свое в эпоху расцвета модерна, где человек лишь часть системы, не более.
Пиши!

Привет! У нас на Волге весь лёд уже давно разметало, а на озёра тоже не зайдёшь - воды по уши. Рудольф Штейнер это главарь антропософии - когда-то им зачитывался, Юнгам твоим был товарищ. Зайди на досуге у меня последнее почитай, вначале тебе особо понравится.
С уважением, Эд.
Пиши.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Похожая притча

«В романе-притче, в драме-притче есть и характеры, и развитие действия, однако и здесь главное не характеры и жизненные обстоятельства, а исключительная заостренность мысли самого автора, к которой он приковывает внимание читателя. Многие произведения Голдинга, по его собственным словам, носят притчеобразный характер, то есть, в относительно простых и коротких сюжетах заложен глубокий философский смысл. «В романе-притче, в драме-притче есть и характеры, и развитие действия, однако и здесь главное не характеры и жизненные обстоятельства, а исключительная заостренность мысли самого автора, к которой он приковывает внимание читателя. Сюжет в этом случае важен не как отражение жизненных явлений, а как пример, с помощью которого автор стремится нагляднее и убедительнее донести до читателя какую-то свою мысль, идею, заставить читателя задуматься над нею» . [5; с. 133]

Образы и ситуации романов и повестей Голдинга, как правило, архитипичны, так как воплощают определенные морально-философские категории и отношения. Кардинальный вопрос его творчества – природа зла, «которую он видит в самой природе человека. Всякий, кто прошел через годы разгула фашистского зверства и не осознал, что человек творит зло, как пчела творит мед, либо слеп, либо глупец» , - считал он.

Голдинг стал широко известен после выхода романа «Повелитель мух» (1954), в котором он обозначил проблему, ставшую одной из ведущих во второй половине XX столетия: почему человек, объявляющий себя носителем культурного наследия цивилизации, в пограничных ситуациях мгновенно превращается в зверя, безжалостного и немилосердного.

Название повести символично: Повелитель мух - так расшифровывается имя одного из сторонников Сатаны – Вельзевула – в дохристианской мифологии. В Новом Завете это, как известно, одно из имен главы демонов.

Сюжет повести прост. Самолет, который перевозил детей неизвестно откуда и неизвестно куда, — подбит. Все дети спаслись, все взрослые погибли. Как это произошло? Автор этого не объясняет. Количество детей — неизвестно, сами себя они посчитать сначала не сумели, а после не захотели, Возраст — от, примерно, пяти и до, примерно, тринадцати, все дети — мальчики. На острове есть достаточное количество фруктов, которые растут прямо на деревьях, поэтому голодная смерть детям в ближайшее время не грозит. На острове обитают дикие свиньи (которых, однако, надо еще поймать) , у двоих мальчишек есть ножи, у одного — очки, с помощью которых можно развести огонь.

Оказавшись одни в замкнутом пространстве, дети начинают звереть, и от охоты на кабанов переходят к охоте друг на друга.

Язык философской притчи Голдинга очень сложен, полисемантичен и требует специального подхода, в частности, при расшифровке многочисленных символов, задействованных в повествовании. Прежде чем приступить к анализу различных символов следует дать характеристику атмосферы, пронизывающей роман. Итак, поначалу дети, оказавшись на острове без присмотра взрослых, испытывают подлинное наслаждение свободой.

Похожая притча

Притча - это "парабола", начинается как бы об одном, а потом неожиданно завершается другим, другой моралью.. . А повести-притчи писал Уильям Голдинг.. . Тот же "Повелитель мух". Начинается как повесть-робинзонада, а заканчивается как антифашистская притча.

Похожая притча

Мы, жители уже 21 века, можем оглянуться на век 20 и сказать, что он был веком катастроф: 2 мировые войны, испытание тоталитаризмом, фашизм, геноцид, различные лагеря пыток и т.д. Реальная практика настолько отдалилась от идей гуманизма, что была поставлена под сомнение вера в человека, в человечество, вера в возможность прогресса. Это нашло отражение в литературе послевоенных лет с ее мрачными антиутопиями, с ее отрицанием идей просвещения и воспаленным предчувствием апокалипсиса.

Творчество английского писателя Уильяма Голдинга является ярким примером кризисной литературы этого периода. Основным жанром он избирает не жанр антиутопии или романа-предупреждения, а жанр притчи, т.к. для него важно показать не то, что может произойти с человеком в будущем, а то, что уже произошло, в своих произведениях он констатирует уже свершившийся факт. «Что заставляет меня писать? Факты жизни приводят меня к убеждению, что человечество поражено болезнью. Я говорю людям: «Смотрите, смотрите, смотрите: вот какова она, природа самого опасного из всех животных – человека».

Притча (согласно словарю литературоведческих терминов) – это небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме. Близка к басне, но отличается от нее широтой обобщения. Притчи Голдинга не имеют морализаторского характера, в них смысл не поддается однозначным формулировкам, к ним более подходит второе определение притчи, а именно, - эпический жанр, в основе которого лежит принцип параболы, характеризующийся предельной заостренностью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка.

В 1954 году 43-летний школьный учитель, прошедший войну морским офицером, выпустил в свет свою первую повесть-притчу «Повелитель мух», которой было суждено стать одновременно и вершинным произведением Голдинга. Она вызвала ожесточенные споры критиков и снискала автору славу пессимиста, не верящего ни в человека, ни в поступательное движение истории.

Это повествование о том, как мальчики-подростки, оказавшись на необитаемом острове готовы были уничтожить друг друга в борьбе за власть. Голдинг не скрывал, что написал свое произведение как пародию на роман Роберта Баллантайна «Коралловый остров», который в свою очередь восходит к традиции Дефо, и его «Робинзону Крузо». Дефо – это автор эпохи просвещения. Для того времени были характерны вера в возможности человеческого разума, вера в победу благородных, положительных начал в человеке. Но 20 век, как я уже сказала, эту веру поставил под сомнение. Голдинг своей повестью развенчал миф о благородстве человека. Мальчики, оказавшись на острове сначала пытаются устроить свой быт, в соответствии с теми моделями, которые существуют на «большой земле»: они организуют демократические выборы вождя, распределяют социальные роли. Но постепенно «зверь» внутри них одерживает победу, и они превращаются в дикарей. Они жестоко убивают Саймона и Хрюшу и открывают охоту на своего бывшего вождя – Ральфа. Как затравленный зверь мечется он по острову.

«Ральф забыл раны, голод, жажду, он весь обратился в страх. Страх на летящих ногах мчался лесом к открытому берегу. Перед глазами прыгали точки, делались красными кольцами, расползались, стирались. Ноги, чужие ноги под ним устали, а бешенный крик (преследователей) стегал, надвигался зубчатой кромкой беды, совсем накрывал».

Обессиленный Ральф выбегает на берег и натыкается на морского офицера, в лице которого для него пришло спасение.

История эта особенно страшна тем, что главными действующими лицами оказываются дети, которых традиционно принято считать более чистыми, более человечными, более невинными, чем взрослых. Но Голдинг, который, между прочим, был школьным учителем и был знаком с миром подростков, пишет повесть о жестокости детей, показывая тем самым, что зло, или «зверь», есть нечто, присущее самой природе человека, а не является чем-то внешним по отношению к нему; а вот этика и мораль, напротив, возникают под влиянием общественного мнения. Это страшный вывод, и страшен он еще и тем, что Голдин говорит не о каком-то исключительном случае, описывает не уникальных по своей жестокости персонажей, а обычного среднестатистического человека. За это Голдинга нарекли пессимистом, но это все же не совсем верно. Напомню, что произведение Голдинга – это притча, характеризующаяся «предельной заостренностью главной мысли». «Зверь» внутри каждого человека пока дремлет, его сдерживают социальные механизмы. Для Голдинга важно указать на сам факт наличия в человеке злого начала. Это не пессимизм, напротив, верить в обратное в реалиях 20 века – было бы идеализмом. Голдинг говорит, что задача писателя сходна с задачей врача, он ставит диагноз болезни. А для этого нужны 2 вещи: сострадание к людям и еще – непреклонность, т.е. решимость сказать то, что ты хочешь сказать, не зависимо от того, что потом скажут о тебе самом.

Повесть заканчивается словами: «Из глаз у Ральфа брызнули слезы, его трясло от рыданий. Он не стал им противиться; впервые с тех пор, как оказался на этом острове, он дал себе волю, спазмы горя, отчаянные, неудержимые, казалось, сейчас вывернут его наизнанку. Голос поднялся под черным дымом, застлавшим гибнущий остров. Заразившись от него, другие дети тоже зашлись от плача. И, стоя среди них, грязный, косматый, с неутертым носом, Ральф рыдал над прежней невинностью, над тем, как темна человеческая душа…». Кажется, что повесть «Повелитель мух» – это рыдания самого Голдинга, такие же отчаянные, неудержимые, выворачивающие на изнанку, как у Ральфа. И огромная заслуга Голдинга том, что ему хватило смелости не отвернуться от того, что он увидел, как это сделал, например, морской офицер из его повести: «Офицер был тронут и немного смущен. Он отвернулся, давая им время овладеть собой, и ждал, отдыхая взглядом на четком силуэте крейсера в отдаление».

Коротко скажем об образах-символах в данном произведении. Прежде всего, следует отметить, что здесь нет однозначно положительных и отрицательных персонажей, героев и злодеев. Дикари, которых казалось можно было бы зачислить в злодеи, заразились от Ральфа его плачем, демонстрируя, что не все человеческое было ими утрачено. Сам Ральф – не однозначно положительный герой: он смеется над Хрюшей, он вступает с Джеком в борьбу за власть. Хрюша – это рационалист, Голдинг в своих интервью, выступлениях предостерегал читателей от того, чтобы попасть под его обаяние: Хрюша – ученый, но он не мудр, он близорук. Пожалуй, никто не разбирается в жизни на острове хуже, чем Хрюша. Единственный, кто понял, что «зверь – это что-то внутри нас самих», - это Саймон. Но он тоже не герой, он изначально показан хилым и нерешительным. Важно понять, что Голдинг пишет не об отдельно взятых личностях, а о самой человеческой природе, поэтому Джек, Ральф, Саймон и Хрюша – это слагаемые единого образа. Сам остров – это поле борьбы не разных характеров, а разных начал в самом человеке. Можно сказать, что остров – это символическое изображение души человека, в которой происходит вечная борьба добра со злом.

Раковина – это атрибут власти, но когда злое начало в детях одержало победу, раковина потеряла над ними силу. Произошла своего рода революция и раковина была разбита вдребезги.

Костер – сигнал бедствия, он был надеждой на спасение, но стал причиной раздора и разделения племени на 2 лагеря. А огонь – источник тепла и пищи, за который борются 2 лагеря, в итоге уничтожил остров, превратил его в выжженную пустыню.

Читайте также: