Человек в зеркале человечества притча
Обновлено: 14.11.2024
Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец, в котором было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были такими ясными и ровными, что посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало – настолько точно они отражали предметы. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать необыкновенное усиливающееся эхо.
Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине – целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы – и все отражения ответили ей тем же. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла – эхо повторило ее лай и многократно усилило. Собака лаяла всё громче – эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух – ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами.
Наутро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто бы мог причинить ей вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными отражениями.
Мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Всё, происходящее вокруг нас, есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир – это большое зеркало".
Оба варианта суфийской притчи говорят об одном и том же - о нашем отражении окружающего мира. Мы сами являемся зеркалами, в которых отражается мир. Каждый из нас - это мир. И этот мир мы транслируем вовне. Если человек ищет врага, то он его обязательно найдет. Тот, кто ищет друзей - найдет их непременно.
Похожая притча
Тема: Человек в зеркале человечества
Ценность: праведное поведение
Качества: уверенность в себе, уважение к старшим, качество истинного лидера
Педагог: Хрипко Е.М.
Группа : 1 курс (10кл)
Количество учащихся :
Цель: Раскрыть тему урока «Человек в зеркале человечества»через общечеловеческую ценность праведного поведения.
-Расширить представления учащихся о таком понятии как «качество истинного лидера»
-Развивать у учащихся уверенность в себе.
-Воспитывать такое качество, как уважение к старшему поколению.
Ресурсы: слайд, музыкальное сопровождение А. Вивальди музыкальный цикл «Времена года» , маркер 4 цветов, формат А3, Дорога Добра
(«из кинофильма «Маленький Мук»), фильм «о Матери Терезе»
Ход урока:
Организационный момент.
I. Позитивный настрой
Закрываем глаза, предлагаю всем сесть удобнее , расслабиться.
Под музыку учитель тихим мелодичным голосом говорит текст:
Учитель: Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колено или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза..
Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.
Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слышать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной.
- А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки.
- Ребята ,какие чувства вы испытали?
- Что вам понравилось?
- Что или кого представляли рядом, что почувствовали?
II. Проверка домашнего задания
(стр. 89) 1 задание (биография Жак Ив Кусто, Микеланджео )
-Ребята, о чем наше домашнее задание?
-Расскажите о человеке, который повлиял на ваши жизненные устремления, вдохновил на интересный поиск.
Молодцы, вы очень хорошо подготовили домашнее задание.
III. Позитивное высказывание
1. цитата нашего урока:
«Подобно тому, как мы определяем свои поступки, так и наши поступки определяют нас».
Джордж Элиот
2. Беседа по содержанию цитаты
- Ребята , как вы понимаете первую строчку нашей цитаты?
-Скажите пожалуйста, о чем и какой смысл несет вторая строчка цитаты?
- Хотелось бы вам сделать в жизни что-то особенное для всех людей?
Уникальность отдельного человека создает неповторимость всего человечества. Без любого из нас человечество было бы другим.
Анализ хода урока
IV. Рассказывание истории (подарок от учителя).
Дорогие ребята, сегодня на нашем уроке я подарю вам подарок, фильм «о Матери Терезе».
В фильме рассказывается об общечеловеческой ценности «праведное поведение» . Этот фильм, независимо от национальности автора, волнует сердце каждого человека.
Мать Тереза (полное имя – Мать Тереза Калькуттская, имя в миру – Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 26 августа 1910 г. в македонском городе Скопье в албанской семье.
В восемнадцать лет она уехала в Ирландию, где вступила в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 г. приняла постриг и взяла имя Тереза в честь канонизированной монахини кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием.
Основание Дома для умирающих бедняков
И вот, в один из сентябрьских дней 1946 года сестра Тереза стала свидетельницей ужасной, но вполне обычной для Калькутты истории. К воротам городской больницы сын привез на тачке умирающую мать. Тело несчастной покрывали жуткие струпья, она не могла двигаться. Лепра – недуг страшный, ее жертвы обречены на смерть в полном одиночестве, так как родственники стараются избавиться от прокаженного… В больницу женщину не взяли, сын оставил ее умирать на улице, прямо на залитой помоями мостовой. Умирающая была объедена крысами и муравьями, но ещё жива. Этот полутруп никто не хотел принимать даже в самую скромную больницу. К чему? Несчастной уже не поможешь, а дожидаться, пока она умрёт – слишком дорого, да и лучше лечить других, которые пребывают не в столь плачевном состоянии. Сестра Тереза попыталась ей помочь. Но не все в человеческих силах: “Я не могла возле нее находиться, переносить этот запах. Убежала и стала молиться: “…Дай мне сердце, полное чистоты, любви и смирения, чтобы я могла принять Христа, Христа коснуться, любить Христа в этом разрушенном теле…” Она вернулась, вымыла нищенку, ласково поговорила с ней. “Она умерла с улыбкой, - рассказывала мать Тереза. – Это был для меня знак, что любовь Христова и любовь к Христу сильнее, чем моя слабость”. Так было положено начало “Дому для умирающих бедняков”. Она попросила муниципалитет выделить ей место, куда можно было бы свозить умирающих. Каждый, даже самый последний, уродливый, мало похожий на разумное существо, бедняга был принят в этом доме.
Сестра Тереза вспоминала: “Как-то раз к нам принесли одного человека. Он вопил и стонал; он не хотел умирать. Его позвоночник был сломан в трех местах, все его тело было покрыто жуткими ранами. Его мучения были ужасны. Но он не хотел никого видеть. Ему давали огромные дозы морфия и любви; ему рассказывали о страданиях Того, Кто любил его больше всех на свете. Постепенно он начал слушать и принимать любовь. В последний раз он отказался от морфия, потому что захотел объединиться с Тем, Кто его спас”.
Вскоре орден направил ее в Калькутту, где около 20 лет она преподавала в женской школе святой Марии. В 1948 г. она основала там монашескую общину «Орден Милосердия», деятельность которой была направлена на создание школ, приютов, больниц для бедных и тяжелобольных людей, независимо от их национальности и вероисповедания.
В начале 1949 г. к Матери Терезе присоединились первые молодые девушки, которые желали посвятить себя служению убогим. 7 октября 1950 г. Папа Пий XII утвердил «Орден Милосердия».
В настоящее время монашеская конгрегация, основанная Матерью Терезой, имеет 400 отделений в 111 странах мира и 700 домов милосердия в 120 странах. Они действуют в районах стихийных бедствий и экономически неблагополучных регионах.
В 1979 г. матери Терезе была присуждена Нобелевская премия мира «За деятельность в помощи страждущему человеку».
В Риме в 1983 г. во время визита к Папе римскому Иоанну Павлу II у Матери Терезы случился сердечный приступ. После второго приступа в 1989 г. ей был поставлен искусственный кардиостимулятор. В 1991 г. Мать Тереза хотела отказаться от своего руководства «Орденом милосердия». Но монахини ордена на тайном голосовании проголосовали за то, чтобы она продолжала свою деятельность.
В апреле 1996 г. мать Тереза упала и сломала ключицу. В августе того же года она заболевает малярией. Она перенесла операцию на сердце, но было ясно, что ее здоровье ухудшается.
13 марта 1997 г. Мать Тереза сложила с себя обязанности руководителя «Ордена милосердия». Она умерла 5 сентября 1997 года в возрасте 87 лет. В октябре 2003 г. была причислена к лику блаженных Католической церковью.
-Ребята, чем замечательна Мать Тереза?
-Как вы думаете, почему такой жизненный путь выбрала Мать Тереза?
-Ребята , а вы можете привести пример истинно духовного и достойного человека, которого знают все?»
Большое спасибо ребята, за ваши замечательные ответы и примеры.
V. Творческая деятельность, групповая работа (карусель).
Учащиеся делятся на 4 группы по 5 человек. У каждой группы имеется свой маркер определенного цвета и формат А3. На формате А 3 записан вопрос по предложенной ниже ситуации. Ребята продумывают и записывают три варианта ответа, затем меняются форматами и дополняют ответы других групп.
- Проанализируйте ситуацию, изложенную в письме, пришедшем на форум одного из сайтов Интернета.
(письмо – слайд)
«Последнее время ощущаю свое полное ничтожество. Учусь неважно. С трудом даются почти все предметы. Так получилось, что уже в начальной школе начались трудности с грамотностью, счетом. Читать тоже не люблю, хотя последнее время все-таки нахожу в Интернете интересные вещи и прочитываю их. Особых увлечений нет. У нас в семье постоянная нехватка денег, поэтому даже такое простое удовольствие, как кино, мне не по карману. Учителя в школе на меня махнули рукой. Родители постоянно думают о материальных проблемах. До меня нет дела никому.
Недавно был в школе диспут «Человек - для человечества». Я подумал: я для человечества никакой ценности не представляю. От этой мысли стало грустно. Но что делать, если мало что умею, мало что знаю? А ведь мне уже 17 лет!
Вопросы на формате А3 :
- Дайте совет юноши.
– В чем проблема молодого парня?
– Какого душевное состояние юноши?
- Как вы оцениваете сложившеюся ситуацию? .
Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали. Спасибо каждой группе .
VI. Групповое пение.
Дорога Добра
(«из кинофильма «Маленький Мук»)
Слова: Ю.Энтина
Музыка: М.Минкова
Спроси у жизни строгой:
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Идти за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра!
Забудь свои заботы,
Падения и взлеты.
Не хнычь, когда судьба ведет
Себя не как сестра.
Но если с другом худо,
Не уповай на чудо…
Спеши к нему, всегда иди
Дорогою Добра!
Ах, сколь будет разных
Сомнений и соблазнов!
Не забывай, что это жизнь –
Не детская игра.
Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный:
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою Добра!
VII. Домашнее задание.
- Составьте презентацию на тему о роли вашей будущей профессии в жизни человечества.
Заключительная минута тишины.
Минута тишины. Я предлагаю всем сесть удобнее, расслабиться, закрыть глаза и послушать музыку, и вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили на уроке «Человек в зеркале человечества», о таких качествах, как уважение к старшему поколению, уверенность в себе и качество истинного лидера . Вспомните цитату урока «Подобно тому, как мы определяем свои поступки, так и наши поступки определяют нас». .
Откройте своё сердце наполните её теплом и сохраните её до следующего урока.
Похожая притча
Гимназия им. И.Алтынсарина. Дата:03.04.2017. Урок № 27.
Тема: Человек в зеркале человечества.
Ценность : Любовь
Качества : бескорыстие, сострадание, чуткость, милосердие, щедрость, самоотверженное служение, любовь ко всем, гуманность.
Клас с:10 «Б» Кол-во уч-ся16/
Цель: расширение представлении учащихся о взаимосвязи общечеловеческих , этнокультурных и национальных ценностей.
Задачи: расширить представления учащихся о таком понятии как «эмпатия», формировать положительную нравственную оценку таких качеств как целеустремленность, ответственность, честность, воля, терпимость, терпение, желание работать над собой, стимулировать творческое самовыражение, развитие вариативности мышления, формирование и развитие умений сочинять сказки и видеть различные смыслы сказочных метафор.
Ресурс ы : (материал ы , источники )
Учебник. Мелодия для позитвного настроя. Запись песни
Ход урока : Орг.момент.
1. Позитивный настрой.Прогулка в лес. - Ребята какие чувства вы испытали?
- Что вам понравилось?
- Что запомнилось?
- Что или кого представляли рядом, что почувствовали?
2.Позитивное высказывание. Ц итата нашего урока:
«Сила – в обоюдной любви, слабость – во взаимном соперничестве. Соединяясь в любви, мы держимся; разделяясь в раздоре, мы падаем»
Люси Малори
Беседа по содержанию цитаты
- Хотелось бы вам сделать в жизни что-то особенное для всех людей? Расскажите об этом.
Вывод: Каждый человек играет свою роль в жизни человечества. Не каждому удается сделать великие открытия, подобно Копернику, создать великие росписи, подобно Микеланджело, написать великие произведения, подобно Абаю, но каждому дано сделать мир лучше, добрее, светлее. Уникальность отдельного человека создает неповторимость всего человечества. Без любого из нас человечество было бы другим.
3. Рассказывание истории (беседа). Подарок от учителя
Пятый сказал: — Вы все неправы. Есть лучший способ. Подождите меня. Он нашёл самое высокое дерево и взобрался на него. Пока он лез, все остальные разбрелись, каждый в свою сторону. Сверху он увидел, куда надо идти, чтобы быстрее выйти из лесу. Теперь он даже мог сказать, в какой очерёдности доберутся до края леса другие мудрецы. Он поднялся выше и смог увидеть самый короткий путь. Он понял, что оказался над проблемой и решил задачу лучше всех! Он знал, что сделал всё правильно. А другие — нет. Они были упрямы, они его не послушали. Он был настоящим Мудрецом! Но он ошибался. Все поступили правильно. Тот, кто пошёл влево, попал в самую чащу. Ему пришлось голодать и прятаться от диких зверей. Но он научился выживать в лесу, стал частью леса и мог научить этому других. Тот, кто пошёл вправо, встретил разбойников. Они отобрали у него всё и заставили грабить вместе с ними. Но через некоторое время он постепенно разбудил в разбойниках то, о чём они забыли — человечность и сострадание. Раскаяние некоторых из них было столь сильным, что после его смерти они сами стали мудрецами.
Тот, кто пошёл назад, проложил через лес тропинку, которая вскоре превратилась в дорогу для всех желающих насладиться лесом, не рискуя заблудиться. Тот, кто пошёл вперёд, стал первооткрывателем. Он побывал в местах, где не бывал никто и открыл для людей прекрасные новые возможности, удивительные лечебные растения и великолепных животных. Тот же, кто влез на дерево, стал специалистом по нахождению коротких путей. К нему обращались все, кто хотел побыстрее решить свои проблемы, даже если это не приведёт к развитию.
Так все пятеро мудрецов выполнили своё предназначение.
Беседа по содержанию:
- О чем эта притча?
- Что значит выполнять свою роль?
- Как вы думаете какова ваша роль в этой жизни?
4. Творческая деятельность, групповая работа. - Проанализируйте ситуацию, изложенную в письме, пришедшем на форум одного из сайтов Интернета. Дайте совет юноше.
- Напишите, как вы оцениваете свою роль в масштабах всего человечества
Групповое пение. Групповое пение.Мы желаем счастья вам!
Слова Игоря Шаферана Музыка Стаса Намина
Домашнее задание. Домашнее задание.
- Составьте рассуждение на тему о роли вашей будущей профессии в жизни человечества.
Похожая притча
Цель: расширить представления у учащихся ценность ненасилие, через представлений учащихся о взаимосвязи общечеловеческих, этнокультурных и национальных ценностей.
– показать величие человеческих деяний;
– развить стремление понять свою значимость и раскрыть свои способности;
– воспитывать толерантность, дружелюбие, уважительное отношение ко всем религиям и культурам.
Ресурс ы : (материал ы , источники )
Мукажанова Р.А., Омарова Г.А.Методика преподавания дисциплины «Самопознание» в школе. / Учебно-методическое пособие для учителей. - Алматы: ННПООЦ «Бебек», 2013. - 176 с.
Ход урока :
Орг.момент. Позитивный настрой .
Давайте мысленным взором попробуем заглянуть в своё сердце. Представьте, что внутри вашего сердечка раскинулся великолепный сад — сад вашей души. Светит солнце любви и тепла. Переливается радуга доброты. Может быть, вы увидите там дерево, покрытое зелёной кроной. Это дерево доверия, уважения, радости, честности. Полюбуйтесь цветами любви и добра, пройдитесь по саду своей души, насладитесь красотой. А теперь медленно вернитесь в класс и откройте глазки.
- Ребята какие чувства вы испытали?
- Что вам понравилось?
- Что или кого представляли рядом, что почувствовали?
Проверка домашнего задания
Задание № 3 в рабочей тетради
Примечания
Звучит тихая спокойная музыка.
При подаче текста голос учителя должен быть плавный, спокойный, выразительный, размеренный.
Позитивное высказывание (цитата) .
«Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть» (Антон Павлович Чехов - русский писатель, прозаик, драматург. Общепризнанный классик мировой литературы. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Один из самых известных драматургов мира.).
Как вы понимаете данную цитату?
Работа с цитатой, учащиеся отвечают на вопросы
Рассказывание истории (беседа).
Рассказ в учебнике «Своя роль»» стр.157
В чем смысл данной притчи?
Просмотр видео «Проверка на человечность»
Творческая деятельность, групповая работа.
Деление на группы метод «Найди подобного»
Игра «Спина к спине»
Правила такие: играют две команды сразу, участники они выходят и становятся в шеренгу перед капитанами. Игроки за 20 секунд должны объяснить слово с карточки капитанам жестами, без звуков.
Групповое пение.
«Любовь спасет мир»
Мир, в котором я живу, не делится на части
Пока в нём есть любовь.
Знать не в снах, а наяву каким бывает счастье,
Делить его с тобой.
Жила-была девочка, золотистые косы,
Мирила огонь и лёд, небо, солнце и грозы.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Я верю только в это, любовь спасёт мир.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Рекою разноцветной любовь спасёт мир.
В час, когда прервётся звук, когда утихнут страсти
И станет слышен Бог.
Мир, в котором я живу, не делится на части
Пока в нём есть любовь.
Жила-была девочка, золотистые косы,
Мирила огонь и лёд, небо, солнце и грозы.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Я верю только в это, любовь спасёт мир.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Рекою разноцветной любовь спасёт мир.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Я верю только в это, любовь спасёт мир.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Рекою разноцветной любовь спасёт мир.
Я знаю пароль, я вижу ориентир.
Я знаю пароль, я вижу ориентир.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Я верю только в это, любовь спасёт мир.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Рекою разноцветной любовь спасёт мир.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Я верю только в это, любовь спасёт мир.
Я знаю пароль, я вижу ориентир,
Рекою разноцветной любовь спасёт мир.
Домашнее задание.
Заключительная минута тишины .
Сядьте по удобней, закройте глаза, вспомните, все хорошее, что было на этом уроке, полезную информацию, которую мы узнали сегодня. А теперь можете открыть глаза, спасибо вам за работу. Урок окончен!
Читайте также: