Человек которого не было неонуарная экзистенциальная притча

Обновлено: 04.05.2024

Их в шутку называют «двуглавым режиссёром». Братья Коэн вместе пишут сценарии, режиссируют, продюсируют и монтируют свои фильмы. Находя во всём смешное и нелепое, они обрушивают на своих героев череду фатальных и абсурдных событий, запущенных человеческими слабостями и глупостями. В результате возникает ощущение совершенной непредсказуемости жизни. И это неотъемлемый элемент коэновского киномира.

Братья-режиссёры славятся некоммерческим подходом к кинопроизводству, а их вселенная.

Их в шутку называют «двуглавым режиссёром». Братья Коэн вместе пишут сценарии, режиссируют, продюсируют и монтируют свои фильмы. Находя во всём смешное и нелепое, они обрушивают на своих героев череду фатальных и абсурдных событий, запущенных человеческими слабостями и глупостями. В результате возникает ощущение совершенной непредсказуемости жизни. И это неотъемлемый элемент коэновского киномира.

Братья-режиссёры славятся некоммерческим подходом к кинопроизводству, а их вселенная многообразна и не укладывается ни в один определённый жанр, сочетая культурные и исторические отсылки, еврейское наследие, остроумные диалоги и различные формы иронии.

Джоэл Коэн (1954) и Итан Коэн (1957) родом Миннесоты, как и многие их герои. Ещё в детстве братья стригли газоны, чтобы накопить на первую камеру. Джоэл рассказал об их первом опыте киносъёмки: «В конце 60-х, когда Итану было лет 11-12, он надел костюм и взял портфель, мы отправились в Международный аэропорт Миннеаполиса с кинокамерой формата "8 Супер" и сняли фильм о челночной дипломатии. И, честно говоря, то, что мы делаем сейчас, не сильно отличается от того, что мы сделали тогда».

Часто режисёры сотрудничают с одними и теми же актёрами. Невозможно представить их киновселенную без Фрэнсис Макдорманд. Впервые она снялась в дебютном полнометражном фильме братьев «Просто кровь» в 1984 году. На прослушивание тогда ходила её соседка по комнате Холли Хантер, но, получив роль в театральной пьесе, она предложила Макдорманд пройти пробы. «Помню, вошла в комнату, Джоэл и Итан сидели на диване, а перед ними стояла пепельница с горой пепла и зарытыми в эту гору окурками. И я подумала: "Какие странные, нелепые придурки – наверное, интеллектуалы"», – вспоминает актриса. В том же году она вышла замуж за Джоэла. Их семейный и творческий союз сложился на редкость успешно.

Все фильмы Коэнов отличает причудливая атмосфера, сложная подвижная операторская работа, частое использование закадрового голоса, неожиданное и нестандартное насилие, вездесущий чёрный юмор и жанровая гибридность. Ещё в киновселенной братьев неизменно фигурируют неудачники и идиоты. Едва ли не к любой из их картин можно применить определение «баллада о балбесах». Режиссёры объяснили это замечательное явление так:

«Основная причина, по которой все наши преступники изображены недотёпами, – это наш личный протест против голливудского штампа: плохой парень – это всегда профессионал, который контролирует каждый шаг. Но в жизни всё иначе. Большинство преступников относятся к тем представителям общества, которые наименее приспособлены к жизни. Вот почему их так часто ловят».

Действительно, планы коэновских героев регулярно разваливаются. Чаще всего человеческие страсти толкают их к ошибочному моральному выбору, запуская череду фатальных и абсурдных событий. Тогда петляющий сюжет приходит к неожиданной развязке, чтобы показать и рассказать о чём-то важном. Например, что неправильные действия нельзя оправдать их результатами. Но что бы они ни вытворяли, режиссёры никогда к ним не равнодушны: «Необходимо любить всех своих персонажей, даже самых странных. В конце концов, это твоё воображение. Сложно объяснить, каким образом в голове рождается и живёт тот, кого ты ненавидишь».

Братья-режиссёры удостаивались «Золотой пальмовой ветви», четырёх премий «Оскар» и ещё свыше 70 ведущих кинематографических наград. В нашей подборке наиболее своеобразные, важные и успешные фильмы братьев Коэн в различных жанрах – от триллера и нуара до вестерна, роуд-муви и чёрной комедии.

Похожая притча

Art Traffic. Культура. Искусство

Art Traffic. Культура. Искусство вернуться к странице

Art Traffic. Культура. Искусство

Art Traffic. Культура. Искусство запись закреплена

Нео-нуарная экзистенциальная притча братьев Коэнов «Человек, которого не было» (2001)

«Абсурд не в человеке и не в мире, но в их совместном присутствии». Альбер Камю

Рядом представителей кинопрессы фильм рассматривается как поставленный по мотивам экзистенциальной повести Альбера Камю «Посторонний». Картина идет в черно-белом исполнении, хотя была снята на цветную пленку.

Эдвард Крэйн — парикмахер. И ничего больше. Он изо дня в день стрижет людей в парикмахерской и не знает, как здесь оказался, «просто попал сюда, а потом втянулся». Он приходит после работы домой, где проживает «еще кое-кто» — его жена Доррис. Их дом не является уютным семейным очагом, это всего лишь пространство, в котором, привыкшие друг к другу мужчина и женщина живут вместе. Так проходят годы. И ничего больше.

Это лишь завязка довольно печальной истории, плавно протекающей под сонаты Бетховена меланхоличной минималистической постановки. Истории полностью лишенной всякого цвета. Истории человека, которого не было. Его действительно нет, и никогда не было.

Фильм — сродни классическому произведению, плавное повествование которого не случайно сопровождается монотонной мелодией Бетховенской сонаты. Эстетика черно-белого мира вокруг персонажей холодна, безразлична и до невозможности ординарна. Время здесь словно остановилось или замедлилось до полного стирания всяких видимых границ его существования. Одна только картина серого, унылого и разочарованного видения человека, словно уже не от мира сего. Потому неудивительно, что сухие, отрывочные фразы из рассуждений Эда о происходящих с ним событиях закономерно приводят его к выводу, что он исчезает, его личность растворяется, и никто уже не замечает его. Но он и раньше был чужд всему привычному в его окружении. Его больше волновал вопрос, почему человеческие волосы не перестают расти, и он со странным интересом изучал голову только что подстриженного клиента. А в его собственной вяло роились мысли о необычности их семейной жизни с женой и о судьбе юной пианистки, в игре которой он находил слабое утешение и кратковременный уход от реальности. Изредка ему начинало казаться, что он знает о мире нечто такое, что бы сильно удивило всех этих спешащих по своим делам людей, если бы он высказал ее вслух. Но в этом-то и была главная проблема — он всегда был неразговорчив.

В связи с жизненной позицией Эда, общей сюжетной канвой и некоторой схожестью не благоприятствующих обстоятельств напрашиваются невольные параллели картины с романом «Посторонний». Но экзистенциальная пустота внутри героя Камю не была надуманной циничной имитацией, являясь лишь выражением философских взглядов автора. А что же у Коэнов? Красиво замирающая в воздухе машина, символизирующая плавное течение несвоевременных раздумий. Невозмутимый парикмахер, чье непостижимое безразличие доходит уже до нелепой видимости изображаемого. Роковая женщина — потрепанная, откровенно глупая, бездушная карьеристка. Непорочная, примерная девочка-пианистка — юная соблазнительница в перспективе с лицом Скарлетт Йоханссон, бездумно играющая Баха. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Не остается никаких сомнений, что братья намеренно перевернули все с ног на голову, разрушили устаревшие поведенческие и сюжетные стереотипы, завысив планку отстраненности и циничности, присущих персонажам нуара, до полного абсолюта. «Человек, которого не было» — это чрезвычайно эстетский и абсурдный гимн ординарности, с иронией и где-то даже с горечью признающий полную утрату личности и смысла существования. (Владимир Соколов)

В фильме играет блестящий актерский состав (иначе у Коэнов и не бывает): Билли Боб Торнтон, Фрэнсис МакДорманд, Джеймс Гандольфини, Скарлетт Йоханссон.

Похожая притча


Здесь главный персонаж – Эд Крейн (Билли Боб Торнтон), ещё один пример одинокого человека в громадном мире. Он работает парикмахером в небольшом калифорнийском городке и узнаёт, что жена изменяет ему со своим боссом. Получив предложение о выгодном вложении денег с обещанием крупной прибыли, он начинает шантажировать начальника жены, чтобы получить необходимую сумму наличных. Но снова планы персонажей разваливаются на глазах у зрителей, впрочем, это регулярно происходит в фильмах Коэнов и петляющий сюжет вновь приходит к неожиданной развязке.

Отчасти из-за своего одиночества Эд впадает в отчаяние и бесцельно дрейфует по жизни. История о том, как он получил работу, как встретил свою будущую жену и как сформировал свои взгляды, свидетельствует о его бесконтрольном скитании по жизни.

Когда герой оказывается в камере смертников, мы видим, какие перемены происходят в его характере. Мы слышим, что Эд пришёл в этот мир с уготованной судьбой и все предпринятые им действия вели его к этой цели. К сожалению, Эд, наконец, многое понявший о своём отчаянии, помещён Коэнами в ситуацию, в которой сделать что-либо почти невозможно.

Похожая притча


Рядом представителей кинопрессы фильм рассматривается как поставленный по мотивам экзистенциальной повести Альбера Камю «Посторонний». Картина идет в черно-белом исполнении, хотя была снята на цветную пленку.

Это лишь завязка довольно печальной истории, плавно протекающей под сонаты Бетховена меланхоличной минималистической постановки. Истории полностью лишенной всякого цвета. Истории человека, которого не было. Его действительно нет, и никогда не было.

Фильм — сродни классическому произведению, плавное повествование которого не случайно сопровождается монотонной мелодией Бетховенской сонаты. Эстетика черно-белого мира вокруг персонажей холодна, безразлична и до невозможности ординарна. Время здесь словно остановилось или замедлилось до полного стирания всяких видимых границ его существования. Одна только картина серого, унылого и разочарованного видения человека, словно уже не от мира сего. Потому неудивительно, что сухие, отрывочные фразы из рассуждений Эда о происходящих с ним событиях закономерно приводят его к выводу, что он исчезает, его личность растворяется, и никто уже не замечает его. Но он и раньше был чужд всему привычному в его окружении. Его больше волновал вопрос, почему человеческие волосы не перестают расти, и он со странным интересом изучал голову только что подстриженного клиента. А в его собственной вяло роились мысли о необычности их семейной жизни с женой и о судьбе юной пианистки, в игре которой он находил слабое утешение и кратковременный уход от реальности. Изредка ему начинало казаться, что он знает о мире нечто такое, что бы сильно удивило всех этих спешащих по своим делам людей, если бы он высказал ее вслух. Но в этом-то и была главная проблема — он всегда был неразговорчив.

В связи с жизненной позицией Эда, общей сюжетной канвой и некоторой схожестью не благоприятствующих обстоятельств напрашиваются невольные параллели картины с романом «Посторонний». Но экзистенциальная пустота внутри героя Камю не была надуманной циничной имитацией, являясь лишь выражением философских взглядов автора. А что же у Коэнов Красиво замирающая в воздухе машина, символизирующая плавное течение несвоевременных раздумий. Невозмутимый парикмахер, чье непостижимое безразличие доходит уже до нелепой видимости изображаемого. Роковая женщина — потрепанная, откровенно глупая, бездушная карьеристка. Непорочная, примерная девочка-пианистка — юная соблазнительница в перспективе с лицом Скарлетт Йоханссон, бездумно играющая Баха. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно. Не остается никаких сомнений, что братья намеренно перевернули все с ног на голову, разрушили устаревшие поведенческие и сюжетные стереотипы, завысив планку отстраненности и циничности, присущих персонажам нуара, до полного абсолюта. «Человек, которого не было» — это чрезвычайно эстетский и абсурдный гимн ординарности, с иронией и где-то даже с горечью признающий полную утрату личности и смысла существования. (Владимир Соколов)

В фильме играет блестящий актерский состав (иначе у Коэнов и не бывает): Билли Боб Торнтон, Фрэнсис МакДорманд, Джеймс Гандольфини, Скарлетт Йоханссон.

Читайте также: