Библия притчи 17 22

Обновлено: 14.11.2024

1–19. Увещание к умеренности в пользовании благами жизни и к благоразумному пользованию даром слова. 10–20. Увещание к миролюбию предостережение от высокомерия и склонности к спорам. 21–28. Притчи разного содержания, предостережение против болтливости.

Притч.17:1 . Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, по­лный заколотого скота, с раз­дором.

Притч.17:2 . Разумный раб го­с­по­д­с­т­ву­ет над бес­путным сыном и между братьями раз­делит наслед­с­т­во­.

Притч.17:3 . Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Го­с­по­дь.

Притч.17:4 . Злодей внимает устам беззакон­ным, лжец слушает­ся языка пагубного.

Притч.17:5 . Кто ругает­ся над нищим, тот хулит Творца его; кто радует­ся несчастью, тот не останет­ся не­на­ка­за­н­ным [а мило­сердый по­милован будет].

Притч.17:6 . Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их.–

Притч.17 :6a. –[У верного целый мир богатства, у неверного – ни обола.]

Притч.17:7 . Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному – уста лживые.

Притч.17:8 . Подарок – драгоцен­ный камень в глазах владеющего им: куда ни обратит­ся он, успеет.

Притч.17:9 . Прикрыва­ю­щий про­ступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

Благо мира несравнимо ни с какими материальными благами: при мире в доме кусок сухого хлеба без вина и мяса, даже без уксуса ( Руфь 2.14 ) и воды ( 1Цар 25.11 ) приятнее обильных роскошных яств в домах полных несогласий и раздора (ст. 1). И благо мудрости, теоретической и практической, не привязано к внешнему положению человека, даже раб – при всем приниженном своем положении его и в древнееврейской семье – своею рассудительностью мог достигнуть исключительно высокого положения – даже преобладания, с ведома отца семьи, над родными его детьми (ст. 2). Подобно тому, как достоинство драгоценных металлов открывается в огне, так и избранные души ввергаются Господом в огонь испытаний, дающих им возможность очиститься от грехов и проявить бескорыстие и любовь свою к Богу (ст. 3). Напротив, человеку с нравственно испорченным сердцем свойственно лишь внимать всякой клевете и лжи, пагубной для ближнего, тогда как нравственно безупречный человек отвращается от всего подобного (ст. 4). В первой половине ст. 5 повторяется мысль Притч 14.31 , во второй – мысль Притч 11.21 и Притч 16.5 . В ст. 6 выражена, присущая ветхозаветным библейским евреям высокая оценка значения семьи, потомства ветвистого родословного дерева (ср. Пс 127.1 ). В ст. 7–8 противоположение ничтожества глупости – нечестия и высокой ценности мудрости – благочестия: последняя здесь представляется в виде высокой награды или бесценного дара, подаваемого человеку. По ст. 9, признаком истинной мудрости и любви служит желание сокрыть узнанный грех ближнего (сн. Притч 10.12 ), тогда как противоположный образ действий еще более расстраивает взаимные отношения людей (сн. Притч 16.28–29 ).

Притч.17:10 . На ра­зу­много сильнее дей­с­т­ву­ет выговор, нежели на глупого сто ударов.

Притч.17:11 . Возмутитель ищет только зла; по­этому жестокий ангел будет по­слан про­тив него.

Притч.17:12 . Лучше встретить человеку медведицу, лишен­ную детей, нежели глупца с его глупостью.

Притч.17:13 . Кто за добро воз­дает злом, от дома того не отойдет зло.

Притч.17:14 . Начало ссоры – как про­рыв воды; оставь ссору пре­жде, нежели раз­горелась она.

Притч.17:15 . Оправдыва­ю­щий нечестивого и обвиня­ю­щий праведного – оба мерзость пред Го­с­по­дом.

Притч.17:16 . К чему сокровище в руках глупца? Для при­обрете­ния мудрости у него нет ра­зу­ма.–

Притч.17 :16a. –[Кто высоким делает свой дом, тот ищет раз­биться; а укло­ня­ю­щийся от уче­ния впадет в беды.]

Притч.17:17 . Друг любит во всякое время и, как брат, явит­ся во время несчастья.

Притч.17:18 . Человек мало­умный дает руку и ручает­ся за ближнего своего.

Притч.17:19 . Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет паде­ния.

Притч.17:20 . Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык по­падет в беду.

Отмечается присутствие высокого чувства собственного достоинства в разумном, и отсутствие этого чувства у глупого, чувствительность его лишь к физическому воздействию (ст. 10).

Указывается, что всякое возмущение против законно действующей силы вызывает возмездие Божие возмутителю, напр., в виде посольства карающих нечестивого ангелов (ст. 11, сн. Пс 34.5–6, 77.49 ). Образ ст. 12 для глупого, нечестивого и злого человека – медведица, потерявшая детей, след., отчаянно разъяренная, напоминает обратное изображение злой жены в книге Сираха ( Сир 25.16–22 ). В ст. 13 воспрещается воздавать злом за добро под угрозой проклятия на дом виновного в том (ср. Притч 3.33 ). Ст. 14 представляет развитие ссоры подобным прорыву плотины водой. В ст. 15 – по поводу всегда возможных злоупотреблений на суде высказывается категорическое осуждение оправдания виновного и осуждения правого (ср. Притч 24.24 ; Ис 5.23 ). Ст. 16 утверждает бесполезность богатства в руках человека, лишенного разума. В ст. 17 высказывается добытая опытом жизни всего человечества истина, у классиков выраженная в изречении: amicus certus in re incerta cernitor; то же гласит и соответствующая арабская поговорка. Ст. 18 повторяет отрицательное суждение Премудрого о поручительстве, ср. Притч 6.1–5, 11.15 . В ст. 19 сварливость и высокомерие представляются источником греха и осуждения (ср. Сир 28.9 ). Для ст. 20 ср. Притч 6.14 .

Притч.17:21 . Родил кто глупого, – себе на гóре, и отец глупого не по­радует­ся.

Притч.17:22 . Веселое сердце бла­го­творно, как врачев­с­т­во­, а унылый дух сушит кости.

Притч.17:23 . Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

Притч.17:24 . Мудрость – пред лицем у ра­зу­много, а глаза глупца – на конце земли.

Притч.17:25 . Глупый сын – досада отцу своему и огорче­ние для матери своей.

Притч.17:26 . Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

Группа притчей разнообразного содержания начинается часто повторяемой у Премудрого мыслью о том, что дети – или источник радости или причина великих огорчений для родителей (ст. 21, сн. Притч 10.1, 15.26, 23.24 ). Ст. 22 говорит о несомненном влиянии веселого или подавленного настроения духа человека на его тело (ср. Притч 15.13 ). Ст. 23 – о подкупе в суде (ср. Притч 21.14 ). В ст. 24 противополагаются друг другу сосредоточенное изучение предмета разумным (ср. Притч 4.25 ) и рассеянное блуждание глупца по разнообразным отдаленным предметам. Ст. 25 сн. ст. 21 и Притч 10.1 . Ст. 26 осуждает противодействие злых людей праведным и вельможам или властям, как представителям законности.

Притч.17:27 . Разумный воз­держан в словах сво­их, и бла­го­ра­зу­мный хладнокровен.

Притч.17:28 . И глупец, когда молчит, может по­ка­за­ться мудрым, и затворя­ю­щий уста свои – бла­го­ра­зу­мным.

Похвала умеренному употреблению дара слова. Ст. 27 напоминает Притч 10.19 (сн. Иак 1.19 ). Мысль ст. 27 о том, что молчание – верное средство прослыть мудрым, даже и для глупца, – встречается напр., в Иов 13.5 .

Похожая притча

Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Похожая притча

1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.

2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.

3 Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь.

4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.

5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].

6 Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного — ни обола.]

7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые.

8 Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.

9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.

10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.

11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.

12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.

13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.

14 Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.

15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом.

16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]

17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.

18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.

19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.

20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.

21 Родил кто глупого, — себе на горе, и отец глупого не порадуется.

22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.

23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.

24 Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли.

25 Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей.

26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.

27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.

28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Притчи Соломона, 17 глава

Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.

Public Domain — общественное достояние.
Синодальный перевод, издание Московской Патриархии. С неканоническими книгами.
© 1876, 1912, 1917, 1956, 1968, . 1998 .

Похожая притча

1–16. Увещания к приобретению и хранению доброго имени. 17–21. Призыв внимать словам мудрых. 22–29. Наставления частью нравоучительного, частью практического свойства.

Притч.22:1 . Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.

Притч.22:2 . Богатый и бедный встречают­ся друг с другом: того и другого создал Го­с­по­дь.

Притч.22:3 . Благора­зу­мный видит беду, и укрывает­ся; а неопытные идут вперед, и наказывают­ся.

Притч.22:4 . За смире­нием следует страх Го­с­по­день, богат­с­т­во и слава и жизнь.

Притч.22:5 . Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них.

Притч.22:6 . Наставь юношу при начале пути его: он не укло­нит­ся от него, когда и состарит­ся.

Притч.22:7 . Богатый го­с­по­д­с­т­ву­ет над бедным, и должник делает­ся рабом заимодавца.

Притч.22:8 . Сеющий неправду по­жнет беду, и трости гнева его не станет.–

Притч.22 :8a. –[Человека, доброхотно да­ю­щего, любит Бог, и недостаток дел его во­с­по­лнит.]

Притч.22:9 . Мило­сердый будет благо­словля­ем, по­тому что дает бедному от хлеба своего.–

Притч.22 :9a. –[Победу и честь при­обретает да­ю­щий дары, и даже овладевает душею по­луча­ю­щих оные.]

Притч.22:10 . Прогони кощун­ника, и удалит­ся раз­дор, и пре­кратят­ся ссора и брань.

Притч.22:11 . Кто любит чистоту сердца, у того при­ятность на устах, тому царь – друг.

Притч.22:12 . Очи Го­с­по­да охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает.

Притч.22:13 . Ле­нивец говорит: «лев на улице! по­среди площади убьют меня!»

Притч.22:14 . Глубокая про­пасть – уста блудниц: на кого про­гневает­ся Го­с­по­дь, тот упадет туда.

Притч.22:15 . Глупость при­вязалась к сердцу юноши, но исправи­тель­ная розга удалит ее от него.

Притч.22:16 . Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богат­с­т­во­, и кто дает богатому, тот обеднеет.

Охранение своего доброго имени рекомендуется у Премудрого (ст. 1 дал.) в том же смысле – безусловного превосходства этого нравственного блага пред ценностями материальными ( Сир 41.15 , ср. Еккл 7.1 ). Доброе имя приобретается более всего деятельной любовью к ближнему, благотворительностью ему: отсюда на первом месте ставится долг богатого помогать бедному, причем мотивом благотворительности указывается то, что и богатый, и бедный – равно создания одного Бога (ст. 2, сн. Притч 14.31, 17.5 ; Иов 31.15 ), и Им поставлены на одном жизненном пути. Воздается хвала жизненному благоразумию (ст. 3 и 5) с осуждением неразумия, но особенно превозносится смирение и страх Божий – с указанием благодетельных плодов того и другого в самой внешней жизни человека (ст. 4). Затем, в ст. 6–12 раздельно называются добродетели, которыми охраняется и созидается доброе имя. Здесь, прежде всего, оттеняется громадная важность воспитания и обучения юноши именно с самого раннего возраста (ст. 6). В Мишнич. трактате Авот (IV, 20), в соответствии с этим говорится: «Кто учит ребенка, чему подобен? – пишущему чернилами на новой бумаге; а кто учит старого, чему подобен? – пишущему чернилами на чищенной (от прежнего письма) бумаге». Затем, упомянув о различии в житейском быту богатых и бедных (ст. 7), Премудрый указывает, что богатством и вообще благосостоянием можно пользоваться как к добру так и к злу. В последнем отношении называются: страсть к раздорам и деланию всякого рода зла (ст. 8, «сеять неправду, зло» , как и «сеять правду» – обычный библейский образ: Иов 4.8 ; Притч 11.18 ; Ос 10.12 ), кощунство (ст. 10) и вероломство (ст. 12). На другой стороне ставятся – благотворительность (ст. 9), чистосердечие (ст. 11) и разумность (ст. 12).

Наконец, отрицательную сторону речи о добром имени составляет предупреждение от пороков лености (ст. 13 – здесь дан образец бессмысленной отговорки ленивого, сн. Притч 26.13 ), распутства (ст. 14, сн. Притч 2.16, 5.3, 6.24 , глупости (ст. 15) и жадности, соединенной с притеснением бедных (ст. 16).

Притч.22:17 . Прикло­ни ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию;

Притч.22:18 . потому что утеши­тель­но будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах тво­их.

Притч.22:19 . Чтобы упование твое было на Го­с­по­да, я учу тебя и сегодня, и ты помни.

Притч.22:20 . Не писал ли я тебе трижды в советах и наставле­нии,

Притч.22:21 . чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог перед­а­вать слова истины по­сыла­ю­щим тебя?

Притч.22:22 . Не будь грабителем бедного, по­тому что он беден, и не при­тесняй несчаст­ного у ворот,

Притч.22:23 . потому что Го­с­по­дь вступит­ся в дело их и исхитит душу у грабителей их.

Притч.22:24 . Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым,

Притч.22:25 . чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою.

Притч.22:26 . Не будь из тех, которые дают руки и по­ручают­ся за долги:

Притч.22:27 . если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя,чтобы взяли по­стель твою из-под тебя?

Притч.22:28 . Не перед­вигай межи давней, которую про­вели отцы твои.

Притч.22:29 . Видел ли ты человека про­ворного в своем деле? Он будет стоять перед­ царями, он не будет стоять перед­ про­стыми.

Ст. 17–21 образуют введение к новой группе или новому собранию притчей, обнимающему вторую половину гл. XXII, и главы XXIII и XXIV. Притчи этого отдела отличаются пространностью, обнимая нередко несколько строк (3 стиха в Притч 23.1–3, 6–8, 5 ст. – в Притч.23:31–35, 24:30–34 ). Во введении, ст. 17–21, высказывается увещание к вниманию словам мудрых (ст. 17), отмечается их достоинство (ст. 18), главное значение – возбуждение надежды на Бога (ст. 19), и идейная сущность (ст. 20–21). В ст. 22–29 в трех двустишных притчах: а) осуждается и запрещается притеснение бедных (ст. 22–23); б) делается предостережение от близости и содружества с человеком гневливым (ст. 24–25); и в) снова настойчивое предупреждение против поручительств (ст. 26–27, сн. Притч 6.1 сл.; Притч 17.18, 20.16 ).

Преступление перенесения межи ближнего, не необычное в древнее время, считалось одним из самых позорных (ср. Втор 19.14 ; Притч 23.10 ). В ст. 29 указан редкий, но возможный в положении трудящегося случай – возвышение до степени ближайшего служения царю.

Читайте также: