Библия притчи 17 22
Обновлено: 21.12.2024
1–19. Увещание к умеренности в пользовании благами жизни и к благоразумному пользованию даром слова. 10–20. Увещание к миролюбию предостережение от высокомерия и склонности к спорам. 21–28. Притчи разного содержания, предостережение против болтливости.
Притч.17:1 . Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
Притч.17:2 . Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.
Притч.17:3 . Плавильня – для серебра, и горнило – для золота, а сердца испытывает Господь.
Притч.17:4 . Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.
Притч.17:5 . Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].
Притч.17:6 . Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их.–
Притч.17 :6a. –[У верного целый мир богатства, у неверного – ни обола.]
Притч.17:7 . Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному – уста лживые.
Притч.17:8 . Подарок – драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.
Притч.17:9 . Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.
Благо мира несравнимо ни с какими материальными благами: при мире в доме кусок сухого хлеба без вина и мяса, даже без уксуса ( Руфь 2.14 ) и воды ( 1Цар 25.11 ) приятнее обильных роскошных яств в домах полных несогласий и раздора (ст. 1). И благо мудрости, теоретической и практической, не привязано к внешнему положению человека, даже раб – при всем приниженном своем положении его и в древнееврейской семье – своею рассудительностью мог достигнуть исключительно высокого положения – даже преобладания, с ведома отца семьи, над родными его детьми (ст. 2). Подобно тому, как достоинство драгоценных металлов открывается в огне, так и избранные души ввергаются Господом в огонь испытаний, дающих им возможность очиститься от грехов и проявить бескорыстие и любовь свою к Богу (ст. 3). Напротив, человеку с нравственно испорченным сердцем свойственно лишь внимать всякой клевете и лжи, пагубной для ближнего, тогда как нравственно безупречный человек отвращается от всего подобного (ст. 4). В первой половине ст. 5 повторяется мысль Притч 14.31 , во второй – мысль Притч 11.21 и Притч 16.5 . В ст. 6 выражена, присущая ветхозаветным библейским евреям высокая оценка значения семьи, потомства ветвистого родословного дерева (ср. Пс 127.1 ). В ст. 7–8 противоположение ничтожества глупости – нечестия и высокой ценности мудрости – благочестия: последняя здесь представляется в виде высокой награды или бесценного дара, подаваемого человеку. По ст. 9, признаком истинной мудрости и любви служит желание сокрыть узнанный грех ближнего (сн. Притч 10.12 ), тогда как противоположный образ действий еще более расстраивает взаимные отношения людей (сн. Притч 16.28–29 ).
Притч.17:10 . На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
Притч.17:11 . Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.
Притч.17:12 . Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.
Притч.17:13 . Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
Притч.17:14 . Начало ссоры – как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
Притч.17:15 . Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного – оба мерзость пред Господом.
Притч.17:16 . К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.–
Притч.17 :16a. –[Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]
Притч.17:17 . Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
Притч.17:18 . Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.
Притч.17:19 . Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.
Притч.17:20 . Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.
Отмечается присутствие высокого чувства собственного достоинства в разумном, и отсутствие этого чувства у глупого, чувствительность его лишь к физическому воздействию (ст. 10).
Указывается, что всякое возмущение против законно действующей силы вызывает возмездие Божие возмутителю, напр., в виде посольства карающих нечестивого ангелов (ст. 11, сн. Пс 34.5–6, 77.49 ). Образ ст. 12 для глупого, нечестивого и злого человека – медведица, потерявшая детей, след., отчаянно разъяренная, напоминает обратное изображение злой жены в книге Сираха ( Сир 25.16–22 ). В ст. 13 воспрещается воздавать злом за добро под угрозой проклятия на дом виновного в том (ср. Притч 3.33 ). Ст. 14 представляет развитие ссоры подобным прорыву плотины водой. В ст. 15 – по поводу всегда возможных злоупотреблений на суде высказывается категорическое осуждение оправдания виновного и осуждения правого (ср. Притч 24.24 ; Ис 5.23 ). Ст. 16 утверждает бесполезность богатства в руках человека, лишенного разума. В ст. 17 высказывается добытая опытом жизни всего человечества истина, у классиков выраженная в изречении: amicus certus in re incerta cernitor; то же гласит и соответствующая арабская поговорка. Ст. 18 повторяет отрицательное суждение Премудрого о поручительстве, ср. Притч 6.1–5, 11.15 . В ст. 19 сварливость и высокомерие представляются источником греха и осуждения (ср. Сир 28.9 ). Для ст. 20 ср. Притч 6.14 .
Притч.17:21 . Родил кто глупого, – себе на гóре, и отец глупого не порадуется.
Притч.17:22 . Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
Притч.17:23 . Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.
Притч.17:24 . Мудрость – пред лицем у разумного, а глаза глупца – на конце земли.
Притч.17:25 . Глупый сын – досада отцу своему и огорчение для матери своей.
Притч.17:26 . Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.
Группа притчей разнообразного содержания начинается часто повторяемой у Премудрого мыслью о том, что дети – или источник радости или причина великих огорчений для родителей (ст. 21, сн. Притч 10.1, 15.26, 23.24 ). Ст. 22 говорит о несомненном влиянии веселого или подавленного настроения духа человека на его тело (ср. Притч 15.13 ). Ст. 23 – о подкупе в суде (ср. Притч 21.14 ). В ст. 24 противополагаются друг другу сосредоточенное изучение предмета разумным (ср. Притч 4.25 ) и рассеянное блуждание глупца по разнообразным отдаленным предметам. Ст. 25 сн. ст. 21 и Притч 10.1 . Ст. 26 осуждает противодействие злых людей праведным и вельможам или властям, как представителям законности.
Притч.17:27 . Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.
Притч.17:28 . И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои – благоразумным.
Похвала умеренному употреблению дара слова. Ст. 27 напоминает Притч 10.19 (сн. Иак 1.19 ). Мысль ст. 27 о том, что молчание – верное средство прослыть мудрым, даже и для глупца, – встречается напр., в Иов 13.5 .
Похожая притча
Сравнение русских переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Похожая притча
1 Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
2 Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.
3 Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь.
4 Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.
5 Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].
6 Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного — ни обола.]
7 Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые.
8 Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.
9 Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.
10 На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
11 Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.
12 Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.
13 Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
14 Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
15 Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом.
16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]
17 Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
18 Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.
19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.
20 Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.
21 Родил кто глупого, — себе на горе, и отец глупого не порадуется.
22 Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
23 Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.
24 Мудрость — пред лицем у разумного, а глаза глупца — на конце земли.
25 Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей.
26 Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.
27 Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.
28 И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Притчи Соломона, 17 глава
Обратите внимание. Номера стихов — это ссылки, ведущие на раздел со сравнением переводов, параллельными ссылками, текстами с номерами Стронга. Попробуйте, возможно, вы будете приятно удивлены.
Public Domain — общественное достояние.
Синодальный перевод, издание Московской Патриархии. С неканоническими книгами.
© 1876, 1912, 1917, 1956, 1968, . 1998 .
Похожая притча
1–16. Увещания к приобретению и хранению доброго имени. 17–21. Призыв внимать словам мудрых. 22–29. Наставления частью нравоучительного, частью практического свойства.
Притч.22:1 . Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.
Притч.22:2 . Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь.
Притч.22:3 . Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются.
Притч.22:4 . За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь.
Притч.22:5 . Терны и сети на пути коварного; кто бережет душу свою, удались от них.
Притч.22:6 . Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится.
Притч.22:7 . Богатый господствует над бедным, и должник делается рабом заимодавца.
Притч.22:8 . Сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет.–
Притч.22 :8a. –[Человека, доброхотно дающего, любит Бог, и недостаток дел его восполнит.]
Притч.22:9 . Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего.–
Притч.22 :9a. –[Победу и честь приобретает дающий дары, и даже овладевает душею получающих оные.]
Притч.22:10 . Прогони кощунника, и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань.
Притч.22:11 . Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь – друг.
Притч.22:12 . Очи Господа охраняют знание, а слова законопреступника Он ниспровергает.
Притч.22:13 . Ленивец говорит: «лев на улице! посреди площади убьют меня!»
Притч.22:14 . Глубокая пропасть – уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда.
Притч.22:15 . Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него.
Притч.22:16 . Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет.
Охранение своего доброго имени рекомендуется у Премудрого (ст. 1 дал.) в том же смысле – безусловного превосходства этого нравственного блага пред ценностями материальными ( Сир 41.15 , ср. Еккл 7.1 ). Доброе имя приобретается более всего деятельной любовью к ближнему, благотворительностью ему: отсюда на первом месте ставится долг богатого помогать бедному, причем мотивом благотворительности указывается то, что и богатый, и бедный – равно создания одного Бога (ст. 2, сн. Притч 14.31, 17.5 ; Иов 31.15 ), и Им поставлены на одном жизненном пути. Воздается хвала жизненному благоразумию (ст. 3 и 5) с осуждением неразумия, но особенно превозносится смирение и страх Божий – с указанием благодетельных плодов того и другого в самой внешней жизни человека (ст. 4). Затем, в ст. 6–12 раздельно называются добродетели, которыми охраняется и созидается доброе имя. Здесь, прежде всего, оттеняется громадная важность воспитания и обучения юноши именно с самого раннего возраста (ст. 6). В Мишнич. трактате Авот (IV, 20), в соответствии с этим говорится: «Кто учит ребенка, чему подобен? – пишущему чернилами на новой бумаге; а кто учит старого, чему подобен? – пишущему чернилами на чищенной (от прежнего письма) бумаге». Затем, упомянув о различии в житейском быту богатых и бедных (ст. 7), Премудрый указывает, что богатством и вообще благосостоянием можно пользоваться как к добру так и к злу. В последнем отношении называются: страсть к раздорам и деланию всякого рода зла (ст. 8, «сеять неправду, зло» , как и «сеять правду» – обычный библейский образ: Иов 4.8 ; Притч 11.18 ; Ос 10.12 ), кощунство (ст. 10) и вероломство (ст. 12). На другой стороне ставятся – благотворительность (ст. 9), чистосердечие (ст. 11) и разумность (ст. 12).
Наконец, отрицательную сторону речи о добром имени составляет предупреждение от пороков лености (ст. 13 – здесь дан образец бессмысленной отговорки ленивого, сн. Притч 26.13 ), распутства (ст. 14, сн. Притч 2.16, 5.3, 6.24 , глупости (ст. 15) и жадности, соединенной с притеснением бедных (ст. 16).
Притч.22:17 . Приклони ухо твое, и слушай слова мудрых, и сердце твое обрати к моему знанию;
Притч.22:18 . потому что утешительно будет, если ты будешь хранить их в сердце твоем, и они будут также в устах твоих.
Притч.22:19 . Чтобы упование твое было на Господа, я учу тебя и сегодня, и ты помни.
Притч.22:20 . Не писал ли я тебе трижды в советах и наставлении,
Притч.22:21 . чтобы научить тебя точным словам истины, дабы ты мог передавать слова истины посылающим тебя?
Притч.22:22 . Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот,
Притч.22:23 . потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их.
Притч.22:24 . Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым,
Притч.22:25 . чтобы не научиться путям его и не навлечь петли на душу твою.
Притч.22:26 . Не будь из тех, которые дают руки и поручаются за долги:
Притч.22:27 . если тебе нечем заплатить, то для чего доводить себя,чтобы взяли постель твою из-под тебя?
Притч.22:28 . Не передвигай межи давней, которую провели отцы твои.
Притч.22:29 . Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми.
Ст. 17–21 образуют введение к новой группе или новому собранию притчей, обнимающему вторую половину гл. XXII, и главы XXIII и XXIV. Притчи этого отдела отличаются пространностью, обнимая нередко несколько строк (3 стиха в Притч 23.1–3, 6–8, 5 ст. – в Притч.23:31–35, 24:30–34 ). Во введении, ст. 17–21, высказывается увещание к вниманию словам мудрых (ст. 17), отмечается их достоинство (ст. 18), главное значение – возбуждение надежды на Бога (ст. 19), и идейная сущность (ст. 20–21). В ст. 22–29 в трех двустишных притчах: а) осуждается и запрещается притеснение бедных (ст. 22–23); б) делается предостережение от близости и содружества с человеком гневливым (ст. 24–25); и в) снова настойчивое предупреждение против поручительств (ст. 26–27, сн. Притч 6.1 сл.; Притч 17.18, 20.16 ).
Преступление перенесения межи ближнего, не необычное в древнее время, считалось одним из самых позорных (ср. Втор 19.14 ; Притч 23.10 ). В ст. 29 указан редкий, но возможный в положении трудящегося случай – возвышение до степени ближайшего служения царю.
Читайте также: