В каких приметах внешней жизни оживает образ поэта

Обновлено: 20.09.2024

Данное стихотворение М. Цветаевой посвящено поэту А. Блоку, которым она при жизни восхищалась. Здесь его образ представлен очень нежным, легким, не зря поэтесса сравнивает его имя с мячиком, с бубенцем. В то же время он – знаменитый человек, его имя гремит в ночи, оттого он как запретный плод, имя которого нельзя произносить – настолько он велик. Этот поэт кажется немного нереальным, словно из мира сновидений, но с ним тихо и спокойно, с ним «сон глубок». Именно таким предстает Блок в данном стихотворении.

Кто из русских поэтов, подобно М.И. Цветаевой, обращался в своей лирике к друзьям или собратьям по перу и что объединяет произведения подобного рода?

К собратьям по перу обращались такие поэты, как А. Ахматова в стихотворении «Отрок смуглый бродил по аллеям…» и С.А. Есенин в стихотворении «Пушкин».

В своем стихотворении Ахматова обращается к образу А.С. Пушкина. Как и в стихотворении Цветаевой, она, восхищаясь поэтом, строит его образ из деталей: это и «еле слышный шелест шагов», и «его треуголка», и «растрепанный том Парни». У Цветаевой же это «нежная стужа недвижных век», «громкое имя».

Есенин, обращаясь к Пушкину, признается, что этот поэт «русской стал судьбой». Как и Марина Цветаева, которая, как известно, спала с томиком стихов Блока (поэтому с именем его «сон глубок»), так и Есенин испытывают уважение к творчеству поэтов. Есенин, подчеркивая величие Пушкина, пишет: «И в бронзе выкованной славы / Трясешь ты гордой головой».

Опубликовал(а): ssipstea

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Похожая примета

Александр Александрович Блок является одной из ключевых фигур в литературном процессе начала двадцатого века. Им восхищались чуть ли не все поэты и прозаики того времени. О нем отзывались как о человеке внеземном, одарённом свыше. Его регулярно упоминали в различных мемуарах и биографиях, ему посвящали не просто стихотворения, а целые поэтические циклы. Одним из таких циклов как раз и является сборник «Стихи к Блоку» Марины Ивановны Цветаевой, открывающийся стихотворением «Имя твоё – птица в руке…».

Похожая примета

Творчество А.А. Блока для М.И. Цветаевой было целым миром. Главная особенность восприятия образа выдающегося младосимволиста М.И. Цветаевой-ассоциативность , что очевидно в каждой строке этого своеобразного послания:

Имя твое-птица в руке

Имя твоё-льдинка на языке.

Столь неуловимое очарование создает ощущение мгновения, которое исчезает, как "туман", "пыль" "сон"- любимые образы А.А.

Еще одно не менее важное свойство поэзии своего кумира, нашедшее отражение в этой лирической миниатюре поэтессы, хрупкость и изящество его стиха, легкость акустики, интонаций:

Одно- единственное движенье губ.

Имя твое-пять букв, Так же немаловажным является 3вук, как способ создания художественного образа. Аллитерация один из основных приёмов в поэзии А.А. Блока, поэтому именно в нем оживает образ самого художника.

Камень кинутый в тихий пруд.

Аллитерация- основа для акустических ассоциаций Цветаевой:

Звонко щелкающий курок нам в висок.

Из метафорически пережитых Мариной Цветаевой примет внешней жизни, из символов божественного и земного миров А.А. Блока соткан, как из деталей самого бытия, одухотворенных поэтом, один из важных литературных портретов русского авангарда. В каждом слове, звуке, знаке внешнего мира находит воплощение представление поэтессы о своём поэтессы о своём художнике и кумире целого поколения.

М.И. Цветаева строит образ выдающегося русского поэта на хрупкой паутине ассоциаций, стараясь передать главное. А. Вознесенский, которого по праву считают во многом художественным наследником, как Александр Блок, сравнивает себя с "падалью" в своем стихотворении "фрагмент автопортрета". В eго лирике так же, как и в "Имени твоем. "М.И. Цветаевой прослеживается ассоциативность: Мой голос жужжит, как под склянкою муха. Однако ее задача-изобразить не красоту, а безобразие самого поэта и как следствие его, восприятие окружающего мира.

Обновлено: 2019-06-07 Опубликовал(а): nikimoskow

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

История создания

Цикл создавался в период с 1916 по 1921 год. Если посмотреть на даты написания каждого из стихотворений, становится ясно, что Цветаева не планировала издавать целый сборник; эта идея возникла уже после смерти Блока. Так, первые работы, вошедшие в цикл, поэтесса пишет весной 1916 года, к этой группе как раз и относится «Имя твоё – птица в руке». Далее работа прерывается на четыре года, и Цветаева вновь обращается к Блоку только в 1920 году в стихотворении «Как слабый луч сквозь черный морок адов…». Это связано с выступлением поэта в Москве 9 мая 1920 года, на котором она присутствовала лично. В 1921 году Блок умирает. Откликом на эту трагедию становятся десять новых стихотворений, ставших итогом цикла.

Средства художественной выразительности

Главным средством создания столь ярких образов в стихотворении является, безусловно, метафора. Именно на ней фактически и строится всё лирическое произведение. «Имя твоё – птица в руке…» почти полностью состоит из метафорического обыгрывания имени Александра Александровича Блока. «Имя твоё – птица в руке, // Имя твоё – льдинка на языке, // Одно единственное движенье губ, // Имя твоё – пять букв» и тому подобное – всё это метафоры. Интересно также и то, что между некоторыми из них есть явная антитеза. Так, имя поэта у Цветаевой ассоциируется с чем-то лёгким и тихим, но в это же время оно «гремит».

Эффектней метафоры делает синтаксический параллелизм, который Цветаева употребляет достаточно часто. Строя предложения по одному принципу и прибегая к анафоре (единоначатию), поэтесса будто бы добавляет всё новые и новые краски в портрет Блока, нагнетает атмосферу.

Далеко не последнюю роль в создании образов играют и эпитеты. Такие характеристики, как «нежная стужа» и «громкое имя» делают картину более богатой и выпуклой.

При анализе стихотворения также необходимо обратить внимание на звукопись. Аллитерация является характерной особенностью лирики Цветаевой и в стихотворении «Имя твоё – птица в руке…» она тоже присутствует. Так, в строке «Громкое имя твое гремит» повторение звука [р] создаёт шумовой эффект, а повторы шипящего [ж] в строке «В нежную стужу недвижных век» помогают передать ощущение убаюкивающей вьюги, метели.

В стихотворении поэтесса использует ещё и ассонанс. В заключительных строках («Ключевой, ледяной, голубой глоток…// С именем твоим — сон глубок») слышится нечто протяжное, долгое, как, собственно, сам сон (повтор [о]).

Жанр и размер

Стихотворение «Имя твоё – птица в руке…» открывает цикл «Стихи к Блоку» и, вопреки распространённому мнению, не является откликом на смерть Блока (напомним: оно написано в 1916 году). Так что совершенно ошибочно считать его своего рода эпитафией.

«Имя твоё – птица в руке…» носит в себе черты послания: лирическое произведение адресовано конкретному человеку (о чём говорит и название стихотворного цикла). Стихотворение является непосредственным откликом на творчество Блока, напрямую выражает отношение Цветаевой к лирике поэта. Также поэтесса регулярно употребляет местоимение «твоё», что как раз характерно для жанра послания.

Однако важно помнить о том, что лирическая героиня выходит за рамки обычного разговора и обращения, стихотворение «Имя твоё – птица в руке…» не предполагает никакого отклика, поэтому относить его к жанру послания можно лишь с рядом оговорок.

Стихотворный размер: четырёхударный дольник.

Композиция

Композиционное деление стихотворения таково: 3 строфы, в каждой по шесть строчек. Первая и третья строфы объединены рефреном «имя твоё»:

Примечательно также и то, как от первой до третьей строфы меняется динамика стихотворения. Если начинается оно с достаточно нейтральных образов (мячик, бубенец и так далее), то завершается образами, содержащими похоронную семантику (стужа век, глубокий сон). Вторая строфа, пожалуй, самая драматичная из всех. Наполненная звуковыми образами (плеск воды, выстрел, гром, щёлканье курка), она резко выделяется на фоне других строф, более статичных, спокойных, почти беззвучных. Будто бы за драматичным выстрелом второй строфы следует печальная развязка, постепенное принятие от «ах, нельзя!» до «поцелуя в снег».

Стихотворение «Имя твоё – птица в руке» представляет собой своеобразный гимн Блоку. Лирическая героиня очень эмоционально (в цветаевском духе) и совершенно искренне восхищается поэтом, говорит о том, что он для неё значит. Играя с именем Блока, Цветаева заключает в эти «пять букв» («Блокъ» по дореволюционной орфографии) всю ту невероятную гамму образов и ощущений, связанную с творцом.

Так, творчество Блока для неё есть одновременно нечто лёгкое, едва уловимое, тонкое, хрупкое («птица в руке», «льдинка на языке») и резкий манифест, устрашающий вызов («громкое имя твое гремит», «назовет его нам в висок // звонко щелкающий курок»). В её глазах поэт – фигура сверхъестественная, практически ирреальная, недосягаемая. Такое ощущение создаётся из-за весьма интересного и необычного подбора образов: почти все они невещественны. Это лишь моменты, вспышки, мгновения, кратковременные и мимолётные. Это отзвуки и едва ощутимые прикосновения. Трепет живой птицы в ладонях, касание губами холодной кожи, звук пронизывающего спокойную водную гладь камня. Всё зыбко, всё ускользает. Блока не поймать и не достичь, не постичь. В этой зыбкости и неуловимости можно разглядеть печальное предчувствие скорой кончины поэта. Это раскрывается в третьей строфе: «Поцелуй в глаза, // В нежную стужу закрытых век» – так целуют покойников, «сон глубок» можно рассматривать как метафору смерти.

Стихотворение, несмотря на свой небольшой объём, наполнено множеством эмоций совершенно разной степени силы и накала. Это несколько детская радость первой строфы с её игровыми образами (мячик, бубенец), драматизм, динамика и высокое напряжение второй, холодное спокойствие третьей. Пожалуй, только лирическая героиня Цветаевой способна гармонизировать в себе столь широкий спектр эмоций и чувств, плавно перетекающих друг в друга.

Похожая примета

Меню

Задание ЕГЭ по литературе
Линия заданий - 15
Наслаждайтесь интересным учебником и решайте десятки тестов на Studarium,
мы всегда рады вам! =) Показать текст к заданию 11960

Имя твоё - птица в руке,
Имя твоё - льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твоё - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щёлкающий курок.
Имя твоё - ах, нельзя!
Имя твоё - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток.
С именем твоим - сон глубок.

(М.И. Цветаева, 1916 г.)

Запишите номера заданий 15 и 16 и сформулируйте прямой связный ответ (5-10 предложений) на каждый вопрос.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий), не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Читайте также: