В 16 веке архитектурной приметой времени становится остроконечные храмы увенчанные вытянутой вверх

Обновлено: 24.11.2024

Каковы особенности архитектуры России 16 века, какие наиболее примечательные памятники того времени сохранились до нашего времени, каковы творения архитекторов той поры Фёдора Коня, Алевиза Нового, Петрока Малого? Об этом материал данной статьи, который поможет при подготовке к урокам истории, ЕГЭ, а также просто расширит кругозор по данной теме.

Пояснение.

Имена авторов некоторых сооружений не сохранились или вызывают сомнение у учёных. Там, где в таблицах авторы не названы, нет точных сведений.

Новодевичий монастырь в Москве. 1524.

Построен Василием III в честь присоединения Смоленка в 1514 г.

В нём венчался на царство Борис Годунов.

Церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково. В честь венчания Ивана Грозного на царство построена между 1529-1580

Покровский собор. Храм Василия Блаженного. Покрова на Рву.

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.

ЛИЧНОСТИ.

Памятник Фёдору Коню в Смоленске. Скульптор О.Н.Комов, архитектор А.К.Анипко.1991 г.

Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев мастер» времён правления Бориса Годунова.

Постройки Коня отличались высокой техникой строительства,

Ф.Конь. Сооружения.

Смоленский Кремль. Ф.Конь, 1595-1602

Колокольня Троице-Болдина монастыря

Введенская церковь с монастырской трапезной

Свято-Троицкий Болдин монастырь.

Троицкий собор Пофнутьево- Боровского монастыря. 1586 г.Калужская область.

Алевиз Новый (Алевиз Фрязин).(Умер примерно в 1531 г.)

- Троицкий собор .1509-1513

- Успенская церковь. 1509-1513.

Архангельский собор Московского Кремля.150501508. Впоследствии это место стало усыпальницей практически всех московских правителей, князей и царей.

Троицкий собор 1509-1513. Город Александров.

Собор Петра митрополита в Высоко-Петровской монастыре. 1514-1517.

Церковь Усекновения главы Иоанна предтечи под Бором.1514. Москва.

Распятская колокольня. 1509-1513.Александров.

Петрок Малый.(Прозвище «Фрязин»- так называли на Руси всех выходцев из Южной Европы, в основном итальянцев, искажённое от слова «франк»)

Итальянский архитектор. Работал на Руси в 1530-е годы.В основном в области фортификационного строительства (крепостные оборонные сооружения).

Китай-город, Угловая башня, вторя линия Московского Кремля, Петрок Малый, 1535-1538

Похожая примета

Каковы особенности архитектуры России 16 века, какие наиболее примечательные памятники того времени сохранились до нашего времени, каковы творения архитекторов той поры Фёдора Коня, Алевиза Нового, Петрока Малого? Об этом материал данной статьи, который поможет при подготовке к урокам истории, ЕГЭ, а также просто расширит кругозор по данной теме.

Пояснение.

Имена авторов некоторых сооружений не сохранились или вызывают сомнение у учёных. Там, где в таблицах авторы не названы, нет точных сведений.

Новодевичий монастырь в Москве. 1524.

Построен Василием III в честь присоединения Смоленка в 1514 г.

В нём венчался на царство Борис Годунов.

Церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково. В честь венчания Ивана Грозного на царство построена между 1529-1580

Покровский собор. Храм Василия Блаженного. Покрова на Рву.

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.

ЛИЧНОСТИ.

Памятник Фёдору Коню в Смоленске. Скульптор О.Н.Комов, архитектор А.К.Анипко.1991 г.

Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев мастер» времён правления Бориса Годунова.

Постройки Коня отличались высокой техникой строительства,

Ф.Конь. Сооружения.

Смоленский Кремль. Ф.Конь, 1595-1602

Колокольня Троице-Болдина монастыря

Введенская церковь с монастырской трапезной

Свято-Троицкий Болдин монастырь.

Троицкий собор Пофнутьево- Боровского монастыря. 1586 г.Калужская область.

Алевиз Новый (Алевиз Фрязин).(Умер примерно в 1531 г.)

- Троицкий собор .1509-1513

- Успенская церковь. 1509-1513.

Архангельский собор Московского Кремля.150501508. Впоследствии это место стало усыпальницей практически всех московских правителей, князей и царей.

Троицкий собор 1509-1513. Город Александров.

Собор Петра митрополита в Высоко-Петровской монастыре. 1514-1517.

Церковь Усекновения главы Иоанна предтечи под Бором.1514. Москва.

Распятская колокольня. 1509-1513.Александров.

Петрок Малый.(Прозвище «Фрязин»- так называли на Руси всех выходцев из Южной Европы, в основном итальянцев, искажённое от слова «франк»)

Итальянский архитектор. Работал на Руси в 1530-е годы.В основном в области фортификационного строительства (крепостные оборонные сооружения).

Китай-город, Угловая башня, вторя линия Московского Кремля, Петрок Малый, 1535-1538

Похожая примета

В Италии на протяжении XV в. во многих городах-государствах республиканская форма правления уступила место единоличной власти — синьории. Синьориями стали Флоренция, Милан, Болонья. Правители этих городов питали большой интерес к искусству, их дворы стали важными центрами культуры. Именно в Италии сложилось представление о «ренессансном государе», непременным достоинством которого считались покровительство людям искусства и науки. Щедрыми меценатами были правившие во Флоренции представители семейства Медичи, герцоги д’Эсте из Феррары, герцоги Висконти из Милана, а также римские папы. Правители использовали культуру в целях пропаганды собственной власти. Однако их покровительство художникам и зодчим привело к тому, что людей искусства стали гораздо больше ценить в обществе.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им был чужд аскетичный дух средневековой церковной культуры. Это привело к появлению гуманизма — движения, рассматривавшего человека как высшую ценность. В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических отношений.

№ 2. Какое место это явление занимает в истории европейской и мировой культуры?

Эпоха Возрождения занимает в истории культуры особое место. Культура этой эпохи связана с переменами в жизни общества в условиях перехода от Средних веков к раннему Новому времени. Меняется положение и самосознание различных слоев населения города и деревни. Не случайно XVI в. был отмечен широкомасш­табными общественными конфликтами и движениями во многих странах Европы. Напряженность и противоречивость социальной жизни эпохи усилились в связи с формированием абсолютной монархии, а также в результате Реформации и после­дов Контрреформации.

С эпохой Возрождения связан отход от использования латыни для создания произведений. Теперь появляется литература на национальных языках. Широкое распространение получили театр и драма.

Стр. 68. Вопрос в рубрике «Работа с источником»

Из речи гуманиста Пико делла Мирандола (1463-1494) «О достоинстве человека» (1487).

В чём, по мнению автора высказывания, состоял главный дар Бога человеку? Чем отличался такой взгляд на человека от традиционных средневековых представлений?

Согласно приведенному отрывку, главным даром Бога человеку была свобода самоопределения, то есть, человек сам решает, кем он хочет быть. В этом его счастье.

Данный взгляд на человека отличался от традиционных средневековых представлений. В Средние века главной целью человека было искупление за первородный грех и беспрекословное повиновение Церкви.

Стр. 70. Вопрос в рубрике «Работа с источником»

Из записных книжек Леонардо да Винчи

№ 1. Какие составные части познания выделял Леонардо да Винчи? В чём он видел значение науки? Можно ли сказать, что его мысли актуальны и сегодня?

По мнению Леонардо каждое познание начинается с ощущений. Мысли, не прошедшие через ощущение, пусты. Затем следует наблюдение, эксперимент и опыт.

Леонардо считал, что без хорошей теории практически заниматься наукой невозможно. Значение науки Леонардо видел в подчинении законов природы человеку, в создании новых изобретений.

Можно сказать, что мысли Леонардо да Винчи актуальны и сегодня. В современной науке применяют метод познания Леонардо через эксперимент.

№ 2. Об идеях каких изобретений говорится в приведённом тексте? *Узнайте, когда и каким образом они были осуществлены.

В приведенном отрывке говорится об идеях следующих изобретений:

В 1843 году английский изобретатель Уильям Хенсон получил патент на проект самолёта, однако испытания проходили неудачно. Первым в мире самолётом, который смог совершить устойчивый управляемый полёт, стал «Флайер-1», построенный братьями Орвилом и Уилбуром Райтами в США. Первый полёт самолёта в истории был осуществлён 17 декабря 1903 года.

Изобретателем парашюта является Глеб Котельников (1872—1944), инженер из Санкт-Петербурга, который в 1912 году получил патент на него в России, Франции, Германии и США.

Действующий образец подводной лодки был впервые создан в 1620 году для короля Англии Якова I голландским инженером Корнелиусом Дреббелем. Первая русская подлодка конструктора Ивана Александровского была построена в Санкт-Петербурге в 1866 году.

Стр. 73. Вопрос в рубрике «Работа с источником»

Из воспоминаний Асканио Кондиви, друга Микеланджело, о работе художника над фресками Сикстинской капеллы.

Как характеризует личность Микеланджело и его труд автор этого текста?

Друг Микеланджело, Асканио Кондиви, характеризует мастера как трудолюбивого человека, который всецело отдается работе. Микеланджело окончил это произведение в двадцать месяцев, без всяких помощников, даже не имея человека, растиравшего краски.

Стр. 77. Итоговые вопросы

№ 1. Объясните, какие исторические условия способствовали расцвету культуры в итальянских городах в XV—XVI вв. Кто и почему оказывал покровительство архитекторам, художникам, поэтам?

В Италии на протяжении XV в. во многих городах-государствах республиканская форма правления уступила место единоличной власти — синьории. Синьориями стали Флоренция, Милан, Болонья. Правители этих городов питали большой интерес к искусству, их дворы стали важными центрами культуры. Именно в Италии сложилось представление о «ренессансном государе», непременным достоинством которого считались покровительство людям искусства и науки. Щедрыми меценатами были правившие во Флоренции представители семейства Медичи, герцоги д’Эсте из Феррары, герцоги Висконти из Милана, а также римские папы. Правители использовали культуру в целях пропаганды собственной власти. Однако их покровительство художникам и зодчим привело к тому, что людей искусства стали гораздо больше ценить в обществе.

№ 2. Объясните, какое значение имели идеи гуманизма для развития итальянского Возрождения.

Гуманизм подразумевал под собой не только такие качества, как доброжелательность, сострадание, милосердие, - но также и стойкость, рассудительность, благоразумие, красноречие Человек с идеями гуманизма должен был вести активную жизнь.

В сферу деятельности гуманизма эпохи Возрождения входило не только воспитание молодежи, но и руководство взрослыми (включая правителей) с помощью философской поэзии и стратегической риторики.

Со временем гуманизм развился в широкое общественное течение, вызвав подлинный переворот в культуре и мировоззрении людей того времени.

№ 3. Используя иллюстрации учебника, охарактеризуйте портреты, написанные мастерами итальянского Возрождения. Какими на них изображаются люди?

Дама с горностаем – один из портретов кисти Леонардо да Винчи. Предположительно на картине изображена Чечилия Галлерани, но это не подтверждено документально. Эта картина – один из самых красивых женских портретов. Характерны для да Винчи поворот головы позволяет любоваться красотой дамы. Она одета по моде, принятой в то время. Современников восхищали умение Леонардо владеть светотенью, передать блеск глаз, теплоту кожи, фактуру ткани. В религиозной живописи его любимой темой был образ Богоматери. Мадонны Леонардо светлы, исполнены доброты и внутренней гармонии.

Скульптура «Давид» работы Микеланджело создана по заказу правителей Флоренции. Пастух, победивший гиганта Голиафа, а затем ставший царём, олицетворял свободу, гражданственность и мужество. Статую установили на главной площади Флоренции, чтобы напоминать правителям об их долге по отношению к согражданам.

По заказу Папы Римского Юлия II Микеланджело выполнил роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане. Мастер изобразил сотворение мира и человека, сцены из ранней истории человечества, библейских пророков. Все эти фигуры исполнены невиданной мощи и драматизма. Особенно поражает Создатель — творец всего прекрасного, высшим выражением которого стал человек.

На фреске «Афинская школа» Рафаэль представил идеальное сообщество великих античных философов и учёных. Некоторым он придал черты знаменитых современников: в образе Платона изображён Леонардо да Винчи, Сократа — Микеланджело, а в толпе молодых учеников Рафаэль поместил себя. Это творение мастера прославляло могущество разума и человеческого духа.

Мадонны на полотнах Рафаэля исполнены одухотворённой красоты и нежности. Однако при этом в лице «Сикстинской Мадонны» – скорбь матери, предчувствующей трагическую судьбу своего ребёнка.

№ 4. Обобщите сведения о достижениях Высокого Возрождения в разных сферах искусства — архитектуре, живописи, скульптуре (рекомендуется сделать это в форме таблицы).

- Соразмерность пропорций

- Использование элементов античной архитектуры: колонн, полуколонн, пилястров, арок и куполов

Идеи:

- Высота человеческого духа

- Человек — венец природы и вместе с тем творец, который, подобно Богу, может создавать что-то новое

Приемы:

- Построение объемной композиции

- Использование пейзажа на заднем плане

- Ориентация на античные образцы

- Любование человеческой личностью

- Развивается жанр скульптурного портрета

Микеланджело:

Купол собора Святого Петра

Донато Браманте:

Темпьетто — часовня во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, 1502 г.

Андреа Палладио:

Вилла Ротонда, 1551-1567

Филиппо Брунеллески:

Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1420-1436

Леонардо да Винчи: «Дама с горностаем», 1489-1490;

«Мона Лиза», 1502-1503;

фреска «Тайная вечеря», 1498

Микеланджело: «Пьета», 1497-1499; Роспись потолка Сикстинской капеллы, 1537-1541

Рафаэль: «Афинская школа», 1509-1511; «Сикстинская Мадонна», 1512-1513

Джорджоне:

«Поклонение пастухов», 1500-1505

Тициан:

«Венера Урбинская», 1538

Сандро Боттичелли:

«Рождение Венеры», 1483-1485

Микеланджело: Давид, 1501-1504;

Донателло:

Конная скульптура «Гаттамелата»

Бенвенуто Челлини:

Как вы можете объяснить то, что эти произведения вызывают интерес и восхищение зрителей и в наше время?

На мой взгляд, главное, что вызывает восхищение современного человека - это интерес к человеку и его деятельности. Эпоха Античности в настоящее время, особенно на Западе, является золотым веком в истории и возрождение некоторых ее элементов, создание шедевров в античном стиле, притягивает к этому стилю много поклонников. Недаром эпоха Возрождения считается точкой отсчета современного европейского искусства, поскольку именно в это время формируется современный характер культуры.

№ 5. Расскажите об одном из мастеров Высокого Возрождения (по выбору) по примерному плану: основные вехи биографии, черты личности; наиболее значительные творческие работы; место в истории культуры.

Тициан Вечеллио был крупнейшим художником Венеции эпохи Высокого и Возрождения. Его имя стоит в одном ряду с именами Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля. Тициан писал картины на библейские и мифологические сюжеты, прославился он и как портретист. Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.

Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Точная дата его рождения неизвестна. Тициан рано проявил способности к рисованию. В возрасте около 12 лет он поступил в мастерскую Беллини, где создал свои первые работы: «Портрет Джероламо Барбариго» (1509) и «Мадонна с младенцем и святыми Антонием Падуанским и Роком» (около 1511).

В 1517 году Тициану присвоен титул первого художника Венецианской республики. Звание приносило достойное жалование, но и обязывало писать портреты дожей за символическую плату.

Изучая работы Рафаэля и Микеланджело, Тициан постепенно вырабатывает свой стиль. Он создает эпические полотна на религиозные и мифологические темы: «Вознесение Богоматери» (1516-1518), «Вакх и Ариадна» (1520-1523).

Конец 1530-х—1540-е гг. — время расцвета портретного искусства Тициана. Художник изображал современников, запечатлевая самые различные, порой противоречивые черты их характеров. Наряду с одиночными он создавал и групповые портреты. С редким искусством Тициан выбирал характерные для модели позу, выражение лица, движение, жест. К лучшим портретам этого периода относятся: «Портрет Федерико Гонзага» (1529), «Красавица» (1536—1537), «Кающаяся Магдалина» (около 1533), «Венера Урбинская» (до 1538).

К последним шедеврам относятся: «Несение креста» (1560-е), «Тарквиний и Лукреция» (1568—1571), «Коронование терновым венцом» (около 1572—1576).

В 1575 году в Венеции начинается эпидемия чумы. Тициан, заразившись от своего сына, умирает 27 августа 1576 года. Его нашли на полу мёртвым, с кистью в руке.

Вопреки законам, предписывавшим сжигать тела умерших от чумы, Тициан был похоронен в венецианском соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари.

Ни один из крупнейших мастеров XVI века не мог сравниться с Тицианом в многообразии творческих решений в композициях на религиозные сюжеты, в ярком истолковании мотивов античной мифологии, в поразительно глубокой и разносторонней разработке портретного жанра. Тициан по праву был величайшим портретистом итальянского Возрождения. Его положение главы венецианской школы живописи в период ее высшего расцвета, его слава одного из величайших живописцев не вызывают сомнения. Тициана считают зачинателем новых жанровых форм и мотивов, как автора многих открытий, вошедших в творческий арсенал его современников и живописцев других столетий.

В зале 214 Эрмитажа хранится картина Леонардо да Винчи — Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) – один из экспонатов музея, относящихся к эпохе Возрождения.

«Мадонна с младенцем» относится к миланскому периоду творчества Леонардо да Винчи, а имя Литта она получила по имени миланских герцогов Литта, из собрания которых картина была приобретена.

Это самая известная картина в Эрмитаже. Художник создал образ идеально прекрасной женщины и поместил ее в мир, исполненный гармонии. Мадонна, кормящая младенца, предстает олицетворением материнской любви как величайшей человеческой ценности.

В проемах окон можно увидеть горный пейзаж, напоминающий о гармонии и грандиозности мироздания.

Похожая примета

Каковы особенности архитектуры России 16 века, какие наиболее примечательные памятники того времени сохранились до нашего времени, каковы творения архитекторов той поры Фёдора Коня, Алевиза Нового, Петрока Малого? Об этом материал данной статьи, который поможет при подготовке к урокам истории, ЕГЭ, а также просто расширит кругозор по данной теме.

Пояснение.

Имена авторов некоторых сооружений не сохранились или вызывают сомнение у учёных. Там, где в таблицах авторы не названы, нет точных сведений.

Новодевичий монастырь в Москве. 1524.

Построен Василием III в честь присоединения Смоленка в 1514 г.

В нём венчался на царство Борис Годунов.

Церковь Усекновение главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково. В честь венчания Ивана Грозного на царство построена между 1529-1580

Покровский собор. Храм Василия Блаженного. Покрова на Рву.

Успенский собор Троице-Сергиевой лавры.

ЛИЧНОСТИ.

Памятник Фёдору Коню в Смоленске. Скульптор О.Н.Комов, архитектор А.К.Анипко.1991 г.

Фёдор Савельевич Конь (около 1540 — после 1606) — «государев мастер» времён правления Бориса Годунова.

Постройки Коня отличались высокой техникой строительства,

Ф.Конь. Сооружения.

Смоленский Кремль. Ф.Конь, 1595-1602

Колокольня Троице-Болдина монастыря

Введенская церковь с монастырской трапезной

Свято-Троицкий Болдин монастырь.

Троицкий собор Пофнутьево- Боровского монастыря. 1586 г.Калужская область.

Алевиз Новый (Алевиз Фрязин).(Умер примерно в 1531 г.)

- Троицкий собор .1509-1513

- Успенская церковь. 1509-1513.

Архангельский собор Московского Кремля.150501508. Впоследствии это место стало усыпальницей практически всех московских правителей, князей и царей.

Троицкий собор 1509-1513. Город Александров.

Собор Петра митрополита в Высоко-Петровской монастыре. 1514-1517.

Церковь Усекновения главы Иоанна предтечи под Бором.1514. Москва.

Распятская колокольня. 1509-1513.Александров.

Петрок Малый.(Прозвище «Фрязин»- так называли на Руси всех выходцев из Южной Европы, в основном итальянцев, искажённое от слова «франк»)

Итальянский архитектор. Работал на Руси в 1530-е годы.В основном в области фортификационного строительства (крепостные оборонные сооружения).

Китай-город, Угловая башня, вторя линия Московского Кремля, Петрок Малый, 1535-1538

Читайте также: