Трагедия матрены какие приметы предвещают гибель героини как звучит в рассказе мотив разрушения дома
Обновлено: 11.11.2024
В рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» дом является настоящим персонажем произведения.
Большое внимание уделено его внешнему виду. Он был сделан добротно, рассчитан на большую семью. Только вот от времени сгнила щепа, покосились ворота, посерели бревна. Калитка была на запоре, но ее легко можно было открыть, просто просунув руку. Двор не был крыт крышей. Но многое в доме находилось под одной вязью.
Хозяйничала в избе старая одинокая женщина 60 лет – Матрена Васильевна.
Внутренне убранство помещения ничем не отличалось от внешнего и еще больше указывало на бедность и нищету. В избе было темновато. Зеркало настолько тусклое, что в него просто невозможно было смотреться. На стене для красоты висели два ярких плаката: один - о торговле книгами, другой – об урожае. Радио в доме не было. Хозяйка не могла позволить себе такой роскоши.
Квартирант, учитель математики, жил с Матреной Васильевной в одной комнате. Делить они ее не стали. У печки стояла кровать хозяйки, а у окна – раскладушка Игнатьича. На окнах в избе красовались бесчисленные кадушки с фикусами – увлечение Матрены Васильевны. В деревне было электричество. Провели его и к дому старой женщины. Правда, чаще всего верхний свет не зажигали, а включали только настольную лампу, от которой расходилось тусклое свечение.
Может, кому-то изба Матрены не казалось такой уж пригодной для жилья, но она отлично защищала от осенней и зимней непогоды. Крыша не протекала от дождя. А тепло от печки выдувало не сразу, а только ближе к утру.
Кроме самой хозяйки и квартиранта в доме жили кошка, мыши и тараканы. Стены избы были когда-то обклеены зелеными обоями, причем, в несколько слоев. Во многих местах они уже давно отошли. Между ними и бревнами мыши проделали себе ходы и, нисколько не смущаясь и не боясь, бегали по стенам до самого потолка.
Тараканы водились только на кухне, в саму комнату они не переходили. Зато если ночью зажечь свет на кухне, они кишели везде: на скамье, полу, по стенам.
Почему же дом вдруг становится настоящим героем рассказа? Все дело в том, что однажды Матрена Васильевна распорядилась после своей смерти отдать дом в наследство приемной дочери Кире, которая в настоящий момент проживала с мужем в соседней деревне.
Но Фаддей распорядился снести избу раньше. И как не переживала старая женщина, не томилась предчувствиями, дело было сделано. Снесли на пол все горшки с фикусами, которые так любила Матрена Васильевна, что во время приключившегося пожара спасала не себя и избу, а их. Завесили полотенцем старое затертое зеркало. Убрали со стен яркие плакаты. И повезли сруб Кире. Такое жестокое обращение с домом принесло немало неприятностей, во время перевозки погибли три человека, в том числе и сама Матрена Васильевна.
Дом, как и его хозяйка, в рассказе «Матренин двор» становится настоящей жертвой в угоде корысти и человеческому бессердечию.
Похожая примета
Потеря горницы и внезапная пропажа кошки предвещают
гибель дома Матрёны и её смерть.
Быть может, она и предчувствовала неладное:
боялась пожара, боялась молнии, а больше всего
почему-то - поезда.
Под поезд она и попала.
Гибель героини символизирует жестокость и
бессмысленность мира, в котором она жила.
Под настойчивыми уговорами жадного Фаддея Матрена
после двух бессонных ночей согласилась еще при жизни
своей, разломав часть крыши дома, разобрать горницу и
перевезти в Черусти.
Фаддей с сыновьями и зятьями разобрали горницу на бревна.
Три сестры Матрены, узнав, как она поддалась на уговоры
Фаддея, дружно обозвали ее дурой.
Из Черустей пригнали трактор.
Бревна горницы погрузили на двое саней.
Тракторист, чтобы не делать лишнего рейса,
объявил, что потянет двое саней сразу – так ему и
по деньгам выходило выгоднее.
Бескорыстная Матрена сама, суетясь, помогала грузить бревна.
Уже в темноте трактор с трудом потянул тяжкий груз с
матрениного двора.
Беспокойная труженица и тут не усидела дома –
убежала со всеми, помочь в пути.
Вернуться живой ей было уже не суждено…
На железнодорожном переезде трос перегруженного
трактора лопнул.
Тракторист с сыном Фаддея бросились ладить его,
с ними туда же понесло и Матрену.
В это время к переезду подошли, задом и не включив огни,
два сцепленных паровоза. Неожиданно налетев,
они насмерть разнесли всех троих, хлопотавших у троса,
изувечили трактор, повалились с рельсов и сами.
В крушение едва не попал подходивший к переезду скорый
поезд с тысячей пассажиров.
На рассвете с переезда на санках под накинутым грязным
мешком привезли все, что осталось от Матрены.
У тела не было ни ног, ни половины туловища, ни левой руки.
А лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое,
чем мертвое. Одна женщина перекрестилась и сказала:
– Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу молиться…
Деревня стала собираться на похороны.
Женщины-родственницы причитали над гробом, но в словах
их проглядывала корысть.
И не скрывалось, что сестры Матрены и мужнина ее
родня готовились к схватке за наследство покойницы,
за ее старый дом. Искренне рыдали лишь жена Фаддея
и воспитанница Кира.
Сам же Фаддей, потерявший в той катастрофе некогда
любимую им женщину и сына, явно думал лишь о том,
как спасти рассыпанные при крушении у железной дороги
бревна горницы.
Прося разрешения вернуть их, он то и дело метался от
гробов к станционному и поселковому начальству.
На сто восемьдесят четвертом километре от Москвы,
по ветке, что ведет к Мурому и Казани, еще с добрых
полгода после того все поезда замедляли свой ход
почти как бы до ощупи.
Пути уже давно починили, и, пройдя переезд, поезд
опять набирал скорость.
Только машинисты знали и помнили, отчего это всё.
Помнил и Игнатич, повествующий о той горько-нелепой
трагедии
Похожая примета
Александр Солженицын писал только о том, что сам прочувствовал и понял. Идея известного рассказа «Матренин двор» появилась во время проживания писателя в деревни у некой Матрёны, которая и стала прототипом главной героини. Вот только художественный образ получился более трагическим. Таким образом, писатель воплотил свою идею рассказа, заострив внимание на проблемах современного ему общества.
В судьбе Матрёны было много трагических моментов: разлука с любимым, известие о пропаже мужа, потеря всех детей. Но такая судьба была распространенной в военные и послевоенные времена. Вся страна переживала подобные трагические моменты.
Личная трагедия в жизни главной героини появляется после ее согласия отдать Кире горницу. Несмотря на то, что отделять горницу от дома было опасным, женщина это делает, ведь ее любовь к Кире и чувство вины перед бывшим возлюбленным Фаддеем были важнее. В результате такого самоотверженного поведения Матрёна становится жертвой жадности и жестокости окружающих.
Автор намекает, что в трагической судьбе героини виноваты не только ее близкие люди и соседи, но и государственная система послевоенного времени. Заботы со стороны государства простой народ не ощущал. Крестьяне даже не имели паспортов, что напоминало об их бесправности. Многим не платили зарплату и пенсию. Из рассказа мы знаем, что Матрёна еле выживала, ведь ей так и не насчитали пенсию. И когда она, спустя много лет, добилась ее, ей завидовала вся деревня.
Люди тяжело трудились в колхозе ради идеализированного общего блага, тогда как их личные интересы не учитывались. Не разрешено было пользоваться тракторами для частных перевозок даже рабочим колхоза. Это толкало людей на хитрость, и некоторые втайне пользовались техникой. Но редко тайное приводит к счастливому концу.
Так Фаддей договаривается с водителем, который тайно берет колхозный трактор, чтобы перевезти горницу. Но человек, согласившийся нарушить закон, оказался, конечно же, неблагополучным. Он выехал ночью, да еще и пьяным, что приводит к трагедии на железной дороге. Матрёна, которая помогала перевозить свою горницу, оказывается замкнутой между санями и пьяным трактористом – и в результате ее сбивает поезд. Эта была роковая случайность, которую подсознательно предвидела героиня. Она всегда очень боялась поездов.
Причины трагического конца Матрёны различны. Во-первых, в какой-то мере она сама виновата, ведь ее самоотверженность, уступчивость позволяют другим пользоваться ее добротой. Во-вторых, ее окружение, которое не понимало женщину, а только пользовалось ее бескорыстием и наивностью. В-третьих, бюрократическая система, которая не учитывала интересов простого народа. Все это привело к тому, что последняя праведница в деревне имеет такую трагическую судьбу.
Похожая примета
Раскрывая образ простой русской крестьянки Матрены, главной героини написанного А.И. Солженицыным рассказа «Матренин двор», автор обращает читательское внимание на то, что она на своем жизненном пути встречается с различными испытаниями и препятствиями. Каковы же причины трудной жизни Матрены?
Во многом проблемы связаны с независящими от Матрены обстоятельствами. Война стала причиной, по которой героиня не вышла замуж за Фаддея, который отправился на войну и попал в плен, из-за чего Матрене пришлось выйти замуж за его брата. Война отняла у главной героини и мужа Ефима, которому не удалось выжить. На самом деле муж Матрены Ефим никогда не любил ее. Настоящую боль принесли главной героине смерти шестерых детей. То, что Матрена впоследствии взяла на воспитание дочь Фаддея, говорит о том, что она хотела детей, поэтому гибель всех собственных детей была для нее настоящей трагедией.
Трудности Матрене добавляло непонимание со стороны окружающих людей. Родственники и соседи видели доброту Матрены и всегда старались воспользоваться ей, ничего не дав взамен и даже не отблагодарив ее за сделанное. Каждый раз героиня «покидала свой черед дел, шла помогать» окружающим людям, в то время как они не помогали ей. В повествовании говорится о том, что даже родные главной героини «ей помогали мало». Рассказчик задумывается над тем, что «опасались они, что Матрена будет просить у них помощи». Главная героиня была одинока, долгое время ее окружали только колченогая кошка, старая коза, мыши, тараканы и фикусы. Автор показывает, что никто не хочет заботиться о Матрене, так как все окружающие ее люди думали только о собственной выгоде, на что особо ярко указывает сцена похорон Матрены, где люди показушно рыдали над ее гробом, думая лишь о том, как забрать имущество покойницы.
Причиной трудной жизни Матрены являются также сложные взаимоотношения с властями. Жена председателя не просит Матрену «помочь колхозу» в вывозе навоза, а ставит ее перед фактом, давая понять, что отказ не принимается. Жена председателя давит на Матрену, несмотря на ее болезнь, несмотря на то что к тому времени ее уже «из колхоза отпустили». А.И. Солженицын показывает ту несправедливость, с которой приходилось сталкиваться Матрене: «год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля», в колхозе главная героиня в свое время работала за «палочки трудодней». Когда же героиня больше не могла работать из-за болезни, ее не признали инвалидом, ей сначала не выплачивали пенсии, поскольку она проработала не на заводе, а для того чтобы оформить пенсию за утерю кормильца, ей пришлось обить множество порогов.
Таким образом, война, смерть шестерых детей, брак не по любви, равнодушное отношение со стороны окружающих людей, отсутствие внимания, поддержки и заботы даже от родных, одиночество, использование ее труда в своих интересах, нищета деревни в послевоенное время, тяжелые взаимоотношения с властью становятся причинами трудной жизни Матрены.
Читайте также: