Татарские суеверия и приметы
Обновлено: 21.11.2024
ПОВЕРЬЯ И ПРИМЕТЫ КАЗАНСКИХ ТАТАР
III. Языческие обряды и заговоры
Казанские татары, кроме предписываемых мохаммеданством обрядов и заговоров, имеют еще и другие обряды и заговоры - языческие, и я заметил, что посредством совершения некоторых языческих обрядов - именно тех, о коих сообщу ниже - они надеются избавиться от следующих болезней: - холеры, скотского падежа, оспы, сглаза, боли в животе, водянки, лихорадки, бешенства, случающегося от укушения бешеною собакой, и от так называемой “сучьей титьки”. Кроме того, посредством этих обрядов, они умилостивляют или прогоняют без разговоров и побеждают враждебных им баснословных существ, мертвецов и вообще стараются избавиться от несчастья. К этим же обрядам прибегают по домогательству чего-нибудь выгодного и полезного в их хозяйственной жизни. Я успел записать лишь немного подобных обрядов и заговоров, отчасти и потому, что обряды таковые со дня на день все более и более выводятся, вследствие влияния мохаммеданства на жизнь наших татар, и заменяются изобретаемыми мохаммеданством; но и то, что я записал, кажется мне весьма не лишним в научном отношении.
1. Когда явится холера, или скотский падеж, кругом деревни обходят с плугом. Мужчины и женщины здесь не участвуют, но только незамужние девушки, у коих в это время, голова бывает раскрыта; они одеваются в самую лучшую, праздничную одежду, распускают себе волосы, подпоясываются новыми платками я запрягаются вместо лошадей в плуг. Не знаю однако, сколько для этого нужно девиц. У всех в руках бывают кнутья. Участвуют здесь еще старухи. Одна старуха едет впереди верхом на помеле; волосы у нее также растрепаны. Другая старуха держит ручки плуга, гайкает, бьет девиц и правит ими, как лошадьми посредством вожжей. Третья старуха едет сзади также на помеле. В это время никого не пускают в деревню и осмелившегося въехать забьют до смерти; равным образом и из деревни не выпустят никого. Надеются, что холера убежит, и падеж скота прекратится от такого противного и страшного зрелища.
В начале лета, когда в первый раз нужно выгнать в поле скот, то для предохранения его от падежа, в день выгона делают татары в земле ворота и прогоняют через них весь скот; туда же и люди проходят. Это называется “прохождение сквозь землю”. Говорят: к прошедшему через землю скоту не прикоснется зараза. В этот день не оставляют старого огня и старой воды. Для точного исполнения обряда посылают нарочного с приказанием, чтобы по всем домам был затушен старый огонь и вылита была старая вода. Потом весь мир собирается на одно место, и потерши дуб о дуб, добывают таким образом огонь. Всякий берет от этого огня. Это называется изведение “нового огня”. Потом воду берут из водных вместилищ отдельно, смотря по нужде.
Когда случается скотский падеж, то запирают новым замком губы первой падшей скотины и зарывают ее в полевых воротах, веря, что мор непременно прекратится.
2. Чтоб оспа на ребенке была легче, делают следующее: дают белую утку или белого гуся в подаяние бедняку, а потом, когда дитя начинает выздоравливать от оспы, варят кашу, которая и называется чячяк-буткасы (“оспенная каша”): иначе, думают, оспа будет тяжела. Этот обряд, по-видимому, делается для умилостивления чячяк-анасы (“оспенной матери”) и чячяк-ияси (“оспенного хозяина”), кои заседают будто бы в больших оспинах.
3. Детям, для предохранения их от сглаза, татары делают на лицах черною или голубою краскою марушки, - в том рассуждении, что, дескать, глаз взглянет прежде не на лицо, а на марушку, и не подействует на здоровье ребенка. Кроме того, ребенку привязывают каразиево семя (семя черновки) в мешочке, и опять для того, чтобы кто не сглазил его, - Споласкивают дверную ручку или скобу водою, и обмочив в воду утиральник, трут им ребенку лицо. - Наконец, чтобы кто не сглазил ребенка, привязывают ему частицу можжевелового дерева. - А если татарин чего-нибудь сильно испугается и захворает, то куркулык куялар (буквально: “кладут испуг”), то есть выливают растопленный свинец в воду, и кургашин (свинец)1 в воде принимает разные формы, иногда, по уверению татар, даже образ человека. Потом вылившуюся фигуру подвязывают испуганному и верят, что болезнь пройдет. Из последних двух фактов нельзя не видеть, что хворь производит не “сглаз”, а джин (злой дух), который боится можжевельника, и как увидим ниже, топора, и по-видимому, еще свинца: стало быть и все действия обрядные употребляются здесь татарами к тому, чтобы обессилить зловредное влияние на их жизнь баснословных джинов относительно сглаза.
4. Когда татарин пьет воду из ручья, озера или реки и почувствует внутри боль (что очень возможно в летние жару, когда рабочий люд рад холодной воде, может быть - даже по своему содержанию и без того очень вредной), то говорит: “вода видно меня держала”, и потом в воду, где пил, пустит яблоко или желток яйца, будучи уверен, что боль пройдет; или же он берет в горсть траву, бросает ее в воду и говорит: “Да не удержит меня вода”. Я здесь вижу остаток, с одной стороны, древнего боготворения татарами водной стихии, а с другой - умилостивление ими водных баснословных существ.
5. Если татарин пухнет, его поят можжевеловыми ягодами - это в самом деле полезное лекарство против водянки - и джин, виновник опухоли, убежит: видно, по мнению татар, ему противен можжевельник!
6. Через страдающего лихорадкою татары проводят медведя, веря, что лихорадка, испугавшись зверя, убежит. Надевают еще на лихорадочного медвежью или волчью шкуру, кладут в пазуху, во время трясения, кожу змеи, и все это для прогнания лихорадки.
7. Ест, и по словам татар, якобы выздоравливает от такого лекарства, из каждого дома по одному икмяк-буруны (“нос хлеба”, то есть по-русски - припеку хлебную) и принимает это подаяние непременно в боковое окно.
8. Если у татарина под мышкою появится собачья титька, то ее “заговаривают”, употребив хлебную припеку, которою во время затоваривания прикасаются к болезненному - наросту, и потом припеку отдают четырехглазой собаке, чтобы она ее съела. Четырехглазою собакою татары называют такую собаку, у которой над каждым глазом на шерсти по пятну особого цвета: два глаза и два пятна - по-татарски выходит: четыре глаза.
Для заговоров, как против собачьей титьки, так и против кыярака (это - особая боль в пахах) и баки (жабы), служит одна и та же формула: разница в действии при заговоре состоит только в том, что заговаривая сучью титьку берут в руку хлебную припеку; заговаривая кыярак (огурец, по-татарски - кыяр), берут огуречное семечко, а заговаривая баку (лягушку, жабу), берут в руку черепашью косточку (черепаха по-татарски губурлю-бака), и касаясь больного места этим орудием, произносят:
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять:
от девяти да возвратится2,
в пыль и прах да отойдет!
Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь:
от семи да возвратится,
в ветр и вихрь да отойдет!
Раз, два, три, четыре, пять:
от пяти да возвратится,
на распутие пяти путей да отойдет!
Раз, два, три:
от трех да возвратится,
на распутие трех путей да отойдет!
Раз:
от раза да возвратится,
заговор наговор таков был,
что этого только ждала (то есть болезнь);
но не моею рукою,
но рукою Айша-Батман!
Похожая примета
По народным приметам, если с берёзок листья ещё не опали, то снега ещё долго ждать.
Примечали, если к 5 октября на клёнах и черёмухах уже совсем нет листьев, то вскоре и зима придёт.
Если на соснах шишек мало, то предстоящая зима будет мягкая и с большим количеством снега.
Если в воздухе паутинки летают, то тепло ещё задержится.
В этот октябрьский день очень часто дули сильные ветры, которые активно срывали с ветвей деревьев пожелтевшие листья.
Поэтому день и получил такие названия - Листопадник, Ветроградарь, Листодёр.
По народным поверьям, 5 октября - весьма несчастливый день, так как порывистые ветры этого дня несут с собой недуги, болезни, потери и неприятности.
Наши предки в этот осенний день осину почитали. Верили, что это дерево способно защитить от всего злого.
Для защиты своего дома от всего тёмного и дурного, принято было по углам дома и у входной двери помещать связанные веточки осины.
В народе верили, если на Листопадник на голову шишка случайно упадёт, то это верный знак того, что вскоре денег прибавится.
5 октября не стоит ловить или покупать рыбу, а также есть блюда из рыбы.
По народным поверьям, если нарушить данный запрет, то на себя можно большие беды навлечь.
Наши предки в этот октябрьский день даже не торговали рыбой.
Статья на сайте канала 5 октября 2021 в народном календаре
Любое копирование разрешено только с активной ссылкой на источник: на канал Бабка подсказала или на сайт Полезные странички
В день Листодёра нельзя долго спать, так как это может обернуться финансовыми проблемами.
Поэтому 5 октября необходимо встать пораньше и постараться переделать как можно больше дел.
Активность в делах, проявленная в этот день, обернётся удачей и материальным благополучием в будущем.
В день Листопадника нельзя менять старый веник на новый.
По народным поверьям, вместе со старым веником из дома уйдут счастье, удача и семейное благополучие.
Похожая примета
Чтобы предсказать будущее, используются наблюдения окружающим миром:
- животных, живущих рядом – кошек, собак, мышей, лошадей;
- птиц, которые живут дома или рядом с домом – кур, ворон, сорок, галок;
- части своего тела или тела ребенка – руки, уши, губы, нос;
- одежду, в зависимости от того, как ее носят.
С помощью этих предметов или живых существ пробует узнать следующее:
- Погодные условия: будет дождь или метель;
- Прогноз на будущий урожай ржи и разных овощей;
- Время появления гостя;
- Возможность получения подарка или угощения от кого-нибудь;
- Получение радостной вести;
- Не случится ли беда в его доме (зарар);
- Предзнаменование смерти родственников или своей смерти.
Интерес татарина – крестьянина к своему будущему был ограничен мировоззрением, а желания были совершенно простыми и приземленными.
Похожая примета
Татарин, вследствие желания, присущего всякому человеку, знать будущее, останавливается в раздумье на внешней природе и от нее ждет и требует выяснения своей судьбы.
Из круга предметов, принадлежащих к внешней природе, для предугадывания будущего служат ему следующие:
1) домашние животные (у татар - кошка, собака, мышь, лошадь);
2) домашние или же живущие при людском жилье птицы (курица, ворона, сорока, галка); 3) члены собственного тела (нос, губа. рука, ухо) и потом, если не сам желающий знать будущее, то его ребенок,
4) то или другое положение одежды.
Посредством примет татарин стремится узнать преимущественно следующее:
]) какова будет погода: дождь будет или вьюга, и каков будет урожай жита и овощей;
2) когда придет к нему гость, когда кто его угостит, тогда он получит от кого гостинец, не будет ли какой у него радости;
3) когда он встретит зарар (вред, беду, несчастье);
4) не будет ли войны;
5) не умрет ли кто из его ближних, или же и он сам.
***
Немногое хочет узнать татарин-селянин через приметы; но это потому, что и кругозор его не обширен, и желания его обыдены и ограниченны.
1. Когда у татарина чешется правое ухо, он заключает из этого, что будет тепло, а когда левое - холодно.
- Если солнце восходит “с ушами”, то есть тремя лучами, из коих один направляется вверх, другой - от одного бока горизонтально, а третий от другого горизонтально - это также, утверждает татарин, - предвещает холод.
- Когда зажженная лучина трещит звуками брррр, татарин ждет вьюги; когда чешется кошка, он также полагает, что будет вьюга; когда валяется собака летом, будет-де дождь, а зимою - вьюга.
- Когда каркает ворон особенным пронзительным криком, татарин заключает, что погода испортится.
- Когда падает снег в весеннее время, а скот остается дома и кричит от скуки, татары из этого выводят, что снег скоро растает, и скоро скоту придется идти в поле.
- Если бы в строящемся доме первое основание заложила девица, то татары были бы уверены, что в этом доме будет зимою тепло.
- Когда черемуха цветет с вершины, а татарин в раннюю пору сеял пшеницу, то он надеется на урожай ее; если же черемуха цветет, снизу, то татарин надеется на урожай только в таком случае, если он пшеницу сеял в позднюю пору.
- Если в зимнее время Волга бывает покрыта грудами льда, то - полагают татары - летом будет урожай.
2. Если сорока застрекочит, татарин заключает, что к нему придет гость. - Когда кошка “умывается” - тоже. - Когда самовар “поет” - тоже.
- Если кто стукнется с кем головою
тоже. - Если сверху упадет белый таракан - тоже.
- Когда стрекочет сорока, татары замечают, на какую сторону она смотрит: оттуда и ожидают себе гостя. - Когда у татарина чешется губа, он уверен, что к нему придет гостинец.
- Когда при надевании одежды подол ее засучится или прищемится в двери, татарин заключает, что его угостят.
- Если, по ошибке, татарин наденет одежду наизнанку, он увидит в этом знак того, что у него будет какая-нибудь радость.
- Чешется ладонь - деньги получать.
- Если на ногтях появится белое пятно, обнова будет.
- Чох одного человека, даже лошади, подтверждает сказанное Другим, то есть сказанное другим исполнится.
3. Когда татарин бросит какой-нибудь заостренный и валявшийся в земле кол в затопленную печь, ему говорят его соплеменники: “Обруби острие, а то чирей у тебя вскочит”.
- Детям говорят: “Не плюй в огонь!, у тебя во рту будут нарывы”. - Татары говорят, что если кто возьмет употребленную другим в отхожем месте тряпицу или что-нибудь другое подобное - бумажку и проч., и употребит ее для себя там же, для известной нужды, то на пальцах у того появится заусеница.
- По уверению татар, нельзя рубить дерево, под которым делается кляу, например, чувашская кереметь: зарар булыр, “беда будет”.
- Если к дому присоседится галка, то это, по мнению татар, предвещает зарар.
- Когда поет курица по-петушиному, тоже зарар булыр.
4. Когда татары видят комету и кровавый цвет на небе, то говорят: - “Между царями будет беспокойство и. война”. - Из падения звезд они заключают то же самое.
5. Если на кровле дома каркает ворона, то в этом доме, по поверью татар, кто-нибудь умрет.- Если мальчик подгорюнится, татары ему говорят: “Так не делай, а то твои родители умрут”.
- Когда воет собака, хозяин ее заключает из этого, что с ними будет какое-нибудь горе: отец или мать помрет, или падет скотина.
- Самовар “воет” к смерти родителей: они умрут, по вере татар, в тот год, когда выл самовар.
- В месяце шаабане в 15-ю ночь, если она бывает не облачна, татары смотрят на свою тень: если не видят головы, то заключают, что в том году не увидавшему своей головы придется помереть.
Не смотря на то, что татары - мусульмане, всякого рода приметы живы в их нации, особенно у сельских жителей.
Зарар (тат.) - вред, повреждение.
Кереметь (келеметь) - священная роща у народов Поволжья, особенно у марийцев, татары стараются туда не входить.
Повсеместно у татар используется в быту русская печь, с ней также много связано народных примет.
Читайте также: