Свияжск легенды и приметы

Обновлено: 21.11.2024

Там, где река Свияга сливается с Волгой, стоит, словно ожившая сказка, остров Свияжск. Одна из многочисленных легенд, окутывающих этот древний край, гласит, что Свияжск так поразил путешествовавшего по Поволжью Пушкина, что поэт запечатлел его в своей «Сказке о царе Салтане». Поистине много сказочного и загадочного таит в себе этот остров-град Свияжск.

История Свияжска

. Зима 1550 года. Русское воинство под предводительством Ивана Грозного возвращается в родные края после безуспешной попытки взять Казань. Внимание Ивана Васильевича привлекает поросший лесом остров Круглая гора: он возвышался над округой и с трех сторон окружен водами рек Волги, Свияги и Щуки. Дерзкий план задумывает Иван Грозный, смелый настолько, что, когда европейские дипломаты рассказывают о нем своим монархам, те просто отказываются верить… Царь решает выстроить здесь, в 26 верстах от Казани, на расстоянии суточного перехода, город-крепость – с целью захватить-таки столицу Казанского ханства.

Летописец называет строителей будущей крепости хитрецами. Для успеха предприятия им прежде всего пришлось дать ответ на вопрос, как построить под носом у противника целый город, не вызвав при этом подозрений. Тогда-то и пришло остроумное решение рубить крепость совсем в другом месте – в лесах Углича, а потом разобрать ее и по весне на судах сплавить по Волге почти за тысячу километров – к той самой горе, что так приглянулась Ивану Грозному. Уже в апреле 1551 года, после ледохода, деревянный город поплыл по реке. Гору очистили от леса, разровняли, и за четыре недели из привезенных бревен город был «хитро сотворен» на новом месте. Датой его основания принято считать 24 мая 1551 года. Первоначально в честь царя Ивана Грозного город был назван Иван-городом, но название не прижилось, и вскоре его переименовали в Новый город Свияжский, а впоследствии просто стали называть град Свияжск.

План царя создать на острове мощную цитадель оказался исключительно удачным: татары никак не ожидали увидеть под стенами своей столицы огромные полчища русских захватчиков, и вскоре Казань пала и была присоединена к Москве.

Сразу после победы русских в 1552 году Свияжск из военной крепости постепенно превращается в мирный город. Строятся храмы, монастыри, селятся новые жители.

«Свияжск уникален в масштабах российской истории тем, что это город, который был построен по заранее созданному плану, – рассказывает игумен Силуан (Хохиашвили), наместник Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря Казанской епархии. – Здесь подразумевалось и гражданское население, и военное, и, конечно же, монастыри и церкви. И с первого дня существования Свияжска здесь было подворье Троице-Сергиевой Лавры – Троицкий монастырь, который просуществовал до конца XVIII века».

Святой остров

Остров Свияжск стал святым местом еще задолго до того, как в 1551 году сюда пришли русские и основали город. По преданию, на Круглой горе, как назывался тогда остров, неоднократно являлся преподобный Сергий Радонежский. Жители окрестных лесов, язычники-марийцы, не раз слышали на этом месте необыкновенное пение, звон колоколов и видели сияющего старца, обходившего гору с кадилом в руках, а по другим рассказам – окроплявшего местность святой водой. Стрелы, пущенные в старца, возвращались обратно.

Позже, когда пришли русские войска, местные старейшины без труда узнали виденного ими старца на иконе преподобного Сергия, принесенной из Троице-Сергиевой лавры.

Среди населения Свияжск всегда воспринимался как город двух великих святых: преподобного Сергия Радонежского и святителя Германа Казанского. В далеком 1555 году архимандрит Герман основал Успенский Богородицкий мужской монастырь. «Остров Сергия и Германа» – неофициально называют его иногда даже сейчас, по аналогии с Валаамом, только имея ввиду двух других святых – не тех, что на Валааме. Чудотворная местночтимая икона преподобного Сергия, наряду с мощами святителя Германа, издревле привлекала паломников из ближайших уездов. Очень символично и то, что память этих великих святых празднуется в один день – 8 октября по новому стилю.

От мощей святителя Германа Казанского происходили многочисленные исцеления. Среди исцелившихся в XVII веке был и сам казанский митрополит Лаврентий. Позже он составил службу святителю, в которой есть примечательные слова: «Мы бо и сами чудодействующа тя видехом и от болезни в часе времянне пременихомся» (то есть «за час выздоровел»).

Большой поток паломников хлынул в монастырь. В числе богомольцев была и Екатерина II – Императрица посетила обитель во время своего плавания на галере «Тверь» в 1767 году. Проплыть мимо Свияжска и не поклониться мощам святителя Германа было немыслимо для православного человека.

Успенский Богородицкий монастырь

Успенский монастырь называют каменным цветком, который расцвел в XVI веке среди деревянного тогда града Свияжска – древнейшего русского города Среднего Поволжья. Из тысячи православных обителей России лишь несколько десятков сохранили целостные древние ансамбли. Остальные были сильно искажены в XIX веке. Еще меньше осталось таких, чей облик сложился в XVI веке и раньше. И, наконец, еще меньше тех монастырей, древнейшие ансамбли которых пережили революцию и дошли до наших дней. Свияжский монастырь – один из тех, который был основан в XVI веке, сохранил облик XVI века, и таким мы видим его сегодня.

Уникально и то, что в момент основания обители храм был сразу построен из камня, а не из дерева, как это делалось обычно. Церковь в камне обозначала, что Православие пришло в эти края не просто всерьез и надолго, а раз и навсегда. Такие внушительные соборы столичных пропорций ставят как знамение победы и знак уверенности в будущем.

Вспоминая историю основания обители, наместник Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игумен Силуан (Хохиашвили) рассказывает: «Традиционно монастырь начинается с некоего подвижника, вокруг которого собираются ученики, и лишь с течением времени начинается строительство храмов. Здесь наоборот: сначала приходит братия, и все начинается со строительства храмов. Еще при жизни первого настоятеля, святителя Германа, были построены два больших храма, которые стали первыми каменными строениями в Свияжске».

Святитель Герман не только был строителем Успенского собора, но и его первым настоятелем. Вскоре статус главного миссионерского монастыря новой земли был закреплен присвоением его настоятелю сана архимандрита – весьма редкого в то время в России. Это было явление почти исключительное: настоятель только что основанного монастыря сразу получил столь высокий сан!

Необычный ковер XVI века

Раньше в народном языке большой белокаменный собор именовали царём. Так вот, «царь» пришел в Среднее Поволжье, в сердце бывшего Казанского ханства! Строился храм псковскими мастерами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем, которых считают также авторами проектов Благовещенского собора Казани и храма Василия Блаженного в Москве.

Нарядный и таинственный вид придает церкви открытая галерея-гульбище с южной и северной сторон. В допетровский период русского зодчества традиция обносить храмы галереями была очень распространена.

Но еще уникальнее – фрески внутри Успенского собора. Это один из двух сохранившихся в России полных ансамблей фресок XVI века. Вообще, XVI век настолько мало представлен в церковной живописи, что не только сейчас остается в тени для искусствоведов, но и в XIX столетии пугал кажущейся «неканоничностью сюжетов и отсутствием богословской мысли». Пугал даже некоторых архиереев, привыкших к европеизированной живописи. Один из настоятелей Успенского монастыря XIX века даже предлагал переписать соборные фрески и по этому поводу обратился с прошением к Синоду. Но в ответе Синода впервые в истории было отмечено особое значение этих древних фресок, а владыке было запрещено их искажать.

Ковер фресок покрывал весь храм и по сводам, и по стенам, и по квадратным столпам. Общая площадь всех росписей – более тысячи квадратных метров. Самые интересные из них в алтаре. Предположительно, там есть и изображение Ивана Грозного. Если предположение верно, то это – единственное дошедшее до наших дней в монументальной живописи изображение молодого царя Иоанна.

Много необычного и таинственного открывает нам мир священных фресок. Но самым раритетным является изображение святого Христофора с лошадиной головой. Оно больше всего обращает на себя внимание и специалистов, и обывателей, оно – тот единственный, ни на что не похожий бутон в цветнике фресок, о котором говорят все и уж точно не забывает никто из увидевших.

Одна из версий странного присутствия лошадиной (а в других иконографических вариантах древности – песьей) головы святого: он якобы выходец из мифической страны киноскефалов, где все такие. Как известно, еще со времен Геродота, то есть с V века до Р.Х., повелось про дальние, неизвестные земли писать небылицы. Так было в античности, но народная молва сохранила подобные сказания еще дольше. Другая версия: просьба к Богу самого юноши Христофора дать ему скотскую внешность, чтобы постоянные взгляды женщин на его необычную красоту не мешали сосредоточенной молитве и аскетичной жизни. Церковь усиленно боролась с обеими версиями: все подобные изображения святого мученика Христофора уничтожались или переписывались, и потому, вероятно, ныне это единственная уцелевшая фреска такого рода.

Возрождение Успенского монастыря

В самые страшные годы Октябрьской революции и начала гражданской войны настоятелем Свияжского Успенского монастыря был епископ Амвросий. Он оказался одной из первых жертв красного террора в Казанской епархии. Большевистские комиссары без суда приговорили владыку к смерти. Перед убийством мученика подвергли истязанию, привязав к хвосту бешеной лошади. В наше время священномученик Амвросий Свияжский причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

Во время кампании по изъятию церковных ценностей и «разоблачению поповских обманов» вскрытию подверглись мощи святителя Германа. До этого из уст в уста в народе передавалось предсказание, что, когда вскроют мощи святого Германа, Свияжск ждет большое бедствие. Так и случилось. Будто душа отлетела от города, ангел-хранитель отвернулся от него. В запустение пришел древнейший русский город Среднего Поволжья, разъехались люди, опустели дома и церкви. Концлагерь, а затем и психиатрическая больница – вот чем на долгие годы стал великий Успенский монастырь.

Возрождение его как действующей мужской обители началось лишь в 1997 году. Мощи святителя Германа вернулись — та их часть, которая уцелела. Может быть, пророчество исполнится и в обратном смысле: Свияжск пришел в запустение, когда Святой покинул его… Свияжск возродится после того, как Святой в него вернулся?

Храмы острова Свияжска

В разное время в Свияжске насчитывалось разное количество храмов. Но если посчитать все церкви, то получится 16 храмов и 3 монастыря. И это на 62 гектарах земли!

Сегодня из всех многочисленных храмов сохранились всего 6 – остальные были снесены и разрушены в начале 30-х годов XX века.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы – в честь него названа была и улица, и главная площадь города. Места, на которых высились храмы, определить нетрудно: завалы взорванных храмов никто не разбирал, и со временем они поросли бурьяном, образуя на пустырях небольшие горки… Благовещенская церковь, построенная в 1755 году в модном тогда барочном стиле; Софийская церковь; Никольская приходская церковь, где самой почитаемой иконой был святой образ Николая Чудотворца, привезенный стрельцами из Москвы.

Среди уцелевших святынь Свияжска – древнейший православный храм Казанской епархии, деревянная Троицкая церковь XVI века, в которой стоял на молебне царь Иван Грозный перед штурмом Казани в октябре 1551 года. Подумать только, именно эти бревна были срублены под Угличем зимой 1551 года, именно их везли на кораблях по Волге! Как же храму удалось уцелеть? Бог помог да искусство строителей. В те времена не пользовались пилой, знали, что она треплет дерево, и туда проникают вредители. Для всех операций использовали только топор. К тому же, церковь сделана без единого гвоздя, и это не от бедности: просто строители хорошо знали, что железо в дереве корродирует и портит материал.

Второй храм, также дошедший от эпохи Троице-Сергиева монастыря, посвящен преподобному Сергию Радонежскому. Когда-то все главные святыни обители находились именно в Сергиевской церкви. Сюда стекались по праздникам богомольцы к храмовой чудотворной иконе преподобного Сергия, привезенной в свое время из Лавры как благословение богоспасаемому граду Свияжску и всей новоприсоединенной земле Казанской. Это была одна из двух великих святынь Свияжска – наравне с мощами святителя Германа. Сейчас образ хранится в церкви Ярославских Чудотворцев в Казани.

В Сергиевском же храме пребывал и вершковый образ святителя Николая, вырезанный из черного камня. Его нашла в начале XIX века. монастырская корова: принесла его откуда-то с окрестных лугов вместе с комком грязи на копыте. Образ, по исследованиям историков той эпохи, оказался гораздо древнее, чем сам град Свияжск. Его отнесли предположительно к XII веку – ко времени до монгольского нашествия.

Во имя чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был сооружен третий храм монастыря: огромный собор новой эпохи 1898–1906 годов. Это самое масштабное сооружение Свияжска. Это настоящее «пасхальное яйцо» – подобное тем, что выпускала тогда фирма «Фаберже», но только увеличенное архитектором Малиновским до размеров самых значительных его храмов. Ярко-красный цвет кирпичных стен и мягкие округлости византийских куполов усиливают сходство. Что-то пасхальное и одновременно жертвенное, «скорбященское», чувствуется в облике этой церкви – последнего свияжского храма, построенного перед кровавой революцией.

В послевоенные годы Свияжск долго стоял разрушенным и забытым. Тем, кто проплывал мимо, казалось, что здесь прошла чума: купола церквей сквозили прорехами, полуразрушенные колокольни – город словно вымер… Но Бог не попускает искушений сверх меры.

Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей.

Похожая примета

Когда в Свияжске побывал Александр Сергеевич Пушкин, он признался, что именно таким представлял себе сказочный остров Буян. Но мистическим, таинственным и полным загадок этот город был и задолго до визита русского поэта!

Призрак монаха

Тайна гибели Германа

Не обошлось в истории Свияжска и без трагических эпизодов. Направленный осваивать новые земли и посвящать местное население в православную культуру вместе с Гурием и Варсонофием инок Герман стал жертвой чудовищных обстоятельств.

Поначалу Герман был поставлен архимандритом Успенского монастыря, построенного на острове, а после смерти Гурия стал архиепископом Казанским и Свияжским.

Но в 1566 году царь Иван Грозный вызвал Германа в Москву. Там государь предложил, ему стать митрополитом, но святитель отказался, потребовав отмены опричнины. Царь приказал изгнать Германа из митрополичьих палат, и через два дня после высылки Казанского и Свияжского архиепископа нашли мертвым. Согласно житию священномученика Филиппа, Герман был убит в своей келье опричником, который отсек ему голову топором.

В поисках легендарной иконы

В 1579 году в Казани случился страшный пожар, уничтоживший часть города. Многие заговорили о том, что Бог немилостив к русской земле. Но вскоре девятилетней девочке Матрене явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома Свою икону.

Ребенку долго не верили, но 8 июля (по старому стилю) в указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона, завернутая в ветхий рукав мужской одежды. Лик был светен и ясен, пожар совершенно не повредил его, а изображение выглядело так, будто было только что написано. С тех пор этот день, 8 июля 1579 года, отмечается Русской Православной Церковью как День явления Казанской иконы, общецерковный праздник.

Но мистическая история этого образа продолжилась. Царь Иван Грозный повелел выстроить на месте обретения иконы женский монастырь, и девочка Матрена вместе со своей матерью первыми приняли в новой обители пострижение.

Похожая примета

Есть предания о том, как молодой русский царь Иван со своими генералами в 1550 году посетил село Рудник. Оно расположено на берегу Волги, напротив острова Свияжск. Во время осмотра этого села царь увидел с холмистого берега Волги безлюдный остров, похожий на спину кита. Остров же назывался - гора Круглая. По всему было видно, что этот остров был недоступен для прямой атаки татарской конницы, а также тайных диверсий.

Идея построить на этом острове крепость всем понравилась и в этом же году по воде к этому острову стали отправляться разобранные срубы крепостных стен и башен из Углицких лесов Вологодской области. В четыре месяца к 1551 году неизвестный остров превратился в серьезно-укрепленную крепость, защищенную со всех сторон руслами рек Свияги, Щуки и Волги.

Крепость эту по праву назвали Иван-градом, так как здесь же по указу Ивана Васильевича и при его личном участии были заложены Троицкая церковь и Рождественский собор. Монашеская о битель в Свияжске долгое время была самой богатой в Среднем Поволжье, а в XVI-XVIII веках во всей России. Таким образом задуманная царем и его генералами временная к репость - арсенал буквально в течение года превратилась в политический и православный центр в Среднем Поволжье. И этот фактор в дальнейшем сыграл свою важную роль в падении Казанского ханства..

На фото Троицкая церковь, освящена в далеком 1551 году, где совершал свои множественные молитвы перед своим походом на Казань царь Иван Васильевич.

Рождественский собор не смог пережить советский атеизм и в 1928 году был разрушен. Сохранилось фото начала XX века.

Любопытный факт, что казанская армия ничего не могла с поделать c появлением у татарской столицы враждебной крепости. К тому же бывшие ближайшие союзники - чуваши и черемисы-марийцы присягнули московскому царю Ивану IV и даже огрызнулись атакой на Казань, которая скорее всего показала на чьей они стороне.

Увидев происходящее, казанский хан Шах Али поспешил покинуть свой трон и буквально бежал в свой родной город Касимов, прихватив с собой своих сторонников. Известно, что в их числе, против своей воли, оказалась и казанская царица Сююмбике со своим сыном. Таким образом, Казань к 1552 году была политически обезглавлена и лишена всех военных союзников. Москве оставалось нанести смертельный удар по казанскому Кремлю, что и было сделано в октябре 1552-го. Вот так царь Иван Васильевич реализовал свой военный замысел по взятию Казани и приобрел прозвище "Грозный".

Сегодня Свияжск - это памятник мировой архитектуры. Кроме этого местные храмы остаются духовным центром православия на Средней Волге. Сюда стекаются не только туристы, но и паломники. Ведь Успенский монастырь называют кольбелью Православного Христианства на Среднем Поволжье . Чудом сохраненный архитектурный ансамбль обители относится к XVI веку.

  • Успенский собор, возведенный в 1560 году, где сохранился как уникальный и наверное единственный в России комплекс фресок шестнадцатого века.

На фото Успенский собор

Есть легенда о том, что Иван Грозный после взятия Казани не хотел ее восстанавливать. Он намеревался перенести казанские поселения в Свияжск. Но его отговорили, так как видели, что расположение Свияжска скорее близко к духовной святости, чем к светской жизни. Казань всегда выигрывала выгодным расположением на Волге. Так и было решено. Свияжск остался небесным градом, каким он собственно и открывается для всех.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Похожая примета

Свияжск – остров-село посреди реки. Снимки этого города с воздуха потрясающе красивы. А те люди, которые уже успели побывать здесь, часто говорят об удивительной атмосфере этих мест, красивой и размеренной. Аура действительно, невероятно завораживающая. Ведь знаменитый город-остров Свияжск до сих пор сохранил природное обаяние старинных русских сказок. От воды и земли тут веет какой-то поистине мистической силой. Даже пять веков назад здесь уже жили великие воины и исторические личности.

Птица пролетает над островом за 7 секунд, телега пересекает его за 7 минут. История Свияжска, небольшого заповедного острова-града на реке Свияге настолько таинственна, трагична и величественна, что по его судьбе можно изучать историю России за последние 500 лет.

В 15-ти верстах от Казани на реке, называемой Свиягой, устье которой впадает в Волгу, между двумя реками находится высокая гора и место, подходящее для постройки города, весьма просторное, безлюдное и поросшее густым лесом. Откуда бы ни пришло судно, будь то с севера или с юга по Волге или с запада по Свияге, Круглая гора, которая в половодье становилась островом, сразу привлекала внимание путешественников, а тем более для опытных воинов — идеальней места для хорошо укрепленной крепости не найти.

На подступах к её крутым склонам водные преграды, вокруг равнины. Круглая гора занимает господствующее положение — огороди и контролируй важнейший Волжский торговый путь.

Это сразу понял ещё молодой московский великий князь Иван IV, получивший в последствие вместе с царским титулом о многом говорящее прозвище Грозный. И не могла остановить его злую, кипучую энергию страшная многовековая слава этого нерушимого запретного для любого путника место. «Черная крепость» — так называли эту гору черемисы — народ, веками живший на этих берегах. Это место считалось у них проклятым. Наводящие ужасы легенды утверждали: любой, кто нарушит табу, будет одержим злым духом, столетиями спящим в недрах этой горы.

Был после неудачного похода на Казань Грозному-царю знак свыше, и внезапно явилось ему видение некое во сне, в котором показано было увиденное им место и повелевалось поставить там город. Когда же пробудился он ото сна, то понял, что истинно видение это, а не ложно. Вдохновленный Иван Грозный проводит в жизнь план поистине гениальный и дерзкий до безумия. План был смел настолько, что когда европейские дипломаты рассказывали о нём своим монархам, те отказывались верить.

Зимой 1550 года в обстановке строгой секретности под присмотром царских дьяков в верховьях Волги в Углическом крае закипела работа. Были заготовлены срубы стен, башен, церквей и жилых домов для целого города-крепости. Когда наступила весна, срубы, разметив по бревнышку, разобрали, корабли с городом новым отправились к устью Свияги. Плыли месяц и достигли места 16-го мая. С плавучим городом на кораблях, баржах и плотах прибыло большое войско и тысячи строителей со своими семьями. С помощью дружины менее чем за месяц они собрали этот чудо-город на Круглой горе. По величине крепость Свияжска в то время превосходила кремли Новгорода, Пскова и даже Москвы!

Город на судах, изображенный на гербе, дарованном Свияжску великой императрицей Екатериной II, не художественный образ, а реальность. Крепость не была здесь построена, она сюда приплыла. Где же находилось место грандиозной работы? Существуют две точки зрения, одни говорят, что Свияжская крепость создавалась в старинном русском городе Угличе, другие — в небольшом тихом городке Мышкине, но ученые всё-таки сходятся в одном: место это было где-то между этими городами. В те времена там находились владения древнего княжеского рода Ушатых.

Со времен Ивана Грозного и вплоть до наших дней – этот город смог накопить бесценный исторический и культурный опыт. Свияжск уникален еще и тем, что был целиком построен сначала в другом месте. После окончания строительства рабочие разобрали город, пометили каждое бревно и перевезли вниз по Волге при помощи плотов на выбранное царем Иоанном IV место. На защищенный от кочевников болотами холм. Это невероятный город, который был построен без единого гвоздя и без использования пилы.

Через несколько лет после строительства Свияжска была составлена писцовая книга, в которой подробно описаны все башни, стены, постройки и жители. Писцовая книга видит Свияжск настоящим городом со всеми соответствующими атрибутами: кремлем, посадом вокруг него, обнесенным дополнительной стеной, слободами и многочисленными храмами. И поставили в нём деревянную соборную церковь Рождества Пречистой Богородицы. И все воеводы, и бояре, и купцы, богатые люди и простые жители поставили себе в городе светлые дома и хорошо устроили свою жизнь. И наполнились все люди радостью и весельем и прославили Бога. С Северо-Востока и Юго-Востока крепость окружал обширный посад — более 700 добротных домов, плюс гостиный двор с огромным рынком, который спускался амфитеатром к Волге, таможенным двором, особыми дворами для ямщиков и для татарских купцов. Здесь пекли хлеб, делали селитру, гнали квас и варили пиво.

Всех жителей Свияжска в ту пору насчитывалось более 4000 человек. Это 2/3 Казани того времени. Город был перенасыщен ремеслом и торговлей. Частный купеческий капитал на протяжении нескольких столетий активно и с удовольствием вкладывался в Свияжск. Когда Свияжск стал уездным центром и удостоился своего герба, под его начало вошли города-уезды: Чебоксары, Цивильск, Космодемьянск, Васильсурск, Царевококшайск, Царевосанчурск и Яранск.

В конце XVIII века император Павел I усердно молился в Свияжске перед Богородичной иконой Успенского монастыря, желая мира и процветания этому маленькому богоспасаемому городу. Император Николай I утверждает в 1829 году генеральный план застройки Свияжска, делая улицы города прямыми, но под влиянием древней планировки некоторые улицы всё же сохраняют свои живописные изгибы. Улицы Свияжска пронесли через века и свои красивые имена, в основном, в честь стоящих на них древних храмов.

Когда Пушкин побывал в этих местах, то был совершенно очарован. Он сказал, что если и есть где-то остров Буян и Лукоморье, то именно здесь. Многие историки говорят, что если бы Свияжска не было, то его следовало бы придумать. По той причине, что лучше места для города в давние времена было не найти. Расположение при закладке крепости было еще и стратегическим. Отличные плодородные земли, красивые холмы, и удобное место для атак на Казанское ханство – Ивану Грозному больше ничего и не надо было. Как будто сам Творец спустился с неба и создал это место для безопасной жизни людей. До самого прихода к власти Сталина так все и оставалось. Лишь времена лагерей и репрессий смогли покачнуть эти древние стены и вселить в местных жителей чувство страха.

Удобно расположенный город стал островом в полном смысле слова в 1956 году. Советские инженеры создали и запустили Куйбышевское водохранилище. Прибывшая вода моментально отрезала от населенного пункта почти семь десятков гектаров земель. Жилые дома и постройки оказались отделены от “материка”, а некоторые жившие много лет семьи должны были перебираться поближе к цивилизации. Центральная часть города уцелела благодаря естественному возвышению над местностью. Ведь когда-то сам город строили прямо на вершине горы. Возможно, потому он и оказался не затоплен полностью во время запуска водохранилища. Хотя, поднимись вода выше – и…

Свияжск – замечательное уютное местечко. Здесь многие постройки сохранились в том виде, в каком они были созданы. Причудливое переплетение эпох завораживает. Когда-то тут люди жили прямо в монастырских постройках, и бесценных для истории памятниках архитектуры. Относительно недавно их было решено переселить в более новые дома. Где у счастливых обладателей жилья есть вода в кране и отопление. Кому-то может показаться, что здесь слишком уж тихо и невероятно мало людей. Но местным жителям это нравится, можете поверить.

Вообще в городе немало священных религиозных построек. Таких, как Богородице-Успенский мужской монастырь, Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь, Свияжский Троице-Сергиевский монастырь. На другом берегу расположился Монастырь Макарьевской пустыни Свияжского заповедника. Человеку верующему безусловно стоит взглянуть на колокольню Никольской церкви, Успенский собор, Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости, Сергиевскую церковь, а также церковь Константина и Елены.

Свияжск, Никольская церковь

Остров Свияжск – хранитель святынь. Главное его сокровище – православная Троицкая церковь, принадлежащая Казанской епархии. Выстроена она в XVI веке, а точнее в 1551 году. Еще зимой для нее рубали под Угличем бревна, переправляли их по красавице Волге на кораблях, а уже в октябре того же года в церкви на молебне присутствовал сам Иван Грозный, приехавший штурмовать Казань.

История Троицкой церкви непроста. Сооружение, дошедшее до нашего времени, претерпело серьезных изменений, ведь неоднократно перестраивалось, реконструировалось. Изначально храм строили в виде шатра. Такого стиля придерживалось большинство средневековых мастеров, возводящих святые постройки.

Свой облик церковь изменила в XVIII веке, когда шатер заменили куполом и кровлей из железа, а корпус обили тесом и покрасили. Барабан также был реконструирован. Обновление храма понадобилось для его сохранения. Но в итоге церковь была так перестроена, что до нас дошел не памятник Средневековья, а достопримечательность XVIII века. В пределах Волги это самая древняя церковь.

Остров-град Свияжск – необычное место – кладезь памятников архитектуры XVI в. Знаменательно, что именно здесь, музейный экспозиционно-исторический проект нескольких регионов России: Великого Новгорода, Приволжья и Республики Татарстан представляет уникальную, в своем роде, выставочную экспозицию «Ушкуйники на Волге». Остров Свияжск является туристическим объектом с перспективой создания музея федерального значения.

Тропка по краю острова.

Вот такая красота!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: