Суеверия и приметы это язычество

Обновлено: 13.11.2024

Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие, или суетная вера, вера ни на чем не основанная, недостойная истинных христиан.
Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида:
1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;
2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,
3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.

1. Предостережения от примет

2. Предостережения от гаданий

3. Предостережения от употребления суеверных средств для исцеления болезней

ВИДЫ СУЕВЕРИЯ

Гадание по Библии (где развернется), а также употребление суеверных молитв и заклинаний

Вера в талисманы (таинственные предохранения от болезней и других злополучий)

Вера в домовых, водяных, леших, ведьм и прочих

Вера всяким снам опасное и грешное дело

Как христианин должен относиться к сновидениям

Несколько советов о том, как нужно относиться к сновидениям

Чрезмерная вера в предчувствия

Верование встречам и другим приметам

От Господа исправляются стопы мужу (Притч. XX, 24). Вместо того, чтобы веровать и руководствоваться в жизни своей здравым рассуждением, суеверный человек ставит свои успехи или же неудачи в делах в зависимость от различных примет. Некоторые считают: встреча со священником или с человеком, несущим пустые ведра, несчастлива; понедельник для начинания дел тяжел; третья горящая на столе свеча опасна, 13 человек за столом тоже, а нечаянно погашенная свеча предвещает гостя; нельзя дарить острые предметы и т.п. Если подробно всмотреться в эти приметы, то для многих суеверий найдутся простые исторические или живые практические основания, а для всех вообще предрассудков ясные опровержения в слове Божием и в здравом смысле. Христианину нужно отрешиться от всяких суеверий, предрассудков и примет.

НАРОДНЫЕ СУЕВЕРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО СВЯТЫХ ТАИНСТВ ЦЕРКВИ И ОБЪЯСНЕНИЕ ИХ НЕЛЕПОСТИ

При святом таинстве крещения

При таинствах покаяния и причащения

Относительно священства

При таинстве брака

При этом таинстве со стороны священника требуется большая осторожность, чтобы при обручении не уронить перстень которого-либо из них, так как, по поверию народному, это будет означать, что то лицо, которому принадлежит уроненное кольцо, вскоре после брака умрет. Если же кто-либо сам из брачующихся уронит свой перстень, то священник может избавиться от косых взглядов и неласковых слов и нередко колких упреков со стороны родителей и родных новобрачных. Если же он уронит перстень, то это приписывается уже непосредственно действию Промысла Божия, а вступающим в брак остается только с покорностью воле Божией ожидать горьких последствий такого нечаянного случая, ими же самими придуманного.
Точно такое же значение приписывает наше простонародье и тому обстоятельству, если у которого-либо из брачующихся свеча сгорит быстрее. По их мнению, то лицо, у которого свеча более сгорела, умрет скорее того, у которого свеча сгорела менее.
В мае месяце избегают совершения браков, так как повенчанные в этом месяце будто бы будут всю жизнь свою маяться, т.е. плохо жить. Нелепое и смешное верование, возникшее вследствие простого, совершенно случайного совпадения слов.

При таинстве елеосвящения

РАССКАЗЫ С НАЗИДАНИЕМ ПРОТИВ ГАДАНИЙ

ПРОТИВ ВЕРЫ В СУДЬБУ

В руку Твоею, Господи, жребии мои
(Пс. XXX, 16)

СУЕВЕРИЯ И ПРЕДРАССУДКИ В НАШИ ДНИ

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Похожая примета

Славяне – это особый народ. В их мировоззрении причудливым образом переплетались христианство и язычество, благочестие и суеверность, вера в высшие силы и страх перед нечистью.

Из этого формируется вывод, что славянская магия также стала уникальной. Ее отличительной особенностью было внедрение потустороннего даже в самые бытовые мелочи.

приметы и суеверия. приметы и суеверия.

Как же это выглядело?

Само по себе жилище почиталось славянами как нечто особенное, оберегающее от злых духов. Поэтому люди старались строго соблюдать заветы отцов и дедов: закрывать на ночь окна и ставни, оставлять обереги в прихожей, задабривать домового, регулярно чистить помещение с помощью особых заговоров. Также и традиция при переезде первой впускать в дом кошку тоже пошла из древности. Ведь животное четко видит и понимает обстановку.

Сидеть на столе считалось неприличным, поскольку его сравнивали с Престолом Божиим. Также запрещалось разговаривать во время приема пищи (все ели молча, предварительно вознеся благодарственную молитву). Любая еда принималась с благодарением, а выбрасывать ее в принципе не допускалось: это трактовалось как большой грех неблагодарности Богу.

  • Кухня (в частности печь)

В любом доме это было территорией обитания Домового. Именно там ставилось угощение (молоко и конфеты), а во время стряпни нельзя было ругаться или сквернословить. Этим человек осквернял дар богов, а также злил Домовика: тот ненавидит склоки и сразу принимается шалить для хозяйского вразумления.

  • Иные вещи, предназначенные для быта

Это и расческа, и веретено, и подушки, и кровати. Например, супружеская постель считалась святой: на нее не допускалось даже просто присесть, дабы не украсть семейное счастье. На расческу часто читался заговор, чтобы волосы росли быстрее и были блестящими, красивыми и густыми.

Женщины нередко колдовали с различными травами, развешивая их по всему дому (для здоровья, для благополучия, для защиты от злых людей).
Таким образом, бытовая магия окружала весь славянский быт.

С одной стороны это весьма любопытно и интересно, С одной стороны это весьма любопытно и интересно,

но с другой воспринимается как нечто инфантильное. Словно семья и не жила толком, но каждое движение и слово сверяла с народными приметами. Причем так вели себя не только женщины, старики и дети, но и мужчины.

Похожая примета

Славянская мифология богата мифическими существами, разнообразными Богами, поверьями и приметами. Славяне – один из самых многочисленных народов в мире. Всего насчитывается около 300-350 млн. человек разных национальностей.
Наши предки были сильны в своей вере, а потому природа хранила их жилища и семьи. Славянская мифология, ранняя, основана на язычестве и многобожии. До сих пор эта вера находит место в современном мире. Кого-то она вдохновляет, кого-то влюбляет в себя, а кого-то очаровывает и заставляет верить в себя.

Славянские боги
Божества определяются в одну из двух групп: живущие в Прави – светлые и живущие в Нави – темные. Самый первый из божеств, Творец по имени Род, создал древний мир и разбил его на три составляющих. «Прави» предназначена для светлых Богов. В «Яви» находятся сами люди, а также божественные сущности стихии. А уже в «Нави», темной части мира, обитают сами темные Боги. Однако наши предки почитали всех Божеств. И темных, и светлых.
В мире Прави живут Отец и Мать – Сварог и Лада. Сварожичи же, дети этих Небесных Богов (Белобог, Леля и другие), обитают не только в Прави. Небесный Бог Сварог – это кузнец, который был приближен к первому Богу Роду.
Славяне почитали кузнецов, потому что они создавали что-то новое: оружие, предметы обихода. Это делало жизнь проще и лучше, но, в свою очередь, требовало большого труда мастеров. Женой Сварога стала Богиня Лада. В свою очередь, она олицетворяла всю женственность, доброту, свет, любовь и тепло домашнего очага. Она – пример заботливой матери и нежной супруги.
В человеческом мире, Яви, обитают стихийные Боги. Это Мать-покровительница Сыра Земля, Стрибог – олицетворение Ветра, Семаргл – покровитель Огня, Агидель – покровительница Воды. Также здесь живут Боги, олицетворяющие Солнце – Хорс, и Луну – Дивия. Путеводная звезда (или полярная, указывающая путь мореплавателям) – Богиня Тара. Перун обрушивает грозами, а его супруга Дива-Додола осыпает проливными дождями.
В темном мире Нави правителем является Чернобог, брат Белобога. Он разрушает то, что больше не нужно в людском мире Яви. На самом деле, это довольно важная, но недооцененная работа. В мифологии наших предков тьма и свет не отождествляются с добром и злом, они не пытаются друг друга поглотить, а лишь дополняют, являются целым, дают толчок в развитии. Боги Нави хранят мир мертвых, они – стражи границы мира порядка и разрушения. В Нави живут Вий, Кощей, Троян, Коляда и другие Божества, у каждого из которых свои важные задачи.

Обряды славян
Славянские обряды могут помочь человеку очиститься от порчи или сглаза, защититься от бед, проклятий и вылечиться от многих болезней. Обряды зачастую проводились во время праздников и обращались славяне к стихийным Богам.
Чтобы очиститься от сглаза, подклада, прикоса и других магических воздействий, наши предки перепрыгивали через костер, купались в реках, озерах, утренней росе. Они окропляли жилище и домашний скот водой, а также обходили дом со специальной (как правило, черной) свечой.
Чтобы защититься от недуга, славяне использовали защитные амулеты, заговоры, призывали силы стихий родной природы и обращались за помощью и поддержкой к Богам.

Славянские поверья и приметы
Для того чтобы привлечь Удаль (удача), славяне старались приобрести какой-либо счастливый предмет. Например, подкова, которую можно и в наше время часто увидеть над дверью. Девушки, которые еще не вышли замуж, старались заполучить какое-нибудь украшение подруги, которая уже встретила своего мужчину и счастлива с ним в браке.
Удачу притягивают и животные. Например, если на крыше поселились аисты, то это сулит счастье. В семье появится благополучие, если приблудится трехцветная кошка.
Но, если некоторые вещи притягивают удачу, то другие могут ее убавить. Например, не стоит поднимать найденные по дороге предметы. Они могут быть заговорены на болезни или убыль. Соблюдение этих примет помогало славянам уберечься от несчастий и умножить достаток.

Похожая примета

Иерей Алексий Колосов: – Суеверие можно охарактеризовать как веру в пустое, суетное, сиюминутное – как доверие тому, что недостойно доверия.

– Почему православный человек не должен быть суеверным?

Иерей Алексий Колосов:– Суть нашей веры – доверие Богу: открывая Ему свои сердца, мы твердо веруем, что Он ведет нас прямым путем, путем свободным от какой-либо двойственности, от механистических, магических закономерностей. «Где Дух Господень, там свобода» (2Кор.3, 17) – эту свободу нам и дает вера, суеверие же лишает нас ее, порабощая «стихиям мира» (Кол.2,8), порабощая праху. Поэтому вера и суеверие несовместимы – нельзя служить двум господам, свободе и рабству. Эта проблема шире, чем «черная кошка» или «пустые ведра»: речь о том, что каждый из нас стоит перед выбором: либо жизнь по Евангелию, либо по закону греха, возмездие за который – смерть (Рим.6, 23). Третьего не дано.

Иерей Алексий Колосов:– Факты сами по себе мало что значат – важна их трактовка: «чистому все чисто» (Тит. 1,15), а пораженный грехом и не имеющий доверия Богу обманывается своим «Я» и видит «закономерности» там, где их нет. Беда в том, что эти закономерности востребованы – человеку страшна Библейская картина миробытия: Сотворение мира, долгий путь к спасению, Благовестие, Искупление, Церковь, Второе Пришествие и Страшный Суд – все это пугает. Мы боимся ответственности за свою вечную жизнь, той ответственности, что идет рука об руку с Евангелием. Нам хочется чего-нибудь попроще, такого, что щадило бы греховное «Я». Проще уцепиться за эти «закономерности», нежели жить по Христу.

– С чем, на Ваш взгляд, связано большое количество околоцерковных суеверий?

Иерей Алексий Колосов:– Человек не приходит в Церковь зрелым христианином. У человека множество вопросов, нешуточная внутренняя борьба. Даже войдя в Церковь, он не становится совершенным в мгновение – это лишь начало долгого пути к Небу. Пока же реальностью является борьба ветхого и нового начал: ветхое, греховное не умирает в Крещении совершенно – оно лишается власти над человеком. Это дает возможность семени новой жизни, посеянному в Крещении прорасти, укорениться и принести «плод мног» (Мк.4, 1-9).

Но повторюсь: это долгий процесс, который часто охватывает весь отпущенный нам срок земной жизни, и пока ветхое еще живо, оно будет стремиться давать свои ответы на те вопросы, с которыми человек приходит к Церкви. Эти ответы приятнее, проще для человека – духовное еще слишком «заумно», в какие-то моменты соблазнительно… Страшно, в конце концов, – а ну как останешься в дураках?! Никто не хочет обмануться, каждому хочется чего-то твердого, доказуемого, очевидного: для «обыкновенного» человека этими качествами как раз и обладают механистические «закономерности», которые мы называем суевериями.

Поэтому именно «околоцерковная» среда, состоящая из едва начавших воцерковление или «всегда учащихся, но не могущих дойти до познания истины» (2Тим.3,7) и является благоприятной почвой для суеверий. Те, кто имеет решимость веровать, имеет решимость последовать Господу, тот преодолевает этот опасный период легко. Тот же, кто стремится и с Бога получить нечто и мирского не потерять, легко может завязнуть в этой тине – почему и говорит нам Спаситель: «не можете служить Богу и мамоне!» (Лк.16,13).

– Мы знаем, что гадать грешно, особенно если гадать на Библии. Но во многих жизнеописаниях именно так тянули жребий – открывали наугад главу из Священного писания….

Иерей Алексий Колосов: – Почему грешно любое гадание? Потому что за ним стоит не решимость последовать откровению, а интерес, пытливость – «а вот как оно там?» Гадание – это попытка заглянуть в «зазеркалье», этакий духовный кураж, за которым скрывается слабость. Ну, покуражится человек перед грядущим, а потом все равно поступит так, как подсказывает мелочное «Я». Святые же, прибегая в крайних случаях к такому методу познания воли Божией, имели твердую решимость поступать по откровенному несмотря ни на что – даже на смерть.

– Как отличить благочестивую традицию от суеверия? Например, когда священник выходит на полиелей, нельзя проходить между ним и царскими вратами?

Иерей Алексий Колосов:– Благочестивая традиция разумна, в некотором смысле даже рациональна – она имеет твердое богословское и историческое обоснование. Ее начало можно проследить в истории, она открыта и динамична в том смысле, что здесь нет никакой нерушимой магической зависимости. Она всегда учитывает внутренний духовный мир человека, не нависая над ним «дамокловым мечем», но давая духовный простор.

Благочестивая традиция не подавляет человека, не карает его – она помогает ему удерживаться на пути спасения. Суеверие же, как правило, «вещь в себе» – это закономерность, не зависящая ни от духовного состояния, ни от Евангелия. Это данность: «так положено», «так делается». Почему? Никто не в состоянии объяснить – просто если поступишь так, то будет хорошо, а если нет, то плохо. Хочешь «плохо»? Нет? Тогда делай как все – поступай по принципу «то Евангелие, а то – жизнь»! Но ведь душу-то свою так не спасешь – об этом забывается напрочь… – Какие самые распространенные церковные суеверия? Опасны ли они?

Большая часть церковных суеверий связана с церковной свечой, со святыней и погребением. В разных областях господствуют разные суеверия. Приведу лишь то, с чем приходилось встречаться лично. К примеру, некоторые считают опасным зажигать свечу от другой свечи – можно взять на себя чужие грехи: так и будет ходить человек по храму, тыкая свечой во все лампадки и гася их одну за другой (по этой же причине боятся и найденных нательных крестиков: поднимешь чужую беду!). Другие боятся передавать свечу через левое плечо.

Люди молятся за обидчиков, «чтобы Господь им отомстил». Иногда задают вопрос: можно ли до сорокового дня наводить порядок в доме? Про бросание в могилу денег я уже и не говорю – это чистейшее язычество, исходящее из того, что за гробом покойный будет вести жизнь, подобную этой (другой пример такого рода – втыкание в могилы сигарет: «любил покойничек подымить!»).

Впрочем, как-то слышал, что этими монетками покойный, якобы, поделится на входе в Царство Небесное. До истерик и скандала доходит, если вдруг вспомнят, что у покойного связаны ноги – как же он пойдет на Небо?! Слышал, что нельзя ставить на могилах каменные памятники – после общего Воскресения покойному будет не под силу идти с этим камнем на Страшный Суд (очевидно, предполагается, что на этот Суд усопшие будут отправляться со сборных пунктов, куда надо будет явиться с «удостоверением личности»).

Очень много страхов «потерять благодать после Причастия» – и никого не интересует вопрос: а зачем вообще нужна такая немощная благодать, которая улетучится, если ты поцелуешь икону? По совету «бабушек и тетушек» освящают квартиры свечкой. Сколько суеверий вокруг Богоявленской воды… Опасно ли все это? Это добровольное отравление своей души! Другой большой пласт суеверий связан с так называемыми «порчей» и «сглазом». Люди разных возрастов и образования бегут в храм со словами «мне/моей дочери/ внуку сделали. Как быть?!»

Я умолчу о том, что верующий Богу православный христианин не должен бояться этих «бабьих басен» – это должен понимать каждый! «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, ибо в этом все для человека» (Эккл.12,13) – не колдуна, а Бога бойся и Ему, а не своему страху служи! Удивительно другое – нежелание видеть корень проблемы в себе.

Конечно, тяжело признать, что ты мало внимания уделяла дочери и пропустила развитие заболевания. Или признать, что дала ей такое воспитание, которое не позволяет найти покой в семье, не привила ей нравственных ценностей, сама не хотела и дочку не научила терпеть. Нелегко признать, что и твоя вина в том, что дети находят утешение в водке или наркотиках. Гораздо проще объяснить взвинченный характер внука сглазом, нежели избалованностью – ведь кто баловал-то? Боишься соседки? А кто обострил отношения хуже некуда? «Порча» и «сглаз» очень легко нас извиняют: мы ведь хорошие, добрые, это ближние наши плохи – вот, хотят нас со свету сжить… Где здесь вера?! Где благочестие?! Нет и в помине.

– Как оградиться от суеверий?

Все – и радости и скорби, и прибыток и лишения, и здоровье и болезнь. Все! Это доверие свидетельствует о любви к Богу, а «совершенная любовь изгоняет страх»(1Ин.4,18). Не надо «ограждаться» от суеверий – не надо бороться с тьмой: надо просто «включить» евангельский свет и тьма суеверий исчезнет сама собой. Однако, это труд…

Что касается силы Креста, то от начала Церковь ограждается ей: Крест – хранитель всей Вселенной.

– Острая январская тема – Крещенская и Богоявленская вода…

Иерей Михаил Михайлов:-– Да, это больной вопрос! Вода – это вообще больной вопрос: например, у нас в храме сейчас небольшой бак для воды и ее хватает на день-два. Приходят люди и стараются набрать как можно больше. Мы забываем, что капля святой воды освящает любое количество воды: «капля море освящает».

Помню, когда я служил в сельской местности, на молебен мы принесли 10 бидонов воды. А израсходовали только один бидон: люди брали воды понемногу и дома уже доливали святую воду в большие емкости. Крещенская и Богоявленская вода…

В чем отличие? Вернемся во времена патриарха Никона: он специально уточнял у Антиохийского Патриарха, нужно ли освящать воду в сам день Крещения Господня: ведь накануне, в сочельник, уже воду освятили. И получил ответ, что греха в том не будет, это можно сделать еще раз, чтобы все могли взять воды. А у нас сегодня приходят за одной водой, а назавтра за другой – дескать, тут вода сильнее.

А чем же она более сильная? Так и видим, что люди даже не слушают молитвы, которые читаются на освящении. И не знают, что вода освящается одним чином, читаются одни и те же молитвы. Святая вода абсолютно одинакова в оба дня – и в день Крещения, и в сочельник Крещенский.

– Как не обращать внимания на суеверия? Умом понимаешь, а внутри–то, в душе, все равно страшно…

Иерей Алексий Колосов:– Повторю еще раз – «совершенная любовь изгоняет страх»(1Ин.4,18): надо стремиться к совершенству в вере, учиться доверять Богу и тогда все встанет на свои места. Благодать и вера – лучшее лекарство от болезни страха.

Беседовала Анна Любимова

Читайте также: