Социальные и нравственные приметы эпохи

Обновлено: 21.11.2024

Спустя двадцать семь лет после распада СССР наших современников все больше интересует вопрос жизненного уклада в Советском Союзе. Какими были люди в то время? И как изменил СССР нравы русского народа?

Фото: Кириллица Кириллица

Психологическая наука зародилась в России лишь в конце XIX века. Однако и она еще не совсем представляет собой учение о душе и человеческой индивидуальности: в то время начали работу психофизиологические лаборатории, получили широкое распространение научные труды Бехтерева и прочих физиологов. Поэтому психологическая наука до 1920 года может похвастаться скудным набором данных о личностных и нравственных портретах людей дореволюционной эпохи.

Видео дня

Однако до наших дней сохранились биографии, дневники и исторические сводки начала XX века и дореволюционного периода. И современная психология положительно относится к методу работы, основанному на анализе и синтезе исторических источников.

Мораль и общественность

Для того, чтобы представить общий моральный уровень людей дореволюционной эпохи, необходимо вспомнить, что в то время еще существовало строгое деление общества на социальные слои.

Учебники истории наперебой рассказывают, как порицались в то время маргиналы, челкаши и тунеядцы всех мастей. Однако даже в самой императорской семье с моралью было не всегда гладко.

Согласно воспоминаниям А.Ф.Тютчевой, даже при дворе люди не гнушались бесстыдного поведения: «Однако, не следует забывать о диких порядках, господствующих в самой императорской семье: развратное поведение великих князей, воровство (например, князь Николай Константинович украл у своей матери бриллианты для любовницы-певички), драки, пьянства, во время которых рубили головы своим борзым собакам, стоя на четвереньках, лакали шампанское из серебряной лохани и нагими распевали серенады, сидя на крыше собственного дома».

О печальном разложении нравов бомонда Петрограда писала в своих воспоминаниях и придворная фрейлина Анна Вырубова: «Трудно и противно говорить о петроградском обществе, которое, невзирая на войну, веселилось и кутило целыми днями. Рестораны и театры процветали. По рассказу одной французской портнихи, ни в один сезон не заказывалось столько костюмов, как зимой 1915–1916 годов, и не покупалось такое количество бриллиантов: война как будто не существовала».

Праздное дворянство, жившее на дотационные средства от государства, также не показывали пример морали и нравственности. Согласно воспоминаниям очевидцев, представители высшего света чаще всего демонстрировали разнузданное поведение, праздность, леность и тунеядство. Согласно историческим источникам, трудолюбие было присуще лишь крестьянам.

С особым пиететом относились дореволюционные крестьяне к антагонистической диаде чести и бесчестия. До наших дней дошли фольклорные доказательства такого отношения: «Беден да честен», «Гол, да не вор».

В первую очередь, честным человеком считался тот, кто трудился на благо общества и своей семьи. Бесчестным же считался тот, кто незаконным путем присвоил себе чужую собственность. В среде крестьянства ценились трудолюбие, вежливое обращение к старшим, уважение к чужой собственности и трезвый образ жизни.

Одним из постулатов жизни в Советском Союзе стало социальное равенство для всех и каждого. На деле, конечно, все продолжали жить с разным достатком, однако богатством более не кичились, а праздный образ жизни и тунеядство обществом порицались. На авансцену жизни советского гражданина вышли семейные и экзистенциальные ценности.

Об этом свидетельствует исследование доктора психологических наук Влады Пищик, начатое ещё в 2010 году. Это означает, что человеческие ценности сдвинулись от чисто гедонистических и эгоистичных желаний удовлетворения собственных прихотей до почитания семейных отношений и поиска смысла жизни.

Кроме того, согласно исследованиям, советские граждане были более требовательны к себе и окружающим, уверены в себе, более отзывчивы и в то же время упрямы.

Одна черта была присуща русским во все времена — коллективизм. В противовес западному индивидуализму он сформировался уже очень давно и, пожалуй, его нельзя искоренить в одночасье.

Рассуждая о причинах революции, Шубарт писал: «Русский переживает мир, исходя не из «я» и не из «ты», а из «мы». Этот нрав является основным источником обаятельности русского народа. И именно «мы», крестьянская община, разрушаемая под видом европеизации нашей культуры, оказалась одной из причин революционных потрясений».

Именно сплочение перед лицом опасности, общность целей и интересов смогли некогда сделать крестьянство стойкой силой, способной пережить социальные потрясения любого масштаба.

Похожая черта прослеживалась и у советских людей. Согласно исследованию Пищук, советский гражданин, живший в эпоху коллективизма, впитал его своим духом и ценил верность традициям, открытость, сердечность, дисциплинированность и уважение к власти.

Следовательно, можно предположить наличие у дореволюционных граждан низкой способности сопротивляться сложностям.

Советское же поколение получило очень высокие баллы по шкале толерантности к сложности и неопределённости окружающего мира. Скорее всего, это объясняется тем, насколько жёсткие события пришлось им пережить.

Современные психологи не устают поражаться силе влияния Советского Союза на психику людей того времени. Можно сказать, в историю вошёл отдельный вид человека — Человек Советский. Он был абсолютно не похож ни на своих предков, ни на потомков.

Выросший в суровых условиях кризисов, репрессий, войн, гонок вооружения и научного прогресса, всю жизнь боровшийся за мир и светлое будущие, он стал трудолюбивее, честнее, упрямее и сильнее своего отца, Человека Дореволюционного. Стал сильнее — и обеспечил этим могущество страны на долгие годы.

Обобщающий смысл сказок М. Салтыкова-Щедрина (урок-конференция)

Цели: показать обобщающий смысл сказок Щедрина; расширить читательский кругозор учащихся; определить значение щедринской сатиры в наше время; совершенствовать навыки работы в группе. Оборудование: раздаточный материал для работы в группах. ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности Учитель. Сказки — итог многолетних наблюдений писателя. Чтобы по-настоящему оценить их и понять, достаточно прочитать заключение цензора Лебедева: «…то, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки — та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, направленная против общественного и политического нашего устройства…» Форма сказки отвечала задачам писателя.

В завуалированной форме можно было обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народных интересов. Писатель надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской же скрывается саркастическая усмешка человека, умудренного горьким жизненным опытом. Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло представить читателю свои многолетние жизненные наблюдения. Фантастика — форма, которую сатирик наполняет взятым из реальной действительности конкретным содержанием. И фантастика, и «эзопова речь» служат для реализации поставленной им перед собой задачи. Давайте же убедимся в этом на сегодняшнем уроке-конференции, познакомившись поближе со сказками М.

Салтыкова-Щедрина. III. Работа над темой урока 1. вступительное слово учителя — над книгой «Сказок» Салтыков-Щедрин работал в основном с 1882 по 1886 год. Эту книгу считают итоговым произведением писателя: в ней синтезированы все мотивы его творчества. Хотя «Сказки» включают в свой состав отдельные произведения, книга не является простым сборником, между отдельными сказками устанавливается довольно плотная и разветвленная художественная взаимосвязь.

2. творческая работа в группах («Мозговой штурм») Задания 1 группа. Вы прочитали сказку «Дикий помещик». Чему и кого Хотел писатель этой сказкой научить? Помещиков, чтобы не дичали и помнили всегда о крестьянах? Крестьян, чтобы поняли суть Своих помещиков и чтобы умели «не возвращаться на ярмарку» В свой город? Читателей — потенциальных друзей, особенно молодых, чтобы они умели различать под напомаженной физиономией образованного дворянина того же «дикого барина»? Обоснуйте свой ответ. 2 группа. Во многих сказках Салтыков-Щедрин применял прием Переключения повествования из реального плана в фантастический. Как использован этот прием в сказке «Коняга»? Какой идейный смысл заключен в пейзаже из сказки «Коняга»? Обоснуйте свой ответ. 3 группа. Сказка «Вяленая вобла» создана М. Салтыковым — Щедриным в 80-е годы XIX века. Какие социальные и нравственные приметы эпохи сатирик разоблачил в этом отрывке из сказки: «…От рождения она была вобла степенная, не в свое дело носа не совала, за «лишним» не гналась, в эмпиреях не витала и неблагонадежных компаний удалялась. Еще где, бывало, заслышит, что пескари об конституциях болтают — сейчас налево кругом и под лопух схоронится. Однако же, и за всем тем, не без страху жила, потому что не ровен час, вдруг… «Мудреное нынче время,- думала она,- такое мудреное, что и невинный за виноватого как раз сойдет! начнут, это, шарить, а ты около где-нибудь спряталась: — ан и около пошарят! Где была? по какому случаю? каким манером? — господи, спаси и помилуй!» Стало быть, можете себе представить, как она была рада, когда ее изловили и все мысли и чувства у ней выхолостили. » Как использовал сатирик эзопов язык в этом отрывке? 4 группа. Прочтите стихотворение а. Прокофьева. С какой целью поэт использует щедринский образ пескаря? Какой, по-вашему, нравственный урок содержит сказка «Премудрый пескарь»? ПРЕМУДРЫЙ КАРАСИК Плывешь, премудрый мой карасик? Плыви, коль плыть тебе дано. В подготовительном ты классе Сидишь, дружок, давным-давно. Который год? Чуть-чуть не классик, А все сидишь, как на мели. Плыви, плави, злодей-карасик, Чуть плавниками шевели! Опять лениво заметался, И что ты там не говори, Опять воды ты наглотался, Везде пускаешь пузыри. Потом лежишь в унылом тлене, По-прежнему угрюм и зол, И вдруг узнал я, что от лени ты на кроссворды перешел. Прошу тебя, карасик милый, ты не суди и не судачь, Опять прудок твой запрудило, а ты не плачь, а ты не плачь! И протолкни скорей беседу, И если хочешь, повтори — О встрече с бабкой или дедом, Чтоб веселились пескари! К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки Щедрина «Премудрый пескарь» и стихотворения Прокофьева «Премудрый карасик»? 3. презентация результатов творческих работ представителями групп (Учащиеся остальных групп дополняют, корректируют ответы отвечающего.) IV. Рефлексия. Подведение итогов урока 1. обобщающая беседа (прием «Микрофон») — В чем заключается значение сатиры М. Салтыкова-Щедрина: во имя каких идей действовал писатель, обличая пороки современного ему общества и отдельных людей? — Как ирония, сарказм, сатирическое заострение образов в сказках М. Салтыкова-Щедрина способствуют утверждению в нашей жизни положительных нравственно-политических идеалов? — Какие именно идеалы формируют сказки М. Салтыкова-Щедрина у современного читателя?

2. Заключительное слово учителя — В качестве заключения на нашем уроке пусть будет задан нами вопрос самому сатирику: «Михаил Евграфович, нет больше в русском лесу былого богатыря, нет той силы, которая висела над его обитателями.

Что же тогда есть?» Один известный философ так сказал о современности: «…господствующим психологическим типом стал человек равнодушный…

Совершенно безнравственный, с полностью потерянным понятием об общественном благе или гражданском долге. «Человек равнодушный» не задает вопросов, не лезет не в свое дело, поддается легкому внушению и еще более легкому управлению и ничем особенным не интересуется, рад своей «пайке», дающей возможность выжить. тем и счастлив». Попробуйте с ним поспорить.

V. Домашнее задание Написать сочинение на одну из тем: — «Человек равнодушный»; — «а без Щедрина трудно… «; — «Салтыков-Щедрин осуждает…»; — «»Гляди в оба!

» — это правильно и удобно?»; — «Я не жалею, что познакомился со Щедриным, потому что…

Похожая примета

Цели:
показать обобщающий смысл сказок Щедрина; расширить читательский кругозор учащихся; определить значение щедринской сатиры в наше время; совершенствовать навыки работы в группе. Оборудование:
раздаточный материал для работы в группах. ХОД УРОКА
I. Организационный этап II. Постановка целей и задач урока.

В завуалированной форме можно было обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, стать на защиту народных интересов. Писатель надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской же скрывается саркастическая усмешка человека, умудренного горьким жизненным опытом. Жанр сказки служит писателю своеобразным увеличительным стеклом, позволяющим выпукло

представить читателю свои многолетние жизненные наблюдения.

Плыви, коль плыть тебе дано. В подготовительном ты классе Сидишь, дружок, давным-давно. Который год? Чуть-чуть не классик, А все сидишь, как на мели.

Плыви, плави, злодей-карасик, Чуть плавниками шевели! Опять лениво заметался, И что ты там не говори, Опять воды ты наглотался, Везде пускаешь пузыри. Потом лежишь в унылом тлене, По-прежнему угрюм и зол, И вдруг узнал я, что от лени ты на кроссворды перешел. Прошу тебя, карасик милый, ты не суди и не судачь, Опять прудок твой запрудило, а ты не плачь, а ты не плачь!

Похожая примета

Денди, мокрые полупрозрачные платья и чахоточная красота — «Рамблер» расскажет о страстях, которые обуревали современников Джейн Остин, Наполеона и Андрея Болконского.

Фото: Кадр из сериала "Война и мир" Кадр из сериала "Война и мир"

Потрясения Великой французской революции и Наполеоновских войн отразились и в частной жизни людей той поры. Сентиментальные, а потом и романтические произведения поставили чувства выше разума, долга и приличий. Молодежь начинает отстаивать право самостоятельно выбирать себе супругов к возмущению родителей. В моду входят тайные помолвки и побеги влюбленных, которые венчались без разрешения родителей.

Видео дня

Так поступают героини пушкинской «Метели» и «Гордости и предубеждения» Джейн Остин, Наташа Ростова Толстого (правда, побег не удается). Сбегает с женатым поэтом Перси Биши Шелли и юная Мэри Годвин, которая позже напишет «Франкенштейна». Финал таких историй зависел от сговорчивости родителей. Если они прощали пару и оставляли за сыном или дочерью наследство, то все было хорошо. Если же обида была сильнее любви к детям, то парочку ждали скитания, бедность и жизнь на жалованье романтичного мужа.

Последующий брак бежавших влюбленных обычно искупал скандальную ситуацию. Хуже было, если поддавшись уговорам возлюбленного, девушка так и не доходила до алтаря. Сделать партию в обществе у нее уже не было шансов, ее поступок бросал тень на всю семью, так что ее сестры тоже могли остаться без предложений. Если же от девушки отказывались родители или опекуны, то она рано или поздно оказывалась в публичном доме или становилась содержанкой.

Кадр из сериала "Война и мир"

Ампир обращается к идеалам античности, воспевает красоту человеческого тела, что немедленно отражается в моде. Барышни поголовно переодеваются в полупрозрачные муслиновые платья-рубашки с завышенной талией, открывающие плечи, грудь и руки, и носят камеи. Самые смелые красотки намеренно смачивают ткань водой, чтобы она прилипала к телу и четко обрисовывала фигуру и особенно ноги. Кстати, вместо подвязок для чулков иногда надевают золотые обручи, которые отлично видны сквозь тонкое полотно. Длина платья позволяет любоваться щиколотками, которые самые раскованные дамы украшают браслетами. Ведь мужчины вот уже пятнадцать лет воюют и погибают в Европе, а значит выживших нужно впечатлять как можно сильнее, чтобы выйти замуж.

Обратная сторона такой моды — повальная смертность девушек, которые в нарядах-пеньюарах ездили на балы, невзирая на температуру за окном. Самое модное заболевание — чахотка. Повышенной популярностью пользуются бледные красавицы, поэтому девушки пьют уксус и рисуют себе вены, чтобы подчеркнуть тонкую кожу. А вот здоровые румяные барышни были не в моде.

В целом это эпоха раскрепощения во всех сферах, замужние женщины не скрывают своих измен, мужчины не ограничивают себя в количестве любовниц. Моду задают прекрасная Полина, сестра Наполеона, его жена Жозефина и веселый распутник Георг IV, который прежде чем стать королем Англии долгие годы был регентом при своем душевнобольном отце. Поэтому это время в Англии именуют эпохой Регентства. Георг обожал азартные игры и женщин, а джентльмены ему подражали. Кстати, именно тогда возник образ идеального мужчины — денди. Остроумные элегантные красавцы вроде Джорджа Браммела становились законодателями в моде, привычках и манерах.

Но истинный денди имел мало общего с нашим представлением о мужественности, так что мистер Дарси даже в исполнении Колина Ферта в сериале «Гордость и предубеждение» показался бы людям эпохи Регентства грубоватым. Тот же Браммел популяризировал мужской черный костюм с шейным платком, щеголял в белоснежных сорочке и жилете, бежевых бриджах и в черных ботфортах, отращивал ногти. Байрон, который также стремился быть настоящим денди, в числе великих людей эпохи называл себя, Наполеона и Браммела. Последний, кстати, спустил все солидное отцовское состояние на одежду и развлечения и умер нищим в психиатрической лечебнице. Собственно, соблазнитель Наташи Ростовой Анатоль Курагин также ведет себя как денди, за что и осуждается Толстым.

Кадр из сериала "Война и мир"

Дамы ни в чем не уступают изысканным кавалерам. Повышается ценность образования — быть просто обаятельной больше недостаточно. Но женское образование той поры все еще ограничивается светским лоском. В обычную программу барышни из хорошей семьи входили музицирование, пение, живопись, танцы, верховая езда, иностранные языки (чем больше, тем лучше). А вот серьезные науки по-прежнему считались мужским занятием. Девушка, которая увлекалась, скажем, астрономией или физическими опытами, рисковала заслужить прозвище «синий чулок» и насмешки в обществе.

Репутация незамужней девушки все еще должна была оставаться безупречной, зато замужняя дама могла позволить себе любые связи, только тогда она становилась по-настоящему популярной в обществе. «Обнаженный ангел» Екатерина Багратион путешествует по Европе, бросив мужа, будущего героя Бородинского сражения, рожает внебрачную дочь от князя Меттерниха, становится возлюбленной принца Людвига Прусского. Дарья Ливен открывает салон в Лондоне, приучает англичан к скандальному тогда вальсу и шпионит для русского правительства, за что ее называют «дипломатической Сивиллой». Натурщица Эмма Гамильтон выходит замуж за британского посла в Неаполе и покоряет адмирала Нельсона. Все эти женщины хотя и становятся героинями светских сплетен, лишь отражают шальные нравы своего времени. Удрученный женской безнравственностью Толстой позже создаст образ испорченной красавицы Элен и в ее лице осудит легкомысленную эпоху полуобнаженных красоток с позиции викторианской морали.

Похожая примета

Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить.

Особенно яркое художественное воплощение эзопов язык получил в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина. Сказочная форма у сатирика условна и позволяет высказывать далеко не сказочную, а горькую правду. М.Е. Салтыков-Щедрин проявлял неистощимую изобретательность в создании приёмов аллегории и выработал целую систему «обманных средств».

В щедринских сказках действуют животные, но писатель постоянно «оговаривается», переключает повествование из плана фантастического в план реальный, из мира зоологического в человеческий. Топтыгин Первый из сказки «Медведь на воеводстве» съел чижика, но комментарий к этому незначительному лесному событию вполне серьёзный: «Всё равно, как если б кто бедного крохотного гимназистика педагогическими мерами до самоубийства довёл…»

. После этой «оговорки» становится понятно, что речь идёт о полицейском преследовании учащейся молодёжи.

К «эзопову языку» следует отнести выбор маски «благонамеренного повествователя», от лица которого ведётся рассказ. В сказке «Дурак» подробно описываются благородные и великодушные поступки Иванушки, но называются «дурацкими». Таким образом, рассказчик как бы присоединяется к господствующей морали, но наивно живописует достойные «подвиги дурачка».

К «эзоповой» манере принадлежит и «фигура умолчания» — нарочитый пропуск слов или целого куска текста, который легко додумывается читателем. Так, например, сатирик никогда не скажет, что человека сослали на каторгу за его революционную деятельность. Он просто прозрачно намекнет, что человек отправился туда, куда Макар телят не гонял, и читателю все становится понятно.

«Эзопова» манера проявляется в том, что писатель доводит фантастику в сказке до абсурда. Например, один из генералов в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» был учителем каллиграфии в школе кантонистов. Иными словами, он преподавал искусство писать чётким и красивым почерком в особой низшей школе для солдатских детей. Здесь сразу возникает два вопроса: зачем солдатским детям каллиграфия и разве это соответствует генеральскому чину — работать учителем в солдатской школе? Автор не стремится объяснить этот абсурд, но читатель понимает, что генералы — бесполезные «небокоптители», которые ничего не умеют делать, потому что всю жизнь занимались непонятно чем.

Таким образом, «эзопов язык» позволяет подойти к изображаемому предмету с неожиданной стороны и остроумно представить его, а непривычные черты и краски помогают создать запоминающиеся образы.

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры — в образах хищников. Символом крестьянской России является образ Коняги — из одноименной сказки. Коняга — крестьянин, труженик, источник жизни для всех. Благодаря ему растет хлеб на необъятных полях России, но сам он не имеет права есть этот хлеб. Его удел — вечный каторжный труд. «Нет конца работе! Работой исчерпывается весь смысл его существования…» — восклицает сатирик. До предела замучен и забит Коняга, но только он один способен освободить родную страну. «Из века в век цепенеет грозная неподвижная громада полей, словно силу сказочную в плену у себя сторожит. Кто освободит эту силу из плена? Кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге»… Эта сказка — гимн трудовому народу России, и не случайно она имела такое большое влияние на современную Щедрину демократическую литературу. Обобщенный образ труженика — кормильца России, которого мучают сонмища паразитов-угнетателей, — есть и в самых ранних сказках Щедрина: «Как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик». «А я, коли видели: висит человек снаружи дома, в ящике на веревке, и стену краской мажет, или по крыше, словно муха, ходит — это он самый я и есть!» — говорит генералам спаситель-мужик. Щедрин горько смеется над тем, что мужик по приказу генералов сам вьет веревку, которой они его затем связывают. Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем иные краски. Они «ничего не понимают», они грязны физически и духовно, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи. В сказке «Дикий помещик» Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе «освобождения» крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дво-рян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства: «Скотинка на водопой выйдет — помещик кричит: моя вода! курица за околицу выбредет — помещик кричит: моя земля! И земля, и вода, и воздух — все его стало! Лучины не стало мужику в светец зажечь, прута не стало, чем избу вымести. Вот и взмолились крестьяне всем миром к господу богу: — Господи! легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» Этот помещик, как и генералы из сказки о двух генералах, не имел никакого представления о труде. Брошенный своими крестьянами, он сразу превращается в грязное и дикое животное. Он становится лесным хищником. И жизнь эта, в сущности, — продолжение его предыдущего хищнического существования. Внешний человеческий облик дикий помещик, как и генералы, приобретает снова лишь после того, как возвращаются его крестьяне. Ругая дикого помещика за глупость, исправник говорит ему, что без мужицких «податей и повинностей» государство «существовать не может», что без мужиков все умрут с голоду, «на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя» да и денег у господ не будет. Народ — созидатель богатства, а правящие классы лишь потребители этого богатства. Ворон-челобитчик обращается по очереди ко всем высшим властям своего государства, умоляя улучшить невыносимую жизнь ворон-мужиков, но в ответ слышит лишь «жестокие слова» о том, что сделать они ничего не могут, ибо при существующем строе закон на стороне сильного. «Кто одолеет, тот и прав», — наставляет ястреб. «Посмотри кругом — везде рознь, везде свара», — вторит ему коршун. Таково «нормальное» состояние собственнического общества. И хотя «воронье живет обществом, как настоящие мужики», оно бессильно в этом мире хаоса и хищничества. Мужики беззащитны. «Со всех сторон в них всяко палят. То железная дорога стрельнет, то машина новая, то неурожай, то побор новый. А они только знай перевертываются. Каким таким манером случилось, что Губошлепов дорогу заполучил, у них после того по гривне в кошеле убавилось — разве темный человек может это понять. » Коршун из сказки «Ворон-челобитчик» хотя был жестоким хищником, но он говорил ворону правду о звериных* законах окружающего их мира. Карась из сказки «Карась-идеалист» не лицемер, он по-на-стоящему благороден, чист душой. Его идеи социалиста заслуживают глубокого уважения, но методы их осуществления наивны и смешны. Щедрин, будучи сам социалистом по убеждению, не принимал теории социалистов-утопистов, считал ее плодом идеалистического взгляда на социальную действительность, на исторический процесс. «Не верю… чтобы борьба и свара были нормальным законом, под влиянием которого будто бы суждено развиваться всему живущему на земле. Верю в бескровное преуспеяние, верю в гармонию…» — разглагольствовал карась. Кончилось тем, что его проглотила щука, и проглотила машинально: ее поразили нелепость и странность этой проповеди.

В иных вариациях теория карася-идеалиста получила отражение в сказках «Самоотверженный заяц» и «Здравомысленный заяц». Здесь героями выступают не благородные идеалисты, а обыватели-трусы, надеющиеся на доброту хищников. Зайцы не сомневаются в праве волка и лисы лишить их жизни, они считают вполне естественным, что сильный поедает слабого, но надеются растрогать волчье сердце своей честностью и покорностью. «А может быть, волк меня… ха-ха… и помилует!» Хищники же остаются хищниками. Зайцев не спасает то, что они «революций не пущали, с оружием в руках не выходили». Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь — герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого «просвещенного, умеренно-либерального» труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы. Поэтому пескарь прожил до глубокой старости невредимым. Но какая это была унизительная жизнь! Она вся состояла из непрерывного дрожания за свою шкуру. «Он жил и дрожал — только и всего». Эта сказка, написанная в годы политической реакции в России, без промаха била по либералам, пресмыкающимся перед правительством из-за собственной шкуры, по обывателям, прятавшимся в своих норах от общественной борьбы. На многие годы запали в душу мыслящих людей России страстные слова великого демократа: «Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари». Таких «пескарей»-обывателей Щедрин показал и в романе «Современная идиллия». Топтыгины из сказки «Медведь на воеводстве», посланные львом на воеводство, целью своего правления ставили как можно больше совершать «кровопролитий». Этим они вызвали гнев народа, и их постигла «участь всех пушных зверей» — они были убиты восставшими. Такую же смерть от народа принял и волк из сказки «Бедный волк», который тоже «день и ночь разбойничал». В сказке «Орел-меценат» дана уничтожающая пародия на царя и правящие классы. Орел — враг науки, искусства, защитник тьмы и невежества. Он уничтожил соловья за его вольные песни, грамотея дятла «нарядил… в кандалы и заточил в дупло навечно», разорил дотла ворон-мужиков. Кончилось тем, что вороны взбунтовались, «снялись всем стадом с места и полетели», оставив орла умирать голодной смертью. «Сие да послужит орлам уроком!» — многозначительно заключает сказку сатирик. Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и многим переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политическое содержание сказок Щедрина. Перенесение человеческих черт — и психологических и политических, на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности. Фантастика щедринских сказок реальна, несет в себе обобщенное политическое содержание. Орлы «хищны, плотоядны…». Живут «в отчуждении, в неприступных местах, хлебосольством не занимаются, но разбойничают» — так говорится в сказке об орле-меденате. И это сразу рисует типические обстоятельства жизни царственного орла и дает понять, что речь идет совсем не о птицах. И далее, сочетая обстановку птичьего мира с делами отнюдь не птичьими, Щедрин достигает высокого политического пафоса и едкой иронии. Также построена сказка о Топтыгиных, пришедших в лес «внутренних супостатов усмирять». Не затемняют политического смысла зачины и концовки, взятые из волшебных народных сказок, образ Бабы-Яги, Лешего. Они только создают комический эффект. Несоответствие формы и содержания способствует здесь резкому обнажению свойств типа или обстоятельства. Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности. Такова, например, сказка «Соседи». Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки («Не давши слова — крепись, а давши — держись!», «Двух смертей не бывать, одной не миновать», «Уши выше лба не растут», «Моя изба с краю», «Простота хуже воровства»). Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, злобную реакционерку во-блушку, ханжу попа, беспутную канарейку, трусливого зайца и т. п.

Читайте также: