Семилучевые височные кольца являются приметой союза племен

Обновлено: 19.05.2024

Лучевые височные кольца – этнокультурный индикатор радимичей, северян, вятичей.

П ривычные височные кольца вятичей- с семью секировидными лопастями. На пдлоскости изображаются два животных- иногда и птицы.

Встречаются и височные кольца с подвесками на цепочках,казалось бы , отодящих от принятого канона.

Височные кольца вятичей Височные кольца вятичей

Лучевые височные кольца вятичей. Как видно, данные височные кольца имели отверстия для подвесок. Интересно число отверстий для подвесок -11.

Височное кольцо, найденное в Чехии Височное кольцо, найденное в Чехии

В Чехии,кроме обычных "Кудрявых" височных колец, найдены и подобные произведения ювелирного искусства. Число подвесок-четное, 8.

Височное кольцо Чехии. Четное чисор подвесок-8 Височное кольцо Чехии. Четное чисор подвесок-8 Височное кольцо, Скифская культура Височное кольцо, Скифская культура

На фото сверху, скифское височное кольцо, как видно-сюжет подобен височным кольцам вятичей, две птицы в центре изображения. Это прекрасное произведение. украшенное зернью и полудрагоценными камнями.

Ранее, индоевропейские височные кольца были очень простыми- пружинка в одиноборот, так называемые дольчатые височные кольца, распостраненные от Микен и Крита, до Урала и Дании.

Скифы передали традицию не только славянам, но след остался в Средней Азии и на Кавказе.

В Средней Азии, в эпоху Саманидов, появляются опять подобные украшения. Саманиды ведут свой род от шахиншаха Ирана Бахрама Чубина . В Таджикистане и Самарканде до сих пор бытуют семилучевые височные кольца в технике филиграни. ( Шинаков Е.А., Чубур А.А.* Меж Моравией и Мавераннахром: вновь о происхождении лучевых височных колец и гетерогенности русской культуры )

Многолучевые височные кольца из 3-5 литых пирамидок псевдозерни, прикрепленных к обручу снаружи и изнутри, встречены в Посемье и на большой излучине Оки .

Кривичи

Смоленско-полоцкие племена изготавливали браслетообразные украшения. Височные кольца кривичи прикрепляли с помощью кожаных ремешков к головному убору, сделанному из бересты или плотной ткани. У каждого виска было 2-6 украшений. В XI-XII веках смоленско-полоцкие кривичи носили кольца с двумя завязанными концами, а чуть позже – с одним. В верховьях Клязьмы и Истры обнаружено множество колец в форме буквы S.

височные кольца радимичей

У псковских кривичей также были распространены браслетообразные кольца, но крестообразные и загнутоконечные. В некоторых случаях женщины подвешивали к ним бубенчики или трапециевидные подвески на цепочках.

Семилучевые изделия

Украшения, ставшие прототипами семилучевых и семилопастных височных колец, были распространены у вятичей и радимичей. В их числе изделия Зарайского клада IX века. Среди найденных украшений встречаются пятилучевые с тремя шариками на лучах и семилучевые с одним шариком. К данной группе принадлежат украшения из Полтавского клада IX века. Близкими к зарайским височным кольцам считают украшения с семью лучами, найденные в Новотроицком городище. Считается, что они копируют изделия из Подунавья.

височные кольца кривичей

Семилучевое украшение городища Хотомель относится в VIII-IX векам. Украшения такого же вида обнаружены на городищах Горналь (раменская культура), борщевской культуры, в Кветуни, на поселениях под Смоленском и в Верхнем Поочье.

Колты

В сельской местности, за исключением отдельных территорий, бусинные кольца обнаруживаются редко. Они были распространены преимущественно среди горожанок. Ленты с трехбусинными кольцами, как правило, завершались связкой из двух-трех таких украшений или утяжеленной подвеской. В первой половине XII века в качестве последней выступал звездчатый колт. Дужка кольца была широкой. Во второй половине XII столетия вместо уплощенного верхнего луча появился лунничный элемент с узкой дужкой.

 височные кольца славян фото

С течением времени размер колта уменьшался. Сканно-зернистые лучевые изделия стали шедеврами древнерусских ювелирных мастеров. Высшая знать носила лунничные полые подвески. Они изготавливались из золота и украшались эмалевыми рисунками с обеих сторон. Выполняли такие колты и из серебра. Их украшали чернью. Как правило, изображали русалок с одной стороны и турьи рога – с другой. Подобные орнаменты присутствовали и на других ювелирных изделиях, описанных в работе В. Коршуна. Рыбаков считает, что эти изображения символизировали плодородие.

Луничные колты носили, как правило, на цепочке, которая прикреплялась в районе виска к головному убору. Со второй половины XII века начали изготавливать полые эмалевые колты из меди. Их украшали рисунками и позолотой. Эти подвески были дешевле, чем украшения из драгметаллов. Соответственно, медные изделия получили большее распространение. Еще дешевле были колты, изготовленные из оловянисто-свинцовых сплавов. Они были распространены до XIV столетия.

Эпоха ювелирного искусства древних славян закончилась после установления татаро-монгольского ига. С нашествием кочевников исчезла технология, восстановить которую удалось только спустя несколько сотен лет.

Похожая примета

В 1900-1800 г.до.н.э. по всей Греции начала распространяться новая керамика с характерными особенностями, известные как серые "миньянские" изделия. Название предложил Шлиман, который впервые наткнулся на нее во время раскопок в Орхомене. Он назвал ее в честь миньянского племени, которое, согласно легенде, связано с этим городом. Название оказалось неудачным, поскольку на самом деле это племя никак не ассоциируется с происхождением керамики

Миньянскую керамику легко отличить от всех других серых изделий благодаря превосходному качеству и весьма специфической технике отделки. Это серая или черненая керамика,и керамика подобного типа производилась и производится в России сейчас, это черненая керамика. Ей пользовались и изготовляли народы начиная с катакомбной культуры.

Скорее всего, как утверждает Тейлор , ее принесли в Грецию представители одного из кочевых племен. В форме ваз видно сходство с металлическими изделиями по мнению Тэйлора. Носители этой культуры пришли с востока, пройдя через северное анатолийское плато в Трою. Действительно, микенская керамика в некотором роде похожа на серые изделия с северо-востока Ирана.

Носители этой культуры употребляли в быту своеобразные кольца,называемые височные дольчатые кольца-количество долей от двух до шести.Височные кольца делались по материалам находок,из золота и серебра.Интересно показать двудольчатое кольцо из Клада Шлимана Каталог инвентарный номер Аар132,Бз50,П92 F6014 и Аар 133 Бз49,П91 А 6015..

Дольчатые кольца Трои, ГМИИ им.Пушкина. Дольчатые кольца Трои, ГМИИ им.Пушкина.

Теперь обратимся к находкам Абашевской и Андроновской культуры.Они сложилась в лесостепной зоне Восточной Европы памятники которой находят от левобережья Днепра на западе до р.Тобол. Датируется началом серединой 2тыс. до н.э.Так же отличительной чертой можно увидеть применение в отделке сосудов узора "меандр",а так же двудольные височные золотые кольца.На Урале,в торфяниках найдены деревянные ковши с фигурой лебедя. похожие на хрустальный кубок из Микен того же времени(фото внизу).По материалам археологических раскопок, а так же по изображениям колесниц на сосудах,видно, что люди этой культуры разводили лошадей и использовали колесницы.

Височные кольца, Аркаим Височные кольца, Аркаим Аркаим,височные кольца Аркаим,височные кольца

Как видно,дольчатые кольца использовали и в Аркаиме. и они, вне всякого сомнения инлдоевропейские,судя по реконструкциям черепов, и дольчатые височные кольца-несомненный признак данной культуры.

Эти культуры сменеяются скифской и сарматской, но височные кольца оствались идентичными по форме, что является несомненным признаком идентичности культуры. Да, могли добавлятся другие племена, ено культура оствалась неизменной, индоевропейской.

вверху височные кольца скифов. вверху височные кольца скифов. височные кольца скифов кубани височные кольца скифов кубани

Височные кольца вообще считаются типично славянским украшением, но они встречаются среди сарматских кладов, а самые древние относятся к эпохе бронзы- 2 тыс. до н. э.

В последнее время и историки и археологи находят схожести в славянской и скифской культуре. Манера одеваться, головные уборы, всевозможные привески и даже внешность. Они имели светлую кожу и русые волосы, это были красивые и стройные люди. Россия является колыбелью многих кочевых народов, все они прошли и жили в Донских степях и именно благодаря им развивались и генетически крепли местные племена. Почему с древности женщины так любят украшать себя привесками, бусами, ожерельями, серёжками и даже височными кольцами. Что же представляют из себя височные кольца ? Для чего они нужны и какой имеют практический смысл?
Височные кольца (усерязи, от слова ухо) это и украшения и обереги, крепились к шапке или к волосам, прикрывая висок. Известны ещё в кобанской и скифской культуре. Возможно изначально молодые скифские и сарматские женщины - воины таким образом прикрывали ухо и висок от вражеских стрел.

Украшения северян

В качестве этнографического признака этих славян выступают спиральные фигурные изделия IX-XII вв. Женщины носили по 2-4 штуки с обеих сторон. Этот вид украшений произошел от спиральных изделий, распространенных в VI-VII вв. на левобережье Днепра. Для более ранних культур характерны лучевые литые ложнозерненные украшения VIII-XIII веков. Они представлены в виде поздних копий дорогих изделий. Кольца XI-XIII вв. отличает небрежность изготовления.

Бусинные ювелирные изделия

Они также относятся к ленточным украшениям. Бусинными кольца назывались потому, что на проволоку пронизывали небольшие бусины. Чтобы элементы не перемещались, их фиксировали обмоткой из тонкой проволоки. Среди бусинных колец выделяют следующие разновидности:

  • Гладкие. В эту группу входят кольца с бусинами одинакового и разного размера. Первые были распространены в X-XIII веках, вторые – в XI-XIV вв.
  • Ложчатые.
  • Гладкие со сканью.
  • Мелкозерненые.
  • Крупнозерненые.
  • Ажурно-филигранные.
  • Зернено-филигранные.
  • Комбинированные.
  • Узелковые.
  • Полихромные с бусинами из камня, пасты, янтаря, стекла.

Филипповские курганы

Своего рода связующим звеном между Западом и Востоком, Причерноморьем и Сибирью явились Филипповские курганы, соору¬женные в центре степного кочевого мира, в междуречье Волги и Урала. Курганы расположены в открытой степи на левом берегу р. Урал близ впадения в него р. Илек, в 100 км к западу от г. Оренбурга. Могильник насчитывал двадцать пять земляных курганов различных размеров, высотой от полуметра до семи метров.

Височное кольцо скифов из Филипповского кургана,4 в.до н.э. Височное кольцо скифов из Филипповского кургана,4 в.до н.э. височные кольца скифов височные кольца скифов

На женщину "одеты" украшения,найденные вместе с останками.Обращают на себя внимание височные кольца,непременный атрибут женского убранства женщин русов с древнейших времен.Встречаются в раскопках от Малой Азии и до Северного Китая и служат верным признаком русов,как обитателей места раскопок.

Погребение сарматской жрицы в кургане у кубанского хутора Песчаный .

Летом 1979 года краснодарский археолог А.М. Ждановский проводил раскопки кургана в Тбилисском районе Краснодарского края, расположенного в междуречье рек Кубани и Лабы в 5 километрах на юго-запад от хутора Песчаного.

Погребенная в этом кургане пожилая женщина лежала на спине в прямоугольной яме, головой на юго-восток, с согнутой в локте левой рукой и подогнутыми коленями.

Ее погребальный костюм состоял из покрывала, платья с рукавами, вероятно шароваров и мягких кожаных туфелек, все детали одежды были богато декорированы золотыми украшениями.

На голове женщины лежала античная золотая фибула-брошь с изображением богини Ники; у нижней челюсти и под головой были найдены височные кольца. И височные кольца и брошь были частью головного убора. Брошь греческой работы была налобным украшением и удерживала на голове златотканую накидку.

На шее находилось драгоценное полихромное ожерелье, изготовленное из золота, агатов и других камней, в лучших античных традициях.

На груди были найдены десять округлых золотых бусин, вероятно, они были нашиты на платье или поясе. На руках женщины были браслеты из золотой проволоки, а также браслеты из украшений зернью, и стеклянных бус.

Рукава платья были богато расшиты золотыми нашивными бляшками - у каждой руки было найдено около 200 таких бляшек. Также был расшит и нижний край одежды - здесь было расчищено более 230 золотых бляшек.

Украшениями обуви, возможно, являлись шесть мелких стилизованных фигурок лошадей с колокольчиками-подвесочками у головы. Когда их владелица она шла, они тихонько звенели.

Под кистью правой руки стояла неглубокая серебряная чашечка с округлым дном, гладкой поверхностью и двумя бороздками на ободке. Справа, недалеко от голени, было найдено бронзовое литое зеркало с короткой боковой ручкой-штырем, с валиком по краю, в центре на оборотной стороне с остатками деревянного футляра; железный нож лежал на зеркале; серебряная ложка с тонкой ручкой, заканчивающейся головкой хищника; небольшой горшочек из черной глины, внутри которого лежал обрывок железной цепи и серебряная чаша с вертикальными желобками и розеткой на дне.

на висках манекена видны золотые височные дольчатые кольца, несомненный признак индоевропейцев с 2 тыс.до.н.э. на висках манекена видны золотые височные дольчатые кольца, несомненный признак индоевропейцев с 2 тыс.до.н.э.

Праве этих предметов лежали: большой литой бронзовый котел с двумя ручками и фигуркой оленя на венчике, бронзовая крышка сосуда, а в ней - небольшой бронзовый литой котел с одной вертикальной ручкой, носиком-сливом и головкой быка на краю. Здесь же лежал железный ритуальный жезл с навершием, украшенным четырьмя протомами оленей.

Часть предметов из погребения имеет явно ритуально-магическое значение: зеркало, жезл с навершием, серебряная ложечка с головой хищника на ручке, сосуд с обрывом железной цепи, вероятно, бронзовые котлы. Все вышеуказанное позволяет сделать вывод о высоком социальном ранге погребенной, выполнявшей, очевидно, жреческие функции.

Рисунок 1. Жезлы и треножники:

2 — Песчаный, погребение сарматской жрицы (Шевченко Н.Ф. «Сарматские жрицы», или еще раз к вопросу о материнском роде у сарматов «Вестник древней истории». 2006, No 1, стр. 141-154.)

Новгородские славяне

Они изготавливали щитковые кольца. К наиболее ранним изделиям относят кольцо размером 9-11 см с четкими ромбическими щитками. Внутри них был пунктиром изображен крест в ромбе. Конец креста оформлен тремя кружками. Концы кольца завязывались, или на одном из них делали щиток. Этот тип украшений называется классическим ромбощитковым. Такие изделия были распространены в X-XII вв. Чуть позже стали наносить рисунок креста в ромбе с четырьмя кружками.

Со временем щитки стали делать сглаженными, а впоследствии – овальными. Существенно уменьшился диаметр колец. В XII-XIII вв. стали делать втульчатоконечные изделия, украшенные продольным ребром или выпуклинами. В XIII-XV веках популярными стали височные кольца, выполненные в форме перевернутого вопросительного знака.

Похожая примета

Височные кольца, фото которых представлены в статье - украшения славянских женщин, закреплявшиеся, как правило, у висков. Их изготавливали из золота, серебра, бронзы. Височные кольца славяне носили по одному или по несколько пар сразу. У разных племен украшения были разной формы. Кольца прикрепляли к головному убору с помощью лент или ремешков.

Противоречия исследователей

Т. В. Равдина отмечает, что район, в котором было обнаружено самое большое количество сложных височных колец, вятичи не населяли. Это подтверждается сведениями из летописей. В верховьях Оки найдено довольно мало таких украшений. Соответственно, перед исследователями встал вопрос: можно ли считать эти изделия атрибутом вятичей?

Надо сказать, что древнейший тип семилопастных украшений часто обнаруживается на территории радимичей. Височные кольца этого типа, по мнению Рыбакова, попали к ним волгодонским путем. Такие изделия были распространены на земле вятичей и радимичей достаточно долго – до XIII в. От них пошли радимичские семилучевые височные украшения X-XI веков и вятичские семилопастные кольца XII века. Они использовались вплоть до монгольского нашествия.

височные кольца фото

В основе изделия использовалось кольцо, нижняя часть которого украшена зубчиками, торчащими внутрь. Наружу выходят длинные треугольные лучики, которые часто украшали зернью. Эти изделия, попавшие впервые к восточным славянам, не считались племенным признаком. Однако по прошествии времени они хорошо закрепились на территориях, населенных вятичами и радимичами. В IX-XI веках именно эти кольца стали признаком племенных групп. Семилучевые кольца укрепляли на вертикальной ленте, которую пришивали к головному убору. Такие наборы украшений именуются ленточными.

Похожая примета

Отписаться можно в любой момент.

Женщина вятичей в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковтя, конец XI века - XII век.

Женщина вятичей в ленточном уборе с височными кольцами. По материалам курганов вятичей из Подмосковтя, конец XI века - XII век.
Существует много версий появления древних женских височных украшений. По одной из них, самым древним женскими головными украшениями были цветы. Из них плели венки, вплетали в косы. Выйдя замуж, славянская женщина убирала волосы под головной убор. В качестве имитации цветов и появились носимые около уха украшения. По всей видимости, эти украшения имели древнее название «усерязь» (от слова ухо), хотя наибольшую известность приобрели по кабинетному названию – «височные кольца».

По внешним и технологическим признакам височные кольца делятся на группы: проволочные, бусинные, в которой выделяется подгруппа ложнобусенные, щитковые, лучевые и лопастные.

Проволочные височные кольца.

Проволочные височные кольца.

Проволочные височные кольца.

Величина и форма проволочных колец служат признаком для выделения в них отделов: перстнеобразных, браслетообразных, среднего размера колец и фигурных. Среди первых трех отделов существует деление на типы: замкнутые (со спаянными концами), завязанные (варианты: с одним концом и двумя концами), простые несомкнутые (рис. 1); с заходящими концами (варианты: крестообразные, в полтора – два оборота (рис. 2), с перегибом; загнутоконечные; S-конечные (рис. 3); плоскоушковые; крюкоконечные; петлеконечные; втульчатые .

Самые малые из проволочных перстнеобразные либо нашивали на головной убор, или вплетали в волосы. Они были широко распространены в X-XIII вв. по всему славянскому миру и не могут служить ни этническим, ни хронологическим признаком. Однако, полуторооборотные замкнутые проволочные кольца свойственны для юго-западной группы славянских племен [8].

Бужане (волыняне), древляне, поляне, дреговичи.

Для них характерны проволочные перстнеобразные височные кольца диаметром 1 до 4 см. Наиболее частыми являются кольца с несомкнутыми и заходящими друг на друга концами и, как разновидность последних, полуторооборотные кольца. Гораздо реже попадаются кольца загнутоконечные и S-конечные, а также полихромные, однобусенные и трехбусенные зерненые кольца.

Проволочные височные кольца северных славян.

Проволочные височные кольца северных славян.

Этнографическим признаком северян являются проволочные фигурные спиральные кольца XI-XII вв., (рис. 4). Женщины носили их по два – четыре с каждой стороны [8]. Данный вид колец произошел от сприральных височных украшений, распространенных на левобережье Днепра в VI-VII вв., (рис. 5).

К наследию более ранних культур можно отнести встречающиеся на памятниках северян лучевые ложнозерненые литые височные кольца VIII-XIII вв., (рис. 6) Они представляют собой поздние копии дорогих ювелирных украшений. Кольца XI-XIII вв. отличаются небрежностью изготовления [2].

Лучевое ложнозерненое литое височное кольцо VIII-XIII вв., (рис. 6) / Браслетообразное проволочное височное кольцо, (рис. 7).

Лучевое ложнозерненое литое височное кольцо VIII-XIII вв., (рис. 6) / Браслетообразное проволочное височное кольцо, (рис. 7).

У смоленско-полоцких кривичей были браслетообразные проволочные височные кольца. Они крепились кожаными ремешками к изготовленному из бересты или ткани головному убору типа кички от двух до шести у каждого виска [8]. В основном это были кольца с двумя завязанными концами (XI – начале XII в.) и одним завязанным концом (XII-XIII вв.) [2]. В верховьях рек Истры и Клязьмы выявлен значительный процент встречаемости S-конечных колец (X-XII вв.), в то время как других регионах они встречаются достаточно редко, (рис. 7).

Трапециевидные привеска с циркульным орнаментом, (рис. 8) / Cерьга в виде перевернутого знака вопроса, (рис. 9)

Трапециевидные привеска с циркульным орнаментом, (рис. 8) / Cерьга в виде перевернутого знака вопроса, (рис. 9)

На этой территории встречаются браслетообразные проволочные височные кольца с заходящими концами крестообразные и загнутоконечные. Иногда к кольцам подвешивались на цепочках бубенчики с крестообразной прорезью (X-XI вв.) или трапециевидные (иногда подтреуголье) привески с циркульным орнаментом, (рис. 8).

Для словен новгородских характерны щитковые височные кольца . Наиболее ранним типом является кольцо диаметром 9-11 см с четко вырезанными ромбическими щитками, внутри которых пунктиром был изображен крест в ромбе. Окончания креста оформлялись тремя кружками. Оба конца кольца завязывались или один из них заканчивался щитком. Такой тип называется классическим ромбощитковым [8]. Он бытовал в XI – первой половине XII вв. Для конца XI-XII вв. характерен рисунок креста в ромбе и четырьмя кружками на поле. Со временем щитки становятся сглаженными, а затем и овальными. В орнаменте крест заменяют кружки или выпуклины. Уменьшается и размер колец. Характерными для конца XII-XIII вв. являются втульчатоконечные кольца, орнаментированные выпуклинами или продольным ребром [2]. Способ ношения этих колец аналогичен проволочным браслетообразным.

В XIII-XV вв. у словен новгородских широкое распространение получают серьги в виде перевернутого знака вопроса [8, 9], (рис. 9).

Анализируя символику этих типов височных колец Б.А. Рыбаков [7] пишет: «Круглая кольцевидная форма, позволяющая говорить о солярной символике, была у височных колец дреговичей, кривичей и словен новгородских. У словен большое проволочное кольцо расплющивалось в 3-4 местах в ромбические щитки, на которых гравировалась крестообразная фигура или квадратная "идеограмма нивы". В этом случае солнечный символ - круг - сочетался с символом земного плодородия».

Вятичи и Радимичи.

Лучевое височное кольцо VIII-X вв, (рис. 10) / Cемилопастные височные кольца XI - XIII вв., (рис. 11-12)

Лучевое височное кольцо VIII-X вв, (рис. 10) / Cемилопастные височные кольца XI - XIII вв., (рис. 11-12)

Лопастные и лучевые кольца.
Самые ранние лучевые кольца, (рис. 10), относятся к Роменской и Боршевской культурам VIII-X вв. [8]. Образцы XI-XIII вв. отличаются грубой выделкой [2]. Бытование древнейшего типа семилопастных колец относится к XI в., (рис. 11).

В своей работе Т.В. Равдина [4] отмечает, что «древнейшие семилопастные височные кольца размещены, за одним исключением, за пределами ареала классических семилопастных колец». В той же работе говорится так же, что «постепенного хронологического и морфологического перехода от древнейших семилопастных XI в. к семилопастным москворецким XII-XIII вв. нет». Однако находки последних десятилетий показывают, что это не совсем так. Например, несколько древнейших семилопастных колец найдено в Звенигородском районе Московской области [10]. По имеющимся у меня достоверным данным, фрагменты этого типа колец часто встречаются наряду с фрагментами, как его называют археологи, первого типа простого семилопастного кольца, (рис. 12), на поле, близ бывшего (почти полностью уничтожено оползнями в реку) городища Дуна (Тульская обл., Суворовский р-н).

Cемилопастные височные кольца XI - XII вв., (рис. 13-14)

Cемилопастные височные кольца XI - XII вв., (рис. 13-14)

По данным археологов этот тип бытовал на рубеже XI-XII вв., а стало быть, несмотря на отсутствие переходной формы, мог быть следующей ступенью развития семилопастного кольца [6]. Для данного типа характерны малые размеры, каплевидные, скругленные лопасти и отсутствие боковых колечек. В первой половине XII в. на кольцах появляются боковые колечки, заштрихованный орнамент, заходящий на каждую лопасть острыми кончиками, секировидная форма лопасти, (рис. 13).

В середине века существовало много переходных вариантов семилопастных колец. Например, бывают кольца: с боковыми колечками и каплевидными лопастями; с орнаментом и каплевидными лопастями; с секировидными лопастями, но с незаходящим на них орнаментом и т.д. Для поздних колец характерно наличие всех трех признаков, (рис. 14).

Развитие семилопастного кольца во второй половине XII-XIII вв. идет по пути увеличения размеров, а так же усложнения узоров и орнаментов. Существует несколько типов сложных колец конца XII – начала XIII вв., но все они достаточно редки. Количество лопастей может быть также три или пять, (рис. 15), однако их количество не влияет ни на типологию, ни на хронологию.'

Нельзя не обойти вниманием одну неувязку, отмеченную Т.В. Равдиной [5]. Дело в том, что район, где выявлено наибольшее количество поздних семилопастных колец, а именно Подмосковье, согласно летописям вятическим не был. Напротив, летописные вятические верховья Оки характеризуются небольшим количеством находок этого типа колец. Отсюда встает законный вопрос: правомерно ли считать поздние семилопастные кольца атрибутом племени вятичей?

Пятилопастное малое височное кольцо Вятичей XII - XIII вв., (рис. 15) / Семилопастное височное кольцо Радимичей XI - XII вв., (рис. 15)

Пятилопастное малое височное кольцо Вятичей XII - XIII вв., (рис. 15) / Семилопастное височное кольцо Радимичей XI - XII вв., (рис. 15)

Следует отметить, что древнейший тип семилопастных колец так же часто встречается на земле Радимичей и его определяют, как прототип семилучевых, (рис. 16), XI-XII вв. [4]. Подмечая этот факт, Б.А. Рыбаков [7] делает вывод, что данный «тип попал, очевидно, волго-донским путем в землю Вятичей и Радимичей, был хорошо воспринят местным населением и просуществовал, видоизменяясь, до XIII в., дав начало радимичским семилучевым височным кольцам X - XI вв. и вятическим семилопастным XII в., дожившим до татарского нашествия. В основе его кольцо, в нижней части которого торчат вовнутрь несколько зубчиков, а вовне - более длинные треугольные лучи, часто украшенные зернью. Связь с солнцем ощущается даже в научном наименовании их - "семилучевые". Впервые попавшие к восточным славянам кольца этого типа не были чьим-либо племенным признаком, но со временем закрепились в радимичско-вятических землях и стали в X - XI вв. таким признаком этих племен. Носили семилучевые кольца на вертикальной ленте, пришитой к головному убору». Подобные наборы украшений называются ленточными [1].

К ленточным относятся и украшения с бусинными височными кольцами . От перемещений насаженные на кольцо бусины фиксировались обмоткой тонкой проволокой. Эта обмотка создавала также интервалы между кольцами.

Бусинные височные кольца древних славян.

Бусинные височные кольца древних славян.

Бусинные височные кольца имеют разновидности [6]: гладкие, имеют варианты: кольца с бусинами одинакового размера, X - нач. XIII вв., (рис. 17), и кольца с бусинами разного размера, XI - XIV вв.; ложчатые XI-XII вв.; гладкие со сканью, (рис. 18); мелкозерненые (рис. 19); крупнозерненые XII-XIII вв.; ажурно-филигранные, (рис. 20); зернено-филигранные XII в., (рис. 21); узелковые XI в., (рис. 22); комбинированные, (рис. 23); полихромные X-XI вв., с бусиной из пасты, стекла, янтаря или камня .

Бусинные височные кольца в ленточном уборе. Жилина Н.В. Русский ювелирный убор, Родина №11-12, М., 2001

Бусинные височные кольца в ленточном уборе. Жилина Н.В. Русский ювелирный убор, Родина №11-12, М., 2001

Отдельно следует выделить височные кольца с бусинами сложной формы, украшенными сканью, (рис. 24). Данный тип, называемый Киевским был широко распространен в XII- первой половине XIII в. в княжествах, находившихся на территории современной Украины.

Звездчатые колты в уборе. Жилина Н.В. Русский ювелирный убор, Родина №11-12, М., 2001

Звездчатые колты в уборе. Жилина Н.В. Русский ювелирный убор, Родина №11-12, М., 2001

В сельской местности, кроме Суздальского ополья, бусинные кольца встречаются не часто, но они были широко распространены среди зажиточных горожанок. Ленты с набором трехбусинных колец обычно завершались связкой из двух-трех подобных колец или утяжеленной красивой привеской, (рис. 25).

С первой половины XII в. такой привеской стал звездчатый колт [5] с широкой дужкой и уплощенным верхним лучом, (рис. 26). Во второй половине столетия вместо верхнего луча появляется лунничная часть с узкой дужкой.

Лунничные золотые колты в уборе. Жилина Н.В. Русский ювелирный убор, Родина №11-12, М., 2001

Лунничные золотые колты в уборе. Жилина Н.В. Русский ювелирный убор, Родина №11-12, М., 2001

Со временем размеры колтов уменьшаются. Сканно-зернистые лучевые колты являлись подлинными шедеврами древнерусского ювелирного искусства. Украшением высшей знати были лунничные полые колты , выполненные из золота и украшенные с обеих сторон эмалевыми рисунками, (рис. 27, 28).

Дутый колт из серебра с чернью, (рис. 29). / Медные колты, (рис. 30-32).

Дутый колт из серебра с чернью, (рис. 29). / Медные колты, (рис. 30-32).

Существовали подобные колты и из серебра, (рис. 29). Они украшались чернью. Излюбленными мотивами были изображения русалок (сиринов) с одной стороны и турьих рогов со стилизованными семенами с другой. Близкие изображения можно встретить и на других украшениях, описанных в статье Василия Коршуна " Древнерусские привески и амулеты XI – XIII веков ". По мнению Б.А. Рыбакова подобные рисунки являли собой символы плодородья [7]. Лунничные колты обычно носились на цепочке, закрепленной к головному убору в районе виска.

Во второй половине XII в. стали появляться полые эмалевые лунничные колты, выполненные из меди. Они украшались позолотой и эмалевыми рисунками. Сюжеты рисунков были схожи с теми, что были на их «знатных» аналогах. Медные колты, естественно, были значительно дешевле, нежели колты из драгоценных металлов, и получили более широкое распространение, (рис. 30-32).

Колты из оловянисто-свинцовых сплавов, (рис. 33, 34)

Колты из оловянисто-свинцовых сплавов, (рис. 33, 34)

Автор: Василий Коршун.

ЛИТЕРАТУРА:
1. Жилина Н.В. «Русский ювелирный убор», Родина №11-12, М., 2001.
2. Левашева В.П. «Височные кольца, Очерки по истории русской деревни X-XIII вв.», М., 1967.
3. Недошивина Н.Г. «К вопросу о генетической связи радимичских и вятичских височных колец», Труды ГИМ. В. 51. М. 1980.
4. Равдина Т.В. «Древнейшие семилопастные височные кольца», 1975.СА. №3.
5. Равдина Т.В. «Семилопастные височные кольца», Проблемы советской археологии. 1978, М.
6. Равдина Т.В. «Типология и хронология лопастных височных колец», Славяне и Русь, М., 1968.
7. Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси», М., 1988.
8. Седов В.В. «Восточные славяне в VI-XIII вв.», Археология СССР, М., 1982.
9. Седова М.В. «Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв.)», М., 1981.
10. Станюкович А.К. и др., Работы Звенигородской экспедиции, АО 1999, М., 2001.
11. «Украшения из драгоценных металлов, сплавов, стекла, Древняя Русь. Быт и культура», Археология СССР, М., 1997.
12. Коршун В.Е. «Родная старина. Обретая утраченное», М., 2008.

История

Самые первые украшения были найдены в захоронениях унетицкой и катакомбной цивилизаций. Встречаются образцы и в погребениях Трои и Минкен эпохи бронзового века. На востоке украшения найдены в карасукских захоронениях. Более поздние находки относят к чернолесской культуре. Пик разнообразия височных колец приходится на период расцвета славянской культуры в эпоху Средневековья. По мнению некоторых исследователей, внешний вид украшений был придуман под влиянием арабской и византийской цивилизаций.

височные кольца

Славянские ювелирные изделия, в том числе и височные кольца, стали появляться в Скандинавии во второй половине X века. Они использовались в качестве средства платежа. Среди украшений, обнаруженных в хорватских захоронениях п-ва Истрия, большую часть составляли проволочные изделия небольшого размера. Концы украшений были завернуты в небольшие колечки-петли. Они служили для соединения элементов.

Семилопастные лучевые украшения

Признаком самых ранних образцов является их грубая выделка. Древнейшие типы семилопастных изделий относятся к XI веку. Т. В. Равдина отмечает, что эти изделия были распространены (за некоторым исключением) за пределами территории использования классических семилопастных украшений. Вместе с тем автор указывает на отсутствие постепенного морфологического перехода от древнейших изделий XI века к москворецким XII-XIII веков. Однако, как показывают находки нескольких последних лет, это не совсем верно.

семилопастные височные кольца

К примеру, несколько древнейших украшений обнаружены в Звенигородском р-не Московской обл. Их фрагменты часто встречаются на поле около бывшего городища Дуна в Тульской области. Археологи говорят о том, что этот тип украшений был распространен на рубеже XI-XII веков. Следовательно, несмотря на отсутствие постепенного перехода, он мог являться следующим уровнем развития семилопастных изделий.

Этот тип украшений отличается небольшим размером, скругленными каплевидными лопастями, отсутствием боковых колечек. Последние начинают появляться в первой половине XII в. вместе с заштрихованным орнаментом, заходящим на лопасти острыми кончиками. Сами концы приобретают секировидную форму.

Проволочные височные кольца славян: фото, типы

По величине и форме украшений определяется категория, к которой относится то или иное изделие: перстнеобразные, браслетообразные, среднего размера, фигурные. Внутри первых трех категорий существует разделение на типы:

  • Замкнутые (концы спаяны).
  • Завязанные (с одним или двумя концами).
  • Несомкнутые простые.
  • С заходящими концами (крестообразные, в 1,5-2 оборота).
  • Загнутоконечные.
  • Плоскоушковые.
  • Втульчатые.
  • Петлеконечные.

Самые небольшие перстнеобразные височные кольца нашивались на головной убор или вплетались в волосы. Такие украшения были распространены среди всех славянских племен, поэтому их нельзя считать ни хронологическим, ни этническим признаком. Полуторооборотные изделия, однако, изготавливались преимущественно юго-западными группами.

височные кольца дреговичей

Височные кольца дреговичей, полян, древлян, бужан были перстнеобразными. Их диаметр варьировался от 1 до 4 см. Наиболее популярными были украшения с несомкнутыми и нахлестывающимися друг на друга концами. Реже обнаруживаются S-конечные и загнутоконечные кольца, полихромные, трехбусенные и однобусенные изделия.

Развитие семилопастных украшений

В середине XII столетия существовало достаточно много переходных форм таких колец. К примеру, обнаружены изделия с каплевидными лопастями и боковыми колечками, с орнаментом, секировидными лопастями и не заходящим на них узором. Более поздние украшения имели все эти признаки. В XII-XIII вв. семилопастное кольцо становится больше, узоры и орнаменты усложняются. Найдено несколько типов таких украшений. Число лопастей варьировалось от 3 до 5 штук.

Читайте также: