Рыжая девушка на корабле примета
Обновлено: 21.11.2024
Наверное, только маленькие дети ни разу не слышали о суеверии, связанном с женским полом и водным транспортом. "Женщина на корабле - к несчастью" - так гласит древнее поверье. С чем это связано и какова история подобного суеверия?
Женщина на корабле: такая ли уж редкость?
Ни для кого не секрет, что на кораблях встречаются преимущественно мужчины. Конечно, в расчет не берутся пассажирские, экскурсионные суда, где гендерная принадлежность не столь важна, а соотношение полов и вовсе не очевидно. Но на кораблях торговых и военных (а еще нужно не забыть про пиратские!) женский пол действительно явление редкое, практически исключительное. Вряд ли можно вообразить себе женщину - капитана корабля (хотя в мире есть и несколько таких; о них разговор будет особый и немного позже) или боцмана в полосатой тельняшке. Это профессии все-таки сугубо мужские, требующие большей выдержки и выносливости, нежели присуща женщинам. Однако даже на подобных судах даме, как правило, находится место. Какая же может быть работа у женщины на корабле?
Корабельные обязанности слабого пола?
К капитанам кораблей в юбках мы еще вернемся, а пока поговорим о других специальностях, более подходящих женскому полу и способных пригодиться в море. Далеко ходить и долго думать не надо: разумеется, в первую очередь это корабельный кок! Или повар, говоря простым языком. Именно женщины в основном выполняют на судах обязанности кашевара - нет, конечно, встречаются среди них и мужчины, но женщин все-таки больше. Так повелось испокон веков, еще с древности, и даже в литературе полным-полно таких примеров.
Кем еще может работать на корабле женщина? Официанткой в ресторане, барменом, горничной, администратором, уборщицей - в общем, всем тем, что называют нынче "обслуживающий персонал". Устроиться на судно при этом не то чтобы очень легко - во-первых, нужно иметь соответствующий опыт работы на берегу, во-вторых, знать иностранный язык (преимущественно, конечно, английский), владеть стандартами обслуживания на международном уровне, обладать стрессоустойчивостью и доброжелательностью.
И такие серьезные требования предъявляют просто к коку или официантке - что уж говорить о женщине, решившей занять место на капитанском мостике. Ах да, ну и самое важное: надо очень любить море, чтобы связать с ним свою жизнь.
Кто придумал примету?
Никому достоверно не известно, с чьей легкой (а может, наоборот, тяжелой) руки стала гулять по миру шутливая примета про окаянный женский пол, который в море приносит лишь горе. О том, что женщина на корабле - плохая примета, не знает разве что ленивый, и суеверие это живет уже веками. Даже в нынешнем, таком прогрессивном столетии многие верят и подчиняются ему - и это при том, что женщины тем не менее постоянно выходят в море.
Однако к вопросу о том, оправдана ли данная примета, вернемся чуть позже. А пока стоит все-таки попробовать выяснить, какие события послужили толчком для подобной выдумки.
Примета о женщинах на корабле: что скрывалось за ней?
Как ни странно, но источник жизни данного суеверия существует отнюдь не в единственном экземпляре. Есть по меньшей мере пять различных версий того, почему же обрела жизнь примета о женщине на корабле. И все они имеют полное право на существование. Откуда именно "ноги растут" и "ветер дует", со стопроцентной вероятностью сказать нельзя - каждый выбирает наиболее предпочтительный и правдоподобный для себя вариант. А вдруг они все верны.
Британская предусмотрительность.
Английский язык - международный не только на суше. Морские волки тоже решают свои межгосударственные вопросы именно на нем. А на языке британцев корабль имеет несколько названий, причем любое из. них - женского рода. Именно как к женщине, she (то есть "она") испокон веков обращались к своему судну британские моряки. Они верили, что у каждого корабля есть собственная душа, и наделяли эту душу женским началом - ведь к женщинам всегда относятся со снисхождением: слабый пол на то и слабый, чтобы прощать его и помогать ему. А значит, морские духи и природные силы не тронут в случае чего корабль, где царит женская душа. По той же причине плавсредства называли женскими именами, их обихаживали, оберегали. И именно поэтому всячески препятствовали восхождению женщины на корабль: ведь они станут соперницами с душой корабля, соперницами за мужское внимание. Которое, разумеется, изначально направлено исключительно на корабль, но которое может ослабеть и переключиться на коварную разлучницу и соблазнительницу. Тогда начнется ревность со стороны корабельной женской души - и кто знает, какими бедами вся эта катавасия может обернуться. Поэтому женщин на корабль лучше не пускать - так рассуждали моряки стародавних времен. А если случалось так, что посторонняя красотка на судне все-таки оказывалась, и оно попадало при этом в шторм, бравые матросы могли и выбросить несчастную за борт, ведь давно всем известно, что лучшим способом задобрить природные силы является жертвоприношение. Кого же приносить в жертву еще, как не женщину?
А в Дании в середине шестнадцатого века, в соответствии с этим морским обычаем, вышел даже королевский указ, гласящий о категорическом запрете появления на любом судне дам и. свиней. Коли же такое все же произойдет - ослушавшихся следовало немедленно топить. Очевидно, так и поступали. В наше время хотя бы не топят - стали гуманнее, человечнее.
Потом в этих дискриминационных правилах наметились некоторые послабления, однако за женщинами на кораблях внимательно следили, ни в коем случае не допускали на капитанский мостик и категорически не слушали никаких женских советов. Арабские моряки к тому же, чувствуя, что женщина – это проблемы, брали с них двойную плату. В далекие времена моряки в пору бурь и гроз вообще могли решить, что лучший способ как-то умилостивить стихию – выбросить пассажирку за борт.
Однако между женщиной и водной стихией все же, видимо, существует некая мистическая связь. Наверное, начать здесь следует еще с отважных амазонок, которые осуществляли свои походы по Черному морю и покоряли прибрежные народы. Или со времен греко-персидских войн, когда, согласно Геродоту, в преддверии знаменитого морского сражения при Соломине на палубе флагманской греческой триеры внезапно возникла фигура женщины в ниспадающем белом одеянии, призвавшая оробевших при виде многочисленного неприятеля греков быть храбрыми и отважными.
На скалистом норвежском берегу стоит весьма необычный памятник: высокая женская фигура, бросающая цветы в море. И надпись: "Всем морякам, кто уже погиб или еще погибнет в море". О том, что женщины предчувствуют судьбу находящихся в море мужей и сыновей, разговор особый.
В России ситуация с женщинами на море была ничуть не лучше. Так, еще Петр I говаривал: «Женщинам во флоте не бывать». Лишь в октябре 1897 года в России был издан императорский указ «О допущении по вольному найму в учреждения Морского ведомства лиц женского пола к работе по счетной и письменной части». Однако до полноценной службы на флоте наравне с мужчинами тогда еще было далеко.
Кстати, несмотря на предубеждения против женщин на корабле, моряки во все времена охотно дозволяли некоторым из них проникнуть на свой корабль, а точнее – стать его частью. Речь идет о женских фигурах, издревле украшавших носы кораблей и, по древним поверьям, приносившим морякам удачу. Они верили, что прекрасные наяды, русалки и просто изящные красавицы, несущие парусник вперед, смогут умилостивить морских богов и уберечь их от врагов и шторма.
Благодаря женщинам-активисткам и многим другим борцам за равноправие сегодня мечту о службе на флоте могут осуществить многие девушки. Причем, им доступна не только должность кухарки, уборщицы или кока: женщины становятся капитанами дальнего плавания, командирами отделения морской пехоты, водолазами и т.д. А корабли во всем мире все так же называют женскими именами, ведь моряки знают: море благоволит не только отваге, но и красоте.
Похожая примета
Ещё никто в мире не смог «переплюнуть» морских «волков» по количеству легенд, ритуалов и суеверий… Ритуальные «танцы с бубном» начинались задолго до того, как корабль сходил со стапелей.
Морские поверья — не свисти, а то утонешь
Рыжие девственницы — зло!
Вот пример: ругающиеся, «как матросы» корабельные плотники вели себя подобно ученикам воскресной школы, когда работали или даже просто находились рядом с килем закладываемого судна.
Дурной приметой считалось, если первый удар корабельного мастера вдруг высекал искру — в будущем судно могло сгореть.
Если же при постройке даже случайно проливалась кровь, то судно получало ярлык « корабля смерти», и знающих моряков в его экипаж заманить уже было невозможно.
Ни в коем случае нельзя было менять конструкцию судна после окончания его постройки, что, кстати, актуально и сейчас — ведь всё уже рассчитано профессионалами и разного рода « здесь — отрезать, тут — добавить» может сильно навредить.
Поросята, зайцы, священники и рыжие девственницы на верфь не допускались. Насчёт поросят и зайцев трудно сказать, почему, а вот рыжие, считалось, обладали дурным глазом. Священники приходили только освящать готовый корабль, их более раннее появление могло привлечь нечистую силу к ещё беззащитному остову.
Когда-то давно викинги, строя дракары, приносили человеческие жертвы. Много позднее этот кровавый обычай стал более гуманным — в стенки и настил ходовой рубки закладывались всего лишь кости животных. Подходящим амулетом считались также ботинки или вещи, имеющие форму ботинка. К примеру, на голландском судне « Амстердам», затонувшем в 1748 году близ Гастингса ( графство Сассекс), в обшивке были обнаружены лошадиный череп и сапожная колодка. Эти предметы должны были ( хоть и не смогли) уберечь корабль от опасности.
На кораблях американского военного флота до сих пор отправляют новичков в самый глухой уголок трюма с наказом: отыскать и надраить до блеска якобы имеющуюся там золотую заклёпку. Этот обычай пошёл с тех времен, когда мастера « на счастье» закладывали золотые монеты в киль при постройке корабля. Ну, а что касается суеверий самих моряков…
« Сто грамм» для селёдки
Есть такой старый анекдот: попался рыбакам маленький карасик. Такой маленький, что отпустили они его на волю, но, предварительно нечаянно уронили в стакан с водкой. И тут как пошёл клёв — только успевай добычу вытаскивать. Лежат все эти пойманные рыбы на берегу, и одна другой говорит: «сволочь, этот карасик, наврал, что наливают и отпускают…».
Сей анекдот, как ни странно, имеет под собой историческую основу. Начиная, примерно, с XVI века ( и по наши дни) рыбаки из Сен-Мало, города, бывшего когда-то пиратской столицей Франции, первую, пойманную за сезон рыбину « напаивали» вином и отпускали в море. Считалось, что запах алкоголя привлечёт других рыб и заманит их в сети.
Но это одно из немногих суеверий, имеющее под собой, так сказать, меркантильную основу. Большинство же поверий и ритуалов существовало для того, чтобы оградить корабль и его команду от гибели. К примеру, англичане искренне считали, что любой упавший за борт деревянный предмет, будь то весло или пробка от бочки, является предвестником кораблекрушения. И единственный способ предотвратить беду — не мешкая выловить деревяшку из воды и убрать от борта подальше. Правда, были и исключения. Скажем, лучший способ вызова ветра — выкинуть старую корабельную швабру в море. Но если швабра упадёт за борт случайно — это очень плохая примета.
Если лишней швабры на судне нет, то достаточно просто побултыхать ей за бортом, а как только подует ветер — сразу убрать в трюм, чтобы не гневить зря морских богов.
Для вызова ветра есть и другие способы, например, нужно тихо посвистеть. Капитаны парусных судов, попав в штиль, начинали насвистывать, легонько постукивая или скребя мачту с той стороны, с которой необходим ветер. Французские моряки считают, что при этом ещё необходимо громко и выразительно ругаться. А вообще со свистом на море надо поосторожнее, а то можно и до бури досвистеться. У многих народов свист считается грехом, так как самыми отъявленными свистунами являются черти, а повелителей океанов этот звук только раздражает.
Если свист и поскребывание результатов не давали, то, стало быть, на борту судна находится грешник, которого необходимо « вычислить» и заставить покаяться. В эту примету верили даже пираты, имеющие, как мы понимаем, достаточно специфическое понятие о грехе. В любом случае, обнаруженный, но не желающий каяться грешник мог получить и ножом под ребра.
Ещё, чтобы вызвать попутный ветер, можно использовать заговор. Моряки наговаривают имена всех ветров, делая при этом насечки на небольшой палочке. Затем кормчий бросает эту палочку за спину в море, произнося при этом ласковые слова « нужному» ветру и всячески ругая « ненужный».
Если наоборот необходимо « отогнать» шторм в сторону, то капитан мог достать из ножен меч ( или морской кортик) и постучать им по борту с той стороны, с которой ожидался приход стихии. Но данное действие мог производить только капитан корабля.
Уникальный способ избавиться от противного ветра применяли моряки Индонезии. Поскольку боги ветров, в их представлении, являлись существами женского пола, со всеми свойственными дамам достоинствами и недостатками, индонезийские мореходы… раздевались догола и демонстрировали в полной мере свои достоинства встречному ветру. Застеснявшись подобного бесстыдства, леди-буря просто обязана была свернуть в сторону, либо поменять направление на попутное.
Большинство ритуалов исполнялось не только с целью сберечь собственную жизнь и судно, но и в качестве подстраховки собратьев-мореходов. К примеру, нельзя было переворачивать круглый хлеб, от которого уже отрезан ломоть — в этот момент может где-то опрокинуться корабль. Если стеклянная посуда вдруг зазвенит, её немедленно надо приглушить рукой. Это поверье пошло от мореплавателей Южной Америки, в их среде звон посуды считался погребальным, и его прекращение могло спасти тонущего где-то моряка.
Семьи британских рыбаков обязательно держали в домах чёрных кошек — считалось, что они способны « сохранять» хорошую погоду во время промысла. Близкие родственники французских рыбаков лепили кораблики из хлеба, чтобы те охраняли настоящие суда, ушедшие в открытый океан.
Жена, провожая мужа в море, должна обязательно погладить рукой воротник его форменной одежды — ради счастливого возвращения. Моряк мог и сам привлечь на свою сторону удачу, перед выходом из дома погладив лобок жены или подружки, — этот ритуал носит название « погладить булочку». А вот если датским « морским волкам» по пути к кораблю попадалась женщина в белом фартуке, то её необходимо было обойти далеко стороной, иначе гибель корабля неминуема.
Ну, и ни в коем случае нельзя показывать пальцем, как в открытом океане, куда бы то ни было, так и в порту, на корабли. Подобная небрежность сулит множество всяких неприятностей, вплоть до крушения судна.
Что же касается понедельников, пятниц и прочих « тринадцатых» чисел, то тут морской « кодекс суеверий» оставляет далеко за бортом все приметы « сухопутных крыс». Для примера, испанцы до сих пор пятницу считают самым счастливым днём для выхода в море, ведь именно в этот день недели началась экспедиция Христофора Колумба. А французские и английские мореплаватели всячески избегают пятницы, первые понедельники августа, а также даты 2 февраля и 31 декабря. Все потому, что когда-то в эти дни происходили серьёзные кораблекрушения.
Скандинавы никогда не начинали постройку судна в четверг, так как это день Тора — господина бурь и бога грома и штормов. Злосчастная пятница также у викингов не котировалась — этот день принадлежал богине Фригг, знающей всё заранее, способной, но не желающей предотвращать беды, что морякам было крайне неприятно.
Самый показательный случай « пятничного» суеверия произошёл со шхуной « Томас Лоусон» в 1907 году. В считанные часы этот огромный, семимачтовый корабль, шедший в сторону Ла-Манша, превратился в бесформенный кусок железа, случайно « повстречавшись» с прибрежными скалами острова Аннет. Мало того, что катастрофа произошла в пятницу 13 декабря, так и само имя корабля уже сулило беду. Ведь Томас Лоусон — автор хорошо всем известной книги « Пятница тринадцатое»…
Похожая примета
Сейчас женщина в экипаже корабля - дело не редкое. Есть даже множество женщин-капитанов. А о пассажирках всевозможных лайнеров и паромов и вовсе говорить не приходится. Никто уже не считает, что дама на судне приносит беду, и что пускать ее на корабль категорически нельзя.
Однако так было не всегда. Отношение к прекрасному полу на корабле, изменилось лишь к концу XIX века. До этого считалось, что ступившая на палубу любого корабля женская ножка, неминуемо приведет к беде. Их даже старались не брать в качестве пассажиров, а чтобы взять в команду, и вовсе не могло быть и речи
Конечно история знает исключения и из этого правила. Например знаменитые пиратки Мэри Рид и Энн Бони. Своим присутствием они доказали конечно что примета не работает, ведь хоть и закончила их команда плохо, но как раз таки не по их вине, а по вине мужчин. Но правда в том, что Мэри и Энн находились на корабле в мужской одежде и под видом мужчин. Никто из членов команды не знал их секрет. А еси бы знал, допустили бы на борт?
В эпоху когда корабли еще были парусными, а любой даже не очень дальний поход представлял реальную опасность и был предприятием не из легких, требуя от всех находящихся на борту огромной выдержки и выносливости, моряки были людьми особо суеверными. Эта суеверность в той или иной мере сохранилась и по сей день, но тогда, она была абсолютной и выходила за все рамки. Потому не удивительно, что морские волки относились ко всем приметам, в том числе и связанным с женщинами столь серьезно.
Однако как вообще это поверье появилось? Оказывается, что наверняка ответа не знает никто. Есть конечно несколько версий. Однако на мой взгляд, точный ответ находится где-то посредине и причиной служит обозначенное во всех версиях понемногу.
Конечно первый фактор - сугубо биологический. Находящиеся долгие месяцы без женской ласки в море мужчины, рано или поздно начали бы смотреть на свою пассажирку. ну как на женщину. Разумеется, это привело бы к выяснению отношений между моряками из-за прекрасной дамы и к общему снижению дисциплины. Наверняка капитанов такая перспектива не радовала. Возможно даже что прецеденты уже были, после которых люди и смекнули, что не к добру это - когда женщина поднимается на борт.
Другая причина этого морского суеверия кроется в особенностях английского языка. Известно, что у англичан слово ship (корабль) - женского рода, а соответственно, корабль - это женщина. Потому то их до поры до времени и называли только женскими именами.
А раз корабль - женщина, значит находящиеся на борту мужчины - её мужчины. Считалось, что женщина-корабль, будет ревновать своих мужчин к сопернице, а потому беде не миновать. Со временем, примета произошедшая из английского языка, перекочевала в другие флота.
Этой ревностью корабля к человеку, могли объяснить случаи, когда судно с пассажиркой женского пола оказывалось в неприятности. Разумеется, обвинялась во всем именно дама, а вера в примету только усиливалась.
В заключение стоит добавить, что не смотря на это, женщин очевидно все же на кораблях хоть и нехотя, но при необходимости, перевозили. Иначе как бы в Новом свете появились первые поселенки?
Похожая примета
Женщина на корабле, выход в море в пятницу и другие приметы…
Друзья! Как и многие яхтсмены, я в свое время увлеклась изучением морских примет, легенд и обрядов. Это действительно очень интересно, и я заметила, что многие моряки (наши знакомые, да и мы сами тоже не исключение) до сих пор соблюдают некоторые из этих поверий. Поэтому я решила поделиться с вами теми приметами и суевериями, которые просто показались мне наиболее актуальными в наше время. О каких-то вы наверняка уже слышали и тоже соблюдаете, а о каких-то узнаете впервые. В любом случае, прочитав эту статью, вы сможете лишний раз обновить свои познания в этой сфере и почерпнуть что-то новое для себя. Итак, приступим!
Женщина на корабле
Первый и самый распространенный миф среди моряков гласит, что женщина на корабле – к беде! Есть несколько объяснений такой приметы. В одном говорится, что корабль на английском языке женского рода и, мол, если женщина будет на корабле, то корабль будет ревновать. В другом говорится, что поскольку при длительном нахождении моряков вне суши плотские желания начинали преобладать над разумом, то женщина на корабле могла стать яблоком раздора и, дабы не допустить некие неприемлемые деяния, женщин просто не брали на борт, а моряки стоически пережидали разлуку в море среди себе подобных. Я склоняюсь больше ко второму варианту, а вы?
Сейчас же я знаю очень много женщин, которые путешествуют со своими мужьями по миру (одна из таковых я) и много женщин-капитанов, которые успешно справляются и управляют своими кораблями, знают порой даже больше, чем мужчины, и прекрасно себя чувствуют в морских просторах! Так что в нашу эпоху этот миф напрочь развенчан.
Бананы
Не только женщин не любили на борту судна, но и бананы. Моряки до сих пор считают, что бананы на борту предрекают неудачный улов. Мистика и небылицы, скажете вы! Однако и эту примету можно объяснить. Из собственного опыта многие знают, что даже зеленые бананы дозревают очень быстро. Что еще важнее, они ускоряют созревание фруктов и овощей, которые лежат по соседству с ними. А где быстрое созревание, там и быстрая порча. Чтобы предотвратить это, моряки старались как можно быстрее доставить бананы в конечную точку плавания. По этой причине капитан гнал судно, не делая остановок даже для того, чтобы выловить из моря рыбу.
Кошки
А вот кошки на кораблях всегда приветствовались, так как там, где есть кошка, нет грызунов (крыс). Правда со временем корабли стали строить из более надежных материалов, но любовь к животным у моряков не угасла. По сей день можно встретить людей, у которых на борту обязательно живет пушистый матрос!
Пятница или понедельник
Следующая примета касается пятницы. Считается, что выход в море в пятницу (день распятия Христа), особенно 13-го числа, несчастливый день. А вот на русском флоте считается, что сниматься с якоря в понедельник (особенного 13-го числа) сулит беду. Тут я не могу доказать или опровергнуть эти предубеждения. Мы не раз выходили в море и в пятницу, и в понедельник, и ничего страшного с нами не приключалось. Максимум могло не повезти с погодой, но не знаю, стоит ли это списывать на несчастливые дни недели…
Семь футов под килем
Часто мы желаем друг другу «семь футов под килем», но не каждый моряк знает, почему именно семь. Так вот, одна из версий гласит, что в древние времена моряков хоронили, привязывая камень к ногам и опуская в воду. Средний рост человека с веревкой и камнем составлял около 7 футов и, чтобы не тревожить души погибших, моряки старались проходить на своих судах в местах, где глубины были больше этих семи футов, тем самым не задев тело умершего соратника. В наше время иногда и семи футов маловато, т.к. некоторые яхты бывают с килем длиной более двух метров и могут задеть что-то на дне.
Разные глаза
Еще одно поверье о том, что моряк с разными глазами к несчастью. Тут могу сказать, что у нас за 5 лет нашего путешествия был всего один матрос с разными глазами (один зеленый, другой карий) и в период его присутствия на борту у нас сломалась якорная лебедка. Не знаю совпадение это или нет, но факт остается фактом.
Татуировки
Одни из самых древних морских суеверий связаны с татуировками. С помощью них моряки пытались снискать расположение богов и благополучно вернуться домой. Удачу приносили изображение моря (символ надежды), черной кошки, клевера с четырьмя лепестками, подковы и других символов. Чаще всего на тело наносились религиозные символы (распятия, изображения святых и прочие). У многих моряков были распространены татуировки с изображением звезды между указательным и большим пальцами рук. Также в американском ВМФ считается, что человек, на левой стопе которого изображены свинья и петух, никогда не утонет. Тут я ничего не могу сказать, так как у меня татуировок нет и не планируется, а тело кэпа свободно для творчества и в скором времени у него появится какая-нибудь символизирующая счастье и удачу тату. Вот тогда и проверим…
Серьга в ухе
Такое украшение, как серьга в ухе, по древнему поверью, оберегает от потери зрения и ревматизма, а в более позднее время ее начали вставлять моряки, прошедшие мимо мыса Горн. Мой кэп прошел мыс Горн еще в ранней юности в составе экипажа судна, шедшего в кругосветное плавание, так что серьга в ухе у него заслуженная!
Ветер
Чтобы вызвать ветер в штиль есть несколько вариантов действий. Мы используем два из них. Первый — это потереть мачту, призывая ветер. В оригинале надо царапать ее ножом, но нам жалко нашу мачту и от таких действий ветер может быть конечно и придет, а может быть и нет, но это точно ранит сердце моего капитана, который очень любит нашу яхту и переживает за любую царапину. Второй вариант – это "насвистеть ветер". Для этого надо сесть в том направлении, откуда вы хотите, чтобы ветер подул, и плавно и мелодично насвистывать приятные мелодии. Этот вариант мы используем редко, так как по некоторым приметам свист на корабле опасен и при «неправильном» насвистывании может призвать бурю и шторм. А некоторые наши друзья привязывают швабру к леерам на корме и опускают ее в воду. Она создает некоторое волнение и тем самым, по поверью, призывает попутный ветер. Мы с кэпом пока такой метод не пробовали, но все еще впереди…
Наши знакомые ребята используют одну веселую примету, которая зародилась еще у древних мореходов Индонезии. Они представляли "противный ветер" в виде разгневанной женщины-бури. Лучшим средством избавиться от ее козней считалось раздеться всем морякам догола. И тогда смущенная "ветреная дама" обязательно сворачивала в сторону. Прочитав об этом однажды, наши друзья решили применять это и в современное время. Не знаю, насколько это им помогает в смене направления ветра, но настроение окружающим поднимает точно!
Еще, чтобы успокоить бушующую стихию (Нептуна, Посейдона, Бога морей и т.д.) мы, как и многие другие моряки, выливаем рюмку алкоголя за борт с просьбой о благоприятной погоде. Помогает, конечно, не сразу, но зато в 75% случаев.
Амулеты на удачу
Для того, чтобы кораблю сопутствовала удача, многие прибивают к мачте или на дверь каюты капитана подкову. Чаще всего ее прибивают концами вниз, но у многих моряков я наблюдала ее прикрепленной концами вверх. На мой вопрос "Почему?", моряки отвечали, что так они не смогут «расплескать» удачу. А еще бывает, ее крепят боком (получается в форме буквы «С»). Такой вид крепежа чаще используют англоговорящие моряки, так как оно означает первую букву имени Христа (Christ). Какой из этих вариантов более правильный не знаю, но если вы верите в приносящую удачу подкову, то можете смело закрепить ее у себя на судне в любом приглянувшемся вам положении.
Мы также строго соблюдаем правило не спрашивать во сколько судно прибудет в пункт назначения. Вот каждый раз убеждаюсь, что стоит только спросить кэпа о предполагаемом времени прихода, как тут же все меняется (скисает ветер или наоборот, усиливается, или просто меняет свое направление).
Птицы
Каждый бывалый моряк – строгий противник убийства чаек и вообще всякой морской птицы. Это суеверие идет из далекого прошлого и является результатом веры в то, что душа погибшего моряка переселяется в морскую птицу. Мы птиц не обижаем и только любуемся их полетом, а иногда и работаем извозчиками, подбрасывая подсевших «безбилетников» к месту их дислокации. Так с нами путешествовал воробей из подмосковного Пирогово до самого Черного моря. Он мог улететь по своим делам во время нашей стоянки в яхт-клубах, но каждый раз возвращался обратно. Мы всегда его узнавали по нехарактерному воробьям пятнышку на животике, а к концу путешествия он уже ел у нас с рук. В Анапе он, видимо, нашел себе пару и покинул судно. Следующего такого «матроса» мы уже встретили во время перехода из Турции на Канарские острова. Он стоически просидел с нами весь переход по Ионическому морю от Греции до Италии, поедая сыр и хлебные крошки.
Крещение и название корабля
Также, мы и наши друзья, обязательно соблюдаем обряд «Винного крещения» – разбивание бутылки о форштевень (или якорь) спускаемого на воду корабля. Если бутылка не разбивается с первого раза или пролетает вообще мимо корпуса — это сулит несчастья кораблю, поэтому метимся мы все очень четко и сил при ударе не жалеем.
Говорят, что и переименовывать корабль, не сменив ему пол, плохая примета. У нас «Captain Nikos» в прошлом был женского рода по имени «Анастасия», но бывший хозяин сделал очень кардинальный ремонт внутри и снаружи и сменил название на нынешнее, дав таким образом судну мужской пол (можно сказать, что «родил» новую яхту). А первая наша яхта, наоборот, была мужского рода, и мы переименовали ее, дав ей женское имя. Не знаю, работает ли данная примета при смене имени корабля без изменения половой принадлежности, но есть еще одно поверье, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Мы в него верим и при выборе имени яхтам придерживаемся данного принципа.
Погода
Теперь немного о погоде. Это сейчас, в век высоких технологий, у нас есть куча разных гаджетов, приложений и программ, где можно посмотреть прогноз погоды и запланировать свой переход, а в древние времена таких благ цивилизации у моряков не было и многие придерживались примет относительно солнца, звезд и слов шаманов… Поскольку раньше корабли ходили только на парусном вооружении, то самая распространенная пословица была: "солнце красно по утру – моряку не по нутру (т.е. будет спокойная погода), солнце красно к вечеру – моряку бояться нечего (т.е. будет дуть ветер)". Сейчас мы сто раз подумаем насчет того, идти ли утром в море при красном закате накануне, ведь он может сулить не только приятный попутный ветер, но и шторм…
Святые
Ну и конечно же расскажу про святых, оберегающих всех моряков. Главным нашим покровителем является Николай Чудотворец. Он не только «защищает бедных и неимущих», но и может оказать помощь судам, терпящим бедствие, прекратить шторм, исцелить матроса, упавшего с мачты, и т.д. В народе его называют «скорый помощник» или Никола Морской. В «Устьянском правильнике» объясняется, что все святые, кроме Николы, могут оказывать помощь молящимся только с разрешения всевышнего. Покровителю же моряков «вперед Божья милость дарована», то есть в критической ситуации он может действовать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом. В морских условиях, когда порой была дорога каждая минута, такая помощь очень высоко ценилась.
У португальцев-католиков защитником моряков считается Святой Антоний. Моряки с благоговением относятся к нему, но вот с его образом в виде статуэтки обращаются довольно бесцеремонно. Во время бури ее привязывали к мачте, все туже и туже стягивая узлы, или опускали на веревке в море, или вовсе выбрасывали за борт, тем самым принося жертву.
Есть еще много разных суеверий, обрядов, примет и легенд, которые ходят среди моряков. Это загадочные русалки, огни святого Эльма, хвост акулы, прибитый к бушприту, кривоногий моряк, упавшее ведро или швабра за борт, плевок на палубу, присутствие на корабле девственниц и т.д., но их уже намного сложнее применить в реалиях нашей современной жизни.
Если вы знаете какие-то приметы или сами соблюдаете некоторые из них, пишите и мы с радостью их обсудим вместе!
Читайте также: