Ребенок спит с приоткрытыми глазами почему приметы

Обновлено: 19.05.2024

Возникновение загадочного ореола вокруг состояния сна человека во многом связано с возможностью развития необычных феноменов, для бодрствующего человека неприемлемых. Стоит ли бояться маленького лунатика или переживать за него?

Необычные феномены сна носят название парасомнии (от греч. para – нечто, находящееся около; от лат. somnus – сон). Они могут возникать при засыпании, в середине сна и при пробуждении. В современной международной классификации расстройств сна (2005) сохранилось 23 нозологии, относящиеся к этой категории.

Наибольший интерес для педиатров представляет группа парасомний, связанных с нарушением пробуждения: снохождение, ночные страхи, конфузионное пробуждение (синдром сонного опьянения). Эти феномены часто встречаются у детей и требуют врачебного вмешательства для сохранения здоровья ребенка и членов семьи. Так, распространенность снохождений среди детей от 3 до 10 лет составляет 14%, а у взрослых они регистрируются только в 1% случаев.

Теория диссоциативных состояний

Более частое, чем у взрослых, возникновение необычных феноменов сна у детей объясняется с точки зрения теории диссоциативных состояний. Согласно ей, принципиально отличающимися функциональными состояниями, в которых может пребывать человек, являются бодрствование, медленный сон (фаза медленного сна) и быстрый сон (фаза быстрого сна). Каждое из этих состояний представлено уникальным набором нейрофизиологических и биохимических маркеров, результатом чего является характерное поведение, которое мы считаем нормальным. В отличие от бодрствования, генерация и поддержание медленного и быстрого сна обеспечивается двумя различными популяциями нейронов. Сон – весьма динамичное состояние с закономерным чередованием стадий и фаз, это обеспечивается сложным взаимодействием влияний наших внутренних часов и метаболических изменений в организме. В детском возрасте, когда не завершено еще становление структур хронобиологического управления, структура сна недостаточно стабильна и более вероятно возникновение ситуаций «смешивания» феноменов, характерных для различных функциональных состояний. Наиболее часто это происходит в случае снохождения, когда характерная для бодрствования электрофизиологическая, а затем и поведенческая картина возникает в период наиболее глубокого медленного сна (в 3-й или 4-й стадиях). Избыточная эмоциональная и вегетативная активация наблюдается и при другой форме парасомний, связанных с расстройством пробуждения, – ночных страхах. Наоборот, следствием внедрения медленного сна в бодрствование после пробуждения может быть развитие синдрома сонного опьянения.

Усугубить нестабильность функциональных состояний у ребенка могут такие факторы, как наличие генетической предиспозиции, младший возраст, изменения режима и прием некоторых препаратов. Наиболее важной представляется роль генетики. У 60% родителей детей, имевших приступы парасомний по типу расстройств пробуждения, имелись указания на развитие их в анамнезе, по сравнению с 30% в популяции детей без парасомний. Из патологических факторов, которые вызывают учащение приступов, следует отметить сопутствующие расстройства поведения аффективной сферы ребенка, действие стресса, лихорадку и нехватку сна.

Снохождение

Характеризуется наличием повторяющихся эпизодов комплексного поведения при пробуждении из медленного сна, проявляющихся двигательной активностью, сочетающейся с частичным или полным нарушением сознания и способности связно мыслить.

Зачастую эпизод снохождения развивается в первой половине ночи, когда наиболее высока представленность глубоких (3-й и 4-й) стадий медленного сна. Ребенок может только присесть в кровати, что-то бормотать или же встать, начать играть или выйти из комнаты. На обращенную к нему речь может не отвечать, говорить невпопад, но может и давать правильные ответы (так называемое рапортное сноговорение). В большинстве случаев действия во время эпизода носят бессмысленный характер. Приступ оканчивается самопроизвольно – ребенок возвращается в постель или укладывается спать в другом месте. При попытке разбудить он оказывает сопротивление, вплоть до агрессии, после пробуждения сохраняется конфузионное состояние и дезориентация. Важной характеристикой снохождения является отсутствие у ребенка наутро воспоминаний о случившемся. Нет связи приступа и с содержанием сновидений.

Начинается снохождение обычно в возрасте 4–8 лет, частота и выраженность эпизодов достигает пика в период с 8 до 12 лет, после чего наблюдается быстрое улучшение. У мальчиков и девочек это расстройство встречается одинаково часто. Снохождение нередко сочетается с другими расстройствами сна – синдромом сонного опьянения, ночными страхами, бруксизмом. Для постановки диагноза снохождения кроме собственно хождения во время сна требуется подтвердить наличие нарушенного сознания или способности связно мыслить. Кроме того, требуется, чтобы в это время имел место один из следующих симптомов: трудности при попытке пробудить ребенка, спутанность его мыслей во время пробуждения, полная или частичная амнезия эпизода, наличие привычной активности в непривычное время, опасное или потенциально опасное поведение. Если снохождение является проявлением другого расстройства сна или реакцией на лекарственное лечение, ставится диагноз другой формы парасомнии.

Проводить полисомнографическое исследование с регистрацией показателей сна обычно для подтверждения диагноза не требуется. Во время приступа можно зарегистрировать лишь множественные артефакты на электроэнцефалограмме (ЭЭГ) и признаки вегетативной активации (учащение пульса, дыхания и т.д.), возникающие в 3-й или 4-й стадиях медленного сна. Тем не менее следует всегда учитывать возможность развития у ребенка во время сна похожего по картине эпилептического припадка височного автоматизма. По данным В.А. Карлова (1990), эпилептические припадки составляют 3% случаев снохождений. Особенностями клинической картины снохождения, заставляющими проводить дифференциальную диагностику с припадком, являются: возраст ребенка до 3 лет и после 12 лет; возникновение во второй половине ночи; простой и стереотипный характер двигательной активности; невозможность разбудить; наличие эпилептиформной активности на ЭЭГ во время бодрствования. Подтверждением эпилептического генеза является выявление типичной активности во время эпизода снохождения. Серьезным аргументом является и обнаружение фоновой патологической активности во время медленного сна.

В лечении снохождения выделяется два компонента: когнитивно-поведенческая терапия и лекарственное воздействие. В первую очередь требуется успокоить родителей, проинформировать их о доброкачественной, с обязательным излечением, природе этого состояния. Необходимо рассказать им, что снохождения никак не связаны со сновидениями и не оказывают разрушительного воздействия на психику ребенка. Главной опасностью является возможность самотравматизации. Следующим шагом является обеспечение безопасного окружения сна: исключение стеклянных дверей, бьющихся напольных предметов, ограничение возможности выхода на балкон или открывания окон. С родителями обсуждается режим сна ребенка: достаточно ли он спит, вовремя ли ложится в постель. Перед сном исключаются стимулирующие напитки и продукты (кофе, кола, шоколад).

Медикаментозное лечение назначается курсами по 1–3 недели в случае высокой частоты или интенсивности эпизодов снохождения. Наиболее эффективными препаратами являются Клоназепам (0,25–2,0 мг) и Нитразепам (1,25–5,0 мг) за час до сна (чтобы добиться максимальной концентрации препаратов в крови в первой половине ночи). Не доказан эффект ГАМК-эргического ноотропного препарата Фенибут и трициклических антидепрессантов (Амитриптилин); несмотря на это, они широко применяются.

Ночные страхи

К другой разновидности парасомний относятся ночные страхи. Это расстройство характеризуется наличием пробуждений из медленного сна, сопровождающихся плачем или пронзительным вскриком, а также вегетативными и поведенческими проявлениями сильного страха. Родители застают ребенка сидящим в кровати с открытыми глазами, выражением испуга на лице, дрожащим или вспотевшим. Он не отвечает на обращенные вопросы, после пробуждения какое-то время остается дезориентированным, мышление спутанное. Ребенок часто бывает агрессивным при попытке удержать, разбудить. Он может рассказывать о странных образах или вспоминать обрывки ярких сновидений. Обычно наутро эпизод забывается.

Дебют ночных страхов приходится на возраст 2–4 лет. Распространенность этого состояния у детей оценивают в 6,5%, у взрослых – около 1%. У мальчиков и девочек ночные страхи случаются с одинаковой частотой.

Как и в случае снохождения, предполагают наличие генетической предиспозиции к развитию ночных страхов. У детей с этим расстройством часто встречаются и другие формы парасомний, в особенности из группы расстройств пробуждения. Предположение, что ночные страхи являются фактором риска развития психической патологии, в дальнейшем не получило подтверждения.

Постановка диагноза ночных страхов требует соответствия клинического описания приступа приведенному выше определению. Кроме этого, необходимо наличие одного из следующих феноменов: трудности окончательного пробуждения ребенка после приступа, последующая спутанность сознания, полная или частичная амнезия приступа, наличие опасного или потенциально опасного поведения в приступе. Под опасным поведением подразумевается возможность навредить себе или окружающим во время эпизода.

Ночные страхи не следует путать с другой формой парасомний – кошмарами. Пробуждения от кошмарного сновидения происходят из фазы быстрого сна, ребенок в это время находится в полном сознании и может рассказать о том, что его напугало.

При проведении полисомнографического исследования на ЭЭГ обычно в первой трети сна можно увидеть внезапное пробуждение из 3-й или 4-й стадии, сопровождающееся проявлениями вегетативной активации. Как и в случае снохождения, полисомнография позволяет исключить эпилептическую природу, поскольку такой паттерн может наблюдаться при некоторых вариантах психомоторных припадков.

В лечении ночных страхов придерживаются тех же принципов, что и при терапии снохождений. Следует отметить разве что более частое назначение бензодиазепиновых препаратов (Клоназепама и Нитразепама).

Конфузионное пробуждение

Его еще называют синдромом сонного опьянения – это состояние, при котором какое-то время после пробуждения ребенок остается дезориентированным и может вести себя неадекватно. Обычно такое состояние возникает при пробуждении из глубокого медленного сна в первой половине ночи, например при попытке высаживания ребенка на горшок. Может возникнуть негативная реакция, вплоть до агрессии, надрывного плача. Речь во время эпизода замедленная, ответы невпопад. Такое состояние может продолжаться до часа, обычно же оно занимает 5–15 минут.

Распространенность конфузионных пробуждений в возрасте от 3 до 13 лет составляет 17%. Впервые эти состояния проявляются в период от 3 до 10 лет и у большинства детей до десятилетнего возраста прекращаются. Отмечается частое сочетание сонного опьянения со снохождением (в 36% случаев). У мальчиков и девочек встречается одинаково часто.

Для постановки диагноза конфузионных пробуждений требуется только наличие характерной клинической картины при пробуждении из сна.

Полисомнографическое исследование позволяет зарегистрировать на фоне ЭЭГ паттернов пробуждения (диффузного альфа-ритма) «внедрение» характерных для медленного сна феноменов (дельта-ритма, вспышек тета-ритма, эпизодов микросна). Для подтверждения диагноза это исследование не проводится, за исключением случаев, похожих на эпилепсию (наличие необычного стереотипного поведения, возникновение не из глубокого медленного сна, наличие подобных эпизодов в развернутом бодрствовании).

Для коррекции конфузионных пробуждений используются когнитивные и поведенческие методики. Важно объяснить родителям, что не стоит резко будить ребенка из глубокого сна. Следует учитывать возможность активной реакции ребенка во время эпизода и самотравматизации, соответственно необходимо обеспечение безопасного окружения сна. Увеличивать вероятность конфузионных пробуждений могут недостаток сна в предыдущую ночь, прием или отмена (!) седативных препаратов, инфекционное заболевание.

Предложен и метод поведенческой терапии конфузионных пробуждений. «Пробуждение по расписанию» предусматривает пробуждение ребенка за 15–30 минут до обычного времени возникновения конфузии. При этом необходимо заставить его открыть глаза и получить хоть какой-то словесный ответ. После этого ребенку позволяют заснуть и поднимают уже в желаемое время. Лечение продолжается месяц.

Пробуждения детей грудного и раннего возраста из дневного сна с негативным аффектом (плохим настроением, плачем) не являются формой синдрома сонного опьянения. Для разрешения этой проблемы стоит рекомендовать родителям во время предполагаемого конца цикла сна, когда происходит переход из глубокого сна в быстрый, перестать ограничивать свет и звуки (раздвинуть шторы, открыть дверь в спальню). Ребенок проснется естественным образом от внешних стимулов, когда его сон перейдет в поверхностную стадию. В среднем у грудных детей цикл сна составляет 45 минут, в раннем возрасте – 60 минут, у дошкольников достигает значения 90 минут (как у взрослых).

Парасомнии по типу расстройств пробуждения остаются наиболее распространенными и необычными феноменами детского сна. Эти состояния значимо не влияют на текущее состояние и дальнейшее развитие ребенка, однако могут служить источником беспокойства родителей. Разъяснительная работа с родителями, правильная организация сна и короткие курсы лекарственной терапии позволяют разрешить эту проблему.

Универсальным правилом для лечения парасомний является поддержание постоянного режима сна.

Похожая примета

ребенок спит с приоткрытыми глазами

Дети

Существует народная примета: если ребенок спит с приоткрытыми глазами – это к болезни. Кто-то может посчитать, что это суеверие, и современным мамам не стоит обращать на такие вещи внимания. Но не все народные приметы можно считать домыслами и невежеством. Во многих из них кроются вековые наблюдения и опыт. Относится ли эта примета, связанная с особенностью сна ребенка, к суевериям, и стоит ли мамам беспокоиться по поводу приоткрытых во время сна глаз? Будем разбираться.

Возможные причины сна малышей с приоткрытыми глазами

почему ребенок спит с незакрытыми глазами

Народные приметы – это всего лишь наблюдения. Как и у всякого явления, связанного с человеческой физиологией, у приоткрытых во время сна глаз есть несколько медицинских объяснений. Дело в том, кроме детей, и взрослые могут спать с приоткрытыми и даже с полностью открытыми глазами. Сами они этого могут даже и не знать, пока им не скажут. Так с чем же связано такая особенность организма?

  1. Особенность детского сна

Если ребенку меньше двух лет, то приоткрытые глаза во время сна – вполне нормальное явление для большинства. Причина – особенности сна и стадий засыпания младенцев. Если взрослый человек имеет в равной степени две фазы сна – медленную и быструю, то малыши до двух лет спят в основном в поверхностной, медленноволновой фазе. Обычно сон малыша состоит из нескольких этапов:

  • дремоты;
  • медленного неглубокого сна;
  • медленного глубокого сна, переходящего в глубокий.

Но в стадии засыпания мозг ребенка все еще находится под «впечатлением» от активной деятельности и полученной информации. Поэтому деткам в фазе дремоты и медленного неглубокого сна свойственно рефлекторное подергивание конечностей и мышечные сокращения (движения) глазных яблок и век. Такой сон считается нормальным, не причиняет беспокойства малышу и никак не влияет на его здоровье.

Наблюдая за сном малыша до года, можно заметить, что чаще всего приоткрывают глаза во сне дети, которые спят днем в ярко освещенной комнате. Попробуйте прикрыть шторы, и солнце будет меньше беспокоить ребенка, так как не сможет проникать сквозь тонкую кожу век и возбуждающе действовать на детский мозг.

  1. Повышенная возбудимость, стресс, физическая и психологическая усталость.

В этом случае приоткрытые глаза во время сна могут считаться нормальным явлением и у детей постарше. Приоткрывать веки ребенок будет даже если крепко спит, но:

  • захотел в туалет;
  • неудобно лежит и у него затекли конечности;
  • эмоционально возбужден, улыбается и даже смеется или, наоборот, плачет во сне;
  • ощущает боль (головную, мышечную, в животе).

Во всех вышеперечисленных случаях это явление – временное. Малыш может спать с полуприкрытыми веками и в случае, если родители в детстве спали так же. То есть, получить эту особенность по наследству.

  1. Лунатизм (сомнамбулизм)

почему ребенок может спать с приоткрытыми глазами

Явление, когда ребенок (да и взрослый) ходит по ночам, разговаривает, выполняет какие-то действия и при этом не осознает их (и не помнит), когда резко просыпается, а иногда даже нечаянно травмируется во время таких ночных неосознанных действиях – довольно распространено. Приоткрытые глаза часто сопровождают этот феномен, который вызывается:

  • переутомлением и стрессом;
  • повышенной тревожностью;
  • нарушением сна;
  • неправильным питанием;
  • неправильно составленным распорядком дня.
  1. Лагофтальм

А вот это уже куда более серьезное заболевание, чем лунатизм. Эта патология, связанная с работой лицевых мышц, может быть:

  • врожденной – из-за физических особенностей строения век. Если ребенок родился с таким физиологическим дефектом как короткое веко, то он волей-неволей будет спать с приоткрытыми глазами;
  • приобретенной, когда развиваются такие заболевания как экзофтальм, воспаление и паралич лицевого нерва (обычно он возникает из-за травм или инфекций).

Для своевременного лечения родителям нужно отвести ребенка к специалистам. Окулист и невролог направят на обследование и проведут диагностику УЗИ и томографию. Это необходимо, чтобы не допустить развития воспаления глаз и, как следствие, конъюнктивита и язвенного кератита.

ребенок может спать с полуоткрытыми глазами

Эта врожденная патология связана с деятельностью головного мозга и сопровождается:

  • быстрой утомляемостью;
  • раздражительностью и сверхвозбудимостью;
  • бессонницей;
  • закатыванием глаз при засыпании;
  • приоткрытыми глазами в фазе дремоты.
  1. Нарушения в эндокринной системе


Если ребенок плохо спит и ест, много плачет, а родители не могут выявить причину такого поведения, то стоит обратиться к врачу и провести диагностику на выявление заболеваний, связанных со щитовидкой. Наследственные заболевания такого рода могут быть причиной, что сон малыша нарушен, и он спит (дремлет) с полуоткрытыми веками.

Как видим, народные приметы – это не всегда суеверия, и пренебрегать опытом наших предков нельзя. Лучше подстраховаться и выявить заболевания на ранних стадиях, чем запустить процесс и заставлять ребенка мучиться всю жизнь.

Что делать родителям, если врачи не выявили патологий

ребенок спит с глазами полуоткрытыми

Но что делать родителям, если приоткрытые во сне глаза являются лишь признаком неглубокого сна при обычной перевозбудимости или усталости малыша?

Прежде всего, необходимо:

  • наладить режим дня и приучать ребенка засыпать в одно и то же время;
  • пересмотреть рацион питания и время кормления, особенно перед сном;
  • не допускать стрессовых ситуаций и переутомления;
  • больше гулять с малышом на свежем воздухе;
  • купая малыша, добавлять в воду успокаивающие отвары из трав (ромашки, календулы, мяты);
  • обеспечить комфортный сон (проветривать помещение, закрывать на день окна шторами, следить за влажностью воздуха в комнате);
  • следить, чтобы дети после года перед сном меньше играли в активные игры, не смотрели телевизор и не «зависали» в компьютере, а также много общались с гостями;
  • помочь ребенку расслабится и уснуть помогут легкий массаж, спокойная музыка, а детям постарше – сказки.

Если соблюдать все эти рекомендации, со временем сон малыша придет в норму, и проблема «приоткрытых глаз» разрешится сама собой.

Похожая примета

Программы годового наблюдения ребенка

Невролог – один из основных специалистов для детей с рождения. Впервые ваш малыш встречается с детским неврологом еще в роддоме, потом плановые осмотры этого врача проводятся в месяц, в три, в полгода, в 9 месяцев (при наличии показаний), в год. Мы поговорили с детским неврологом «ЕвроМед клиники» Натальей Петровной Исаенко о том, зачем ребенка так часто показывают специалисту, какие самые распространенные заболевания неврологического профиля встречаются у малышей и что нужно делать для того, чтобы ваш ребенок рос здоровым и спокойным.

— Наталья Петровна, на что обращает внимание врач-невролог при плановых осмотрах малышей?

— В первую очередь, невролог выявляет грубые врожденные аномалии. Далее смотрим, как идет предречевое, моторное, эмоциональное развитие ребенка.

В каждом возрастном периоде у ребенка должны быть определенные навыки. Родители, в отличие от врача-невролога, чаще всего, не могут объективно оценить, насколько развитие их ребенка укладывается в возрастные нормы.

— Но ведь все дети разные, и их развитие может не соответствовать таблицам и установленным рамкам?

— Да, такое бывает. Здесь надо подходить очень индивидуально. Действительно, несмотря на то, что мы ориентируемся на существующие нормы, у нас есть определенные таблицы, расписанные схемы, что ребенок должен делать в каком возрасте, существует возможность отклонений от них, и это не страшно. Какой-то ребенок может чуть раньше начать выполнять определенные действия, какой-то — чуть позже. Многое зависит и от того, в каких условиях живет ребенок, что делают родители по отношению к ребенку и пр.

Но именно поэтому и важна консультация врача-невролога, чтобы профессионально оценить, развивается ребенок нормально или есть пугающие моменты, которые могут говорить об определенных проблемах со здоровьем.

— Нормально ли, когда маленький ребенок часто плачет?

— В последнее время считается, что здоровый ребенок, когда он сыт, которому хватает дневного и ночного сна, плакать не должен. Если ребенок часто и беспричинно плачет, значит, есть проблема. Это могут быть головные боли, проблемы с шеей (подвывихи, ущемление), неврологические проблемы. В первые месяцы жизни – проблемы с желудочно-кишечным трактом: колики, повышенное газообразование и пр. В связи с этим же может быть плач вовремя еды, отказ от груди, от бутылочки. Во время еды усиливается перистальтика кишечника, в связи с чем ребенок испытывает дискомфорт.

Маленькие дети обычно очень метеозависимы и реагируют на погоду – это тоже может быть причиной плача.

Мне кажется, многие дети плачут потому, что им скучно, они так требуют родительского внимания. Сейчас наблюдается у детей психологическая акселерация и, соответственно, им требуется больше внимания. Это обычно хорошо видно. Многие родители сами провоцируют это закрепление: ребенок заплакал, мама взяла его на ручки, покачала, приложила к груди. Конечно, малышу у мамы на ручках и, тем более, у груди – хорошо, и он будет повторять плакать, требуя повторения. Не надо каждый раз, когда ребенок заплакал, прикладывать его к груди. Лучше попытаться переключить: отвлечь, погреметь погремушкой, погладить…

Еще одна причина плача — переутомление. Родители зачастую не верят, что грудничок может переутомляться, не понимают, с чего. У малышей незрелая нервная система, плюс они ежедневно получают огромную массу новой информации и впечатлений – для них же всё в мире ново и незнакомо! Поэтому так важен полноценный сон, когда ребенок может отдохнуть от впечатлений.

Если ребенок кричит перед сном, спит мало, нервно, часто просыпается, надо двигать режим, налаживать сон, отслеживать качество сна.

— Когда мы говорим о полноценном сне, что имеется ввиду, как должен спать ребенок?

— Для совсем маленьких деток норма – спать минимум по часу–полтора на дневном сне, шесть часов подряд – ночью. В период адаптации, в первые месяцы жизни, малыш может просыпаться ночью чаще, но все равно – промежутки должны быть не менее 3 часов. Сны по 30–40 минут – это мало, ребенку не хватает этого времени для того, чтобы отдохнуть. Тут важен такой момент: фаза сна у ребенка как раз эти 30-40 минут. Но ребенок должен уметь переходить от фазы к фазе самостоятельно. А что происходит на практике? Ребенок завозился, открыл глаза, мама сразу берет его на руки, начинает кормить. Он привыкает и уже не засыпает самостоятельно. Поэтому важно учить ребенка переходить из фазы в фазу, не просыпаясь: не трогать его, если он просыпается, не беспокоить; если заплакал, закапризничал — подкачать его, погладить, но стараться, чтобы ребенок продолжил спать без перерыва на еду.

У детей постарше, которые спят один раз в день, продолжительность дневного сна должна составлять 2–3 часа. Если спит больше – это хорошо.

Чтобы наладить сон, важен режим. Я рекомендую прям записывать в тетрадочку (или в приложение на смартфоне), сколько ребенок спит, время, когда заснул и проснулся, когда кричит перед сном, какое у него настроение после сна… Так мы можем отследить количество и качество сна. Смотрите – в какие дни ребенок спал хорошо, засыпал легко – и ориентируетесь на распорядок этого дня.

— Один из распространенных диагнозов, который многим детям ставят в роддоме, — «нейрогенная кривошея». Насколько это серьезная проблема?

— Нейрогенная кривошея – асимметрия мышечного тонуса. Ребенок нередко рождается с асимметрией мышечного тонуса. У маленького ребенка еще нет произвольных движений, они хаотичны. И в момент расслабления, сна ребенка тянет туда, где повышен тонус. То есть ребенок лежит с определенным поворотом головы. Если не заниматься этой проблемой, не корректировать, идет деформация шеи и черепа. Ребенок постоянно смотрит в одну сторону, лежит на одном боку, в результате уплощается голова, меняется ее форма.

С этим можно работать, главное – заниматься. Что делают для того, чтобы скорректировать кривошею и последствия от нее? Меняем положение, перекладываем ребенка, чтобы он лежал на разных боках попеременно, а не на одном, на спине. На живот выкладываем. Также для коррекции кривошеи рекомендованы лечебная гимнастика, массаж, бассейн.

Кривошея приходит в норму в период от 3 до 6 месяцев жизни ребенка. В этот период ребенок становится более активным, крутит головой, руками, начинает переворачиваться, пытается ползти, садиться.

Важно не путать нейрогенную кривошею, которой занимаются неврологи, с врожденной мышечной кривошеей — грубой патологией, которую лечат врачи-ортопеды.

— Головные боли у детей – это повод для обращения к неврологу?

Да, безусловно. У детей до 5-6 лет головных болей быть не должно – они еще не созрели для этого. У маленьких детей головные боли могут быть вызваны соматическими причинами: паразитозом, анемией, аллергией, какими-то проблемами со стороны ЖКТ…

У детей постарше головные боли могут провоцироваться проблемами со стороны позвоночника шеи. В пубертатном периоде нередко встречаются различные вегетативные дисфункции. Это распространенная проблема у подростков.

В любом случае, надо обязательно обследоваться. Велик шанс, что мы ничего не найдем, а головные боли со временем пройдут сами. Но это может быть симптом и некоторых серьезных заболеваний, которые нельзя пускать на самотек.

— Часто ли встречается ночной энурез (недержание мочи)? Когда мы говорим об этом диагнозе?

— Да, это тоже распространенное заболевание. Как диагноз энурез выставляется после 3-4 лет.

Если говорить о нормах в развитии, к полутора годам ребенок должен научиться не мочиться ночью. Современный ребенок какой-то промежуток времени находиться в одноразовых подгузниках. Потом их снимают. Первое время ночи будут «мокрые». Но к двум годам уже должны сформироваться «сухие ночи».

После этого проходит какое-то время – и ребенок начинает опять мочиться ночью, скажем, в 4 года. Это вторичный энурез.

Если же подгузник сняли, а ребенок как мочился ночью, так и продолжает, – это первичный энурез.

Причин энуреза существует немало: это и инфекционные заболевания, и пороки развития, и нарушения функции мочеполовой системы, и незрелость нервной системы, стрессы, неврозы и пр. В любом случае, нельзя игнорировать эту проблему, а нужно как можно раньше обратиться к неврологу для коррекции этого заболевания.

— У маленьких детей бывают судороги при повышении температуры. Насколько это опасно?

Фебрильные судороги (то есть судороги при повышении температуры тела) – это парадоксальная реакция нервной системы, коры головного мозга на такой раздражитель, как высокая температура. На этом фоне идет выплеск. Фебрильные судороги могут случиться всего раз, а могут повторяться при каждом эпизоде повышения температуры. Чаще всего, они бывают у эмоциональных и активных детей. Специального лечения не требуется, главное — не допускать повышения температуры тела выше 37,5 °С, сбивать ее сразу жаропонижающими препаратами, чтобы не повторялись эпизоды судорог. При необходимости — невролог порекомендует седативные препараты. Такие дети наблюдаются у невролога, рекомендуется показываться врачу раз в полгода.

— А не могут фебрильные судороги быть признаком начинающейся эпилепсии?

Выхода в эпилепсию, как правило, фебрильные судороги не имеют. Бывают единичные случаи, когда судороги могут действительно оказаться дебютом эпилепсии. Поэтому в любом случае необходимо показать ребенка неврологу, чтобы врач посмотрел, в каком направлении это развивается.

— Эпилепсия вообще часто встречается?

— Да, эпилепсия — это распространенное заболевание. У нас, в Новосибирске, даже есть специальный центр, где работают специалисты-эпилептологи — это очень узкая специализация в неврологии. Когда мы подтверждаем эпилепсию у ребенка, я обычно направляю пациента наблюдаться в специализированный центр. Так там смогут максимально качественно помочь малышу, грамотно подобрать препараты и назначить корректное лечение.

— На какие симптомы важно обращать внимание родителям, чтобы не пропустить начало эпилепсии у ребенка?

— Как правило, когда случается приступ, это хорошо видно. У ребенка наблюдаются конвульсивные подергивания, дергается угол рта, может тянуть мышцы, течет слюна, может пойти пена изо рта, он может обмочиться. Но бывает, что ребенок при приступе просто замирает, и, например, потирает руки или совершает жующие движения в течение какого-то времени. А потом все проходит. После приступа могут наблюдаться головная боль, тошнота, нарушение координации и речи.

Иногда первые признаки эпилепсии появляются еще до приступа. Например, ребенок подергивается во сне. Или просто меняет свое обычное поведение, становится навязчивым, плаксивым, задает по кругу одни и те же вопросы и т.п. Это обусловлено неврологическими изменениями, которые происходят при эпилепсии.

Таким образом, если вы заметили изменения в поведении ребенка, он ведет себя необычно, странно, обязательно покажите ребенка неврологу!

Если есть возможность – рекомендую снять приступ на видео – так врачу намного проще будет понять, что происходит с ребенком.

— Существуют ли успокоительные препараты, которые можно давать детям?

— Практически нет. Имеющиеся лекарственные препараты могут назначить и дать только в стационарах. В амбулаторном лечении в неврологической педиатрии это не практикуется.

При повышенной возбудимости и эмоциональности ребенка я обычно предлагаю начинать издалека – налаживать режим дня, дать ребенку возможность активно двигаться и полноценно отдыхать, гулять на свежем воздухе и пр.

Все лекарственные препараты (сосудистые, ноотропы и пр.) назначаются строго по показаниям и принимать их без рекомендации врача нельзя. Последствиями неконтролируемого приема лекарств могут быть неврологические и поведенческие проблемы в дальнейшем: гиперактивность, расторможенность, неусидчивость, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

— Насколько часто встречается у детей синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)?

— Сейчас этот диагноз ставят очень часто. Хотя, мне кажется, нередко мы списывает на СДВГ то, что им не является: особенности темперамента и характера ребенка, его активность или даже педагогическую запущенность…

Патологической гиперактивности много, но больше все же историй с проблемами в семье и в взаимодействии родителей с ребенком.

— Еще одно распространенное заболевание — нервные тики. Как их лечат?

— Да, тики встречаются очень часто. Лечим и медикаментозно, и – самое главное – нормализацией режима. Для «тикающего» ребенка очень важен полноценный сон, отдых, минимизирование телевизора, телефона, компьютера. Очень полезно таких детей отдавать в спортивные секции. Как правило дети, страдающие от нервного тика, очень эмоциональные, темпераментные, много читают и сидят за компьютером. У них идет эмоциональная и информационная перегрузка. И нервная система сбрасывает напряжение, проявляясь тиками.

— Кстати о информационных перегрузках, как вы относитесь к так популярному сейчас раннему развитию?

— Плохо. Любой невролог, я думаю, со мной согласится. Если ребенку давать неадекватную его возрасту и развитию нагрузку, это мот вылиться в достаточно серьезные проблемы в будущем, вплоть до психиатрических расстройств. Не надо ребенку всего этого раннего чтения с двух лет, английского языка с трех и математики с пяти. Ребенок должен в спокойном режиме познавать мир, важно стимулировать его познавательную активность, но не надо пичкать его огромным количеством знаний не по возрасту.

— Какие существуют обследования для диагностики неврологических заболеваний?

— Электроэнцефалограмма (ЭЭГ). Придумана и создана чтобы записать эпи-активность — подтвердить или исключить эпилепсию, это основное направление этого обследования.

Также я направляю на ЭЭГ детей с речевыми и с психическими нарушениями, чтобы посмотреть насколько сформированы все корковые ритмы – по возрасту или нет. Это корректируется возрастом, со временем. Также помогают занятия с нейропсихологами, дефектологами, метод «Томатис» (программа для нейро-сенсорной стимуляции).

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Это одно из наиболее информативных обследований.

Обязательно направляем на МРТ, чтобы понять причину головных болей, особенно, если ребенок жалуется на головную боль при движении, когда он начинает прыгать, бегать, активно двигаться.

Также МРТ информативен при эпилепсии, приступы которой не поддаются лечению. Тогда мы смотрит на МРТ, нет ли сосудистой мальформации (отклонении от нормального развития) или другого сосудистого дефекта. Это может быть причиной приступов, и проблема решается хирургическим путем. Как правило, после операции приступы у ребенка прекращаются.

МРТ позволяет увидеть структуру мозга и сосудов, оценить состояние структуры, наличие кист и пр.

Компьютерная томография (КТ). Как правило, КТ назначается после травмы, для того, чтобы посмотреть наличие крови в поврежденной области.

УЗИ сосудов шеи. Головные боли, расторможенность, дефицит внимания, речевые задержки могут быть вызваны нарушением кровотока по сосудам. УЗИ позволяет это диагностировать, а также увидеть анатомические дефекты (С-образный, S-образный ход сосудов), анатомически неправильно сформированные сосуды, неправильное отхождениесосудов в позвоночный столб, сужение сосудов.

Нейросонография (НСГ) – УЗИ мозга. В обязательном порядке рекомендовано как скрининг (профилактическое обследование) всем новорожденным. НСГ показывает структуры головного мозга, как сформированы все сферы, полостную систему, желудочки, борозды, наличие жидкости. Параллельно с НСГ выполняется допплерометрия – смотрим кровоток сосудов.

НСГ выполняют в роддоме детям после осложненных родов, в месяц НСГ назначается абсолютно всем. НСГ может показать грубые нарушения, которые необходимо начать корректировать как можно раньше, чтобы минимизировать их влияние на развитие малыша. В первые месяцы жизни многие аномалии развития не проявляются, примерно до 3-4 месяцев они хорошо компенсируются, а потом ребенок начинает отставать в моторном и психическом развитии. Именно поэтому НСГ надо выполнять в обязательном порядке, даже если внешне ребенок выглядит абсолютно нормально.

Похожая примета

«Первого октября мой парень, как и тысячи других новобранцев, уходит в армию. Переживаю за него, а он отшучивается, что это хорошая школа жизни, что он научится даже спать с открытыми глазами. Вот задумалась: неужели правда люди могут уснуть с незакрытыми веками?»

Алина Ускова, Ставропольский край.

Спать со слегка приподнятыми веками можно, и сомнологи не видят в этом ничего странного, а также вредного или опасного для здоровья. Куда хуже состояние полудремы с теми же широко открытыми глазами. Почему — объясняетдоктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России Роман БУЗУНОВ, президент Российского общества сомнологов:

— Уснуть с открытыми глазами действительно не так уж сложно, если на то у организма есть веские причины. Главная из них – крайнее физическое истощение, например, после трех суток полного бодрствования. Если после такой запредельной нагрузки мозг человека не отключится и он не поспит (хоть и с открытыми глазами), то есть риск просто умереть. Второе — это истощение моральное.

Кроме того, сон с открытыми глазами можно вызвать и без чрезмерной усталости, если очень захотеть. Так, меня заинтересовал эксперимент, который недавно поставил сам на себе один американец. Он вставлял между веками специальные распорки (типа зубочисток или спичек, только более деликатно сделанные и безопасные) и пытался заснуть. И у него получалось! Но надолго мужчина отключаться не мог, поскольку глазное яблоко быстро высыхало, и неприятное жжение будило его.

Высыхание глаза в его открытом состоянии — причина того, что во время операции под общим наркозом врачи часто заклеивают веко специальным пластырем, чтобы глаз непроизвольно не открылся и не высох. Под наркозом пациент тоже ведь спит — и, получается, спокойно может делать это с открытыми глазами, так как не в состоянии это проконтролировать. И без всяких операций многие люди, в том числе в нашей стране, спят со слегка приоткрытыми глазами, когда их сосед по кровати может увидеть белок. Поскольку глаз приоткрыт не намного, то он не высыхает — спящему это не доставляет ни дискомфорта, ни вреда, ни опасности.

Автор: Бузунов Р.В.





14
05.21 04
05.20

Читайте также: