Ребенок левша народные приметы
Обновлено: 21.11.2024
Ребёнок часто тревожится, плачет по малейшему поводу, кажется вам неуклюжим или ленивым? Чего вы только не пробовали: жалели, ругали, разговаривали, обращались за помощью к воспитателям или педагогам? И ни-че-го! Совершенно ничего не помогает? Это так изматывает, когда пытаешься, крутишься-вертишься и всё — в трубу. В пустую. Так бывает. И бывает достаточно часто, когда, не зная причину происходящего, начинаешь исправлять, подправлять, гнуть в другую сторону. И чем сильнее гнёшь, тем более велика вероятность, что не угадаешь с направлением и сломаешь.
Одна из важнейших характеристик особенностей детей — степень левшества. Не зря определение ведущей руки является ключевой составляющей нейропсихологической диагностики. Эта характеристика говорит о многом: об особенностях развития речи, о выборе того или иного способа приёма, переработки и анализа информации.
С четырёх-пяти лет родители и сами замечают, что ребёнок начал выполнять большинство действий, какой-то одной рукой. До этого возраста ведущая рука может меняться. Например, ложка у ребёнка всегда в левой руке, и рисует он тоже левой. А если не всё так явно? Ест он левой, а карандаш перекладывает в правую? Или всё делает преимущественно правой, а вот ножницы берёт левой рукой? Кроме того, в психологии есть понятие «псевдолевшество», то есть компенсаторное левшество. Оно может возникнуть ещё до рождения, если, например, левое полушарие мозга было повреждено или в раннем детстве, например, при травме правой руки.
КТО ТАКИЕ ЛЕВШИ?
Самое главное, что должны понять родители не совсем обычных детей — они подарили жизнь особенному ребенку и в этом их огромное везение! Левша — это эмоциональный, доверчивый, искренний человек, у которого на генетическом уровне развиты способности к творчеству. Желание ближе познакомиться с миром творчества малыши проявляют с самого раннего возраста.
Принято считать, что леворукость — это нормальное явление.
Главное — своевременная диагностика, ведь до пяти лет у детей очевидные признаки леворукости проявляются недостаточно ярко.
С года до полутора лет обычный здоровый ребенок не обращает внимания на то, какая рука у него является ведущей, когда берет ложку, чашку или игрушку. Между тем, если измерить их силовые показатели, то у правшей в правой руке они будут выше, чем в левой. Если не акцентировать внимание крохи на том, какой рукой он ест, рисует, играет, то вполне может получиться так, что малыш, когда вырастет, с одинаковым успехом сможет управлять как левой, так и правой рукой.
Важно понимать, что леворукость — это ни в коем случае не патология и не отклонение от нормы. А значит, леворукие дети не нуждаются в том, чтобы их переучивали управляться правой рукой. Отмечено, что малыши, которых с детства пытались переучить, быстро уставали, теряли аппетит, страдали головными болями и нарушениями сна, в некоторых случаях даже заикались. Все это указывает на то, что для ребенка такие меры были серьезным стрессом и его сознание оказывало им активное сопротивление.
Психические особенности левшей
Леворукие дети имеют свои психологические особенности, но они являются просто результатом своеобразного функционирования мозга. Обычно такие малыши более чуткие, возбудимые, впечатлительные, не всегда способны контролировать собственные эмоции, что приводит к проявлению неуравновешенности и перепадам настроения.
Очень может быть, что левша начнет говорить несколько позже ровесников, кроме того, до определенного возраста у него будут возникать затруднения с определением правой и левой сторон. На занятиях у таких детей могут возникнуть определенные сложности, о которых подробнее будет сказано ниже. В некоторых случаях леворукие дети производят впечатление медлительных и долго думающих.
Означает ли все это, что малышу уготована участь ученика и человека со средними успехами? Конечно же, нет. Даже испытывая временные трудности в учебе, малыш очень скоро научится с ними справляться, адаптируется в обществе и проявит себя как вполне успешная и перспективная личность. Для этого ему, правда, придется немало потрудиться.
Вместе с их некоторыми особенностями, малыши с ведущей левой рукой имеют неординарную фантазию, отлично развитое образное мышление, четко выраженные пристрастия, артистические способности. Обычно леворукие дети спокойно относятся к материальной стороне жизни и больше внимания уделяют ее творческой стороне. Такой малыш не даст скучать окружающим его людям никогда!
Нужна ли левше помощь?
Конечно же, дети, преимущественно использующие в качестве ведущей левую руку, имеют некоторые психологические особенности и нуждаются в помощи взрослых, хотя бы на в период становления их как личностей и в начале обучения.
Очень важно будет подобрать специально адаптированное для левши оборудование: письменный стол, принадлежности для письма и рисования.
Кроме того, нужно будет беседовать с ребенком о том, что левая рука вместо правой в качестве ведущей — это не увечье, а всего лишь особенность, которая в жизни может быть даже полезной.
Ребенок должен понимать, что он ничем не хуже других детей, а в чем-то их даже превосходит. Повзрослевшим детям в качестве подтверждения своих слов можно привести примеры известных личностей, которые также были леворукими, при этом добились мирового признания. Это Александр Пушкин, Альберт Эйнштейн, Майкл Джексон и многие другие. Интернет вам в помощь – вы можете найти знаменитых левшей, наверно, в любой сфере деятельности, и если вы приведете такие примеры из области интересов ребенка, это станет для него дополнительным мотиватором развития.
Причины леворукости
Причины, в связи с которыми дети становятся леворукими, самые разные. Чаще всего это:
- генетическая предрасположенность;
- поражения левого полушария;
- вынужденная или намеренная леворукость.
Итак, наиболее частая причина — это все-таки наследственность. На сегодняшний день пока не известны принципы передачи леворукости, но можно точно сказать, что в семьях, где хотя бы один из родителей левша, леворукие дети рождаются чаще всего. В подавляющем большинстве случаев генетические левши не имеют каких-либо нарушений в развитии, развиваются так же, как и все остальные дети, и отличаются от них лишь этой особенностью.
Так называемое компенсаторная леворукость имеет прямое отношение к повреждениям мозга – чаще всего левого полушария. Так как за работу правой луки отвечает именно левое полушарие, то в случае повреждений в его области функции, присущие ему, может взять на себя правое.
В результате дети становятся леворукими сначала в процессе выполнения бытовых действий, а затем и во время обучения (рисования, письма и т.д.). У таких детей часто можно наблюдать отклонения в развитии речи и моторики. Но леворукость в данном случае не является их причиной или следствием, эти отклонения – результат сбоев в работе определенных участков мозга.
Третий тип леворукости у праворуких от рождения детей – вызванная травмой или стремлением перенять леворукость от друзей или близких.
И еще один вариант леворукости — с приставкой «псевдо». К пяти годам у детей уже отмечается доминирование одного из двух полушарий мозга. При этом у некоторых малышей отмечается такая особенность мозга, которая становится причиной атипии психического развития, что становится преградой для формирования межполушарного взаимодействия. Чаще всего такие дети одинаково хорошо пользуются обеими руками.
Отсутствие межполушарного взаимодействия — единственная причина, которая прямо не может влиять на развитие леворукости. Поэтому при ее своевременной диагностике можно будет поработать с ребенком над развитием праворукости.
Кроме того, можно отметить, что леворуким ребенок может стать не на физическом, а на психологическом уровне – «скрытым левшой»: когда ребенок имеет все признаки левши, при этом основной у него остается правая рука. У таких людей доминирующим является правое полушарие.
Сравнительная характеристика левши и правши
На сегодняшний день существует несколько основных мнений относительно способностей, которыми обладают леворукие дети по сравнению с праворукими. Одно из мнений основано на том, что нервно-психическая деятельность левшей значительно хуже, чем у правшей. Другой взгляд состоит в том, что способности у детей с доминирующей правой и левой рукой не отличаются ни в худшую, ни в лучшую сторону.
Есть и третье мнение. Согласно ему, леворукие дети имеют высокие по сравнению с правшами показатели нервно-психической деятельности и способны на ускоренную адаптацию к условиям внешнего мира. Историческими личностями, подтверждающими это убеждение, являются Юлий Цезарь, Александр Македонский, Леонардо да Винчи и другие.
Все три мнения касательно особенностей леворуких детей имеют право на существование, и все они отвечают главным концепциям появления леворукости, дополняя друг друга.
Считается, что связи между полушариями мозга у левшей не такие прочные, как у правшей, поэтому, возможно, они себя более активно проявляют в творчестве, ведь их мышление не ограничено жесткими рамками. Другой же стороной медали является замедленное формирование основных навыков, которые требуют активного взаимодействия между собой двух полушарий мозга.
Леворукие дети демонстрирует повышенное количество психофизиологических характеристик, и это доказанный факт. Кроме того, стоит поговорить о способности детей с доминирующей левой или правой рукой реагировать на запахи. Так, например, левши способны с максимальной точностью оценить неприятные запахи. Правши же остаются более чувствительными к приятным запахам и положительным эмоциям.
Таким образом, для левшей характерен пессимистичный настрой, тогда как правшам более свойственно оставаться оптимистами.
Обучение леворуких детей в школе: основные проблемы
Психологи уверяют, что дети с доминирующей левой рукой имеют определенные сложности в процессе обучения в школе, как минимум, большие, чем дети-правши. Чаще всего левши сталкиваются с проблемами в процессе обучения чтению, письму и счету — навыкам, которые требуют полноценного зрительного восприятия. Определенные нарушения этого восприятия, наряду с нарушениями зрительно-моторной координации и зрительной памяти, приводят к образованию таких проблем:
- медленному восприятию и запоминанию букв в процессе обучения чтению;
- формированию зрительного образа цифр и букв с путаницей в отношении похожих по конфигурации элементов;
- путанию похожих по форме геометрических фигур;
- неустойчивому почерку;
- написанию букв в зеркальном отражении;
- замедленному темпу письма.
Отдельным пунктом стоит рассмотреть одну из основных проблем обучения ребенка-левши в школе: его переучивание. Как уже отмечалось выше, этот процесс негативным образом сказывается на общем психическом и физическом состоянии малыша.
Родителям стоит вмешаться, если переучивание имеет место в случае с их ребенком, поступившем в школу, и объяснить учителю, что дело не только в левой ведущей руке, но и в особенностях функционирования полушарий мозга.
Намеренное переучивание может стать причиной нарушения речи, эмоциональной подавленности ребенка. Неутешительной является статистика, подтверждающая тот факт, что каждый третий школьник с заиканием — это переученный в свое время левша.
Леворукие дети достаточно часто страдают неврозами, и этот вопрос продолжает глубоко изучаться по сегодняшний день.
Малыши действительно истощают себя перманентными школьными страхами (бояться осуждения одноклассников, учителей), но лишь в случаях, когда родители проявляют повышенную тревожность в отношении их леворукости.
Как помочь адаптироваться леворуким детям?
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: менять то, что заложено природой, противоестественно, поэтому самое правильное решение — помочь леворуким детям приспособиться к условиям окружающего мира.
В странах СНГ пока не разрабатываются методики обучения левшей письму и чтению, по крайней мере в государственных школах. Отсутствуют такие методики и на уроках труда и искусства. Именно поэтому у леворуких детей не остается другого варианта, кроме как приспособиться к праворукому миру. Чтобы упростить им эту задачу, взрослые могут:
- помочь организовать для ребенка рабочее место таким образом, чтобы свет падал справа;
- не акцентировать внимание ребенка на правонаклонном и безотрывном письме;
- объяснять алгоритмы двигательных действий;
- играть и выполнять упражнения, способствующие развитию моторики и зрительного восприятия;
- позитивно относиться к особенности малыша.
В заключение отметим, что психологические и некоторые физические особенности леворуких детей не должны считаться странностями или дефектами. Левша — это такой же полноценный член общества, как и правша. Более того, он имеет все возможности, чтобы развить свои порой нетрадиционные способности, если взрослые окажут посильную помощь, обеспечат поддержку и понимание.
«Скрытое левшество» — что это такое?
Вы, наверное, слышали про такое понятие, как «скрытое левшество»? Оно часто встречается в популярной психологии. Что при этом имеют в виду? Человек, в основном, всё делает правой рукой, но какие-то действия ему удобнее выполнять левой. На самом деле, абсолютные правши или левши встречаются не так уж и часто. Причём, даже взрослые люди иногда с удивлением обнаруживают, что, что-то делают левой рукой. Многие годы они просто не обращали на это внимания. К примеру, человек считал себя абсолютным правшой, но вдруг заметил, что держать иглу ему удобнее именно левой рукой. Просто этому действию, в отличие от письма, в детстве не уделялось внимания. Многие люди с доминирующей правой рукой имеют от одного до нескольких признаков левшества.
Определить ведущую руку ребёнка вы можете попробовать дома при помощи опросника М. Озьяс. Схема обследования состоит из заданий, которые предлагаются выполнить ребёнку. При этом, если доминирует правая рука, ставится 1 балл. Если левая — баллы не ставятся. Всего Озьяс предлагает 20 заданий, среди которых есть такие: завинтить крышки на бутылках, перелить воду из одного сосуда в другой, попасть иголкой в небольшую точку и т.д. Для определения руки для письма, Озьяс обращает внимание на 10 действий, которые, как считает автор, непривычны для ребёнка, а, значит, дают наиболее верную картину.
Предложите ребёнку в виде игры следующие действия:
- зажечь спички,
- наколоть, нанизать пуговицы, бусины,
- перелить воду из одного сосуда в другой,
- проколоть дырочки (5-6 ударов),
- разложить (раздать) карточки (карты),
- стереть ластиком предварительно нарисованные крестики,
- капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылочки,
- почистить себя, стряхнуть с себя соринки, пыль,
- достать бусинку ложкой из стакана,
- позвонить колокольчиком, дернуть за шнур звонка.
Зачем знать о леворукости ребёнка? Хотя бы для того, чтобы сказать об этом учителю при поступлении в первый класс. Леворуких детей рекомендуют усаживать за парту в первой колонке справа (относительно учителя). За партой их размещают слева от соседа, чтобы дети не сталкивались локтями. При обучении у леворуких детей часто наблюдается зеркальное письмо и проявляются другие особенности. Кроме того, к сожалению, ещё не все педагоги знают о вреде переучивания с левой руки на правую. Но это лишь вершина айсберга. А что под водой?
Когда лучше не экспериментировать?
Бывает, родителям сложно разобраться, в чём дело, когда ребёнок неусидчив, плохо говорит, нетерпим к неудачам, а на предложение попробовать ещё раз отвечает истерикой. Почему ребёнок так реагирует? Это особенности его характера? Или дело в методах воспитания, пережитом стрессе, комплексах? А, может быть, это неврологические особенности?
В наше время возросло число детей с мозговой недостаточностью. Как врождённой, так и приобретённой. В некоторых случаях у современных детей леворукость оказывается временным признаком, который лишь отражает задержку формирования межполушарных взаимоотношений.
Если вы чувствуете, что не контролируете ситуацию, не стоит надеяться на «авось». Нейропсихолог проведёт комплексную диагностику, найдёт «болевые точки», выявит причины нарушений. И только тогда будет понятно, в каком направлении двигаться, какую применить коррекцию.
Похожая примета
Институт повышения квалификации и переподготовки Добавиться вОжидайте
Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК
ЗакрытьПерезвоните мне
Мы позвоним на номер (сменить) в рабочее время. (с Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК) У меня вопрос поЗакрыть Психологические особенности леворуких детей Психологические особенности леворуких детей
Аннотация: Леворукие дети — почему они такие и какие психологические особенности имеют по сравнению с правшами?
Статья:
Леворукие дети — почему они такие и какие психологические особенности имеют по сравнению с правшами?
На самом деле это такие же дети, имеющие вескую причину для появления такой яркой и порой мешающей жить особенности.
Им непросто самостоятельно адаптироваться в современном мире, подстроенном под правшей, поэтому задача взрослых — помочь малышам в этом на начальном этапе жизни.
Похожая примета
В каком возрасте у ребенка формируется ведущая рука? Почему малыша, который вдруг переключился на левую руку, стоит отвести к неврологу? Какие проблемы преследуют левшей, и все ли стереотипы о них правдивы? На эти и другие вопросы отвечает нейропсихолог Ольга Войтехович.
Ольга Войтехович
нейропсихолог, семейный психолог, психолог-консультант
Леворукость и левшество — в чем разница?
— Какую роль в работе организма выполняют правое и левое полушарие мозга?
— Про какую-то особенную и отдельную роль говорить нельзя. Оба полушария одинаково важны. Но я понимаю, откуда взялся такой вопрос.
В обществе широко распространилась концепция доминирования одного из полушарий. О ней часто говорят. Эта концепция была разработана в 1864 году французским хирургом, этнографом и анатомом Полем Брокка. Он обнаружил, что артикуляционный центр речи локализуется в левом полушарии, то есть в полушарии, противоположном ведущей руке (у правшей). Этот и некоторые другие факты, которыми располагала тогда наука, привели ученых к выводу, что за все доминирующие психологические функции отвечает левое полушарие, а за второстепенные — правое полушарие. Однако они ошибались. Дальнейшие исследования внесли коррективы в данную теорию.
Сегодня концепция устройства мозга звучит по-другому: каждое полушарие является ведущим для определенных психических функций. Каждое! То есть, действительно какими-то чуть больше управляет одно, другими — другое, но оба они вносят свой специфический вклад в целостное поведение.
К примеру, для зрительно-пространственных функций доминантным является правое полушарие. Но если человеку предложили не привычный знакомый ему материал, а нечто новое, то тут уже необходимо включать в большей степени анатилические способности и тогда за работу примется левое полушарие, так как это его профиль. В общем, все зависит от нюансов.
— Какую часть населения занимают левши, а какую правши?
— По разным данным от 5 до 15% жителей планеты являются леворукими и менее 1% — амбидекстры.
Амбидекстриия — врожденное или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей, и способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью.Почему данные по левшам так рознятся? Скорее всего, это происходит из-за того, что в разных странах по-разному относятся к переучиванию левшей (кода детей заставляют писать правой рукой).
— Чем отличается леворукость от левшество?
— Левшество более широкое понятие, чем рукость.
Рукость — термин, используемый для обозначения преобладания или превосходства одной руки над другой в том, что касается письма, мануальных навыков и других занятий.
Левшество — левосторонняя асимметрия парных органов (преобладание левой части над правой). Возможно, многие не знают, но у человека есть не только ведущая рука, но и ведущая нога, ухо, глаз и так далее.
Существует достаточно серьезных тестов на определение левшества, в том числе и медицинские. Но по крайней мере для себя можно сделать много любопытных открытий, если выполнить несколько упражнений.
1. Сложите руки одна на одну, как любил делать Наполеон. Обратите внимание, какая рука сверху. Далеко не всегда это та же рука, которой человек пишет.
2. Похлопайте в ладоши. Отметьте, какая ладонь сверху.
3. Прислушайтесь, как тикают наручные часы (пусть даже и воображаемые). Скорее всего, прислушиваться вы будете ведущим ухом.
4. Посмотрите в воображаемую подзорную трубу. Обычно подносят ее к ведущему глазу.
5. Положите ногу на ногу. Ведущая сверху.
По собранным данным уже можно сделать предварительный вывод. По крайней мере, вы удивитесь тому, что ведущими могут оказаться части тела разных сторон.
Более серьезное профессиональное тестирование обнаружило:
- Левшество слуха (ведущее левое ухо) — у 20-30% населения;
- Левшество ноги (ведущая нога левая) — у 36% населения;
- Левшество зрения (ведущий левый глаз) — у 19% населения;
- Леворукость — всего лишь 5%.
Что на самом деле очень интересно. Ведь природа допускает больше разнообразия в других конечностях и системах, по сравнению с рукостью.
Гениальность левшей никак не подтверждена
— Какими могут быть причины левшества?
— Это большая загадка. На сегодняшний день никаких особых причин не выявлено. Теорий выдвигается множество. Более-менее логичным мне кажется, утверждение, что это генетическая особенность, потому что действительно у левшей с высокой долей вероятности рождаются дети-левши.
Некоторые ученые утверждают, что у неандертальцев, процент левшей был тот же, что у современных хомосапиенсев. Не знаю, как исследователям удалось выяснить этот факт, но тем не менее, если до сих пор в процессе эволюции природа не вытеснила левшей, значит человечеству эти люди необходимы.
— Говорят, у левшей есть множество отличительных особенностей и даже преимуществ. Может поэтому они несут какую-то определенную миссию?
— Долгое время, и правда, активно обсуждался данный вопрос. Но реальных доказательств слишком мало. Я бы назвала такие утверждения мифами.
Люди могут быть более талантливыми, умными, быстрыми, сообразительными чем другие независимо от того, какой тип профиля у них преобладает. Нет данных подтверждающих, что среди гениальных людей соотношение праворуких и леворуких отличается от основной популяции. Хотя из-за необходимости адаптации неудобному миру и вынужденному поиску решения разных задач, креативность у таких людей действительно может быть на высоком уровне. Но это результат постоянный тренировок мозга, а не врожденная особенность.
Единственное преимущество заметно в спорте. Ведь леворукий противник — непростой противник. Он способен нанести неожиданный удар или забить гол с неожиданной стороны. Поэтому если тренерам попадается такой спортсмен, они всегда обращают на него внимание.
Ведущая рука формируется еще до рождения
— А как насчет того факта, что левши чаще страдают психическими расстройствами?
— Да, действительно. Не намного, но чаще. Кстати, левши чаще мучаются и от бессонницы. Такой факт тоже существует.
С другой стороны, подумайте сами: левши живут в мире правшей и постоянно испытывают в связи с этим определенный стресс. Дверные ручки, тетради на кольцах, бытовая техника, рабочие инструменты (например, бензопила), многие музыкальные инструменты, игровые джойстики и даже кухонные ножи — все это производится для правшей. И левшам приходится либо искать товар на заказ, либо справляться с тем, что предлагают. Это одна из причин стресса, да и физических травм леворуких.
— К какому возрасту у ребенка формируется ведущая рука?
— Возможно, вы удивитесь, но право- или леворукость можно определить уже к 15 неделе беременности. Ведь даже на УЗИ можно заметить, что ребенку больше нравится сосать пальчик конкретной руки и определенное положение тела, больше повернутое в правый или в левый бок. Это означает, что при рождении ребенок уже определил ведущую руку.
В обычной жизни родители начинают замечать преобладание какой-то из рук, как правило, к 2-3 годам. К 4-летнему возрасту обычно сомнений у родителей уже не остается. Хотя некоторые детки иногда не спешат показывать мамам и папам свои предпочтения. Они пробуют мир и каждый раз делают это иначе: то одной, то другой рукой. Просто из-за интереса.
— Правда ли, что у леворуких детей распространены проблемы с развитием речи?
— Это не всегда так. Прямой взаимосвязи нет. Из собственного опыта скажу, что детки левши действительно намного чаще появляются у меня на приеме. Но проблемы у них очень разнообразные и связаны не только с речью. Они чаще нуждаются в помощи.
Однако при адекватном сопровождении все сложности у таких детей очень быстро уходят, и они могут даже опережать сверстников
Переучивать левшей нельзя
— Какие сложности иногда возникают у детей-левшей?
— Может немного притормаживать развитие зрительно-пространственного восприятия. Им труднее адаптироваться к школе, все по той же причине сложности приспособления к миру праворуких. Педагоги могут столкнуться с проблемой зеркального письма у таких учеников (хотя, данная особенность встречается и у правшей).
— Почему левшей нельзя переучивать?
— Можно научить ребенка писать правой рукой, но изменить асимметрию мозга нельзя. К чему все это приведет: мы так и не разовьем у него ведущую руку. Неведущая рука никогда не станет главной, просто научится писать. У ребенка, скорее всего, будет некрасивый почерк, он будет быстрее уставать, легче раздражаться и вообще понесет колоссальные энергетические и эмоциональные затраты. Стоит ли оно того? Таким образом родители собственноручно открывают ребенку дверь к неврозам.
— Как помочь маленьким левшам легче адаптироваться к миру?
— Если у родителей появились подозрения, что их малыш левша, особенно, когда он вместо привычной правой вдруг все начинает брать левой рукой, первое, что необходимо сделать — показать ребенка неврологу для исключения гипертонуса мышц.
Гипертонус — это нарушение мышечного тонуса тела, которое выражается в перенапряжении мышц.Нередко бывает, что в правой руке тонус повышен и ребенок просто выбирает ту руку, которой легче оперировать. Изменение мышечного тонуса может быть вызвано заболеваниями и повреждениями на разных уровнях нервной системы.
Если невролог говорит, что все хорошо. Значит, просто делаем вывод, что ребенок левша, поэтому нужно постараться сделать его мир более комфортным.
Сегодня все же преподаватели не настаивают на переучивании. Родителям стоит обратить внимание на ассортимент товаров для письма, предназначенных специально для левшей. Существуют адаптированные прописи для левшей, клавиатура для компьютера и другие аксессуары.
Рабочая зона дома у ребенка тоже должна быть адаптирована под его особенность. Свет от окна на тетрадь должен падать не слева, а справа. Предметы должны располагаться так, чтобы ребенку было удобно. Если вы замечаете проблемы в развитии речи или письма и/или другие трудности в обучении обратитесь к логопеду и/или нейропсихологу. Эти специалисты помогут ребенку преодолеть проблемы, исходя из его особенностей.
Похожая примета
У вас родился малыш. Он растет, каждый день он другой, каждый день «новый». Но вот проходит какое-то время, и вы вдруг понимаете, что ОН НЕ ТАКОЙ как все: что ОН ЛЕВША. Для многих родителей эта «непохожесть» до сих пор звучит как приговор. А так ли это? А стоит ли пугаться и расстраиваться, если ваше чадо - левша? Какие они - люди, у которых доминирует левая рука? Леворукость - это «подарок судьбы» или «наказание»? Как сделать так, чтобы максимально приспособить своего ребенка к праворукому миру? Одним словом, вопросов много. Попробуем разобраться.
Начнем с констатации факта: левшей в мире становится все больше и больше. В большей степени это результат того, что теперь уже никто не ведет борьбу с этой «неправильностью».
Откуда берется леворукость?
Как и многие другие особенности человека, леворукость предопределяется особым устройством мозга человека. Наш головной мозг состоит из двух полушарий, каждое из которых выполняет свою особую собственную функцию. Правое полушарие управляет левой стороной нашего тела, а левое полушарие - правой. Как правило, у человека эти полушария неравноправны, одно из них доминирует. Получается следующее: если более активно левое полушарие - человек становится правшой, если доминирует правое - левшой. Так как левое и правое полушария отвечают каждое за свой тип обрабатываемой информации, то отличия левши и правши не заканчиваются на том, что один человек работает в основном левой рукой, а другой - правой.
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ обрабатывает информацию последовательно, перебирая все возможные варианты, ЛОГИЧЕСКИ. Благодаря его работе мы понимаем смысл речи, абстрактные понятия, способны к классификации и анализу объектов окружающего мира.
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ обрабатывает информацию, мгновенно воспринимая целостный образ, на него опираются наша способность к эмоциональному восприятию, синтетическому мышлению, зрительно-пространственные функции, ИНТУИЦИЯ. Оно воспринимает интонационную сторону речи.
КОГДА И КАК МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ, какая же рука у Вашего ребенка доминирует.
КОГДА? Некоторые ученые считают, что «право- леворукость» можно определить уже в 2-3 месяца, другие полагают, что в норме окончательно доминантность руки формируется примерно к 4 (иногда к 5) годам. Часто ребенок 2-3 лет может брать предметы, держать ложку, рисовать, вырезать и выполнять прочие операции то одной рукой, то другой. Подобная ситуация означает, что доминантность полушария у малыша еще не установилась, остается ждать. Но в любом случае, родителям 4-5-летнего ребенка необходимо знать, левша их чадо или нет. Почему? Именно в этот период начинается подготовка к школе, важная часть которой - развитие микромоторики руки. Если по недоразумению начать развивать неведущую руку (вспомните незабываемую школьную фразу: «Дети! Возьмите ручку в правую руку!»), это может привести к переутомлению, невротизации ребенка, отвращению к занятию письмом.
КАК? Если ваш ребенок совсем МАЛЕНЬКИЙ, то в определении ведущей руки поможет метод наблюдения. Наблюдая за ребенком, отмечайте, какой рукой он выполняет те или иные действия: держит ложку, рисует, совершает активные действия во время игры (захватывает погремушку, бросает мяч, нанизывает бусы, берет предметы, что-то открывает).
Поможет в определении ведущей руки ряд простых заданий, которые каждый родитель может проделать самостоятельно.
- Открывание коробочки. Ребенку предлагают несколько коробочек (например, спичечных коробков). Задание - найти спичку, бусинку, монетку в одной из них.
- Открывание пузырьков. Предложите своему малышу открыть несколько пузырьков с закручивающейся крышкой.
- Вытирание поверхности тряпочкой. Ребенок протирает тряпкой доску, шкаф, стол - любую поверхность.
- Колодец. Ребенку предлагают построить колодец из брусков конструктора или спичек.
- Бросание предмета. Пусть ребенок поймает брошенный вами предмет, например мягкую игрушку, и бросит ее в стоящую рядом корзину.
- Развязывание узелков. Предложите ребенку развязать несколько неплотно завязанных узлов из шнура средней толщины.
- Поднимание предмета. Попросите ребенка поднять с пола небольшой предмет.
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ? Во всех заданиях обращайте внимание, КАКОЙ РУКОЙ ВЫПОЛНЯЮТСЯ АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ: открывание-закрывание коробки, откручивание крышки. Во избежание случайности повторите эти задания несколько раз. Запишите, в скольких пробах ребенок использовал правую, в скольких - левую руку. Явное преобладание первого или второго числа говорит в пользу право- или леворукости.
Помимо ярко выраженных левшей и правшей существуют люди, одинаково хорошо владеющие обеими руками, - АМБИДЕКСТРЫ (от лат. ambo - оба и dextera - правая рука). Таких мало, и часто их способности объясняются тем, что на каких-то этапах развития они подвергались переучиванию, т. е. своеобразной тренировке неведущей руки. Однако встречаются люди с врожденной амбидекстрией, но такое случается крайне редко.
Если число проб, выполняемых правой и левой рукой, приблизительно равно, сосредоточьтесь на рисовании и письме, поскольку именно это важно для правильной подготовки к школе. В течение нескольких дней предлагайте ребенку разные задания:
— нарисовать что-то;
— перерисовать образец;
— раскрасить рисунок;
— заштриховать силуэт;
— обвести фигуру по трафарету и пр.
Обратите внимание на:
— то, в какую руку ребенок САМОСТОЯТЕЛЬНО берет карандаш;
— когда результаты ЛУЧШЕ, КАЧЕСТВЕННЕЕ - когда он рисует правой или левой рукой;
— в какой ситуации он МЕНЬШЕ УСТАЕТ.
Для детей ПОСТАРШЕ И ВЗРОСЛЫХ существуют специальные ТЕСТЫ. Вот некоторые из них.
- «ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУК». Если при переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец правой руки, а в «позе Наполеона» со скрещенными на груди руками кисть правой руки ложится на предплечье левой, считают, что испытуемый является правшой. И наоборот.
- «АПЛОДИРОВАНИЕ». В тесте на аплодирование правши хлопают ладонью правой руки по неподвижной ладони левой, а левши, соответственно, делают все наоборот. Этот тест более информативен для взрослых, а дети обычно хлопают обеими ладошками, поставленными параллельно друг другу (неслучайно по результатам многих тестов среди детей выявляется больше амбидекстров, чем среди взрослых). Взрослые амбидекстры также аплодируют параллельно размещенными ладонями.
- «ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ». Общее правило в данном случае такое: человек обычно жестикулирует ведущей рукой.
- Прост и показателен тест на точность выполнения задания при одновременной работе правой и левой руками. Обычно испытуемому дают два карандаша и, завязав глаза, просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, значительно совершеннее второго рисунка. При этом движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но зато более точными, меньше выражен тремор (дрожание руки). Линии, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Можно попросить малыша при выполнении этого задания закрыть глаза. Как правило, это делает результаты еще более выраженными.
- Если же ваш ребенок уже начал писать, попросите его написать свое имя одновременно обеими руками с открытыми, а затем с закрытыми глазами. Как правило, левши ставят обе руки в центр листа и начинают писать правой рукой слева направо, левой - справа налево. С закрытыми глазами они пишут свою имя (фамилию) правой рукой как обычно, а левой - зеркально.
- Вырезание ножницами рисунка по контуру (вырежи геометрическую фигуру, цветок, зайчика и т. п.). Ребенок сделает это ведущей рукой.
- Тест «Карта с дырой». В листе плотной бумаги вырезается отверстие 1 x 1 см. Держа эту карту на небольшом расстоянии от глаз, испытуемый рассматривает предметы. Рассматривание обычно осуществляется ведущим глазом.
Ценность перечисленных тестов в постоянстве результатов. Окончательное заключение можно сделать на основании их совокупности.
Об амбидекстрах: выполняя тесты для определения ведущей руки, они дают самый невероятный разнобой. Часто амбидекстры (дети и взрослые) пишут правой рукой, едят левой (или наоборот), а бытовые операции выполняют попеременно обеими.
О характере асимметрии нижних конечностей судят по тому, как мы сидя закидываем ногу на ногу и по относительной длине шага. Считается, что обычно мы закидываем ведущую ногу и ее шаг имеет большую длину. С этим свойством ведущей ноги связан еще один признак - отклонение от заданного направления при движении с завязанными глазами. Так как ведущая нога делает более длинный шаг, то человек, стремящийся идти прямо, но не имеющий возможности контролировать направление своего движения с помощью зрения, будет отклоняться в сторону, противоположную ведущей ноге. В систематическом отклонении от прямолинейного движения заключено объяснение, почему люди, заблудившиеся в лесу или в высоких камышах и старающиеся строго придерживаться выбранного направления, сделав большой круг, возвращаются на исходное место.
В отношении мимической мускулатуры лица: она более развита и более подвижна на стороне, противоположной доминантному полушарию. Так, у правшей правая половина лица выразительнее левой. В целом у левшей - и детей, и взрослых - обычно очень живая мимика, что отмечается окружающими.
Определение ведущего уха: обычно человек, большой или маленький, предпочитает прикладывать телефонную трубку именно к нему.
Определение ведущего глаза (проба Розенбаха). Испытуемый держит вертикально в вытянутой руке карандаш и фиксирует его взглядом на определенной точке (лучше по отношению к любой вертикальной линии), отстоящей на 3-4 м, глаза при этом открыты. Затем попеременно закрывает один и другой глаз. Ведущим считается глаз, при закрытии которого карандаш смещается в его сторону.
Самые распространенные МИФЫ О ЛЕВШАХ:
— считается, что левши более тревожные;
— чаще сталкиваются с эмоциональными расстройствами, чем правши;
— очень болезненные;
— страдают расстройствами сна;
— эмоционально неуравновешенные;
— неуверены в себе;
— склонные к чувству вины;
— застенчивы;
— грубоваты;
— непрактичны;
— обнаруживают более низкий уровень общего интеллекта.
Серьезное заявление, неправда ли? Такое без внимания никак нельзя оставить. На самом деле всё перечисленное МАЛО соответствует действительности. В этом можно легко убедиться, познакомившись с биографиями всемирно известных левшей. А, как известно гениальными левшами являются:
УЧЁНЫЕ Иван Павлов, Исаак Ньютон, Альберт Энштейн, Жорес Алферов.
КОМПОЗИТОРЫ Иоганн Себастьян Бах, Людвиг ван Бетховен, Пол Маккартни.
ХУДОЖНИКИ Леонардо да Винчи, Микеланджело, Пабло Пикассо.
ПИСАТЕЛИ Николай Лесков (тот самый, что написал «Левшу»), Льюис Кэррол, Владимир Маяковский.
ПОЛКОВОДЦЫ Александр Македонский, Юлий Цезарь, Наполеон Бонапарт.
ПРЕЗИДЕНТЫ Авраам Линкольн, Бенджамин Франклин.
АКТЁРЫ Чарли Чаплин, Вупи Голдберг, Мэрилин Монро, Мила Йовович, Джулия Робертс, Кеану Ривз и др.
И этот список далеко не полный. Но то гении, скажет кто-то из родителей левшей. Тем не менее, конкретные практические исследования (а не умозрительные теории) доказывают, что:
— по основным интеллектуальным показателям левши-школьники ничем не отличаются от сверстников-правшей. А многие из них показывают гораздо более высокие результаты и уровень интеллекта.
— дети-левши гораздо чаще правшей проявляют завидное сочетание деликатности и стрессоустойчивости. А ведь при более высокой чувствительности сохранять самообладание, спокойствие и оптимизм в грубоватом и жестком, а порой откровенно жестоком «правом» мире особенно нелегко! Тем не менее, левши с этим справляются.
— левши и амбидекстры (люди, занимающее промежуточное положение между левшами и правшами) способны быстрее находить выход из «тупиковых» ситуаций, чем правши.
Выходит, быть левшой - это не есть плохо. Тем не менее, есть ряд ОСОБЕННОСТЕЙ, о которых нужно знать всем родителям, у которых растет «ребёнок-леворучка». Знание этих особенностей позволит вашему ребенку избежать множества разных проблем на своем пути в агрессивном для него «праворуком мире».
ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК ЛЕВША, не забывайте:
Во-первых, дети-левши сталкиваются с проблемой переучивания (что является настоящим насилием для мозга). Даже если вам повезло, и учитель (воспитатель) вашего ребенка позволяет ему писать левой рукой, все равно какие-то элементы переучивания будут непременно. Все это происходит на фоне еще непривычной учебной нагрузки. Учитывая большую эмоциональность и природную впечатлительность детей-левшей, не исключено, что нервная система маленького левши может давать некоторые сбои. Поэтому наибольший процент невротиков среди левшей именно в этой возрастной группе - 5 - 8 лет. Собственно, можно смело говорить о том, что каждый маленький левша, которого коснулось переучивание (даже если он пошел на это легко) невротизирован в той или иной степени. Наиболее часто встречающимися проявлениями невротической симптоматики у переученных левшейлевша 7-8 лет являются нарушения сна и аппетита, головные боли и боли в животе, дневной и ночной энурез, заикание, тики, повышенная возбудимость или наоборот вялость, заторможенность, раздражительность, укачивание в транспорте и пр. Но после 10 лет, как показывает практика, детишки-левши выправляются, успокаиваются, становятся менее утомляемыми. Им перестают сниться кошмары. Они подтягиваются в учебе и становятся «как все».
Во-вторых, в целом дети-левши сильнее на все реагируют, они более ранимы и впечатлительны, чем правши (так, маленький левша может горько плакать над проделками мультяшного героя, в то время как его сверстник-правша придет к такому же уровню сострадания к чужому горю только в зрелом возрасте). Из этого следует, что на ребенка-левшу нельзя кричать, иначе он замкнется в себе и отдалится от родителей.
рука
В-третьих, у маленьких левшей, как и у левшей-подростков, обостренное чувство справедливости.
В-четвёртых, левши наделены богатым воображением, они большие фантазеры.
Что касается общительности левшей, то здесь все очень индивидуально. Многие детки-левши весьма общительные люди, но нередко имеют свойство быстро уставать от веселья и устремляются в свое тихое уютное домашнее «гнездышко».
Подведём итоги: итак, если вы окончательно убедитесь в том, что ваш ребенок отдает предпочтение левой руке, не огорчайтесь, а НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ ОБ ЭТОМ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ, ведь именно от них во многом зависит то, в какой степени ваш малыш будет подвержен невротизации.
Роль нейропсихолога в определении ведущей руки ребёнка
«Универсальных» детей нет, а значит нет и «универсальных» рецептов исцеления. Симптомы нарушений могут быть похожи. Но, если копнуть глубже, их природа будет значительно различаться.
Для примера, возьмём двух детей пяти лет. Допустим их зовут Ваня и Миша. Родители обоих мальчиков жалуются на то, что их сын невнимателен, капризен, часто плачет. Родители Вани где-то почитали, где-то поспрашивали и решили, что дело в режиме дня. Ваню начали пораньше укладывать спать, он стал меньше смотреть в телевизор и больше гулять. Ваня стал значительно спокойнее. Родители, довольные собой и сыном, рассказали о своём опыте Мишиным родителям. С этого дня Миша тоже начал ложиться в девять, часами гулять и смотреть телевизор по 20 минут в день. Но мальчик, по-прежнему, плачет по любому поводу, а на занятиях «считает ворон». Родители в недоумении: «Мы же всё сделали правильно! Почему не помогло?».
Во многих случаях проясняет ситуацию нейропсихологическая диагностика. И тогда может оказаться, что дело вовсе не в режиме дня, а в особенностях взаимодействия определённых отделов головного мозга. Одной из характеристик этого взаимодействия является то, какой рукой ребёнок предпочитает действовать. Поэтому к определению ведущей руки, нейропсихологи подходят основательно. Эта информация помогает найти оптимальные решения в развитии и обучении детей.
Читайте также: