Реальные приметы времени в повести собачье сердце
Обновлено: 09.11.2024
I. Вступительное слово учителя. Выстраивание кластерной схемы.
Девятиклассники, вы стоите на пороге выпускных экзаменов. Как вы считаете, что должен знать ученик, получивший основное образование, о художественном произведении.
Выстраивание Кластерной структуры
Какие ниши схемы вы можете заполнить, опираясь на свой читательский опыт?
(Материал для заполнения: 1) время, эпоха; 2) мировоззрение; 3) особенности стиля; 4) представление о произведении; 4) факты биографии.)
II. Групповая работа: анализ источников (см. приложение 1, 2, 3) и материалов учебника. Итог: связанный рассказ о писателе.
III. Восприятие литературного произведения:
1. Легко или трудно было читать “Собачье сердце”?
2. Ваши впечатления о прочитанном.
IV. Переходный вопрос к обсуждению темы:
М.А. Булгаков жил и творил в начале XX века. Создайте палитру вашего представления о XX веке.
(Квадрат заполняется цветами, а потом учащиеся аргументируют выбранные цвета.)
XX век – “трагический” век.
1905 г. – русско-японская война.
1905–1907 гг. – первая русская революция.
1914 г. – первая мировая война, которая с 1918 г перешла в гражданскую войну.
? Каким образом передан трагизм эпохи в одноименном фильме по повести М.А. Булгакова (прослушивание увертюры к фильму).
V. Аналитическая беседа по теме урока:
1. У каждого времени есть свои приметы, есть они и у 1925 г. – года создания повести (просмотр первых кадров фильма: до встречи Шарика с Преображенским).
- Назовите приметы времени. Какое это время? (Настоящее.)
- Почему старое и новое время даны глазами Шарика?
- С чего начинается фильм? А первое предложение текста? Это все-таки вьюга или вой?
Мотив вьюги (по первой главе).
- Цитаты враждебность, злые силы, демонизм.
- Время суток (сумерки – мрак – морок). Кто морочит?
- Хозяева нового времени. (Пролетарии: повар, дворник, швейцар, товарищи.)
Где мотив вьюги заканчивается? (Встреча с Преображенским.)
2. Просмотр фрагмента фильма. (Встреча Шарика с Преображенским, приход в квартиру, первые дни.)
Какой прием лежит в основе изображения двух миров? (Антитеза.)
Цитаты свет (по 2, 3 главам) на улице, в квартире Преображенского.
Только зашли в дом, что почувствовал Шарик? (Тепло.)
Представители старого времени, что для них характерно? (Ум, культура, рыцарство, ест обильно, не ворует, пинать не станет.)
Почему пропал Калабуховский дом и его жители?
Цитаты приметы времени, которые исчезли (цветы, ковры – символика красоты, уюта; сова – символика мудрости; паровое отопление, свет, калоши – символика порядка, чистоты).
3. Просмотр фрагмента. (Посещение квартиры Преображенского домовым комитетом и текст (конец 3 главы).)
Уместно ли слово посещение?
Стычка профессора с домкомом – столкновение двух разных философий или манер поведения.
Цель посещения (уплотнение московских домов – выселение старожилов-интеллигентов).
Почему в квартире Преображенского нет разрухи? (Каждый занимается своим делом.)
Бессмертны слова И.А. Крылова: “Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги точать пирожник”.
По мере анализа глав и фрагментов фильма учащимися заполняется таблица в тетради.
Похожая примета
Я так думаю, что имеется в виду ссылка на жизнь, быт и устройство общества.
Ну навскидку.. .
Ссора на кухне коммуналки, когда пролетает Маргарита. Упоминание о том, что Маргарита благодаря замужеству не знала жизни в коммуналках, очередей и т. п.
Могарыч, который оклеветал Мастера, после прочтения статьи о нем, люди пришедшие его арестовывать - указание на 30-е года 20 века.
Валютный магазин подожженый Коровьевым и Бегемотом.
Название организаций (там где хор пел и других) - 30-40гг
А ответить в чем намек . одной фразой.. .
Повесть показывает жизнь людей. Встречу с темными силами. Линия Пилата.
К вышесказанному подходит фраза Воланда, что люди не изменились ( то есть во все времена люди подверженны страстям - зависти, трусости и т. п. ) , но милосердие стучиться в их сердца, да еще испортил квартирный вопрос.
Это повесть о добре и зле, о том что зло может обернуться добром и наоборот.. .
Источник: Голова
Остальные ответы
Главная примета - Пролетарии суки в парадном калоши сперли.. . Швондер,, , мать его.
Похожая примета
Политика военного коммунизма - голод и протухшая солонина для одних, барство для других, швондеры и им подобные поют "свои песни", характерные имена, которые дают детям (у нас в институте преподавал замечательный профессор, которого родитель назвали Сталь), какая -то тишина и обозленность и многое другое.
Остальные ответы
Не читайте советских газет.. чем не примета?
Швондеров и шариковых прогнали.
Ну как, профессора преображенские и доктора борментали лучше стало?
Похожая примета
Судьба Михаила Афанасьевича Булгакова была необычной и печальной.
Булгаков родился в Киеве, в многодетной семье преподавателя Духовной академии. Рано, когда ему исполнилось 16 лет, потерял отца.
Родители стремились привить детям христианский образ мыслей. В семье по воскресеньям вслух читали Библию, по праздникам непременно посещали церковь. В 19 лет Михаил, к тому времени поступивший на медицинский факультет Киевского университета, в ожесточенных спорах с родными заявил о своём неверии. Позже, после трагических событий российской истории, он заново вернётся к однажды решенным в юности вопросам. Об этом свидетельствуют его произведения.
Первая мировая война застала Булгакова на старших курсах университета. Выпущенный вместе с другими студентами-медиками досрочно, он работал в госпиталях прифронтовой полосы, где занимался главным образом ампутацией рук и ног. Быть может, хирургическая практика и определила несвойственную русскому интеллигенту 20 века твердость и решительность его характера.
Осенью 1916 года Булгаков отправился в сельскую глушь Смоленской губернии, в село Никольское. Он был единственным врачом на много десятков верст – одновременно хирургом, терапевтом, акушером, педиатром. Принимая порой за день по сотне крестьян, съезжавшихся на лошадях в больницу со всей округи, делая операции, молодой доктор понимал: он и только он отвечает за жизнь привезенного к нему человека.
За два года врачебной практики Михаил Булгаков хорошо узнал тот народ, к которому принадлежал. Он увидел темноту крестьян, их невежество, но одновременно твердо осознавал свой долг — лечить их и просвещать.
В начале 1918 года Булгаков вернулся в родной Киев и за полтора года пережил там не менее десяти смен власти. Зарабатывал на жизнь частной практикой. С трудом избегал мобилизации в армию то при петлюровцах, то при большевиках. И всё-таки мобилизованный белыми, он в качестве военврача отправился на Северный Кавказ. Конечно, Булгаков предпочел бы фронту частную практику врача и письменный стол литератора. Но Белая армия была его армией: в ней были люди его круга, друзья, знакомые, в её рядах оказались с первых же дней его младшие братья.
Булгаков мучительно переживал все происходящее. После кровопролитной мировой войны его родина, вместо того чтобы «зализывать свои раны», оказалась ввергнута в ещё более кровопролитную Гражданскую войну.
В феврале 1920 года, когда большевики стали побеждать и началась спешная эвакуация Белой армии, Булгаков заболел тифом, а очнулся уже в советском Владикавказе. Эмигрировать было невозможно. Он жил под страхом разоблачения. Чтобы иметь средства к существованию, Булгаков пишет пьесы для советской сцены, которые позднее собственноручно уничтожил.
Осенью 1921 года Булгаков приехал в Москву. Здесь ему пришлось познакомиться с социалистическими принципами, когда люди, окончившие университет, могли быть объявлены эксплуататорами. Теперь таких людей, например, лишали комнат в их же квартирах. Булгаков неутомимо воюет с подобными принципами на страницах своих сочинений, написанных в первые московские годы. Он выступает за привилегии, обоснованные воспитанием, образованием, качеством труда. Тружениками были, с его точки зрения, он сам, его интеллигентные друзья, врачи, инженеры, адвокаты. Наконец, его дядя, известный в Москве врач Покровский, который и стал прототипом профессора Преображенского, персонажа повести «Собачье сердце».
В основе повести лежит мотив превращения. Это почти сказочная история о том, как добрый бродячий пес превратился в злобное человекоподобное существо.
Булгакова волнует тема ответственности науки и не только науки за результаты своих экспериментов. Речь идет, прежде всего, о небывалом социальном эксперименте, результатом которого его организаторы предполагали видеть нового человека. Последствия эксперимента трагичны. Писатель показывает, что получится, если насильно вмешиваться в природу. Отсюда следует ещё одна проблема – разрушительной силы хамства и невежества. Булгаков с большим сомнением смотрел на попытки искусственного создания «нового человека».
В «Собачьем сердце» показана неготовность общества послереволюционной эпохи уважать труд, культуру и знания, ценить человечность. Идеалы революции оказались низведены до грубого уравнительства. Именно безграмотные Шариковы оказались идеально приспособлены к новой жизни, новой власти. Именно они готовы хозяйничать, не умея этого делать. Именно такие люди составят идеальный исполнительский аппарат новой власти, состоящий из людей с «собачьими сердцами».
Профессор Преображенский, сам того не желая, вызывает к жизни силы зла, которые едва не губят его самого. Он вынужден исправлять свою ошибку – вернуть Шарикова в прежнее состояние.
В повести много реальных примет времени: это бесхозяйственность, разгильдяйство, разруха, которая, прежде всего, в головах. Это давление на интеллигенцию, советские газеты, которые профессор не рекомендует читать, безработица, засилье хамства и бескультурья.
Как только Булгаков прочитал свою повесть в одном литературном кружке, кто-то из слушателей тут же донёс об этом. Год с лишним спустя к писателю пришли с обыском и забрали рукопись «Собачьего сердца». Повесть не печаталась в России до 1987 года.
Запрет на публикацию «Собачьего сердца» побудил Булгакова уделить основное внимание до конца 1920-х годов драматургии. Однако к весне 1929 года с репертуара театра были сняты все пьесы Булгакова. Михаил Афанасьевич пишет обращение к Правительству СССР с просьбой отпустить его за границу. Через две недели ему позвонил Сталин, и Булгаков отказался от мысли об эмиграции. Несмотря ни на что, ему трудно было решиться покинуть Россию навсегда.
Со снятием пьес Булгаков лишился средств к существованию. Сталин обещал ему работу во МХАТе – Булгаков не получил ничего, кроме зарплаты служащего в театре. Ни одной своей строки Булгаков никогда более не увидел в печати.
С 1928 года Булгаков работал над произведением, постепенно ставшим для него самым важным – романом «Мастер и Маргарита». Желанием напечатать роман было продиктовано решение написать пьесу о молодом Сталине, сочувственно его изобразив. Но Сталин, похвалив пьесу, запретил её ставить. Многолетнее психологическое напряжение от постоянной борьбы с цензурой и крах первой и последней попытки прямого сближения с властью дали о себе знать. У Булгакова начала быстро развиваться тяжелая наследственная болезнь почек. Он скончался, не дожив до сорока девяти лет.
Читайте также: