Приметы золотого века русской культуры

Обновлено: 21.11.2024

Золотой век богат переменами, которые были продиктованы предыдущей стратегией развития Российской империи. Иными словами, всё то, что было запланировано ранее, теперь приводилось в действие. Границы государства постоянно расширялись и превратили его территорию в необъятную страну.

Значительную роль в этом деле играло присоединение Средней Азии и Северного Кавказа. Размах царя не знал жалости и промедления. Не заставили себя ждать и нововведения, которые, по мнению Петра Великого, приведут империю к успеху. Но, несмотря на запал военачальника, народ воспринимал указы с опаской и нехотя шагал в новое время. Это и стало главной причиной неравномерного развития страны.

Духовные особенности русской культуры 19 века стали настоящей сенсацией и подарили мировое признание произведениям отечественных писателей. Высшую ценность в глазах зарубежных критиков приобрели результаты трудов Льва Николаевича Толстого и Фёдора Михайловича Достоевского. Их романы «Война и мир», «Дурак», «Преступление и наказание» и в наше время пользуются популярностью во всем мире. Откровенные рассказы о культуре, быте, боли, страданиях, радости и печали простого русского человека — творческий неисчерпаемый клондайк для всех, кто ищет вдохновение.

Наибольший прогресс наблюдался именно в сфере культурно исторического развития России середины 19 века. В экономической, материальной и социально-политической отраслях государству не удалось достичь ошеломляющего успеха. Но и на месте никто не стоял, достигнув некоторых результатов:

  • зарождение отечественного машиностроения;
  • прогресс в изготовлении паровых двигателей;
  • появление первого парохода (1815 год);
  • стала действовать первая железная дорога (1851 год), её путь лежал между Санкт-Петербургом и Москвой.

Благодаря своим природным ресурсам Урал стал центром развития металлургической промышленности. Стремительный прогресс в этой области позволил строить новые заводы и расширить возможности производства. Это дало толчок к запуску и развитию текстильной промышленности. Появившиеся рабочие места и доступ к новой продукции стали привлекательны для населения. Многие люди переезжали в города, чтобы быть ближе к комфорту и заработку.

Как и прежде, стремительный шаг в новую эпоху тормозит старый подход к решению задач. Самодержавие и крепостное право стали непреодолимым препятствием на пути к процветающему будущему страны.

Отмена крепостного права в 1861 году позволила дышать глубже, но не устранила факторы, сдерживающие скорость развития. Эта реформа не стала спасением, которого так ждал народ. Её действие оказалось ограниченным, поскольку не происходило никаких изменений в политической сфере. Люди поняли, что перемены возможны. Это стало стимулом для требования изменений в пользу улучшения жизни народа.

События XIX века привлекли внимание к стране не только своими культурными достижениями, но и тяжёлыми последствиями:

  • Отечественная война;
  • восстание декабристов;
  • период крепостничества;
  • отмена крепостного права.

Эти явления стали доказательством того, что люди, живущие в Российской империи, — настоящие патриоты. Они не стали бежать и приняли боем всех, кто хотел использовать страну в своих интересах. Однако народ умел защищать не только государство и правительство, но и своё мнение. Вместе с защитой границ люди добились улучшения положения и дали понять, что хотят создавать собственные законы на своей территории.

Настойчивость и чёткое виденье лучшего будущего сделали своё дело: новая эпоха подарила свободу, теперь русский народ мог творить и развиваться. Но XX век вынудил заплатить за неё двумя войнами и многочисленными жертвами.

Что мы узнали?

Похожая примета

«Золотой век» русской культуры в России наступил в XIX веке. Именно тогда в стране собралось такое количество гениев и творцов различных областей человеческих знаний и умений, сколько никогда не было и пока не повторилось.

Интересно отметить, что общественно-политические условия XIX века были очень тяжелыми – этот период истории называют мрачной эпохой николаевской реакции, что, собственно, повлияло на высокую адаптивность русской культуры

Исследователи считают, что высокий расцвет в истории, как правило, сопровождается глобальными изменениями. В России «золотой век» завершился стачками, народными волнениями, последующим отречением царя от престола и революцией.

Многие исторические события оказали огромное влияние на русскую культуру и формирование менталитета российских граждан. В частности можно выделить:

  • войну с Наполеоном,
  • реформы Александра II,
  • отмену крепостного права,
  • французские и английские революции,
  • продвижение марксистской идеологии.

Искусство, которое впечатлило мир

Наиболее благоприятным и плодотворным XIX век оказался для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем и расцвет, став классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.

Почувствовав глоток свободы, творческие люди стали больше работать и заявлять о себе миру. Архитекторы, живописцы, писатели, музыканты и поэты хотели любыми способами добиться славы. Однако деятели культуры 19 века признали, что из всех творческих сфер наибольшего прорыва удалось достичь в литературе.

Творцы и критики не могли отвергать тот факт, что писатели быстрее всех поняли главное: важно не только дать объяснение какому-либо событию или ситуации, нужно отразить национальный менталитет, свойственный народу, преподнести читателю развёрнутое описание душевных терзаний, которые испытывают герои, подать изложение так, чтобы характеристика персонажа не была категоричной. Одна из основных задач автора — это донести всю многогранность личности.

Направления в литературе

Сентиментализм — ответвление в творчестве, характеризующееся излишним вниманием к чувствам и переживаниям персонажей. В таких произведениях герои идеализируют своих возлюбленных и этот мир. Они обидчивы, вспыльчивы и часто совершают необдуманные поступки.

Романтизм имел большее распространение, чем сентиментализм. Дух бунтарства привлекал писателей и поэтов того времени. Именно это направление и дало возможность выразить свои мысли. Романтизм делился на несколько ответвлений, представители которых знакомы читателям со школьной скамьи.

Кондратий Фёдорович Рылеев, Владимир Фёдорович Одоевский, Вильгельм Карпович Кюхельбекер — это имена поэтов-декабристов. Их работам гармонировали темы патриотизма, свободы и гражданской осознанности. В творчестве Антона Антоновича Дельвига, Ивана Ивановича Козлова и Николая Михайловича Языкова читался свободолюбивый лейтмотив.

Неизмеримая глубина духовного мира, разбавленная долей фантастики, — это обязательные составляющие произведений Василия Андреевича Жуковского и Константина Николаевича Батюшкова. Философские размышления, знание психологии и любовь к Родине объединились в творчестве Фёдора Ивановича Тютчева и Владимира Фёдоровича Одоевского.

Иван Андреевич Крылов и Александр Сергеевич Грибоедов стали основоположниками нового течения в литературе — реализма. Это направление стало главным в 30-х годах XIX века. Самыми известными его представителями являются Александр Сергеевич Пушкин, Фёдор Михайлович Достоевский и Лев Николаевич Толстой.

Живопись и театр

Мастера живописного дела в то время достигли небывалых высот благодаря глотку свободы и нововведениям, которые открыли новые пути для развития изобразительного искусства. Творческие люди того времени имели общее мнение о реальности, что отражалось и в работе. Как и в литературе, в живописи образовались романтизм и реализм.

Знаменитыми романистами стали Орест Адамович Кипренский и Родион Константинович Щедрин. Первый получил известность благодаря работам «А. С. Пушкин» и «Автопортрет с кистями за ухом». Щедрин же больше любил работать с пейзажами итальянской природы. Серия «Гавани в Сорренто» стала визитной карточкой художника.

Автор шедеврального произведения «Последний день Помпеи» Карл Павлович Брюллов умело сочетал в своём творчестве романтизм и классицизм. Художник, вдохновлённый легендой о матери Соломона, создал потрясающую картину. На полотне он изобразил женственную, красивую и юную девушку Вирсавию, назвав её в честь жены Давида.

В середине столетия русскую живопись захлестнула волна реализма. Это направление неспроста стало одним из ведущих того времени. В 1870 году развитием этой сферы стали заниматься лучшие художники, образовавшие товарищество передвижников. Наиболее яркими оказались работы Ильи Ефимовича Репина «Крестный ход в Курской губернии», «Бурлаки на Волге», портреты «Мусоргский» и «Протодьякон». Не меньшее внимание получили картины Василия Ивановича Сурикова «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» и «Ментиков в Березове».

Свой след в истории этого периода оставили также художники Иван Николаевич Крамской, Виктор Михайлович Васнецов, Василий Григорьевич Перов, Павел Андреевич Федотов, Алексей Кондратьевич Саврасов, Иван Иванович Шишкин.

Особые успехи ждали страну и в развитии актёрского мастерства. Московский Малый театр стал трамплином для творческой карьеры одного из самых талантливых драматургов истории русского театра — Алескандра Николаевича Островского. В стенах этого здания появились на свет пьесы «Гроза», «Лес», «Бесприданница» и «Доходное место». Эти произведения составили своеобразный скелет репертуара, который дал возможность русскому театру стать классикой. Одним из самых запоминающихся актёров Малого театра стал Михаил Семёнович Щепкин.

Новая архитектура

В начале XIX столетия, после Отечественной войны 1812 года, главной отраслью специалистов стало градостроение. Было необходимо не только заново построить города, но и отразить культуру народа во внешнем виде зданий. Для этого зодчие тщательно продумывали варианты оформления и наделяли общественные строения чертами, которые указывали на историческое прошлое России.

Чтобы лучше познакомиться с историей своей Родины, необходимо узнать не только о театре, живописи и литературе, но и об архитектуре, народной культуре 19 века в России, а таблица станет оптимальным вариантом для краткого конспекта.

Здание Автор Годы строительства
Казанский кафедральный собор А. Н. Воронихин 1801—1811
Большой театр в Санкт-Петербурге Ф. И. Тома де Томон 1784—1886
Главное Адмиралтейство А. Д. Захаров 1704—1706
Здание Главного штаба К. И. Росси 1819—1829
Троице-Измайловский собор В. П. Стасов 1828—1835

Достижения российских мастеров XIX столетия превзошли все ожидания. Успехи в области искусства громко заявили о стране на весь мир, что улучшило репутацию государства на мировой арене. Осознавая свою значимость, народ стал больше гордиться Российской империей и делать всё для её светлого будущего.

Достижения русской культуры XIX века

Литературе принадлежит значимая роль в рассматриваемый исторический период. Именно она являлась универсальной формой общественного самосознания. Это заключалось в том, что представители русского просвещенного общества ориентировали свои жизненные позиции на высокие литературные образы.

«Золотой век» в литературе начался с творчества А.С. Пушкина, который заложил основы для такого направления, как русский реализм

Произведения других великих русских писателей, среди которых А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.А. Крылов, И.А. Гончаров, А.С. Грибоедов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.А. Фет, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, Н.С. Лесков, А.П. Чехов, В.Г. Короленко и др., входят в сокровищницу мировой литературы.

В музыкальном искусстве М.И. Глинка стал основоположником русской классической музыки. Вторая половина XIX века для музыкальной культуры была связана с коллективом русских композиторов под названием «Могучая кучка». В ее составе были М.А. Балакирев – создатель коллектива – А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков.

Эти композиторы создавали шедевры музыкального искусства, следуя традициям классической музыки М. Глинки, но при этом их развивая. Они расширили границы музыкальных жанров и обогатили музыку новыми формами: оперной, симфонической, инструментальной.

Расцвет русской живописи XIX века начался с К.П. Брюллова и его картины «Последний день Помпеи», которая стала примером академической школы.

Свое развитие в живописи получил и реализм. Он связан с именами так называемых художников-передвижников: И.Е. Репин, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, И.И. Левитан, В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, К.Е. Маковский, А.И. Куинджи, К.А. Савицкий.

Художники-передвижники так назывались, потому что организовывали передвижные выставки картин для просвещения народа

Русские ученые в течение «золотого века» сделали множество научных открытий мирового масштаба. В частности можно выделить:

Театр в эпоху Золотого века

В 1824 г. была образована труппа Малого театра в Москве. В 1832 г. начал действовать Александринский театр в Петербурге.

Театр являлся одним из самых доступных видов искусства и пользовался большой популярностью в русском обществе. Реалистические традиции в актерском искусстве развивали следующие выдающиеся актеры:

  • М. П. и О. О. Садовские;
  • Г. Н. Федотова;
  • М. Н. Ермолова.

Похожая примета

Какой период русской культуры называют “Золотым веком”? Ответом на этот вопрос служат небывалые вершины в архитектуре, музыке, живописи, театре, достигнутые Россией в XIX веке. Наиболее крупный вклад в мировую культуру в этот век внесла русская литература.

Опыт работы учителем истории и обществознания - 11 лет.

Литература “Золотого века русской культуры”

В XIX веке появилась и поднялась на недосягаемую высоту классическая русская литература. Сентиментализм (Н. М. Карамзин) и романтизм (В. А. Жуковский) в 30-е гг. сменяется реализмом. У истоков русского реализма стоят А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.

Рис. 3. Портрет А. С. Пушкина, худ. О. А. Кипренский.

Парадоксальным образом начало “Золотого века” в литературе приходится на годы реакции и жестокой цензуры Николая I.

  • Л. Н. Толстой;
  • Ф. М. Достоевский:
  • А. П. Чехов;
  • И. С. Тургенев.

Музыка “Золотого века русской культуры”

В XIX веке русская музыка прославилась и другими великими композиторами:

  • Н. А. Римский-Корсаков;
  • П. И. Чайковский;
  • А. Н. Скрябин.

Развитие культуры России в XIX веке

Прежде всего, необходимо отметить небывалый подъем российского просвещения. Дворянская интеллигенция России того периода серьезно увлеклась идеями французской революции о свободе, равенстве и братстве. Рост городов и развитие промышленности, обусловившие появление новых капиталистических предприятий, безусловно, также повлияли на культуру России.

Еще до начала XIX века – на рубеже XVIII и XIX веков – началось формирование русской классической культуры. Благодаря первым русским классикам – Н.М. Карамзину и А.С. Пушкину – в культуре России сложились две тенденции:

  • стремление к сохранению национального своеобразия;
  • тенденция к размыванию национальной специфики.

В результате русская интеллигенция разделилась на две основные группы: западники и славянофилы. Основой славянофильства стала «русская идея» (Н. Бердяев, В. Соловьев), имевшая особое значение для характеристики менталитета русского народа XIX века.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут! Описать задание

Славянофилы осознавали особенность исторического развития России, расположенной между Западом и Востоком, что повлияло на формирование определенной консервативности приверженцев этого направления.

Подобная славянофильская идея в отношении политики была особенно консервативной, поскольку не предоставляла человеку должной свободы

Основой западничества стала радикально-модернистская идея, сформированная на мысли, что Россия органически входит в европейскую цивилизацию. Этой идеи придерживались П.В. Анненков, П.Я. Чаадаев, К.Д. Кавелин, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, М.Н. Катков, В.Г. Белинский, Б.Н. Чичерин, А. И. Герцен и др.

Таким образом, сложившаяся бинарность затрагивала все аспекты культуры и была ведущей в культуре России XIX века.

Похожая примета

«Золотым» веком российской культуры по праву считается 19 век. Именно в этом веке достигнуты были небывалые ранее успехи русского изобразительного искусства, русской архитектуре, литературе, скульптуре, философии, музыке и театре.

Изобразительное искусство

В первую половину 19 века главенствующая роль в изобразительном искусстве принадлежала таким направлениям, как романтизм и классицизм. В стиле романтизма работали художники Щедрин С.Ф. и Киперский О.А.. В классическом стиле работали художники Иванов А.А., Бруни Ф.А., их работы были связаны с мифологическими и библейскими сюжетами. В смешении этих двух стилей работал знаменитый художник Брюлов К.П.. Вторая половина века представлена в основном в стиле реализма, такими художниками, как: Репин И.Е., Петров В.Г, Суриков В.И..

Архитектура

В архитектуре главная роль принадлежала позднему классицизму, который называется «Русский Ампир». К самым ярким постройкам этого стиля можно отнести следующие архитектурные строения:
- Казанский собор (г. Санкт-Петербург, 1811 год);
- Адмиралтейство (г. Санкт-Петербург, 1823 год);
- Александрийский театр (г. Санкт-Петербург, 1832 год)
- Триумфальная арка (г. Москва, 1834 год);
- Большой театр (г. Москва, 1856 год);
- Иссаевский собор (г. Санкт-Петербург, 1858 год).

Также в 19 веке архитекторы активно в проектировании и сооружении зданий стали использовать стиль электика, который включает в себя совмещение нескольких исторических стилей. Примеры стиля электика ярко выражены в таких строениях:
- Оружейная палата (г. Москва, 1806 год);
- Храм Христа Спасителя (г. Москва, 1812 год);
- Строения вокзалов железной дороги (г. Москва, г. Санкт-Петербург, в 1842 году был составлен и одобрен проект зданий);
- Большой Кремлевский дворец (г. Москва, 1849 год).

Перечисленные строения относятся к смешению русского и византийского стилей. К концу 19 века архитекторы стали массово проявлять интерес к зодчеству в сочетании с русской архитектурой 16 и 17 веков. Изначально такие строения возводились из дерева, для построения маленьких деревянных домиков. Чуть позже строения в этом стиле стали возводить из белого и красного кирпичей, а для украшения фасада зданий использовали широкие колонны. В декорирование зданий широко применяли металлы, из которых ковали различные крупные элементы преимущественно с растительным орнаментом.

Литература

Девятнадцатый век – это, конечно же, время зарождения и колоссального развития русской литературы, которая сейчас стала классической, золотой, и получила мировую известность. Русская литература очень смело и уверенно взяла на себя роль главной духовной защитницей страдающего от постоянного угнетения русского народа и была его совестью.

Так же, как и в драматургии вначале преобладали такие стили, как романтизм и сентиментализм. Романтизм предполагает поклонение культу природы. Родоначальником романтизма по праву считается Жуковский В.А., а также такие поэты и писатели, как, Батюшков К.Н., Давыдов Д.В., Дельвига А.А, Тютчев Ф.И., Вяземский П.А., Языков Н.М., Баратынский Е.А., и самая ранняя поэзия А.С. Пушкина.
Сентиментализм появился в русской литературе, как вызов, протест, был ярым противником ложного классицизма. Сентиментализм является полной противоположностью романтизма. Представителями сентиментализма были Карамзин Н.М. и Дмитриев И.И.. В сентиментализме доминатом самой человеческой природы являются только чувства, разум вообще не учитывался. Главные герои произведений отличаются своей особой индивидуальностью, которые очень искренне способны сопереживать несчастьям других людей, помогать им.

Русский литературный романтизм и реализм напрямую взаимосвязаны с идейными направлениями, которые существовали ранее, еще в 18 веке, только в более активной форме, что породило множество проявлений, исходящих из этих стилей.

Чуть позже на смену романтизма и сентиментализма пришло новое направление в русской литературе, как реализм. Представителями, которого стали: Лермонтов М.Ю., Пушкин А.С., Гоголь Н.В. и другие поэты и писатели.

Ближе во второй половине века появляется в творчестве писателей произведения на темы моральной и христианской этики, поиски правды и справедливости. Яркими представителями этого направления являются: Тургенев И.С., Достоевский Ф.М., Толстой Л.Н., Чехов А.П..

Скульптура

В первой половине века произошел расцвет российской скульптуры, начавшийся с монументального искусства. В это время скульпторы в крупных масштабах изготавливали памятники и надгробия выдающимся людям того периода.

К выдающимся скульптором золотого века относится имя Федора Ивановича Шубина. Ему удавалось создавать с невероятной точности схожести бюстовые портреты. Из самых ярких работ можно выделить бюсты Екатерины II, Ломоносова М.В..

Представителем стиля классицизма в русской скульптуре стал Мартос Иван Петрович. Началом его творчества стали работы в мемориальном жанре. Чуть позже Мартос меняет стиль своих работ на монументальный. Его самые известные работы:
- скульптурный монумент Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, который изготовлен из цинка, меди, олова и других материалов (город Москва);
- скульптурный монумент Ломоносову М.В. (город Архангельск);
- скульптурный монумент Ришелье (город Одесса).
Ивану Петровичу удалось внести величайший вклад в единство архитектуры и скульптуры при строительстве знаменитого собора Казанского (город Санкт-Петербург).

Успешно работал в декоративно-монументальной скульптуре Феодосий Федорович Щедрин. В своих работах он с невероятным мастерством сумел передать все величество России. К самым известным его работам относятся все статуи, выполненный для Адмиралтейства в городе Санкт-Петербург.

Также в жанре декоративно-монументальной скульптуры работали скульпторы Василий Иванович Демут-Малиновский и Степан Степанович Пименов. Эти два очень талантливых скульптора трудились над убранством арок и фасадов дворцов, театров и различных строений в городе Санкт-Петербург.

Ближе к середине 19 века в развитии скульптуры происходят изменения в передачи образов, они теряют свою монументальность, а обретают более реальные черты. Эти очень явные изменения в развитии скульптуры ярко выражены в работах Бориса Ивановича Орловского. Его самые знаменитые работы:
- памятник Кутузову М.И.;
- памятник Баркалаю-де-Толли.
Ближе к концу 19 века в русской скульптуре образовались такие течения, как: импрессионизм, символизм и модерн.

Философия

Из самых известных направлений развития философии в золотом веке русской культуры:
- философия декабристов;
- философия по творчеству Чаадаева П.Я;
- монархическая и религиозная консервативная философия;
- философские взгляды Толстого Л.Н и Достоевского Ф.М.;
- философские взгляды либералов;
- демократическо-революционная философия.
Философия декабристов представляла собой творчество писателей и поэтов декабристов, таких как: Песталь П.И., Якунин И.Д., Кюхельбекер В.К. и других.

Философия по творческому пути Чаадаева Петра Яковлевича разделялась на человеческую философию и историческую. Чаадаев рассматривал человека, как соединение, которое состоит из нескольких субстанций. Первая субстанция по его учениям – материальная, которая предполагает, что человеческая жизнь должна протекать только в коллективе, ведь это и есть, как он считал тот самый главный фактор, что отличает животных от людей. Петр Яковлевич был ярым противником индивидуализма, так как считал его одним целым с эгоизмом. Второй субстанцией по Чаадаеву является духовная миссия человека. Петр Яковлевич считал, что именно христианская вера - мощный стержень, способный двигать историю.

Философия либералов представляла собой всеединческое объединение духовной и материальных сторон бытия, ведь Бог – это добро, поэтому они яро веровали в Божественную мудрость.

Философия демократическо-революционная представляла собой полное отвержение экономического, общественно-политического строя. Представителями этого течения в философии были: Плеханов Г.В., Михайловский Н.К., Лавров П.Л. и другие.

Музыка

19 век для музыкальной культуры был очень плодотворным. Весь мир обрел замечательные произведения, ставшие великолепной классикой, таких композиторов, как Даргомыжский Александр Сергеевич, Мусоргский Модест Петрович, Балакирев Милий Алексеевич, Чайковский Петр Ильич и другие. Это великолепное наследие, достояние, в виде бессмертных произведений, которые нам достались от золотого 19 века, служат как неиссякаемый источник вдохновения.

Театральная деятельность

Огромной популярностью среди других искусств в обществе занимал русский театр. В начале века главенствующую роль занимали такие стили театрального творчества, как сентиментализм и романтизм. Стиль романтизм в театральной деятельности получил свое развитие из-за мотивов недовольствия, разочарованности в суровой действительности главных героев пьес. Самым ярким актером того века, представляющий этот стиль является знаменитый актер – Яковлев Алексей Семенович.

Важную роль на развитие театральной деятельности также оказали философские взгляды писателей, участвующих в российском оппозиционном движении. Драматурги создавали сюжеты на темы противостояния политическим угнетениям, с очень смелыми и вольнолюбивыми героями, способные на подвиг ради своей родины. Самой яркой представительницей актеров того века, работающей в этом стиле была актриса Семенова Екатерина Семеновна.

На смену этим двум направлениям главенствующая роль начала принадлежать реализму. Родоначальником русского реализма можно по праву считать знаменитого актера Щепкина Михаил Семенович.

Образование и наука

Фундаментом для развития культуры стала популяризация образования и воспитания молодёжи. Утомлённые войной и революцией люди хотели утолить жажду новых знаний, поэтому представители власти были вынуждены ввести единую систему образования. Она была достаточно продумана, чтобы обеспечить необходимыми навыками всех граждан в зависимости от их сословия. Обучение состояло из четырёх методик. Школы делились на:

  1. Церковно-приходские. Они состояли из одного класса, в котором проходили обучение представители низших слоёв населения.
  2. Уездные училища. Двухгодичную программу были обязаны освоить мещане, купцы и горожане.
  3. Губернские гимназии. Провести четыре года в стенах школы могли себе позволить только дворяне.
  4. Университеты и прочие высшие учебные заведения были построены для богатых людей, составлявших элиту общества.

Результат, полученный в конце XIX столетия, можно охарактеризовать как залог образованной и процветающей нации. На тот момент уже были основаны 63 высших учебных заведения, количество студентов в них превышало 30 тыс. человек. Для женщин образование стало доступным с 1819 года. Реформа, отменившая крепостное право, послужила своеобразным катализатором для продвижения системы обучения. Во второй половине столетия количество грамотных людей возросло с 7 до 22%, что увеличило количество учёных и изобретателей.

Архитектура “Золотого века русской культуры”

После победы в Отечественной войне 1812 г. ведущим в России становится стиль, названный русским ампиром.

Самые известные архитектурные сооружения Золотого века русской культуры XIX века:

ТОП-5 статей

которые читают вместе с этой

В России эклектика ярче всего представлена русско-византийским архитектурных стилем:

  • Храм Христа Спасителя;
  • Большой кремлевский дворец;
  • Здания железнодорожных вокзалов в Москве и Петербурге.

Живопись “Золотого века русской культуры”

В начале XIX века изобразительное искусство в России было представлено двумя основными направлениями: классицизм и романтизм.

На классических полотнах использовались библейские и мифологические сюжеты:

Романтизм представлен работами О. А. Кипренского и С. Ф. Щедрина.

Рис. 2. Последний день Помпеи. К. П. Брюллов.

Во второй половине XIX века ведущим направление в живописи становится реализм.
Самые известные работы этого периода:

Читайте также: