Приметы времени в тарасе бульбе

Обновлено: 22.12.2024

Текст научной работы на тему «Категория времени в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»»

КАТЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ В ПОВЕСТИ Н.В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА»

Аннотация. В статье рассматриваются особенности временной организации повести «Тарас Бульба», определяется соотношение в структуре текста разных временных планов, выделяются основные языковые средства, участвующие в передаче художественного времени.

Ключевые слова: темпоральная организация текста, нарратив, видовремен-ные формы глагола, историческое время.

Summary. This article discusses the features of the temporal organization of the story «Taras Bulba», the ratio of different time schemes is defined,, the basic language facilities involved in the transfer of artistic time are singled out.

Keywords: temporal organization of the text, narrative, aspect-and-tense verb forms, historical time.

Художественное время различных произведений Н.В. Гоголя характеризуется рядом общих признаков. Это частый отказ от линейной темпоральной модели, резкие временные сдвиги, «отмена целого пласта реальности, который в повествовании является обязательной рамкой для временных знаков события» [5, 37]. Нарратив, как отмечают исследователи, чаще организуется не системой событий, а происшествием (или цепочкой происшествий). Важную роль в текстах произведений писателя играет обычно статика.

Повесть «Тарас Бульба» в этом отношении занимает особое место в творчестве Гоголя. Основу художественного времени в ней составляет последовательность событий, однако и в этом произведении проявляются особенности темпоральной организации, характерные для стиля писателя в целом.

Хронологические рамки действия в повести размыты: в первой главе упоминается «тяжелый XV век», в последующих главах — исторические деятели и ситуации XVI и XVII вв. (Адам Кисель, Остраница, Н. Потоцкий и др.). Смешение разных исторических пластов делает во многом условным время повествования и усиливает обобщенность изображаемого. Историческая «неточность» соотносится с часто используемыми в тексте «формулами обобщения» [4, 271]. Ср., например: Известно, какова в Русской земле война, поднятая за веру: нет силы сильнее веры. Непреоборима и грозна она, как нерукотворная скала среди бурного, вечно изменчивого моря [2, 336]. Максимально обобщенный характер носят и ссылки на летописные источники; см., например: Нечего описывать всех битв, где показали себя козаки, ни всего постепенного хода кампании: все это внесено в летописные страницы. Реальные исторические

факты трансформируются в художественном повествовании. Так, описание осады города Дубно и голода в нем опирается на сведения о боевых действиях войск Богдана Хмельницкого, но в повести отнесено к событиям века XVI. Изображаемые ситуации лишены точной временной прикреплен-ности и локализованности. Текст строится как генерализованное повествование о силе русского духа и товарищества. Конкретность бытовых описаний сочетается с установкой на изображение «эпической эпохи» в целом.

В тексте повести отсутствует темпоральное противопоставление «теперь — тогда», характерное для многих произведений исторического жанра первой половины XIX в. Эта оппозиция скорее носит имплицитный характер: в текст в ряде случаев вводятся устойчивые характеристики «тогдашнего века», предполагающие возможность его сопоставления с последующим историческим периодом. Ср., например: Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества. Повтор формулы «тогдашний век» актуализирует время читателя, открывает перед ним возможность сравнения, однако и время читателя характеризуется в тексте относительной неопределенностью.

Эпическая картина прошлого членится в повести на ряд микросцен и эпизодов, во многих из которых доминируют глагольные формы несовершенного вида (см., например, описание степи и Сечи). «Прошедшее время несовершенного вида не двигает событий. Оно описательно и изобразительно. Само по себе оно не опреде-

ляет последовательности действий в прошлом, а размещает их все в одной плоскости, изображая и воспроизводя их» [1, 558]. Нарративное время в подобных сценах — «картинах» как бы останавливается, при этом автор «мыслит себя внутри изображения» [6, 854]. Ср., например: В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха.. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!

Темпоральная структура повести носит, таким образом, сложный, разнонаправленный характер. Повествователь, с одной стороны, использует речевые сигналы, подчеркивающие дистанцию, которая разделяет прошлое и настоящее автора и читателей, с другой стороны, часто занимает внутреннюю позицию по отношению к изображаемому.

Движение времени в повести «Тарас Бульба» во многом определяется перемещениями героев в пространс- 315 тве, что также характерно для стиля Гоголя. Темпоральной организации текста присуще, таким образом, последовательное «опространстливание» времени. Характерно, что представления персонажей о будущем передаются при помощи метафор, включающих пространственный компонент семантики; ср., например: Но неизвестно будущее, и стоит оно пред человеком подобно осеннему туману, поднявшемуся из болот. Безумно летают в нем вверх и вниз, черкая крыльями, птицы, не распознавая в очи друг друга [2, 270]. Обозначение будущего входит в один сочиненный ряд с наименованием локуса, образуя зевгма-тическую конструкцию: Как орлы, ози-

рали они [запорожцы] вокруг себя очами все поле и чернеющую вдали судьбу свою.

Собственно темпоральные метафоры также неизменно имеют пространственный фокус; см., например: Все минувшее, все, что было заглушено нынешними казацкими биваками, суровой бранною жизнью, - все всплыло разом на поверхность, потопивши, в свою очередь настоящее.

«История по Гоголю — прежде всего география событий прошлого» [5, 39]. Так, поход запорожцев в Малую Азию изображается посредством резкого метонимического смещения — развернутой образной характеристики места набега и его участников: Двести челнов спущены были в Днепр, и Малая Азия видела их, с бритыми головами и длинными чубами, предававшими мечу и огню цветущие берега её; видела чалмы своих магометанских обитателей раскиданными, подобно ее бесчисленным цветам на смоченных кровью полях, и плававшими у берегов. Она видела немало запачканных дегтем запорожских шаровар, мускулистых рук с черными нагайками.

На фоне этой «географии собы-316 тий» выделяется время персонажей. Для повести «Тарас Бульба» характерно использование не только ретроспекции (см., например, рассказ об учебе Остапа и Андрия в Киевской академии), но и проспекции. Элементы проспекции связаны в тексте с планами разных персонажей, прежде всего матери героев, Тараса и коллективной точкой зрения запорожцев. Ср., например: Её сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы и она не будет знать, где лежат брошенные тела их. ; Будет, будет все поле с облогами и дорогами покрыто их белыми костями, щедро обмывшись козацкою их

кровью и покрывшись разбитыми возами, расколотыми саблями и копьями.Будут, налетев, орлы выдирать и выдергивать из них козацкие очи.

Контексты, содержащие проспек-цию, как правило, развивают в повести мотив гибели и сближаются с плачем по погибшим. Повтор формы будет, широко используемый в тексте, ослабляет гипотетичность, обычно присущую футуруму. Точка зрения персонажа взаимодействует при этом с точкой зрения повествователя, а время персонажа сменяется авторским временем, в котором план будущего связан уже с темой памяти и воплощения ее в слове. Ср.: Будет, будет бандурист с седою по грудь бородою, а может еще полный зрелого мужества, но белоголовый старец, вещий духом, и скажет он про них густое, могучее слово. И пойдет дыбом по всему свету о них слава, и все, что ни народится потом, заговорит о них. Ибо далеко разносится могучее слово, будучи подобно гудящей колокольной меди.

Элементы ретроспекции в тексте повести связаны преимущественно с воспоминаниями персонажей, развернутыми характеристиками казаков, часто перерастающими во вставные рассказы (см., например, рассказ о куренном атамане Балабане), и авторскими отступлениями. В тексте повести, таким образом, наблюдается частая смена форм времени — переходы от форм прошедшего в имперфективном значении к формам с аористическим значением или к формам будущего про-фетического. Формы будущего профе-тического употребляются и в репликах Тараса, см., например, его предсказание в ХП главе и авторский комментарий: Недаром провещал Тарас: так все и сбылось. Наряду с этими формами в тексте используются и формы настоя- 1 / 2009

щего абстрактного. Они употребляются в развернутых сравнениях, обобщающих изображаемое и расширяющих круг описываемых ситуаций. Ср.: Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешенный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим,, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для текста повести характерно, таким образом, «переключение» темпоральных регистров. Время персонажей ограничено преимущественно их участием в ратных делах и длительностью этих ситуаций, при этом предметом детального изображения является обычно их гибель. Достойная или бесславная смерть служит оценкой жизненного пути персонажей. Мотив гибели, как уже отмечалось, актуализируется и в проспективных контекстах. Ретроспективные же контексты, напротив, включают более разнообразную информацию о персонажах, причем именно в них развиваются периферийная для повествования тема безмятежного детства и тема любви. Ср.: Один только дальний луг еще стлался пред ними, - тот луг, по которому они могли припомнить всю историю своей жизни, от лет, когда катались по росистой траве его, до лет, когда поджидали в нем чернобровую козачку, боязливо перелетавшую через него с помощию своих свежих, быстрых ног.

Ретроспективные контексты относятся к разным пластам прошлого: это и отдаленное прошлое персонажей, и события, отраженные в повествовании. Так, минувшим представляются Тарасу в Х главе ситуации недавнего

прошлого: . И уже давно поросла травою когда-то кипевшая козацкая сила.

Более сложную организацию имеет в повести время двух героев: Тараса и Андрия. Планы именно этих персонажей включают элементы и ретроспекции, и проспекции. С этими героями и связана в основном динамика повествования. Кроме того, субъект-но-речевой план Андрия содержит и рефлексию персонажа над течением времени, что выделяет этого героя в системе образов произведения, подчеркивает связанное с этим персонажем индивидуализирующее начало.

В тексте повести в результате устанавливается подвижная и глубокая временная перспектива, связанная, во-первых, с регулярными переходами от плана персонажа к плану повествователя (и наоборот), во-вторых, с воспоминаниями героев, в-третьих, с обращением к модифицированным цитатам и реминисценциям, отсылающим к произведениям фольклора и древнерусской литературы. В ряде контекстов повести используется характерный для былин и древнерусской словесности принцип цельности 317 изображения. «Закон цельности изображения замедлял развитие действия, придавал ему эпическое спокойствие в развитии. Речи действующих лиц должны были подробно и полно выразить основное отношение их к событиям, вскрыть смысл этих событий. Действующие лица говорили с обстоятельностью, невозможной в некоторых положениях» [3, 536]. Подобный прием встречается в IX главе повести, где смерти персонажей, как и в древнерусских текстах, «длительны, развернуто представлены во всех деталях своего извечного смысла» [3, 536]. Ср.: Поникнул он теперь головою, почуяв предсмертные муки и тихо сказал: «Сда-

ется мне, паны - браты, умираю хорошею смертью: семерых изрубил, девятерых копьем исколол. Истоптал конем вдоволь, а уж не припомню скольких достал пулею. Пусть же цветет вечно Русская земля. » И отлетела его душа.

Земное время при этом соотносится с вечностью и тем самым преодолевается. Показательно, что план будущего распространяется в тексте и на жизнь души в загробном мире: И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам. Хорошо будет ему там. «Садись, Кукубенко, одесную меня! - скажет ему Христос, - ты не изменил товариществу, бесчестного дела не сделал, не выдал в беде человека, хранил и оберегал мою церковь».

Прилагательное вечный приобретает в тексте повести дополнительные «приращения смысла» и расширяет свою сочетаемость. Значение неограниченной длительности развивается, как правило, в контекстах, связанных с темой сохранения памяти, ср.: Что-то пророчит им и говорит это благословение? Благословенье ли на победу над врагом и потом веселый возврат на 318 отчизну с добычей и славой,, на вечные песни бандуристам; .Долго говорили о делах и подвигах, доставшихся на вечный рассказ пришельцам и потомству.

Конечности земного существования, ограниченности человеческой жизни, таким образом, противопоставляется сила памяти, которую сохраняет слово. Неслучайно повесть заканчивается обращением именно к этому мотиву: Козаки живо плыли на узких двухрульных челнах. и говорили про своего атамана. Актуализация этого мотива в финале позволяет рассматривать весь текст как «рассказ . потомству» о героическом прошлом, повествователь же уподобляется летописцу, «бандуристу», автору дум. В свя-

зи с этим, казалось бы, избыточная деталь финального описания (блестит речное зеркало, оглашенное звонким ячань-ем лебедей, и гордый гоголь быстро несется по нем) содержит явную отсылку к имени писателя и напоминает подпись художника под завершенной картиной. Как видим, план будущего объединяет в тексте два противопоставленных друг другу мотива: мотив гибели и мотив «вечной» памяти — и тем самым соотносит горизонтальное и вертикальное измерения времени.

Таким образом, в повести нет линейного протекания времени. В темпоральной структуре текста взаимодействуют планы прошедшего, настоящего и будущего, при этом, по сравнению с другими произведениями Гоголя этого периода, модус будущего играет здесь особенно важную конструктивную роль и соотносится с сю-жетообразующими мотивами произведения. Размытость временных отношений, использование приемов ретардации и генерализации способствуют созданию широкой эпической картины прошлого, актуализация же плана настоящего углубляет оценку исторических событий и изображаемых в тексте ситуаций.

1. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. — М., 1947.

2. ГогольН.В. Сочинения в 2 т. — Т. 1. — М., 1973. Все цитаты в дальнейшем приводятся по этому же изданию.

3. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы // Д.С. Лихачев. Избранные работы. — Л., 1987. — Т. 1.

4. Манн Ю. Поэтика Гоголя. — М., 1988.

5. Подорога В. Мимесис. — М., 2006.

6. Успенский Б.А. Вид и дейксис // Динамические модели. Слово. Предложение. Текст. Сб. статей в честь Е.В. Па-дучевой. — М., 2008. |

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Николина Наталья Анатольевна

«Слово действующее» в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» Малороссийский исторический роман и Главы исторической повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба: герой-козак и его время (завершение цикла статей в № 1-3) О малороссийском историческом романе Н. В. Гоголя Сыны Козачества (продолжение статьи «Козак Тарас и его сыновья») i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы. i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Николина Наталья Анатольевна

В статье рассматриваются особенности временной организации повести «Тарас Бульба», определяется соотношение в структуре текста разных временных планов, выделяются основные языковые средства, участвующие в передаче художественного времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожая примета

Слово "брань" означает не только "ругань, словесная перепалка", а имеет еще устаревшее, относящееся к высокому стилю значение - "война, битва". Отсюда "бранное поле, поле брани". Бранное трудное время - время войн и битв.

Остальные ответы

Тарас Бульба - герой повести Н. В. Гоголя. В повести Н. В. Гоголя Тарас Бульба отражены события далекого прошлого украинской истории. Это события XVII века. Это было "трудное, бранное" время. Время вольного казачества и борьбы за свободу Украины от польской шляхты.
Главным героем повести является казак Тарас Бульба. Он был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Бульба любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны в варшавской стороне, называя их холопьими польских панов. Тарас был ответственный и самоуправный. Он хотел настоящего дела. Бульба всё придумывал, как поднять Сечь на отважное предприятие, где бы можно было разгуляться как следует рыцарю.
Однажды к нему приехали его двое молодых сыновей с учебы. Тарас очень любил их, но он знал, что со временем Остап будет добрым полковником, что даже батька за пояс заткнет. Андрия Тарас считал сильным, умным, дивился, видя, как Андрий устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный.
Бульба говорил сыновьям, чтобы они хорошо учились в академии, иначе они не попадут в Запорожье.
Все же они поехали в Сечь. Там они развлекались, но всему были границы. Вскоре пришла весть о том, что татары обворовали казачество. Ляхи захватили очень много пленных, и сказал тогда Тарас, что козак не тот, которым кинул в беде товарища, кинул его, как собаку. Бульба дорожил дружбою, он не оставлял друзей в беде.
И стали тогда козаки готовиться к битве под Дубном, чтобы спасти Украину от татар. Полковники готовились дать сражение. Тарас уже видел то, что происходит в городе и расторопно хлопотал, строил, раздавал приказы и наказы, уставил в тритабора курени, обнесши их возами в виде крепостей, двум куреням приказал забраться в засаду, убил часть поля острыми кольями.
Из города уже через некоторое время выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы. Когда начался бой, то Тарас все время спрашивал у казаков: "Что, паны? Есть ли ещё порох в проховницах? Крепка ли казацкая сила? Не гнутся ли ещё казаки? ".
Во время битвы Тарас и все казачество предал Андрий. За это Бульба убил его.
Вскоре, когда закончилась битва, и выиграли татары и захватили очень много людей, и в том числе и Остапа, Тарас пошел на поиски своего старшего сына. Бульба нашел его, но уже в момент Остаповой казни. Потом Тарас стал гулять по Польше, и там-то как раз его захватили ляхи, прибили гвоздями к дереву. Но Бульба выбрался. Он помог убежать козакам от татар. Но больше всего горевал Тарас по своим двум сыновьям, погибшим за правое дело. Вот только Андрий предал казачество.
Так и погиб трагически Тарас Бульба, спасая Родину.
Вот такое было "трудное, бранное" время в XVII веке.

Похожая примета

1.Какие события можно считать самыми важными в 1 главе?
2.Определите приметы "бранного времени"в названных вами эпизодах.
3.Прочитатйте описание светлицы, как её убранство характиризует хозяин?
4.Прочитайте диалог Тараса Бульбы и его сыновей при встречи. Как характиризует героев их речи?
5.Какое впечатление произвёл на вас Тарас Бульба, как он относится к своим сыновьям жене и почему?

Дополнен 8 лет назад

Вопросы по ответам из поэмы Тараса Бульбы

Голосование за лучший ответ

Наташа, иди лучше книжки читай и уроки учи, а не в инете сиди. Тогда может и поймёшь, как отвечать на вопросы по литературе.

Похожая примета

1 слайд

Описание слайда:

образ времени и человека
в повести Н.В. Гоголя
«Тарас Бульба»

2 слайд

Описание слайда:

Н.В. Гоголь (1809-1852)
Гоголь - великий русский писатель, автор бессмертных произведений «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Вий», «Ревизор», «Мертвые души» и др. Удивительный талант Гоголя проявляется в этих столь непохожих друг на друга произведениях по-разному - то поражая читателя богатством языка и колоритностью украинской темы (и эпическим размахом «Тараса Бульбы»), то увлекая фантастикой петербургских повестей, то вызывая смех в «Ревизоре» и «Мертвых душах». Жизненный и творческий путь Гоголя и его трагическая судьба до сих пор представляют собой загадку, которую разгадывет не одно поколение исследователей

3 слайд

Описание слайда:

«Гоголь как бы опрокинул
историю в будущее» (Г.А. Гуковский)
«Украйна тихо волновалась. Давно в ней искра
разгоралась. Друзья кровавой старины
народной чаяли войны…»
(А.С. Пушкин «Полтава»)
ЭПИГРАФЫ К МЕРОПРИЯТИЮ

4 слайд

Описание слайда:

Огонь – вот ключевое слово той эпохи. Жизнь людей проходила в огне сражений, казаки очень часто играли с огнем, приходилось им находиться и между двух огней: с одной стороны – татарва, с другой – поляки. Огнем и мечом проходило казацкое войско через города и деревни

5 слайд

Описание слайда:

Тарас Бульба
Смысл жизни для него – это битва за свободу родины, родной земли. Обучение, науки – все это он считает для казака второстепенным в лихую годину, когда враги со всех сторон норовят захватить родину. Поэтому, только встретив сыновей, он уже мечтает о том, как познакомит их с военным делом и отправит на Запорожье

6 слайд

Описание слайда:

Остап и Андрий
Если Остапу сначала тяжело давались науки, и он с большим удовольствием бы занимался подвижными занятиями, то Андрий был более усидчив и охотнее брался за грамоту. Он редко участвовал в проказах, тогда как брата его, Остапа, они влекли сильнее всего. Кроме того, Андрий был более влюбчивым, чувственным, и грубые забавы казаков несколько противоречили его тонкой натуре. Поэтому Тарас и Остап похожи. Они – дети своего лихого времени. Андрий отличается от них. Его влекут прелести мирной жизни

7 слайд

Описание слайда:

Читателя поражает величие духа Тараса Бульбы, который находит самые светлые и самые действенные слова для своих собратьев, пожелавших оставить пленных в беде. Товарищество для Тараса – это «небесное братство»: «– Нет, не прав совет твой, кошевой! – сказал он. – Ты не так говоришь. Ты позабыл, видно, что в плену остаются наши, захваченные ляхами? Ты хочешь, видно, чтоб мы не уважили первого, святого закона товарищества: оставили бы собратьев своих на то, чтобы с них с живых содрали кожу или, исчетвертовав на части козацкое их тело, развозили бы их по городам и селам, как сделали они уже с гетьманом и лучшими русскими витязями на Украйне. Что ж за козак тот, который кинул в беде товарища, кинул его, как собаку, пропасть на чужбине?»

8 слайд

Описание слайда:

«выпала люлька с табаком»,
«набежала ватага, схватила под могучие плечи»,
«не старость была виною», «сила одолела силу».
Объясните смысл выражений, использованных Гоголем в сцене пленения Тараса?

Что говорят они об отношении писателя к Бульбе?

9 слайд

Описание слайда:

Ни одну из своих картин И. Репин не любил так, как «Запорожцев…». Художник работал над картиной более 13 лет. В основе сюжета картины лежит подлинное историческое событие. В 1676 году турецкий султан Махмуд IV прислал запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывал им добровольно сдаться. Запорожцы не остались в долгу. Они отправили султану озорной ответ. И. Репин изображает момент, когда запорожцы, сгрудившись у грубо сколоченного стола, сочиняют свое знаменитое письмо. Одно за другим отпускают они острые и язвительные замечания в адрес султана, смеются…

10 слайд

Описание слайда:

Викторина «Маска, кто я?»
Угадайте персонажа:
«Отчизна моя – ты!
И понесу я отчизну эту
в сердце моем,
понесу ее, пока станет
моего веку…
и все, что ни есть,
продам, отдам,
погублю за такую
отчизну!».

«…он младший всех нас,
но разум у него,
как у старого человека…».
…он всех поблагодарил
казаков-товарищей за честь,
не стал отговариваться
молодостью,
ни молодым разумом, зная,
что время военное и не до того
теперь…»

«И это
добрый
вояка!
Не Остап,
а добрый,
добрый
также
вояка!».

11 слайд

Описание слайда:

Определите, чьими словами характеризуются герои:
Викторина «Маска, кто я?»
«Остапу, казалось,
было на роду
написано битвенный путь
и трудное званье вершить
ратные дела…
Крепостью дышало
его тело, и рыцарские его
качества уже приобрели
широкую силу льва»
«О, да это будет
со временем добрый
полковник.
да еще такой,
что и батьку
за пояс заткнет!»
«… почувствовал он,
что не ему,
воспитанному
в бурсе и в бранной
кочевой жизни,
отвечать на такие
речи, и вознегодовал
на свою
казацкую натуру»

12 слайд

Описание слайда:

ИТОГИ УРОКА:
Время войн уходило в прошлое, и их место занимали дипломатия и переговоры.
Однако мужество, честь, отвага этих людей сохранились в памяти народной. Многие их качества мы можем принять для себя.
Жизнь человека XV века во многом определяла война. Воспитанные
суровой средой, люди
не представляли себе иной жизни,
кроме военных походов
и набегов. Так живут
Тарас и Остап.
Младший же сын Тараса
– Андрий – отказался от тех
моральных ценностей,
которые внушал ему отец,
он выбирает другой путь
и это говорит о том, что в историческом сознании постепенно происходил слом.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: