Приметы времени в поэме реквием ахматова

Обновлено: 13.11.2024

Анна Ахматова — целая эпоха в поэзии нашей страны.
Она щедро одарила своих современников человеческим достоинством,
своей свободной и крылатой поэзией — от первых книг о любви
до потрясающего по своей глубине "Реквиема".

  1. Вступление. Слово об Ахматовой.
  2. Историческая справка (судьба Л.Гумилева).
  3. Исторические и литературные параллели.
  4. История создания "РЕКВИЕМА".
  5. Обоснование выбора названия.
  6. Чтение поэмы под музыку Моцарта.
  7. Анализ поэмы (тема, идея, образы, худ. средства).
  8. Итоги, выводы.
  9. Домашнее задание — творческая работа.

1. Слово учителя

Анна Ахматова. Какое гордое, величественное имя! Это имя пытались вычеркнуть из скрижалей русской литературы, стереть из памяти народной, но оно всегда оставалось эталоном порядочности и благородства, маяком для ослабших и разуверившихся.

Мы уже изучали творчество этой поэтессы, когда говорили о "серебряном веке" русской поэзии. Вы запомнили её лиричной, несколько экстравагантной, окутанной загадочной любовной дымкой.

Сегодня мы поговорим об иной Ахматовой, той, что взяла на себя смелость стать голосом "стомильонного народа", той, чья материнская скорбь, отлитая в лаконичные строки, потрясает силой своего страдания и сегодня.

Мы будем читать "РЕКВИЕМ".

Такое произведение могло родиться только в душе женщины, испытавшей мучительную боль за судьбу сына.

Ахматова обладала прозорливостью, свойственной только великим поэтам. Она предвидела трагическую судьбу Николая Гумилева — за несколько дней до его смерти написала страшные строки:

Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля.

А потом горько раскаивалась в своем предвидении:

Я гибель накликала милым,
И гибли один за другим.
О, горе мне, эти могилы
Предсказаны словом моим.

И потом, когда в 1933 году её сын Лев Гумилев был впервые, тогда еще просто случайно, арестован, её чуткое материнское сердце сжалось от рокового предчувствия. Она вспомнила сроки из стихотворения Марины Цветаевой, написанные еще в 1916 году:

Рыжий львеночек
С глазами зелеными,
Страшное наследие тебе нести.
Она волновалась не зря.

2. Историческая справка о судьбе Л.Гумилева

В октябре 1935 г. последовал второй арест. Сам Лев Гумилев говорил об этом так: "Тогда шла в Ленинграде травля студентов из интеллигентных семей. В числе арестованных оказался и Н. Н. Пунин, искусствовед, сотрудник Русского музея. Мама поехала в Москву, через знакомых обратилась с письмом к Сталину. Вскоре освободили нас всех, поскольку был освобожден самый главный организатор "преступной группы" — Н. Н. Пунин. Меня, правда, после этого выдворили из университета, и я целую зиму голодал".

Третий арест пришелся на октябрь 1938 года, когда репрессии по отношению к инакомыслящим приняли страшные масштабы. В этот раз не помогли никакие письма и просьбы — Лев Гумилев был приговорен к 10 годам заключения; но в связи со снятием Ежова этот страшный срок был заменен на 5 лет исправительно—трудовых лагерей. Всю жизнь Лев Гумилев будет расплачиваться за то, что он сын великих родителей.

3. Исторические и литературные параллели

Вы на уроках истории, безусловно, говорили о страшных годах сталинизма, о массовых репрессиях 1937—1938 годов. Эти годы траурной лентой вплетены в историю России.

Я прошу сделать небольшой экскурс в историю, чтобы вы почувствовали атмосферу того времени.

Ахматова находилась под пристальным вниманием ОГПУ и как жена контрреволюционера, и как опальная поэтесса. Не участвуя в активной оппозиции, но и не воспевая новую жизнь, она просто очень мало пишет и еще меньше печатается; существует за счет переводов и редко публикуемых статей. Она ещё не причислена к когорте "внутренних эмигрантов", объявленных партией изгоями, числится лишь в "попутчиках", но постоянно чувствует на себе настороженный взгляд "Усача" (так называла она Сталина) и живет под угрозой каждодневного ареста.

Время страха за себя, за своих родных и близких было для многих временем отчаяния и неверия в справедливость. Конечно, об этом нельзя было молчать, но говорить вслух, значит, подписать себе смертный приговор. Такие произведения создавались, но о публикации не могло быть и речи. Многие бережно хранили в себе воспоминания о тех годах, чтобы позже (ведь верилось в лучшее), не расплескав боли и отчаяния, донести правду до читателя. И лишь после смерти Сталина становится возможной публикация многих произведений. Спустя годы появляются "Один день Ивана Денисовича" и Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына, "Софья Петровна" Лидии Чуковской, "Белые одежды" Дудинцева, "Дети Арбата" Анатолия Рыбакова. Я хочу зачитать вам отрывок из романа Анатолия Рыбакова "Дети Арбата", который событийно перекликается с "Реквиемом" Ахматовой. (Читается отрывок из романа "Дети Арбата" — арест сына.)

"Звонок, отчетливо прозвеневший в коридоре, сразу разбудил его. Был второй час ночи. Звонок повторился настойчиво и твердо. Саша вышел в коридор, снял цепочку.
— Кто?
— Из домоуправления.
Узнав голос дворника, Саша повернул ключ. В дверях стоял дворник, за ним незнакомый молодой человек в пальто и шапке и два красноармейца с малиновыми петлицами. Властно отстранив Сашу, молодой человек вошел в квартиру. Один красноармеец остался у дверей, другой прошел на кухню и встал у черного хода. Настороженно разглядывая Сашу, молодой человек протянул ему ордер на обыск и арест.
Мама сидела на кровати, сгорбившись, придерживая на груди белую ночную сорочку, седые волосы падали на лоб, на глаза, и она искоса, остановившимся взглядом смотрела на уполномоченного, вошедшего в комнату.
— Мама, не волнуйся. У меня обыск. Это недоразумение. Это выяснится.
Уполномоченный велел открыть шкаф, вывернуть карманы пиджака, там оказалась записная книжка с адресами и телефонами. Все, что он счел подозрительным, аккуратно сложил в папку. Обыск закончился.
— Собирайтесь.
Мама собирала Сашины вещи, руки ее дрожали.
— Сашенька, смотри, что я тебе положила,— дрожащими руками Софья Александровна раздвинула край узелка,— вот мыло, зубной порошок, щетка, полотенце.
Голос ее дрожал.
— Вот гребешок, вот. вот шарфик твой. шарфик.
Ее слова перешли в рыдания, она изнемогала, умирала, перебирая эти вещи, вещи ее мальчика, которого отрывают от нее, уводят в тюрьму. Софья Александровна опустилась в кресло, рыдания сотрясали ее маленькое полное тело.
За одну ночь из красивой женщины Софья Александровна превратилась в седую старуху. Первое время ей казалось, если она предстанет перед теми, кто арестовал Сашу, их сердца дрогнут, ведь у них тоже есть матери. Потом увидела много таких матерей — их вид не трогал ничьих сердец. Они стояли в длинных очередях, и каждая боялась, что та доля сострадания, которая еще, быть может, теплится за глухими дверьми, достанется не ей, а той, кто пройдет в эту дверь раньше.
Ночью она не спала — на чем спит он? Не могла есть — что ест он, сгорбившись над тюремной миской, он, живое и дорогое ей существо, ее жизнь, ее кровь?
Окоченевшая, угнетенная сознанием своего бессилия, одинокая и страдающая, она возносила молитвы Богу, которого давно покинула, а сейчас молила, чтобы дух добра и милосердия, вездесущий и всепроникающий, смягчил сердца тех, кто будет решать Сашину судьбу".

4. История создания "Реквиема"

Душевная боль, рожденная несправедливостью судьбы к сыну, смертельный страх за него, сжимающий кровоточащее материнское сердце, — все это выплеснулось в стихах. В душевных муках рождался "РЕКВИЕМ". Пять лет, с большими перерывами, писала Ахматова эту, может быть самую важную, поэму. Поэт по преимуществу женской темы — любви, ревности, разлуки, Ахматова стала в "Реквиеме" поэтом скорби. Один из почитателей Ахматовой вспоминает, что на его вопрос: "Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?", она ответила: "А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти". Лидия Чуковская говорила, что Ахматова в сороковом году в атмосфере особой торжественности дала ей прочитать "Реквием", записанный на листе, а затем уничтожила запись. Весь текст хранился лишь в памяти близких, преданных людей, и в 1962 году, когда все стихи были полностью скомпонованы и записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: " "Реквием" знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал". В 1963 году поэма была опубликована за границей и лишь в 1987 году стала известна широкому читателю в России.

"Реквием" ошеломил даже русскую эмиграцию. Вот свидетельство Бориса Зайцева: "Да, пришлось этой изящной даме из "Бродячей Собаки" испить чашу, быть может, горчайшую, чем всем нам, в эти воистину "окаянные дни". Я—то видел Ахматову "царскосельской веселой грешницей" и "насмешницей". Можно ль было предположить тогда, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но обо всех страждущих — женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?"

5. Обоснование выбора названия поэмы

Прежде чем послушать поэму, подумаем над названием, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.

— Что такое "реквием"? (В католической церкви заупокойная месса. Название дано по первому слову латинского песнопения: "Вечный покой даруй им, Господи"; траурное полифоническое произведение.)

— Что значит "полифоническое"? (Многоголосное.) Запомним, мы еще вернемся к этому термину.

—Кто автор самого знаменитого музыкального "Реквиема"? (Моцарт.)

—Каких композиторов, написавших "Реквием", вы знаете ещё?

(Верди, Берлиоз)

Разумеется, Анна Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам легче будет воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из "Реквиема" Моцарта — "Лакримозу". Это одно из любимых произведений Анны Андреевны.

— Ваше впечатление? Как вы можете охарактеризовать это музыкальное произведение? Какие эмоции оно рождает? (Это торжественная, грустная, скорбная музыка. )

— Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само заглавие предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено памяти кого—нибудь, либо трагическим событиям; таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, утраты, поминовения.)

Сейчас вы услышите голос самой Анны Ахматовой. Вслушайтесь в него. Он обманчиво монотонный, глуховатый, сдержанный, но потрясающе глубокий, словно пропитанный болью пережитого.

Звучит голос Ахматовой, читающий начало "Реквиема".

(Включается видеозапись фильма "Реквием". На фоне кадров Петербурга звучит голос Ахматовой)

(Учитель продолжает чтение)

7. Анализ произведения

Вы, конечно, обратили внимание на даты, стоящие под частями поэмы. Нетрудно подсчитать, что она создавалась в течение пяти лет, явно соотносящихся со временем арестов сына. Но ведь предисловие и эпиграф обозначены гораздо поздними датами.

— Как вы думаете, почему? (Эта тема, эта боль не отпускали Ахматову многие годы.)

— Как бы вы определили тему поэмы? (Единение с народом в страшные годы "ежовщины", материнская скорбь как символ народной беды, тема памяти.)

— Обратите внимание на эпиграф. Какие строки выражают основной пафос, идею? ("Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был".)

— "Вместо предисловия" написано прозой. Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность?

(Слова женщины, стоящей рядом, Ахматова воспринимает как некий наказ, и выполнение его — это своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях)

— Найдите приметы времени в прозаическом предисловии.

(Тюремные очереди, "опознал" вместо "узнал", разговоры шепотом, голубые от голода и нервного истощения губы)

Термин "полифония" уже прозвучал на уроке. Полифония значит "многоголосие". Многоголосие "Реквиема" Ахматовой буквально.

— В чем явно прослеживается многоголосье? (Во—первых, главы не выдержаны в едином размере, некоторые напоминают народные песни—причитания, некоторые — колыбельные. Разные оттенки душевных мучений отображены в различных по ритмике строках. Во—вторых, лирическая героиня выступает в поэме в нескольких ипостасях, говорит разными голосами.)

На доске написано:

— Подумайте, какие фрагменты озвучены голосом матери, а где звучит голос автора. (В "Посвящении" и "Эпилоге" мы слышим голос автора, выполняющего взятое на себя обязательство рассказать о страшном времени, а в остальных главах звучит голос Ахматовой — матери, безумно страдающей за судьбу сына.)

Образ матери — центральный, главенствующий. Но, несмотря на то, что в основной части Ахматова рассказывает про свои личные страдания, тема единения с всеобщей народной болью, заданная в эпиграфе, предисловии и в посвящении, позволяет воспринимать материнскую скорбь поэтессы как вселенскую. Это особо подчеркивает небольшая, но очень весомая по своей значимости глава "Распятие". В отличие от других глав, она имеет свой эпиграф, взятый из Библии. К библейской тематике мы обращались не единожды, поэтому я попросила проанализировать главу и найти иллюстративный материал к ней одну из учениц.

"Библия всегда являлась источником вдохновения для творческих людей. Писатели и поэты находили отражение своих идей, мыслей и чувств в великой книге.

Не раз к Библии обращалась и Анна Ахматова. Произведение Анны Ахматовой "Requiem" чрезвычайно трагично по своей сути. Кульминацией страданий матери в поэме "Requiem" становится 10-я глава. Небольшая по объёму, она несёт огромную смысловую нагрузку. Именно в этой главе раскрывается вся боль героини — матери, потерявшей сына. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, Девы Марии, страдания сына с муками Христа, распятого на кресте.

Появляется образ "Небеса расплавились в огне". Это знак великой катастрофы, всемирной исторической трагедии. Слова, произносимые Христом накануне своей человеческой смерти, вполне земные; обращение к Богу — упрёк, горькое сетование о своем одиночестве, покинутости, беспомощности. Слова же, сказанные матери, — простые слова утешения, жалости. "Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи".

Безмолвие матери на фоне "хора ангелов" и рыданий Магдалины, а также своеобразная оптическая изоляция (в её сторону "так никто взглянуть и не посмел") делают Мать центральной фигурой композиции. Евангельский первоисточник помогает Ахматовой описать то, что творилось в её душе и душах тысяч других матерей.

Горе — есть горе, оно одинаково и для небожителей и для простых смертных. Читая главу "Распятие", невольно вспоминаешь картины Рембрандта, Рубенса, Васнецова, Веронезе и многих других, обращавшихся к этой же теме.

На каждой из этих картин мы находим скорбную фигуру матери — она всегда рядом со страдающим сыном. На картине П. Веронезе мы видим лицо матери, склонившейся над своим сыном. Из ее глаз текут слёзы. Евангельский лик женщины на картине Васнецова "Плащаница" напоминает икону скорбящей матери.

Больше всего меня поразила картина Рембрандта "Снятие с креста". Рембрандт изобразил фигуру матери, лишившейся чувств, и, вопреки канонам, пишет её лицо, обезображенное страданием. Современные художники увлечены этой же тематикой. Очевидно, библейский сюжет вечен.

Распятие в "Реквиеме" — вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешительные страдания."

А теперь я хотела бы вернуться к одной из тем поэмы — теме ПАМЯТИ. Для акмеистов, к которым принадлежали и Ахматова, и Гумилев, важнейшим этическим компонентом творчества являлась категория памяти.

—Для чего человеку нужна память? Я попросила подумать вас над этим дома. Ваши выводы? (Ответы могут быть совершенно разноплановые)

— Память — это важнейшая категория человеческого разума. или души?

— Почему для поэтессы так важно сохранить память о прошлом?

— Почему она, измученная горем, вначале зовет смерть, а когда проваливается в небытие ("уже безумие крылом души накрыло половину"), пугается? (Она понимает, что ТАМ не будет НИЧЕГО, что ей не удастся сохранить в памяти самое дорогое и святое: "милую прохладу рук", "лип взволнованные тени")

— В "Эпилоге" идет явная перекличка с "Памятником" Пушкина. Ахматова, правда, не описывает сам памятник, а определяет место, где он должен стоять: ". здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов". А где это — "здесь"? (У тюремной стены, памятник должен стоять на фоне красных кирпичных стен Крестов)

Конечно, у любого, кто увидел бы предполагаемый памятник Ахматовой у тюремных стен, возник бы вопрос, почему он поставлен именно здесь? А ответом бы стал "РЕКВИЕМ"

А ведь памятник, поставленный Ахматовой на Комаровском кладбище, примерно так и выглядит: кирпичная стена, а на — ней барельеф Ахматовой.

— В "Посвящении" Ахматова постоянно употребляет местоимение "МЫ" (покажите на примере). Зачем она делает этот акцент? ( В данном случае "Я" обозначало бы только личное горе, а местоимением "МЫ" поэт подчеркивает общую боль и беду)

—Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать общее материнское горе? (Гиперболу: " гнутся горы, не течет великая река"; сравнения: "словно с болью жизнь из сердца вынут, словно грубо навзничь опрокинут")

Читая знаменитые строки "Вступления", понимаешь, что это пишет человек, до дна испивший чашу отчаяния. На уроках литературы мы много говорили с вами о Петербурге Пушкина, Некрасова, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором, она стала поэтом, который подарил ей славу, признание; город, в котором она познала и счастье, и разочарования.

— Каким же рисует она этот город сейчас? ("ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград")

—Ахматова расширяет географию народной беды, перенося нас к кремлевским стенам, в Москву. Яркая метафора

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь

требует расшифровки ("звезды смерти", скорее всего, олицетворяют кремлевские звезды, как некий символ государства, допустившего беззаконие, "черными марусями" называли машины (они же тюремные воронки), на которых увозили арестованных, колоритный глагол "корчилась", по—видимому, означает мучительное несопротивление )

Арестованный сын — боль, никогда не заживающая рана Ахматовой. Но материнская скорбь расширена до масштаба народной беды, общерусского горя: за нею тысячи женщин у ворот тюрьмы, страдающих, как она. Она получает силы, чувствуя себя их голосом, передавая их немой вопль:

Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.

Реквием по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению, поколению, из которого уже к сороковому году мало кто уцелел. Создав "Реквием", Ахматова отслужила панихиду по безвинно осужденным. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.

9. Домашнее задание.

Напишите творческую работу по теме: "Образ матери в поэме А.Ахматовой "РЕКВИЕМ"

Похожая примета

В поэме Анны Ахматовой «Реквием» изображается трудная для поэта и страны эпоха. Весь трагизм того времени воплощен в страданиях лирической героини.

Бесконечные доносы, аресты и расстрелы разрушили семьи тысяч людей. Ленинград «ненужным привеском болтался» возле тюрем, куда ссылали «врагов народа». С приходом «темного» времени город утратил свое первостепенное значение культурной столицы, он начал восприниматься как место лишения свободы. Особое внимание обращает на себя цветовая гамма поэмы: «…черных марусь. черные сукна…ночь» - отсутствие ярких красок, беспросветная чернота и мрак олицетворяют всю безнадежность, в которой находились народ и страна в ту эпоху. Тогда было не разобрать, «кто зверь, кто человек», без суда и следствия наказывали всех, кто только вызывал подозрения.

Не повезло и семье Анны Ахматовой.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Во второй части эпилога поэмы Ахматова раскрывает тему памяти. Поэт – это защитник гражданской воли, голос, которым «кричит стомильонный народ». Лирическая героиня дает согласие на воздвижение памятника в ее честь «ни около моря…ни в царском саду…а здесь, где стояла я триста часов». Даже после смерти она боится забыть «громыханье черных марусь», потому что с этими воспоминаниями связана целая эпоха в истории нашей страны. Это было поистине трагичное время для всего народа. И пока «тихо идут по Неве корабли», память о страшных событиях прошлого продолжает жить.

Похожая примета

«Реквием» - поэма, посвящённая не только годам террора, но и трагедии самой поэтессы и её сына, который приговорён к смертной казне. Кроме того, Анна Ахматова не единственная страдающая женщина, поэтому её поэма обладает масштабностью трагедий всех жертв сталинских репрессий. Всё, что происходит в поэме основано на реальных событиях. Поэтесса берёт за основу действий собственные стояния в тюремных очередях, где «стояла я триста часов». И именно с некого диалога появилась идея поэмы. Все эти переживания за сына женщина изобразила на бумаге, тем самым создав некий дневник. А. А. Ахматова назвала поэму не просто так «Реквием». Сам по себе реквием обозначает просьбу о покое. Поэтесса посвятила эту поэму всем погибшим и страдающим во времена жестоких сталинских репрессий.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

В «Посвящении» Анна Ахматова постоянно использует местоимение «мы», подчёркивая общую боль и беду («Мы не знаем, мы повсюду те же, слышим лишь ключей постылый скрежет да шаги тяжелые солдат»). Поэтесса указывает на масштабность репрессий и мук от них, изображает одиночество всех мучеников. Лирическая героиня, она же сама Ахматова ждёт приговора, ей не сдержать слёз. («Приговор… И сразу слезы хлынут, ото всех уже отделена, словно с болью жизнь из сердца вынут, словно грубо навзничь опрокинут, но идет… Шатается… Одна…»).

Во «Вступлении» А. А. Ахматова использует гротескный образ «безвинной Руси», которая корчится под «кровавыми сапогами и под шинами черных марусь». Так же в первых строках «Вступления» появляется образ «страшного мира» («Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад. И ненужным привеском качался возле тюрем своих Ленинград»).

В первом стихотворении поэтесса обращается к историческим образам («стрелецкие женки»). Лирическая героиня сравнивает себя с жёнами стрельцов, тем самым увеличивая пространство поэмы. Основная тема данного стихотворения – плач по сыну. Ахматова не только оплакивает сына, но и упоминает о всей драме «безвинной Руси» («Буду я, как стрелецкие женки, под кремлевскими башнями выть»). Роль исторических образов не только в том, чтобы увеличить масштаб трагедии, но и в том, чтоб соединить прошлое с настоящим.

На протяжении нескольких стихотворений (2-6) героиня пытается взглянуть на себя со стороны; она на грани сумасшествия, отчаяния. Во втором стихотворении Ахматова упоминает жёлтый цвет («жёлтый месяц»), который обозначает сумасшествие. Кроме жёлтого месяца поэтесса вносит образ тихого Дона. Спокойствие второго стихотворения соединяется с образом реки и создаётся ещё большее впечатление безумия. Все эти образы («Жёлтый месяц», «тихий Дон») доказывают, что лирическая героиня готова к смерти. В пятом стихотворении А. А. Ахматова не просто мучается и переживает, а кричит от боли, отчаяния («Семнадцать месяцев кричу, зову тебя домой, кидалась в ноги палачу, ты сын и ужас мой»). Крик тоже неким образом изображает готовность к худшему, к смерти. Героине настолько тяжело, что она ничего не разбирает, у него всё перемешалось («Все перепуталось навек, и мне не разобрать»). Женщина не знает сколько ей придётся ждать казни сына («Теперь, кто зверь, кто человек, и долго ль казни ждать»), ожидание тоже усугубляет ситуацию. В шестом стихотворении «летят недели», героиня всё также находится в смятении («Что случилось, не пойму»). Для Ахматовой белые ночи говорят о смерти («Ночи белые глядели, как они опять глядят ястребиным жарким оком, о твоем кресте высоком и о смерти говорят»).

В «Приговоре» Ахматова пишет, что у её героини много дел («У меня сегодня много дела: надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела, надо снова научиться жить»). Выходом из своего безумного состояние героиня считает начинание новой жизни. Она предчувствует начало светлого дня («Я давно предчувствовала этот светлый день и опустелый дом»).

В стихотворении «К смерти» лирическая героиня уже готова умирать, она ждёт свою минуту («Ты все равно придешь — зачем же не теперь? Я жду тебя — мне очень трудно»). А. А. Ахматова использует приметы времени для передачи своего эмоционального состояния («Я потушила свет и отворила дверь», «Чтоб я увидела верх шапки голубой и бледного от страха управдома. Мне все равно теперь. Клубится Енисей, звезда Полярная сияет. И синий блеск возлюбленных очей последний ужас застилает»).

В девятом стихотворении Ахматова готова уступить смерти исходя из своих чувств бессилия («И поняла я, что ему должна я уступить победу, прислушиваясь к своему уже как бы чужому бреду»). Но вместо смерти к героине приходит безумие, душа Ахматовой наполняется сумасшествием («Уже безумие крылом души накрыло половину, и поит огненным вином и манит в черную долину»). Кроем того, приходят и воспоминания, «слова последних утешений».

В «Распятии» Анна Ахматова использует евангельские мотивы. Поэтесса изображает мать и казнённого сына. Большое значение Ахматова уделяет образу матери, горе которой очень огромно («Магдалина билась и рыдала, ученик любимый каменел, а туда, где молча Мать стояла, так никто взглянуть и не посмел»). Именно эти образы расширяют значение поэмы. Это стихотворение является философским центром поэмы. Все происходящие действия в этом стихотворении приравнены к мучениям, к распятию.

«Эпилог» в данной поэме состоит из двух частей. В первой части Ахматова возвращается к общему смыслу поэмы (к «Предисловию» и «Посвящению»). Поэтесса вновь изображает тюремные очереди («Узнала я, как опадают лица, как из-под век выглядывает страх»). Героиня в данной части поэмы схожа с Богоматерью. Её страдания похожи на состояние Богородицы. В этой же части развивается мотив заступничества, героиня молится и переживает за всех, кто тоже стоял с ней в этих очередях («И я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мною, и в лютый холод, и в июльский зной под красною ослепшею стеною»). Во второй части «Эпилога» А. А. Ахматова развивает тему памятника. Лирическая героиня желает, чтоб памятник был поставлен «где стояла я триста часов». Именно в том месте, куда героиня приходила каждый день («Сюда прихожу, как домой»). Поэму Ахматова и просит поставить памятник на этом месте, эти стояния в очередях были мучением для Ахматовой, но именно благодаря своей стойкости она могла видеться с сыном, что было для неё огромным счастьем.

Лирическая героиня видит свою поэтическую и человеческую миссию в передачи потомкам скорби о всех страдающих и погибших в такие сложные времена, как сталинские репрессии. Так же поэтесса пишет и о народе и родной земле, с которыми она связана и готова пережить эти трудные времена («Нет, и не под чуждым небосводом, и не под защитой чуждых крыл,-я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был.»), поднимая проблему исторической памяти народа.

Произведение «Реквием» А. А. Ахматовой затрагивает многие важные темы: проблемы исторической памяти, несправедливости, отношения детей и матерей. Именно поэтому данная поэма многим известна и читаема до сих пор.

Похожая примета

Уважаемая редакция!

Посылаю вам урок по поэме А.Ахматовой «Реквием». Проводила я его в очень слабом классе (классе коррекции, как их тогда называли). Возможно, некоторые места покажутся вам примитивными, но творчески работающие учителя знают, как использовать этот план. Я была несколько раз как эксперт на уроках по этой поэме и считаю, что мой урок при всём его несовершенстве имеет свои плюсы, так как здесь учащиеся работают с текстом поэмы, понимают её идею, раскрывают образ лирической героини, а не повторяют общие фразы из учебника.

На бумаге урок, конечно, теряет многое, но “вживую” он проходит интересно. Думаю, если вы его напечатаете, немало учителей, особенно из сельских школ, где нет одарённых детей, где основная масса не хочет ничего читать, а больше озабочена материальными проблемами, возьмут его за основу при подготовке к своему уроку по поэме.

  1. Грампластинка. В.А. Моцарт. «Реквием».
  2. Репродукция картины В.Сурикова «Утро стрелецкой казни».
  3. Плакат с цитатой: “И небо скрылось, свившись в свиток; и всякая гора, и остров двинулись с мест своих” («Откровение Иоанна Богослова»).
  4. Карточки № 1 и № 2.
  • скрежет (какой?)
  • шаги (какие?)
  • столица (какая?)
  • двух лет (каких?)
  1. Там встречались…
  2. Словно…
  3. Словно…
  • Лица (что делают?)
  • Веки
  • Щёки
  • Волосы
  • Выражение лица (улыбка, смех)

Ход урока

В начале урока звучит «Реквием» Моцарта.

Учитель. Прежде чем начать работать над поэмой, выясним, что значит слово “реквием”.

Учитель. Итак, реквием — это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что её поэма — надгробное слово, посвящённое всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа.

Прочитаем «Вместо предисловия». Какой биографический факт положила А.Ахматова в основу своей поэмы?

(Ответ учащихся.)

Учитель. Перечитаем «Посвящение». Отметьте строчки, передающие меру материнского горя. Сравните эти строки со словами из «Откровения Иоанна Богослова» из «Апокалипсиса».

(Ответ учащихся.)

Почему, как вы думаете, в поэме Ахматова использует апокалиптическую картину?

Когда-то Пушкин, обращаясь к декабристам, писал:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

С какой целью Ахматова включила в свой текст цитату из Пушкина, закавычив слова “каторжные норы”?

(Поэтесса намеренно вызывает у нас ассоциации с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о “смертельной тоске”.)

А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь Ахматова? Почему?

(Говоря о личном, она становится как бы голосом всех страдающих матерей.)

Возьмите карточки № 1, впишите туда найденные в этой части эпитеты, сравнения. Какое настроение они создают?

Какой вывод можно сделать, кому же посвящает Ахматова свою поэму?

(Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и душевных сил и жили лишь надеждой. Их лирическая героиня не отделяет себя от них.)

А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово — Родина.

Учитель. А какая Родина изображена у Ахматовой? (Читаем «Вступление».)

(Родина — живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами “чёрных марусь”.)

Какие приметы времени изобразила здесь Ахматова?

Вывод. Вступление — это фон, на котором будут разворачиваться события, в нём изображено время действия.

(Читаем первую часть.)

Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

(На выносе, дети плакали, свеча оплыла, смертный пот на челе.)

Почему Ахматова использует здесь образ стрелецкой жёнки? Что вы помните о стрельцах?

Вывод. Обращение к образу стрелецкой жёнки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

(Читаем вторую и третью части.)

Опишите картину, которая возникает у вас. Какой цвет здесь использован? Почему?

(Читаем четвёртую часть.)

К кому обращены слова четвёртой части? Что же происходит с героиней?

(Она на грани безумия, происходит раздвоение личности.)

Конечно, Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала. А мы поймём это хоть в некоторой степени, познакомившись с воспоминаниями Н.А. Заболоцкого. Он тоже был репрессирован.

(Послушаем отрывок из воспоминаний («Литература». Приложение к газете «Первое сентября». 1994. № 5–6.)).

(Читаем пятую часть.)

Выделите глаголы. Что обозначает глагол как часть речи? Что помогает поэту выразить такое обилие глаголов?

Много ли глаголов в конце этой части? Сделайте вывод.

(Лирическая героиня поначалу действует, старается что-то предпринять, чтоб узнать о судьбе родного человека, но потом ею овладевает отчаяние, нет больше сил бороться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Мать находится на грани безумия, и из её уст льются тихие строчки колыбельной сыну.)

(Читаем шестую часть.)

Перечитаем седьмую–девятую части поэмы. А теперь запишите начало предложения: “Когда я читаю седьмую–девятую части «Реквиема»…” Опишите свои впечатления, мысли о прочитанном.

(…Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять её в любом виде. У неё нет больше сил сопротивляться безумию.)

Прочтите название десятой главы. С чем оно связано?

(Читаем десятую часть.)

Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?

Одинаковы ли страдания матерей? А сыновей?

Какую мысль позволяют выразить образы страдающих Христа и Богоматери? (Освящают страдания.)

Возьмите карточки № 2. Перечитайте первую часть «Эпилога» и нарисуйте словесный портрет матери, женщины, данный здесь.

Это конкретный портрет или обобщённый?

Вывод. Да, Ахматова говорит от имени всех, к чьим страданиям были глухи там, за тюремными стенами.

Хотелось бы всех поимённо назвать,
Да отняли список, и негде узнать, —

говорит Ахматова. Но она помнит всех и говорит от имени всех.

Поэма, посвящённая безвинно погибшим, рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма наполняется звуками. Какие звуки мы слышим?

(Громыхание, хлопанье, вой.)

Эти звуки, как колокольный звон, венчают поэму и резко обрываются в заключительных строчках, где возникает мотив временной отдалённости: страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет вечным символом скорби всех страдающих русских женщин.

А теперь вернёмся к эпиграфу. Он написан через двадцать лет после поэмы — в 1961 году. Как связан эпиграф с содержанием поэмы?

Обобщение. Материал для заключительного слова можно взять из газеты «Литература». 2000. № 10.

Читайте также: