Приметы времени в историческом фильме
Обновлено: 20.11.2024
Википедия Значение слова в словаре Википедия
Колори́т изображения (, от — краска , цвет ) — это общая эстетическая оценка цветовых качеств произведения искусства, характер цветовых элементов изображения, их взаимосвязи, согласованности цветов и оттенков. Внешнее выражение колорита — живописность и.
Примеры употребления слова колорит в литературе.
Решительно отказавшись от свойственной некоторым нашим историческим романам архаизации языковой ткани произведения, автор путем тонко подобранных речевых нюансов воссоздает колорит изображаемого времени.
Ни один египтолог не оспорит факт физического присутствия, когда то почти всех прототипов богов древнего Египта, таким образом, все признают, что египтяне не придумывали богов и сказки, они их выводили из реальных событий, лишь предавая им более пригодный для легенд колорит.
Вся наша застолица с огромным железным противнем, на котором кусками лежало спекшееся мясо, высокая аляповатая глиняная корчага с мутноватой медовухой, жердевой навес над нами, с которого свешивались сохнувшие медвежьи лапы, и, наконец, наши ссутулившиеся темные силуэты, похожие на тени заговорщиков, - все это приобретало какой-то мрачный, первобытный колорит.
Вообще, по мере удаления от нас, по мере иссякания в памяти годы, уплощаясь и обращаясь как бы в пожелтевший газетный лист, еще и обретают такой неизбывный печальный колорит - я бы определил его как цвет крепкого чая, который постепенно заволакивает все предметы - одни раньше, другие позже, но все, все.
В более аристократической Ферраре, пытавшейся возродить некоторые рыцарские обычаи, Боярдо и Ариосто слили сюжетную схему каролингских поэм с композицией и колоритом бретонских романов и, введя в фабулу античные мотивы, создали на этой сложной основе новые, оригинальные произведения.
Кадр из фильма «Ностальгия», 1983
Характер времени и его диктат
Мы рассматривали координаты ритма. Его поле действия складывается из мгновений разной длины в узор нужной интонации. Здесь допустимо поговорить о примерах «давления времени». Показателен эпизод, в котором Горчаков говорит случайно забежавшему в грот ребенку о том, что «невыраженные чувства никогда не забываются». Размышления исходят из интуитивного источника. Тарковский позволяет зрителям превозмочь монотонно-мерный звук и начать диалог с тишиной.
Кадр из фильма «Персона», 1966
Итак, Бергман ведет нас к отрицанию времени. Тарковский – к утверждению его. Оба действуют через недосказанность. Если у первого она синонимична неспособности, то у второго она оберегает внутренний свет от рассеивания вхолостую. Картины режиссеров напоминают об одномоментности существования времени и безвременья и о том, как меняется наше мироощущение, если мы склонны предпочитать одно другому.
Кадры из фильма «Ностальгия», 1983
Союз элементов выражает горение духа на фоне мутной воды преходящего. Неслучайно Тарковский вводит Доминика в сюжет, противопоставляя его образ компании людей, грезящих о вечной молодости в источнике. В то время как они торопятся заслонить мысли событийной чешуей жизни, подвижниками которой они являются, Доминик размеренно отрицает изменчивое начало. Возникает любопытный момент: нестерпимая жажда подлинности попадает в кольцо огня – элемента, воинственно-настроенного против воды, которая насыщает жизнь. Утолить её возможно только одним способом: «Мы должны во все стороны растягивать нашу душу, словно это полотно, растягиваемое до бесконечности».
Кадр из фильма «Персона», 1966
Постулируемый Фоглер метафизический страх на самом деле оказывается жалкой бутафорией, в которой место вечных вопросов занимает инстинкт самосохранения. Этот случай – производная её тщеславия, открывшего дорогу к конечному существованию на земле, к месту, где настоящее и будущее успокаиваются в прошлом.
Греховная брешь в восприятии Элизабет зияет в момент прочтения медсестрой письма её психотерапевту. Фоглер проваливает экзамен, предчувствуя, что быть «рыцарем духа» (Кьеркегор «Страх и Трепет») для неё непосильная задача.
Похожая примета
В какую сторону течет время? Этот вопрос вдохновлял многих творцов на открытие «новых земель». Рано или поздно поиск приводил их к единому пункту назначения: к порогу вечности, где смолкают пёстрые голоса, и зыбь перемен жертвует свой характер в пользу Истины. Прерывистую дорогу к ней, щедрую на потери и приобретения, запечатлели такие режиссеры как Андрей Тарковский («Ностальгия»), Ингмар Бергман («Персона»). Каждый из них развернул ускользающее время своей самоценной стороной.
Кадр из фильма «Персона», 1966
Момент против «Истины»
Еще одним симптомом отмены времени, помимо молчания, является фотография. Она предстает пред нами как непосредственно в виде изображения сына актрисы, так и опосредованно в момент, когда Фоглер останавливается, чтобы застать зрителя врасплох, зацементировать мгновение. В границах фотоснимка утвержден закон невозврата, мысленной атрофии, препятствующей миграции сознания по разным временным пластам. В отличие от свободно проживаемого момента «сейчас», фотография не оставляет права ракурса восприятия. В этом она родственна хокку: «…поскольку запись хокку также непроявляема; все в нем дано сразу, без желания и даже возможности риторической экспансии» (Ролан Барт «Camera Lucida»).
Похожая примета
В этот день также почитается мученик Фока, который считается покровителем утопающих и защитником от пожаров. Согласно преданию, он родился в Синопе и вел добродетельную жизнь. Уже в зрелые годы он стал епископом и проповедовал христианство. Фока пострадал во время гонений, организованных императором Траяном, который пытками вынуждал его отречься от своих убеждений.
С этим днем связано огромное количество примет, поверий, запретов и обрядов. Раньше люди говорили, что именно с этого дня начиналась настоящая осень, которая продолжается до Рождества.
Крестьяне из самых отдаленных населенных пунктов в это время завершали сбор урожая редьки и готовили из нее различные блюда.
Также в этот день отмечали Листопадную. Названия «Листопадная» и «Листодер» день получил за сильный ветер. Среди восточных славян бытовало мнение, что пятое октября — это неблагоприятный день потому что дует ветер, который может принести болезни. Кроме того, предки верили, что на столь мощных порывах катается нечистая сила.
Что можно делать в этот день
Издревле в этот день начинали дуть сильные ветра, которые могли сильно напугать крестьян. Для того чтобы успокоить воздушную стихию, предки в это время проводили множество интересных обрядов. Основная составляющая такого обряда — это особые слова, которыми можно было заговорить сильные порывы.
По древним традициям, в этот священный день также чтут осину — дерево, которое принимает на себя все печали от темных сил. Тот, кто тронет осину в этот день, может привлечь в свою жизнь большие неприятности, которые принесут лишь разочарования и проблемы со здоровьем. Именно поэтому следует относится к дереву так, будто это ваш талисман удачи.
Если в этот день вы встретили в лесу пожилого человека с лукошком, следует развернуться и уйти с этого места. Говорят, что леший принимает образ старика и пытается найти себе жертву.
Что нельзя делать в этот день
Фока почитается в народе как спаситель утопающих и хранитель от пожаров, поэтому в этот праздник нежелательно сжигать старые веники, ругать ветер и бить чем-либо по земле. Для того чтобы успокоить ветер, люди старались придерживаться некоторых запретов. Например, нельзя бить землю палкой или хлыстом, а также сжигать старый веник. Нельзя проклинать или ругать ветер. Как и во время любого другого церковного праздника, в эту дату нежелательно нецензурно выражаться, оскорблять кого-либо, обижаться, негативно мыслить и конфликтовать.
Также в этот день не стоит употреблять в пищу рыбу и совершать с ней другие манипуляции. Нельзя рыбачить, продавать или покупать рыбу. Иначе вы можете привлечь в свой дом беды и несчастья. Сегодня нельзя устраивать семейные посиделки, чтобы не поссориться.
Народные приметы в этот день
Лист с березы к этому дню еще не опал, это значит, что снега ждать не стоит.
Черемуха и клен к этому дню оставались без листьев, значит, скоро будет зима.
Кадр из фильма «Ностальгия», 1983
Картины режиссеров напоминают об одномоментности существования времени и безвременья и о том, как меняется наше мироощущение, если мы склонны предпочитать одно другому.
Концентрация времени Тарковского
Тарковский в «Ностальгии» представил время в образе спрессованной поэзии. Оно подкрадывается к зрителю тихой поступью, кладет руки на плечи и увлекает за собой в край недопетых песен. Основа изображения покоится на ритме, переданном через «видимую, фиксируемую жизнь предмета в кадре» («Запечатленное время»). Кадры описания появляются в те моменты, когда наша фантазия готова оттолкнуться от них и продолжить полет независимо от увиденного. Музыкальный акцент проживает свою историю в соответствии с признаками «давления» времени.
Кадр из фильма «Ностальгия», 1983
Ритм как точка отсчета
Отсчет времени у Тарковского осуществляется с помощью элементов художественного языка. Они фиксируют этапы становления главного героя, выделяя места иссушения, разрыва с прошлым и робкого появления новых побегов. Собака появляется там, где тоска по Родине переходит в неизбывный крик по местообитанию души. Перо прокладывает путь от горячей мольбы (сцена молитвы в храме) к оцепенению (последующая сцена с упавшим пером), и от эпицентра отчаяния (самосожжение Доминика) к отречению от однобоко прожитой жизни (задание Доминика Горчакову с горящей свечой).
Похожая примета
3 октября 2021 года в народном календаре отмечено как день Ветряка (Астафий-Ветряк, Астафьевы ветра), а в православном - как день памяти преподобного Евстафия. Эта дата издревле считалась энергетически тяжелой. Народ изучал поведение ветра и определял, какая погода воцарится в ближайшие дни, и какой урожая ожидается в следующем году.
Согласно погодным приметам, туман в этот день предвещает беду, а много паутины - долгую и спокойную осень. Слишком холодная погода в третий день первого месяца осени — к ясной погоде и снежной зиме. Если вы обнаружили кучу шишек при выходе из дома, ждите ранних заморозков. 3 октября 2021 году будут магнитные бури, это должны учитывать метеочувствительные люди.
В этот день запрещается стряхивать воду с рук после их мытья: если ослушаться запрета, можно привлечь чертей. Не рекомендуется брать взаймы кухонные приборы - чашку, тарелку, кастрюлю, сковородку, садиться за стол с компанией более чем из 13 человек. И лучше не дарить подарки самому, а также не принимать их от других. Во время праздничного события нельзя завидовать, негативно мыслить, выяснять отношения, повышать голос. Даже белая зависть может сыграть злую шутку.
В эту священную дату наши предки отмечали торжество под названием «Мельники» и не подходили к мельницам близко - опасались встречи с собаками и женщинами, в чьем облике чаще всего являлись темные силы.
3 октября нужно проветрить всю одежду на улице. Если тепло, подставите ее под солнечные лучи, а если холодно - на морозный воздух, окурить свое жилище полынью, зверобоем или можжевельником для защиты от нечисти, промыть окна и зеркала в доме раствором со святой водой, а вечером зажечь церковную свечу.
В эту священную дату люди отправлялись в церковь и там искали браз Богоматери, у которого молились несколько минут - просили о самом разном, например, об избавлении от болезней и страданий.
Кадр из фильма «Ностальгия», 1983
Однообразным движением герой цепляется за настоящее, пытаясь «раскусить» его мимолетную сущность. Развитие сюжета порывает связь с моментом. Залитые водой берега жизни Доминика, некогда наводненные тем, что ему было особенно дорого. Здесь время вязкое и топкое.
Ценность прожитого мгновения, расширенного или зауженного переживаниями, производит эффект «давления времени», на котором построены многие киноработы Тарковского.
Ликвидация времени И. Бергмана
Если Тарковский иллюстрирует время, то Бергман этого сторонится. Об этом он откровенно заявляет в комментариях к фильму «Персона»: «Понятие времени упразднено». Доказательством этому служит молчание актрисы Фоглер. Её добровольный отказ от словесного утверждения себя не только попытка добровольно сойти с рельсов изменчивости и непостоянства, но и выражение мечты о чистоте восприятия. Фоглер переосмысливает свою лицедейскую деятельность в контексте невовлеченности. Осознав свою раздробленность и неспособность самозабвения в той или иной роли, она пытается слиться с молчанием.
Кадр из фильма «Персона», 1966
В атмосфере диктуемой тишины она затаилась и ждет, что события обойдут её стороной. Насильственно возведенная завеса молчания должна помочь ей одолеть воспоминания. В них сокрыт тайный мост ко времени. Подтверждение этой идеи звучит у Гуссерля: «Каждое воспоминание содержит ожидание, осуществление которого ведет к настоящему».
Желание быть затворником слова мгновенно лишает силы в момент чисто животного страха за свою жизнь (сцена, когда сестра Альма пытается достучаться до Элизабет, угрожая ей кипящей водой).
Кадр из фильма «Ностальгия», 1983
Время зримо вторгается в повествование, когда режиссер останавливает наш взгляд на велосипеде Доменика. В начале кинокартины он крутит педали, размышляя о жизни рядом живущих людей. Время в этом моменте динамично и импульсивно.
Читайте также: