Приметы в кому на руси жить хорошо

Обновлено: 21.11.2024

«Пролог» - это термин, который обозначает вступление к поэме, знакомящее читателей с общим замыслом поэта. «Пролог» к поэме «Кому на Руси жить хорошо» соответствует традиционному представлению о введении к литературному произведению. Но у Н.А. Некрасова пролог включает в себя не только экспозиционные элементы, но и начавшееся действие – спор и странствие.

Именно в прологе впервые появляется рефрен – «кому живется весело, вольготно на Руси», который пройдёт через всю поэму. В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков…

Особый, почти былинный тип повествования мы ощущаем почти с самого начала. Первые слова звучат как сказочное вступление «В некотором царстве, в некотором государстве». Читателю сразу понятно, что речь пойдёт о Руси. Подобный зачин означает, что поэт стремится охватить Россию не только в её настоящем, но и в прошлом. А названия губерний, волостей, деревень, откуда сошлись мужики, - это опять же слова -символы: Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайко тож.

Н.А. Некрасов не случайно употребляет «говорящие» названия. Они акцентируют внимание читателя на бедственным положением крестьян. В «Прологе» читатель встречается с крестьянами-правдоискателями. Нет индивидуальных каждого из мужиков, либо они очень лаконичны: медлительный Пахом, которому необходимо «потужиться», прежде чем вымолвить слово; «угрюмый» Пров, «охочие до водки» братья Губины… Но здесь можно найти первую развернутую характеристику крестьянства в целом: Мужик что бык: втемяшится В башку какая блажь - Колом ее оттудова Не выбьешь: упираются Всяк на своём стоит!

Поэт сообщает, что русский мужик упорен в достижении цели, причём не практической, а именно «блажи», поиске истины. При этом говорится, что спорщики были заняты своими обычными делами: один из них шёл в кузницу, другой «соты медовые нёс на базар», третьи «ловили коня упрямого». Однако все будничные занятия оставлены, потому что крестьян охватила общая забота найти, «кому живётся весело, вольготно на Руси».

Подобной авторской характеристикой крестьянства и спорщиков читатель психологически подготавливается к восприятию картин жизни и судеб русских людей. Уже в прологе возникает образ автора-повествователя. Автор обращается к читателю напрямую, создавая впечатление непринужденного разговора. Ой, тени! Тени чёрные! Кого вы не нагоните, Кого не перегоните? Вас только, тени чёрные, Нельзя поймать-обнять!

Реальные мужики, сложившиеся на водку, начинают пьяную драку, которая разрастается в грандиозное побоище, потрясающее целый лес, взывающее к силам самой природы: Весь лес переполошился, С летающими птицами, Зверями быстроногими И гадами ползучими. И стон, и рев, и гул!

Эта грандиозная картина включает в себя и юмор, и гиперболу, и просторечные обороты речи «забрало пуще прежнего», «ругательски ругаются», «вцепятся друг другу в волоса». Данный фрагмент «Пролога» позволяет судить об авторской позиции: выбор героев и темы спора: Проснулось эхо гулкое, Пошло гулять-погуливать, Пошло кричать-покрикивать, Как будто подзадоривать Упрямых мужиков. Царю! - направо слышится, Налево отзывается: Попу! Попу! Попу!

Описание «разгула» эха интересно не только положенной в его основу гиперболой-олицетворением, но и близостью автора к миру природы. Описывая разбуженный лес, поэт использовал слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («зайка», «галчата», «пеночка», «птенчик», «гнёздышко»), метафоры («плачет пеночка», «кукушечка старая… надумала», филины «любуются побоищем»), сравнение («А их глазище желтые// Горят, как воску яркого//Четырнадцать свечей»).

Далее в «Прологе» возникает сказочный сюжет. Начинается он с того, что Пахом подбирает «птенчика крохотного» и обращается к нему: А все ж ты , пташка милая, Сильнее мужика! Окрепнут скоро крылышки, Тю-тю! Куда ни вздумаешь, Туда и полетишь.

Этот разговор строится на олицетворении. На олицетворении строилась и загадка об эхе: «Без тела – а живёт оно, без языка – кричит». Сова уподоблялась «заморской княгине», «лисица хитрая» наделялась «любопытством бабьим».

Беседа Пахома с птенцом готовит к восприятию целого ряда чудес: появляется говорящая пеночка, которая в качестве выкупа за птенца обещает мужикам волшебную скатерть-самобранку. Так Некрасов включил в «Пролог» одновременно три сказочных мотива: говорящей птицы, и скатерти-самобранки, - широко распространенных в русском фольклоре. С ними связаны и другие: спрятанная в тайном месте «волшебная коробка», где хранилась скатерть-самобранка, условная формула: «Эй, скатерть самобранная, попотчуй мужиков!» - традиционные для сказок взаимоотношения между мужиками и птицей («По вашему хотению,//По моему велению,//Все явится тотчас»); фантастические «две дюжие руки», которые ставят ведро водки, кладут хлеб и исчезают. Традиционный мотив волшебной сказки у Некрасова важен для уяснения социального и нравственного смысла крестьянской жизни.

Таким образом, открывающие «Пролог» семь мужиков уже к концу его становятся семью странниками – правдоискателями.

С прологом из поэмы уйдёт и сказка. Мы входим в мир реальной жизни. Но именно пролог ввёл нас в этот мир больших измерений – времени и пространства, человеческих судеб и народной судьбы – эпос.

Похожая примета

Кукуй, кукуй, кукушечка!
Заколосится хлеб,
Подавишься ты колосом -
Не будешь куковать!
В старину говорили, что кукушка перестает куковать, когда заколосится хлеб (“подавишься ты колосом”).

Трудовая песня
В день Симеона батюшка
Сажал меня на бурушку.

Спасибо жаркой баенке,
Березовому веничку,
Студеному ключу, —
Опять бела, свежехонька.
За прялицей с подружками
До полночи поешь!

Песня-плач
Как рыбка в море синее
Юркнешь ты! Как соловушко
Из гнездышка порхнешь!
Чужая-то сторонушка
Не сахаром посыпана,
Не медом полита.
Там холодно, там голодно,
Там холеную доченьку
Обвеют ветры буйные,
Обыграют черны вороны,
Облают псы косматые,
И люди засмеют!

Похожая примета

Источник информации : Публикации авторов Н.А. Некрасова, Ю.В. Лебедева, К.И. Чуковского.

Обработка информации : анализ литературы, обобщение, аргументированные выводы.

Результаты: Презентация в рамках Декады русской словесности.

Доклад на уроке литературы.

Художественные особенности поэмы Н.А. Некрасова состоят в том, что она глубоко народна, герой в ней - народ, и автор, правдиво отображая жизнь народную, использует его речь – живую, яркую, образную. Вот пример народной речи: «любуюсь цветиком», «белка … лапочкой, как кошка, умывалася», « третьеводни прицелился», «средь горенки дубовый стол стоял, на нем гробочек крохотный», «У нас народ все голь да пьянь…» (Из главы «Крестьянка») Речь героини Матрены Тимофеевны - яркий образец чистой природной крестьянской речи. Она рассказывает о своем первенце Демушке как о былинном герое:

Как писаный был Демушка!

Краса взята у солнышка,

У снегу белизна,

У маку губы алые,

Бровь черная у соболя,

У соболя сибирского,

В поэме широко используются художественные принципы народного творчества. Четко прослеживается песенный ритм всей поэмы, имеются многочисленные включения песен, как переработанных, фольклорных, так и принадлежащих самому Некрасову. Можно сопоставить хотя бы две песни. В главе («Горькое время—горькие песни») есть песня («Барщинная») как образец фольклорной песни:

Беден, нечесан Калинушка,

Нечем ему щеголять,

Только расписана спинушка,

Да за рубахой не знать.

Песня же Гриши Добросклонова « В минуту унынья, о родина -мать!» является образцом гражданской лирики самого автора.

В минуты унынья, о родина- мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Фольклорный материал Некрасов особенно широко использует в части «Крестьянка». Широко использованы здесь, во-первых, похоронные причитания, во-вторых, свадебные причитания невесты, в-третьих — лирические семейно-бытовые песни. Некрасов берет главным образом произведения лирического характера, потому что именно в них наиболее ярко и эффективно отразились настроения, чувства и думы крестьянства. Так, глава I («До замужества») построена почти целиком на свадебных причитаниях из сборника Рыбникова:

Велел родимый батюшка.

К дубовому столу,

С краями чары налили:

«Бери поднос, гостей – чужак

С поклоном обноси!»

В первой я поклонилася —

Вздрогнули ноги резвые;

Второй я поклонилася —

Поблекло бело личико;

Я в третий поклонилася,

И волюшка скатилася

С девичьей головы…

В этом четко проявляется стремление Некрасова к показу именно тяжелого положения крестьянства и, в частности, крестьянской женщины. Глава «Крестьянка» построена на основе 9 похоронных причитаний Ирины Федосовой, одной из исполнительниц песен (из сборника Барсова). Выделенное Некрасовым особым размером (хореическим) причитание Матрены Тимофеевны («Я пошла на речку быструю») перекликается с похоронными причитаниями по родителям.

Я пошла на речку быструю,

Избрала я место тихое

У ракитова куста

Села я на серый камушек,

Подперла рукой головушку,

Громко звала я родителя:

Ты приди, заступник батюшка!

Посмотри на дочь любимую…

Понапрасну я звала.

Нет великой оборонушки!

Рано гостья бесподсудная

Смерть родного унесла.

Песня – причитание Матрены Тимофеевны подчинена одной основной задаче — показать тяжесть положения женщины при крепостном праве. Кроме того, эти песни позволяют развернуть картину крестьянского быта: труд, праздники, родины, именины, похороны и так далее.

В других главах («Последыш» и «Пир на весь мир») песням Некрасов придает особенно острый социальный характер, и их можно назвать пропагандистскими. Таковы песни «Веселая» («Кушай тюрю, Яша!Молочка-то нет»), «Барщинная» («Беден, нечесан Калинушка»), «Голодная»(«Стоит - мужик, колышется»), «Солдатская» («Тошен свет, правды нет»),«Соленая («Никто как бог!»). Отчасти, пожалуй, сюда же может быть отнесена одна из песен Гриши - «Русь» («Ты и убогая, ты и обильная»).Ни для одной из этих песен невозможно указать непосредственного источника в фольклоре; нет даже сравнительно близких аналогий. Песни Некрасова отличаются от фольклорных большей остротой изображения. Задача Некрасова заключалась не в том, чтобы следовать за фольклором, а в том, чтобы воздействовать на крестьянское сознание, будить и прояснять его, создавать новые произведения, которые могли бы войти в песенный обиход и таким образом сделаться средством пропаганды революционных идей (недаром эти песни подвергались прямому запрещению).

Песни «Веселая», «Барщинная» и «Пахомушка» посвящены изображению крепостничества. С этими песнями можно сопоставить такую, например,фольклорную песню:

Что пропали наши головы

За боярами, за ворами!

Гонят старого, гонят малого

На работушку ранешенько,

А с работушки позднешенько.

Песни «Голодная» и «Соленая» чрезвычайно резкими чертами изображают крайнюю бедность и голод крестьянства. Наконец, «Солдатская» зло изображает положение отставного солдата, ходящего «по-миру, по-миру». Солдатчина часто рисуется в фольклорных песнях самыми мрачными красками (в частности, в рекрутских причитаниях).

Из-за леса, леса темного,

Из-за садика зеленого

Выкатилось ясное солнышко.

Что за солнышком — белый царь.

Ведет силушку не малую,

Он не малую, не великую —

Полтораста полков тысячных.

Они шли-прошли, заплакали,

На коленочки попадали:

«Уж ты, батюшка, наш белый царь!

Поморил нас смертью голодною.

Таким образом, темы и настроения песен Некрасова были близки и понятны крестьянству.

Малые виды фольклора.

Достаточно б огато представлены в поэме мелкие виды фольклорного творчества – загадки , пословицы, приметы и поговорки . Насыщенность этими произведениями придает поэме особенно четкий фольклорный колорит. Все загадки у Некрасова даны, однако, не в виде собственно загадок, а в виде метафор или сравнений, с называнием разгадок («замок — собачка верная» и т.п.).

Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал,

Без тела - а живет оно,

Без языка - кричит! … (эхо)

Когда умрет - тогда ревет! (снег)

Не лает, не кусает,

А не пускает в дом! (Замок)

А по лугу… Стоят «князья Волконские»

И детки их, что ранее

Родятся, чем отцы. (Стог и копны)

Пословицы и поговорки , как правило, имеют ярко окрашенный социальный характер.

«Хвали траву в стогу, а барина в гробу»

«Они (господа) в котле кипеть, а мы дрова подкладывать»

«Толпа без красных девушек, что рожь без васильков»

«А силой тот не хвастайся, кто сна не поборол»

«Что на роду написано, того не миновать»

«Рассыпался горох на семьдесят дорог»

Обращает также внимание обилие в тексте народных примет, поверий и обычаев.

Матрена Тимофеевна рассказывает, как ее сватали:

В первой я поклонилася –

Вздрогнули ноги резвые;

Второй я поклонилася –

Поблекло бело личико;

Я в третий поклонилася,

И волюшка скатилася

С девичьей головы…

Во время последней вечеринки, или порученья, с невесты снимают волю, то есть ленту, которую носят девицы до замужества.( Примечание Н.А.Некрасова)

« В день Симеона батюшка

Сажал меня на бурушку

И вывел из младенчества

По пятому годку…»

Обычай: День Симеона - 1 сентября по старому стилю. У крестьянского дитяти детство кончалось рано. В пять лет он начинал работать.

Примета «Молюсь о нем (об умершем Демушке) , в рот яблока до Спаса не беру!»

Спас - церковный праздник. В Спас поспевают яблоки. Есть яблоки до Спаса ,до освящения их, считалось грехом. Если мать умершего ребенка попробует их раньше, считалось, что на том свете не дадут ее умершему младенцу «яблочка поиграть». Матрена Тимофеевна, трагически потерявшая своего первенца, строго придерживалась приметы.

«Свекровушка…соседкам наплела, Что я беду накликала. А чем? Рубаху чистую надела в Рождество…» (Примета: не надевай чистую рубаху в Рождество: Не то жди неурожая.( Есть в словаре В.И.Даля) - примечание Н.А.Некрасова) Матрена рассказывает: «За мужем, за заступником, Я дёшево отделалась; А женщину одну Никак за то же самое Убили насмерть кольями…»

«За всех, про всех работаю…С золовушки бракованной снимаю сапоги…» (Золовка - сестра мужа. Если младшая сестра выйдет замуж ранее старшей, то последняя называлась бракованной.(Примечание автора) В данном случае, старшая сестра Филиппа, мужа Тимофеевны, не была замужем и оттого была злобна и сварлива).

Крестьянин, по словам Матрены, и встает и ложится с приметою. «Приметы есть хорошие, А есть и бедокурные. Случилось так: свекровь Надула в уши свекору, что рожь добрее родится Из краденых семян. Поехал ночью Тихоныч, Поймали, - полумертвого подкинули в сарай…»

Весна, когда семь временнообязанных мужиков, отправились искать « кому живется весело, вольготно на Руси», выдалась поздняя. «Давно бы сеять надобно, А на полях - вода! Умилосердись, господи! Пошли крутую радугу На наши небеса!» (Примета: крутая радуга - к вёдру (к солнечной погоде), пологая - к дождю (Примечание автора).

Еще одна примета «Кукуй, кукуй, кукушечка! Заколосится хлеб, Подавишься ты колосом - не будешь куковать!» (Кукушка перестает куковать, когда заколосится хлеб на полях (Примечание автора)

В целом, «Кому на Руси жить хорошо» действительно приобретает характер «народной книги», как хотел того Некрасов по свидетельству ГлебаУспенского. Это — поэма о «народе» и для «народа», поэма, в которой автор выступает защитником «народных (крестьянских) интересов».

Некрасов включает в поэму легенду «О двух великих грешниках». Разбойник Кудеяр, сам великий грешник, в праведном гневе убивает пана Глуховского, истязавшего своих крестьян. И сразу рухнуло дерево, которое Кудеяр, во искупление своих грехов, подтачивал много лет. Так поэт подтверждает, что высшая народная нравственность оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.

Использование разных видов фольклорного творчества (загадки, пословицы и поговорки, приметы, песни, легенды) придает поэме особый народный колорит. Вся работа поэта Некрасова по использованию фольклорного материала подчинена задаче - создать яркое изображение крестьянской жизни, вызвать сочувствие к крестьянству, пробудить стремление к борьбе за крестьянское счастье.

1.Н.А.Некрасов. Избранные сочинения, М., Художественная литература, 1987.

Похожая примета

1 слайд Описание слайда:

А.Н.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»: Творческая история Стригачева Т.Н. МБОУ «Тюшинская СШ» 2017

2 слайд Описание слайда:

Поэмы Н.А.Некрасова 1860-1870гг – путь к главному творению

3 слайд Описание слайда:

4 слайд Описание слайда:

«Мороз, Красный нос» (1863-1864)

5 слайд Описание слайда:

6 слайд Описание слайда:

«Русские женщины» (1871-1872)

7 слайд Описание слайда:

«Кому на Руси жить хорошо» (1862г (возникновение замысла) – 1877г) Одно, о чём жалею глубоко, это – что не кончил свою поэму «Кому на Руси жить хорошо»

8 слайд Описание слайда:

Историческая справка: объясним понятия Временнообязанные Крестьянская община Рекрутский набор Староста Бурмистр

9 слайд Описание слайда:

«Народ освобождён, но счастлив ли народ?»

10 слайд Описание слайда:

Пролог Какие приметы пореформенного времени отражены в прологе? Какова роль Пролога в композиции и замысле поэмы? Какую роль играют сказочные элементы?

11 слайд Описание слайда:

Выводы В Прологе возникает противоречие: «свобода – счастье» Образ дороги, проходящий через поэму, помогает обойти всю Русь Автор не только искал «счастливого», но и показал формирование личности свободного человека.

12 слайд Описание слайда:

Какое произведение другого писателя 19 века похоже поэму Некрасова?

13 слайд Описание слайда:

Общее в поэмах Свободная композиция Образ дороги Сочетание эпоса и лирики Разное в поэмах «Мёртвые души» – поэма «Кому на Руси жить хорошо» -эпопея

14 слайд Описание слайда:

Почему поэма Гоголя не стала эпопеей, а поэма Некрасова стала? Эпопея - самая крупная жанровая форма эпоса. Произведение, изображающий большой период исторического времени или значительное, судьбоносное событие в жизни нации. Черты эпопеи: широкий географический охват отражение жизни и быта всех слоев общества народность содержания .

15 слайд Описание слайда:

Домашнее задание Прочитать часть 1 (глава 1 «Поп», глава 5 «Помещик»), часть 2 (?) «Последыш» Подготовить устный ответ с цитированием из поэмы: «Счастливы ли поп и помещик?»

Выбранный для просмотра документ 1 урок Ист.справка Крест. община.docx

библиотека
материалов

Временнообязанные — бывшие помещичьи крестьяне, освобождённые от крепостной зависимости Положениями 19 февраля 1861 г., но не осуществившие выкуп земли. За пользование землёй, оставшейся в собственности помещика, крестьяне по-прежнему несли феодальные повинности (оброк или барщину). Срок временнообязанных отношений установлен не был. Размер выкупа, который должен был заплатить крестьянин за свой земельный надел, как правило, значительно превышал рыночную стоимость земли и устанавливался с таким расчётом, чтобы помещик не потерял дохода, который прежде получал в виде оброка.

Детально разбирая содержание закона 19 февраля 1861 г., Н. Огарёв писал в «Колоколе»: «Старое крепостное право заменено новым. Вообще, крепостное право не отменено. Народ царём обманут».

Миром или общиной (обществом) называли объединение крестьян, живущих в одном или нескольких соседних селениях и решающих совместно многие земельные, хозяйственные, налоговые и другие вопросы. Обсуждались эти вопросы на мирском сходе, в котором участвовали старшие хозяева (мужчины) от каждого крестьянского двора. Иногда малым сходом (стариками) рассматривались более частные вопросы, требовавшие оперативного решения.

Круг вопросов, решаемых на мирской сходке, был довольно широк: сроки сельскохозяйственных работ, распределение наделов, находящихся в коллективной собственности общины; освобождение неимущих от податей и распределение их повинностей между односельчанами, сбор денег на общественные нужды и организация коллективных работ: ремонт дорог и строительство изгородей, чистка общественных колодцев, наём пастуха и сторожа, назначение наказаний за нарушения постановлений общины.

Община на своём сходе решала и вопросы семейных отношений: сложные случаи семейных разделов, назначение опекунов над сиротами; жалобы на обидчиков и т. д.

Мир также принимал решения о заказе молебнов, организации крестного хода или проведении обрядов, направленных на успешное ведение работ или защиту от пожара.

Таким образом, общинный сход во многом регулировал и экономические вопросы, и нравственную жизнь крестьянства.

Рекрутский набор в солдаты просуществовал в Российской империи в период с 1705 по 1874 год. В солдаты набирали, в большинстве, здоровых мужчин в возрасте от 15 до 32 лет. Суть рекрутских наборов состоял в том, что с определенного числа крестьянских дворов брался один рекрут, который был обязан в качестве рядового нести службу в армии, пока ему это позволяло здоровье, но так было только в начале, позже срок службы был ограничен 25 годами и менее. Рекрутские наборы проводились по мере надобности, о чем объявлялось в специальных царских указах. Количество набираемых рекрутов каждый раз определялось заново (по мере необходимости). С 1831 года были введены ежегодные наборы, которые делились на обычные от 5-ти до 7 человек на 1000 душ, усиленные – 7 - 10 человек и чрезвычайные – это когда призывали свыше 10 человек. В дальнейшем сроки службы неоднократно изменялись, так в период с 1855 по 1872 год были последовательно установлены 12-ти, 10-ти и 7-летние сроки службы и соответственно пребывание в отпуске 3, 5 и 8 лет.

В те времена требования закона по выставлению кандидатов в солдаты в порядке очередности на деле не выполнялись. Волостные правления совместно с местной полицией сами решали, кого из потенциальных кандидатов отдать в полки, а кого оставить в общине.

Как правило, в рекрутах оказывались молодые люди из бедных семей или вдовьих, которых вообще не полагалось отдавать в солдаты. Повсюду вокруг рекрутских наборов царила, как сейчас говорят коррупционная составляющая.

Се́льский ста́роста — низшая ступень в иерархии сельской власти Российской империи, выборное должностное лицо сельского общества. Избирался сельским сходом на трёхгодичный срок. Староста созывал и распускал сход, объявлял повестку, утверждал решения схода, приводил их в исполнение. Он следил за целостностью меж, за состоянием дорог, мостов, гатей на вверенном ему участке. Следил за сбором взносов, исполнением повинностей, за исполнением договоров, за порядком в общественных местах. Он должен был принимать меры по сохранению правопорядка и общественного спокойствия, задерживать лиц без документов, беглых солдат. Староста должен организовать в случае необходимости борьбу с пожаром, наводнением, эпидемией и т. д. Ведомству старосты подлежали все лица податных сословий проживающие на подведомственной ему территории. Староста имел право за маловажные проступки сажать под арест до двух дней, штрафовать до 1 рубля, или назначать общественные работы до двух дней.

Бурмистр - В России при крепостном праве: управляющий помещичьим имением; староста, назначенный помещиком.

Читайте также: