Приметы реального мира в сказке снежная королева

Обновлено: 22.12.2024

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Похожая примета

В сказке «Снежная королева» очень много волшебства. Сама Снежная королева, ее волшебные сани. То, что разные животные и птицы разговаривают. Принц и принцесса, которые сами управляют своим государством, волшебное зеркало и его осколки в глазах и сердцах людей. Все это волшебство. Без этого волшебства сказка не была бы такой интересной и захватывающей.

Но есть в ней и реальное. Это Кай и Герда, описание их домов. Зимние развлечения, птицы и животные, описание природы. Все это можно увидеть, все это существует.

В сказке Андерсен соединил волшебство и реальность. Сказка стала от этого только чудесней. Когда я читала эту сказку, мне вспоминалась зима, чудесный мир весны. Теперь зимой мне кажется, что и в нашем городе может проехать Снежная королева.

Похожая примета

Жанр – вид художественного произведения, например, сказка, басня, баллада, лирическое стихотворение, повесть, сказание.

Идея – основная мысль художественного произведения.

Композиция – построение произведения.

Сюжет – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в его основу.

Тема – круг жизненных явлений, изображённых в произведении.

Фантастика – разновидность художественной литературы, отражающая мир причудливых, нереальных образов, событий, героев.

Список литературы

Обязательная литература:

  1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2019. — 303 с.

Дополнительная литература:

  1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016. Ч. 1— 80 с.
  2. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 5 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016. Ч. 2— 80 с. Скандинавская литературная сказка / Л. Ю. Брауде – М. : Наука, 1979 . – 208 с.
  3. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…Дидактические материалы: 5 кл. – М.: Просвещение, 2018. — 240 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

«Снежная королева» - литературная сказка. В отличие от народной, сказка литературная – это «авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем <…>; произведение преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения <…> сказочных героев <…>; произведение, в котором волшебство, чудо играют роль сюжетообразующего фактора …» (Л. Брауде).

Реальность и фантастика в сказке причудливо переплетаются. Подберём синонимы к прилагательным «реальный» и «фантастический». Реальный: действительный, жизненный, настоящий, истинный, подлинный, реально существующий, достижимый. Фантастический: нереальный, не существующий в действительности, воображаемый, сказочный, невозможный, невообразимый, недостижимый, неосуществимый.

Сказка Х. К. Андерсена «Снежная королева» состоит из 7 историй. Переходя от истории к истории, попробуем выявить, какие герои, события можно отнести к реальности, а какие - к фантастике; определить, что из мира реальности может противостоять самому фантастическому волшебству и даже победить злые чары.

В истории первой, «в которой говорится о зеркале и его осколках», преобладает фантастическое: волшебный персонаж тролль и его ученики смастерили «…зеркало, в котором все доброе и прекрасное уменьшалось, а всё дурное и безобразное так и выпирало». Зеркало разбилось, а его осколки разлетелись по свету. «…Человек <…> с таким осколком в глазу начинал видеть всё навыворот», «некоторым людям эти осколки попадали прямо в сердце, и это было хуже всего: сердце превращалось в кусок льда».

В истории второй - «Мальчик и девочка» - грань между фантастикой и реальностью очень тонка. Жизнь Кая и Герды описана реалистично. На самом деле двое детей могли с радостью проводить время вместе: летом ухаживать за своими розами, а зимой вместе кататься на санках, по вечерам слушать истории, которые рассказывала бабушка. Волшебный, фантастический образ Снежной королевы возникает постепенно. Слова бабушки о снежинках («Это роятся белые пчёлки») порождают вопрос Кая, есть ли у них королева, ведь мальчик знал, что у настоящих пчёл королевы бывают. Так возник образ Снежной королевы: её прекрасное лицо Кай видит сквозь оконное стекло, понимает, что она зовёт его. Реальное незаметно перешло в фантастическое. К фантастике можно отнести и попадание осколка волшебного зеркала в сердце Кая, после чего он видит вокруг только дурное, начинает передразнивать бабушку, соседей. Но разве в реальности с человеком не могут произойти подобные изменения? Мудрый Андерсен объясняет грубость и злость Кая воздействием сил зла, а читатель понимает, что в реальности каждый человек не идеален, в нём есть положительные и отрицательные стороны; и что возьмёт верх в каждой конкретной ситуации - зависит от него самого. И, конечно, важно, кто в этот момент окажется рядом, будет ли этот человек способен прощать, верить в лучшее, бороться, чтоб растопить «ледяное сердце». Таким человеком для Кая стала Герда. Она твёрдо решила спасти Кая, и преград для неё не существовало.

В истории третьей, повествующей о «женщине, умевшей колдовать», много фантастики: колдунья сделала так, что время для Герды текло незаметно; девочка совсем забыла Кая, и только розы - символ любви и верности - напомнили ей о её горе, после чего она, несмотря на наступившую за оградой чудесного сада осень, отправилась на поиски названного брата.

Наиболее реалистичной можно назвать историю четвёртую – «Принц и принцесса». Здесь все события могли бы произойти на самом деле, если не считать говорящих воронов, которые проводили Герду во дворец.

В равной степени реальное и фантастическое переплетаются в истории пятой: «Маленькая разбойница». Когда-то действительно могли существовать разбойники, которые грабили проезжающие экипажи; среди них могла быть и маленькая разбойница, у которой могли томиться в неволе дикие звери и птицы. Это реальное. Но в сказке Андерсена птицы и звери рассказывают Герде, куда Снежная королева увезла Кая, а северный олень, отпущенный разбойницей, мчит Герду в далёкую Лапландию, преодолевая огромные расстояния, во дворец Снежной королевы. Это фантастика.

В истории шестой, «Лапландка и финка», олень просит, чтобы финка сделала Герду всесильной. И читатель ждёт волшебства. Но финка отвечает: «Сильнее, чем она есть, я не могу её сделать. Подумай, ведь ей служат люди и животные! Она босиком обошла полсвета. ». И действительно, Герда удивляет своей самоотверженностью, любовью к Каю, ради которого она выдерживает столько испытаний. Это реальность. Но есть в этой истории и фантастика: снежное войско преградило Герде дорогу, целый полк снежных хлопьев мчался ей навстречу. Герда принялась читать «Отче наш», и из тумана, сгустившегося из её дыхания, возникли ангелы, которые защитили Герду, отразили атаку снежных страшилищ.

В истории седьмой - «Что случилось в чертогах снежной королевы…» - всё дышит волшебством: фантастический ледяной дворец и его хозяйка – Снежная королева, восседающая на зеркале разума, не чувствующий холода Кай с ледяным сердцем. А противостоит этому «маленькая миленькая Герда». Увидев неподвижного Кая, она заплакала, её слезы растопили ледяную кору, и осколок в сердце Кая растаял. В любви, доброте, самоотверженности – сила Герды, граничащая с фантастикой.

Итак, в сказке «Снежная королева» много фантастического: в ней есть волшебство, волшебные герои и помощники. Но ещё больше в ней реального, ведь самые сильные чары можно победить такими реальными человеческими качествами, как самоотверженность, сила характера, смелость, искренность, доброта и, конечно, любовь. Все это было у маленькой, верной своему сердцу Герды, и она победила Снежную королеву.

Теоретический материал для углубленного изучения

Биография Х. К. Андерсена

Великий датский сказочник Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в городе Оденсе, в семье бедного сапожника и прачки. Отец Андерсена был большим книголюбом и мечтателем. Чтоб заработать денег, он пошёл в солдаты, заменив собой сына богатого крестьянина, а через 2 года умер от чахотки. Мальчику тогда исполнилось одиннадцать. Нужно было зарабатывать на жизнь, помогать матери. Талантливый подросток не хотел становиться ремесленником и отправился в Копенгаген, где сумел попасть в Придворный театр и стал актёром и певцом.

С молодых лет Андерсен пробовал себя в сочинительстве, но долгое время безуспешно. Известность ему принёс роман «Импровизатор».

В 1834 году Андерсен написал несколько «Сказок, рассказанных для детей», а с 1835 по 1839 год выпустил шесть сборников сказок. Прочитав их, его друг, физик Эрстед, сказал: «Импровизатор» прославил вас, сказки сделают ваше имя бессмертным!»

За свою жизнь Андерсен написал почти 200 сказок. Сюжеты некоторых из них Андерсен черпал из датских народных поверий. Но очень много сказок он придумал сам. Это были необычные истории: во многих из них не было привычного для сказок счастливого конца, но все они учили доброте, справедливости, человечности, любви.

Когда 4 августа 1875 года «короля сказок» не стало, с ним прощался весь Копенгаген, о нём скорбел весь мир.

«Нет сказок лучше тех, которые создаёт сама жизнь», – писал Андерсен. Это правда: удивительный талант сына башмачника и прачки был признан не только в Дании, на его родной земле, но и во всём мире. «Гадкий утёнок» превратился в прекрасного лебедя, ведь в жизни, как и в сказке, всегда есть место чуду.

Необходимо запомнить

«Бесспорно, самый известный в мире датчанин, великий сказочник Ханс Кристиан Андерсен <…> объездил почти все уголки Европы и даже побывал на Востоке. До России он всё-таки не доехал, но прославился в ней так широко, как, может быть, нигде. Его книжки для нас всегда — одни из первых и, вероятно, таковыми останутся. Вот уже более ста лет они неотъемлемая часть не только нашей детской литературы, но и культурного быта России. Никому из русских не надо объяснять, что такое «принцесса на горошине», «гадкий утёнок», «стойкий оловянный солдатик» или «голый король». Эти понятия органично вошли в язык русской культуры. <…> Андерсен — это тот случай, когда мы, что-то из иной страны присваивая, не только ничего у неё не отнимаем, но и добавляем ей какое-то новое качество. <…> Примечательно, что мы должны благодарить Данию не только за то, что она породила Андерсена, но и отчасти за его прочное вхождение в нашу культуру

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Выбор элемента из выпадающего списка

Выберите слово из списка

Определите жанр произведения «Снежная королева»

При выполнении задания учащийся вспоминает материал объясняющего модуля, в частности, определение литературной сказки: «авторское художественное прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем <…>; произведение преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения <…> сказочных героев <…>; произведение, в котором волшебство, чудо играют роль сюжетообразующего фактора …».

Следовательно, правильный ответ – литературная сказка.

Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте.

Реальное и фантастическое в истории первой

Впишите пропущенное слово

В истории первой, «в которой говорится о зеркале его осколках», преобладает ______________: здесь есть и волшебные герои (тролль и его ученики), и волшебный предмет – зеркало, и волшебство (с помощью зеркала мир и все люди исказились до неузнаваемости, все перевернулось, добро и зло стали неразличимы).

При выполнении задания учащийся вспоминает признаки волшебной сказки: наличие волшебства, волшебных героев и помощников; все они сопряжены с понятием «фантастическое» - нереальное, не существующее в действительности, воображаемое. Следовательно, именно это слово нужно вписать в пропуск.

Похожая примета

В первой истории, в которой говорится о зеркале и его осколках, преобладает фантастическое.

Во второй истории "Мальчик и девочка", грань между фантастикой и реальностью очень тонка. Жизнь Кая и Герды описано реалистично. Волшебный, фантастический образ Снежной королевы возникает постепенно.

Образ снежной королевы, ее прекрасное лицо Кай видит сквозь оконное стекло, понимает, что она зовет его. Реальное незаметно перешло в фантастическое.

К фантастике относятся: попадание осколка волшебного зеркала в сердце Кая.

В третьей истории - "женщина умевшая колдовать", много фантастики.

В четвертой истории "Принц и принцесса" - наиболее реалистична.

В пятой истории - в равной степени реальное и фантастическое переплетаются. Фантастика - северный олень, отпущенный разбойницей, мчит Герду в далекую Лапландию, преодолевая огромные расстояния, во дворец Снежной королевы.

В шестой истории, "Лапландка и Финка". Олень просит, чтобы Финка сделала Герду всесильной, но сильнее ее самой, нет никого. Она проходит много испытаний - реальность.

Фантастика: снежное войско преградило Герде дорогу, целый полк снежных хлопьев мчался ей навстречу.

В седьмой истории "Что случилось в чертогах Снежной королевы. " - все дышит волшебством. Любовь, доброта, самоотверженность - сила Герды, граничащая с фантастикой.

Похожая примета

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Читайте также: