Приметы пушкинской эпохи в романе евгений онегин
Обновлено: 21.11.2024
Следует отметить, что к вопросу определения жанра «Евгений Онегина», Александр Сергеевич подходил с особым вниманием. Звучало такое определение, как «роман в стихах». Но этого определения недостаточно для того, чтобы проанализировать жанровое своеобразие романа.
Несмотря на то, что о «Евгении Онегине» говорили, как о собрании пестрых глав, оно остается полноценным произведением, в котором Пушкин синтезировал и элементы жанра эпоса, и элементы лирических произведений. Черты, которые присущи эпическому жанру – это две сюжетные линии, большой объем и акцент повествования на жизненном пути определенной личности, включая процесс ее развития и окончательного становления.
«Евгений Онегин» включается в себя объективное изображение жизни, описание предметов и быта, которые окружали людей в то время. Это тоже относится к такому жанру, как эпос. Лирический жанр «Евгения Онегина» проявляется в описании внутреннего мира главного героя. Онегин осмысляет те события, которые с ним произошли, и мы знаем о его чувствах и переживаниях. Именно такие элементы помогли Пушкину раскрыть главную проблематику произведения с иной стороны, создать другую жизненную позицию, которая бы отличалась от других героев.
Но это придало противоречивости главному лирическому герою, особенно ввиду многообразия функций его образа. Позиция лирического героя встречается в каждой главе, и словно выступает в роли друга главного героя. И его позиция довольно неопределенная, именно она рождает главные противоречия в произведении, но Пушкин в конечном итоге решил ничего не менять.
Евгений Онегин. Особые приметы
185 лет назад, 2 апреля 1833 года, вышло в свет первое полное издание романа в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин». Сам поэт писал, что работал над произведением в общей сложности 7 лет 4 месяца и 17 дней. Он начал писать роман 9 мая 1823 года, а закончил 25 сентября 1830 года в Болдино. До Пушкина роман в стихах писал только Джордж Байрон («Дон Жуан», 1824).
Сначала «Евгений Онегин» печатался по главам, отрывки из романа также помещали в различных журналах и альманахах. Первая глава была опубликована в феврале 1825 года. И лишь в 1833-м вышло полное издание «Евгения Онегина» в одном томе. Тираж составил 5 тысяч экземпляров и разошелся за неделю.
Дата выхода 2 апреля 1833 года (по новому стилю) определяется на основании извещения в газете «Северная пчела» № 66, где указывалось о продаже полного «Евгения Онегина» в книжном магазине Смирдина по 12 рублей за книгу. В «Московских ведомостях» такое же извещение появилось на два дня позже (№ 24). Том поэмы был представлен в красном марокеновом переплете (марокеновая бумага имеет вид сафьяна) с тиснением золотом на крышках и корешке. У издания были муаровые форзацы, бордюры, золотая головка.
Одним их прототипов главного героя романа, возможно, был друг Пушкина, философ и публицист Петр Чаадаев. Поэт сам упоминает об этом в первой главе «Евгения Онегина» — «Второй Чадаев, мой Евгений…». На образ Онегина повлияли также герои Байрона и современники Пушкина — как близкие, так и случайные знакомые.
Нажмите для увеличения
Конец 10-х -20годы прошлого столетия часто принято называть «Пушкинской эпохой». Это время расцвета той дворянской культуры, символом которой в нашей истории стал Пушкин. На смену традиционным ценностям приходит влияние европейского просвещения, но не может одержать победы. И жизнь продолжается в удивительном сплетении и противоборстве старого и нового. Подъём свободомыслия — и ритуал светской жизни, мечты о том, чтобы «стать с веком наравне» — и патриархальный быт русской провинции, поэзия жизни и её проза… Двойственность. Сочетание плохого и хорошего в особенностях дворянской жизни — характерная черта «Пушкинской эпохи».
В романе «Евгений Онегин» перед нами возникает удивительная по выразительности и точности панорама дворянской России. Подробные описания соседствуют с беглыми зарисовками, портреты «во весь рост» сменяются силуэтами. Характеры, нравы, быт, образ мыслей — и всё это согрето живым, заинтересованным отношением автора.
Перед нами эпоха, увиденная глазами поэта, глазами человека высокой культуры, высоких требований к жизни. Поэтому картины русской действительности проникнуты симпатией и неприязнь, теплом и отчужденностью. В романе создан авторский образ эпохи, Пушкинская Россия. Есть в ней и черты, бесконечно дорогие Пушкину, и черты, враждебные его пониманию подлинных ценностей жизни.
Петербург, Москва и провинция — три разных лица пушкинской эпохи в романе. Главное, что создаёт индивидуальность и своеобразие каждого из этих миров, — образ жизни. Кажется, что даже время течёт в России по-разному: в Петербурге — быстро, а в Москве — помедленнее, в провинции и вовсе неторопливо. Высший свет Петербурга, дворянское общество Москвы, провинциальные помещичьи «гнёзда» живут как бы особняком друг от друга. Конечно, образ жизни «глубинки» резко отличается от столичного, но в романе и московские «корни» тянутся всё-таки в деревню, и петербуржец Онегин оказывается соседом Лариных. При всей индивидуальности столиц и провинции в романе создан, в конечном счёте, единый, цельный образ эпохи, потому что и в Москве, и в Петербурге, и в глубинке — дворянская Россия, жизнь образованного сословия русского общества.
Петербургская жизнь предстаёт перед нами блистательной и разнообразной. И её картины не ограничены в романе критикой светского ритуала, обеспеченного и бессмысленного существования. В столичной жизни есть ещё и поэзия, шум и блеск «неугомонной юности», «кипение страстей», полёт вдохновения… Всё это создаётся присутствием автора, его особым ощущением мира. Любовь и дружба — главные ценности «петербургской» юности автора, времени, о котором вспоминает в романе. «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!»
Эти знаменитые пушкинские строки, наверное, лучше всех критических статей способны передать дух древней столицы, особое тепло её образа в «Евгении Онегине». Вместо петербургских классических линий, великолепия белых ночей, строгих набережных и роскошных дворцов — мир церквей, полу деревенских усадеб и садов. Конечно, жизнь московского общества не менее однообразна, чем жизнь петербургского света, да ещё лишена блеска северной столицы. Но в московских нравах есть те домашние, патриархальные, исконно русские черты, которые смягчают впечатление от «гостиных». Для автора Москва и город, не покорившийся Наполеону, символ русской славы. В этом городе в человеке невольно просыпается национальное чувство, ощущение своей причастности к национальной судьбе.
А что же провинция? Там живу и вовсе не по европейски. Быт семьи Лариных — классический образец провинциальной простоты. Жизнь складывается из обыденных печалей и обыденных радостей: хозяйство, праздники, взаимные визиты. Именины Татьяны от крестьянских именин отличаются, наверное, только угощением и характером танцев. Конечно, и в провинции однообразие может «взять в плен» человека, превратить жизнь в существование. Пример тому — дядя главного героя. Но всё же, сколько в деревенской простоте притягательного, сколь очарования! Уединение, покой, природа… Не случайно автор начинает мечтать о «старине», о новой литературе, посвящённой непритязательным, естественным человеческим чувствам.
Пушкинская эпоха вспоминается сейчас как «золотой век» русской культуры. Сложные, драматические черты «Александровского» времени кажется почти незаметными, отступают перед волшебством пушкинского романа.
Похожая примета
В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» особое место занимает описание быта и нравов русского общества начала XIX века.
Не зря само произведение называют «энциклопедией русской жизни». Перед читателем ярко предстает жизнь дворянства, его обычаи и особенности.
Именно дворянству – высшему слою тогдашнего общества – отведено главное место в романе Пушкина.
В эпоху поэта на жизнь помещиков начинают оказывать влияние идеи европейского просвещения. Однако окончательно закрепиться в умах русских дворян они не смогли.
И в жизненном укладе помещиков и служилых людей удивительным образом стали сочетаться новые идеи, подъём свободомыслия, светская жизнь и нравы старины, патриархальный быт русской провинциальной жизни.
Эта двойственность стала отличительной особенностью Пушкинского времени.
Удивительно ярко и выразительно рисует поэт перед читателем своих героев-дворян. Их можно разделить на две группы.
Это передовое дворянство, к которому относятся Евгений Онегин и Владимир Ленский, и провинциальное дворянство, живущее в основном в деревне и изредка выезжающее в город (семейство Лариных, их соседи и родня).
Образ жизни двух групп дворян очень разнится. Онегин как представитель нового поколения – типичный столичный франт. Постоянно вращающийся в высшем свете, Евгений вёл жизнь лёгкую, блестящую и пустую, посещал балы, театры, званые обеды:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Однако такая жизнь Онегину надоела. И он уезжает в провинцию, пытаясь заняться полезным делом, улучшить жизнь крестьян, что-то писать.
Но тут снова Евгения одолевает скука, неспособность заставлять себя трудиться, лень и апатия – черты, свойственные молодым дворянам «Пушкинской эпохи».
Также к представителям передового дворянства автор относит и Владимира Ленского. Молодой пылкий поэт обладает массой достоинств. Это и «благородное стремленье и чувств и мыслей молодых, высоких, нежных, удалых», и «жажда знаний и труда и страх порока и стыда».
Но, обладая такими несомненными достоинствами, Ленский лишен трезвого понимания жизни и ему не хватает знаний.
Всю действительность молодой поэт воспринимает в романтическом ключе. И даже свою любовь – вполне земную девушку Ольгу – Ленский возводит в идеал и погибает на дуэли, разочаровавшись в жизни, в дружбе и в любви.
Иными перед читателями предстают представители провинциального общества. Очень ярко Пушкин описывает их в сцене именин Татьяны.
Поэт иронично говорит о съехавшихся гостях – соседях Лариных: «лай мосек», «чмоканье девиц», «шум, хохот, давка у порога».
Невежды, глупцы, взяточники, сплетники, плуты, обжоры – таково деревенское общество в описании Пушкина.
Не отстают от своих соседей и родители Татьяны и Ольги. Они также невежественны и думают только о том, как бы удачнее выдать замуж дочерей.
«Пушкинская эпоха» стала «золотым веком» в русской культуре. Двойственность жизненного уклада и нравов дворян того времени причудливым образом сказалась на созидании великих произведений литературы и искусства, величайшим из которых стал роман «Евгений Онегин».
Он показывает с удивительной выразительностью русское общество своего времени, его неоднородность и характерные черты.
Реализм и романтизм в романе Пушкина «Евгений Онегин»
Прежде чем рассмотреть, в чем проявляются романтизм и реализм в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин», надо определить значение этих понятий.
Есть две короткие формулы.
Романтизм – это исключительный герой в исключительных обстоятельствах.
А реализм – это типический герой в типических обстоятельствах.
Возьмем их за основу.
В своем творчестве А.С. Пушкин использовал разные художественные методы. Если говорить о написанных в 1820-1824 гг. южных поэмах, то нет сомнений, что это романтизм.
Герои и героини «Кавказского пленника», «Бахчисарайского фонтана» и сами отличаются от обычных людей, и поставлены автором в такие обстоятельства, которые нельзя назвать заурядными.
Работу над «Евгением Онегиным» поэт начал тогда же, в 1823 году в период южной ссылки, поэтому в романе наверняка присутствуют романтические черты. Но закончен труд был 1830 году, когда А.С. Пушкин уже сформировался как писатель-реалист.
Итак, что же в романе мы отнесем к романтизму, а что к реализму?
В.Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни». И действительно, здесь мы видим подробное описание реалий петербургского общества и быта русской деревни. Такое воссоздание обстоятельств, в которых действуют персонажи, вполне позволяет назвать их типическими.
А что же с персонажами? Типический ли герой сам Онегин?
С одной стороны, он яркий представитель петербургского дворянства. Его образ жизни мало отличается от типичного времяпрепровождения молодого человека того времени. Недаром, по словам автора «Свет решил, что он умен и очень мил».
Однако герою невыносимо скучно: «русская хандра им овладела понемногу».
А.С. Пушкин сравнивает недуг с английским сплином, и читатель вспоминает героя Байрона, Чайльд-Гарольда. Сходство Евгения с персонажем с туманного Альбиона поэт подчеркивает не раз. А еще он замечает «неподражательную странность», которую мы тоже отнесем к чертам романтического характера.
И хотя действительно исключительных обстоятельств Пушкин для своего героя не создает, эпизод с дуэлью придает судьбе Онегина необходимый для романтического произведения трагизм.
Романтические черты видны и в образе Ленского, а подчеркивают это его литературные пристрастия: Шиллер и Гете.
Есть налет романтизма и в образе Татьяны – автору нравится ее самобытность, ее отличие от типичной девушки того времени. А трагизм судьбы, ведь Татьяна вынуждена прожить жизнь с нелюбимым, становится еще одним аргументом, который дает нам право назвать ее романтической героиней.
Таким образом, хотя «Евгений Онегин» и считается первым реалистическим романом в русской литературе, в созданных А.С. Пушкиным образах мы можем найти и черты романтизма.
Но и назвать произведение в целом романтическим мы не можем, ведь картина русской жизни начала XIX века показана здесь масштабно и правдоподобно.
Литературоведы говорят о «синкретическом» реализме, имея в виду, что в два метода – романтизм и реализм – в романе слились в единое целое. И проанализировав образы главных героев и обстоятельства, в которых они оказались, мы не можем с ними не согласиться.
Переход от романтизма к реализму
Лирический герой в роли автора исполняет роль хроникера жизни Онегина, и постоянно дает оценки его поступкам и выражает свое отношение к его поступкам и мыслям. Пушкин создает иллюзию диалога с читателем, он поднимает философские вопросы и вопросы литературного характера, тем самым создавая переход от романтического мотива в «Евгении Онегине» к реалистическому.
Также иллюзия беседы с читателями делает повествование более легким и дружелюбным. Пушкин ввел лирические отступления, чтобы подчеркнуть эволюцию взглядов повествования: от романтических до реалистичных. И своеобразный, открытый финал свидетельствует о том, что поэт хотел придать реалистическое качество своему роману.
Жанровая особенность «Евгения Онегина» заключается и в этом – несмотря на такой финал, Пушкину удается создать целостное и полноценное законченно произведение. Новаторство Пушкина заключается и не только в жанровом многообразии произведения, но и в композиции произведения.
Именно с помощью измененной композиции ему удалось совместить эти два разных литературных пласта – мир эпических героев и мир автора, который отображается в лирических отступлениях.
«Евгений Онегин» и реализм.«Евгений Онегин» был первым русским романом, в котором реалистические принципы были громко оглашены. В нем действительность не разделена на две враждебные и несовместимые сферы – реальную и идеальную, как в романтизме, а предстает единой, рождающей самые высокие и отдаленные от свершения помыслы и содержащей непримиримые противоречия. Она достойна восхищения и подлежит критике. Герои Пушкина мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своими характерами, которые обусловлены национальной и европейской исторической жизнью. Их образ жизни и поведение обставлены множеством подробных мотивировок, благодаря которым они прочно вписываются в реальность. Общее, свойственное людям одной среды, проявляется через индивидуальное, особенное. Наконец, в романе воплощено одно из самых удивительных качеств реализма – саморазвитие характеров, литературных типов. Созданный автором образ отделяется от автора и живет самостоятельной жизнью. Пушкин, например, в начале романа не предполагал, что его Татьяна выйдет замуж, а Онегин напишет ей письмо. Однако логика развития этих характеров оказалась такова, что Пушкин был «вынужден» отдать Татьяну замуж и написать письмо Онегина к ней. Герои стали поступать так, как предписывалось логикой их характеров. Автор, чтобы сохранить психологическую правду выведенного им типа, должен был следовать за душевными движениями персонажей.
“Евгений Онегин” — это произведение, в котором “отразился век и современный человек”. А.С. Пушкин в своем романе пытается изобразить своих героев в реальной жизни, без особых преувеличений. Роман по праву был назван В.Г. Белинским “энциклопедией русской жизни”. Прочитав его, как и в энциклопедии, можно было узнать почти все о той эпохе, в которой жили и творили многие известные поэты и писатели: о том, как одевались люди, что было в моде, меню престижных ресторанов, что шло в театрах той эпохи, как проводили свое время, как общались в светском обществе и многое другое. Читая произведение, мы знакомимся и со всеми слоями русского общества того времени: и с высшим светом Петербурга, и с дворянской Москвой, и с жизнью крестьян, то есть со всем русским народом. Это еще раз свидетельствует о том, что Пушкин смог отразить в своем романе окружающее его в повседневной жизни общество со всех сторон. С особым впечатлением автор повествует о жизни и судьбе декабристов, многие из которых были его близкими друзьями. Ему нравятся черты своего Онегина, в которых, по его мнению, дана правдивая характеристика декабристского общества, что позволило нам более глубоко познакомиться с русским народом начала девятнадцатого века.
Изображая дворянское общество 1820-х годов, Пушкин поднимает вопросы бытового уровня, пишет о духовной, нравственной жизни дворянского высшего света. Широкий реалистический охват действительности происходит и за счет изображения поместного дворянства. Деревенские главы насыщены подробностями быта и привычек помещиков. Так, дядя Онегина усердно читал «календарь осьмого года» и не держал у себя «ни капель чернил». Мать Ларина, хотя и зачитывалась в юности Ричардсоном, теперь с удовольствием занималась домашним хозяйством. И их духовный мир общения — разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне». Эпическая часть романа насыщена также картинами из народной жизни. Пушкин рассказывает о тяжелом крестьянском труде, об очень редких минутах отдыха. Эти картины дополняются сказочными поэтическими образами, восходящими к устному народному творчеству: это и сон Татьяны, напоминающий русскую сказку, и гадания.
Определить проблематику «Евгения Онегина» весьма сложно. Поэт создал, по выражению В. Г. Белинского, «энциклопедию русской жизни». Название по имени главного героя не сужает его тематический план, не сводит все действие к изображению судьбы Евгения Онегина. Сердцевину сюжета, конечно, составляет любовная тема, что традиционно для данного жанра, но решается она Пушкиным новаторски: Он не просто показывает несостоявшееся счастье между Онегиным и Татьяной, но углубляется в причины этого. В романе поэт, утверждает новый реалистический метод, изображая влияние среды на формирование личности и ее мироощущение. Так возникают в романе главы о детстве, юности, образовании, времяпрепровождении героев. Пушкин убежден, что судьба не просто определяет круг внешних обстоятельств человека, но и формирует его психологию.
Характеры героев построены Пушкиным, поэтом действительности, как он сам себя называл[171], не по литературным схемам и нормам, хотя часто они сопоставлены с другими литературными героями, а по законам реальной жизни. Так как живые люди обладают разнообразными многосторонними характерами, то характеры героев сложны и не укладываются в однозначные и узкие формулы. В простых и сложных ситуациях «обстоятельства развивают» характеры с разных сторон. Многогранность и сложность характеров учитывается автором, который изображает их то сатирически, с горькой усмешкой, то иронически, с легкой улыбкой, то лирически, с очевидным сочувствием. Пушкинские герои, исключая лишь упоминаемых третьестепенных персонажей, не делятся на положительных и отрицательных. Но даже второстепенные лица, участвующие в сюжете, в романе многогранны. Например, о Зарецком Онегин и автор отзываются либо сатирически, либо иронически. Однако сатира и ирония не мешают Онегину и автору признать и достоинства Зарецкого:
Похожая примета
Пожалуй, ни в одном из своих произведений Пушкин не присутствует так явно, как в романе «Евгений Онегин».
В 1823 году в письме к А. Дельвигу поэт признаётся: «…пишу сейчас поэму, в которой забалтываюсь донельзя…»
Начиная роман в стихах, как пародию на российское общество, царящие в нём нравы и довольного собой «героя времени», по мере развития сюжета Пушкин включает в повествование всё больше личного, отступающего от тона светской шутки.
Многочисленные лирические отступления на темы любви поэта к театру, женским ножкам, петербургским ночам, свидетельства знакомства с Онегиным и сожаления о судьбе Татьяны, философские миниатюрки о законах человеческого взросления («Блажен, кто смолоду был молод…»), о ходе русской истории и Наполеоне, а также многие другие фрагменты произведения, написанные от первого лица, дают право приравнивать Пушкина к одному из действующих лиц романа и говорить о присутствии в тексте образа автора.
Далее поэт подчёркивает, что лично знаком с Онегиным. Эффект достоверности удваивает внимание читателя к герою, возникает интрига.
Через систему неявных противопоставлений собственного мировосприятия вкусам своего героя Пушкин демонстрирует ущербность Онегина.
Возникает ощущение, что автор как будто соревнуется с героем, всеми способами давая понять, как пуст и неинтересен «молодой повеса».
Пушкин в восторге от театра, а Онегин приезжать туда, только чтобы продемонстрировать образованность.
Пушкин каждый раз влюбляется в «богинь» как мальчишка, а Онегин лжёт и лицемерит каждой, научившись механике обольщения.
Пушкин боготворит природу, находя в ней источник вдохновения, а Онегин скучает в «прелестном уголке» своего поместья.
Автор присутствует в тексте не только для того, чтобы оттенять бездарность Онегина. Он помогает своим героям очеловечиться.
Неотступно следует Пушкин за любимой Татьяной. Её называет он «своей душой», «милой», «бедной». Её письмо оправдывает длинным предисловьем, ей заранее сочувствует, ею восхищается.
Наконец, устами Татьяны произносит автор приговор Онегину. Тень авторского образа здесь легкокрыла и едва заметна, но именно она помогает увидеть контрасты тьмы и света в произведении, различить оттенки характеров.
Пушкин присутствует в своём романе как творец, замыслом которого пронизано каждое создание.
Он лукаво выглядывает из-за портьер онегинского кабинета, пристально смотрит в зал на премьере спектакля, бродит в саду у Лариных, подслушивая беседу Татьяны с няней.
Он – вездесущий дух жизни, «добрый приятель» своих персонажей и всех людей, в каждом из которых есть немного Онегина, немного Ленского, немного «толстого Петухова», немного – Татьяны.
Пушкин – гений человечности и любви, всесозерцающее светило, готовое примирить противоположности. Его игра с читателем в какой-то момент перестаёт быть забавой, приоткрывая глубинную правду о России и о нас.
Похожая примета
Конец 10-х -20годы прошлого столетия часто принято называть “Пушкинской эпохой”. Это время расцвета той дворянской культуры, символом которой в нашей истории стал Пушкин. На смену традиционным ценностям приходит влияние европейского просвещения, но не может одержать победы. И жизнь продолжается в удивительном сплетении и противоборстве старого и нового.
Подъем свободомыслия – и ритуал светской жизни, мечты о том, чтобы “стать с веком наравне” – и патриархальный быт русской провинции, поэзия жизни и ее проза… Двойственность.
Сочетание плохого и хорошего в особенностях дворянской жизни – характерная черта “Пушкинской эпохи”.
В романе “Евгений Онегин” перед нами возникает удивительная по выразительности и точности панорама дворянской России. Подробные описания соседствуют с беглыми зарисовками, портреты “во весь рост” сменяются силуэтами. Характеры, нравы, быт, образ мыслей – и все это согрето живым, заинтересованным отношением автора.
Перед нами эпоха, увиденная глазами поэта, глазами человека высокой культуры, высоких требований к жизни. Поэтому картины русской действительности проникнуты
симпатией и неприязнь, теплом и отчужденностью. В романе создан авторский образ эпохи, Пушкинская Россия.
Есть в ней и черты, бесконечно дорогие Пушкину, и черты, враждебные его пониманию подлинных ценностей жизни.
Петербург, Москва и провинция – три разных лица пушкинской эпохи в романе. Главное, что создает индивидуальность и своеобразие каждого из этих миров, – образ жизни. Кажется, что даже время течет в России по-разному: в Петербурге – быстро, а в Москве – помедленнее, в провинции и вовсе неторопливо. Высший свет Петербурга, дворянское общество Москвы, провинциальные помещичьи “гнезда” живут как бы особняком друг от друга. Конечно, образ жизни “глубинки” резко отличается от столичного, но в романе и московские “корни” тянутся все-таки в деревню, и петербуржец Онегин оказывается соседом Лариных.
При всей индивидуальности столиц и провинции в романе создан, в конечном счете, единый, цельный образ эпохи, потому что и в Москве, и в Петербурге, и в глубинке – дворянская Россия, жизнь образованного сословия русского общества.
Петербургская жизнь предстает перед нами блистательной и разнообразной. И ее картины не ограничены в романе критикой светского ритуала, обеспеченного и бессмысленного существования. В столичной жизни есть еще и поэзия, шум и блеск “неугомонной юности”, “кипение страстей”, полет вдохновения…
Все это создается присутствием автора, его особым ощущением мира. Любовь и дружба – главные ценности “петербургской” юности автора, времени, о котором вспоминает в романе. “Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось!”
Эти знаменитые пушкинские строки, наверное, лучше всех критических статей способны передать дух древней столицы, особое тепло ее образа в “Евгении Онегине”. Вместо петербургских классических линий, великолепия белых ночей, строгих набережных и роскошных дворцов – мир церквей, полу деревенских усадеб и садов. Конечно, жизнь московского общества не менее однообразна, чем жизнь петербургского света, да еще лишена блеска северной столицы. Но в московских нравах есть те домашние, патриархальные, исконно русские черты, которые смягчают впечатление от “гостиных”. Для автора Москва и город, не покорившийся Наполеону, символ русской славы.
В этом городе в человеке невольно просыпается национальное чувство, ощущение своей причастности к национальной судьбе.
А что же провинция? Там живу и вовсе не по европейски. Быт семьи Лариных – классический образец провинциальной простоты. Жизнь складывается из обыденных печалей и обыденных радостей: хозяйство, праздники, взаимные визиты. Именины Татьяны от крестьянских именин отличаются, наверное, только угощением и характером танцев.
Конечно, и в провинции однообразие может “взять в плен” человека, превратить жизнь в существование. Пример тому – дядя главного героя. Но все же, сколько в деревенской простоте притягательного, сколь очарования!
Уединение, покой, природа… Не случайно автор начинает мечтать о “старине”, о новой литературе, посвященной непритязательным, естественным человеческим чувствам.
Пушкинская эпоха вспоминается сейчас как “золотой век” русской культуры. Сложные, драматические черты “Александровского” времени кажется почти незаметными, отступают перед волшебством пушкинского романа.
Читайте также: