Приметы по математике для 1 класса
Обновлено: 13.11.2024
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20.
Сравнить два числа – значит узнать, какое из них больше, а какое – меньше.
2 = 2 (= равно, столько же)
Равенство – это два одинаковых числа или два выражения с одинаковым значением, соединённые знаком =:
Неравенство – это два разных числа или два выражения с разным значением, соединённые знаком ˃ (больше) или ˂ (меньше):
Сложение – это математическое действие с ис-пользованием знака +.
Слагаемые – это числа, которые складываются при сложении.
Сумма – это результат сложения.
первое слагаемое второе слагаемое сумма
Помни , если одно слагаемое равно 0, то сумма равна второму слагаемому:
5 + 0 = 5 0 + 3 = 3
Если оба слагаемых равны 0, то и сумма равна 0:
Переместительный закон сложения
От перемены мест слагаемых сумма не меняется:
Однозначное число – это число, которое состоит из одного знака (цифры):
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0
Двузначное число – это число, которое состоит из двух знаков (цифр):
10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20
Десяток – это 10 единиц.
Разряды чисел : единицы и десятки
15 - один десяток и пять единиц;
13 – один десяток и три единицы;
19 – один десяток и девять единиц;
20 – два десятка.
Вычитание – это математическое действие, обратное сложению, с использованием знака — .
Уменьшаемое – это число, из которого вычитают.
Вычитаемое – это число, которое вычитают.
Разность – это результат вычитания.
уменьшаемое вычитаемое разность
Именованные числа – это числа, полученные при измерении величин и сопровождающиеся названием единицы измерения:
Простые именованные числа – только одна еди-ница измерения:
Составные именованные числа – несколько еди-ниц измерения:
1 дм 3 см, 3 ч 20 мин
Литр – это единица измерения ёмкости.
Килограмм – это единица измерения массы.
Сантиметр, дециметр – это единицы измерения длины.
Учимся решать задачи
Задачи на нахождение суммы двух чисел
Задачи этого вида решаются сложением, потому что находим сумму.
Белка припасла для друзей 4 грибочка и 5 орешков. Сколько всего гостинцев приготовила белка?
Ответ: 9 гостинцев.
Задачи на нахождение остатка
Задачи этого вида решаются вычитанием, потому что находим остаток.
На ветке было 7 ягод рябины. Снегирь склевал 3 ягоды. Сколько ягод осталось?
Задачи на увеличение числа
на несколько единиц
Во дворе гуляло 6 утят. А гусят на 2 больше. Сколько гуляло гусят?
Гусята - ?, на 2 шт. больше
Задачи на уменьшение числа
на несколько единиц
На столе лежало 9 столовых ложек, а чайних на 3 меньше. Сколько чайних ложек лежало на столе?
Столовые ложки – 9 шт.
Чайные ложки - ?, на 3 шт. меньше
Ответ: 6 чайных ложек.
Задачи на разностное сравнение двух чисел
Чтобы узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого, нужно из большего вычесть меньшее.
В одной корзине 7 яблок, а в другой – 10 груш. На сколько груш больше, чем яблок?
Яблоки – 7 шт. на ?
Груши – 10 шт. больше
Ответ: на 3 груши.
В одной корзине 7 яблок, а в другой – 10 груш. На сколько яблок меньше, чем груш?
Яблоки – 7 шт. на ?
Груши – 10 шт. меньше
Ответ: на 3 груши.
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
В таких задачах неизвестно слагаемое. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
Два петушка нашли 8 червячков. Первый нашёл 5. Сколько червячков нашёл второй петушок?
Первый петушок – 5 черв. 8 черв.
Ответ: 3 червячка.
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
В таких задачах неизвестно уменьшаемое. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитаемое.
На тарелке лежали пряники. Когда дети взяли 4 пряника, на тарелке осталось 8. Сколько пряников было на тарелке?
Ответ: 12 пряников.
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
В таких задачах неизвестно вычитаемое. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьша-емого вычесть разность.
В вазе стояло 7 гвоздик. Когда несколько гвоздик отдали, в вазе осталось 5 гвоздик. Сколько гвоздик отдали?
Ответ: 2 гвоздики.
Задачи в косвенной форме
При решении таких задач нужно помнить: если одна величина на несколько единиц больше (меньше), то другая на столько же единиц меньше (больше).
Брату 5 лет, он на 2 года старше сестры. Сколько лет сестре?
Брат – 5 лет, на 2 года старше
Составные задачи состоят из нескольких простих и решаются в два и больше действия.
Решение таких задач можно записывать по действиям или выражениям.
Если решение задачи записывается по действиям, то в каждом действии, кроме последнего, нужно записывать пояснение.
Рыбак поймал 2 щуки, а лещей на 8 больше. Сколько всего рыб поймал рыбак?
Лещи - ?, на 8 шт. больше
1). 2 + 8 = 10 (л.) – лещи
Ответ: всего 12 рыб.
К кормушке прилетели птицы: 10 воробьёв, снегирей на 7 меньше, а синиц на 2 больше, чем снегирей. Сколько всего птиц прилетело к кормушке?
Снегири - ?, на 7 меньше ?
Синицы - ?, на больше
1). 10 – 7 = 3 (сн.) – снегири
2). 3 + 2 = 5 (син.) – синицы
3). 10 + 3 + 5 = 18 (пт.)
Задачи на нахождение слагаемого и вычитаемого
Папа съел 5 груш, мама – 3, а сын на 6 груш меньше, чем папа и мама вместе. Сколько груш съел сын?
Сын - ?, на 6 груш меньше
1). 5 + 3 = 8 (гр.) – папа и мама вместе
Точка ( . ) – обозначается загалавной буквой латинского алфавита: А, В, Е, О, С и т. д. Буква пишется рядом с точкой.
Прямая линия ( ) – не имеет ни начала, ни конца – она бесконечна.
Кривая линия ( ) – так же не имеет ни нача-ла, ни конца – она безконечна.
Отрезок – это часть прямой линии, ограниченная двумя точками – началом и концом.
Луч – это прямая линия, которая имеет начало, но не имеет конца.
Ломаная линия – состоит из отрезков, последо-вательно соединённых друг с другом.
Треугольник – это геометрическая фигура, у которой три угла и три стороны.
Четырёхугольник – это геометрическая фигура, у которой четыре угла и четыре стороны.
10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100
100 (сто) – 10 десятков (десять десятков)
единицы десятки сотни
78 – 7 десятков и 8 единиц;
124 – 1 сотня 2 десятка и 4 единицы.
Метр, миллиметр – единицы измерения длины.
1 м = 100 см = 10 дм
Рубль, копейка – денежные единицы измерения.
1 рубль = 100 копеек
К любой задаче можно составить несколько обратных задач.
Чтобы составить обратную задачу, нужно то, что было неизвестным в задаче, сделать известным, а известное – неизвестным.
Вера купила блокнот за 6 р. и карандаш за 4 р. Сколько всего рублей стоили блокнот и карандаш вместе?
Ответ: 10 рублей.
Теперь составим обратные задачи:
На 10 р. Вера купила блокнот и карандаш. Блокнот стоил 6 р. Сколько стоил карандаш?
Блокнот – 6 р. 10 р.
На 10 р. Вера купила блокнот и карандаш. Карандаш стоил 4 р. Сколько стоил блокнот?
Секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век - измерительные единицы времени.
1 минута = 60 секунд
1 час = 60 минут
1 сутки = 24 часа
1 неделя = 7 дней
1 месяц = 30 или 31 день
(в феврале 28 или 29 дней)
1 год = 12 месяцев =
52 недели = 365 или 366 дней
1 век (столетие) = 100 лет
Чтобы узнать длину ломаной, необходимо сложить длину каждого звена (то есть найти сумму этих длин):
2 см + 4 см + 3 см = 10 см
Дина ломаной равна 10 см.
Порядок выполнения действий (скобки)
Действия, записанные в скобках, выполняют первыми:
2 д 1 д 2 д 1 д
10 – (6 + 3) = 1 9 + (8 – 5) = 12
Периметр многоугольника – это сумма длин всех его сторон. Обозначается периметр заглавной буквой Р (пэ) латинского алфавита.
А В Р = АВ + ВD + СD + АС
Результат сложения не изменится, если соседние слагаемые заменить их суммой:
6 + 9 + 4 + 1 = (6 +4) + (9 + 1) = 10 + 10 = 20
17 + 8 + 3 + 2 = ( 17 + 3) + (8 + 2) = 20 + 10 = 30
Единицы складываются с единицами, десятки складываются с десятками:
27 + 2 = 20 + (7 + 2) = 20 + 9 = 29
56 + 30 = (50 + 30) + 6 = 80 + 6 = 86
Единицы вычитают из единиц, десятки вычитают из десятков:
36 – 2 = 30 + (6 – 2) = 30 +4 = 34
36 – 20 = (30 – 20) + 6 = 10 + 6 = 16
26 + 4 = 20 + (6 + 4) = 20 + 10 = 30
30 – 7 = 20 + (10 – 7) = 20 + 3 = 23
60 – 24 = (60 – 20) – 4 = 40 – 4 = 36
100 – 2 = 90 + (10 – 2) = 90 + 8 + 98
26 + 7 = (26 + 4) + 3 = 30 + 3 = 33
35 – 7 = (35 – 5) – 2 = 30 – 2 = 28
Буквенные выражения – это выражения, содер-жащие не только числа, но и буквы.
Помни, что в математике в буквенных выраже-ниях используются буквы латинского алфавита:
8 + d (восемь плюс дэ);
c – 5 (цэ минус пять);
x + 7 (икс плюс семь).
Aa (а) Kk (ка) Tt (тэ)
Bb (бэ) Ll (эль) Uu (у)
Cc (цэ) Mm (эм) Vv (вэ)
Dd (дэ) Nn (эн) Ww (дубль вэ)
Ee (е) Oo (о) Xx (икс)
Ff (эф) Pp (пэ) Yy (игрек)
Gg (гэ) Qq (ку) Zz (зэт)
Уравнение – это равенство, содержащее неизве-стное число, которое надо найти:
х + 4 = 12 Проверка:
х = 12 – 4 8 + 4 = 12
7 – х = 2 Проверка:
х = 7 – 2 7 – 5 = 2
Если из суммы двух слагаемых вычесть одно из них, то получится другое слагаемое:
42 + 7 = 49 27 + 3 = 30
Проверка: 49 – 7 = 42 Проверка: 30 – 3 = 27
Если к разности прибавить вычитаемое, то получится уменьшаемое:
69 – 50 = 19 100 – 20 = 80
Проверка: 19 + 50 = 69 Проверка: 80 + 20 = 100
Письменные вычисления (в столбик)
десятки единицы десятки единицы
Угол – это два луча, выходящие из одной точки.
Точка, из которой выходят лучи, называется вершиной угла , а сами лучи – сторонами угла .
острый прямой тупой
(меньше прямого) (равен 90 0 ) (больше прямого)
Письменные вычисления (в столбик)
десятки единицы десятки единицы
7 (и ещё 1) 5 8 (и ещё 1) 0
(1 запоминаем) (1 запоминаем)
Прямоугольник – это четырёхугольник, у кото-рого все углы прямые и противоположные стороны равны между собой:
Письменные вычисления (в столбик)
десятки единицы десятки единицы
8 7 (занимаем 1 десяток) (не 0, а 10)
9 (и ещё 1) 0 3 2
(занимаем 1 десяток) (не 0, а 10)
Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны:
В С АВ = ВС = СD = АD
Умножение – это сложение одинаковых слагае-мых. Знак умножения – точка (•):
Читают так: по 3 взять 4 раза, получится 12 или 3 умножить на 4, получится 12.
первый множитель второй множитель произведение
Деление – это действие, обратное умножению. Знак деления две точки (:):
Читают так: 6 разделить на 2, получится 3.
делимое делитель частное
Связь каждого множителя с произведением
Если произведение двух множителей разделить на один из них, то получится другой множитель:
7 • 2 = 14 8 • 4 = 32 9 • 2 = 18
14 : 7 = 2 32 : 8 = 4 18 : 9 = 2
14 : 2 = 7 32 : 4 = 8 18 : 2 = 9
Умножение и деление с числом 10
При умножении числа на 10, нужно справа дописать к этому числу нуль:
5 • 10 = 5 • 1 десяток = 5 десятков = 50
При делении числа на 10, нужно отбросить от числа справа нуль:
30 : 10 = 3 (3 десятка разделить на 1 десяток, получится 3)
Задачи на нахождение произведения двух чисел
Толя купил 3 тетради, по 10 рублей каждая. Сколько стоили все тетради?
Рисунок к задаче:
Ответ: 30 рублей.
Задачи на нахождение частного двух чисел
15 шариков раздали 5 ученикам поровну. Сколько шариков получил каждый ученик?
Занимательные примеры на сложение и вычитание
Перед вами 7 заданий, которые можно использовать для короткого дополнительного занятия с первоклассником. Решать сейчас эти примеры в уме или на бумаге не обязательно.
Похожая примета
Детям не нравятся типовые карточки, списки примеров. Это скучно! Предложите ребёнку примеры для первоклассников от ЛогикЛайк.
Похожая примета
1. Числа записывают с помощью цифр. Цифра - это знак для записи числа.
2. 4=4 Это равенство и читается так: "четыре равно четырем".
4. Числа, которые получают при счете предметов, называются натуральные числа. Число 0 - не натуральное.
1, 2, 3, 4, 5, 6 . - натуральный ряд чисел. Каждое следующее число натурального ряда больше предыдущего на 1. Если натуральный ряд начинается не с числа 1, а например, с 2 (2, 3, 4, 5, . ) - это отрезок натурального ряда чисел.
5. Линия в математике, которая завершается в той же точке, с которой началась, называется замкнутой линией.
6. Сложение обозначают знаком +. Если между числами стоит такой знак, запись называют суммой чисел. Действие вычитания обозначают знаком минус ( - ). Если между числами стоит такой знак, запись называют разностью чисел.
7. Если в математике линию называют двумя буквами, то используют прописные буквы (АМ, ОК), если одной - строчную (а). Имена отрезков, в отличие от имен людей, читают в любом направлении.
8. Числа, которые складывают, называют слагаемые. Первое число при вычитании называют уменьшаемое, второе число называют вычитаемое.
9. Если слагаемые поменять местами, значение суммы не изменится. Это переместительное свойство сложения.
10. 5+4 7-2 9-6 - это выражения. Выражение - это запись, в которой числа соединены знаками действий. Знаков сравнения в выражениях нет.
11. Если одно слагаемое равно нулю, значение суммы равно другому слагаемому. Если из значения суммы вычесть одно слагаемое, получится другое слагаемое.
12. Числа 1, 2, 3 и т.д. - однозначные. Числа 10, 20, 30 и т. д. - двузначные.
13. 3 + Х = 9 Это уравнение, где Х - неизвестное число. Неизвестные числа могут обозначать и другими буквами латинского алфавита (например, Yy - игрек Zz - зет). Решить уравнение - значит найти число, при котором получается верное равенство.
14. (3+2)+5 Скобки в выражении показывают, какое действие нужно выполнять сначала.
15. Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из значения суммы вычесть известное слагаемое. х + 5 = 7
16. Чтобы увеличить число на несколько единиц, нужно выполнить сложение. Чтобы уменьшить число на несколько единиц, нужно выполнить вычитание. Узнать, насколько одно число больше другого, можно действием вычитания.
17. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть значение разности
Похожая примета
Данный материал предоставляет карточки на отрабатывание вычислительных навыков на протяжении всего учебного года.
Читайте также: