Приметы по исламу на деньги

Обновлено: 13.11.2024

Отношение к деньгам и богатству в человеческом обществе всегда было двойственное. С одной стороны, люди всегда стремились к богатству и возможностям, которые оно предоставляет человеку. Но с другой стороны, чувствовали опасность, которая стоит за большими деньгами, - ради обладания богатством люди шли на преступления, затевали войны, проливали кровь. Поэтому существует и другая крайность по отношению к деньгам, что деньги – это зло, что деньги – «грязные», ничего хорошего в них нет.

Исламская религия в отношении к деньгам, как и во всех прочих жизненных вопросах, учит нас проявлять умеренность, предостерегая от крайних позиций – как от бесконтрольного стремления к наживе любой ценой, так и от призыва к крайнему аскетизму.

Чтобы научить людей правильному отношению к денежным вопросам, в нашей религии есть конкретные рекомендации, как человеку следует правильно относиться к деньгам – как их зарабатывать, тратить, что можно делать с деньгами, а чего следует избегать, как быть, если оказался в нужде, и прочее. Далее мы, с помощью Всевышнего, перечислим основные моменты, которые следует иметь в виду человеку в этом вопросе.

1. Зарабатывать деньги следует дозволенным образом

Сообщается, что, когда Пророка (мир ему и благословение) спросили: «О Посланник Аллаха, какой заработок является наилучшим?», – он ответил: «(Заработанное) человеком трудом его рук и (заработанное) любой честной торговлей».

При зарабатывании денег человеку следует делать это честно – избегая какого-либо мошенничества, обмана, хитрости (особенно, если он занимается торговлей). Наша религия запрещает человеку наживаться на человеческих пороках – занимаясь изготовлением или продажей спиртного, игорным бизнесом. Запретно давать и брать деньги под проценты. Нельзя брать взятки.

При торговле не следует чрезмерно завышать цены на товар – пользуясь, к примеру, тем, что ты являешься единственным продавцом какого-то товара; о недостатках товара следует сообщать покупателю, а не утаивать их. Понимая сколько искушений для человека таится в занятии торговлей, Пророк Аллаха (мир ему и благословение) как-то сказал людям, что честный торговец будет в Раю наравне с пророками, праведниками и мучениками за веру (Тирмизи).

2. Вовремя отдавать закят

Когда во владении человека оказывается значительное количество средств, он обязан выплатить закят с этих денег (если размер его имущества достиг необходимого для этого размера). Само слово «закят» происходит от слова «очищение». Выплачивая закят, человек очищает свое имущество от тех излишков, которые ему не принадлежат – в противном случае, его имущество станет для него не благом, а наказанием.

«А те, которые накапливают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха [не выплачивают с него закят], – обрадуй же их мучительным наказанием. В тот день [в День Суда], когда в огне Геенны будут они [золото и серебро] раскалены и будут клеймиться этим их лбы, и бока, и спины! (И будет им сказано): «Это – то, что вы скопили для самих себя (в земной жизни). Вкушайте же (мучения) (за) то, что вы копили!» (9:34-35).

Закят – это не милостыня, а право бедного человека на свою часть в имуществе человека обеспеченного. Отдавая закят, человек поклоняется Аллаху таким образом и зарабатывает себе награду.

3. Тратить деньги разумно – не скупясь, но и не впадая в бездумное расточительство (исраф)

Если Всевышний даровал человеку достаточное имущество, на нем не будет греха, если он захочет хорошо и красиво выглядеть. Передается, что один сподвижник как-то пришел к Посланнику Аллаха (мир ему и благословение) в бедной и изношенной одежде. Пророк решил, что он беден, но расспросив его, узнал, что тот – обеспеченный человек, владеющий большим имуществом. Тогда Пророк (мир ему и благословение) заметил ему: «Поистине, Аллах любит видеть следы Своих благодеяний на Своем рабе» (ат-Тирмизи).

Но если богатые люди начинают швыряться деньгами направо и налево, соревнуясь в том, кто больше потратит, покупая себе роскошные, экстравагантные вещи - пусть даже эти расходы будут формально дозволенными (мы здесь не говорим о явно запретных вещах и развлечениях), - это тоже будет порицаемо, поскольку будет проявлением высокомерия и тщеславия.

Пророк (мир ему и благословение) сказал об этом: «Высокомерие - это отрицание истины и пренебрежительное отношение к людям». (Муслим). А какой цели хотят достигнуть люди, когда напоказ тратят большие деньги – именно чтобы похвастаться своим богатством.

4. Не расходовать деньги на запретные, греховные вещи

Наша религия далека от идеи о том, что богатый человек менее угоден Богу, чем бедный, но, тем не менее, деньги представляют собой большое испытание для человека. У такого человека появляются знакомые, которые будут склонять его к употреблению спиртного, к общению с женщинами недостойного поведения, к азартным играм, к глупым или опасным развлечениям. Поэтому обеспеченному человеку следует быть вдвойне осмотрительным и мудрым, просить Всевышнего о наставлении и руководстве в правильном расходовании своего имущества.

5. Не скупиться, не жадничать

Когда Аллах одаривает нас имуществом – и даже просто дает нам возможность иметь хороший заработок, мы не должны при этом забывать о тех людях, которые находятся в бедности, в болезни, нуждаются в помощи, - особенно наших родственников, соседей и всех, кто находится рядом с нами. Всевышний многократно предостерегает верующих от скупости и жадности, когда человек, боясь бедности, отворачивается от чужой нужды и отказывает другим людям в помощи:

«Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей, слушайте, повинуйтесь и расходуйте во благо самим себе. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими» (64:16).

«Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (25:67).

«Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину (не будь скуп и расточителен), а не то сядешь порицаемым и опечаленным» (17:29).

Также к проявлению щедрости относится обмен подарками с друзьями, родственниками или иными людьми. В хадисе сказано об этом:

«Рукопожатие прекращает вражду, а обмен подарками усиливает взаимную любовь и освобождает человека от ненависти».

Разумеется, речь идет о дарах от чистого сердца, а не о подарках, сделанных ради нужного знакомства либо угождения важному человеку (и тем более, ради подкупа – это уже будет не подарок, а взятка). Не обязательно, чтобы подарок был очень ценный – это может быть что-то скромное, но подаренное от чистого сердца.

6. Оказывать помощь следует действительно нуждающимся, а не попрошайкам

Иногда добрый, но не очень рассудительный человек начинает раздавать деньги всем, кто у него ни попросит. Это тоже неправильно – оказывая кому-то помощь, следует быть уверенным, что этот человек действительно нуждается в нашей помощи (к примеру, ему нужны деньги на лечение от болезни, у него большие долги, кто-то из его родных попал в беду).

Прежде чем дать человеку деньги, особенно крупную сумму – следует точно узнать, действительно ли он в них нуждается, или вы стали жертвой обычного мошенника. Для этого лучше оказывать людям помощь через проверенные благотворительные фонды, либо тем людям, кого вы лично хорошо знаете.

Не следует давать деньги тем людям, которые побираются на улицах – чаще всего, это профессиональные попрошайки, которые сделали нищенство своим ремеслом. О таком нищенстве в хадисе было сказано, что «кто просит у людей ради увеличения своего благосостояния, просит часть огня» (Муслим).

7. Просить помощи следует только в крайней нужде

Если человек оказался в трудной жизненной ситуации, прибегать к помощи других людей следует лишь в самом крайнем случае. Во всех остальных нужно стараться зарабатывать себе на жизнь своим трудом, а не жить за чужой счет, сидя на шее у обеспеченных родственников или друзей.

В известной истории сообщается, что однажды к Пророку (мир ему и благословение) пришел некий человек, жалуясь на свою бедность и прося о помощи. Пророк спросил у него – есть ли у него дома какое-то имущество. Человек сказал, что у него есть кувшин и покрывало.

Пророк (мир ему и благословение) велел принести эти вещи и спросил у сподвижников, не купит ли их кто-то из них. Один человек согласился купить их за небольшую плату – два дирхема (две серебряные монеты).

Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение) отдал эти деньги нуждающемуся человеку, велел на один дирхем купить еды для семьи, а на второй - купить топор, которым можно будет рубить дрова, продавать их и таким образом зарабатывать себе на жизнь.

Когда через несколько дней тот человек опять пришел к Пророку, оказалось, что он с помощью данного совета смог зарабатывать достаточные деньги на пропитание себе и своей семье. В качестве напутствия Посланник Аллаха сказал ему: «Это твое занятие лучше, чем предстать в Судный день с черным пятном нищенствования».

8. Избегать долгов

К сожалению, когда людям хочется жить хорошо и красиво, а возможности у них скромные, они начинают жить не по средствам – занимать деньги у людей более обеспеченных, либо брать кредиты в банках. Подобные вещи наша религия тоже осуждает – долги лишают человека достоинства, он начинает либо унижаться (когда ему нужны деньги), либо лгать (когда он вовремя не может вернуть долг). В хадисе предупреждается: «Остерегайтесь долга! Долг – это причина для печали и горя по ночам и унижений в дневное время» (аль-Байхаки).

В долг просить можно в крайнем случае – когда человек оказался в очень тяжелой ситуации (ему не на что жить и кормить семью), у него кто-то в семье болеет, и нужны деньги на лечение. Но не тогда, когда хочется поменять телефон или купить новую машину.

Народная мудрость гласит: «Берешь в долг чужие деньги и на время, а отдаешь свои и навсегда».

И уж совсем плохо будет поступать такой человек, который берет деньги в долг, не думая их потом отдавать. Это является большим злом и притеснением другого человека.

«Должнику, имевшему возможность вернуть долг, но не сделавшего это, ежедневно будет записываться грех притеснителя» (ат-Табарани).

В хадисах сказано, что даже мученик за веру, погибший в сражении, будет спрошен за невозвращенный долг:

«Клянусь Тем, в чьей власти моя душа, если бы человека убили на пути Аллаха, а потом он воскрес, затем опять сражался бы, его убили и опять воскресили бы, затем бы он вновь погиб на пути Аллаха, имея долг, то он не вошел бы в рай, пока не уплатил свой долг» (Ахмад, ан-Насаи и Хаким).

Так что давайте будем стараться разумно и осмотрительно зарабатывать и использовать те блага, в том числе и финансовые, которые нам посылает Аллах. Тогда в нашем имуществе и заработке всегда будет баракят (благо) по милости Всевышнего.

7. Накопление богатства

«О, вы, которые уверовали! Поистине, многие из книжников [учёных людей Писания] и монахов однозначно пожирают имущество людей не по праву, и отклоняют (людей) от пути Аллаха [полной покорности Ему]. А те, которые накапливают золото и серебро и не расходуют его на пути Аллаха, – обрадуй же их мучительным наказанием» (Коран, 9:34).

2. Наследование и завещание

«И каждому (человеку) Мы сделали близких (которые наследуют) то, что оставили родители и родственники. А те, с которыми вы заключили клятвенный (договор) (о том, что окажете им помощь и дадите что-то из наследства), – давайте им их долю. Поистине, Аллах – всякой вещи свидетель!» (Коран, 4:33)

Ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если у мусульманина есть какое-то имущество, которое можно оставить в виде наследства, он не может владеть им больше, чем в течение двух ночей, не оставив завещания в отношении него» (Бухари, Муслим).

Анас (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если кто-то лишает наследника его наследства, Аллах лишит его наследства в Раю в День воскресения» (Ибн Маджа).

5. Займы – милостивое отношение к должнику

Абу Катада (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если человек желает, чтобы Аллах спас его от тягот в День воскресения, ему следует давать отсрочку своему должнику, которому не хватает денег или возможности вернуть долг полностью» (Муслим).

14. Зависть к чужому имуществу

Ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Не должно быть зависти, кроме как по отношению к двум людям: к тому, кому Аллах дал богатство, и он тратит его в нужном направлении, и человек, которому Аллах дал мудрость (т.е. религиозные знания), и он выносит решения соответствующим образом и учит других» (Бухари).

6. Помощь бедным

«Видел ли ты (о, Пророк) того, кто ложью считает воздаяние? Это ведь тот, кто прогоняет сироту (когда его просят отдать положенное сироте) и (сам не кормит) (и) не побуждает (других) накормить бедного»(Коран, 107:1-3).

Сафван ибн Салим (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто позаботится о вдове и бедном человеке, будет подобен воину, сражающемуся на пути Аллаха и человеку, который постится днем и молится всю ночь» (Бухари).

8. Расходы на бедных облегчают наказание в могиле

Передается от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поистине, милосердие (к бедным) смягчает гнев Аллаха и облегчает мучения смерти» (Тирмизи).

12. Избегайте взяточничества

«И не поедайте ваши имущества между собой незаконно и не обращайтесь с ним к судьям, (чтобы они вынесли решение в вашу пользу и) чтобы (затем) съесть часть из имущества людей (будучи) в грехе, в то время как вы знаете (что это запрещено)» (Коран, 2:188).

15. Правильное ведение своих дел

Джабир (да будет доволен им Аллах) передает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Пусть Аллах помилует человека, который проявляет доброту, когда он продает, когда покупает и когда требует (чего-то)» (Тирмизи).

Похожая примета

Многое в нашей жизни заточено на деньгах, с денежными вопросами мы имеем дело на ежедневной основе. Вот что Коран и сунна Посланника Аллаха (мир ему) говорит о вопросах, связанных с деньгами:

Ростовщичество – предоставление денег в долг под проценты (в рост)

Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования. Аллах не любит всяких неблагодарных (или неверующих) грешников ( 2: 276).

В Ночь Мирадж увидел Пророк (мир ему и благословение Аллаха) человека, который купается в речке из крови и глотает камни. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил, кто это? Джабраил ответил, что это тот, кто кушает от ростовщичества (риба).

Посланник Аллаха говорил: «В ночь, когда я вознесся на небо, я столкнулся с людьми, животы которых были как дома, полные змей, и их можно было увидеть снаружи. Я спросил Джабраиля, кто эти люди, и он ответил, что это те, кто совершал Риба».

«Риба (ростовщичество) имеет семьдесят врат наказаний, и самое лёгкое подобно совершению прелюбодеяния с родной матерью…»

Каждому человеку Мы определили близких, которые наследуют из того, что оставили родители и ближайшие родственники. Отдавайте тем, с кем вы связаны клятвами, их долю. Воистину, Аллах — Свидетель всякой вещи (4:33)

Мужчинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, и женщинам принадлежит доля из того, что оставили родители и ближайшие родственники, будь его мало или много. Таков предписанный удел (4:7).

«Коль будете трудиться, уповая на Аллаха, Он накормит вас; посмотрите, как Он кормит птиц, которые вылетают из гнезд на рассвете, а вечером возвращаются сытые».

Посланник Аллаха (мир ему) говорил, что Судный День настанет тогда, когда люди перестанут беспокоиться каким образом они зарабатывают деньги.

В хадисе сказано, что человек, который взращён на неправедном заработке не войдет в рай.

«В Судный день честный, правдивый торговец будет вместе с Пророками, святыми и праведниками».

«После тяжких грехов самым большим является оставление после своей смерти долг».

«Аллах проклял тех, кто берет риба, дает ее, записывает ее и выступает свидетелем в этом».

«У лихоимства есть семьдесят три формы, самая легкая из которых подобна кровосмешению человека с собственной матерью. А самым тяжким лихоимством является покушение на честь мусульманина».

«Если вы станете продавать товар в кредит и выкупать его обратно за меньшую плату, держаться за коровьи хвосты, довольствоваться земледелием и перестанете сражаться на пути Аллаха, то Аллах обречет вас на унижения до тех пор, пока вы не вернетесь к своей религии».

Богатые и бедные

Видел ли ты того, кто считает ложью воздаяние? Это — тот, кто гонит сироту и не побуждает накормить бедняка (107: 1-3).
«Тот, кто заботится о вдове и о бедных людях, подобен воину на пути Аллаха, или подобен тому, который постится днем и выстаивает ночь (на намазе)».

О те, которые уверовали! Воистину, многие из первосвященников и монахов незаконно пожирают имущество людей и сбивают их с пути Аллаха. Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями (9:34).

«Семерых Аллах укроет в Его тени в день, когда будет одна-единственная тень: (в их числе) мужчина, поднесший милостыню тайком, так, что его правая рука даже не знает, что израсходовала его левая рука…»

«Воистину, для мужчин и женщин, которые раздавали милостыню (с иманом), он будет увеличен. Им уготована щедрая награда» (сура «аль-Хадид», аят 18).

Отдавай должное родственнику, бедняку и путнику, но не расточай чрезмерно. Воистину, расточители — братья дьяволов, а ведь дьявол неблагодарен своему Господу (17:26-27).

Сообщается, что Пророк Мухаммад (мир ему) сказал, что каждый день два ангела спускаются с неба и один из них говорит: «О Аллах! Возмести каждому, кто расходует на твоем пути», а другой говорит: «О Аллах! Обедни скупого».

Худшее, что есть в мужчине – это беспокойная скупость и сильная трусость.

Пророк (мир ему) сказал: «Два качества, которые не могут совместится с верующим: это скупость и плохой нрав».

«Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость (обернётся густым) мраком в День воскресения, и бойтесь скупости, ибо, поистине, скупость погубила живших до вас, побудив их проливать кровь (друг друга) и позволять себе (делать то, что было) для них запретным».

Умеренность в милостыне

Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не раскрывай ее во всю длину (не будь скуп и расточителен), а не то сядешь порицаемым и опечаленным (17:29).

Когда они делают пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями (25:67).

«Не пожирайте незаконно между собой своего имущества и не подкупайте судей, чтобы пожирать часть имущества людей, сознательно совершая грех» (2:188).

«Богатство – это не обилие имущества. Однако истинное богатство – это богатство души (довольство)».

4. Своевременная выплата долга

Передается от Абу Мусы аль-Ашари (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«После больших грехов, которых следует избегать, (находится) грех того человека, который умер, имея долги, и не оставив имущества, чтобы уплатить его» (Дарими).

Похожая примета

Передается от Джабира ибн Абдуллаха (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проклял того, кто берет деньги под проценты, того, кто дает их, того, кто записывает сделку, и двух свидетелей, сказав «они все равны» (в грехе) (Муслим).

«Уничтожает Аллах ростовщичество (лишает милости) и увеличивает милостыню (делает ее благодатной)» (Коран, 2:276)


Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал:

«В ночь мираджа мне показали (среди обитателей Ада) группу людей, чьи животы были размером с дом. Они (эти животы) были полны змей, которых было видно снаружи. Я спросил у Джибриля – кто эти люди, и он ответил, что это люди, которые занимались риба (ростовщичеством)» (Ахмад, Ибн Маджа).

Абдулла ибн Ханджаля (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Один дирхам риба, взятый сознательно хуже, чем совершение зина (прелюбодеяния) 36 раз» (Ахмад, Даракутни).

3. Зарабатывать на жизнь следует дозволенным образом

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Придет время, когда никто из людей не будет беспокоиться, дозволенным образом он зарабатывает на жизнь или запретным» (Бухари).

Сообщает Джабир (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Тело, вскормленное запретной пищей, не войдет в Рай. Плоть, выросшая на теле за счет запретной пищи, больше заслуживает Ада» (Ахмад).

Абу Саид (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Правдивый и заслуживающий доверия торговец будет в Раю вместе с пророками, праведниками и мучениками за веру» (Дарими, Тирмизи).

Похожая примета

«Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями» (9: 34).

11. Умеренность в расходах

«И не делай (так, будто) твоя рука прикована к твоей шее [не скупись расходовать на доброе] (но) и не расширяй её [свою руку] всем расширением [не трать чрезмерно], а то останешься сидеть порицаемым [люди будут порицать тебя] (и) жалким» (Коран, 17:29)

«И (праведные рабы Милостивого Аллаха – это) те, которые, когда расходуют (свои средства), не расточительствуют и не скупятся, а (их расходование) (является) между этим ровным» (Коран, 25:67).

10. Не будьте скупыми

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Каждый день с неба сходят два ангела, и один из них говорит: «О, Аллах! Награди каждого человека, который расходует ради Тебя», и другой ангел говорит: «О, Аллах! Уничтожь всех скупцов» (Бухари).

Абу Саид Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Есть две привычки, которые не могут присутствовать у верующего – это скупость и дурные манеры» (Тирмизи).

Джабир (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Избегайте творить несправедливость к другим, ибо в Судный день она превратится в темноту для вас, и оберегайте себя от скупости, ибо она погубила тех, кто был до вас. Она подстрекала их к убийству и получению средств незаконным путем» (Муслим)

9. Избегайте излишества (исраф)

«И давай (о, верующий) (своему) родственнику его право, и (также давай из средств закята и добровольной милостыни) бедняку, и путнику и не растрачивай безрассудно [не расходуй свои средства не в делах повиновения Аллаху и не будь расточительным], – ведь поистине, расточители – братья шайтанов, а сатана своему Господу неблагодарен» (Коран, 17:26-27).

Амр ибн Шуайб (да будет доволен им Аллах) передал со ссылкой на авторитет своего отца, который передавал от своего отца, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда вы будете есть, пить, раздавать милостыню и надевать одежду, пусть излишество и гордость не смешиваются с тем, что вы делаете» (Ибн Маджа, Насаи).

13. Довольство тем, что имеешь

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Богатство (заключается) не в размере имущества, а в довольстве (тем, что у тебя есть)» (Бухари, Муслим).

Читайте также: