Приметы о весне на чувашском языке
Обновлено: 13.11.2024
Человек – дитя природы. Издавна человек не только созерцал природу, но и всегда стремился познать ее. Благодаря тысячевековому упорному и систематическому наблюдению за природой накоплены народные приметы для предсказания погоды. Они заботливо передавались из поколения в поколение, сохранились до наших дней. Изучение богатого опыта народных наблюдений поможет развитию кругозора учащихся.
Изучение и предсказание пого ды в каждом районе тесно связано с частой изменчивостью погоды в горах. Многие местные признаки погоды выражены в на родных поговорках о погоде. Поэтому мы решили провести исследовательскую работу, связанную с предсказанием погоды по местным народным признакам. Мы изучили много примет о по годе, систематически проверяли их экспериментально. Проект может быть использован в рамках учебного процесса на уроках чувашского языка и культуры родного края.
Цель исследования : Собрать сохранившиеся в нашей местности приметы чувашского народа и создать брошюру « Ёантал=ка с=нама в\рен\р» » для использования на уроках чувашского языка и КРК
Изучить чувашские народные приметы в учебниках чувашского языка для русскоязычных школ
Расспросить старожилов г. Канаш и Канашского района о приметах погоды нашей местности и классифицировать их по разделам
Изучить изменения климата в нашем городе за 2010 год и сделать вывод о том, как работают приметы погоды в современных условиях
Актуальность проблемы
Народные приметы о погоде — сохраняющиеся в народе и передаваемые из поколения в поколение сведения о различных признаках, указывающих на предстоящие явления погоды. Народные приметы уходят своими корнями в далёкое, языческое прошлое. Людям приходилось уметь ориентироваться в погодных явлениях затем, чтобы вовремя собрать или посеять урожай или начать другие земледельческие работы. Сейчас мы пользуемся метеостанциями, но наши предки пользовались приметами. Но даже сейчас некоторые метеорологи признают ценность народных примет.
В учебниках чувашского слова для русскоязычных школ имеются чувашские народные приметы. Использование их на уроках развивает познавательно-мыслительную деятельность, воспитывает любовь к природе родного края и уважения к традициям чувашского народа. Но чувашских народных примет в учебниках чувашского слова очень мало и они не классифицированы по темам, не связаны с темой учебного материала, в течение учебного года они встречаются лишь один раз. Кроме этого задания к данным приметам одинаковые: прочитать и переводить. Таким образом, учащиеся их не могут запомнить и использовать их в жизни. Чувашские приметы могут помочь определить погоду своей местности. Выполнение различных видов упражнений помогут закрепить народные приметы и учат наблюдать за природными явлениями. С этой целью мы решили создать брошюру « Ёантал=ка с=нама в\рен\р » для использования на уроках.
Ожидаемые результаты:
- развитие познавательно-мыслительной активности
- формирование представлений об универсальной ценности родной природы, накопление знаний о растениях, птицах, насекомых, об их способности менять свое поведение в связи с предстоящей погодой, неживой природой
- умение делать предположения о погоде при наблюдениях за природой на основе чувашских примет
Перед дождем кошка прячет лапой нос, перед похолоданием – сворачивается клубочком, вытягивается на спинке – к теплу
Настоящие синоптики, пушистые питомцы, не ошибаются в предсказаниях. Но если с теплой погодой все понятно, кошке комфортно, и она, вальяжно развалившись, спит, то накануне похолодания или ветров начинает тревожиться.
Как это объяснить: природные инстинкты и никакой мистики. Кстати, не только домашние, но и дикие животные ведут себя аналогичным образом. Нос – чувствительный орган, реагирует на небольшое изменение температуры или атмосферного давления (что и бывает перед непогодой). Вдыхая холодный воздух, кошка может простудиться и заболеть. Поэтому она перестраховывается и даже в помещении прикрывает лапой нос и ищет местечко потеплее, чтобы свернуться клубочком и согреться.
Похожая примета
2 Кто ранее появляется весной – летучие мыши или летучие насекомые?
3.Где устраивают себе гнезда скворцы, для которых не хватает скворечников?
4 Какие птицы страдают от весеннего разлива?
5 Какие певчие птицы прилетают самыми последними? ( Соловьи, ласточки)
6 Весной или летом цветет сирень?
7 Кто строит себе дом под водой из воздуха? ( Рыбы колюшки)
8. Почему собака, когда ей жарко, высовывает язык, а лошадь нет? (Регулирует температуру тела)
9. Зачем куры перед дождем перебирают клювом перья? (Смазывают)
10 Как узнать о приближении дождя, наблюдая муравейник?
11 Вьют ли гнезда перелетные птицы зимой на юге? (нет)
12 Каким зверям холоднее – большим или маленьким? ( Одинаково)
13 Почему тушка мертвого клеста даже в тепле долго не разлагается (Пропитана смолой)
6.Прослушивание музыки Чайковского «Времена года» ч. «Апрель»
А знаете ли вы, ребята, какой у весны голос? Сейчас я поставлю пластинку, и зазвучит музыка. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Музыка передаст настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на полянку, на речку. ( Слушаем Э. Грига и П. Чайковского.)
Что вы услышали?
Капель, журчат ручьи, весело, хочется пустить кораблики, шелест веток, крик птиц, треск ломающегося льда.
7. Конкурс песен о весне.
9. Народные приметы на чувашском языке. (Сутсанталакри пуламсем)
1. Сур варамми –кер инкеке, тессе. (Затяжная весна, бедовая осень.)
2. Сур ырхан та, кер мантар. (Весна голодная, осень сытая.)
3. Сур лайах пулсан, тырпул лайах пулать, тессе. (Если весна дружная, то урожай хороший.)
4. Суркунне- сески, керкунне – курланки. ( Весной – цветы, осенью –плоды.)
5. Сурпа шана та черелет. (Весной и муха оживает.)
6.Сурхи кун кер тарантарать, тессе. (Весенний день год кормит)
7. Суран хыраме шатак, тет. (У весны живот пустой.)
8. Суркунне кун варамланать те ал ситмест, тессе. (Весенний день длинный, но руки не доходят.)
9. Сурта парама керекен пурла пулман, тет. (Кто весной взаймы берет, то осенью не будет богатым.)
10. Сурти вай султалака тессе. (Весенняя сила на весь год.)
Написать сочинение о весне или сочинить стишок, сказку, нарисовать (на выбор)
11 . Заключительное слово учителя.
Весна – это утро года. За этим словом стоят три месяца: март, апрель, май.
Весна—это победа солнца, света.
Весна – это победа воды, это весенний разлив. Вода поит землю.
Весна – это победа зелени. Благодаря солнцу появятся почки, из них – зеленые листочки.
Давайте прочитаем текст веснянки, русской народной песни.(Хором)
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью, с радостью,
С великой милостью:
Со льном высоким,
С корнем глубоким, с хлебом обильным!
Весна – это жизнь!
1.Презентация «Родная природа в музыке, стихах и картинах»
2.. Чтение учителем фельетона В.Суслова «Покладистый Ложкин».
Любить природу - значит беречь и охранять её красоту.
Что значит красна? Кого и что в народе говорят красный?
Красна - красива; красно солнышко, красна девица, красный молодец.
Самый красивый цвет у русского народа –красный.
А у чувашей любимый цвет- жёлтый. Отсюда: Сара хер; сар качча; сар хевел –«желтая» девушка; «желтый» юноша, «желтое» солнышко…
У каждого из нас свое представление о весне. К этому уроку некоторые ребята приготовили рисунки «Весенний пейзаж». Хотелось бы послушать, какой они видят весну.
(Рассказы ребят, теперь уж словесное рисование)
Загадки о весне.
Одно бросил, целую горсть взял (зерно).
2. Ходит с края на край, режет черный каравай. Сзади ходит другой сыплет солью золотой (трактор и сеялка).
3.Ищи меня в начале апреля, в середине мая, есть я в парке, роще и в саду, но нет меня в огороде и лесу (буква А)
Домашнее задание. Описание картины (на выбор) И.Левитана «Март», И.Шишкина «Утро в сосновом бору» или сочинить стих о весне, сказку.
Тема : Повторим орфографию! Правописание Н и НН
в страдательных причастиях прошедшего времени
Урок в 9 «Б» классе
учитель высшей квалификационной категории
Цель урока: 1) повторение и систематизация сведений о правописании Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени;
2) отработка умения правильного написания страдательных причастий прошедшего времени;
3) совершенствование речевых, орфографических и пунктуационных навыков.
Комментарий, пассивный, режиссер, обыграть, коллективный, призадуматься, оптимист, гостиная, гигантский, исподлобья, серебряный, мировоззрение, активность.
2.Задание: 1) найти слова с двумя приставками, произвести их разбор по составу, объяснить правописание приставок.
(Призадуматься –неполнота действия, начало действия.
Исподлобья – ис +п
2) Объяснить значение слова «исподлобья» (= из-под насупленных бровей, недружелюбно, недоверчиво = наречие
3) Составить словосочетание со словом «исподлобья»
4) «Пассивный» и «активность» - являются ли они антонимами? Почему? (Нет, это разные части речи)
II. Повторение правописания Н и НН в страдательных причастиях прошедшего времени.
Составление таблицы по ходу объяснения правил учениками.
Н и НН в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
образовано от глагола несов. вида
1) образовано от глагола сов. вида
2)нет приставки (кроме не-, она роли
33) нет зависимого слова
есть зависимое слово
(жаренное в масле)
44) нет –ова-, -ева-, -ирова-
55) краткое причастие
есть –ова-, -ева-, -ирова-
кованый, жеваный, смышленый, незваный,
латаный-перелатаный, посажёный(отец), названый (брат)
нежданный –негаданный, нечаянный, отчаянный, желанный, невиданный, неслыханный, медленный, деланный
1)Комментированный диктант на правописание Н и НН в прилагательных, наречиях и страдательных причастиях прошедшего времени
- Молодые люди умны, образованны . (кр. прил.)
- ООН образована в 1948 году. (кр. прич.)
- Любовь к книге воспитана в нас с детства. (кр. прич.)
- Тисненная золотом кожаная куртка; печенный в золе картофель; купленные книги; пройти беспрепятственно; отчаянный крик раненного в ногу оленя, увенчанный лаврами.
2.Работа с учебником.
3.Тест со взаимопроверкой.
1. Пишется две буквы н :
Б. груже…ая баржа
В. фарширова…ый перец
Пишется одна буква н :
А. варе…ые в кастрюле
Пишется одна буква н:
Б. обветре…ые руки
Г. недоваре…ый картофель
Пишется одна буква н:
Б. искуса…ый комарами
В. броше…ый камень
Г. вытка…ый ковер
5. Пишется две буквы н :
Б. собрание прошло организова…о
Г. купле…ый товар
Пишется две буквы н :
А. испуга…о вскрикнул
Б. реше…ая задача
В. давно потуше…ы
IV. Занимательная лингвистика.
1) Не место красит человека, (а …) (человек место)
2) Не красна изба углами, (а…) ( красна пирогами)
3) Мягко стелет, (да…) (да жестко спать)
4) Близок локоть, (да…) (да не укусишь)
5) Делу время, (а…) ( а потехе час)
6) Не спеши языком, (а…) (торопись делом)
- Объяснить значение двух последних пословиц и подобрать к ним синонимы-пословицы
V. Подведение итогов.
VI. Домашняя работа: 1) Упр. 249, 2) повторить НЕ с разными частями речи.
Тема Великой Отечественной войны
в прозе XX века
учитель высшей квалификационной категории
Познакомить с произведениями писателей второй половины 20 века о ВОВ.
Воспитать чувство патриотизма у учащихся.
Развить навык художественного пересказа с элементами рассуждения.
Репродукция картин С. Красаускаса из цикла «Вечно живые», книжная выставка из произведений о войне.
Какой ценой завоевано счастье!
Ход урока
Память о войне. Она не стирается, не тускнеет с годами, потому, наверное, что это не только память отдельных людей или отдельного поколения. Это Память Народа, навечно врубленная в его историю, в его настоящее и будущее, в его национальное самосознание.
Русских писателей можно по праву назвать поверенными Истории, хранителями памяти человеческой, поэтому Великая Отечественная война не могла не быть предметом постоянного внимания художников слова. Таким образом, в русской литературе второй половине 20 века существует ряд произведений, объединенных под общим названием «Великая Отечественная война в прозе 20 века».
Итак, мы начинаем разговор о ВОВ в произведениях русских писателей 20 века.
Основная часть. Лекция учителя с выступлениями учащихся.
Прозу о ВОВ принято делить на несколько этапов.
I .этап. _ литература военных лет (1941-1945) Проза о ВОВ возникла в первые же дни великой битвы. У истоков этой прозы стояли К.Симонов, А.Бек, М.Алигер, П.Антокольский, В.Гроссман, А.Твардовский, К.Воробьев, Л.Леонов, А.Толстой, А.Фадеев. Лучшими произведениями этого периода являются поэма Твардовского «Василий Теркин», повесть В.Гроссмана «Народ бессмертен» и повесть К.Воробьева «Это мы, господи!».
Главная идея литературы этого периода – идея мира, которую как нельзя лучше передают строки из поэмы Твардовского «Василий Теркин»: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».
II . этап – литература послевоенных лет (1945-1955). Писатели этого периода получили возможность несколько издали посмотреть на это трагическое событие. Происходит новое осмысление ВОВ. Всемирное значение победы является акцентным. Среди писателей этого периода лучшими являются такие, как Б.Полевой, Э. Казакевич, В.Панова, В.Некрасов, М.Шолохов.
III . этап. – проза 1955-1965 гг.
Происходит дальнейшее осмысление военной темы. Оно связано с опытом писателей военного поколения. Те, кому посчастливилось вернуться с войны, словно жили за целое поколение, говорили от имени поколения. В эти годы были опубликованы произведения, в которых был показан совершенно новый, непривычный облик войны. Война была показана словно «изнутри», глазами простого солдата, боевого офицера. Без лакировки. Без романтики. Это была «окопная правда». Новое направление в литературе так и назвали: «окопная или лейтенантская проза». Вот имена писателей-прозаиков, рассказавших эту жестокую правду: Ю.Бондарев, Г. Бакланов, В.Быков, В.Астафьев, К.Симонов, В.Гроссман.
IV . этап . – военная проза 70-80-гг. 20 века.
В литературе этих лет торжествует принцип нравственно-философского осмысления событий войны , где находят свое решение ряд нравственных проблем: проблема русского национального характера, проблема гуманизма, проблема личной ответственности за прошлое, проблема нравственного выбора, дети и война, женщина на войне и т.д. Жгучую правду о человеке на войне повествуют В.Кондратьев «Сашка», Е.Носов «Красное вино победы», Б.Васильев «В списках не значился», В.Астафьев «Пастух и пастушка», В.Быков «Альпийская баллада», А.Приставкин «Ночевала тучка золотая», Ю.Бондарев «Берег», В.Закруткин «Матерь человеческая» и т.д.
V . этап. –современная проза о войне.
Вся правда о войне еще не сказано, а литература о войне находится у самых истоков. Все, что о ней написано,- это только преддверие. Но среди современной прозы о войне особняком стоит роман-эпопея В.Астафьева «Прокляты и убиты»
Заключительное слово учителя.
История человечества изобилует войнами, но войны, подобной второй мировой, мир не знал никогда. Развязанная немецким фашизмом, она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов людей, страшной кровавой метой пометив 30-40 годы. Более 56 миллионов человеческих жизней унесла эта война, сотни тысяч городов и сел сравняла с землей. Память о войне должна быть святой и вечной. Мы обязаны помнить, какой ценой завоеван мир и завоевано счастье жить на земле. Именно об этом заставляют задуматься произведения о Великой Отечественной войне.
Сочинение-рассуждение на тему «Мое любимое произведение о войне».
Стихи, рожденные войной
учитель высшей квалификационной категории
Цели: познакомить со стихами, рожденными войной; прочувствовать события этой тяжкой поры и духовную высоту, красоту человека – защитника своего малого и большого дома; воспитание патриотических чувств у учащихся; развитие навыков выразительного чтения.
Оборудование: Интернет-ресурсы (портреты поэтов, песни о войне), выставка книг со стихами о войне
Вступительное слово учителя
В далекое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны, напоенные горем и страданиями миллионов людей. В этом году мы отметим 63-годовщину Великой Победы. Наша страна давно залечила военные раны. Заколосились хлеба на истерзанной фашистами земле, из руин поднялись светлые города. Но стихи и песни тех далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Сколько их – прекрасных и незабываемых! В них запечатлены и трагические, и счастливые страницы героических лет, сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность русского Солдата!
По имеющимся данным, более 1200 писателей и поэтов ушли на войну и более 400 из них не вернулись. Симонов и Берггольц Сурков и Прокофьев, Ахматова и Твардовский приближали День Победы. Чем же отмечен каждый из них в большой книге военной поэзии? Об этом сегодня поговорим.
2. Шел третий день войны. Москва – настороженная, собранная, готовая к обороне. Тревога, боль затаились в глазах людей - третий день каждую минуту смерть уносит молодые, полные сил жизни сыновей, отцов, мужей… Но утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия» и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война»:
Вставай , страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой…
Газету со стихами показали руководителю прославленного ансамбля песни и пляски Александру Васильевичу Александрову. Есть великое таинство рождения песни. Уже утром другого дня 25 июня на Белорусском вокзале для уходящих на фронт зазвучала песня – мощная, мужественная, мудрая, полная уверенности в победе. Каждый крепче сжимал свое оружие, каждый был готов к суровым боям (звучит песня).
В 1941 же году появилось стихотворение Анны Ахматовой «Клятва» , которое стало торжественной клятвой перед народом, перед Родиной, на всю страну облетели строки, написанные в первый месяц войны, они печатались во всех газетах и журналах и нашли отклик в сердцах миллионов.(читается стих.)
В феврале 1942г. родились великие, чеканные строки стихотворения Анны Ахматовой «Мужество». Мужество и стойкость, спокойствие и уверенность пронизаны в этом стихотворении, утверждается сила воли сохранить родную землю, родную речь – понятия равноправные – значимость слова равна значимости жизни. Это стихотворение смогло сплотить людей в трудную минуту, вдохновить на подвиг, наполнить сердце человека мужеством и отвагой.(чтение стиха)
14 января1942года в газете «Правда» появилось стихотворение К. Симонова «Жди меня». Не было, пожалуй, ни фронтовых, ни дивизионных газет, не перепечатавших «Жди меня». И все-таки их не хватило, они переписывались и сотнями тысяч отправлялись в тыл – женам, невестам. Их не только отправляли, их носили с собой, считалось, что строчки эти оборонят и сохранят. Стихи эти как заклятие стали главной опорой жизни, тем, чем можно победить смерть.(чтение стиха)
Было много и других разных стихов о войне. В них и о подвиге, и мужестве, и о буднях, и о надежде на скорый конец, и о желании жить и любить.
- Стих. К. Симонова «Сын артиллериста»
- О желании жить и любить песенный стих Михаила Исаковского «Катюша».
Песня «Катюша» (на музыку Матвея Блантера), которую сейчас знают во всем мире, родилась в 1938 году. Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша» согревала солдатские сердца в тяжелую военную пору, так как здесь столько светлого ощущения жизни, звонкой радости, обаяния. (звучит в исполнении детей)
7. Очень известным было стихотворение А. Суркова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». В нем слышится и сострадание, и сочувствие, и нежность ко всем переживающим страшные годы войны. Здесь каждая строчка – картина. Такие стихотворения поддерживали не только воинов, но и их родных. (чтение стиха)
8. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. Его стихотворения и поэмы о войне занимают особое место. Стихотворение «Я убит подо Ржевом» можно считать первым памятником Неизвестному солдату, первым в его честь зажженным Вечным огнем. Здесь и гнев, и острое сострадание. (чтение стиха).
9. Да, не всем суждено было вернуться с войны. И горечь утрат мы слышим в стихах. Об этом в стихотворении-песне Евгения Винокурова «Москвичи». (звучит песня)
Энциклопедией Великой Отечественной войны называли поэму А. Твардовского «Василий Теркин». Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный ее быт, тут сама жизнь, где рядом и героические подвиги, и обыденные поступки, тут и народная мудрость. Тут, наконец, рядом и, казалось бы, кровь и слезы, шутка и смех. Тысячи писем писали автору поэмы с пожеланиями продолжить поэму. В карманах солдат находили поэму. Таким образом поэма входила во фронтовую жизнь, помогала солдатам, облегчала им тяжкий быт.(чтение стиха)
У войны не женское лицо. Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – слова-синонимы. Но на самой страшной войне 20 века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и ходила в разведку, брала «языка». Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Девчонки 41-го года, в том числе и поэт Юлия Друнина, прямо со школьной скамьи уходили на фронт:
- Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод…
- Я пришла из школы в блиндажи сырые
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
И война остается войной. На ней убивают, теряют друзей, сыновей, отцов. Убивают матерей и дочерей. (чтение стих. «Зинка»)
11. Конечно, о войне знают лучше те, кто был на поле боя. Но и современные поэты, которые не были на войне, способны почувствовать всем своим существом события этой тяжкой поры. Один из таких поэтов – Владимир Высоцкий. В стихотворении «Высота» мы видим, будто сам автор поднимается в атаку, берет эту высоту, оставляя на этой высоте своих товарищей-бойцов.(чтение стиха и прослушивание песни в исполнении автора). Скорбная нота о павших бойцах и память о жестоких годах военных лет в стихотворении «Братские могилы».
Времена года (РЧС,СВ)
Раздел Русско-чувашского словаря под редакцией Сергеева Л.П., Васильевой Е.Ф.
времена года — çулталăк вăхăчĕсем
весна — çур, çуркунне
весна наступила — çуркунне çитрĕ
весной — çуркунне
весной тает снег — çуркунне юр ирĕлет, çуркунне юр каять
лето — çу, çулла
жаркое лето — шăрăх çу
летом — çулла
летом отдыхаем — çулла канатпăр
осень — кĕр, кĕркунне
золотая осень — ылтăн кĕркунне
тёплая осень — ăшă кĕр
осенью — кĕркунне
осенью идут дожди — кĕркунне çумăр çăвать
зима — хĕл, хĕлле
холодная зима — сивĕ хĕл
зимой — хĕлле
зимой и летом — хĕлĕн-çăвĕн, хĕлĕ-çăвĕпе
дни недели — эрнери кунсем
понедельник — тунти кун
вторник — ытлари кун
среда — юн кун
четверг — кĕçнерни кун
пятница — эрне кун
суббота — шăмат кун
воскресенье — вырсарни кун
Чайник шумно закипает – к похолоданию
Предисловие. Шумят, свистят и трещат все чайники. Некоторые особо талантливые экземпляры перекрывают в звуковом барьере даже громкоголосое дребезжание холодильника и проезжающий за окном трамвай. Это все понятно физикам, они знают, что обозначают на практике слова «конвекция и кавитация». Примитивно говоря, без шума при определенном этапе закипания воды не пройдет ни одно чаепитие. Но ведь накануне сильного похолодания и мороза чайник начинает превосходить сам себя. Причем не важно, пластиковая электрическая у него конструкция или железная, от огня нагревательная или раритетно самоварная.
Как это объяснить: при похолодании увеличивается атмосферное давление, соответственно повышается температура закипания и усиливается громкость шума от естественного процесса кавитации (это когда пузырьки воздуха лопаются в жидкости).
Похожая примета
Вы как хотите, я верю во многие народные предсказания: проверяла, и не раз. Наверняка этому есть какое-то научное объяснение, иначе как объяснить, почему чайник шумно закипает накануне похолодания или воробьи купаются в пыли перед дождем?
Издавна человек пытался предсказать будущее, особенно в части погодных условий. И это было жизненно важно, а почему сейчас, в эру цифровых технологий, со смартфоном в руке по-прежнему верим в приметы? Наверное, потому, что они реально работают, проверенные не одним поколением, а позже доказанные учеными, и часто оказываются вернее прогнозов синоптиков. Итак, начинаем топ самых точных народных приметы о погоде.
Видео дняСадовые цветы чувствуют приближение осадков
Одуванчик и клевер собирают свои шапки в зонтик, кувшинки, пионы, ноготки и лютики, чистотел поникают, на крупных листьях канн образуются капельки воды, кстати, так же как и на лапах экзотической комнатной монстеры. Другие растения, например, роза, желтая акация, жимолость, за 6 8 часов перед ливнем выделяют сильный аромат.
Как это объяснить: таким образом растения прячут пыльцу и защищают ее от смывания. Семена одуванчика легко разлетаются от ветра в сухую погоду, но крепко держатся в собранном виде в ненастье. Ароматом цветы привлекают к себе пчел и других насекомых для скорейшего опыления.
Лягушки громко квакают – к ясной погоде, тихо – к дождю
Если оказаться около водоема вечером, то можно понять, какая погода установится завтра. Услышали концерт из трелей? Это земноводные радуются будущей ясной погоде. Глухое кваканье предвещает пасмурный день, лягушки выбираются на берег из воды и вещают миру свой унылый прогноз.
Как это объяснить: оказывается, лягушки – барометры еще те. У них перед дождем даже цвет кожи меняется, появляется сероватый оттенок или желтый (к ветру). Организм земноводного готовится к погодным условиям заранее.
Сильная роса на траве – дождя не будет
Для городской жизни почти ненужная примета, а для дачного отдыха – полезная. Потому что по росе внимательные и наблюдательные люди делают прогноз погоды на день. Издавна капли воды на траве наделяли чудодейственными и лечебными свойствами. Считалось, что роса лечит от многих недугов и избавляет от сглаза.
Как это объяснить: появление росы на траве бывает после теплого дня и прохладной ночи. Принцип конденсата – при соприкосновении теплого и холодного воздуха. Ночью температура воздуха быстрее понизится, если на небе не будет туч. Так, чистое звездное небо свидетельствует о ясной погоде.
Ласточки низко летают – к дождю
Старинная примета безошибочного предсказания осадков. Любимый образ поэтов-романтиков.
Как это объяснить: благодаря ученым-биологам, орнитологам и энтомологам оказалось, что волшебства в этом предсказании нет, одна пищевая цепочка. Накануне дождя в воздухе повышается влажность, и крылышки мошек и прочих мелких насекомых, которыми питаются ласточки, становятся тяжелее, им трудно подняться до привычной высоты полета. А птицы всего лишь ищут себе пропитание.
Перед стихией становится тихо
Это наводящее ужас затишье, когда небо затянулось черными тучами, вода в море стала неестественного свинцового цвета, а животные спрятавшись, притаились в ожидании, лучше переждать дома, потому что стихия развивается внезапно, есть риск не успеть добраться до укрытия.
Как это объяснить: метеорологические признаки грозового фронта, который гасит ветер, понижает температуру и атмосферное давление. Мертвая тишина в природе всегда предшествует сильной грозе с ливнем.
Похожая примета
+0.3 °C
Любовь. есть не что иное, как возвышенное чувство собственности.
(А.Стридберг)
Солнце село в облаках – жди дождя
Во время заката горизонт весь в тучах и слоисто-перистых облаках.
Как это объяснить: тепловые процессы в атмосфере заканчиваются после обеда, образуя облака. Ветер должен их разогнать, но если этого не произошло, будет ненастье.
Красный закат – летом к ветреной погоде, зимой – к морозу
Сейчас это зрелище вызывает эстетический восторг и вряд ли у кого-то ассоциируется с надвигающимся циклоном.
Как это объяснить: природные явления иногда кажутся простым обывателям внезапными, мол, налетел ураган, посыпался град и т. д. На самом деле ничего не бывает случайно, тем более в природе с ее незыблемыми законами физики. На закате световым лучам приходится преодолевать больший слой атмосферы, которая, как фильтр, рассеивает все цвета, кроме устойчивого к помехам красного. Перед непогодой ухудшается прозрачность атмосферы, а увеличившаяся скорость ветра поднимает в воздух гораздо больший объем пыли, она и помогает нам лучше видеть красное свечение.
Воробьи купаются в пыли – к дождю
Эти проворные птички стали героями не одной приметы – в фольклоре они наделены особой чувствительностью к погодным условиям, поэтому в былые времена по воробьям определяли, будет ли зима морозной, лето засушливой или день дождливым.
Как это объяснить: когда воробьи устраивают себе пыльные ванны, кувыркаясь и посыпая себя песком, они действительно проводят таким образом гигиенические процедуры, избавляются от паразитов-пухоедов. Иначе к зиме останутся гол как сокол, то есть без перьев. Почему накануне дождя? Вероятнее всего, что из-за сниженного атмосферного давления вредоносная живность активничает, и воробьи, не выдержав зуда, чистят перышки.
Читайте также: