Приметы на успенский пост
Обновлено: 13.11.2024
Успенский пост, в отличии от Великого поста, наступает в одно и тоже время и длится две недели. Успенский пост начинается 14 августа и заканчивается 27 августа. Этот пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери.
Это самый короткий многодневный пост на протяжении года.
По своей строгости Успенский пост приравнивается к Страстной Седмице Великого Поста. Но, несмотря на это, он считается среди православных и самым легким: и короткий, и сладкий.
Самый лёгкий - потому что Божия Матерь заботится о том, чтобы иго Христово было для нас лёгким. И заботится о теле нашем так же, как и о душе.
Самый сладкий потому, что начинается этот Пост с освящения мёда, а потом - освящение плодов: чтобы через сладость, которую Господь даёт для тела, мы вкусили и увидели, как благ Господь.
14 августа, в первый день Успенского Поста, износится для поклонения Крест Христов. Как некогда в Ветхом Завете в горькие воды Мерры по слову Господню опускалось древо, и они становились сладкими, так и горечь нашей жизни - от прикосновения к ней Креста Христова - да изменится в сладость.
14 августа - день Крещения Руси. А крещение - это и есть такое погружение в крестную воду - благодать Христову, когда открывается тайна Креста. И кто узнаёт её, тот готов всё принести Господу - и жизнь, и смерть свою, чтобы всегда быть с Ним. Потому Святые Мученики (на Иконах - они всегда с Крестом в руке) идут впереди всех в сонме Святых.
Наша Русская Церковь, как никакая другая, прославилась подвигами мученичества. И в ней всегда было особенное почитание Божией Матери, Её святого Успения, которому издревле посвящались многие Монастыри. В Успении Божией Матери, как в Пасхе Господней, смерть - то, что считается самой великой скорбью, - становится самой великой радостью.
Существует благочестивый обычай Успенским постом ежедневно читать Акафист Успению или совершать Параклисис - молебное пение Канона ко Пресвятой Богородице «Воду прошед, яко сушу. ».
В Успенский Пост мы благодарим Бога за то, что мы приблизились к концу лета, и просим Его. чтобы сподобил нас провести осень в мире и безмятежии. Божия Матерь в Успении была сохранена от разрушения тела и взошла со Своим воскресшим телом в Царство Божие. Так и мы в Праздник Успения чаем воскресения мертвых и вечного нашего пребывания рядом с Божией Матерью там, где Воскресший Христос.
Согласно церковному уставу люди, придерживающиеся Успенского поста должны следовать таким ограничениям в еде:
- Понедельник, среда, пятница в период Успенского поста - сухоядение. В дни сухоядения можно есть следующие продукты: сухой пресный хлеб (сухари), сырые овощи, фрукты и сухофрукты, мед, орехи, воду, из приправ разрешается соль.
- Вторник и четверг во время поста - горячая пища без масла. В эти дни можно есть блюда, приготовленные на огне и без употребления растительного масла. К таким блюдам относятся овощные и грибные супы, чай, кофе, компоты, отвары.
- Суббота и воскресенье во время Успенского поста - разрешается употребление в пищу растительного масла и вина.
- 19 августа, в праздник Преображения Господня, разрешается принимать в пищу Рыбу и морепродукты.
Если праздник Успения Пресвятой Богородицы приходится на среду или пятницу, то разговение переносится на следующий день, а 28 августа разрешается есть рыбу и морепродукты.
Начало Успенского поста в народе ассоциировалось со сбором урожая и началом осени.
Праздник Медового Спаса, на который приходится первый день поста – время освящение нового меда и разрешения употребления его в пищу.
Также 14 августа в церквях совершается малое освящение воды, потому часто Медовый Спас называют Спасом на воде. Верующие люди в этот день последний раз в году купались в реках и озерах, смывая таким образом с себя все грехи. Согласно традициям, после начала Успенского поста уже не купались.
Как известно, август - наиболее благоприятное время для свадеб. На этот месяц приходится чуть ли не половина всех бракосочетаний, совершаемых в течение года. Однако если вы наметили свадьбу на август, обязательно играйте ее или до 14 числа или после 28.
Свадьба в Успенский пост, а тем более венчание, считается большим грехом. Ведь пост – это время молитвы, покаяния, воздержания не только от определенной пищи, но и от различных удовольствий, в том числе и от супружеской близости.
Старые люди говорят, что молодые, которые венчались во время поста, никогда долго вместе не живут.
Похожая примета
– Приближается Успенский пост. Он окутан приметами и суевериями, связанными с празднованием т.н. “трёх Спасов”. Многие православные верят в них и следуют народным традициям. Хотелось бы с Вашей помощью внести ясность: что правильно, а что категорически плохо в этих традициях?
– Само название «Спас» указывает на то, что эти праздники связаны со Спасителем мира, Господом нашим Иисусом Христом, и напоминают нам о необходимости веры в Него. Примечательно, что кроме сугубо религиозного контекста, празднование этих событий имеет также измерение народной жизни, откуда и возникли наименования трех Спасов.
У этого вопроса есть два аспекта. С одной стороны, религиозные традиции, которые вошли в плоть и кровь нашего народа, свидетельствуют о том, что православная вера всегда являлась неотъемлемой частью его жизни, быта и мировоззрения. Религия играла такую значимую роль в жизни людей, что нашла свое отображение во всех ее важнейших аспектах. Хороший урожай или засуха, благоприятные климатические условия или опасность стихийных бедствий – все это было вопросом жизни и смерти. И все свое упование в житейских заботах люди возлагали на Господа. Работу начинали с молитвы, служили молебны на полях, обращались в тяжелых обстоятельствах к Богу и получали реальную помощь, так как молились от всего сердца, с глубокой верой. Получив хороший урожай, люди несли его символическую часть в храм как знак благодарности Богу. Не случайно в народе существует пословица: «Без Бога ни до порога». Наши предки хорошо знали, что любые бедствия – это результат греха и нарушения Божиих заповедей, а потому спешили в храм, каялись, причащались.
Приносить Богу начатки первого урожая – обычай, который берет свое начало еще с Ветхозаветных времен. На протяжении многих веков народ свято хранил древние религиозные обряды. Народное благочестие, которое всегда было связано с глубокой церковностью, почитанием православных праздников, хранением Евангельского идеала жизни – неукоснительно хранило христианскую душу нашего народа.
С другой стороны, нужно отметить также печальный факт распространения многих суеверий, связанных с почитанием праздников и святых. Суеверие – то есть суетная, пустая вера, вера в пустоту, когда обычным предметам приписываются сверхъестественные свойства – это результат религиозного невежества и потери живой связи с Церковью. Суеверия возникают тогда, когда второстепенные, внешние, обрядовые вещи ставятся во главу угла, а то, что действительно является главным и важным – внутреннее содержание – попросту забывается, теряется.
Взять, к примеру, традицию освящать в храме на особые праздники мед и плоды. То, что мы приносим в храм (в данном случае фрукты и мед), имеет второстепенное значение, ведь, по сути, Богу все это не нужно. Просто таким образом мы символически выражаем благодарность Творцу как Щедрому Даятелю благ и Промыслителю о нашей жизни. А главное выражение нашей благодарности заключается в покаянии, молитве, приобщении Святых Христовых Таин. Церковный народ это хорошо знал. И отсюда народное благочестие, основанное на благоговейном страхе Божьем – в воскресные и праздничные дни оставить все земные заботы и прийти в храм на Литургию, исповедаться, причаститься, помолиться Богу о себе и своих близких. Кроме того, нужно отметить, что приносили люди то, что выращивали своими руками и добывали собственным трудом, потому и отношение к данной традиции, наверное, было несколько иным. Но когда человек видит лишь внешние атрибуты праздника, не понимая его духовного значения, не участвуя в таинственной жизни Церкви, он начинает приписывать этим предметам разные сверхъестественные свойства и таким образом впадает в грубые суеверия.
– Например, на первый Спас, Медовый или Макковей, с которого начинается Успенский пост 14 августа, люди освящают мёд. Считается, что он обладает целительной силой. Прокомментируйте, пожалуйста, и расскажите о значении этого праздника.
– 14 августа Церковь празднует Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. Происхождение этого праздника связано с традицией, которая в IX веке утвердилась в Константинополе в связи с распространением смертоносных эпидемий в разгар жары – износить в начале августа часть Животворящего Креста из домовой церкви греческих императоров в храм Святой Софии. При этом также освящали воду, выходили крестными ходами на улицы и дороги, и многие недужные исцелялись. По сей день во всех православных храмах в этот праздник совершается чин освящения воды.
Также в этот день празднуется память Ветхозаветных мучеников – Елеазара, его учеников братьев Маккавеев и их матери Соломонии, которые пострадали за неукоснительное хранение Закона Божьего. С именем мучеников Маккавеев связана традиция приносить на освящение мак, что, очевидно, вызвано созвучием его именования с именем мучеников.
Этот праздник в народе назван Медовым Спасом, так как к этому времени поспевает мёд нового сбора, который принято приносить в храм, как явное воплощение Божьей милости к нам грешным. Нужно помнить, что освящение меда в этот день – это всего лишь благочестивая традиция, которая никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса, и уж тем более не должна затмевать собой истинное значение празднования.
Что касается целительной силы меда, то его благотворные свойства известны всем. Думаю, ни у кого не возникает сомнений в полезности и целебных качествах этого продукта. Но суеверно придавать меду, освященному в храме в этот день, некую чудотворную силу – значит поклоняться твари, вместо того, чтобы почитать Творца, Который дал нам все эти блага.
Также 14 августа – начало Успенского поста, который длится две недели – до праздника Успения Божией Матери. Это строгий пост, посвященный памяти Пресвятой Девы Марии, Которая в посте и молитве пребывала в храме с раннего детства. Этим постом мы должны очистить свои души и, подражая Пресвятой Богородице, провести данное время в молитве, воздержании и богомыслии.
– Второй Спас, который называют Яблочным, празднуется в день Преображения Господня 19 августа. С этого дня разрешается употреблять в еду яблоки. В народе говорят: После Пасхи до Яблочного Спаса нельзя есть яблоки. Так ли это? И почему именно на Преображение приходится Яблочный Спас?
– Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.
В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.
Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.
– И в последний, третий Спас, Ореховый, 29 августа, освящают орехи в храмах… Что делать православным с этими традициями? И что мы празднуем в этот день?
– Ореховым Спасом называют праздник в честь перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Иисуса Христа. И, конечно же, совершенно очевидно, что не об орехах нужно заботиться в этот день. Вообще, чем меньше мы будем уделять внимание вещам второстепенным, которые не влияют на спасение нашей души, тем лучше.
Чтобы разобраться в различных приметах, нужно всегда смотреть на смысл того или иного действия или обычая. В Церкви все осмысленно, все подчинено Евангельской логике, служит спасению души человека. А суеверие всегда лишено внутреннего смысла и ориентируется на внешнее действие, при полном отсутствии внутреннего содержания. Чтобы не стать жертвой душевредных суеверий, выдуманных нецерковными людьми, необходимо ходить в храм и строго держаться церковного предания.
– Что бы Вы хотели пожелать всем нам в начале Успенского поста?
– Прежде всего, хотел бы всех православных христиан от всего сердца поздравить с грядущими праздниками и началом Успенского поста. Мы молимся, чтобы Господь явил милость нашему народу и «благословил люди Своя миром» (Пс. 28, 11). Церковь же призывает нас к покаянию, потому что это единственный путь к мирной жизни и вечному спасению. «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие, – читаем мы в Священном Писании. – Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (Второзак. 30, 19).
Человек сам делает свой выбор и несет за него ответственность. И если только искренне обратиться к Отцу Небесному с покаянной молитвой, Он даст нам все необходимое, чтобы мы могли преодолеть зло и возродиться к жизни вечной. Для этого и предлагаются нам покаянные дни поста, чтобы через небольшой духовный труд мы сделались способными чувствовать и принимать Божественную благодать, которая преображает человека и мир вокруг него. Очищая себя от скверны греха и страстей, мы приближаемся к Богу, а значит, возвращаемся в Отчий дом. «Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!» (2 Фес. 3, 16).
Похожая примета
– Ваше Высокопреосвященство, мы благодарим Вас за очередную встречу, и главной темой нашей беседы будет Успенский пост. Владыко, не могли бы Вы рассказать о происхождении этого поста и его значении для жизни христианина?
– Успенский пост известен еще с первых веков христианства, это пост печали и скорби. Когда Божия Матерь пребывала с учениками после Воскресения Христова, они радовались постоянному Ее благословению, которое Она преподавала, общению, наставлению, и, как пишет святой патриарх Тарасий и другие святители, каждый желал увидеть лик Божией Матери, потому что от Нее исходила такая благодать и сила, которую действительно человек ощущал, и было настолько душе легко и отрадно.
Когда, по словам Самого Христа Спасителя, забирается Жених, тогда начинается и пост, воздержание, разного рода скорби и переживания. Так и произошло с Божией Матерью. Архангел Гавриил принес Ей известие о переходе в обители в Царство к Сыну Своему и райскую ветвь. И Божия Матерь готовилась к этому событию. Хоть Она знала все, но все равно, говорят святые отцы, как человек она переживала и смущалась в Своей душе.
И вот когда Господь хотел взять душу Матери в Свои руки, тогда произошел шум на улице (а перед этим прибыли апостолы), Она перешла в руки Своего Сына и Бога.
Конечно, радость Матери – печаль для народа, потому что апостолы и все живущие в то время в Иерусалиме остались без Молитвенницы, Ходатаицы перед Сыном, многие Благодетельницу потеряли, но Она, перейдя в загробную жизнь, осталась между нами и с нами.
Поэтому пост взял свое начало после Успения Пресвятой Богородицы. Мы переживаем эту величайшую трагедию для нас, но знаем, что «В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша» (тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы).
Этот пост и печальный, и вместе с тем радостный. Потому что мы получили Отраду и Утешение. На этот пост припадает еще великий праздник – Преображение.
Преображение Господа и Спаса нашего Иисуса Христа произошло перед Его страданиями, как свидетельствует Евангелие. Явились Господу Моисей и Илия, один из числа умерших пророков, второй из числа живых. Согласно пророчествам, Илия должен будет прийти перед Вторым Пришествием Спасителя для проповеди, его убьют, и он будет причислен к лику мучеников.
Поэтому этот радостный праздник Преображение отмечается Церковью не в дни Великого поста с той целью, чтобы не перерывать пост Страстной седмицы, а это торжество отмечается в дни Успенского поста. Преобразившись на горе Фавор, Господь показал всему человечеству, что и человек преобразится, и его преобразит Свет Христов.
Православный верующий, преображаясь, получает в молитве, в посте Божественную благодать. Поэтому Успенский пост, как я уже говорил, одновременно и печальный, и радостный. Печальный – так как мы разлучаемся с Божией Матерью, а радостный – мы приобретаем Молитвенницу, Покровительницу, Соцарицу Неба и земли со Своим Божественным Сыном, а нам – Отраду и Утешение.
– Владыко, какое символическое значение имеет вынос Креста в канун Успенского поста из алтаря на середину храма?
– Христос спасает всякого человека. И через Крест мы получили усыновление Богу Отцу и прощение собственных грехов.
История этого праздника отправляет нас в IX век на Восток, в Константинополь. В то время в летний период, в августе народ особенно страдал от эпидемий, смертельных болезней. Но никто не может человеку помочь, если не поможет Господь. Поэтому Патриарх вместе с клиром взяли иконы, пояс Божией Матери и Животворящий Крест, носили по улицам города, останавливались на перекрестках, где водворялись новосооруженные Кресты, а Крест с частицей Древа Господнего постановлялся на середине храма в Софии, и люди приходили, прикладывались и получали отраду и утешение. Так Господь прекращал по молитвам всей Церкви, еще воинствующей на земле, всякие бедствия. Прекращались болезни, эпидемии. Так изнесение честных древ Животворящего Креста легло в добрую традицию нашей Святой Православной Вселенской Церкви.
Поэтому и мы сегодня выносим Крест, который дает человеку силу, который дает человеку желание нести свой жизненный крест и достичь тихой пристани Царства Небесного.
– Две недели Успенского поста – это небольшое время, но время очень полезное для души каждого христианина. Время, когда мы делаем паузы, передышки, и заботимся о духовном. Но как поститься людям, которые больны, которые подвержены каким-то и душевным, и телесным болезням. Как им проводить эти дни, дни Успенского поста?
– Я хочу отметить для дорогих читателей, что материалы нашего сайта направлены не на удовлетворение каких-либо амбиций человека, он направлен на спасение души, жизнь по Евангелию, на открытие истин Евангелия в жизни человека, каждого из нас.
И тот человек, который действительно болеет, как Вы говорите, он тем более старается поститься, потому что знает, что пост есть одно из двух крыльев спасения – поста и молитвы, которые помогают человеку исцелиться. Именно благодаря посту происходят множество исцелений. Многие верующие люди, в особенности пожилого возраста – как я и старше (я вижу по своей маме, и по другим женщинам моего родного села), когда они постятся, то постятся без послаблений. Они падают, даже теряют сознание, но для них нарушить пост равносильно предательству, лучше принять какие-то муки и страдания.
Поэтому кто может поститься, он должен поститься, пост такому человеку принесет исцеление плоти. Да, есть исключения. Для беременных женщин, кормящ их грудью матерей есть такое понятие как икономия в Церкви, то есть дается послабление человеку. Но можно подходить избирательно: например, вкушать рыбу и не вкушать мяса и молока. Сегодня достаточно витаминов, которые укрепляют силу человека. Но пост не может быть только с одним крылом.
Птица с отрубленным крылом не способна подняться ввысь. Только не вкушая скоромное без молитвы невозможно говорить о настоящем соблюдении поста. У молитвы нет пределов, нет границ. Нет времени, нет безвременья, мы непрестанно должны молиться.
Постоянно: на кровати, сидя, лежа, в дороге. Господь дает возможность творить всегда самую сладкую молитву: «Господи, помилуй!» Можно читать молитвы, псалмы, выученные наизусть, или Иисусову молитву. Это будет человека воодушевлять.
Конечно, есть моменты, когда по состоянию здоровья благословляется послабление на пост. Например, больному до или после операции. Я сам пережил два года назад такое состояние, Господь дал это испытание во время Великого поста. Хочу сказать, что во время болезни и кушать не хочется. Но если тебя обязывает доктор, для того, чтобы набрался человек сил, мог организм бороться с недугом, нужно следовать рекомендациям доктора.
Поэтому, если есть силы для поста, не надо брать у священника благословение на послабление. Без веских причин священник никогда вам не разрешит ослабить пост. Сам Христос сказал: «Род сей изгоняется постом и молитвой» (Мф. 17:21).
Если нет сил поститься, можно прийти на исповедь и сказать батюшке: «Батюшка, простите, я не мог или не могла совершить такой пост, потому что есть на то причины». И священник помолиться и благословит. Подойти к батюшке обязательно нужно. Но те, кто может поститься, не должен переживать, что пост навредит здоровью. Никто не умер от поста.
И сегодня, конечно, жаль, что в особенности молодежь, да и пожилые люди стараются сохранить красоту своего тела. Обременяют себя мыслями: «Вот врач сказал, гадалка сказала, ясновидящая сказала, мне нельзя или можно кушать что-то».
Кушайте все, когда можно. Только не ешьте людей и не пейте кровь человеческую. А когда установлен вам пост в среду и пятницу, в особенные дни в Церкви, если будете уповать на помощь Божию, Господь поможет Вам, потому что это модные ныне диеты вредят, они низводят многих в гроб.
Еще одна проблема – сегодня многие не могут зачать детей, пришлось мне изучить некоторые медицинские термины и обращаться за советом к врачам, потому что женщины многие приходят и жалуются: «Я хочу быть мамой, не могу зачать, не могу родить».
Конечно, если вы нагрешили, если вы высохли от какой-то диеты, ваш организм не может дать необходимые вещества для ребенка, для зачатия, его утробного ношения, то какая может быть речь о рождении? Без молитвы – это не пост.
Человек должен всегда помнить, что нужно во всем иметь меру. Церковь установила все посты не в убыток человеку, а наоборот для здравия, и человек должен помнить, что силы нужны для несения жизненного креста, борьбы со страстями и пороками, чтобы донести свой жизненный крест до тихой пристани Царствия Небесного.
– Сейчас нередки вопросы, владыко, о том, как часто надо исповедоваться и причащаться. И особенно это актуально во время церковных постов.
– Я не сторонник частого причащения людей, чтобы причащались каждый день.
Святой апостол Павел говорит, что когда причащаются без достойного благоговения и страха, многие болеют и умирают. Значит, мы должны помнить, что мы не едим хлеб и не пьем вино, мы едим Тело и пьем Кровь Христа Спасителя.
И когда человек причащается каждый день, он теряет смысл этого Причащения. Он скатывается к обыденному восприятию, к привычке. Вы вспомните себя, когда вы причащались в первый раз. Вы вспомните, когда вы прочитали в первый раз Евангелие, вы вспомните, когда вашей души коснулась благодать во время молитвы. Печально, когда причащаются небрежно. Даже это я наблюдаю и в Лавре. Нужно вычитать необходимые молитвы перед Причастием. Но с пониманием, благоговением, душевным трепетом, а не «на автомате».
Человек, который хочет причаститься, должен посмотреть в свою душу, переосмыслить свою жизнь, он должен попоститься три дня, если побольше – не согрешит. Он должен примириться со всеми. В семье в особенности. С друзьями, а недругов у нас не должно быть.
Он должен быть на вечернем богослужении, он должен прийти заранее до начала богослужения написать записочки, подать их, поставить свечечки. Прийти на исповедь, сосредоточиться. И нужно сказать Богу то, что ты считаешь своим грехом. Священник принимает исповедь, а слышит, принимает покаяние и прощает Сам Господь.
Бывает, что говорят на исповеди, что ничем не согрешили. Это заблуждение. Можно начать с того, что многие неправильно кладут крестное знамение. Да, есть ситуации, когда люди по увечью не могут достать до чела, руки не сгибаются – это один вопрос. Но если махать рукой, словно мух от себя отгонять, это и есть великий грех. И молитва грешников не будет услышана Богом. Она предается человеку в суд и во осуждение.
Я своим духовным чадам всегда советую причащаться каждое третье воскресенье. Или в любой день на неделе. А также в период Великого поста нужно причаститься на Благовещение, в Лазареву субботу, обязательно в Великий Четверток.
Обязательно в Четверток, даже если вы причащаетесь накануне в Вербное воскресенье, вы должны причаститься, потому что это великий, памятный исторический день – была совершена первая Евхаристия Самим Господом.
После Тайной вечери Господь совершает Евхаристию, но через священника, через каждого из нас. Но первую Евхаристию Господь совершил Сам в Великий Четверток перед Своими страданиями.
Человек должен причаститься на протяжении всех четырех церковных постов, также в свой день рождения, в свой день ангела. Может причаститься в такие памятные дни, если уже родителей нет, в день смерти своих отца и матери. Заказать панихиду, вспомнить их добрую жизнь, поблагодарить за их самоотверженность, они посвятили жизнь нам, своим детям. В этот день хорошо было бы также причаститься.
Напомню, что я не сторонник того, чтобы причащаться каждый день или каждое воскресенье. Не теряйте страха Божия.
Многие приводят в пример праведного Иоанна Кронштадтского. Но он – подвижник, а мы разве достойны? Преподобная Мария Египетская причастилась один раз за 53 года, и удостоилась Царства Небесного. Я не призываю к такому же, не говорю, что вы должны причаститься один единственный первый и последний раз. Я настаиваю на том, что нужно себя готовить к Таинству. Мы помним, что когда святая Мария Египетская попросила преподобного Зосиму прийти через год с Тайнами Христовыми, с каким благоговением она ждала. Она сотворила чудо, перекрестила Иордан и пошла по нему как по суше.
Вы можете это сделать? Если мы обижаем ближнего, своего родного мужа, жену, брата, сестру, как мы можем приступать к Чаше, к Огню, опаляющему всякое нечестие.
Хорошо бы сейчас, в Успенский пост, причаститься вначале на Преображение, и на Успение, если кто-то сможет. Но не надо каждый день, я не советую. Это не принесет вам радости.
– Владыко, Вы упомянули святую преподобную Марию Египетскую, которая причастилась один раз в жизни. А сейчас очень много наших соотечественников по разным причинам живут за границей, где не всегда есть православные храмы. Как быть таким людям?
– Сегодня с трудом можно найти город без Православного храма. Есть храмы Антиохийской Церкви, Александрийской Церкви, Иерусалимской, Константинопольской, Сербской, Болгарской, создает приходы наша Русская Православная Церковь, Американская Церковь. Если человек нашел себе работу за 10 тысяч километров от родины, нашел условия, которые так необходимы для его временной жизни, то он может найти и храм, хоть 2-3 раза в год поехать туда помолиться, причаститься Таин Христовых. Господь поможет, лишь бы человек захотел.
Если мешает нежелание, привычка откладывать «на потом», это уже другой вопрос. Сейчас многие находят время и возможности для развлечений. Заметьте, сегодня не только мужчины, но и женщины едут на фестиваль пива, едут в другие города и страны на футбольные матчи, на соревнования по фигурному катанию, куда только не зовут людей. А на храмы у нас нет времени. Некогда быть на богослужении, не хватает времени и сил подготовиться к Причастию.
Меня в современной жизни удивляет много чего. Вот мы спешим все на Афон поехать раз в год, но своих родных храмов мы не знаем. Как мы восхищаемся греческими священниками, а не знакомы со своим местным батюшкой.
– Владыко, и в завершение нашей беседы. Этот пост нас готовит к нашему престольному празднику, к празднику Успения. Чтобы Вы хотели пожелать братии, также всей нашей пастве в этом посту?
– Я в первую очередь хочу попросить нашу братию, чтобы мы дорожили этим кратким временем нашей земной жизни. Чтобы мы не ленились ходить в храм Божий, на все богослужения, на весь круг суточных богослужений. Чтобы мы старались жить в любви друг с другом, проповедью своей жизни привлекали людей к источнику жизни, к Христу. Не нашими делами, мы ничего не можем сделать, а Божией благодатью.
Я бы хотел обратиться к тем, кто нас будет читать, слышать, видеть, чтобы они посещали все свои храмы. Краткое время, дорогие братия и сестры, нашей жизни. Жизнь наполнена болезнями, страданиями, неправдами, горестями, поэтому вы найдете одну правду – Христа. Найдете одно место – «…дом Мой домом молитвы наречется…», значит, только храм.
Если вы полюбите храм, Церковь полюбит вас. Вы будете иметь благословение этого святого места, где вы будете молиться. Люди приходят в храм, они забыва ют обо всем земном. Нет неприязни, неправды, обмана и лицемерия. Значит, нас собрал Бог. Мы ощущаем благодать, пребываем в радости. Если мы собираемся в других местах, на зрелищах, где обзывают друг друга, где говорят неправду, всякую ложь, клевету, значит, это сборище сатанинское. Бойтесь такого сборища, где бы оно не проводилось: на телевидении, в других общественных местах, сектантских собраниях, потому что это люди, которые не желают вам спасения. И их дома исполнены неправды.
Многие сегодня любят смеяться над Церковью. Смеющийся над Церковью смеется над самим собой и идет в погибель. Потому что Церковь – Святая, в ней нет неправды. Грех насмехаться над теми людьми, которые желают всем самого главного – спасения души, и ведут к Господу.
Надо помнить, что мы тоже не ангелы, а земные люди. У каждого священника есть свои дети, своя семья, свои заботы. Прошу всех не смотреть пагубные сатанинские телевизионные программы, которые идут на уничтожение человечества, осуждающие самое святое, сеющие тлетворные сомнения в душах человеческих.
Сегодня мне кажется, что работает план по уничтожению всего святого, замещение святого грешным. Шествия геев и подобные собрания охраняют представители правоохранительных органов. Толерантность разрешает грех, греху везде зеленый свет. А христианина ожидают всякого рода притеснения. Но «за Имя Мое» будут ненавидеть, гнать христиан, потому что они не от мира сего.
Гонения за Имя Господне претерпела и Божия Матерь, когда получила от Архангела Гавриила весть о Зачатии Иисуса Христа. Тогда соседи в Назарете увидели, что Дева носит во чреве. Они начали всячески злословить Иосифа, Божью Матерь. Никто не знал Тайны Воплощения Божественного Сына. И когда они пришли в Иерусалимский храм, то священник совершил определенный чин. Во время совершения молитвенного пения Господь явно показывал, давал знак, если человек согрешил, были особые явления послушания или противления воле Божией. И когда над Божией Матерью и Иосифом прочиталась молитва, первосвященник ничего обличающего их не увидел, но он увидел ореол сияния над Ней, он сказал: «Идите и живите. На Вас нет греха».
Безропотно Пречистая переносила все скорби. Так пришлось Божией Матери бежать с Младенцем в Египет, терпеть изгнание от Ирода, претерпевать клевету и от первосвященников, книжников. Зная, что Ее Сын, Спаситель мира Христос придет и изменит обычаи греховные, изменит все человечество, как мы знаем из Евангелия, Ей и пришлось претерпеть разного рода насмешки, сострадать Ему на Голгофе, быть рядом, когда Его распинали на Кресте, видеть Его славное Воскресение.
В подражание Божией Матери сегодня христианин не должен держать обиды на кого-то, понимать, что эти люди, которые злословят других, сами несчастны. Это люди бедные, жертвы дьявола, которые не имеют никогда спокойствия. И они живут для того, чтобы навести на кого-то всякого рода неправду и клевету.
Не стоит их бояться, а нужно молиться за них, чтобы Господь нас сохранил, и их умудрил. Поэтому давайте чистым сокрушенным сердцем со слезами на глазах помолимся Господу и Божией Матери, чтобы Она и нас не забыла, убогих и несчастных.
Будем снисходительны, будем помнить, что тех грешных людей тоже матери родили, но не привили той любви к Богу, к людям. Им нужны наши молитвы, и по Своей милости все равно Господь им даст отраду и утешение.
– Владыко, благодарим Вас за наставление, ждем следующих встреч.
Фото иеродиакона Иннокентия (Семенцова)
Митрополит Вышгородский Павел
Беседовал архимандрит Иларион (Мокрицкий)
Похожая примета
Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и всегда продолжается с 14 по 27 августа. Обычай дошел до наших дней с древних времен христианства. Он, в отличие от Великого поста, наступает в одно и то же время и длится две недели.
Традиции
Успенский пост называли «Госпожинки», «Оспожинки» или «Спожинки». Он означал для крестьян начало осени, страду, сбор урожая, жатву. В народной традиции праздник Всемилостивого Спаса 1 августа носит множество названий: Первый Спас, Медовый Спас, Спас на воде, мокрый Спас.
14 августа — Медовый Спас – начало использования меда нового урожая. В этот день в русских церквях совершалось освящение меда и благословление его употребления в пищу.
В первый день Успенского поста совершается малое освящение воды, именно поэтому его и называют Спасом на воде, мокрым Спасом. Купание в освященных водоемах символизировало очищение от грехов. После мокрого Спаса на Руси уже не купались.
К середине августа созревает мак, часто используемый в русской кухне. Может быть, поэтому в народной традиции есть праздник Макавей – день употребления в пищу выпечки с большим количеством мака.
Середина Успенского поста, 19 августа, праздник Преображения Господня отмечается в народной традиции как Второй Спас или Яблочный Спас. С этого дня разрешается употреблять в пищу яблоки и другие фрукты нового урожая.
Конец Успенского поста – праздник Успения Божьей матери – один из самых любимых церковных праздников русского народа
Приметы
Как и любой другой пост, Успенский обладает древними, славянскими корнями, традициями и обрядами, существуют и приметы на Успенский пост, которые могут даже стать знаками судьбы.
Так, если в первый день поста, в Медовый Спас, при сборе урожая вам на голову упало яблоко – к прибыли, упал орех – к удаче.
Если в первый день поста вас случайно облили водой – к здоровью на протяжении целого года, вы сами упали в реку – к богатству.
Многие приметы на Успенский пост связаны с животными:
Обычаи
Успенский пост — время когда наступает осень и заканчивается лето, в этот период люди молят Господа о хорошем урожае и сытой зиме. В церквях освящаются всевозможные обереги и талисманы.
Колосья ржи, освященные в это время, оставляют в доме до следующего августовского поста, чтобы запасов, сделанных в этом году, хватило на весь год.
В народе считается, что человек, который не сдержит слово, данное перед Богом и нарушит пост, следующий год проведет в нужде.
Успенский пост — это не только время, когда нельзя вкушать некоторые продукты, это период строгого душевного воздержания. Любые торжества и праздники возбраняются церковью, также в пост запрещены свадьбы и зачатие детей.
Соблюдая Успенский пост, можно очиститься от греха, укрепить в себе веру и стать ближе к Господу. Придерживаясь всех правил и традиций, вы сможете провести время с пользой для тела и духа.
Можно ли играть свадьбу?
Август — наиболее благоприятное время для свадеб. На этот месяц приходится чуть ли не половина всех бракосочетаний, совершаемых в течение года. Однако свадьбу обязательно надо играть до 14 числа или после 28.
Свадьба в Успенский пост, а тем более венчание, считается большим грехом. Ведь пост – это время молитвы, покаяния, воздержания не только от определенной пищи, но и от различных удовольствий, в том числе и от супружеской близости.
Старые люди говорят, что молодые, которые венчались во время поста, никогда долго вместе не живут.
Читайте также: