Приметы конца света по исламу

Обновлено: 16.05.2024

Барзах — своего рода преграда; период, который умершие должны преодолеть в ином измерении и отделяющий мирскую обитель от вечного пристанища. Завершится он с Воскрешением обитателей Земли перед наступлением Суда.

В Коране сказано:

«[И вся эта мирская суматоха, плюрализм и свобода выбора в созидательном либо в разрушительном русле, а для кого-то душевная опустошенность — продлятся до тех пор] пока не придет смерть к каждому из них [упрямо отрицавших Бога либо веривших «по-своему», игнорируя основы веры и религиозной практики, четко сформулированные в заключительном Священном Писании]. Когда же она нагрянет, человек [так до последней минуты и не понявший, зачем жил и что есть наиглавнейшее для него] будет умолять: «Господи, верни меня обратно! Я постараюсь совершать благие дела [уверую, исправлюсь], используя все то, что нажил [за десятилетия жизни]. » [Ответят ему:] «Нет же». Это [сказанное им «верни меня обратно! Я постараюсь совершать благие дела, используя все то, что нажил»] — слова, сказанные им [человеком, который говорит, но не делает][1].

А впереди [для этого человека, как и всех остальных, покидающих сей мир через встречу со смертью] — барзах (загробный мир) [где пребывают его обитатели] до Дня Воскрешения (из мертвых). [Обратного пути нет]» (Св. Коран, 23:99, 100).

До Судного Дня душа находится в мире душ. Для каждой души — свой временной период ожидания. Тот, кто был безбожником, подвергается частичным мучениям в период ожидания Судного Дня, видит место своего вечного пребывания в Аду. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «После того, как кто-либо из людей умирает, демонстрируется ему [в загробном мире] место его [в вечной обители] утром и вечером. Если он из числа обитателей Рая, то — Рай [его место в Раю], а если из числа обитателей Ада, то — Ад [его место в Аду]. Говорится ему: «Это — твоя обитель, [которой достигнешь ты] после воскрешения в Судный День»[2].

Ожидание может растянуться для него на миллионы лет, даже если он умер за день до наступления Конца Света. Такое ожидание — одна из граней наказания, продолжающегося в вечности.

Что касается верующих, которые грешили, то они тоже подвергнутся наказанию, а начнется оно уже в этом мире. Данное наказание будет причиной прощения грехов при его правильном восприятии. Если к моменту смерти за верующим остались неискупленные грехи, то он подвергнется некоторым мучениям и в загробной жизни. Если что-то останется на Судный День, то перед ним — или прощение Творца, или временное адское наказание.

Верующие, прожившие эту жизнь праведно[3], начнут испытывать радость и наслаждения через частичное видение того, что ожидает их в Раю. Время ожидания Судного Дня будет максимально сокращено для них.

До начала Судного Дня все души «складируются» в мире душ, тела становятся частью земли. С началом же Судного Дня планета Земля расстелится по всему пространству, что огибает она вокруг Солнца (таковым является предположение некоторых мусульманских ученых), и повелением Творца тела человеческие всех времен и народов будут воскрешены; мир душ распахнет свои врата, и каждая душа устремится в свое мирское тело. Перед ликом каждого из людей откроются бескрайние просторы вечности.

Признак 3. Выход яджудж и маджудж

В Коране сказано:

«Они обратились к нему [через переводчика]: «Зуль-Карнейн, воистину, Я’джудж и Ма’джудж [периодически] разоряют [наши] земли. Не мог бы ты за плату выстроить стену, которая огородила бы нас от них?»

Он ответил: «Лучшее — это то, в чем мне помогает Господь (предоставляет возможности) [я и без вашей оплаты имею власть и достаточное количество материальных ресурсов, а потому сделаю это для вас безвозмездно]. Помогите мне силой [людьми и орудиями труда], и я непременно выстрою между вами и ними стену [заполню это пустое пространство, построив мощное защитное сооружение]. Принесите мне железные балки!» [воскликнул Зуль-Карнейн]. А когда выровнял (сровнял) пространство между двумя горами [на соответствующей им высоте], обратился [к рабочим]: «Начинайте раздувать огонь!» Когда это [металлическое сооружение] превратилось в огонь (накалилось до необходимой температуры), он сказал: «А теперь несите расплавленную медь, чтобы все [промежутки между балками] залить ею». [В итоге конструкция стала одним целым, превратилась в неприступную металлическую крепость.]

[Я’джудж и Ма’джудж] не смогли одолеть эту стену (преодолеть ее, взобраться на нее) и не в состоянии были даже повредить (пробить) ее.

[Зуль-Карнейн] сказал: «Это [моя помощь и благополучная постройка крепости] — проявление милости Господа. [Мы не строители, но сие сооружение, не имеющее подобия, сделанное с душой, с именем Бога, во благо людей, без сомнения послужит защитой вам.] А когда наступит срок, установленный Им, все это превратится в пыль. [С истечением веков, тысячелетий, а тем более с наступлением Конца Света даже самые прочные сооружения подвергнутся разрушению.] Обещанное Господом есть истина [рано или поздно оно наступит, в чем нет сомнений, но есть необходимость быть готовым к этому]» (Св. Коран, 18:94–98).

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Конец Света не наступит, пока вы [люди] не увидите десять знамений [предвещающих его наступление]: «(1) дым (пар) [который покроет все пространство планеты Земля], (2) Антихрист, (3) [земляное] ползучее животное, (4) восход солнца с запада, (5) спуск [с небес на землю, второе пришествие] ‘Исы (Иисуса); (6) [выход] Я’джудж и Ма’джудж; а также [появление] трех [глобальных] провалов [на планете]: (7) одного на востоке, (8) второго на западе, (9) третьего на Аравийском полуострове. В заключение [всего] этого (10) огонь, который появится со стороны Йемена и погонит людей к месту сбора»[8].

Похожая примета

Коней Света в Исламе

Вопрос о том, когда наступит Конец Света, в Исламе беспокоит верующих на протяжении долгих столетий. Актуальности этот вопрос не теряет, и предсказаниями точных сроков Конца Света в Коране занимаются и ученые, и представители самых разных религиозных конфессий. Среди этих предсказаний, были и такие, когда предсказывалась дата Конца Света, но все эти предположения были ошибочными, потому что никто не может знать дату Конца Света точно – срок, когда наступит Конец Света известен только Всевышнему Аллаху.

В поисках ответа на этот вопрос люди перерывают гору литературы, ищут книги с предсказаниями типа всем известного Нострадамуса, но все эти попытки тщетны, поскольку в Священной Книге Коран уже давно сказано о том, как произойдет Конец Света и что будет предпосылками его приближения.

Начало и…

Пророк Мухаммад сказал: «Когда человека опустят в могилу и люди, провожавшие его [в «последний путь», хотя в действительности путь будет иметь еще долгое продолжение], уйдут — а он будет слышать их шаги — к нему приблизятся два ангела [Мункир и Накир][4] и, посадив, спросят: «Что ты говорил [знал] относительно этого человека (то есть относительно последнего Божьего пророка Мухаммада)»[5]. Верующий ответит: «Свидетельствую, что он — раб Божий и посланник»[6]. Последует ответ: «[Мы знали, что ты скажешь именно так.][7] Посмотри на свое место в Аду [где ты мог бы пребывать временно или вечно, окажись грешником или безбожником], Аллах (Бог, Господь) заменил тебе его на обитель в Раю». Покойный увидит оба пристанища. [После чего станет просторной его обитель в загробном мире, осветится, и заснет он сладким сном жениха (или невесты), которых будят желанные и любимые. И продлится этот блаженный сон до Дня Воскрешения][8].

Что же касается лицемеров и безбожников, то у них спросят: «Что ты можешь сказать об этом человеке [подразумевая пророка Мухаммада]?»[9] И каждый из них будет отвечать [в растерянности]: «Не знаю [не помню, не придавал этому особого значения]. Я был того же мнения, что и все». — «[В действительности] ты [ничего о нем] не знаешь и не хотел знать (не следовал за теми, кто знал)». Он получит сильнейший удар металлическим молотом и закричит так, что услышат все [ангелы; звери, птицы, насекомые…], кроме людей и джиннов[10]. [Его обитель станет невероятно тесной, состояние — мучительным, и так до Дня Воскрешения]»[11].

Пока тело не предадут земле, душа будет находиться где-то неподалеку. После упомянутого в хадисе прихода двух ангелов произойдет частичное воссоединение души и тела, но уже в неземном измерении, в необычном для мирских законов состоянии. После допроса душа покидает свое тело, перемещается в мир душ, где испытывает или частички райского блаженства, или адские мучения[12].

На этот счет имеется интересный достоверный хадис. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Душа верующего — птичка, получающая свой удел на ветке райского древа. И это до тех пор, пока не вернется она в свое тело в День Воскрешения из мертвых»[13].

Правда ли, что человек на самом деле умирает в могиле в момент, когда он в ней просыпается, умирает от шока (я часто это слышу)?

Подобное утверждение — неправда.

В Коране

Посланник Аллаха Пророк Мухаммад ﷺ не знал точной даты наступления Конца Света и наступления Судного Дня, потому что нет в Коране точной даты. В Коране сказано, что если ему будут мусульмане задавать вопрос о часе, когда наступит Конец Света, то ему следует ответить, что «знание об этом принадлежит только моему Господу»: «Они спрашивают тебя о Часе: «Когда он наступит?». Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит только моему Господу. Никто, кроме Него, не способен открыть время его наступления. Это знание тяжко для небес и земли. Он настанет внезапно». Они спрашивают тебя, словно тебе известно об этом. Скажи: «Воистину, знание об этом принадлежит одному Аллаху, но большая часть людей не знает этого» (сура Аль-Араф (Ограды), 187-й аят).

О том, как произойдет Конец Света, сказал Всевышний в Коране: «В тот день человек вспомнит о том, в чем он усердствовал, и геенна предстанет пред очами тех, кто ее увидит» (сура Ан-Назиат | Исторгающие, аяты 35-36).

Конец Света в Коране

Сура Аль-Инфитар (Раскалывание), 1-4 аяты

Описание Конца Света дано в Коране во многих деталях: упоминается, что «…будет скручено солнце», «сдвинутся с мест горы и звезды падут», «запылают моря», «небо будет сдернуто», «будет приближен Рай и разожжен Ад», и «познает душа, что принесла она» (сура Ат-Таквир | Скручивание).

Признак 4. Восход солнца с Запада и земляное ползучее животное

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) говорил:

— «Есть три [вещи], после появления которых смысла в вере не станет для всех тех, кто не уверовал прежде [до их появления], а также тех, кто не сделал ничего хорошего из религиозных побуждений [ведь вера — это не философия, а твердые убеждения и конкретные благие дела]: (1) восход солнца с запада; (2) [появление] Антихриста и (3) [появление] земляного ползучего животного»[9];

— «Не наступит Конец Света, пока солнце не взойдет с запада. Когда же это произойдет, все люди уверуют. Все до единого. Но в тот день «душе уже не поможет вера, если она ранее не уверовала [до этого крайне необычного события], а также не совершила ничего хорошего из духовно-религиозных побуждений (по зову веры)[10]«[11];

— «Воистину, первыми [крупными] знамениями, которые появятся [и будут предвещать Конец Света], станут восход солнца с запада и выход земляного ползучего животного к людям утром. Эти явления произойдут друг за другом (одно опередит другое), с небольшим временным промежутком между ними»[12].

После появления первого из этих знамений становление безбожника верующим, а также покаяние, раскаяние верующего грешника не будут иметь смысла и пользы.

С восходом солнца с запада все понятно, а что это за «ползучее земляное животное»? В Коране сказано: «Когда будет вынесено решение против них [когда люди исчерпают все варианты выбора и неизменно укрепятся в своем безбожии; когда уже некому будет призывать к благому и удалять от скверного, аморального][13], Мы [говорит Господь миров] выведем для них из земли ползучее животное, которое заговорит с ними о том, что люди так и не поверили в Божьи знамения, [не прониклись] настоящей верой. [А жаль, ведь с этого момента изменение убеждений и взглядов, открытие глаз и сердец на смыслы заключительного Божьего Писания и наставления Пророка уже не поможет, ничего не изменит и не возымеет светлой вечной перспективы]» (Св. Коран, 27:82). Описаний этого животного в книгах по мусульманскому богословию за последние 14 веков было много, но практически все они не имеют научного обоснования, не подтверждены Кораном и достоверной Сунной. Достоверно известно лишь, что оно «выйдет», это «земляное ползучее животное» и оно «будет говорить с людьми».

«…затем Аллах (Бог, Господь) пошлет со стороны Шама холодный [пронизывающий] ветер, который не оставит на земле ни одного человека, имеющего в сердце хотя бы чуточку блага или веры [в Единого Господа миров]. Даже если один из вас постарается спрятаться в глубине горы [самом надежном подземном бункере], ветер[14] настигнет его и там»[15].

Сподвижник Абдулла ибн ‘Амр ибн аль-‘Ас говорил: «Конец Света увидят лишь худшие из людей»[16].

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Конец Света не наступит, пока на земле не останется ни одного взывающего к Аллаху (Богу, Господу)»[17].

Подписывайтесь на нашу страницу в Instagram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Ср.: Антихрист [др.-греч. Противохристос] — 1) в Христианстве противник Иисуса, который явится накануне Конца Света, возглавит борьбу против Христа, но спустя 3,5 года будет им побежден; представляется как некий похожий на Христа человек, воспринявший силу Сатаны и отрицающий Божественные законы; 2) царство Антихриста — царство безнравственности и негодяев. См.: Новейший словарь иностранных слов и выражений. Минск: Современный литератор, 2007. С. 67.

[2] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 16. С. 130, 131; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. В 10 т., 18 ч., [б. г.]. Т. 9. Ч. 18. С. 58, 59.

[3] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 87, хадис № 249–(158); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 195, хадис № 249–(158); аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 13. С. 156.

[4] См. аят 4:159 и пояснение к нему в моем богословском переводе Корана — «Священный Коран. Смыслы».

[5] Это будет вторым и заключительным пришествием Иисуса на землю.

[6] Не исключено, что слово «ветер» имеет эзотерический смысл.

[7] Хадис приводится в св. х. имама Муслима и упомянут в тафсире Ибн Кясира в комментарии к 155–159-м аятам 4-й суры Св. Корана. См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. В 4 т., 1991. Т. 1. С. 643; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1180, хадис № 116–(2940); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 75, хадис № 116–(2940); аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 12. Ч. 24. С. 86, хадис № 226; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 16. С. 350, хадис № 7353, «сахих».

[8] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 1163, хадис № 39–(2901). Также, см., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 471, хадис № 4311, «сахих».

[9] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. С. 87, хадис № 249–(158); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, [б. г.]. Т. 1. Ч. 2. С. 195, хадис № 249–(158); аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан. Т. 13. С. 156.

[10] Пророк (да благословит его Господь и приветствует) процитировал фрагмент из Корана (6:158).

[11] См.: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 86, хадис № 248–(157); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 1. Ч. 2. С. 194, хадис № 248–(157).

[12] Св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1180, хадис № 118–(2941); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 77, хадис № 118–(2941); Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 471, хадис № 4310, «сахих»; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 136, хадис № 2251, «сахих».

[13] См., например: аль-Куртуби М. Аль-Джами‘ ли ахкям аль-кур’ан [Свод установлений Корана]. В 20 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988. Т. 13. С. 155.

[14] Не исключено, что слово «ветер» имеет эзотерический смысл.

[15] Хадис приводится в св. х. имама Муслима и упомянут в тафсире Ибн Кясира в комментарии к 155–159-м аятам 4-й суры Св. Корана. См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. В 4 т., 1991. Т. 1. С. 643; ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 1180, хадис № 116–(2940); ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 18. С. 75, хадис № 116–(2940); аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 12. Ч. 24. С. 86, хадис № 226; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675–739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хиббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хиббана]. В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991 (1997). Т. 16. С. 350, хадис № 7353, «сахих».

[16] Св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 796, хадис № 176–(1924); там же. С. 1180, хадис № 116–(2940).

[17] Св. х. Муслима. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 83, хадис № 234–(148).

Похожая примета

На арабском языке в наследии заключительного Божьего посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) этот персонаж фигурирует как Даджаль. Слово «даджаль» имеет значение «обманщик, шарлатан».

Антихрист (Даджаль) — человек, в появлении которого нет сомнений. Его пришествие как неотвратимое событие упоминается во всех монотеистических верованиях[1]. Он станет по воле Всевышнего значительным испытанием для своих современников. Будет иметь огромную власть: оживлять тех, кого незадолго до этого сам же убил, владеть невообразимой по обычным меркам роскошью и достатком, у него на земле будет свой ад и свой рай, его богатства станут неустанно приумножаться, по его приказу будет идти дождь и произрастут хорошие урожаи. Мирское примет в этот период гипнотический блеск и красоту, что многих ослепит в вопросах вечного и вознесет Антихриста в их сознании на уровень Бога во плоти[2].

Пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) сказал: «Есть три [вещи], после появления которых смысла в вере не станет для всех тех, кто не уверовал прежде [до их появления], а также тех, кто не сделал ничего хорошего из религиозных побуждений [ведь вера — это не философия, а твердые убеждения и конкретные благие дела]: (1) восход солнца с запада; (2) [появление] Антихриста и (3) [появление] земляного ползучего животного».[3]

Подробнее об Антихристе читайте здесь.

Как там будет?

«Ад. Подводимы они [те, кто, прожив в мирской обители, смогли заслужить лишь адское наказание, вечное или временное] к нему ранним утром и вечером [находясь в загробном мире и испытывая уже там неприятные ощущения от неизбежности мучений в Аду. Это касается души[14], тело же гниет, становится частью земли и ожидает своего воскрешения и воссоединения с душою. В таком мучительном состоянии душа безбожника или грешника пребывает до Конца Света, который нежданно-негаданно наступит на планете Земля]. А в День Воскрешения [ожив телом и соединившись с душою, воскреснув в общем для всех измерении, когда останутся позади все этапы Судного Дня, будет отдано повеление:] «Заводите в Ад (на его наихудшие уровни) род фараонов [да и всех, подобных им, язычников и безбожников]» (Св. Коран, 40:46).

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «После того, как кто-либо из людей умирает, демонстрируемо ему [в загробном мире] место его [в вечной обители] утром и вечером. Если он из числа обитателей Рая, то — Рай, а если из числа обитателей Ада, то — Ад. Говорится ему: «Это — твоя обитель, [которой достигнешь ты] после воскрешения в Судный День»[15].

Души на том свете имеют отношение к происходящему в земной жизни или до Судного Дня у них вообще нет никакой связи с живыми?

1. Нет связи, кроме как, возможно, через сон.

2. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Воистину, дела людей [еще живущих на земле] демонстрируемы их родственникам из числа покойных»[16].

1. Куда попадают клонированные люди после смерти?

2. Как известно, после смерти люди подвергаются или не подвергаются могильным мукам, также к ним приходят ангелы. А как дело обстоит с людьми, которых не удалось похоронить (например, разорвавшиеся от взрыва)?

1. Когда появятся клонированные люди, тогда и спросите об этом. Пока что таких людей можно встретить лишь в фильмах.

2. Это не могильные, а загробные муки. И постигают они не в могиле на кладбище, так, чтобы их можно было записать на диктофон, а в уже ином измерении, поэтому касаются они любого, кто жил и умер в результате отделения души от тела.

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) читал в назидание верующим следующую молитву: «О Господи, я прошу у Тебя защиты от страданий в могиле, защиты от мучений в Аду, защиты от искушений жизни и смерти (от безумия, заблуждений жизни и смерти), защиты от зла Антихриста» (аллахумма, инни а‘узу бикя мин ‘азабиль-кабр, ва мин ‘азабин-нар, ва мин фитнатиль-махья валь-мамат, ва мин фитнатиль-масих ад-даджаль)»[17].

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] В Коране сказано: «Если их и вернуть обратно, то они все так же продолжат совершать запретное [они быстро обо всем забудут, считая это сном, и вернутся к прежним взглядам и убеждениям]. Воистину [и десятилетия мирской жизни каждого из них, прожитые в неверии, это доказали], они — лжецы» (см.: Св. Коран, 6:28).

[2] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 310, хадис № 1379 и пояснение к нему; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]. В 17 т. Дамаск: аль-Фикр, 2003. С. 451; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 400, хадис № 3130; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1073; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 200, хадисы № 65 (2866) и № 66; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 58, хадис № 851, «сахих».

[3] Праведность — это не стиль, не образ жизни, не отшельничество, не высокие лозунги на религиозные темы, а исправный голос души, голос внутреннего диалога, сигнализирующего о разумных пропорциях между мирским и вечным. Голос, к которому тело прислушивается, включая силу воли и самодисциплину.

[4] См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386.

[5] Это относится к историческому периоду с начала миссии пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует) и до Конца Света. Что же касается более ранних периодов, то у умерших тогда спрашивалось об Иисусе, Моисее и так далее в глубь истории, в зависимости от того, к какому времени относился покойный, миссия какого из пророков пришлась на его жизнь. Те же, кто не имел информации о пророках, живя в глуши (на далеких затерянных островах, в отдаленных уголках планеты), вдали от людей или в период отсутствия СМИ, то у них спросят не столько о пророках, сколько о Боге, то есть о том, кому человек поклонялся, являясь от природы разумным существом.

И, конечно же, участь каждого из людей станет известна лишь там. Она зависит от воли Всевышнего Творца.

[6] В другом достоверном хадисе приводятся следующие вопросы, которые ангелы зададут покойному: «(1) кому ты поклонялся (кто твой Господь); (2) какой религии ты следовал; (3) кто тот человек, который был послан Богом (избран из числа людей) в твоем времени». В общем-то, суть одна.

См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани [Господне открытие (помощь) для упорядочения свода хадисов Ахмада ибн Ханбаля аш-Шайбани]. В 12 т., 24 ч. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, [б. г.]. Т. 4. Ч. 7. С. 75; Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1999. С. 517, хадис № 4753, «сахих».

[7] См.: ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. 2002. С. 332, хадис № 1072.

[8] См., например: аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1072.

[9] В другом достоверном хадисе вопросы звучат следующим образом: «(1) кому ты поклонялся (кто твой Господь); (2) какой религии ты следовал; (3) кто тот человек, который был послан Богом (избран из числа людей) в твоем времени?» На все это он ответит: «Ох-ох, не знаю».

См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 7. С. 78.

[10] В другом достоверном хадисе уточняется: «И закрепят за ним глухослепонемое создание с молотом (кувалдой) в руках. Удар его такой силы, что гора превращается в пыль. Будет он, безбожник, избиваем до неузнаваемости, а затем восстанавливаем. Кричать он будет настолько громко, что все живое услышит его мучительные вопли, кроме людей и джиннов».

Эти процессы относятся к загробному миру. Они не помещаются в человеческом сознании, выходят далеко за границы законов физики.

Мирская обитель — экзамен, где могут быть незначительные подсказки, намеки, но не снятие завесы перед тем, что будет после смерти. Все в пределах сохранения сути жизни и ее смысла. Пророки достоверно оповещали по воле Творца, мы же, простые смертные, можем лишь поверить, а вот проверить — только покинув сей мир через дверь под названием «смерть». И только Создателю всего сущего известно абсолютно все.

По упомянутой цитате из хадиса см.: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 7. С. 82.

[11] Хадис от Анаса ибн Малика; св. х. аль-Бухари и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 1374; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 298, хадис № 1374; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 386, хадис № 3117, а также С. 390, хадис № 3120; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1072; Абу Дауд С. Сунан аби дауд. С. 517, хадис № 4751, «сахих».

[12] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 304; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 7. С. 75, хадис № 53 и пояснения к нему.

[13] См., например: аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 4. Ч. 7. С. 85, 86, хадис № 54, «сахих»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 305.

[14] Насколько и как это коснется покоящегося в могиле мертвого тела — неизвестно, но, возможно, и такое.

См., например: ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 200, 201.

[15] Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. В 5 т. Т. 1. С. 409, хадис 1379; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 310, хадис № 1379; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. С. 451, аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 7. С. 400, хадис № 3130, ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи. С. 332, хадис № 1073; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9. Ч. 17. С. 200, хадисы № 65–(2866) и № 66.

[16] Хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Табари. См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 18 т., 2000. Т. 4. С. 199; аль-Кардави Ю. Фатава му‘асыра [Современные фетвы]. В 2 т. Бейрут: аль-Калям, 1996. Т. 1. С. 76.

[17] См., например: аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 308, хадис № 1377.

Вера в Конец Света

Один из столпов веры в Исламе является вера в наступление Судного дня, поэтому истинно верующие мусульмане должны не только верить в наступление Конца Света, но и знать основные предвестники его наступления. В Коране сказаны такие слова: «До назначенного срока то, что мы желаем, мы помещаем в лонах» (сура Аль-Хаджж (Паломничество), 5-й аят).

Упоминание в хадисах

Есть еще одно упоминание в Сунне о часе, когда наступит Конец Света, в Исламе: там говорится, что «…вы не успеете съесть кусок хлеба, совершить торг, сделку или выпить подоенное верблюжье молоко» - настолько неожиданным будет наступление Конца Света.

Многие пророчества в Исламе из тех, о которых предупреждал Пророк Мухаммад ﷺ членов мусульманской уммы, уже исполнились или исполняются, и на то, что приближается Конец Света, это указывает вполне конкретно. Пророк Мухаммад ﷺ предупреждал, что исполнение этих пророчеств произойдет перед тем, как наступит Судный День.

Признаки приближения Конца Света в Исламе по Корану следует рассмотреть более детально. Их можно подразделить на большие признаки Конца Света и малые.

Большие признаки

Большие признаки Конца Света по Исламу – это те, которые произойдут перед самым началом наступления Конца Света, это самые близкие и непосредственные предвестники.

Одним из больших признаков считают появление Махди – об этом было сказано Пророком Мухаммадом ﷺ, что Всевышний Аллах не допустит, чтобы наступил Конец Света, пока не появится на земле человек потомок из рода Пророка Мухаммада ﷺ, и даже если до наступления Конца Света останется всего один день, Всевышний продлит этот день до тех пор, пока этот человек не появится. Его будут звать так же, как зовут Мухаммада ﷺ, и отца его тоже будут звать так, как звали отца Мухаммада ﷺ. Появится Махди тогда, когда на земле будет твориться зло, и он наполнит землю справедливостью.

Конец Света в Исламе не наступит до тех пор, пока на Земле не явится Даджаль, то есть антихрист. В хадисах сообщается, что это будет самым значительным событием за всю историю существования человечества с того момента, как был сотворен Адам, и до того момента, когда придет Час Конца Света. Появление Даджаля, лжемессии, ожидается со стороны стран Востока, из места, которое носит название Хорасан, с Даджалем будут идти его последователи, это будут порочные люди и развратные, они будут сеять по свету зло. Сколько будет времени находиться на земле лжемессия Даджаль? На этот вопрос Пророк Мухаммад ﷺ ответил, что Даджаль останется на земле сорок дней, но из этих сорока дней один день будет подобен одному году, еще один день будет подобен месяцу, а еще один день будет подобен неделе, остальные же дни будут подобны дням человеческим. Об этом говорится в хадисе, переданном Муслимом.

Далее упоминается, что признаком приближающегося Конца Света по Корану будет и то, что Всевышний Аллах направит к мусульманам своего пророка Ису (Иисуса) сына Марьям. Пророк Иса спустится на землю рядом с белым минаретом, который расположен в Дамаске в восточной его части. На нем будут две одежды, окрашенные в желтый цвет. Кисти его рук будут лежать на крыльях двух ангелов. Такая информация приводится в хадисе, переданном Муслимом. В другом же хадисе сказано, что Иса отправится в Иерусалим и там настигнет Даджаля возле города Рамла в Палестине у самых ворот Луда. Когда Даджаль увидит Ису, он начнет растворяться, подобно соли в воде.

Еще одним большим признаком наступления Конца Света в Исламе считают нашествие племен Йаджудж и Маджудж или Гога и Магога. В Священной Книге Коран сказано об этом, что Магог и Гог будут выпущены, и они будут спускаться с каждой возвышенности, в суре Корана под названием «Аль-Анбийа».

Еще один большой признак наступления Конца Света в Исламе по Корану – это то, что солнце взойдет на западе, а не на востоке. В Коране сказано, что люди уверуют, когда увидят это, но в этот момент вера не принесет пользы человеческой душе, если эта душа не веровала раньше.

В качестве большого признака приближения Конца Света в Исламе упоминается, что на востоке, на западе и на Аравийском полуострове появятся гигантские провалы, а затем из Йемена появится огонь, который и будет сгонять людей к тому месту, где будет совершатся суд в Судный день. Об этом сказано в хадисе, переданном Муслимом.

Конец Света по Корану ознаменуется тем, что Всевышний выведет к людям из земли животное, и это животное скажет людям, что они не были убеждены в знамениях Великого Аллаха. Всюду будет распространяться дым, этот дым будет окутывать людей и приносить им немалые страдания.

Малые признаки

Приводятся также малые признаки приближения Конца Света в Сунне и Коране. Их много, и в то время, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, некоторые из них уже произошли. Часть из них происходит прямо сейчас, в современной жизни, а некоторым еще предстоит совершиться:

Признак Конца Света

  • Среди малых признаков приближения Конца Света в Исламе, которые уже случились, можно назвать рождение Посланника Аллаха ﷺ, а также смерть его, предсказанный в Коране захват Иерусалима, когда в шестнадцатом году по хиджре Иерусалим был окончательно завоеван мусульманской армией во время правления второго праведного халифа.
  • Еще такими исполнившимися признаками были случившаяся в восемнадцатом году по хиджре эпидемия чумы во время правления Умара ибн аль-Хаттаба, когда небольшой город Амвас в Палестине начала распространяться чума, от которой погибло двадцать пять тысяч человек, сильное пламя, которое появилось, вырвавшись из-под земли, неподалеку от Медины в Хиджазе в 654 году по хиджре, а также ряд войн с тюркскими армиями, в том числе с монголами, которые, возглавляемые Чингиз-ханом, напали на Исламский Халифат и удерживали свое господство над ним до тринадцатого века, а также войны с турками.
  • Еще один малый признак наступления Конца Света по Исламу – это распространение знаний и грамоты, которое также началось и до сих пор продолжается.
  • В современной жизни некоторые признаки Конца Света по Исламу продолжают сбываться, среди них такие как: утрата доверия, распространение по миру песен и музыки, распространение среди людей наркотиков и алкоголя, неуважение к своим родителям. Человечество получило еще одно плохое предзнаменование – в мире увеличивается количество убийств, как это был предсказано в хадисе.
  • Еще в одном хадисе сказано, что люди будут убивать друг друга, и большая часть из них к этому времени будет рассудка лишена, и только некоторым удастся его сохранить. Люди будут далеки от истины, но считать будут, что они правы.
  • Есть еще много малых признаков Конца Света, которые мы можем наблюдать уже сейчас: распространение ростовщичества, которое выражается в современной жизни в финансовых пирамидах и различных кредитных организациях, увеличение случаев обмана во время торговли, связанных с обмериванием или обвешиванием, а также увеличение торговли и сближения рынков. По миру распространяется алчность, лжесвидетельства и ложь.
  • Мусульмане пренебрегают намазами и совершением молитв, среди людей распространяется язычество и поклонение различным кумирам: власти и богатству, количество истинных праведников уменьшается, а мусульмане отчуждаются от истинного Ислама.
  • К власти приходят люди, которые невежественны и обездолены, соседи перестают уважать своих соседей.
  • Увеличение разрыва родственных связей, а люди перестают здороваться с незнакомыми и знакомиться с ними.
  • В последние годы перед Концом Света количество прелюбодеяний резко увеличится, полуобнаженных женщин станет все больше, распространится лесть, а порицание греховного станет порицаемым.
  • Мусульмане станут стремится украсить мечети и свитки Корана. В хадисе приводятся слова Пророка Мухаммада ﷺ о том, что если мусульмане станут украшать драгоценными камнями и золотом мечети, разукрашивать Коран, то людской род постигнет погибель.
  • Дубай На приближение Конца Света в хадисах указывает и то, что арабы («босоногие бедуины») начнут соревноваться в строительстве высоких зданий, стремясь построить их как можно выше.
  • На земле учащаются природные катастрофы, катаклизмы, землетрясения и наводнения – это тоже указывает из хадисов на то, что Конец Света приближается.
  • В ближайшем будущем человечество станет свидетелем того, как сбываются еще многие малые признаки наступающего Конца Света. Самыми значимыми из них будут такие, как то, что Аравийская пустыня в результате участившихся дождей станет цветущим садом. Еще один признак - численность женщин на земле резко увеличится по соотношению с мужчинами, и сложится такая ситуация, что на одного мужчину будет насчитываться до пятидесяти женщин.
  • Предрекается также появление золотой горы, о котором Посланник Всевышнего ﷺ предупреждал сподвижников и последователей: «…разверзнется Ефрат, а на его месте не появится золотая гора…». Он предупреждал, что люди начнут сражаться за золото, и девяносто девять процентов из сражающихся погибнет, но каждый будет надеяться, что станет тем, кто выживет.
  • Среди предсказаний о приближении Конца Света в Исламе есть предупреждение о том, что вещи и животные заговорят. Также Сунна указывает на некоторые геополитические события: на экономическую блокаду, которая постигнет мусульман, на покорение Константинополя и опустошение Медины.
  • Сражение с иудеями и дуновение благого ветра, о котором сказал Пророк Мухаммад ﷺ, что этот благой ветер пошлет Всевышний Аллах, и этот ветер будет хватать людей под мышки и уносить за собой «души всех правоверных и всех мусульман». И только самые скверные из людей останутся, возбужденные словно ослы, и эти люди и станут свидетелями Судного Дня.
  • Разрушение Каабы – еще один признак наступающего Конца Света.

Анализируя все эти признаки, можно сделать вполне определенный вывод: человечество приближается к Концу Света, и приближается стремительно. Большинство из перечисленных предсказаний уже сбылись, а многие уже начинают сбываться.

Признак 2. Приход Иисуса

Имеющиеся в Священном Коране слова о том, что все люди Писания (иудеи и христиане) уверуют в Иисуса как посланника Господа до его смерти[4], несут в себе эсхатологическую перспективу: неуверовавшие уверуют в Иисуса во время его Второго Пришествия до окончания его миссии и естественной смерти. Мусульмане, как и христиане, ожидают Второго Пришествия Иисуса Христа, ибо он не умер, а пребывает живым у Господа и вернется на землю до Конца Света.

«Он [Иисус] — лишь раб [Божий], которому Мы [говорит Господь миров] даровали милость и сделали его примером для потомков Я‘куба (Иакова) <…> и он [Иисус], поистине, — знание о Часе» (см. Св. Коран, 43:59, 61). В этих коранических словах свидетельство того, что Второе Пришествие Иисуса станет знамением Часа — знаком приближения Конца Света.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Появится Антихрист в среде последователей моих и пробудет он на земле сорок. [Но] не знаю, сорок ли это дней, месяцев или лет. И ниспошлет Аллах (Бог, Господь) ‘Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии)[5]. Найдет он Антихриста и уничтожит его. После чего люди семь лет будут пребывать в полном мире и благополучии (не будет вражды). Затем Аллах (Бог, Господь) пошлет со стороны Шама холодный [пронизывающий] ветер, который не оставит на земле ни одного человека, имеющего в сердце хотя бы чуточку блага или веры [в Единого Господа миров]. Даже если один из вас постарается спрятаться в глубине горы [самом надежном подземном бункере], ветер[6] настигнет его и там»[7].

Читайте также: