Приметы исторической повести в капитанской дочке
Обновлено: 21.11.2024
Пережив трагический суд над своими друзьями-декабристами в 1825 году, Пушкин продолжает размышлять на тему вольности и тирании, монархии и революции, на тему положения народа в русском государстве. Он задумывается о событиях русской истории, в которых ранее фигурировали восстания, пытается их переосмыслить. Поэтому он заинтересовывается историей пугачевского бунта середины 18 века.
В 1832 году, запросив у императора доступ к историческим архивам, Пушкин сначала хотел ограничиться лишь описанием фактов в духе Карамзина. Интерес автора к теме неподделен: он читает семейные письма, ездит по городам вдоль Волги и Урала, знакомясь с потомками участников или свидетелей «пугачевщины».
Кардинально ознакомившись со всеми деталями, он уже не мог устоять перед созданием яркого художественного произведения, ведь в его творческой голове, помимо воли, зарождались живые образы, полные глубокого нравственного смысла. И вот в 1836 году последнее прозаическое произведение Пушкина опубликовано в его журнале «Современник».
Сюжет повести – юный барчонок Петр отправляется на службу в далекий Оренбург. На Урале он знакомится сначала с Пугачевым с комендантом Оренбургской крепости капитаном Мироновым, его дочерью Машей и офицером Швабриным. Внезапно власть резко меняется, приходит бунтовщик Пугачев, родители Маши погибают при защите крепости. Швабрин, изменив офицерской чести и став на сторону Пугачева, обретает власть и понуждает Машу выйти за него замуж. Чтобы спасти ее, Гринев мечется то в Оренбург, то обратно, и принимает помощь самого Пугачева, чтобы спасти Машу от Швабрина. Таким образом, связавшись с бунтовщиком, Гринев оказывается государственным изменником. Лишь Маше удается его оправдать, встретившись с государыней и получив ее прощение.
Жанр произведения
«Капитанская дочка» - хотя многие его и называют сегодня романом, на наш взгляд - историческая повесть, так как
1) речь идет о сравнительно небольшом временном отрезке из жизни персонажей на фоне ярких и важных событий отечественной истории, а именно - дни пугачевского восстания и последующие судебные процессы;
2) объем текста сравнительно с романом небольшой
3) есть определенный повествователь (отсюда и пошло название жанра - "повесть" ;
4)в центре повествования преимущественно один человек, а именно Петр Гринев. Все остальные герои показаны лишь в непосредственной связи с событиями его жизни.
Название произведения
Название повести ставит во главу угла не главного героя, Петра Гринева, а его избранницу, дочь капитана Миронова. Этим подчеркнуто значение, которое принадлежит Маше в судьбе Гринева. Ведь девушка станет невольной причиной его измены формальному уставу, а значит, и причиной ошибочного царского суда над ним. В итоге, поняв свою роль в том, что Гринев оказался осужден, Марья Ивановна решится стать его спасительницей. Сила духа Маши и ее верность оказываются не менее сильными, чем чувства и благородство Гринева, поэтому повесть названа в ее честь.
Немаловажно и присутствие образа ее отца, капитана Миронова, в названии произведения. Маша - не просто замечательная девушка. Благодаря названию подчеркивается, что она прежде всего " дочка" своего отца, преданного Отечеству и "старинным" принципам", как и Петр Андреевич - достойный сын своего батюшки в этом же отношении. Так Пушкин подчеркивает идею преемственности благородных правил жизни, идею важности воспитания чести из рода в род.
Рассказчик
Повествование ведется от лица молодого дворянина Петра Гринева, вымышленного участника событий, оказавшегося волей судьбы в Оренбургской крепости на службе, в эпицентре бунта. Этот образ явился результатом многолетнего изучения Пушкиным судеб многих людей, имевших отношение к пугачевскому времени и восстанию.
Тема произведения – восстание Емельяна Пугачева и его пребывание на Урале царем -самозванцем в 1774 году.
Основная идея повести в том, что благородство души - это спасение и достоинство человека. Благородство души заключается в ее способности быть верной, честной, преданной и любящей. Эта идея прекрасно выражена через противостояние образов Петра Гринева, доброго и честного по натуре, и Алексея Швабрина, его подлого и беспринципного сослуживца.
Приведем несколько цитат в подтверждение этой основной мысли произведения:
- " Береги платье снову, а честь смолод у" (наказ батюшки Птруше Гриневу)
- На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня — спасибо; казнишь — бог тебе судья; а я сказал тебе правду». (отказ Гринева изменить своей присяге)
-"до могилы ты один останешься в моем сердце» (обещание Маши, когда она уезжает к родителям Гринева, а он остается на войне с Пугачевщиной)
-" Награди вас господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей" (обещание мужика - Пугачева быть век благодарным Гриневу, которое он полностью сдержал).
-«Каков мошенник! — воскликнула комендантша. — Что смеет еще нам предлагать! Выйти к нему навстречу и положить к ногам его знамена! Ах он собачий сын! (героическая преданность Василисы Егоровны своим убеждениям, готовность жертвовать жизнью, защищая крепость от бунтовщика)
Еще одна (подспудная, политическая) идея повести – народный бунт в 18 веке был бесполезен, жалок и обречен перед лицом сильной и грозной русской монархии.
- Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!
-- лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений (слова рассказчика о том, что монархия чрезвычайно жестоко подавляет мятежников).
Пушкин осуждает насилие как со стороны государства, так и со стороны повстанцев. Бунт- не выход, насилием и восстанием не добьешься ничего хорошего.
Похожая примета
В основе романа лежат мемуары пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринева, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные «пугачевщине», в которой семнадцатилетний офицер Петр Гринев по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие.
Петр Андреевич с легкой иронией вспоминает свое детство, детство дворянского недоросля. Его отец Андрей Петрович Гринев в молодости «служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17… году. С тех пор жил в своей симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина». В семье Гриневых было девять человек детей, но все братья и сестры Петруши «умерли во младенчестве». «Матушка была ещё мною брюхата, — вспоминает Гринев, — как я уже был записан в Семеновский полк сержантом». С пятилетнего возраста за Петрушей присматривает стремянной Савельич, «за трезвое поведение» пожалованный ему в дядьки. «Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Затем появился учитель — француз Бопре, который не понимал «значения этого слова», так как в своем отечестве был парикмахером, а в Пруссии — солдатом. Юный Гринев и француз Бопре быстро поладили, и, хотя Бопре по контракту обязан был учить Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам», он предпочел скоро выучиться у своего ученика «болтать по-русски». Воспитание Гринева завершается изгнанием Бопре, уличенного в беспутстве, пьянстве и небрежении обязанностями учителя.
До шестнадцати лет Гринев живет «недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». На семнадцатом году отец решает послать сына на службу, но не в Петербург, а в армию «понюхать пороху» да «потянуть лямку». Он отправляет его в Оренбург, наставляя служить верно «кому присягаешь», и помнить пословицу: «береги платье снову, а честь смолоду». Все «блестящие надежды» молодого Гринева на веселую жизнь в Петербурге разрушились, впереди ожидала «скука в стороне глухой и отдаленной».
Подъезжая к Оренбургу, Гринев и Савельич попали в буран. Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившуюся в метели кибитку к умету. Пока кибитка «тихо подвигалась» к жилью, Петру Андреевичу приснился страшный сон, в котором пятидесятилетний Гринев усматривает нечто пророческое, связывая его со «странными обстоятельствами» своей дальнейшей жизни. Мужик с черной бородою лежит в постели отца Гринева, а матушка, называя его Андреем Петровичем и «посаженным отцом», хочет, чтобы Петруша «поцеловал у него ручку» и попросил благословения. Мужик машет топором, комната наполняется мертвыми телами; Гринев спотыкается о них, скользит в кровавых лужах, но его «страшный мужик» «ласково кличет», приговаривая: «Не бойсь, подойди под мое благословение».
В благодарность за спасение Гринев отдает «вожатому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп и подносит стакан вина, за что тот с низким поклоном его благодарит: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель». Наружность «вожатого» показалась Гриневу «замечательною»: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В черной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское».
Белогорская крепость, куда из Оренбурга послан служить Гринев, встречает юношу не грозными бастионами, башнями и валами, а оказывается деревушкой, окруженной деревянным забором. Вместо храброго гарнизона — инвалиды, не знающие, где левая, а где правая сторона, вместо смертоносной артиллерии — старенькая пушка, забитая мусором.
Комендант крепости Иван Кузьмич Миронов — офицер «из солдатских детей», человек необразованный, но честный и добрый. Его жена, Василиса Егоровна, полностью им упра
Похожая примета
имена Пугачева (бунтаря) и Екатерины 2 - вам что то говорят? ?
Тематикой повести является изображение исторических событий.
перечитай в кратком содержании хотя бы - и все узнаешь.
«Капитанская дочка» , быть может, больше, чем какое-либо другое произведение А. С. Пушкина 1830-х годов отразила сложное переплетение литературных и исторических интересов поэта.
«Капитанская дочка» была задумана и писалась как исторический роман. Именно эта жанровая структура определила его глубокое философско-историческое и нравственное содержание.
Несмотря на небольшой объем, «Капитанская дочка» – роман широкого тематического охвата. В нем нашли яркое отражение жизнь народа, его восстание, образы крестьян и казаков, помещичий быт, губернское общество и жизнь затерянной в степях крепости, личность Пугачева и двор Екатерины II. В романе выведены лица, представляющие разные слои русского общества, раскрывающие нравы и быт того времени. «Капитанская дочка» дает широкую историческую картину, охватывающую русскую действительность эпохи пугачевского восстания.
В «Капитанской дочке» более или менее отразилась вся, или почти вся Россия времен Екатерины II.
«Капитанская дочка» нигде не превращается в историческое повествование, перемешанное с беллетристикой: она от начала до конца представляет чисто художественное произведение, в котором нельзя найти следов черновой работы и подготовительных трудов поэта.
Похожая примета
В начале XIX века Вальтер Скотт раз и навсегда определил главный принцип работы исторического романиста: интуитивное проникновение в историю отныне не мыслится без серьёзной работы с историческим материалом. Это не осталось секретом для русской литературной критики: «В этом сочинителе есть точный историк: он может указать, на чём основывался; он верный живописец: может показать образцы» («Сын отечества», 1825, ч. 103, № 19, стр. 365).
Пушкин ставил в заслугу В. Скотту его обращение к «источникам совершенно новым, не подозреваемым прежде».
И если работая над «Арапом Петра Великого», Пушкин заимствовал материал главным образом у историка Корниловича, т. е. брал его из вторых рук, то его новый исторический роман из времён пугачевщины вырос из самостоятельных исторических штудий.
В 1836 г. в ответе критику «Истории Пугачёва» В. Б. Броневскому Пушкин писал: «Я прочёл со вниманием всё, что было напечатано о Пугачёве, и сверх того 18 толстых томов in folio разных рукописей, указов, донесений и проч. Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мёртвые документы словами ещё живых, но уже престарелых очевидцев и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою».
Изучение архивных материалов настолько увлекло Пушкина, что, отложив роман, он засел за «Историю Пугачёва». 31 января 1833 г. датирован первый из известных планов «Капитанской дочки», 25 февраля Пушкин получает доступ к архивным материалам и сразу же начинает интенсивно работать над «Историей».
В конце 1834 г. «История Пугачёва» появилась в печати, и лишь после этого Пушкин активно принимается за роман. Прочную связь между «Историей Пугачёва» и «Капитанской дочкой» хорошо чувствовал еще П. В. Анненков, назвавший их «близнецами, назначенными пополнять один другого».
Первоначальный замысел романа был связан с конкретным историческим фактом: переходом дворянина-офицера Шванвича на сторону Пугачёва. Судя по первому плану (датированному 31 января, т. е. до начала занятий Пушкина в архивах), роман должен был строиться как романическое изложение биографии конкретного исторического лица (подобно «Арапу Петра Великого»). Но по мере ознакомления с архивными документами первоначальный замысел постепенно изменялся. 25 октября 1836 г. Пушкин писал цензору уже готовой к печати «Капитанской дочки» П. А. Корсакову: «Роман мой основан на предании, некогда слышанном мною, будто бы один из офицеров изменивших своему долгу и перешедших в шайки Пугачёвские был помилован императрицей по просьбе престарелого отца, кинувшегося ей в ноги. Роман, как изволите видеть, ушёл далеко от истины».
Знакомство с историческими материалами показало, что случай со Шванвичем был не единичным: «Показание некоторых историков, утверждавших, что ни один дворя<нин> не был замешан в Пугачёвском бунте, совершенно несправедливо. Множество офицеров (по чину своему сделавшихся дворянами) служили в рядах Пугачёва, не считая тех, которые из робости пристали к нему. Из хороших фамилий был Шванвич».
В конце зимы 1833 г. Пушкин получил из архива Главного штаба материалы о занятии Пугачёвцами крепости Ильинской и натолкнулся на новый факт: при взятии крепости по просьбе солдат был помилован Пугачёвым капитан Башарин. В новом варианте плана закрепляется этот исторический эпизод. Документ обрывался на эпизоде помилования Башарина («Коли он был до вас добр, — сказал самозванец, — то я его прощаю. — И велел его, так же как и солдат, остричь по-казацки, а раненых отвезти в крепость».
Исторический факт Пушкин дополняет вымыслом. В этом варианте плана Башарин участвует в некоторых операциях Пугачёва, потом переходит к Михельсону, отличается в боях с Пугачёвцами, «принят опять в гвардию». Однако ни в «Истории Пугачёва», ни в материалах к ней мы не встречаем аналогичного случая. Служба в Пугачёвских отрядах исключала и «принятие в гвардию», таким образом, вариант плана с Башариным противоречил исторической истине и, вероятно, поэтому был отвергнут Пушкиным.
Новый вариант плана связан с рассказанной Пушкину в Казани К. Ф. Фуксом историей некоего пастора, который был помилован Пугачёвым и произведён в полковники в благодарность за милостыню, которую Пугачёв получил от него в Казанском остроге. «Пастор-полковник, — записал Пушкин, — посажен был верхом на башкирскую лошадь. Он сопровождал бегство Пугачёва и несколько дней уже спустя отстал от него и возвратился в Казань». В поле зрения Пушкина появилось еще одно историческое лицо — человек, который был пощажен Пугачёвым за сделанное ему добро и который, не сражаясь в рядах пугачёвцев, скоро их покинул. В таком обобщенном виде черты пастора переходят к Гриневу.
Но судьбы Башарина и пастора служат только отправным моментом для образа Гринева. В отличие от Башарина Гринев отказывается служить Пугачёву, но прибегает к его помощи, а в отличие от пастора, который «отстал» от Пугачёва, Валуев (будущий Гринев) в последнем из известных планов романа «отпущен от него» (т. е. от Пугачёва) в Оренбург.
Последний план повести датируется зимой 1834/1835 гг., т. е. написан после поездки Пушкина в места, связанные с восстанием. В этом плане встреча Валуева с Пугачёвым почти полностью соответствует VIII и IX главам романа: «Крепость взята — Сцена виселицы. — Валуев взят в стан Пуг<ачева>. От него отпущен в Орен<бург>». Таким образом, Пугачёв выступает здесь, как и в романе, в роли благодетеля героя и совершает поступок, не зафиксированный ни в одном из документов, — отпускает на свободу своего врага, чтобы тот сражался против него.
Пушкин начинает прокладывать путь к «исторической истине» посредством художественного вымысла. В «Истории Пугачёва» Пугачёв показан слепым орудием в руках яицких казаков, «прошлецом, не имевшим другого достоинства, кроме некоторых военных познаний и дерзости необыкновенной». В романе Пугачёв — подлинный вождь крестьянского движения, сознательный носитель определённой исторической миссии (избиение дворянства и дарование воли народу). Отступая от реальных фактов во взаимоотношениях Пугачёва с пленными офицерами, Пушкин наделяет его образ чертами человечности.
«История Пугачёва» наполнена страшными картинами жестокостей Пугачёвщины. Здесь и сцена гибели капитана Харлова, и трагическая история его жены, взятой Пугачёвым в наложницы, а потом убитой, и ужасная смерть его тестя Елагина, с которого Пугачёвцы «содрали кожу. вынули из него сало и мазали им свои раны», и подробное описание Бердской слободы, которая была «вертепом убийств и распутства» и др. Картины «беспощадного русского бунта» заключает приложенный к «Истории» список жертв пугачёвцев. В «Капитанской дочке» всё это нагромождение ужасов Пугачёвщины, изображённых иногда с натуралистическими подробностями, значительно смягчено.
Накануне приступа в Белогорскую крепость приходит известие о взятии Нижне-Озерной. Эпизод взятия этой крепости с драматическими подробностями рассказан в «Истории». Захватив крепость, пугачёвцы «бросились на единственного ее защитника [коменданта Харлова; гарнизонные казаки ушли к Пугачёву, а солдаты отказались стрелять. — С. Ц.] и изранили его. Полумёртвый, он думал от них откупиться и повёл их к избе, где было спрятано его имущество». Потом Харлова привели к Пугачёву «обезумленного от ран и истекающего кровью. Глаз, вышибенный копьем, висел у него на щеке. Пугачёв велел его казнить и с ним прапорщиков Фигнера и Кабалерова, одного писаря и татарина Бикбая. Гарнизон стал просить за своего доброго коменданта; но яицкие казаки, предводители мятежа, были неумолимы. Ни один из страдальцев не оказал малодушия».
В «Капитанской дочке», несмотря на то что о взятии Нижне-Озерной рассказывает очевидец, эпизод передан двумя фразами: «Нижнеозерная взята сегодня утром. Комендант и все офицеры перевешаны. Все солдаты взяты в полон», т. е. эпизод представлен не как «злодейство» пугачёвцев, а как простой факт их победоносного движения. Гринёв вспоминает и Харлова, который приезжал в гости к капитану Миронову, и «молодую жену его», но трагическая история Харловой в романе не упоминается, и беспокойство Гринёва за Марию Ивановну («участь Марии Ивановны живо представилась мне, и сердце моё забилось») мотивировано скорее его любовью, чем реальными примерами расправы пугачёвцев с семьями офицеров, хотя таких примеров в «Истории» множество.
Также казнь в «Капитанской дочке» подаётся не как пример беспощадной жестокости Пугачёва и его сообщников, а как следствие непримиримости борьбы двух лагерей. Поэтому из многих примеров расправы Пугачёва с гарнизонами крепостей Пушкин воспользовался зафиксированным в «Истории» эпизодом с капитаном Камешковым и прапорщиком Вороновым, которых повесили после того, как на вопрос Пугачёва: «Зачем вы шли на меня, на вашего государя?» — они ответили: «Ты нам не государь. у нас в России государыня императрица Екатерина Алексеевна и государь цесаревич Павел Петрович, а ты вор и самозванец». В романе эти слова в несколько измененном виде переданы капитану Миронову и «доброму поручику» Ивану Игнатьевичу. И капитаншу Василису Егоровну также убивают после обличительных слов в её причитании по мужу: «. сгинул от беглого каторжника».
Какие-то дополнительные детали казни, которые можно истолковать как «зверства», в романе отсутствуют, хотя в «Истории» таковые имеются. Так, когда начальник инвалидной команды Юрлов и унтер-офицер, «коего имя, к сожалению, не сохранилось», «не захотели присягнуть и в глаза обличали самозванца», дело не кончилось просто виселицей — «их повесили и мертвых били нагайками».
Пушкин-историк понимал, что злоба восставших на дворянский род отнюдь не беспочвенна. В «Замечаниях о бунте» есть фраза: «Нет зла без добра: Пугачёвский бунт доказал правительству необходимость многих перемен». И не случайно известные слова Гринева о бессмысленном и беспощадном бунте, справедливые по существу, не находят подтверждения в документальных фактах, выбранных для романа. Жертвы пугачёвцев — это жертвы гражданской войны, а не бессмысленной злобы, а «кровавый злодей», каким был Пугачёв в трактовке официальной историографии, вызывает в романе сочувствие и мемуариста Гринёва, и читателя.
Строя сюжет «Капитанской дочки», Пушкин пришёл к осознанию парадокса: архивные факты могут исказить историческую истину. «Капитанская дочка» — это попытка показать историю на основе тщательного отбора исторических фактов по критерию их типичности для данной эпохи и событий. При этом второстепенные факты оказываются вовсе не важны. Когда Вяземский (письмо к Пушкину от начала ноября 1836 г.) заметил, что Гринёв мог быть определён из гвардии в армию только после особого ходатайства, Пушкин оставил это замечание без внимания.
Левкович Я. Л. Принципы документального повествования в исторической прозе пушкинской поры // Пушкин: Исследования и материалы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1969. Т. 6. Реализм Пушкина и литература его времени. С. 171—196.
Проблематика произведения
Нравственная проблематика – основная. Она - наиболее ярко выраженная и разветвленная. В ней выделяются:
- проблемы долга, чести как в социальном смысле (преданности своей изначальной присяге) так и в личной жизни ( верности близкому человеку)
-также к нравственной проблематике принадлежит отдельная проблема милосерди я.
Эпиграфы
Эпиграфы к каждой главе кратко резюмируют содержание соответствующей главы, предвосхищая развитие событий.
Практически все эпиграфы в этой повести взяты либо из авторов 18 века, эпохи, которая показывается в повести, либо из старинных русских песен или пословиц.
Поставлен эпиграф и ко всей повести в целом – русская пословица «береги честь смолоду». Этот эпиграф ясно указывает на главную тему произведения. Это тема чести – человеческой, дворянской, чести воинской или чести девической. И действительно, что такое честь - именно это мы понимаем в процессе чтения произведения.
Художественные особенности произведения
Как это обычно свойственно Пушкину, произведение написано предельно простым и ясным слогом, с юмором, пронизывающим порой даже серьезные сцены. Не случайно верный спутник Гринева – образ Савельича, насквозь пронизанный добрым авторским юмором.
Пример иронии - в характеристике оренбургского генерала, которую дает Гринев:
Строгая немецкая экономия царствовала за его столом, и я думаю, что страх видеть иногда лишнего гостя за своею холостою трапезою был отчасти причиною поспешного удаления моего в гарнизон.
Автору совершенно чужд любой драматизм (выспренность, пафос). О гибели коменданта и его жены, об аресте Гринева, о трагическом конце Пугачева – обо всем повествуется так же просто и кратко, как о любом другом самом обыденном происшествии в повести.
Актуальность
Автор заставляет нас задуматься, как должно вести себя в переломный момент истории, когда шатается власть, шатаются устои, и, образно говоря, кибитку жизни заносит снегом бурана. Как достойно вести себя человеку в сложной ситуации, когда возникает опасность для жизни? Ведь в жизни каждого из нас бывают подобные ситуации, когда нужно совершать определенный нравственный выбор. Именно этим актуально произведение.
Гринев верен своему долгу и потому получит уважение обоих антагонистов - как Екатерины, которая поймет свою ошибку, так и Пугачева, который признает право Гринева на верность своей присяге. Так Пушкин показывает, что в любой ситуации нужно оставаться человеком. Если понадобится, не стоит бояться и умереть за свою честь.
Однако столь счастливого торжества чести и благородства не произошло бы (а произошла бы казнь главного героя наравне с другими честными офицерами), если бы не другая сторона Гринева - его человечность и милосердие. Именно эти качества завоевали как дружбу Пугачева ( и в результате спасенная жизнь Гринева), так и любовь Маши Мироновой, которая в итоге также вызволяет героя из беды.
В повести проводится идея того, что за малый, эпизодический добрый поступок человек получает великое вознаграждение. Доброе слово, стакан водки и заячий тулуп, бескорыстно подаренный незнакомцу, приведут Гринева к дружбе с этим могущественным человеком, который будет ему покровительствовать в самые опасные моменты жизни. А доброе отношение Гринева к Маше (вспомним первое застолье у коменданта, когда он переменил тему, увидев ее слезы, а также его дуэль за честь Маши) приведут к тому, что он обретет самую верную и чистую любовь со стороны этой героини.
Читайте также: