Приметы исконно русских слов

Обновлено: 21.09.2024

  • Предметные:
    • обобщить знания по теме «Лексика современного русского языка» (в широком смысле слова), конкретнее – «Употребление старославянизмов в современном русском языке»;
    • формировать и развивать предметные компетенции:
      • языковую (сведения о развитии русского языка);
      • лингвистическую (работа с научными терминами, лингвистическими понятиями);
      • культуроведческую (история развития русского языка);
      • коммуникативную (вид деятельности: доклады, устная защита рисунков, ответы на проблемные вопросы, на вопросы, поставленные друг другу, написание мини-сочинений, проверка домашних сочинений);
      • продолжать развивать навыки выразительного чтения, умения образно мыслить, делать выводы, обобщения, развивать навыки исследовательской деятельности творчески работать;
      • воспитывать уважение к родному языку, желание знать историю его развития.

      Тип урока – урок-проект, урок обобщения знаний, полученных учащимися в процессе работы над проектом «Лексика современного русского языка»

      Метод ведения урока: сочетание репродуктивного метода (воспроизведение докладов) с проблемным (ответы на проблемные вопросы) и исследовательским (мини-исследования, творческое сочинительство)

      Форма работы: групповая ( 4 группы по 5 человек)

      Наглядность: плакат-рисунок «Чудо-дерево – русский язык», «Глаголица – древнейшая славянская азбука», «Кириллица – древнейшая славянская азбука», рисунки учащихся, книги о русском языке истории его развития.

      Технические средства: применение медиааппаратуры для демонстрации компьтерных слайдов (рисунки учащихся, коллажи), использование музыкальных фрагментов, презентация «Ассоциативное восприятие понятия «Русский язык».

      I. Целевая установка учителя на творческую работу

      – Ребята! Константин Ушинский сказал: «Язык есть самая живая, самая обильная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое». Русский язык, по мнению И.С.Тургенева, – «прекрасный язык, это клад, это достояние, переданное нам предшественниками, в числе которых блистает Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! Берегите чистоту языка как святыню!» Много еще и других прекрасных высказываний о русском языке. Чтобы вдохновиться на творческую работу, давайте посмотрим презентацию «Что такое русский язык?» (Учащиеся смотрят презентацию).

      После просмотра слово учителю: Мы продолжаем уважительно говорить о русском языке, история развития которого убеждает нас, что роль старославянизмов до сих пор в русском языке ощутима. Мы должны знать, какие же слова в русском языке были одними из первых. Так давайте послушаем об этом. Вам слово, друзья!

      II. Актуализация знаний

      2. Как образно можно представить все пласты русского языка?

      • детская пирамидка, каждое кольцо которой – тот или иной пласт современной лексики:
      • карандаши, каждый из них – тот или иной пласт русского языка;
      • зонтик, каждый клинышек которого – тот или иной пласт лексики;
      • торт, каждый слой которого – тот или иной пласт русского языка;
      • акварельные краски, каждый тюбик;
      • книжная полка, каждая из книг;
      • солнышко, лучики которого
      • дома в городе «Лексика» – каждый из которых тот или иной пласт русского языка.

      3. Какой пласт русской лексики является самым древним? (Старославянизмы)

      Презентация заданий каждой группы

      Первая группа (ответы учащихся но предложенные учителем вопросы)

      1) Дать понятие старославянизмов, рассказать об их фонетических особенностях.
      2) Презентация рисунков, на которых изображены предметы, подписи под ними – старославянские слова .
      3) Выразительно прочитать наизусть стихотворение С.Крыжановского, найти в нем старославянизмы.
      4) Составить синквейн к старославянскому слову «храм». Подумайте, почему именно это слово предложено вам для анализа в технологии синквейна?
      5) Подумайте над вопросом: «Где живут слова? Где их домик?» (в нашем сознании: слово – озвученная мысль, живут в словарях). Слова неизменны? Порассуждайте над этим вопросом
      6) Задайте вопрос, предложите задание по теме урока членам другой группы.

      Дидактический материал первой группы (весь материал приготовлен и составлен учащимися самостоятельно).

      • неполногласные сочетания ра, ла, ре, ле, в положении между согласными , противополагаемые русским полногласным сочетаниям оро, оло, ере, ело (врата – ворота, брада – борода, град – город, злато – золото, глава – голова, брег – берег, плен – полон, млеко – молоко);
      • начальные сочетания ра, ла перед согласными, противополагаемые русским ро, ло, (равный – ровный, ладья – лодка);
      • звуки жд, щ, противополагаемые русским ж и ч(прежде – опережать, вождь – вожатый, освещать – свеча, пещера – Печора);
      • начальное сочетание< iе ], противополагаемое русскому о (един – один, елень – олень, есень – осень, езеро – озеро);
      • начальный а, противополагаемый русскому [jа] (аз – я, агнец – ягненок);
      • начальный [ jу,] противополагаемое русскому у (юродивый – урод).

      Устная защита рисунков первой группы (употреблением старославянизиов)

      На моем рисунке изображено езеро, чудо чудное, диво дивное. На его брегах растут мощные древа. Между ними гуляют елени. Есенью тут зело красиво! А как светит солнце! По небу бегают пушистые облачка в виде маленьких агнецов, а по самому езеру плавают ладьи, в одной из них сидит святой и машет десницей. (Рисунок 3)

      Выразительное чтение стихотворения С.Крыжановского

      Отчего, обжигая горло,
      Разбираю часами подряд
      Сочетания оро и оло –
      «Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?
      «Человек некий име два сына…»
      Я прислушиваюсь к словам.
      Открывается в них Россия,
      Легендарная быль славян…
      Сто-ро-на.
      Го-ло-са.
      До-ро-га.
      Я усвоил твердо азы:
      С давних лет к открытости слога
      Тяготел славянский язык.

      • ЧТО? – Храм.
      • КАКОЙ? Святой, божий.
      • ЧТО ДЕЛАЕТ? Душу очищает, надежду вселяет, веру поддерживает.
      • АФОРИЗМ: «Храмы зиждутся во имя святого».
      • СИНОНИМЫ: церковь, собор.

      1) Рассказать о словообразовательных элементах старославянизмов.
      2) Словесная защита рисунков, на которых изображены предметы, подписи под ними – старославянские слова.
      3) Выразительно прочитать наизусть отрывок из произведения А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге», найти в нем старославянизмы и сделать вывод о том, с какой целью поэт употребляет их в данном стихотворении (Приложение 2).
      4) Составить синквейн к старославянскому слову «врата», напишите мини-сочинение с данным словом. Подумайте, почему именно это слово предложено вам для анализа?
      5) Рассказать, используя плакат-рисунок (или рисунок через медиапроектор), о первой славянской азбуке «Глаголице», ее значении.
      6) Задайте вопрос по теме урока членам другой группы.

      Дидактический материал второй группы (приготовлен и составлен учащимися самостоятельно)

      План к докладу по теме «Словообразовательные элементы при образовании старославянизмов»

      • приставки: воз, из, низ, пре, пред, чрез (воздух, изнемогать, низвергать ,презирать, предпочитать, чрезмерный)
      • суффиксы существительных: -ени, -енств, -еств-, -знь, -изн, -ни(е), -тель, -тай, ч(ий),-ын(я) (единение, главенство, существо, жизнь укоризна, внимание, хранитель, ходатай, кормчий, гордыня)
      • суффиксы прилагательных и причастий: -айш, -ейш, -ащ, -есн, -им, -ом, -ущ, -енн (крепчайший, милейший, добрейший, сидящий, чудесный, гонимый, ведомый, грядущий, благословенный).
      • первая часть словосложений: благо-, велико-, добро-, душе-, зло- (благодарить, великодушие, добродетель, душеспасительный, злословие).

      Устная защита рисунков второй группы

      На нашем рисунке изображен смешной человечек, у которого карие очи, взлохмаченные власы, уста молчат и ничего не говорят, но ланиты так горят, так горят! Выя у него короткая-короткая. Щуйца и десница у него очень тоже короткие. Чувствуется, что это милейший, добрейший человек, не делающий никому зла. (Рисунок 4)

      Составление синквейна к старославянскому слову «врата» (Рисунок 5)

      1) ЧТО? – Врата.
      2) КАКИЕ? Церковные, святые.
      3) ЧТО ДЕЛАЮТ? Открываются (в рай, святилище), надежду вселяют, душу окрыляют.
      4) АФОРИЗМ: «Открывайте врата – несите радость нам сюда».
      5) СИНОНИМЫ: двери, калитка.

      1) Рассказать о смысловых отличиях самых древних слов и о значении старославянизмов в развитии русского языка.
      2) Презентация рисунков, на которых изображены предметы, подписи под ними – старославянские слова.
      3) Практическая работа: подобрать к старославянизмам русские соответствия и
      составить с некоторыми из них мини-сочинение.
      4) Составить синквейн к старославянскому слову «истина», напишите с данным словом мини-сочинение. Пользуйтесь «Энциклопедией афоризмов. Порассуждайте, почему именно это слово предложено вам для анализа в технологии синквейна?
      5) Найти в «Школьном фразеологическом словаре русского языка»
      фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка. Определите их лексическое значение, составьте с ними предложения или мини-тексты.
      6) Задайте вопрос по теме урока членам другой группы.

      Дидактический материал третьей группы (материал составлен и подобран учащимися самостоятельно)

      План к докладу по теме «Смысловые отличия старославянизмов»

      • слова являются названиями отвлеченных понятий из области философии, религии, морали (истина, суета, образ, святой, отечество, мечта, награда, поприще);
      • старославянизмы, русские варианты которых постепенно утрачивались и в настоящее время неупотребительны: благо,возбранять, бремя, влага, область, пещера, увлекать, время, враг, плен, пламя, между, овощи, прежде, жертва, мерзость;
      • старославянизмы, русские варианты которых обособились как отдельные слова с самостоятельным значением : власть – волость, глава – голова, хранить – хоронить, предать – передать, страна – сторона, невежда – невежа, чуждый – чужой и т.д.
      • старославянизмы, не используемые в повседневном языковом общении, перешедшие в стилистический резерв: брег (берег), власы (волосы), глас (голос) , древо (дерево), хлад (холод), вран (ворон);
      • старославянизмы (научные понятия ) : местоимение, существительное, дательный (падеж), млекопитающее.

      3) Востребованность слов (в последнее время), ранее считавшихся устаревшими: милосердие ,сострадание, великодушие, храм, воскресенье, благословенный, порок и гордыня.

      Презентация рисунков, на которых изображены предметы, подписи под ними – старославянские слова

      На нашем рисунке изображена девица-красавица: алые уста, румяные ланиты, синие очи, выя, как у лебедушки. Длинные власы заплетены в косу – девичью красу. Зовут – Людмила, то есть людям милая. Она живет в Царь-граде. Время проживания – IX век. Рядом стоит юноша из иного временного пространства – из ХХI века. О нем стихами:

      Стоит здоровый со здравым смыслом,
      С короткими власами,
      С грустными очами
      Под темными очками.
      Сам в синих джинсах,
      Такой крутой!
      Уста молчат –
      Просто немой.

      Дидактический материал к третьему заданию. Подобрать к старославянизмам русские соответствия

      Рождение (рожать), здравый (здоровый), злато (золото), краткий (короткий), млат (молоток) влачить (волочить), бразды (борозды), драгой (дорогой), средний (середина), злато (золото), чреда (череда), кладезь (колодец), глава (головной), нрав (норов), страж (сторож), млеко (молоко), глад (голод), блато (болото), бред (бередить), младой (молодой), оградить (город), страна (сторона), вождь (вожатый), чрез (через), власть (волость).

      Составить синквейн к старославянскому слову «истина»

      1) ЧТО? Истина.
      2) КАКАЯ? Подлинная, научная.
      3) ЧТО ДЕЛАЕТ? Торжествует, ругает (ложь), выводит (на чистую воду фальшь).
      4) АФОРИЗМ: «Научная истина торжествует по мере того, как вымирают ее противники».
      5) СИНОНИМЫ: правда, антиложь.

      Дидактический материал по теме «Фразеологизмы» (приготовили учащиеся)

      Фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка (их сравнительно немного):

      Ничтоже сумняшися – (нисколько не колеблясь, ни перед чем не останавливаясь )
      Как зеницу ока – (очень заботливо, тщательно беречь)
      Не от мира сего – (не такой, как все)
      Притча во языцех – (становиться, являться, считаться с чем-либо). Во языцех – старая форма мн .числа от слова язык с заменой смягченного заднеязычного (к) свистящим (ц)
      Во время оно – (очень давно, в незапамятное время)
      святая святых (1 особо охраняемое, недоступное помещении; 2 место, которое является очень дорогим, любовно хранимым и чтимым; 3. нечто самое важное, дорогое, заветное, глубоко сокровенное)
      Бить челом – (жаловаться на кого-либо)
      Око за око, зуб за зуб (мстить)
      От младых ногтей (смолоду, с самых ранних лет)
      Из уст в уста – (от одного человека к другому передавать, сообщать, переходить; о новостях, слухах, волнующих всех событиях)

      Старославянские фразеологизмы закрепились в русском языке после введения христианства на Руси. Чаще всего они имеют книжный характер. Таковы, например, притча во языцех – предмет всеобщего обсуждения, ищите и обрящете – ищите и найдите, метать бисер перед свиньями – «напрасно доказывать что-то людям, которые не могут этого понять и оценить» и др.

      1) Прочитайте отрывок, найдите в нем старославянизмы. По каким признакам вы их узнали? С какой целью А.С.Пушкин использует их в своей поэме «Медный всадник»?

      Прошло сто лет, и юный град,
      Полношных стран краса и диво,
      Из тьмы лесов, из топи блат
      Вознесся пышно, горделиво

      2) Рассказать о братьях Кирилле и Мефодии, создателях двух древнейших славянских азбук («Глаголицы» и «Кириллицы»).
      3) Расскажите, используя плакат «Кириллица», о буквах древнейшего алфавита.
      4) Презентация рисунков, на которых изображены предметы, подписи под ними –старославянские слова.
      5) Составить синквейн к слову «книга», написать мини-сочинение, употребив данное слово как ключевое. Почему именно это слово предложено вам для анализа в технологии синквейна?
      6) Задайте вопрос по теме урока членам другой группы.

      Презентация рисунка четвертой группы (Рисунок 6)

      На нашем рисунке изображены красивые вещи: …
      Словом, очень красивая одежда, Слово «одежда» по происхождению старославянское, соответствующее ему русское – одежа. Данное слово, большей частью, имеет стилистический оттенок и мало употребляется в современном русском языке. Но мы нашли красивые стихи калмыцкого поэта Давида Кугультинова, который уместно употребил данное слово:

      Оттенков множество в себе тая,
      Звучание не больше, чем одежа.
      У каждого из слов душа своя,
      На душу говорящего похожа

      • ЧТО? Книга.
      • КАКАЯ? Мудрая, интересная, поучительная.
      • ЧТО ДЕЛАЕТ? Учит, воспитывает, развивает, обогащает (знаниями), советует, наставляет.
      • АФОРИЗМ: «Книга – кладезь мудрости». Пословица
      • СИНОНИМЫ: брошюра, Библия.

      Рефлексия. Подведение итогов после проведенных презентаций

      Выставление оценок . Домашнее задание

      Проблемный вопрос: Ребята, как вы думаете, что можно считать символом старославянизмов? (Книгу – Библию)

      Поразмышляйте, какая мелодия может стать символом старославянизмов и в музыкальном образе выразить, как нельзя лучше, ту древнейшую эпоху (мелодия колокольного звона).

      Учащиеся слушают мелодию колокольного звона.

      Список литературы

      1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.:«Просвещение», 2005.
      2. Борохов Э. Энциклопедия афоризмов. – М.: изд. «АСТ», 2003.
      3. Васюкова И.А. Русский язык. Золотой фонд – Энциклопедия. – М.: изд. Дрофа, Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2007.
      4. Введенская Л.А., Баранов М.Т. Русское слово. Факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка». – М.: «Просвещение», 2011.
      5. Купалова А.Ю. Текст в занятиях родным языком. Сборник задач и упражнений для 5-6 классов. – М.: «Флинта», 1996.
      6. Синицын В.А.,Сухова Г.В. Уроки лексики, или когда язык заплетается. Оригинальное пособие по русскому языку с теоретическим и практическим материалом для развития речи и речевого творчества. – М.: «МСГИ», 2002.
      7. Смирнов А. Дар Владимира Даля. Книга для внеклассного чтения, изд. 2-е, стереотипное, – М.: «Дрофа», 2007.

      Похожая примета

      При обучении современному русскому языку необходимо привлекать только такие исторические сведения, которые освещают процесс развития языка, объясняют внутреннюю логику и обусловленность существующих теперь лексических, грамматических и орфографических явлений. При этом в центре внимания учителя должен быть один из важнейших принципов дидактики – доступность, учет возрастных особенностей и уровня развития учащихся данного класса.

      При подготовке к занятию учителю необходимо продумать следующие вопросы:

      1) Какие исторические явления в развитии русского языка связаны с темой данного урока и как увязывается материал школьного учебника с историческими сведениями?
      2) Какие конкретные исторические экскурсы можно и нужно включить в урок с учетом возрастных особенностей и уровня развития учащихся данного класса?
      3) Какие положения и выводы будут сообщены учащимся и что целесообразно рекомендовать для запоминания?
      4) Какую воспитательную роль могут играть сообщенные учащимся исторические факты?

      Так, вполне доступна для учащихся 5-го класса история появления беглых Е и О. Именно это языковое явление часто обусловливает изменение звуко- буквенного состава многих корней родственных слов (ср. сон-сна, шел- шла), суффиксов (ср. бережок – бережка, паренек – паренька, замочек – замочка). Только уяснив природу беглых Е и О, учащиеся поймут внутреннюю логику правила о написании суффиксов -ек и -ик (цветочек – цветочка, но ключик – ключика): ведь есть беглые Е и О, но нет беглого И в уменьшительных суффиксах существительных.

      Краткий экскурс в историю русских гласных позволит учащимся понять природу таких чередований, как я(ня) – им(ним) – ем (ем) (типа поднять – поднимать – подъем), я(а) – ин (типа замять – заминать, начать – начинать), я -ен (типа время – времени), я – у (типа трясти – трус) и т.д.

      Исторические справки могут явиться ценным средством создания на уроках проблемной ситуации.

      Исторические экскурсы помогают уяснению современных явлений и в произношении. Так, известно, что в современной орфографии буквой е может обозначаться как звук [е ], так и звук [о] после мягкого согласного (его можно было бы обозначить буквой ё), например ле и нёс [ н' ос]. Звук [о] вместо [е] произносится теперь в определенных словах и формах, но в современном языке нет законов, которые помогли бы установить, когда надо произносить [о], а когда [е]. Однако в прошлом действовал закон, согласно которому звук [е] определенного происхождения изменялся в [о] перед твердыми согласными. Этот закон в современном языке уже не действует, а произношение под ударением [е] или [о] диктуется традицией.

      История языка помогает объяснить некоторые явления в современном правописании. Например, известно, что шипящие [ш] и [ж] в древнерусском языке были мягкими согласными. Эта их особенность и сейчас еще отражается в нашей орфографии: мы пишем жизнь, шило, рожь, несешь, хотя про износим [ш] и [ ж] твердо. Подобные написания называются историческими или традиционными; иными словами, мы продолжаем писать так, как писали в эпоху мягкости шипящих.

      Как известно, при изучении истории русского языка часто ссылаются на язык старославянский. Для того чтобы понять такие ссылки, надо знать, что старославянский язык – это самостоятельный книжный письменный язык, созданный на живой основе одного из южнославянских говоров. На старо славянском языке ни один народ никогда не говорил, так как этот язык обслуживал только нужды церковного богослужения, но он был понятен всем древним славянам. Письменные памятники на этом языке принадлежали известным славянским просветителям Кириллу и Мефодию (IX век), которые при помощи старославянского языка распространяли христианство, создавая различные богослужебные книги.

      Урок на тему «Фонетические старославянизмы в русском языке» – это один из уроков в системе изучения истории русского языка. В результате учащиеся должны: знать о фонетических приметах старославянских слов. Находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке.

      Уметь правильно писать слова с полногласием и неполногласием, находить исторические параллели таких слов.

      Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме: «Фонетические старославянизмы в русском языке» УМК «Школа 2100»

      Цель урока: усвоение учащимися закономерностей исторического развития системы языка на примере фонетических старославянизмов.

      • познакомить учащихся с фонетическими особенностями старославянских слов и исконно русских по происхождению;
      • научить находить слова с полногласием и неполногласием в современном русском языке;
      • отработать правописание старославянизмов с полногласием и неполногласием;
      • вызвать интерес к истории развития русского языка.

      Оборудование урока: доска, тетради, словари, тексты.

      Методические приемы: беседа с обобщением, чтение текста по ролям, аналитическая беседа, самостоятельная работа, объяснительный диктант, игра, рассказ учителя, вырази тельное чтение стихотворения учителем.

      I. Слово учителя и игра

      – Ребята, как называется атмосферное явление с громом, молнией? (Гроза)
      – Какой статус у Давыдове, Орехово-Зуево? (Деревня, город)
      – Куда надевается шапка? (Голова)
      – Как называется часть рассказа, повести? (Глава)
      – Что мы говорим при встрече? (Здравствуй)
      – Добрый человек, прощаясь с другим человеком, что желает? (Здоровье)
      – Кто каркает, мешает спать? (Ворона)
      – Что не нужно делать? (Врать)

      (На доске запись, которая во время игры закрыта. Сначала открываю первый и второй столбики, потом третий и вопрос).

      Гроза Город ро-оро
      Глава Голова ла-оло
      Здравствуй Здоровье ра-оро
      Врать Ворона ра-оро

      II. Учитель

      – Я расположила эти слова в колонки.
      – Что общее у этих слов?
      – Итак, ро-оро, ла-оло, ра-оро общие сочетания?
      – Это случайное совпадение или закономерность? (На доске)
      – Сегодня мы продолжим изучение истории русского языка. Вы назвали слова, в которых есть сочетания ро-оро, ла-оло, ра-оро. Это один из фонетических признаков старославянизмов. Тема нашего урока: «Фонетические старославянизмы в русском языке». Записываем тему урока.

      III. Запись темы урока

      IV. Слово учителя и беседа

      – В современном русском языке очень много слов, заимствованных из других языков.
      – Откуда они пришли? (Из финского языка пихта, тундра; из греческого – школа, тетрадь, кукла; из французского языка балет, жюри).
      – Но особенно много слов заимствовано из старославянского языка. Сегодня мы будем учиться «видеть» старославянские слова. У этих слов есть свои приметы, свои особенности. Найти эти приметы нам помогут профессор Иван Калинович, книжонок Прохор и Почемучка.

      V. Чтение текста по ролям

      Профессор Иван Калинович. Я слышал, вы сегодня говорили о том, что в нашей лексике, кроме исконно русских слов, есть еще и заимствованные. Среди них особое место занимают старославянизмы.

      Почемучка. Посему «особое»? Ведь, наверное, старославянизмы – это просто «старые славянские слова».
      Книжонок Прохор. Heт. Старославянизмы – это слова, которые заимствованы русским языком из старославянского, который хотя и приходится близким родственником восточнославянским языкам, но относится к южнославянской группе. Старославянский язык-это письменная форма одного из южнославянских языков. В XI веке на этот язык были переведены греческие религиозные книги, с помощью которых среди славян распространилось христианство. Эти переводы были сделаны Кириллом и Мефодием. Сначала старославянский язык распространялся среди западных и южных славян. В Х–ХI веках книги на старославянском языке получили широкое распространение и в Древней Руси, и вместе с ними в русский язык стали проникать старославянские слова- старославянизмы.

      Почемучка. Все это было так давно. А можно ли в наше время отличить старославянские слова от русских?

      Профессор Иван Калинович. Можно. Сравним: враг и ворог. Старославянские слова враг, вражда остались в нашем языке, а исконно русское ворог вышло из активно употребления. Однако от этого слова остались производные слова: ворожея, ворожить. Ворожить – «гадать», «заговаривать». Но заговаривать на зло, наводить порчу, а не просто предсказывать будущее. Современный человек, знающий происхождение этого слова, не захочет иметь дело с ворожбой. У старославянских по происхождению слов есть и другие приметы:

      1) В нашем языке много «парных слов». Многие из них вам знакомы. Например: страж сторож, здравие – здоровье, пред – перед, Млечный – молочный. В корнях этих слов чередуются неполногласные (ра, ре, ла, ле) и полногласные (оро, ере, оло) сочетания. Наличие неполногласия – примета старославянских слов. Например: город – град, золото – злато, берег – брег.
      2) Начальные сочетания ра – ла перед согласными противопоставляются исконно русским ро, ло: ровный – равный, лодка – ладья.
      3) В начале слова старославянские и русские слова противопоставляются по трем буквам. В старославянском языке слова начинались с буквы А, исконно русские начинаются с Я (агаец – ягненок).
      4) В старославянских словах в конце корня звуки жд, щ, а в русских словах звуки ж, ч (невежда – невежа, освещение – свеча).
      5) В старославянских словах под ударением Е, а в русских словах в том же положении О(Ё): небо – нёба, перст – напёрсток.

      Книжонок Прохор. Да, интересно изучать историю языка. Ребята, мы предлагаем вам следующее задание: на основе текста составьте таблицу. В первый столбик выпишите приметы старославянских слов, во второй – приметы исконно русских слов.

      VI. Самостоятельная работа

      Соотнесите приметы старославянских слов и приметы исконно русских слов.

      VII. Проверка

      VIII. Слово учителя и аналитическая беседа

      – Хорошо, ребята. Справились с этим заданием. Мы продолжим работу дальше. Отправимся в гости к Александру Сергеевичу Пушкину. Прочитаем отрывки из произведений поэта и найдем в них слова с фонетическими старославянскими приметами.

      1. Пирует с дружиной вещий Олег
      При звоне веселом стакана.
      И кудри их белы, как утренний снег
      Над славной главою кургана.

      2. И бога глас ко мне воззвал:
      «Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
      Исполнись волею моей,
      И, обходя моря и земли,
      Глаголом жги сердца людей.

      3. Прошло сто лет, и юный град,
      Полнощных стран краса и диво,
      Из тьмы лесов, из топи блат
      Вознесся пышно, горделиво.

      – По каким признакам вы обнаружили старославянские слова? Подберите к ним однокоренные слова с полногласием. Запишите слова парами. Графически обозначьте орфограмму.
      – Какой глагол во втором примере звучит непривычно?

      IX. Учитель.

      – Заслуживает внимания история повелительного наклонения глагола видеть. При правильной форме види в древнерусском языке у этого глагола была еще форма вижь (старославянское виждь), возникшая под влиянием нетематических глаголов типа дажь (старославянское даждь) отдати. Старославянскую форму этого глагола вы сейчас и отметили Е стихотворении А.С.Пушкина «Пророк»: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли». После утраты редуцированных и оглушения конечной согласной форма вижь изменилась в вишь превратившуюся в частицу. В поэме Н.В.Гоголя «Мертвая души» читаем: «Вишь ты, – сказал один другому, – вон какое колесо!»

      X. Учитель

      – Вот видите, ребята, как много интересного можно узнать, изучая историю языка. У каждого слова своя история развития.

      XI. Объяснительный диктант

      Подбери соответствующие русские слова к данным старославянизмам.
      Бразда, древо, млечный, чреда, единый, вращать. (Борозда, дерево, молочный, очередь, один, ворочать).
      Выдели орфограммы в исконно русских словах.

      XII. Игра «Кто больше»

      Найдите во фразеологическом словаре примеры фразеологизмов, в состав которых входят старославянизмы. Запишите. Объясните значение найденных вами фразеологизмов.

      ХIII. Проверка

      XIV. Слово учителя

      XV. Учитель

      А сейчас, ребята, вам предстоит поработать самостоятельно. Задание у вас на карточках, проверяем по ключу. Ключ на доске.

      XVI. Самостоятельная работа

      Проверка по ключу.

      Прочитай слова. Подбери однокоренные старославянизмы к исконно русским словам. Голосить, горожанин, огородить, сторона, холод, ворота, норов, чужой, перекресток. (Гласить, гражданин, оградить, страна, хлад, врата, нрав, чуждый, крест). Запиши слова парами. Подчеркни полногласие и неполногласие. Выдели орфограмму. Какой вывод ты можешь сделать?

      XVII. Итоги урока

      – Что нового узнали?
      – Что запомнилось?
      – Итак, ребята, как мы ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока?
      – Запишите ключевые слова урока (Заимствованные слова. Исконно русские слова. Старо славянизмы).

      XVIII. Заключительное слово учителя

      Молодцы. Вы все работали хорошо. Я хочу прочитать вам отрывок из стихотворения С. Крыжановского.

      Отчего, обжигая горло, Разбирая часами
      подряд Сочетания «оло» и «оро» – «Вран»
      и «ворон», «молод» и «млад»? Человек
      некий ими два сына. Я прислушиваюсь
      к словам. Открывается в них Россия,
      Легендарная быль славян. Сто-ро-на.
      Го-ло-са. До-ро-га. Я усвоил твёрдо азы:
      С давних лет к открытости слога Тяготел славянский язык.

      XIX. Домашнее задание

      1) 3адание на карточках для сильных учащихся.

      Подумайте, какие из приведенных ниже слов с сочетанием ра, ла, ре, ле не являются ста рославянскими по происхождению.

      Трава, плен, среда, кран, сладкий, слава, правда, брат, страна, план, след, шлем, мрак, власть, глава.

      2) 3адание на карточках для слабых учащихся. Найди и выпиши старославянизмы.

      1) Мать и сын идут ко граду, Лишь ступили за ограду, Оглушительный трезвон Поднялся со всех сторон. А.С. Пушкин.
      2) В унынье, с пасмурным челом,
      За шумным, свадебным столом
      Сидят три витязя младые.

      Видеоурок «Исконно русские и заимствованные слова»

      Похожая примета

      Исконно рус­ские сло­ва — это само­быт­ные сло­ва, сфор­ми­ро­вав­ши­е­ся на раз­ных эта­пах ста­нов­ле­ния рус­ско­го язы­ка, назы­ва­ю­щие основ­ные поня­тия действительности.

      Чтобы выяс­нить, что такое искон­но рус­ские сло­ва, рас­смот­рим неко­то­рые их при­зна­ки. Проследим, как искон­но рус­ские сло­ва сфор­ми­ро­ва­ли основ­ной пласт лек­си­ки на раз­ных эта­пах ста­нов­ле­ния рус­ско­го язы­ка. Приведем при­ме­ры искон­но рус­ских слов.

      Источники исконно русских слов

      Необходимо иметь в виду, что ста­нов­ле­ние рус­ско­го язы­ка про­ис­хо­ди­ло не одно­мо­мент­но, а в тече­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни. Этот про­цесс был слож­ным и многоступенчатым.

      Определение Исконно рус­ские сло­ва — это само­быт­ные сло­ва, воз­ник­шие на любом эта­пе фор­ми­ро­ва­ния языка.

      С этой точ­ки зре­ния к искон­но рус­ской лек­си­ке при­над­ле­жат древ­ние сло­ва, воз­ник­шие на базе индо­ев­ро­пей­ско­го язы­ка, вос­при­ня­тые из обще­сла­вян­ско­го (пра­сла­вян­ско­го) и восточ­но­сла­вян­ско­го язы­ка, а так­же соб­ствен­но рус­ские лексемы.

      Исконно русские слова

      Рассмотрим более подроб­но источ­ни­ки искон­но рус­ских слов и при­ве­дем примеры.

      Формирование лек­си­ки рус­ско­го язы­ка, впро­чем как и сло­вар­но­го соста­ва дру­гих язы­ков, нача­лось в глу­бо­кой древ­но­сти. Начальной точ­кой отсчё­та линг­ви­сты счи­та­ют эпо­ху нео­ли­та, когда суще­ство­вал индо­ев­ро­пей­ский язык. На этом эта­пе воз­ник­ли в первую оче­редь сло­ва, фик­си­ру­ю­щие род­ствен­ные свя­зи меж­ду людьми:

      мать, сын, дочь, сест­ра, брат, муж, жена, све­кровь, сноха.

      К индо­ев­ро­пей­ско­му язы­ко­во­му един­ству вос­хо­дят так­же искон­но рус­ские сло­ва, называющие

      • основ­ные объ­ек­ты и явле­ния при­ро­ды (дом, гора, вода, огонь, снег, ночь, луна, море, ветер, камень);
      • части тела (зуб, ухо, око, нос);
      • рас­те­ния и живот­ных (коро­ва, волк, олень, лосось, гусь, овца, мышь, муха, оса, бере­за, дуб, лён, мох);
      • мине­ра­лы (медь, брон­за);
      • дей­ствия (быть, брать, видеть, гореть, драть, звать, копать, молоть, рыдать, шить и др.);
      • неко­то­рые чис­ла (два, три, четы­ре, сто).

      Часть искон­но рус­ских слов была уна­сле­до­ва­на поз­же из обще­сла­вян­ско­го (пра­сла­вян­ско­го) язы­ка, явля­ю­ще­го­ся источ­ни­ком лек­си­ки для мно­гих сла­вян­ских язы­ков. Так, гла­гол «пить» име­ет ана­ло­ги в дру­гих сла­вян­ских языках:

      укра­ин­ское пити, бело­рус­ское пiць, сер­бо­хо­рват­ское пити, бол­гар­ское пия, чеш­ское piti, поль­ское pic.

      Слово «город» про­сле­жи­ва­ет­ся как укра­ин­ское город, бело­рус­ское горад, бол­гар­ское град, чеш­ское hrad, поль­ское grót.

      В этот пери­од сла­вян­ской язы­ко­вой общ­но­сти рус­ский язык вос­при­нял мно­гие сло­ва, при­над­ле­жа­щие по зна­че­нию к раз­ным группам.

      Примеры

      • отец, отчим, внук, тесть, тёща, зять, мачеха;
      • голо­ва, рука, бок, гор­ло, боро­да, волос, серд­це, ладонь, губа;
      • год, месяц, лето, вес­на, утро, завтра;
      • дождь, гро­за, вихрь, буря, гром, озе­ро, ручей;
      • овёс, ель, пше­ни­ца, сос­на, осина;
      • бык, сви­нья, кури­ца, воро­на, воро­бей, голубь, рыба, заяц, зубр, ёж, мед­ведь, рысь, комар, пчела;
      • боро­на, вес­ло, вилы, граб­ли, невод, нож, плуг, пила, топор, серп;
      • гон­чар, жених, неве­ста, сосед, гость, отрок, слу­га, друг, пастух;
      • варить, водить, купать, латать, лечить, сидеть, идти, писать, знать, спать;
      • быст­рый, важ­ный, вели­кий, высо­кий, доб­рый, гор­дый, зелё­ный, крас­ный, тон­кий, седой;
      • пирог, каша, лепёш­ка, сало, моло­ко, мясо, квас, кисель.

      Некоторые искон­но рус­ские сло­ва явля­ют­ся общи­ми для восточ­но­сла­вян­ских пле­мён, кото­рые явля­ют­ся пред­ка­ми совре­мен­ных рус­ских, укра­ин­цев и бело­ру­сов. В этот пери­од (c VII-IX в. в. до XIV-XV в. в.) были уна­сле­до­ва­ны сло­ва из восточ­но­сла­вян­ско­го (древ­не­рус­ско­го языка):

      • пле­мян­ник;
      • плот­ник, сапож­ник, зна­харь, повар;
      • дерев­ня, слобода;
      • укром­ный, лечеб­ный, хоро­ший, сизый, глу­пый, муд­рый, зор­кий, внезапный;
      • зяб­лик, сне­гирь, гал­ка, селе­зень, белка;
      • один, семь, сорок, девяносто;
      • вилять, зате­ять, манить, мель­кать, роко­тать, при­вы­кать, унять и пр.

      И нако­нец сре­ди искон­но рус­ских слов ука­жем соб­ствен­но рус­ские сло­ва, воз­ник­шие с XIV века в момент обра­зо­ва­ния рус­ской народ­но­сти и рож­да­ю­щи­е­ся (а не заим­ство­ван­ные) в язы­ке и в насто­я­щее вре­мя. К соб­ствен­но рус­ским сло­вам принадлежат:

      • назва­ния пред­ме­тов быта, про­дук­тов пита­ния (обои, ушат, помои, облу­чок, плит­ка, облож­ка, ковш, маят­ник, тужур­ка, голуб­цы, куле­бя­ка);
      • назва­ния явле­ний при­ро­ды, рас­те­ний, птиц, рыб, зве­рей (голо­ле­ди­ца, опё­нок, пови­ли­ка, трост­ник, петух, тюлень);
      • назва­ния дей­ствий (брюз­жать, оши­бать­ся, вор­ко­вать, раз­моз­жить, застег­нуть, раз­ре­дить, кувыр­кать­ся);
      • наиме­но­ва­ния лиц по роду дея­тель­но­сти (воз­чик, коче­гар, лёт­чик, ракет­чик, гон­щик);
      • назва­ния при­зна­ков пред­ме­тов, дей­ствий или состо­я­ний (пас­мур­ный, застен­чи­вый, осто­рож­ный, оптом, опро­ме­тью);
      • назва­ния отвле­чён­ных поня­тий (осто­рож­ность, удо­воль­ствие, итог, обман, опыт);
      • экспрессивно-оценочные наиме­но­ва­ния людей (голыть­ба, осто­лоп, охаль­ник, пига­ли­ца).

      Итак, искон­но рус­ские сло­ва состав­ля­ют основ­ной пласт лек­си­ки рус­ско­го язы­ка. Эти сло­ва обра­зо­ва­лись на раз­ных эта­пах ста­нов­ле­ния язы­ка и воз­ни­ка­ют и в насто­я­щее вре­мя на базе уже суще­ству­ю­щих слов с помо­щью рус­ских аффиксов.

      Например, совре­мен­ные сло­ва «крос­со­вый (бег)» и «крос­сов­ка», обра­зо­ван­ные с помо­щью суф­фик­сов -ов- и -к-, явля­ет­ся искон­но рус­ски­ми, хотя про­из­во­дя­щее сло­во «кросс» (to cross — пере­се­кать) заим­ство­ва­но из англий­ско­го языка.

      Что такое исконно русские слова?

      С точ­ки зре­ния про­ис­хож­де­ния сло­вар­ный состав рус­ско­го язы­ка скла­ды­ва­ет­ся из искон­но рус­ских слов и заим­ство­ван­ных слов из дру­гих язы­ков.

      Лексика русского языка

      Исконно рус­ские сло­ва — основ­ной пласт лек­си­ки рус­ско­го язы­ка. Это само­быт­ные сло­ва, кото­рые назы­ва­ют основ­ные поня­тия жиз­ни и деятельности:

      мать, отец, сест­ра, брат, воин, есть, пить, жить, соха, лук, меч, долг, мысль, гнев, зло и пр.

      Эти сло­ва были изна­чаль­но вос­тре­бо­ва­ны в повсе­днев­ной жиз­ни, в обще­нии меж­ду людь­ми и пред­став­ля­ют собой самый древ­ний пласт лек­си­ки совре­мен­но­го рус­ско­го языка.

      Вначале рас­смот­рим неко­то­рые при­зна­ки, кото­рые харак­тер­ны для искон­но рус­ских слов.

      От заим­ство­ва­ний из ста­ро­сла­вян­ско­го язы­ка искон­но рус­ские сло­ва отли­ча­ют сле­ду­ю­щие фоне­ти­че­ские явления:

      • пол­но­глас­ные соче­та­ния -оро-, -оло-, -ере- (бороз­да, боро­на, золо­то, моло­дой, голос, дере­во, дерев­ня, берег);
      • началь­ные бук­во­со­че­та­ния ло-, ро- (лод­ка, ров­ный, рожь, рост);
      • началь­ное «о» (озе­ро, осень, один, оди­на­ко­вый);
      • началь­ная бук­ва «я» (ягнё­нок, ясень);
      • началь­ная глас­ная «у» (урод, урод­ли­вый);
      • началь­ное «е» (еди­ный, един­ство);
      • соглас­ный «ч» в кон­це (дочь, мочь, све­ча);
      • соглас­ный «ж» (жить, рожать, неве­жа, горо­жа­нин, надёж­ный, нуж­ный, преж­ний).

      Исконно русские слова и старославянизмы

      Проследим, как попол­нял­ся сло­вар­ный состав рус­ско­го язы­ка на раз­ных исто­ри­че­ских эта­пах его формирования.

      Читайте также: