Примета пушкина с зайцем

Обновлено: 13.11.2024


Пушкинский «атеизм» легко уживался с суеверностью.

Пушкин от природы был суеверен и весьма расположен к объяснению частных событий таинственными, неведомыми причинами, что, может быть, составляет необходимое условие поэтических, восприимчивых натур.

А.С. Пушкин был не просто «солнцем русской поэзии», он имел огромное влияние на умы своих современников. В жизни его много тайного. Говорят, что многие стихи его являют собой шифр. Пушкин был связан с масонством. Мистика в его жизни присутствовала, и в больших количествах. Да и сам поэт придавал огромное значение предсказаниям.

Однажды он зашел к известной тогда гадальщице на кофе, немке, г-же Кирхгоф, которая предсказала ему встречу с другом и весь разговор с ним, потом неожиданное получение денег и, наконец, преждевременную смерть.

Скорое исполнение двух первых предсказаний оставило навсегда в Пушкине убеждение, что и последнее должно сбыться непременно.

Вот как он сам рассказывал об этом в 1833 году в Казани г-же А. А. Фукс, из
статьи которой ("Казанские губернские ведомости", 1844 г.) взяты эти строки:

"Вам, может быть, покажется удивительным, - начал опять говорить Пушкин, - что я верю многому невероятному и непостижимому; быть так суеверным заставил меня один случай.

Раз пошёл я с Н.В.В(севоложским) ходить по Невскому проспекту, и, из проказ, зашли к кофейной гадальщице. Мы просили её нам погадать и, не говоря о прошедшем, сказать будущее.
"Вы, - сказала она мне, - на этих днях встретитесь с вашим давнишним знакомым, который вам будет предлагать хорошее по службе место; потом, в скором времени, получите через письмо неожиданные деньги; а третье, я должна вам сказать, что вы кончите вашу жизнь неестественною смертию".

Без сомнения, я забыл в тот же день и о гадании и о гадальщице. Но спустя недели две после этого предсказания, и опять на Невском проспекте, я действительно встретился с моим давнишним приятелем, который служил в Варшаве; он мне предлагал и советовал занять его место в Варшаве. Вот первый раз после гадания, когда я вспомнил о гадальщице. Через несколько дней после встречи с знакомым я в самом деле получил с почты письмо с деньгами; и мог ли я ожидать их? Эти деньги прислал мой лицейский товарищ, с которым мы, бывши ещё учениками, играли в карты, и я его обыграл. Он, получив после умершего отца наследство, прислал мне долг, который я не только не ожидал, но и забыл об нём. Теперь надобно сбыться третьему предсказанию, и я в этом совершенно уверен. "

Так передала г-жа Фукс слова Пушкина.

Если даже допустить, что рассказ г-жи Фукс - это легенда, то всё-равно хочется верить, что так могло быть.

Эту историю рассказывали с некоторыми вариантами многие знакомые Пушкина.

Вот ещё один вариант:

«Когда гадалка увидела перед собой Пушкина, она воскликнула: «О, вы важная голова!» Г-жа Кирхгоф взяла руку молодого человека и стала говорить. Сначала сказала, что по возвращении домой он найдет на столе пакет с деньгами, а затем продолжила: «Скоро вам предложат переменить род службы, а потом дважды подвергнут ссылке. Вы будете пользоваться огромной известностью у своих современников и потомков. На 37-м году жизни у вас будут большие неприятности из-за жены. Опасайтесь белого человека или белой лошади. Если они не помешают, то вы доживёте до глубокой старости. »

По приходе домой поэт узнал, что к нему заходил товарищ по лицею Корсаков и вернул карточный долг. Конверт с деньгами лежал на столе.
Через несколько дней генерал А.Ф. Орлов предложил Пушкину поступить на военную службу, а в 1820 году его за антиправительственные стихи выслали из Петербурга в Кишинёв.

Как мы знаем, сбылось и остальное - убивший Пушкина Дантес был блондином и ездил верхом на белом коне. Причиной их дуэли была жена Пушкина Наталья Николаевна. »

«Позже, в Одессе ещё один предсказатель, какой-то грек, подтвердил ему слова немки. Он возил Пушкина в лунную ночь в поле, спросив час и год его рождения и сделав заклинания, сказал ему, что он умрёт от лошади или от беловолосого человека. Пушкин жалел, что позабыл спросить его: белокурого или седого должно опасаться ему. Он говорил, что всегда с отвращением ставит свою ногу в стремя.»
(Василий Щербаков (московский библиофил), «Заметки о Пушкине».)

Вера Нащокина в «Рассказах о Пушкине» пишет, что после предсказания Александр Сергеевич опасался белокурых. Пушкин сам рассказывал, как возвращаясь в Петербург после ссылки, в каком-то городе он был приглашён на бал к местному губернатору. В числе гостей Пушкин заметил одного светлоглазого, белокурого офицера, который так пристально и внимательно осматривал поэта, что тот, вспомнив пророчество, поспешил удалиться от него из залы в другую комнату, опасаясь, как бы тот не вздумал его убить. Офицер проследовал за ним, и так и проходили они из комнаты в комнату в продолжении большей части вечера. «Мне и совестно и неловко было, - говорил поэт, - и, однако, я должен сознаться, что порядочно – таки струхнул».
(Вера Нащокина. «Рассказы о Пушкине».)

Вокруг фигуры знаменитого поэта всегда ходит много легенд. Но мы очень часто приписываем событиям таинственный смысл задним числом. То, что в реальном времени не казалось нам многозначительным и загадочным, впоследствии оказывается именно таковым. Загадки, тайны и совпадения органично вплетаются в судьбу поэта. Мистика в его жизни присутствовала, и в больших количествах. Да и сам поэт придавал огромное значение предсказаниям.

Любой вере, как и безбожию, присущи национальные и эпохальные черты. Это не только мировоззрение, доктрина, догматика, — это ещё и культура.

Вера в приметы вообще характерна для христианского сознания.

«XVIII век дал новые виды "суеверий", заимствованных через контакты с культурой Запада: хиромантию, гадания на картах, кофейной гуще. Наконец, порождение нового века — масонство — также было отнесено к области "суеверий", ложных представлений о мире. Поиск масонами философского камня, их стремление к обладанию духами брали начало в средневековой западной мистике».

XIX век не уступал веку минувшему: в первые десятилетия появляются приметы, связанные с тем или иным проявлением социальной жизни дворян. Условно их можно назвать «светскими» приметами. Без них не обходятся ни мода, ни карточная игра, ни бал, ни застолье, ни охота, ни дуэль, ни переживавшая расцвет в пушкинскую пору альбомная культура.

«Много говорили и писали о необычайном суеверии Пушкина. Я лично могу только подтвердить это, - утверждала жена Нащокина, - С ним и с моим мужем было сущее несчастие (Павел Воинович был не менее суеверен). У них существовало великое множество всяких примет. Часто случалось, что, собравшись ехать по какому-нибудь неотложному делу, они приказывали отпрягать тройку, уже поданную к подъезду, и откладывали необходимую поездку из-за того только, что кто-нибудь из домашних или прислуги вручал им какую-нибудь забытую вещь, вроде носового платка, часов и т. п. В этих случаях они ни шагу не делали из дома до тех пор, пока, по их мнению, не пройдет определенный срок, за пределами которого зловещая примета теряла силу.»

«В другой раз А. С. Пушкин предложил проигравшему несколько раз в карты П.В. Нащокину «на счастье» свой бумажник. «И как раз Павел Воинович выиграл в этот вечер тысяч пять. Пушкин тогда сказал: "Пускай этот бумажник будет всегда счастьем для тебя", - записала в свой дневник В.А. Нащокина.

«Да сделай одолжение: перешли мне мой опекунский билет, который оставил я в секретной твоей комоде; там же выронил я серебряную копеечку. Если и ее найдешь, и ее перешли. Ты их счастию не веруешь, а я верю».
(Из письма А.С. Пушкина П.В. Нащокину 1832 г.)

Действительно, и А. С. Пушкин, и многие его современники, в том числе, - друзья-поэты были суеверны.

«. Я почти никого не знаю, кто бы не верил чудесному, сверхъестественному, даже нелепому», — записывает в дневнике В. К. Кюхельбекер.

«Дельвиг был постоянно суеверен».

«Ты знаешь, что я суеверен, — писал жене П. А. Вяземский. — Повторяю: не люблю вмешиваться в дела провидения, то есть рыться в ящике его, пока не предстоит необходимости. Будет время, когда час воли Божией придет.»

Взаимоотношения «истинной веры» и «суеверия» волновали и В. А. Жуковского, который в книге "Нечто о привидениях" рассказывает о случаях, когда кому-нибудь грезилось видеть наяву или слышать сверхъестественные вещи.
Про себя и жену он сообщает подобные случаи, доказывающие усиленную в обоих нервную восприимчивость».

Вот дневниковое свидетельство 20-х годов М. П. Погодина: «…Говорили о приметах, предчувствиях, видениях и проч. Веневитинов много рассказывал о суеверии Пушкина».

«Пушкин, я думаю, был иногда. суеверен; он говаривал о приметах, которые никогда его не обманывали, и, угадывая глубоким чувством какую-то таинственную, непостижимую для ума связь между разнородными предметами и явлениями, в коих, по-видимому, нет ничего общего, уважал тысячелетнее предание народа, доискивался в нем смыслу, будучи убежден, что смысл в нем есть и быть должен, если не всегда легко разгадать.» (Владимир Даль)


Всем близким к Пушкину известно странное происшествие, которое спасло его от неминуемой большой беды.

Так его вера в народные приметы спасла Пушкину жизнь.

Многим покажется очень странным, что Пушкин при своем умственном развитии (Пушкин, который сомневался… во многом таком, в чем и сомневаться бы не следовало), - придавал… значение и несчастливым дням, и встрече с попами и зайцами. Он также терпеть не мог подавать и принимать от знакомых руку (в особенности левую) через порог; не выносил – ни числа тринадцати человек за столом, ни просыпанной невзначай на стол соли, ни подачи ему за столом ножа.

Почешется у него правый глаз – ожидает он в течение суток неприятностей. Встретит ли, выйдя из дома, похороны – говорит: «Слава Богу! Будет удача». Если же, находясь в пути, увидит месяц от себя не с правой, а с левой стороны, - призадумается, и непременно прочтет про себя «Отче наш», да три раза истово перекрестится.
(Лев Павлищев. Из семейной хроники)

«Пушкин сказывал, что в бытность свою в Михайловском, накануне казни пяти декабристов 13 июля 1826 года, ему приснилось, будто у него выпало пять зубов».
(Василий Щербаков. "Заметки о Пушкине")

«Это дурное предзнаменование!» — произнёс Пушкин, когда его обручальное кольцо во время венчания упало неожиданно на ковёр. Неприятное впечатление произвела подобная случайность и на А.С. Грибоедова. Если свечи под венцом гаснут, то это предвещает скорую смерть одного из новобрачных. Чья свеча короче — тот скорее умрёт.»

. Ещё одна мистическая линия в жизни Пушкина связана с его перстнями, которые он носил как талисманы. Их можно увидеть на руке поэта на знаменитом портрете работы Тропинина.

Так, до конца жизни Пушкин не расставался с массивным золотым кольцом витой формы, куда был вставлен восьмиугольный сердолик с вырезанной на нём надписью на древнееврейском:
«Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да благословенна его память».
Его подарила поэту графиня Елизавета Воронцова, с которой он познакомился в 1823 году в Одессе, и у них был бурный роман. Кстати, на Руси издавна считали, что сердолик приносит удачу в любви. Неизвестно, верил ли в это Пушкин, но вот свои успехи на литературном поприще он связывал с надписью, выгравированной на камне.
Умирая, Пушкин подарил перстень В.А. Жуковскому, которому подарок так пришёлся по душе, что он стал носить его постоянно на среднем пальце правой руки рядом с обручальным кольцом.
После кончины Василия Андреевича его сын подарил перстень И.С. Тургеневу. Тот, в свою очередь, высказывал пожелание, чтобы после его смерти кольцо перешло к Л.Н. Толстому. Но его возлюбленная Полина Виардо распорядилась иначе и передала реликвию в Пушкинский музей Александровского Лицея. Оттуда перстень был украден, да так и не найден.


А.С.Пушкин хорошо знал древнерусскую историю, летописи и русский фольклор. Он со всей серьёзностью относился к легендам, былинам и народным преданиям, обращая внимание на мистические мелочи.

Могучее поэтическое воображение поэта преображало предания и легенды в его творчестве, где он выступал своеобразным проводником народных традиций.

Заговоры, причитания, заклинания, народные поверья, мистика и эзотерика – всё это мы можем найти в сказках, поэмах и других произведениях, когда мифы переплетаются с живой историей и поэтически воплощаются сказания русской древности.
Достаточно вспомнить поэмы «Руслан и Людмила», Песнь о вещем Олеге», «Бахчисарайский фонтан», «Сказки Пушкина» и многое-многое другое.

Его любимые герои, так же, как он, наделены всем, что было близко и знакомо ему самому. Например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» читаем:

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.


. О неразрывной связи российских дворян с народной культурой, крестьянским бытом писали многие исследователи. Суеверия, которым в равной степени были подвержены и дворяне, и крестьяне, достаточно изучены. Они существовали на все случаи жизни.

Вполне естественно, что порождение нового века — масонство, хранившее много тайн, с его символами, ритуалами и высокими идеями "духовного строительства", взаимного нравственного совершенствования и поддержки, религиозной терпимости в поисках истины, их стремление к братству, очень привлекало Пушкина, и в Кишинёве он реализовал своё желание стать масоном.

Иллюстрация - Известный портрет А.С.Пушкина работы Тропинина.

Этот видео-материал на Youtube называется "Семь магических перстней Пушкина" из цикла "Искатели",он прекрасно дополняет главы "Пушкин и суеверие" и "Пушкин и масоны" в моём эссе "С Пушкиным в Кишинёве".

Похожая примета

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Нет аккаунта? Зарегистрироваться

Похожая примета

Предлагаемый… опус ни в коем случае не претендует на звание научного исследования.

Предание о Зайце, спасшем Пушкина, гласит… впрочем, вы не хуже меня знаете это предание, следовательно, приводить его нет никакой нужды.

Быль или вымысел?
Вряд ли быль, так как из положения А.С. Пушкина в возке, а он, вероятнее всего, по случаю зимы был крытым, наш гений просто не мог увидеть никакого зайца. Перспектива, отрывающаяся перед седоком открытого возка, ограничивалась… спиной кучера, которая своей унылостью и однообразием не могла надолго удерживать живой или уже склонный к дремоте взгляд поэта. Если же слово «сани» понимать буквально, то есть как розвальни, то взор седока обычно наслаждается не тем, что манит впереди, а тем и только тем, что оставлено им с сожалением или без оного, но позади.
Зайца мог увидеть кучер, тогда ему и надо было ставить памятник! И то только в том случае, если кучеру была лень тащиться в столицу, если у него там не было сердечной зазнобы или его не манили «брега Невы» «неведомою силой». Но предположение, что кучер как-то особенно пристально следил за дорогой несостоятельно, так как дорога там была, да и сейчас наличествует, в единственном экземпляре, встречный транспорт тихоходен и нечаст. Взор рассеян и не на чём особенно не сосредоточен. Зайцы же… настолько не редкость, что если разворачиваться перед каждым, так и жизнь бы в псковской губернии прекратилась бы задолго до рождения великого поэта.
Допустив, что кучер смотрел на дорогу зорче, чем Илья Муромец на известной картине, затруднишься представить изумление кучера от того, что за всю дорогу он не увидел ни одного зайца! Вот это он точно счёл бы дурной приметой или вообще - началом конца! А представьте себе положеньице, что, развернувшись и пустившись в обратный путь, возница и его пассажир опять упрутся, но уже не в благовестного, коль скоро он помогает избежать неприятностей, а в злокозненного зайца – ни вперед нельзя, ни назад! И так до скончания века?! Ещё комичнее ситуация будет, если заяц окажется тем же самым!
Вполне допускаю, что примета о зайце была, но, значит, были и средства избежать дурных последствий при таком предупреждении, как то: покрутиться на левой пятке, бросить щепоть соли через левое плечо, завязать пучком волосы или переждать какое-то время. Впрочем, за полным набором мероприятий нейтрализующих колдовство следует обратиться к Джиму из «Приключений Гекльберри Финна», но, наверное, и у некоторых крестьян псковской губернии, подверженных суевериям, было их в достаточном объёме. Что могло помешать кучеру применить один из конечно же известных ему приёмов?

От каких бед Заяц спас Пушкина?
Живое воображение Гения не могло не подсказать ему всех последствий неудачного мятежа, а он ведь не мог исключить и такого варианта, так как достаточно хорошо знал всю эту публику, для себя лично и всех своих товарищей. Так от какой же беды уберег Пушкина заяц, какая беда могла оказаться свыше всех его предположений? Только единственная – он мог не успеть к началу событий, но, промаявшись неизвестное количество дней по почтовым станциям, попасть ещё и под раздачу из-за нарушения условий ссылки!
Если же Заяц был предвестником неудавшегося мятежа, то тут же возникает другой вопрос, почему же Поэт не послал срочно гонца к Пестелю, Кухельбеккеру или кому-то ещё с известием, что мятеж тщанием михайловского зайца обречен на неудачу?
Вряд ли мог быть какой-то, принимаемый всерьёз, заяц, кроме уже готового к употреблению в дорожных запасах нашего великого Поэта. Те же, которые бесконтрольно резвились на полях Михайловского и прилегающих к нему окрестностях, могли вызывать в Поэте желание поучаствовать в их травле или сожаление о невозможности этого, а могли не вызывать вообще никаких чувств. Спасительный заяц, мне кажется, был вымыслом и, тем более, не был вымысом Пушкина, а того кто хотел или не хотел видеть его на Сенатской площади. Кто одновременно хотел… и, чтобы Пушкин был соучастником событий, и обеспечить ему алиби достаточно курьёзным способом, чуть ли не высмеять Пушкина: – тут МЫ решаем судьбу Отечества, а он(!) в ссылке отдыхает вместе со своей Музой, когда необходимо воспевать великие события! Одно неоспоримо: талант автора этой… байки был не сопоставим с талантом Пушкина. Впрочем, может быть, смехотворное алиби и может быть самым надёжным? Так кто же автор и каков масштаб его таланта, если придуманная им байка живет уже почти две сотни лет? А вот здесь моя компетенция заканчивается, и я охотно переадресую этот вопрос пушкинистам.

А успел бы Пушкин на Сенатскую площадь?
Александр I умер 1 декабря 1825 года. Вряд ли известие об этом было направлено адресно великому поэту фельдъегерем, вот в Псков, наверное, а это 300 верст, и дня за три это известие доберётся, 120 же верст до Михайловского, особенно, последние 30, прошло в общей сложности дней минимум 5-6, а то и все 10, пока добралось известие до Пушкина. Выражение «весть разлетелась» здесь никак не проходит и в те времена эта фраза, не более, чем аллегория. Скорость «разлёта» вести не могла превышать скорости конского аллюра, а иногда, из-за погодных условий, была и ниже скорости пешехода.

Мог ли Пушкин вовремя узнать о дне мятежа?
А как? Не посылали же за ним специально? Это мятежники знали, что мятеж будет приурочен ко дню коронования и дата для них не имела значения, но Пушкину именно дата и была необходима для расчета возможности прибытия. Но предположим, что Поэт был извещён вовремя… Сборы вряд ли меньше суток. 30 верст… и вполне возможно, что снежной целины до дороги Смоленск – Псков могут занять и двое суток. На своей(их) лошади(ях) не проедешь больше 30 – 40 верст в сутки, это только Чацкому и барону Мюнхгаузену подчинялись все силы природы, а Пушкин мог продвигаться только в пределах лошадиных сил. На перекладных, а тем более на почтовых лошадях, да без подорожной грамоты ссыльный Пушкин… нет, не приехал бы он Санкт-Петербург к 14 декабря.

Пострадал бы Пушкин?
Рассуждать об этом можно только предположительно, но исходя из того, что и А.С. Грибоедов и Д.В. Давыдов были вхожи в круг декабристов, но никак не пострадали в результате расследования, можно считать, что и Пушкина миновали бы тяжкие испытания, ну разве только за выезд без высочайшего соизволения.
Если считать, что Николаю I так уж необходимо было подвергнуть Пушкина репрессиям, то признание последнего, в том, что он непременно бы был среди заговорщиков, вполне для этого хватило бы. В иные времена, совпавшие со столетней годовщиной гибели Поэта, вполне обходились и гораздо меньшими причинами для более суровых наказаний, а если этих причин не было вообще, то их придумывали, не особо напрягая свою фантазию.

Зачем Николай I спросил Пушкина о его возможном месте 14 декабря?
То, что Поэт может быть только в конфронтации с властью, знали и до нас, следовательно, он потому и спросил, что хотел убедиться в масштабе личности своего собеседника. Николай I вполне понимал, что никак по-другому Пушкин ответить не мог по многим причинам. Но главная одна, что характерно, и Николай I, и Пушкин понимали, что вопрос этот… в первую очередь был о том: Пушкин – Поэт или просто гениальный стихотворец? Долг дружбы, бравада и прочие мерехлюндии не имели никакого значения. Этот вопрос был, как «быть или не быть» Поэту! … и спасибо Николаю I за то, что он поставил вопрос ребром! Не после этого ли вопроса Пушкин стал ещё и Гражданином?
Если же считать, что Пушкин был гоним царизмом, то он сам и вполне осознанно выбрал свою стезю, и где гарантия верности ему Музы, выбери он в тот роковой день путь… гимнюка?

Кстати, разве примета, предупреждающая о чем-то дурном и помогающая этого дурного избежать – дурная? Тогда почему нет памятника Буревестнику, но не революции – этого добра хватает, а настоящему, тому, который прячась, предупреждает о грядущей буре? Или той самой тучке на горизонте, о которой мы читали в морских романах, что предупреждает о скором шторме?

Версия.
Своим рождением… заячья примета, если она и была, то со 100% вероятностью обязана своим появлением на свет какому-нибудь горе-охотнику, не сумевшему подстрелить зайца, даже перебежавшего ему дорогу. Разумеется, дальнейшая охота у такого стрелка будет безуспешной, а заяц, перебежавший ему дорогу, станет той причиной, на которую можно сослаться в случае неудачи и… притчей во языцех.
Плохие охотники ссылаются на зайца, а вот любители петь, не имея ни слуха, ни голоса ссылаются на проделки медведя.

Журнал STORY

Похожая примета

Молодой Николай I в первый год правления (его коронации хотели помешать декабристы в 1825 году). Николаю 29 лет.

Похожий пересказ событий жизни поэта встречается в воспоминаниях В. Даля.

«Всем близким к нему известно странное происшествие, которое спасло его от неминуемой большой беды. Пушкин жил в 1825 году в псковской деревне, и ему запрещено было из нее выезжать.

Вдруг доходят до него темные и несвязные слухи о кончине императора, потом об отречении от престола цесаревича; подобные события проникают молнией сердца каждого, и мудрено ли, что в смятении и волнении чувств участие и любопытство деревенского жителя неподалеку от столицы возросло до неодолимой степени?

Пушкин хотел узнать положительно, сколько правды в носящихся разнородных слухах, что делается у нас и что будет; он вдруг решился выехать тайно из деревни, рассчитав время так, чтобы прибыть в Петербург поздно вечером и потом через сутки же возвратиться.

Поехали; на самых выездах была уже не помню какая-то дурная примета, замеченная дядькою (прим. «дядька» - так называли слугу), который исполнял приказания барина своего на этот раз очень неохотно.

Отъехав немного от села, Пушкин стал уже раскаиваться в предприятии этом, но ему совестно было от него отказаться, казалось малодушным. Вдруг дядька указывает с отчаянным возгласом на зайца, который перебежал впереди коляски дорогу; Пушкин с большим удовольствием уступил убедительным просьбам дядьки, сказав, что, кроме того, позабыл что-то нужное дома, и воротился. На другой день никто уже не говорил о поездке в Питер, и все осталось по-старому …»

В 19 веке от сглаза часто отращивали ногти на мизинцах. Этой традиции следовал и Пушкин. Однажды между княгиней Долгоруковой и царем Николаем I произошел разговор о ногтях от сглаза и Пушкине.

- Я прошу вас, княгиня, обрежьте свои ногти, но не поступите так, как ваш муж с бородой. Он слишком над ней постарался. Есть некто, — прибавил Государь, — у кого на мизинце руки ноготь длины почти с вершок. Он связывает с ногтем удачу, он смотрит на него, как на своего хранителя, свой талисман. Угадайте, кто это?

— Но как угадать, государь? Может быть, я не знакома с этой персоной.
— О! Вы знаете и его внешность, и имя, угадайте!
— Я, право, его не знаю… Не Пушкин ли, Ваше Величество?
— …Пушкин какой Пушкин?
— Александр Пушкин… поэт.
— Пушкин. да не только на его руки, да я и на мерзкую его рожу не захочу посмотреть.

Император Николай I и Пушкин. Рис. Е. Устинова

Понять царя можно. За некоторые стишки при Сталине (навязчивой мечте всех «диванных революционеров») автора давно бы «расстрэляли», а семью сослали на Колыму.
Но несмотря на непонимание некоторых "шуток гения", Николай I после гибели Пушкина взял на себя расходы по содержанию семьи поэта.

По воспоминаниям Веры Нащокиной (жены Павла Нащокина, друга Пушкина), однажды в гостях за ужином Пушкин пролил масло на скатерть. Опасаясь плохой приметы, поэт послал за каретой только после 12 часов ночи. По поверью примета утрачивает силу на следующий день после происшествия.

«Последний ужин у нас действительно оказался прощальным…» - печально вспоминала Нащокина.

Перед дуэлью Пушкин не составлял завещания – плохая примета, можно накликать смерть…

Декабрь. Заяц Пушкину дорогу перебегает.

«Заяц перебежал дорогу (поперёк) – к несчастью». (Из толкового словаря В. И. Даля)

А вы верите в приметы? И, главное, часто ли вам дорогу перебегает божий заяц?

Читайте также: