Примета прошедшего времени глагола
Обновлено: 21.11.2024
Задачи урока: обучение детализации действий наблюдения за изменением глаголов прошедшего времени по родам (продолжение работы) и работа над правописанием суффиксов и родовых окончаний (новое).
Ожидаемые результаты:
Выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме; осознавать значение, передаваемое родовыми и личными окончаниями; понимать смысл соответствующих терминов.
Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам.
Наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами.
Выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность.
Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.
Выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения.
Соблюдать литературные нормы в употреблении отдельных глаголов.
Применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.
Метапредметные:
Познавательные (П):
Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника.
Понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную.
Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.
Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.
Коммуникативные (К):
Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.
Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.
Строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.
Регулятивные (Р):
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.
Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
Личностные (Л):
Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.
Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.
Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
Оборудование: Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса, тетрадь на печатной основе, презентация к уроку
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Дети имеют понятие о самостоятельных и служебных частях речи: им. сущ., им. прил., им. числ., мест., глаголе, союзе, частице, предлоге; о грамматических категориях: род, число; об изменении глаголов по временам, названия времён. Умеют решать следующие практические задачи: определять самостоятельные части речи; определять время глагола по вопросам;
Этапы урока и хронометраж:
Хронометраж
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений
Постановка учебной задачи
Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)
Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)
Самостоятельная работа (закрепление способа действия)
Деятельность учителя и обучающихся
Формируемые УУД
Мотивация к УД
Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД,
Учитель предлагает детям отгадать загадку
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет.
Летит ракета, Люди строят здания,
Цветут сады, И хлеб в полях растет.
Дети анализируют, выдвигают предположения, рассуждают, делают вывод о том, что речь пойдет о «глаголе»
У.: Давайте на уроке работать дружно, внимательно, бережно относясь к информации.
Дети напоминают правила поведения на уроке и способ записи самооценки каждого задания (в кружке на полях дети отмечают уровень понимания задания: «!» - всё было понятно; «?» - появились вопросы, что-то нужно уточнить)
Определять и высказывать правила поведения при совместной работе (Л)
Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им (К)
Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности (Р)
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений
Цель: активировать обучающихся на получение новых знаний
У.: Помните, мы начали снимать фильм? О ком он?
На доске кадры из упр. 227, каждый кадр подписан:
10 – начал грызть
Какой глагол отличается от всех?
Последний глагол – грызть – отвечает не на тот вопрос, что другие: что делать?, он стоит в неопределённой форме.
Что общего в оставшихся глаголах? (Дети определяют, что это названия действий, которые уже произошли, т.е. это глаголы прошедшего времени)
У.: Хотите узнать больше о глаголах прошедшего времени? А вам интересно, что ещё происходило с Кышем? Именно Кыш поможет нам сегодня узнать много нового.
Дети наблюдают за употреблением глаголов, сравнивают формы, определяют время.
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу (Р)
Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию (П)
Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении (К)
Постановка учебной задачи
Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог
У.: Продолжаем снимать фильм о мальчике Алёше и его необыкновенном друге Кыше. Итак, мы снова становимся операторами. Упр. 287
— Кыш! Быстрей! Там твой первый в жизни снег!
Я открыл дверь подъезда и пропустил Кыша вперёд. Он высунул на улицу нос, принюхался и чихнул. Вышел во двор. Он сначала понюхал снег, потрогал передней лапой. Потом откинул двумя задними ногами, хватанул немного для пробы, пожевал. Но вот кувыркнулся и кругами понёсся по двору.
По Ю. Алешковскому
Учитель помогает ученикам в тексте задания 287 выделить две части, про которые задан первый вопрос в задачнике (Где ты близко подъезжаешь, а где отодвигаешься и смотришь на действия как на уже прошедшие?).
Дети выявляют и осмысливают секреты писателей, обобщают и систематизируют их. Дети пытаются ответить на вопрос. Имеется в виду, что слова мальчика мы как бы слышим, они будто произносятся при нас, а остальная часть текста – рассказ о ранее произошедших событиях.
Дети предлагают название – Первый снег Кыша.
Затем, работая фронтально, находят глаголы и определяют их время. При необходимости пользуются словарём для выяснения неясного значения слов.
У.: О каких трёх особенностях слов необходимо помнить, определяя часть речи?
Д.: 1) на какой вопрос отвечают; 2) что обозначают; 3) как изменяются.
Д., работая в парах, выполняют задание на с. 33, выписывает действия Алёши и Кыша, помня о том, что не все строки должны быть заполнены.
Алёша открыл, пропустил
Кыш высунул, принюхался, чихнул, вышел, понюхал, потрогал, откинул, хватанул, пожевал, кувыркнулся, помчался
Орфографическая работа с именем «Нас?тя» и запись её возможных действий (групповая работа)
открыла, пропустила
Аналогичная работа со словом «с*бака»: принюхалась, чихнула, вышла, понюхала, потрогала, откинула, хватанула, пожевала, кувыркнулась, помчалась
Дети устанавливают связи слов, преобразуют глаголы и снова сравнивают. Анализируют слова, осознают учебные задачи, планируют способ действия для их решения, выполняют его.
Физкультминутка
Кыш очень весёлый и подвижный, давайте тоже подвигаемся, но так, чтобы не только порезвиться, но и немножко отдохнуть, потянуться и расслабиться.
Мы немножечко устали,
Потихоньку дружно встали
И движенья показали.
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, потянитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Кто услышал глаголы в форме прошедшего времени?
Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи (Л)
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)
Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (П)
Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения (К)
Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)
Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог
У. Давайте ответим на последний вопрос у. 288 – почему окончания прошедшего времени единственного числа называют родовыми?
А теперь в парах обсудите ответы на упр. 289.
Здесь же проводятся наблюдения за изменением глаголов прошедшего времени по родам и начинается работа над правописанием суффиксов и родовых окончаний.
(У.290 – работа с правилом и доской).
Три чёрточки в первой из строчек указывают на необходимость запоминания, а одна во второй – на действие по правилу: пишу как в неопределённой форме.
Первый из имеющихся слайдов помогает проиллюстрировать ход решения новой орфографической задачи
а слайд второй сопровождает тренировочную работу (292).
Разобрав правило, дети выделяют главное:
Форма прошедшего времени глагола показывает, что действие произошло или происходило до момента речи (до того, как о нём заговорили)
Приметой прош. вр. является суффикс –Л-, который называют : суффикс прошедшего времени
В неоп. форме и в прошедшем времени суффикс перед суффиксом –Л- один и тот же
В ед. ч. глаголы прош. вр. изменяются по родам
Дети делают умозаключение, объясняя название «родовые окончания». Дети наблюдают за употреблением глаголов, систематизируют ранее изученное, читают учебник и выявляют новые знания.
Планировать общий способ действий, используя речь для регуляции своих действий(Р)
Слушать и понимать речь других, работать в группе, выполнять различные роли (К)
Вести целенаправленные наблюдения, извлекать информацию; читать учебник, слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений. Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний (П)
Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)
Цель: организовать первичное применение нового знания
В упр. 291 предлагается вернуться и доделать упр. 278 и приписать к неопределенной форме те же глаголы в указанной форме.
Дети изменяют глаголы в соответствии с установкой, рассуждают, действуют по установленному способу действия.
Представление о богатых возможностях русского языка (Л)
Проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану. Осуществлять действия контроля и самоконтроля (Р)
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме (К)
Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, делать умазаключения, выводы, обобщения (П)
Самостоятельная работа (закрепление способа действия)
Цель: закрепление нового способа действия
Упр. 292 делается в задачнике с опорой на доску при проверке.
Дети изменяют глаголы в соответствии с установкой, действуют по установленному способу действия, рассуждают, читают и применяют рекомендации, советы (совет записан в учебнике).
Упр. 293 продолжает работу с глаголами из упр. 292, столбики слов записываются в рабочую тетрадь.
Учение оформлять свои мысли в письменной форме (К)
понимать информацию, предоставленную в виде таблицы (П)
Осуществлять действия контроля, самоконтроля, оценки и самооценки (Р)
Рефлексия УД
Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности
У.: Посмотрите глазками на отметки на полях, вспомните, чем сегодня занимались и ответьте на вопросы.
Что нового узнали?
Что ещё захотелось узнать о глаголах?
Урок привлёк меня тем, что…
Урок показался мне…
Урок заставил задуматься о…
Дети, отвечая на эти вопросы, систематизируют знания, выявляют новые сведения, выявляют трудности.
Элементы способности оценивать свои достижения и трудности (Л)
Оценивать свои достижения и трудности (Р)
Выполнять анализ, умение делать выводы (П)
Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении (К)
Домашнее задание
Цель: систематизация и дополнение знаний
У.: Новые знания помогут выполнить упр. 294
Дома дети систематизируют знания, , наблюдают над использованием отрицательных глаголов в тексте. Дети анализируют слова, осознают учебные задачи, планируют способ действия для их решения, выполняют его. Выявляют и осмысливают секреты писателей, обобщают и систематизируют их.
Ставить, понимать и сохранять учебную задачу. осуществлять действие самоконтроля (Р)
Читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач (П)
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М., 2010
Деменева Н.Н. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС. – М., 2012
Миронов А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. – В., 2013
Поташник М.М. Требования к современному уроку. – М., 2013
Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013
Соловейчик М.С. Тетрадь – задачник к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013
Видеоурок
Настоящее время глагола
Глагол может обозначать действие или состояние предмета непосредственно в момент речи:
В эти предложения можно добавить наречие «сейчас», которое помогает понять, что действие совершается в эту минуту, то есть в настоящем времени.
Глаголы могут также выражать действие безотносительно к определенному отрезку времени. В таком случае слова этой части речи обозначают постоянное или повторяющееся действие:
После зимы (что делает?) приходит весна.
Вечером (что делают?) зажигаются фонари на улицах города.
Обратим внимание, что категорией настоящего времени обладают только глаголы несовершенного вида, к которым можно поставить вопросы что делаю? что делаешь? что делает? и т. д.
Настоящее время — это грамматический признак глагола несовершенного вида, который обозначает, что действие происходит в момент речи, постоянно или повторяется.Глаголы в форме настоящего времени изменяются по лицам и числам (спрягаются).
Единственное число
Множественное число
- 1 лицо я (что делаю?) дума ю — мы (что делаем?) дума ем
- 2 лицо ты (что делаешь?) дума ешь — вы (что делаете?) дума ете
- 3 лицо он (что делает?) дума ет — они (что делают?) дума ют .
Формы настоящего времени глагола характеризуются наличием личных окончаний, написание которых зависит от принадлежности глагола к I или II спряжению.
Что такое времена глаголов?
Самостоятельная часть речи имя существительное изменяется по падежам и числам, прилагательное — по падежам, числам и родам. Глагол — это часть речи, которая изменяется по временам.
Глагол не просто обозначает действие предмета, а это действие связано со временем. С помощью глаголов мы можем совершить путешествие во времени, узнать, что было до того, как мы говорим об этом действии, что происходит сейчас или будет происходить после нашего разговора об этом.
Чтобы понять, что такое времена глагола, рассмотрим высказывания:
О ком говорится в этих предложениях? О клоуне. (Кто?) клоун.
Будущее время глагола
Глаголы несовершенного вида могут обозначать действие или состояние предмета, которое произойдет в будущем. Они образуют сложную форму будущего времени, состоящую из спрягаемого глагола «быть», выражающего лицо и число глагола, и неопределенной формы смыслового глагола:
- красить — я (что буду делать?) буд у красить;
- плакать — ты (что будешь делать?) буд ешь плакать.
Если глагол совершенного вида обозначает действие или состояние предмета, которое предполагается, что оно скоро произойдёт, то это слово находится в форме простого будущего времени:
Итак, глаголы имеют простую или сложную форму будущего времени в зависимости от их вида.
Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи и отвечают на вопросы что сделает? что будет делать?Глаголы совершенного и несовершенного вида в формах будущего времени изменяются по лицам и числам.
Похожая примета
На уроке мы рассмотрим глаголы прошедшего времени. Разберем, как изменяются глаголы прошедшего времени и их суффиксы. Для закрепления пройденной темы выполним контрольную работу.
Презентация
Прошедшее время глагола
В третьем и четвертом предложении глаголы отвечают на вопросы:
- клоун (что сделал?) станцевал;
- клоун (что делал?) танцевал.
Действие уже состоялось до того момента, как мы говорим о нем. Оно уже произошло ранее. Это глаголы прошедшего времени.
Глагол в форме прошедшего времени обозначает действие, которое произошло в прошлом и отвечает на вопросы что сделал? что делал?Понаблюдаем:
Котенок (что делал?) играл с клубком ниток.
Итак, подытожим наши исследования.
Вывод Глаголы изменяются по временам.У глагола в зависимости от того, какое действие оно обозначает по отношению к моменту речи о нем, различают три формы времени:
- настоящее время;
- будущее время;
- прошедшее время.
Время глагола можно определить по заданному к нему вопросу.
Времена глаголов | Отвечают на вопросы | Обозначают действия | Примеры |
---|---|---|---|
Настоящее | что делает? что делают? что делаю? что делаешь? | которые происходят в настоящем времени, в момент речи | рисует рисуют рисую рисуешь |
Прошедшее | что делал? что сделал? что делали? что сделали? | которые уже произошли или происходили в прошедшем времени, до момента речи | рисовал нарисовал рисовали нарисовали |
Будущее | что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? | которые произойдут в будущем времени, после момента речи | нарисует нарисуют нарисует нарисуют |
Упражнение
Определим времена глаголов в следующих предложениях.
Юля будет вырезать елочку из зеленой бумаги.
Тёмная туча надвинулась на солнце.
Редкие снежинки медленно закружились в воздухе.
После теплого дождя грибы в лесу будут расти один за одним.
Похожая примета
Времена глаголов — это настоящее, будущее и прошедшее время, которые обозначают, что действие происходит в момент речи, будет происходить или совершилось раньше.
Объясним ученикам 3 и 4 класса, что такое времена глаголов в русском языке. Но прежде напомним, какая часть речи называется глаголом.
Определение Глагол — это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?Понаблюдаем:
Ветер (что делает?) срывает листья с деревьев.
Мальчик (что сделал?) задумался над решением задачи.
Глагол обладает характерными грамматическими признаками, которые отличают его от слов других частей речи. Одним из таких признаков являются времена глаголов.
Как определить время глагола?
Время глагола можно определить, во-первых, выяснив, что глагол имеет форму изъявительного наклонения. Важно понять, что речь идет о действии или состоянии предмета, которое связано с его протеканием во времени. Далее выясним, что действие происходит сейчас, состоится после или состоялось до момента речи. С этой целью зададим соответствующие вопросы к исследуемому глаголу:
- что делаю? что делаешь? что делает? (настоящее время);
- что сделает? что будет делать? (будущее время);
- что сделал? что делал? (прошедшее время).
Рассмотрим следующие примеры предложений и определим время глаголов.
Настоящее время глагола
Что говорится о клоуне в первом предложении?
В первом предложении мы узнаем, что клоун выполняет действие именно сейчас, если зададим вопрос:
Если глагол обозначает действие, которое происходит в этот момент речи и отвечает на вопрос что делает? — это глагол в форме настоящего времени.Глагол «танцует» обозначает реальное действие в настоящем времени, как и слова этой части речи в такой же форме:
- утка (что делает?) плавает;
- солнце (что делает?) светит;
- дерево (что делает?) растет.
Видеоурок
Похожая примета
Настоящее, будущее и прошедшее время глагола — это непостоянный грамматический признак, который обозначает, что действие предмета происходит в момент речи, будет происходить после него или уже совершилось.
Время глагола — это грамматическая категория, которая выражает отношение действия к моменту речи.
Грамматическая категория времени связана с наклонением глагола. О времени можно говорить только применительно к глаголам изъявительного наклонения, которые характеризуются с точки зрения времени:
- я (что делаю?) звоню (в момент речи);
- я (что буду делать?) буду звонить (после момента речи);
- вчера я (что делал?) звонил (до момента речи).
Рассмотрим подробнее, что выражает настоящее, будущего и прошедшее время глагола. Узнаем, как правильно определить время у глаголов изъявительного наклонения.
Прошедшее время глагола
Глаголы изъявительного наклонения в форме прошедшего времени показывают, что действие состоялось до момента речи о нём.
Осенью певчие птицы (что сделали?) улетели на юг.
Ночью дождь (что делал?) лил как из ведра.
Глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам:
- дедушка (что делал?) смотрел фильм;
- мама (что делала?) смотрел а в окно;
- дитя (что делало?) смотрел о на нас;
- ребята (что делали?) смотрел и футбол.
Прошедшее время образуется от основы неопределенной формы глагола с помощью формообразующего суффикса -л-. Чтобы получить основу неопределенной формы, отделим от глагола окончание -ть, -ти.
Понаблюдаем, как образовать формы прошедшего времени глаголов:
- слави ть — слави л , слави л а , слави л о , слави л и ;
- погасну ть — погас , погас л а , погас л о , погас л и ;
- отполз ти — отполз , отполз л а , отполз л о , отполз л и ;
- привлечь — привлек , привлек л а , привлек л о , привлек л и .
У глаголов с суффиксом -ну- в неопределенной форме, а также заканчивающихся на -ти и -чь, в форме мужского рода прошедшего времени укажем две нулевые морфемы — суффикс и окончание.
Подытожим
Глаголы несовершенного вида изменяются в настоящем, будущем и прошедшем времени:
Глаголы совершенного вида имеют только две формы времени:
- простое будущее время — ты узнаешь;
- прошедшее время — ты узнал.
Будущее время глагола
Во втором и третьем предложении к глаголам зададим вопросы:
- клоун (что будет делать?) будет танцевать;
- клоун (что сделает?) станцует.
Действие, обозначенное глаголом, совершится в будущем, после того момента, как мы говорим о нем. Глаголы «будет танцевать» и «станцует» имеют форму будущего времени.
Глагол будущего времени обозначает действие, которое будет происходить, и отвечает на вопросы что сделает? что будет делать?Примеры
Собака (что сделает?) залает во дворе.
Мы (что будем делать?) будем петь песни.
Дети (что будут делать?) будут смотреть мультфильм.
Образец рассуждений
Слово «стучит» обозначает действие, которое происходит именно сейчас или повторяется в момент речи о нем. Глагол имеет личное окончание -ит и отвечает на вопрос:
дождь (он) (что делает?) стуч ит .
Это глагол в форме настоящего времени.
Мы посмотрим этот спектакль на следующей неделе.
Речь идет о действии, которое состоится после того, как о нем говорят. Глагол «посмотрим» отвечает на вопрос:
Это глагол совершенного вида в форме простого будущего времени.
Действие совершилось до момента речи о нем. Глагол «плыла» отвечает на вопрос:
Это глагол в форме прошедшего времени единственного числа женского рода.
Презентация
Читайте также: