Примета если благословил монах
Обновлено: 13.11.2024
Монахи – христиане, что ушли от радостей земной жизни. Находятся в постоянной молитве и аскетических подвигах. Миряне с уважением относятся к таким подвижникам, но брать благословение и исповедоваться им нельзя. Тогда, с чем обратиться к обычному монаху.
Каждый христианин призван Богом идти в Небесное Царство. Терпеть искушения, очищать душу от грехов. Делать добро ради Христа. Дорога к спасению души терниста, но Господь по Своему промыслу одаривает людей талантами, что помогут пройти этот путь.
Одному легче избавится от искушений работая врачом. Другому лучше стать поваром. Третий будет многодетным отцом. Четвертый примет монашество. Далеко не каждый может земным трудом сделать упражнение в постоянной молитве
Иногда священник дает целовать руку, а иногда касается ею головы человека. Или дает целовать свой наперсный (священнический) крест, даже если в руках есть напрестольный. Какие здесь нюансы?
Нюансов нет. Все перечисленное — благословение. Почему священники это делают, сказать сложно — все зависит от человека. Может быть, он просто стесняется давать для поцелуя руку (так бывает). Если это вызывает вопросы, то можно задать их самому священнику: почему так, а не по-другому.
А если стоит несколько священников, у кого брать благословение?
Можно у всех, но начать со «старшего по званию». Если непонятно, кто это, можно спросить, и остальные укажут на старшего собрата. Если среди священников есть архиерей, то в его присутствии давать благословение они не могут и брать благословение можно только у него.
Похожая примета
После слайдов «Как брать благословение», у читателей «Фомы» возникли вопросы, которые они задали в «Инстаграме» (кстати, подписывайтесь). Их было столько, что мы решили ответить на них еще одним выпуском.
В алтаре — настоятель храма (протоиерей) и архимандрит. У кого первого брать благословение?
«Старший по званию» — архимандрит. У него нужно брать благословение первым. Если непонятно, можно спросить напрямую или обратиться ко всем священнослужителям: «Отцы, благословите». Они сами укажут на того, у кого следует взять благословение в первую очередь.
В Грузинской Православной Церкви принято брать благословение?
Принято. Его берут во всех Православных Церквях без исключения.
А если священник под запретом?
Запрет — это когда за какие-либо проступки правящий архиерей запретил священнику проводить богослужение. Чаще всего священникам под запретом благословлять людей не разрешают — это прописывается отдельным пунктом в указе о запрете в служении.
Похожая примета
Казалось бы, что тут сложного: сложил руки «лодочкой» — и все. Но нет же: а какая рука сверху? А целовать руку священника потом или нет? А зачем вообще ему руку целовать? А благословение — это как поздороваться с батюшкой? На эти (и не только) вопросы отвечаем в «Слайдах».
Почему не благословляет монах
Монах дает три обета: девство или в зрелом возрасте безбрачие, послушание и нестяжание. И мирянин обещает Богу верность супруге и послушание. А богатствами, что приобретет, соглашается делиться с бедными. Каждый из них может спастись и угодить Богу своей жизнью.
На пути спасения верный христианин просит в трудах благословение у Бога, облегчает душу в Таинстве Исповеди. Благословляться и исповедоваться можно у архиереев и священников. Людей, которым разрешено совершать евхаристию.
Монах, что принял священный сан, стал иеромонахом, раздает другим Благословение Божие . Тогда его руками Господь принимает покаяние, совершает Церковные Таинство, благословляет на добро.
Без принятие священнического сана обычный монах готов выслушать кающегося, посоветовать путь духовного исправления, но не уполномочен Богом прочесть разрешительную молитву. Монаха просят о молитве, ведь тот посвящает этому деланию большую часть жизни.
Нужно целовать руку священника?
Все зависит от человека — можно целовать, а можно и нет. Действительно, у православных есть традиция целовать правую руку священника — но не потому, что он святой, а потому, что руками он совершает таинство Евхаристии — пресуществление (превращение) вина и хлеба в Тело и Кровь Христовы. Если не хотите — не целуйте. Никто не обидится.
Что такое благословение?
Это когда священник осеняет человека крестообразно пальцами, сложенными в виде букв IС ХС — Иисус Христос. В этом случае священнослужитель выступает проводником — через него благословляет сам Бог.
А если священник без рясы и креста? Брать благословение?
Если считаете уместным — да. Священники иногда не надевают рясы вне богослужебной жизни, и, если вы встретили знакомого батюшку на улице, можно подойти под благословение.
Благословение — это приветствие со священником?
Нет. Поздороваться со священником можно, как и с обычным человеком, и брать при этом у него благословение не обязательно. Но у нас уже сложилась такая традиция, что, встретив священника, после приветственных слов мы говорим «благословите» и складываем соответственно руки.
Похожая примета
Среди людей крепок стереотип, что в монастырь уходят лишь от одиночества или горя, если не могут найти своего «места в жизни» или чтобы отмолить страшный грех. Мы собрали истории современных монахов и убедились, что это далеко не всегда так.
Монахиня Елисавета (Сеньчукова), пресс-секретарь епархиального управления Якутской и Ленской епархии
Мария Сеньчукова — так в миру звали монахиню Елисавету — приняла постриг в 31 год. Многие в ее окружении считали, что поторопилась, что могла бы еще выйти замуж, построить семью. А она была уверена, что семья — это не ее путь. И лет с 18 всерьез начала думать о монашестве. Ее путь к постригу оказался долгим, но насыщенным — такое «безысходностью», от которой хочется бежать, не назовешь точно. В итоге выпускница Института философии ГАУГН и успешный журналист Мария нашла свое настоящее призвание.
«Шли годы, я стала заниматься преподаванием, потом журналистикой, потом попала в командировку в Якутию, потом переехала туда, чтобы работать в епархии, потом приняла монашество. Чин ангельский, между прочим. Думаю, это правильно. Потому что когда-то еще девочкой-подростком меня не длинные черные одежды восхитили. Меня через них Господь за плечо тронул. Позвал. Призвал. И я откликнулась, хотя откликалась долго. Поэтому журналистика, к которой я пришла не по призванию, а по обстоятельствам, меня к Нему и привела», — рассказала мать Елисавета.
Всем, кто ищет в монашестве укрытия от кажущейся бессмыслицы в жизни, но всё же хоть немного, но колеблется, она советует подождать: «. Тут надо быть особенно осторожными. Слишком велик соблазн сбежать от себя в черном длиннополом платье и спрятаться в монастырских стенах… Монашество может быть ответом на ваши терзания и искания только в одном случае: если вы поняли, что не можете без Бога».
Мать Елисавета убеждена, что именно в этот момент осознания себя монахом и происходит перемена человека — а не во время самого пострига.
«Перемена ума происходит не тогда, когда ты при постриге ползешь по храму под пение тропаря “Объятия Отча”, а когда еще до пострига вдруг понимаешь, что твое сердце целиком и без остатка забрал Бог. Ты сам отдал Ему свое сердце. В груди теперь дыра, и она вечно болит. Вариант один — отдать себя вместе с сердцем, руками и ногами, головой и каждой клеточкой мозга».
Иеромонах Геннадий (Войтишко), руководитель Сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.
«Я и представить не мог, что буду священником. Да еще монахом. Я воспринимал себя исключительно как специалиста в области маркетинговых коммуникаций и пиарщиком, хотя иногда и начинал подумывать о том, как бы всё своё время посвящать служению Богу, Церкви и людям», — рассказал отец Геннадий в интервью «Фоме».
Действительно, большая часть жизни Романа (так его звали до пострига) была связана совсем не с Церковью. Он пришел в храм во время учебы на историческом факультете Брестского государственного университета. Начал петь на клиросе, много читал духовной литературы, но при этом за десять лет причащался всего несколько раз. Потом была работа на телевидении, приглашение на госслужбу, предложение работать в Москве — заниматься рекламой и пиаром. С профессиональной точки зрения жизнь стремительно шла в гору, но через пять лет такой карьерной гонки Роман вдруг осознал, что давно не был в храме: «Я спросил себя: “А вообще-то, я живу как христианин?” И сам себе ответил: “Нет”».
С этого момента началась его «карьера» церковная: работа в информационной службе отдела религиозного образования и катехизации. Там он и понял, что хочет стать монахом — почувствовал, что Господь призывает к такому служению.
«Я помню момент пострига, когда склонил голову и услышал: “Постригается раб Божий Геннадий…”. “Кто это — Геннадий?” — думаю. И тут понимаю, что это я: это в миру меня звали Романом, а в постриге владыка нарек мне имя в честь святителя Геннадия, архиепископа Новгородского», — вспоминает иеромонах.
Постриг сильно изменил бывшего пиарщика. И эти изменения он чувствует до сих пор.
«После пострига и рукоположения я начал осознавать: внутри меня происходят серьезные, глубокие изменения. Раньше я мог резко реагировать на раздражающие меня слова или действия другого человека. Теперь я стал замечать, как действует благодать, “всегда немощное врачующая и оскудевающее восполняющая”. И внутренние изменения я чувствую до сих пор, это — та сила, та внутренняя опора, которая дается Богом на ежедневное несение своего служения двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, триста шестьдесят пять дней в году», — говорил отец Геннадий.
Иеромонах Кирилл (Зинковский) — ректор Николо-Угрешской духовной семинарии и иеромонах Мефодий (Зинковский) — клирик Казанского храма в Вырице
Близнецы Евгений и Станислав родились и выросли в обычной советской семье, в которой говорить о Боге было просто не принято. Отец-профессор и ребятам прочил научную стезю. Всё к тому и шло: в школе мальчики прекрасно учились, с отличием окончили ленинградский политех. После блестящей защиты диссертаций в 1995-м им предложили годовые стажировки в Штатах или Голландии, но они отказались — и в этом же году неожиданно для близких поступили в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. И на первом же курсе приняли постриг.
«Был один знаковый случай. Тогдашний ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Тихвинский Константин (Горянов) взял нас к себе иподиаконами. Однажды он служил в храме святой Екатерины в Мурине. Обычно владыка после службы сразу уходит, а тут почему-то сел в кресло в алтаре отдохнуть, а мы вдруг одновременно решили сказать ему, что мы в этом храме крестились. Он в ответ: “А, ну значит, вы уже не неофиты, надо монашество принимать”. Владыка, видимо, почувствовал наш настрой, но у нас было намерение принимать монашество где-то в монастыре. Даже перед семинарией мы пытались скромно объяснить духовнику, что мы уже много в жизни учились, а книжки мы и сами можем почитать, нас научили с литературой работать. Но батюшка благословил нас на духовные школы, а после предложения владыки — и на постриг при Академии. В обоих случаях отец Иоанн просил только съездить к известному старцу, протоиерею Николаю Гурьянову, он его 40 лет знал», — рассказал «Фоме» отец Мефодий.
А вот его брат, отец Кирилл, отвечает на вопрос о монашестве кратко: «Эта мысль сама выросла в душе».
Иеромонах Прохор (Андрейчук), насельник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря
Игорь Андрейчук рос в верующей семье, но был абсолютно обычным подростком: учился в металлургическом техникуме, ходил на дискотеки, иногда возвращался нетрезвым, в себе особо не копался и уж тем более ни о каком своем призвании не размышлял. К шестнадцати годам у юноши развилась сильная аллергия, и мама, параллельно с медикаментозным лечением, подолгу молилась о здравии сына. Однажды уговорила его съездить в Дивеево. «Храмы, монашки, бесконечные богослужения… я был просто в шоке. Сперва меня это все очень удручало: день и ночь молитва, и никакой тебе комфортной гостиницы — убогий домик с удобствами на улице. Но мама каждый день молилась преподобному Серафиму Саровскому, и сердце мое потихонечку начало оттаивать», — вспоминает иеродиакон Прохор в своих заметках, которые публиковал «Фома». К концу пребывания в обители юноша вдруг проникся монастырской жизнью: осознал, что в ней нет ничего лишнего, суетного, только Бог. «Когда в день отъезда я подошел приложиться к иконе Божией Матери “Умиление”, меня вдруг пронзила мысль: я должен стать монахом».
Через месяц Игорь с мамой поехали в паломничество в Псково-Печерский монастырь, и молодой человек понял, что хочет остаться там навсегда. Так и случилось — в 1995 году он поступил послушником в обитель, а через пять лет его постригли в монахи.
«Самые радостные воспоминания из моей монашеской жизни — это те моменты, когда мы с батюшкой, с отцом Иоанном (Крестьянкиным), гуляли, читали каноны, акафисты на свежем воздухе под пение птичек, белочки к нам спускались, их можно было покормить из рук. Это были самые-самые радостные, благодатные, неповторимые минуты! Такое спокойствие, такой свет от него исходил! До сих пор помню, как ласково он меня всегда встречал: «Ой, Проша пожаловал. » — вспоминает отец Прохор.
Благословение нужно брать на что-то, а не просто так?
Можно и «просто так», а можно на что-то, например, перед началом какого-либо важного дела: перед поступлением в вуз, переездом в другой город и так далее. Такое благословение обычно берут у своего духовника.
Можно ли брать благословение у игумении — она же не совершает Евхаристию?
Можно. В первую очередь это касается насельниц обители, но брать благословение у игумении (настоятельницы монастыря) можно и мирянам. Действительно, игумения не совершает Евхаристию, поэтому благословляет она не рукой, как священник, а крестом — и его же дает целовать. Благословение игумении — не священническое.
У кого можно брать благословение?
У священников и архиереев (епископов, архиепископов, митрополитов и патриархов) — то есть у тех, кто может сам совершать Евхаристию. У дьяконов, иподьяконов и прочих присутствующих и даже служащих в алтаре мужчин благословение брать нельзя. Даже если попросить, то они не дадут. Так бывает: бородатого человека в подряснике легко перепутать со священником.
Как складывать руки?
Согнуть руки в локтях, ладони вверх, правая рука поверх левой. Движение очень похоже на то, когда из родника пытаешься двумя руками зачерпнуть воды и попить из ладоней. В ответ на это движение священник крестит человека рукой и кладет ее на ладони.
Похожая примета
Многим прихожанам православной церкви известны церковные приметы и суеверия, однако большинство неверно их трактует. Какие же каноны поведения в храме имеют под собой смысловую основу, а какие — нет? И что по-поводу суеверий думает сама церковь?
В церкви нельзя разговаривать.
Считается, что если прихожанин будет говорить в церкви, то навлечет на себя скорби. Очень часто это правило воспринимается буквально, и люди, заходя в храм, бояться много говорить, чтобы не накликать на себя беду.
Такое правило не имеет ничего общего с церковным уставом.В храме Божьем разрешено говорить, если, конечно, речь не идет о пустых разговорах, которые отвлекают от молитвы остальных прихожан.
Нельзя спрашивать в церкви время.
Спросить, сколько времени, значит, укоротить себе жизнь. По другой версии, в церкви нельзя спрашивать о времени, так как на небесах понятия времени не существует, и своим вопросом прихожанин может разгневать Бога.
Почему беременным нельзя ходить в церковь.
Эта церковная примета достаточно распространенная. Некоторые прихожане считают, что женщину во время беременности можно легко сглазить, а порча чаще всего наводится, как ни странно, именно в храмах. По другой версии, беременным нельзя ходить в церковь потому, что в своем положении ей сложно отстоять всю службу.
В любом случае, церковь не запрещает ходить беременным в храмы, а наоборот, поощряет.
Нельзя скрещивать руки за спиной.
По словам священнослужителей, это старинное суеверие не имеет под собой никакой основы. Те, кто в это верят, считают, что бесы начинают крутиться возле человека со скрещенными руками. Такая поза как бы создает карусель для нечистой силы.
Священнослужители таким сказочкам только улыбаются. Они уверены в том, что то, как вы стоите в церкви не имеет никакого значения – это сугубо этический момент, который отражает вашу покорность и преданность Богу.
Нельзя сидеть в храме.
В отличие от позы, следующий вопрос оказался более категоричным. Сидеть в храме святые отцы не рекомендуют. По религиозным канонам подобные привилегии имеют только больные или очень уставшие люди.
Можно ли ходить в церковь во время месячных?
Существует версия, что женщина во время менструального цикла считается «нечистой», то есть в такие дни путь в церковь должен быть запрещен. По другой версии, кровь, «нечистота» женщины, привлекает бесов. Есть еще одна версия — менструальная кровь является проявлением сексуальности, что считается в церкви недопустимым.
А вот, что по этому поводу говорят церковные правила:
Ветхий завет запрещает посещение церкви в следующих случаях: проказа, гнойные выделения, семяистечение, время очищения рожениц (40 дней родившая мальчика и 80 дней, если родит девочку, Лев. 12), женское кровотечение (месячное и патологическое), прикосновение к разлагающемуся телу (трупу). Это связано с тем, что косвенно эти проявления связаны с грехом, хотя и не являются сами по себе греховными.
Но, поскольку, для религии важна нравственная чистота верующих, то списки запретов при составлении Нового Завета пересмотрели и оставили всего 2 ограничения к посещению храма:
для женщин после родов (до 40 дней, во время послеродовых выделений);
для женщин во время месячных выделений.
Причин считать, почему в эти периоды женщина может быть «нечистой», несколько.
Во-первых, причина чисто гигиеническая. Ведь само по себе явление таких выделений связано с подтеканием крови из половых путей. Так было всегда, и во времена отсутствия надежных средств гигиены от протекания. А храм в свою очередь не может быть местом кровопролития. Если придерживаться данного объяснения, то сегодня, воспользовавшись тампонами или прокладками, можно предотвратить возникновения подобного казуса, и посетить церковь.
Во-вторых, причина «нечистоты» объясняется тем, что эти выделения женщины связаны с отторжением эндометрия вследствие родоразрешения (что косвенно подразумевает совершение первородного греха родившегося младенцем), либо очищения в связи гибелью яйцеклетки и её выходом вместе с кровью.
По сути, явившись в период послеродовых или месячных выделений, женщина не совершит никакого греха. Ведь для Бога важна в первую очередь внутренняя чистота человека, его помыслы и поступки. Скорее это будет выглядеть неуважением к соблюдению правил храма и его жизни. Поэтому поступаться данным ограничением следует лишь в случаях крайней необходимости, чтобы подобные поступки не стали в будущем поводом для чувства вины у женщины.
На сегодняшний день почти все священнослужители сходят в решении этого вопроса к тому, что заходить в церковь и молиться женщине с кровяными выделениями можно, но стоит воздержаться от участия в религиозных ритуалах (исповедь, причащение, миропомазание, крещение и т.д.) и прикосновениям к святыням.
Отсюда и вывод - наверное, не стоит доверять всем суевериям и приметам, связанным с посещением церкви.
Не стоит забывать, что все приметы придумали мы сами. Обрядность, придуманная людьми, и вера — вещи совершенно разные.
При посещении церкви достаточно соблюдать самые простые правила:
В какой одежде считается приличным зайти в церковь?
Даже если вы неверующий и решили зайти сюда из простого любопытства, помните, что неуместно посещать церковь в туалете ярких расцветок. Верующие пришли сюда помолиться, и ничто не должно их отвлекать от этого действа. Женщины надевают платье темных тонов и лишь к святому причастию — белое. Нельзя заходить в церковь в шортах, женщинам — в брюках. Это может закончиться тем, что прислужник выведет вас на улицу.
Как вести себя в церкви и, в частности, во время службы?
В церковь входят медленным шагом, осенив себя крестным знамением. Стоят скромно и молча. Если возникает необходимость что-нибудь сказать, делают это тихо и коротко. Желательно приходить к началу службы. Опоздавшие входят незаметно. Нежелательно входить в церковь во время главных молитв: чтения Евангелия, пения «Отче наш» и т. д.
Можно ли уйти во время богослужения?
Только очень тихо. Нежелательно уходить во время главных моментов литургии. Верхом неприличия считается уход из церкви во время проповеди.
Когда целуют крест?
Принимая благословение. Сначала целуют крест, затем руку священнослужителя.
Нужен ли головной убор в церкви?
Считается приличным, когда женщина входит в церковь с покрытой головой, а мужчина без головного убора.
Как вести себя в иноверной церкви?
Прежде чем туда заходить, чтобы посмотреть богослужение или осмотреть храм, неплохо бы узнать о главных особенностях исповедания, чтобы не допустить бестактности и не нарушить тех или иных правил. Нельзя делать замечания и комментировать тот или иной обряд, спрашивать о значении той или иной молитвы. Зайдя в чужой храм, нужно с уважением относиться к иной религии и тем, кто ее исповедует.
Следует знать, что в церкви вас никто не подвергнет наказанию, главное с каким сердцем и душой вы туда заходите и что чувствуете, стоя в молитве!
По незнанию христиане часто следуют канонам и правилам, которые на самом деле не прописаны в церковном уставе. Как узнать, что продиктовано волей Божьей, а что является суеверием или просто народной приметой?
Бывает мы стесняемся, когда не знаем, как правильно класть крест, молиться, совершать священные обряды. Хочется спросить у сведущего церковного человека, но боязно. Начинаем сами придумывать, чужие домыслы слушать. Так и получается, что суеверные приметы давно перемешались у нас с истинно евангельскими правилами. Вот только некоторые из примеров, которые часто вызывают у нас сомнения: суеверная это примета или же христианское правило?
Примета свеча погасла или упала - к беде. Одна из самых распространенных суеверных примет. Любой церковнослужитель подтвердит вам: ничего страшного не случится, если свеча вдруг погаснет, наклонится или начнет коптить. Мы любим нагнетать обстановку, придумывать то, чего не существует. Если свеча начинает коптить, то, скорее всего, виной тому материал, из которого она была изготовлена. Гаснет? Это может случиться из- за легкого дуновения ветерка. Просто зажгите ее вновь.
Примета - когда зеваешь, надо крестить рот рукой. Это существующее церковное правило, однако оно не обязательно для исполнения. Если вам не хочется крестить рот всякий раз, когда вы зеваете, то делать этого не нужно. Но помните, что крест - это всегда добрый знак, поэтому осенить себя им лишний раз - тоже хорошо. Есть и другое мнение: будто в момент, когда человек зевает, к нему в рот могут залететь бесы и попасть оттуда в душу. Это чистой воды суеверие. Нечисть не может попасть к нам извне. Единственный для нее способ оказаться внутри - это зародиться у нас в душе. Поэтому лелейте в себе только добрые помыслы, тогда и бесы не потревожат вас.
Примета - назад вернешься - пути не будет. Иногда, забывая что-то дома, нам приходится возвращаться. Многие считают это дурной приметой: дескать, не будет дальше дороги. Но подумайте сами, разве Бог не сопровождает нас везде и всегда? Разве не ведет он нас за руку как детей своих? А если так, то возможно ли, что его благословение исчезнет из-за того, что нам пришлось возвращаться из-за своей забывчивости? Перед вами примета, никак не подкрепленная в Священном Писании. Это все людские выдумки. Отказаться от нее сразу, быть может, вам будет трудно. А вы поступите так. Когда придется в очередной раз за чем-нибудь вернуться, перекреститесь три раза и скажите: «Господи, на все воля Твоя». И он обязательно благословит ваш путь.
Чтобы молитва была действеннее, нужно молиться, стоя на коленях. Нигде в церковных канонах не прописано, как именно нужно молиться. Самое главное в молитве - искренность, слова, идущие от сердца. Читая Евангелие, мы можем заметить, что и сам Иисус Христос не всегда преклонял колени. Часто не делали этого и святые. Посмотрите на прихожан в церкви. Кто-то падает ниц, другие стоят, третьи (как правило, пожилые люди) сидят на лавочке. Лучше думайте о том, с какими чувством и мыслями вы произносите молитву. Это самое важное.
Примета - клясться нельзя. Сколько раз мы слышали: «Не клянись, это грех!» Так ли это на самом деле? Да, так. Сам Господь наш в Евангелии говорит: «Не клянись вовсе» и поясняет: «Пусть слово ваше будет да или нет, а что сверх этого, то от лукавого». Мы не знаем, что нам уготовано, и не знаем, что произойдет с нами в следующий момент. Как можем клясться мы, не будучи ни в чем уверенными? Самые страшные клятвы - те, которые подкрепляются самыми дорогими для нас вещами. Мы говорим: «клянусь жизнью матери», «клянусь своей жизнью». Слова эти - большой грех.
Примета - с четверга на пятницу снятся вещие сны. Верить в сны церковь не рекомендует. И уж тем более смотреть их толкования в сонниках. Если вам приснилось плохое сновидение, наутро перекреститесь и скажите: «Господи, на все воля Твоя». И забудьте о нем, не думайте. Иногда к нам во сне может прийти святой, наш ангел- хранитель или сам Господь Бог. Так нас сверху направляют на путь истинный, подсказывают нам. К таким снам можно прислушаться, задуматься, что вам хотят сказать свыше.
Каждый христианин должен носить нательный крест. Действительно, церковь приветствует ношение креста православными людьми. Что такое крест? Это символ нашей веры, свидетельство нашего служения Господу Богу. Он нас охраняет, помогает справляться с трудностями. Если вам необходимо его снять на некоторое время в силу определенных обстоятельств, ничего страшного в этом нет. Знайте, Господь всегда рядом, даже если на вас не надет крест.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Целовать надо не руку, а крест на поручах?
Можно руку, можно крест на поручах (часть богослужебного облачения на предплечье) — это зависит от священника. Здесь нет строгого регламента. Иногда священник жестом показывает, как ему удобнее. Почему? Лучше спросить у него.
Какая деталь в облачении священника отличает его от диакона, который не может давать благословение?
Наперсный (священнический) крест. Если крест есть — это священник.
На улице незнакомый монах или священник в рясе. Как себя вести?
Как и с любым незнакомым человеком: можно пройти мимо, а можно поздороваться (а у священника взять благословение). Если он в рясе, то готов к тому, что на него будут обращать внимание.
Кто придумал благословение?
Бог. Сам Иисус Христос перед вознесением на небо благословлял апостолов: И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их (Лк 24:50).
Читайте также: