Преображение господне история праздника кратко приметы

Обновлено: 14.11.2024

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.

Почему в этот день в храмах освящают яблоки

С первых веков Церкви на Преображение было принято освящать виноград. Символика этих плодов земли многообразна, прежде всего, связана с установленным Самим Господом Таинством Причащения, когда вино «от плода виноградного» становится Кровью Христовой.

Яблочный Спас, освящение яблок в храме

Но в северных широтах виноград не растет, а яблоки как раз поспевали к середине августа. Так появилась не только традиция яблочных базаров на Преображение, но новый смысл освящения плодов земных, ведь яблоки издревле – символ Рая, к которому ныне причастна вся природа.

Все эти плоды приносились на молебен наряду с яблоками. Их также освящали молитвой с окроплением воды. После службы народ наделял церковнослужителей частью урожая, складывая его в особые корзины. Освящали на Преображение также первые колосья. Их хранили у икон – до весны, когда начнется сев.

История:

Тогда же Господь, начиная «настраивать» апостолов к предстоящим событиям, сказал, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть (Мф 16:21). Слова эти так опечалили апостолов, что Петр даже стал прекословить Учителю: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! (Мф 16:22).

По прошествии нескольких дней Господь, взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор, чтобы помолиться. И когда они оказались на вершине, Христос преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф 17:1–2). При этом явились два великих ветхозаветных пророка — Илия и Моисей, которые беседовали с Господом о Его будущих страданиях и смерти (Лк 9:31).

На гору опустилось светлое облако, из которого раздался голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф 17:5). Апостолы в ужасе упали на землю.

Когда же они услышали слова, обращенные к ним: встаньте, не бойтесь (Мф 17:7), и поднялись, то ветхозаветные пророки и облако уже скрылись, а перед ними стоял их Учитель — уже не сияющий ослепительным светом.

Так Спаситель приоткрыл апостолам Свою Божественную природу, укрепив их в вере перед Своими грядущими мучениями и смертью на Голгофе и показав каждому, кто последует за Ним, тот свет, которым он преобразится в Царствии Небесном.

Что мы знаем о празднике

Дата: 19 августа
Статус: двунадесятый праздник

Событие: мы вспоминаем евангельское событие, когда на горе Фавор апостолы Иоанн, Петр и Иаков увидели Христа во всей Его Божественной, вечной славе.

Похожая примета

19 августа (6 августа по старому стилю) православные вспоминают событие, когда Спаситель явил своё Божественное величие своим близким ученикам – апостолам Петру, Иоанну и Иакову. Произошедшее описано сразу в трёх Евангелиях - от Матвея, от Марка и от Луки.

За сорок дней до своей смерти на Голгофе, Иисус Христос в сопровождении учеников Петра, Иакова и Иоанна отправился помолиться на гору Фавор.

Во время молитвы на вершине горы ученики увидели, как их Учитель преобразился "и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет"

Фото из открытого источника. Фото из открытого источника.

Также перед глазами удивлённых учеников предстали и два великих ветхозаветных пророка - Илия и Моисей, которые говорили с Господом о его последних днях жизни, страданиях и смерти. Апостолы были поражены и наблюдали за происходящим.

Вдруг на гору опустилось светлое облако, из которого ученики услышали голос: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте".

Это был голос Бога Отца.

Испугавшись, апостолы пали ниц.

Преображение Господне фреска Дечаны. Фото из открытого источника. Преображение Господне фреска Дечаны. Фото из открытого источника.

Тогда Иисус сказал им встать и не боятся. Когда ученики поднялись с земли, то не было рядом уже ни ветхозаветных пророков, ни облака. Стоял пред ними только их Учитель, в привычном своём образе.

Иисус запретил Петру, Иоанну и Иакову раскрывать тайну Преображения "доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых".

Когда начинается Успенский пост

Два из трех празднований приходятся на пост, посвященный Успению Божией Матери. Его начало приходится на «Медовый Спас», 14 августа. Это установление Церкви глубоко символично: Божие благословение стяжевается трудами молитвы, телесного воздержания, малыми по сравнению с Крестной Жертвой Спасителя, но все же очень важными.

По слову свт. Феофана Затворника, «никто не придет ко Христу, если Отец не привлечет. Но и Отец влечет подающего Ему руку. Ибо сотворить нас Бог мог без нас, а спасти нас без нас не может. В устроении спасения дивно сочетаны свобода и благодать».

Поэтому пост, хотя краток, но достаточно строг, приближаясь даже к Великому.

Лишь на Преображение ради великого праздника Церковь благословляет вкушать рыбную пищу.

Три Спаса в августе: медовый, яблочный, ореховый

Свет Царства, по сути, освещает весь этот месяц, когда особенно остро чувствуется необходимость помощи Божией человеку, который трудится на земле, приносящей свои плоды.

Издревле земледельцы понимали: каждый их шаг требует благословения, освящения.

Отсюда народное именование августовских церковных торжеств «Спасами», ведь это слово значит «Спаситель», Христос, Сам освящающий каждый шаг человека, спасающий весь Им сотворенный мир. Какого числа празднуется медовый и ореховый:

Другие народные традиции и обряды

Среди традиций, которые хранили русские крестьяне, были как благочестивые христианские обычаи, так и остатки язычества «от дедов-прадедов».

Дела милосердия

Они были совершенно обязательны и связаны, прежде всего, с «райскими плодами», освященными яблоками. Их не просто приносили к храму, но после освящения раздавали тем, кто не имел возможности «разговеться яблочком». Это нищие, больные, престарелые.

Нарушителей этого обычая, скупых, немилостивых, народная традиция строго порицает, как изгоев общества:

«А не дай-то, Боже, с ними дела иметь! Забыл он старого и сирого, не уделил им от своего богачества малого добра, не призрил своим добром хворого и бедного!»

Райские яблоки

Народные предания говорили, что на этот день яблоки получают еще и умершие. Им, утверждали крестьяне, непременно раздают эти райские плоды, но лишь если их родные, оставшиеся на земле, строго блюли «пост на яблоки» до праздника. Поэтому принято было:

  • относить освященные плоды на могилы умерших детей; обычно это делали матери; считалось, что если по каким-то причинам погребение далеко, необходимо положить яблоко вообще на любую из детских могил;
  • так же «угощать» яблоками всех ушедших из этого мира родных.

Понятно, что здесь тесно переплелись любовь к близким и отголоски языческих тризн.

Обычай садоводов

Те, кто имел яблоневые сады, считали праздник для своей семьи особым. Было принято по окончании праздничной службы приглашать священника непосредственно в сад. Хозяева выносили образ Преображения, после чего совершался особый молебен.

А затем, несмотря на праздник, сразу начиналась уборка урожая – ведь это дело получало Божие благословение.

Особенности стола

Кроме благословляемых Церковью рыбных блюд, на праздник обычно делали самую различную выпечку из других плодов земных. Пироги, блины с яблоками, ягодами, грибами, правда, делались строго из постного теста.

Еще в начале XX в. по деревням было немало связанных с праздником суеверий. Среди них:

  • обычай загадывать желание, съедая первый кусочек освященного яблока; особенно привержена была ему молодежь, прежде всего, девушки, стремившиеся выйти замуж;
  • «заклинание полей», когда местные знахари, как правило, пожилые люди, на рассвете отправлялись на нивы, поливая их конопляным маслом и уговаривая «Мать-сыру-землю» «унять «всяку гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела». Так, по мнению некоторых, с земли снималась «порча»;
  • «провожание солнца»; этот полуязыческий обычай – также следствие немощи человеческой, ведь после Преображения дело шло к осени, дождям, а теплые дни были так нужны для уборки хлеба; поэтому вечером праздничного дня молодежь выходила на окраину деревни, туда, где хорошо видно закатное солнце, и, едва его диск касался линии горизонта, запевала песни, призывающие «солнышко» подождать, еще немного согреть лучами землю.

Не менее русских, впрочем, суеверны были другие славянские народы, пусть и принявшие христианство на несколько столетий раньше.

Стихи о Яблочном Спасе

Преображение – один из самых, может быть, эстетически прекрасных праздников. Кажется, сама природа священнодействует, принося Господу начатки своих плодов: гнутся ветви под тяжестью яблок, ярких, румяных.

А над всем этим празднично сияют купола храмов, слышатся древние богослужебные распевы. И верно, не наступил ли здесь, на земле – Рай?

Радость праздника не раз отзывалась в душе русских поэтов, которые не могли не видеть его красоты.

Вот как пишет о празднике Александр Блок, чья душа не раз металась ища Истину:

В светлый день Преображенья

Дух безумца поражен:

Из неволи, из смятенья

Голос Твой услышал он.

Ныне скорбный, ныне бедный,

В лоне Вечного Отца,

Близ Тебя, в лазури бледной

Жаждет нового конца…

А вот как точно передает атмосферу праздника Борис Пастернак:

Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная как знаменье,
К себе приковывает взоры.

Творчество на тему Яблочного Спаса продолжается и в наши дни. Вот стихотворение современной поэтессы, Лидии Кулешовой

Все лишнее, ненужное,
Все суетно- нездешнее
Развеется, как дым.
Рассеется, закружится
Моя любовь поспешная
К светилам молодым.

Фаворский свет над рощицей
Седьмое небо вытянет
На нитке журавлей!
Летит оно, полощется
Серебряными нитями,
Колосьями полей,

Преображение Паоло Веронезе

«Царством Божиим, пришедшим в силе» называет Преображение Сам Господь.

Приметы этого дня

Преображение считалось началом осени: «Со Спаса Преображения — погода преображается». Народ издавна примечал особенности погоды, по которым пытался определить, каким будет остаток лета, важный для сбора хлебов, какой – грядущая зима. Вот некоторые из народных примет:

  • считалось, что погода на этот день – своего рода «прогноз» на январь, ветрено ли, солнечно или, наоборот, пасмурно;
  • солнце на Преображение, по мнению крестьян – к холодной зиме;
  • очень опасались крестьяне дождя на Преображение – такая погода грозила затянуться на все время уборки зерна; потому дождь именовали «хлебогноем»; если день выдастся сухим, то такой будет вся осень.

Похожая примета

Что нельзя делать на Преображение Господне 2021: традиции и приметы

Что нельзя делать на Преображение Господне 2021: традиции и приметы

Преображение Господне - один из двенадцати главных праздников церковного календаря, который православная церковь ежегодно отмечает 19 августа 18.08.2021, Sputnik Грузия

справки

календарь религиозных праздников

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

Почему нельзя есть яблоки до 19 августа?

Благочестивая традиция русского крестьянства запрещала это весьма категорически. Это было связано с желанием освятить урожай, получить благословение Божие, прежде чем начать пользоваться плодами земли.

Протоиерей Андрей Ефанов упоминает о древнем запрете для иноков вкушать виноград до Преображения. Это, по его словам, «реализация неписаного принципа: «сначала – Богу, потом – нам» и напоминание о том, Кто является настоящим Хозяином вселенной». На Руси то же относилось к яблокам.

Хорошо знали люди богословские смыслы их освящения, хотя иногда трактовали их наивно. Вот какое народное толкование приводит И.С.Шмелев в книге «Лето Господне»:

«Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха! А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который до окропленья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда».

Впрочем, современные пастыри скептически относятся к суевериям вроде разговоров о возможности заболеть после употребления яблок до праздничного освящения, или влияния нарушения неписанного запрета на будущий урожай.

Многие священники подчеркивают, что:

  • правило воздержания от плодов нового урожая – монашеское, а не мирское;
  • оно – наследие аграрной цивилизации, крестьянской традиционной культуры, ныне фактически не существующей.

Однако, есть священники, которые требуют следования древним правилам. Вот что рассказывает об этом, например, Людмила из Омска: «Однажды на исповеди священник меня спросил, ела ли я виноград, яблоки или иные плоды до их освящения в день Преображения (19 августа). Я ответила утвердительно, и за свою любовь к фруктам получила от батюшки наказание – месяц не есть виноград и яблоки».

Поэтому, если вопрос вызывает сомнения, его лучше решить со своим духовником.

Когда празднуют Яблочный Спас, в каком месяце

Так как исторически событие случилось незадолго до смерти Спасителя, празднование должно было приходиться на Великий Пост. Однако с древности Церковь посчитала радость этого видения Царства трудно совместимой с его строгостью. Так празднование было перенесено на август. О связи его с крестными страданиями Господа напоминает то, что Преображение отмечается за 40 дней до Воздвижения Креста (27 сентября), праздника, связанного с обретением Честного Древа царицей Еленой в IV в.

История и смысл православного церковного праздника Преображение Господне

Событие, которое отмечает Церковь, произошло, согласно Евангелистам, незадолго до Крестных страданий Спасителя. Древнее предание свидетельствует, что случилось это ровно за 40 дней до них. Тогда Христос, готовя учеников к будущим событиям, стараясь укрепить их веру, повел троих из них, самых ревностных (Петра, Иоанна, Иакова) на «гору высокую» для ночной молитвы. Во время ее ученики внезапно увидели, что их Учитель изменился, преобразился. Евангельское описание говорит об этом так:

«Вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк 9:26).

Преображение Господне. Андрей Рублев.

Евангелисты сравнивают это видение славы Божией с сиянием солнца, белизну одежд Господа – со снегом (Мк. 9:3), светом (Мф. 17:1). «Равви» Которого Апостолы так, кажется, хорошо знали, предстал Тем, Кем был – Богом Живым. Ему предстояли двое благолепных святых. Ученики почему-то сразу узнали пророков Моисея, выведшего иудеев из Египта, и Илию, явившегося из Рая, ведь он с телом был взять на небо.

Вспомнили ли они слова пророка Исайи о виденной им славе Господней:

«Горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5)?

Возможно, но чувства Апостолов были совсем другими. Преображение было не страшным, но радостным, открывшимся земным людям Царством Небесным «пришедшим в силе». Отсюда слова св. Петра: «Господи! Хорошо нам здесь быть...». В них не страх, а духовный восторг. Ответом на них был глас Самого Бога Отца, никем не слышанный со времен Моисея: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте»(2 Пет.1:17-18).

На этих словах видение окончилось. Апостолы вместе с Христом вернулись с горы – к миру, полному зла, скорбей. Сказанное Богом было повелением пройти земной путь, в конце которого ожидало Царство. Но свет его остался с ними – и с находящимися в созданной Господом Церкви.

Похожая примета

Икона праздника

Пророки Моисей и Илия — главные пророки Ветхого Завета. Моисей умер, не достигнув земли обетованной, Илия был взят на небо живым. Их явление, пишет Златоуст, означало, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Гора Фавор — пологая. Скалы на иконе — символ духовного восхождения верующего к Богу, а также образ крепкой, как камень, веры.

Апостолы, ослепленные светом, лежат на земле. Иаков и Иоанн закрывают рукой лицо, не смея взирать на Преображенного Спасителя, и только Петр смотрит на Христа, готовясь произнести слова: «Наставник! хорошо нам здесь быть».

Мандорла — круг света вокруг Христа, символ Божественной славы и величия.

Лучи света, исходящие от фигуры Христа — образ света Преображения: Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить (Мк 9:3).

Фаворский свет — свет Божественной славы, которым просияло лицо Христа во время Преображения. В XIV веке возник богословский спор о том, что это был за свет — тварный или нетварный. В итоге восторжествовала позиция святого Григория Паламы, который писал, что ученики Христа «видели, и видели доподлинно, то нетварное и Божественное Сияние, тогда как [Сам] Бог пребывал незримым в [Своей] пресущественной Сокрытости». И так как Сам Христос этим светом освятил человеческую природу, то и каждый уверовавший в Спасителя человек, по учению Церкви, может также сподобиться своего личного Преображения, восприняв нетварный, Фаворский свет. Таков величайший смысл этого двунадесятого праздника. Феофан Грек, знаменитый русский иконописец XIV века, написал одну из самых известных икон Преображения Господня. Сейчас она хранится в Третьяковской галерее.

Фаворский свет в палитре Феофана Грека будто бы «материализовался», вспышками присутствуя на каждом изображении.

На миниатюре Лицевого летописного свода Феофан Грек и Семён Чёрный расписывают церковь Рождества Богородицы в Москве.

Читайте также: