Почему нельзя рвать лотосы примета
Обновлено: 14.11.2024
Деревья в мифологии восточных славян занимают одно из почетнейших мест: одни от недугов лечат, другие — от проделок лешего спасают, третьи — оберегают дом и скотину от напастей. Перед деревьями испытывали благоговейный трепет, старались лишний раз не беспокоить, не рвать ветки и не обдирать кору, а также не взбираться по стволу, чтобы обозреть окрестности или собрать урожай.
Фото: Кириллица Кириллица Видео дняВ дереве восточные славяне видели своеобразную лестницу, где корни являлись олицетворением подземного царства, ствол — символом реального мира, а крона была обиталищем духов. И независимо от того, злые или добрые духи поселились в кроне, русские верили, что вряд ли божества обрадуются неожиданному вторжению залезшего по стволу человека. Не хочешь разгневать богов? Не рискуй! Относиться к священному дереву непочтительно — трясти, залезать на него, обрывать листья, рубить щепу — означало навлечь проклятье не только на себя, но и на всех живущих вблизи.
Во многих источниках сохранилось упоминание о священных деревьях. В сочинениях Константина Багрянородного середины X века встречается описание «огромного дуба», у которого «росы совершали жертвоприношения». Да и в более позднее время дубы сохранили значение святынь, мест совершения сначала языческих, а затем и христианских обрядов. У этнографа и филолога-слависта Николая Гальковского есть упоминание об интересном свадебном обряде, бытовавшем в Воронежской губернии до начала прошлого века. Молодые после венчания ехали к старому дубу и трижды обходили вокруг него, чтобы получить от Древа жизни благословение счастливого супружества. Одновременно старый дуб считался местом обитания нечисти. Предки-славяне верили, что на деревья слетаются бесы, чтобы похваляться своими проделками. К таким старым дубам старались близко не подходить.
В монографии «Символика деревьев в традиционной культуре славян» этнолингвист и фольклорист Татьяна Агапкина пишет, что в центральных областях и на Русском Севере священным деревом была сосна. В Костромском крае после пасхального христосования с умершими родственниками жители обязательно шли поклониться священной сосне. В Заонежье использовали ее как оберег на счастливую дорогу. Забираться на нее для определения верного направления пути не разрешалось, да и необходимости в этом не было. Заблудиться путник не мог, если он почтил священное дерево правильно — «пожертвовал» сосне медяк или красивый лоскуток, а на обратном пути помолился и поблагодарил дерево за удачное путешествие.
О том, что нельзя прятаться во время грозы под одиночным деревом, каждый знает с детства. Сегодня все объясняется физикой. Наши же предки верили, что в одинокое дерево языческий Перун (а затем и христианский Илья-пророк) мечет огненные стрелы в желании истребить всю нечисть, прячущуюся в ветках и листве. Гарантии меткого попадания никто дать не мог, а потому не исключалось, что огненная стрела поразит не демонов, а неразумного человечишку, взобравшегося на ветки или удобно расположившегося у корней.
Были у славян в почете и вековые деревья. Считалось большим грехом сокращать их век, а потому ни рубить, ни залезать на дубы-гиганты или старые сосны не разрешалось. Впрочем, в этом запрете явно прослеживается и обычный практицизм, ведь неизвестно, сохранил ли ствол крепость и не обрушится ли трухлявая «лестница» под ногами взбирающегося.
Старались близко не подходить к необычным деревьям. Сросшиеся, с изогнутыми и скрученными стволами, однобокие, стелющиеся по земле деревья были не только малопригодны для лазанья, но и вызывали суеверный страх. В Карелии и на Смоленщине, например, особенно сторонились корявых вечнозеленых деревьев. Их уродливость становилась своеобразной меткой того, что дерево облюбовал леший. В народе такие деревья называли «пьяными».
Было боязно даже помыслить о том, чтобы залезть на «пьяное» дерево, ведь на ветках «качались люльки с детишками лешего». Тех, кто потревожил Лесового и его потомство, разозлившийся Дух леса будет водить по чащобе до тех пор, пока провинившийся не сгинет в болоте или не будет растерзан зверем. Чтобы задобрить лешего, надо было сесть на пенек и трижды аукнуть — авось и сжалиться.
Согласно народным поверьям, в посаженное на могиле дерево переселяется душа умершего, поэтому в русском фольклоре так часто встречаются мотивы кладбищенского дерева, которое при повреждении начинает кровоточить. Само по себе лазанье по «душе покойника» было кощунством. Да и любое причинение вреда могильному дереву считалось грехом, ведь сломанные ветки при взбирании на дерево совсем не редкость.
Деревья выступали не только как олицетворение души умершего, но и как символ новой жизни. Неслучайно при рождении ребенка перед домом сажали деревце: для мальчика — мужское (дуб, ясень или клен), а для девочки — женское (чаще березу или липу). Именные деревья становились своеобразными оберегами, за их ростом пристально следили, чтобы спрогнозировать судьбу того, в честь кого они высажены. А чтобы защитить дитя от невзгод и бед, оберегали не только его самого, но и именное дерево. Верили, что любое повреждение негативно отразится на благополучии сына или дочери.
Издавна народная медицина использовала силу целебных деревьев. Например, от зубной боли отлично помогала рябина. Как пишет Татьяна Агапкина, на Брянщине считали, что для исцеления от недуга достаточно было помолиться на коленях перед деревом, поцеловать ствол и пообещать не приносить рябине вреда: не взбираться по стволу, не рвать и не есть ягоды, не ломать и не рубить веток. К тем же, кто нарушал обещание, зубная боль возвращалась с удвоенной силой. Запрет не причинять вреда рябине действовал для всех без исключения. Зная об этом, наши предки не вредили дереву, в противном случае даже у здоровых начинались проблемы с зубами.
Обходительности требовало и другое дерево — яблоня. Она вместе с яблоками олицетворяла в славянской мифологии мать и дитя, а потому взбираться по дереву для сбора урожая, трясти ствол или рубить яблоню строжайше запрещалось. Более того, в Полесье и ряде других регионов Руси действовал запрет на поедание яблок до Преображения, дабы не уподобляться изгнанным из Рая Адаму и Еве. По другой версии, запрет рвать и есть яблоки раньше срока объяснялся верой в то, что после Преображения Бог раздает умершим деткам яблоки. Но те, чьи матери съели хотя бы одно яблочко до Спаса, угощение не получали.
Похожая примета
Рябину в древности наделяли волшебной силой и считали оберегом. Дерево садили недалеко от дома в палисадниках. Она считалась защитницей и от сглаза, и от наговора.
Фото: Слово и Дело Слово и ДелоВ этот день предки внимательно следили за погодой, чтобы узнать, каким будет лето. Красное небо на рассвете предвещает засуху, а алый оттенок солнца — пожары. Если в пруду появились листья кувшинки, значит заморозков больше не будет.
Про цветы кувшинки у славян было несколько поверий. Взрослые запрещали детям приносить их в дом, чтобы не навлечь болезнь на домашних животных и скот. Но специальный заговор над кувшинкой мог облегчить путешественнику дальний путь, пишет «ТОЛК».
Похожая примета
Одно из развлечений для туристов, приехавших погостить в нашу область, это поездка на лотосные поля. Да и местные жители нередко выбирают экскурсию туда как способ разнообразить выходные. Уезжать с пустыми руками многие не хотят, поэтому в качестве сувенира срывают чудо-цветок. Однако, сувенир дороговат – штраф за сорванный цветок составляет теперь от 1500 до 2500 рублей.
В соответствии со ст.8.35 КоАП РФ (уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения растений) сорвавший лотос рискует получить штраф от 1500 до 2500 рублей.
Впрочем, как рассказывают некоторые эксперты "Пункта-А", такая строгость не совсем чтобы уместна. Дело в том, что лотос хоть и внесен в Красные книги РФ и Астраханской области, однако уже долгое время не находится на грани уничтожения. В гражданскую войну семена этой "жемчужины Каспия" употребляли в пищу и давали корм скоту - так что в определенный период он действительно был под угрозой истребления местными ушлыми крестьянами.
Но с тех пор прошли десятки лет, и качественная работа администрации Астраханского заповедника принесла свои плоды. Сейчас наши лотосные поля, достигающие по протяженности 15 км - крупнейшие в мире! Впрочем, лотос до сих пор остается в Красной книге.
Астраханские лотосные поля - самые большие в мире. При этом лотос остается в Красной книге. Нонсенс?
И что делать с этим парадоксом?
Конечно, мы не призываем в срочном порядке разрешать туристам рвать на память нежные розовые цветки. Но и штрафовать за это не совсем логично. Может, было бы правильнее начать продавать лотосы туристам?
Впрочем. такая идея весьма "сырая". В конце концов, если разрешить гостям региона "рвать цветы за деньги", то вскоре они поймут, что "можно и без денег".
Похожая примета
魏晨 - 少年游
Лотос в дpевневосточных мифах имеет массу символов. Это - место заpождения жизни, плодоpодие, пpоцветание, потомство, долголетие, здоpовье, жизненная полнота, слава, вечное pождение, бессмеpтие и воскpесение, чистота, духовность, смиpенномудpие, согласие, мечтательность, миp, тишина, твеpдость, непpеpывность, солнце. Кpасный лотос - эмблема совpеменной Индии. Только в дpевнеиндийском языке лотос имеет более 100 названий. Западное небо в китайской живописи изобpажается как “лотосовый pай”.
У тибетских буддистов лотос считают священным. А японцы и китайцы разводят лотос как ценную пищевую культуру. В пищу употребляют корни, семена и листья лотоса. Корни едят в сыром и вареном виде, деляют муку, которой засыпают суп. Зерна лотоса с сахаром считаются особым цветочным деликатесом.
“Цветы лотоса - корабль, на котором утопающий среди океана жизни может найти свое спасение”, - говорили в Индии. Священным цветком открытой сердечности считался лотос и в Китае. Он часто изображается утонченно и величественно парящим над темной водой, символизируя ошеломляющую чистоту среди загрязненного окружения.
Мифы и Легенды:
С лотосом связано великое множество мифов и легенд. Он был символом многих явлений. Вообще, на востоке это, пожалуй, самое известное и священное растение. Но подавляющее большинство этих поверий объединяет основное понятие, обозначенное лотосом: первозданная чистота, свет и т.п. Это объясняется следующим образом: корневища лотоса погружены в ил, в грязь; но цветы и листья его чисты и незапятнаны. Цветы высоко подняты над водой, над землёй, надо всем негативным. Они следуют за солнцем и сохраняют вечную чистоту.
Существует немало мифов, рассказывающих о рождении богов, связанном с лотосом. В Египте бог солнца Ра рождается из лотоса, поднявшегося из глубин первичных вод. С тех пор лотос стал атрибутом божеств солнца. Считалось также, что бог Гор поднимается утром из цветка лотоса (восход солнца). Ещё цветок лотоса служил троном богам Осирису и Изиде. Бог растительности Нефертум изображался в виде юноши в головном уборе в виде цветка лотоса. Лотос был символом верхнего Египта, и скипетр египетских фараонов изготавливался в виде цветка лотоса на длинном стебле, ведь растение считалось ещё и атрибутом верховной власти.
В Индии лотос тоже служил троном для многих богов, особенно индуистских. В Упонишадах (4-я часть Вед) земля представлена, как цветок лотоса, плавающий по поверхности мирового океана — космоса. При приходе в мир первого бога Вишну из его пупа вырос лотос, из цветка которого вышел созидающий миры Брахма. Когда же боги пахали океан, из его вод вышла с лотосом в руках Лакшми — богиня счастья и красоты, ставшая супругой Вишну. По легенде новорождённый Будда сразу сделал семь первых шагов, и на месте каждого его шага вырос цветущий лотос. Будда также часто изображается сидящим на полностью раскрытом цветке лотоса, что символизирует полное раскрытие души и духа. Ведь у лотоса есть ещё одна «трактовка»: корневище растения, погружённое в ил, символизирует материю, стебель, тянущийся сквозь воды к свободе, — душу, а цветок, не касающийся воды и тем более земли и всегда следующий за солнцем, — дух. Именно поэтому раскрытый цветок символизирует полное самораскрытие, нирвану. И рай Вишну, и рай Будды представлялись у индийцев сходно: это сады, в которых в водоёмах цветут лотосы разных цветов: белого, синего, красного и не только.
Во время печально известной “культурной революции” в материковом Китае художнику Хуан Юн-юю в ходе кампании "критики реакционного искусства” было запрещено заниматься творческой деятельностью. Отстраненный от работы, он бродил без цели и часто спускался к лотосовому пруду. По мере того, как проходили дни и месяцы, его близость с цветами лотоса все возрастала, что побуждало его постоянно рисовать их. Так, в результате им было создано более восьми тысяч зарисовок лотоса.
В “Шести записях о потоке жизни” описывается, как Юнь-нян любила вечером помещать мешочек из тонкой ткани с листьями прекрасного чая в живой цветок лотоса, который вот-вот должен был закрыться. На следующий день она доставала чай из цветка и заваривала его, наслаждаясь тонким ароматом, который приобрел чай.
приметы
Говорят лотос обладает таинственным свойством разлучать любящие сердца. Его даже называют "Цветком забвения". Есть песня, ее поют каспийские рыбачки, смысл таков:если милый отправляется в поход, не дари ему цветка лотоса - уедет и забудет тебя. Лотос быстро гаснет.
Еще есть примета, что лотос наказывает: Если нарвешь цветов и принесешь их домой, будешь болеть. Чем больше цветов, тем сильнее!
Скорее всего это связано с сильным запахом, который излучает цветок!
пословицы
"Лотос — друг солнца. Когда месяц со своими холодными лучами исчезает, лотос раскрывается".
Китайские пословицы: «лотос рвется, нити тянутся».
«Когда любишь и обезьяна кажется красавицей, а если нет — то и лотос гадкий».
китайское выражение: “Красный лотос — опьяняющий, белый лотос — это услада”
“Красный лотос — красивый, белый лотос — грациозный. Свежий аромат касается вашего лица, уменьшая летнюю жару.”
слова из народной песни
Генрих Гейне
Die Lotosblume
Die Lotosblume angstigt
Sich vor der Sonne Pracht,
Und mit gesenktem Haupte
Erwartet sie traumend die Nacht.
Der Mond, der ist ihr Buhle,
Er weckt sie mit seinem Licht,
Und ihm entschleiert sie freundlich
Ihr frommes Blumengesicht.
Sie bluht und gluht und leuchtet,
Und starret stumm in die Hoh;
Sie duftet und weinet und zittert
Vor Liebe und Liebesweh
Лотос
Генрих Гейне
(в переводе М. Л. Михайлова)
Опустясь головкой сонной
Под огнем дневных лучей,
Тихо лотос благовонный
Ждет мерцающих ночей.
И лишь только выплывает
В небо кроткая луна,
Он головку поднимает,
Пробуждаясь ото сна.
На листах душистых блещет
Чистых слез его роса,
И любовью он трепещет,
Грустно глядя в небеса.
Это стихотворение Гейне было положено на музыку Робертом Шуманом в 1840 году .
Заводь лотосов
Из стихов "Дом Хуанфу Юэ в Долине облаков"
за лотосами плыву.
к закату лишь правлю назад.
брызг поднять не хочу.
лотосов алый наряд.
Легенда о лотосе
То было в тумане миллионов столетий
У Ганга-реки, что извечно текла,
В преданьях старинных и песнях воспетой,
Прекрасная дева когда-то жила.
Как звезды в безлунной тропической ночи,
Мерцали красавицы чудные очи.
И часто сидела она над водой,
Любуясь, как в зеркале, их красотой.
И юноша жил от нее недалеко.
Был он для нее всех на свете милей,
Но, гордая дивной красою своей,
Она его сердцем играла жестоко.
Не выдержал юноша пытки всечасной,
Что душу сомненьем терзала и жгла:
Однажды безумною ночью несчастной
Река его тело к себе приняла.
С тех дней и до наших, едва загорится
Восходом багряным заря над землей,
На поиски сердца кровавого мчится
Ужасный орел, истомленный и злой.
Нередко над лотосом он пролетает.
И с трепетным чувством предсмертной тоски
При мысли, что сердце посланец узнает,
Головку прелестную лотос склоняет,
И в страхе бледнеют его лепестки.
Хрустальный лотос можно использовать как кристалл, в то же время, он будет создавать медитационную атмосферу в Вашем доме, нейтрализовывать все негативные мысли, как Ваши, так и окружающих людей . Он гасит негативные эмоции, равномерно рассеивая позитивную энергию по всему дому, так как обладает всеми качествами кристалла. Поместите лотос в центре помещения, у источника света. В течение месяца после дня рождения Будды (Этот общебуддийский праздник отмечают в день полнолуния второго месяца индийского лунного календаря (в 2009 году 9 мая), свойства лотоса будут многократно усилены.
Лотос из стекла
Разбился как-то лотос из стекла
Он символом был редкой чистоты
Разбилась форма, красота ушла
Остались о гармонии мечты
Все разобьется рано или поздно
Что создавалось, разрушенье обретет
Лишь красота Миров небесно-звездных
Жить будет вечно, как Любовь живет
Любовь к Единому не даст нам зацепиться
За то, что нам дают и забирают
И прах материи сквозь пальцы просочится
Но есть цветок, что вечно расцветает.
Читайте также: