По каким лесным приметам васков определял передвижение фашистского отряда
Обновлено: 13.11.2024
21. Название повести является полной противоположностью событиям самой повести, отражает контраст грохота войны и мирной тишины, завоёванной такой страшной ценой. Васильев рассказывает в своей повести не о грандиозных сражениях. В центре внимания писателя - маленький эпизод Великой Отечественной войны. Необычность сюжета в неожиданном повороте от комической завязки к быстрому развитию трагических событий.
Похожая примета
В каком году был комиссован из армии, по какой причине?
Где Б.Васильев получил образование?
В каком году уволился из армии и занялся литературной деятельностью?
С какого года начал печататься в журналах?
Как называлось его первое произведение?
Какая повесть сделала его известным?
Где и когда повесть была опубликована?
Назовите кинофильмы, поставленные по произведениям Б.Васильева.
Знаете ли вы автобиографические произведения Б.Васильева?
В каком известном романе Б.Васильева главного героя называют «божим бедоносцем»?
Какие исторические романы Б.Васильева вы знаете?
В каком году Б.Васильев ушёл из жизни?
Магомедова Кристина. 10 класс
Знаете ли вы биографию Б.Л.Васильева?
Борис Васильев родился 21 мая 1924 года.
Отец – Лев Александрович – кадровый военный, мать – Алексеева Елена Николаевна – дворянка.
9 классов писатель окончил в 1941 году.
В 1941 году ушёл на фронт добровольцем.
В 1943 году напоролся на мину и после тяжёлой контузии был комиссован.
С 1943 года обучался в Военной академии бронетанковых и механизированных войск им. И.В.Сталина (впоследствии Р.Я.Малиновского). Инженерный факультет.
Уволился из армии в 1954 году.
Печататься в журналах начал с 1954 года.
Первое произведение называлось «Танкисты» (пьеса).
Известность писателю принесла повесть «А зори здесь тихие».
Повесть «А зори здесь тихие» была опубликована в журнале «Юность» в 1970 году.
Кинофильмы, поставленные по произведениям Б.Васильева (более 15):
«А зори здесь тихие» «Иванов катер»
«Офицеры» «Аты-баты, шли солдаты»
«Я – русский солдат» «По зову сердца»
«Очередной рейс» «Наездник»
«Длинный день» «Завтра была война»
«След в океане» «Вы чьё, старичьё?»
«Королевская регата» «Подсудимый»
«На пути в Берлин»
Автобиографическая повесть «Летят мои кони», роман «Завтра была война».
«Божим бедоносцем» называют Егора Полушкина из романа «Не стреляйте в белых лебедей».
Исторические романы: «Вещий Олег» (1996 г.), «Князь Ярослав и его сыновья» (1997 г.), «Ольга – королева русов» (2002 г.), «Были и небыли» (1977-1990)
Б.Васильев умер 11 марта 2013 года.
Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»
Где происходит действие повести?
В каком году произошли эти события?
Каким было суровое ремесло девушек?
Назовите имя, звание Васкова, сколько ему лет?
Узнайте героиню повести по описанию внешности:
а) «Высокая, рыжая, белокожая. Волос густой, мягкий, медью отливает. А глаза детские – зелёные, круглые, как блюдца»;
б) «Худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки»;
в) «Коренастая, плотная, то ли в плечах, то ли в бёдрах – не поймёшь, где шире. Здорова, хоть паши на ней».
Назовите героиню повести по отрывкам из биографии:
а) «…страшно схитрила, повела лейтенанта самой дальней дорогой… а он всё молчал и только курил, каждый раз робко спрашивая у неё разрешения. И от этой робости сердце девушки падало прямо в коленки. Он погиб во второй день войны в утренней контратаке»;
б) «Ещё в университете она донашивала платья, перешитые из платьев сестёр, серые и глухие, как кольчуги. Вместо танцев бегала в читалку и во МХАТ, если доставались места на галёрке. Сосед по лекциям подарил ей тоненькую книжечку Блока».
7. Сколько было в лесу диверсантов?
8. Как погибли девушки?
9. Кого девушки хотели судить на комсомольском собрании за трусость, проявленную в бою растерянность?
10. О чём Рита просила перед смертью Васкова?
11. Зачем в Эпилоге автор ввёл письмо современника?
12. Назовите режиссёра, который экранизировал повесть, в каком году?
13. Назовите композитора, создавшего оперу «А зори здесь тихие…»
14. Какой премией был награждён Б.Васильев за повесть «А зори здесь тихие…»?
Корзунина Елена.10 класс
Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…»
Действие повести происходит в Карелии, на 171-м разъезде.
Это случилось в 1942 году.
Будни полувзвода зенитчиц.
Васков Федот – старшина, ему 33 года.
а) Женя Комелькова;
б) Галя Четвертак;
в) Лиза Бричкина.
6. а) Рита Осянина;
7. В лесу было 16 диверсантов.
8. Лиза Бричкина поторопилась и утонула по неосторожности в болоте.
Соня Гурвич убита ножом во время поиска кисета.
Галю Четвертак сразила пулемётная очередь, когда она побежала,
Женя Комелькова уводила фашистов от раненой Осяниной и
Васкова, расстреляли её в упор.
Раненая Рита Осянина застрелилась, чтобы не быть обузой для
За трусость хотели судить Галю Четвертак.
10. Просила, чтоб Васков позаботился о сыне Альберте.
11. Автор ввёл письмо современника, чтобы связать современность с годами войны. Мы должны помнить, какой ценой завоёваны тихие зори.
12. Экранизировал повесть режиссёр С.И. Ростоцкий в 1872 году.
13. Оперу создал композитор К.В.Молчанов.
14. Б.Васильев был награждён Государственной премией СССР.
Повесть Б. Васильева «Встречный бой»
Кого и за что называли в танковом корпусе «нашим»?
Почему генерал не приказывал грозно, а просил танкистов идти
Как звали разведчика, получившего приказ охранять генерала?
Как генерал танкового корпуса назвал немецкого генерала при
Какой журнал со знакомой русской фамилией нашли разведчики
в немецком танке?
За что у ефрейтора Раечки с корпусной радиостанции отобрали
Какой подарок сделал генерал Раечке 8 Марта?
Какой вопрос мучил генерала после последнего боя?
Кого любила ефрейтор Раечка, «ради него пошла бы на позор, на
Калинина Оксана. 10 класс
Повесть Б. Васильева «Встречный бой»
Так называли генерала танкового корпуса, любили его, гордились им за то, что храбр, удачлив, резок, но демократичен, суров, но справедлив.
Потому что узнали о конце войны, хотя известие тщательно скрывалось. Никому не хотелось проливать кровь, все были счастливы. Уже 12 часов Европа пела и плясала от счастья.
Он назвал его «подлецом» и «убийцей».
Нашли журнал «Вопросы археологии» с фамилией кандидата исторических наук Евгения Фадеева.
Раечка чуть не застрелила Фёдора Гонтаря за аморальное поведение.
Генерал подарил Раечке Брусковой трофейный браунинг.
Погибло в бою много людей. Генерал винил себя в том, «почему он не подтянул самоходки, почему поторопился…»
Раечка любила генерала, но война… Только в День победы она сама призналась в этом.
Роман Бориса Васильева «В списках не значился…»
Почему Плужников после окончания военного училища остался в нём?
Почему Николай Плужников отказался остаться при училище командиром учебного взвода?
Куда Николай Плужников получил назначение?
Почему Плужников нигде не числился, когда началась война?
Почему Плужников и Сальников сбежали из костёла, хотя приказ по занятию объекта был выполнен? Как оценил их бегство старший по званию?
Кто спас Плужникова, когда немец поманил их к себе, и они, не отрывая немигающих глаз от автоматного дула, покорно полезли из воронки…»?
Почему спасение Плужникова было для немцев потехой?
«Вот я и вернулся, - устало подумал Плужников. – Вернулся!» Куда?
Почему в подземелье жильцы не дали ему «съесть все»?
Почему Плужников, когда их завалило в подземелье, решил застрелиться?
Имел ли право Плужников убить Федорчука?
Почему Плужников не смог расстрелять пленного немца, ведь позднее тот станет палачом Мирры?
Как погиб Степан Матвеевич и почему?
Кого в конце лета 1941 года видел Плужников с высоты костёла?
Почему Мирра вышла из подвалов к немцам?
Когда немцы открыли настоящую охоту за Плужниковым?
Почему тяжело раненный старшина Семишный имел право командовать лейтенантом Плужниковым?
Что, по- вашему, должны были искать «наши» в казематах крепости?
Каковы последние слова Плужникова?
Почему немецкие солдаты отдали ему честь?
Григорьев Денис. 10 класс
Викторина Роман Бориса Васильева «В списках не значился…»
Шли слухи о войне. Училище расширяли: открывали ещё две роты. Нужно было помочь разобраться с имуществом: принять, оприходовать.
Его мнение: командир становится настоящим, только послужив в войсках, похлебав с бойцами из одного котелка, научившись командовать ими.
Назначение: командир взвода Особого Западного округа, в Брестскую крепость.
Он явился в контрольно-пропускной пункт ночью, а утром 22июня 1941 года в 4 часа 15 минут началась война, на командировочные уже никто не обращал внимания.
Испугались: оружия, гранат не было. Нечем было сражаться с немецкими автоматчиками. Решили: надёжней спрятаться в подвале. «Это не вина, это преступление, - жёстко сказал старший лейтенант.- Я обязан вас расстрелять, но у меня мало боеприпасов».
Его спас Сальников, схватив немца за ноги, рванув на себя: «Беги, лейтенант, беги!»
Они гоняли его по кругу автоматными очередями. И он, оборванный, грязный, задыхающийся, падал, полз, плакал. Снова бежал, утыкаясь в стены пулевых вееров.
Спасаясь от немцев, он упал в дыру под стеной. Увидел там живых русских: 5 человек (старшину Федорчука, хромоножку Мирру, тётю Христю, Степана Матвеевича, бойца Волкова). Это было спасением.
Он уже много дней ничего не ел: «живот надо было заново приучать».
Чувствовал вину перед погибшими: он остался в живых, потому что кто-то погибал за него. Он не понимал, что это – закон войны.
Федорчук был трусом, предателем. Решил сдаться в плен к фашистам.
Он не смог выстрелить в безоружного человека.
Степан Матвеевич был ранен в одной из вылазок, началось заражение. Приготовив связки гранат, он упал с разбитой башни Тереспольских ворот на колонну немцев.
Он видел А. Гитлера и Б. Муссолини.
Она хотела примкнуть работающим в крепости женщинам и спасти ещё не родившегося ребёнка Плужникова.
Когда выпал первый снег и следы стали на снегу видны.
Он хранил на теле боевое Знамя полка.
Плужников уже плохо говорил, у него были отморожены ноги, он ослеп, не мог сражаться с врагом, поэтому он спрятал полковое Знамя.
Его последние слова, сказанные еврею Свицкому: «Крепость не пала – она просто истекла кровью. Я – русский солдат».
Похожая примета
1. Назовите время действия событий повести.
2. Почему на 171 разъезд командование прислало именно Федота Евграфовича Васкова?
3. Перечислите имена 5 героинь повести.
4. За кого мстили фашистам Ж.Комелькова и Р.Осянина.
5. Кто это? « Несмотря на все трагедии была чрезвычайно общительной, весёлой и озорной. То на потеху всему отделению лейтенанта какого - нибудь до онемения доведёт, то на перерыве под девичье «ля – ля» цыганочку спляшет по всем правилам, то вдруг роман рассказывать начнёт – заслушаешься»
6. Кто это? « В отделении у них замухрышка одна была. Худющая, востроносая, косички из пакли и грудь плоская, как у мальчишки»
7. Кто первый увидел фашистов на 171 разъезде? Почему?
8. С какой целью фашисты были брошены на 171 разъезд, где зори были тихими?
9. Взяв в разведку пятерых девчат, кого Васков назначил старшей?
10. Кто так размышлял, оглядев гвардию девчонок – разведчиц: « Винтовки чуть прикладом по земле волочатся. Довёл, стало быть, фашист Россию, если уж и девки за винтари ухватились. Оно, конечно, для парада там или раненых перевязывать – это так. А ну как в груди в эти – осколком иззубренным, тогда как?»
11. Почему Васков повёл в разведку девчат через болото? Какова его цель?
12. Которая из девушек в болоте потеряла сапог, портянку и вышла в одном чулке?
13. Сколько на самом деле фашистов - диверсантов двигалось к Синюхиной гряде?
14. Кого Васков отправляет обратно на 171 разъезд за подмогой? Почему именно её?
15. Что придумали девушки, чтобы остановить фашистов и выиграть время для прибытия помощи?
16. Кто это? « Стоя на коленях, она зло рвала через голову гимнастёрку. Швырнула на землю, вскочила, не таясь.
-Рая, Вера, идите купаться! – звонко крикнула и напрямик, ломая кусты, пошла к воде».
17. Которая из девушек погибла первой? Почему?
18. Которая из девушек погибла, бросившись за кисетом Васкова?
19. Кто помог Федоту Евграфовичу, когда он схватился с фашистом врукопашную?
20. Которая из девушек погибла, « выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая» и закричав от испуга.
21. После гибели троих девушек какую цель перед собой ставит Васков?
22. Которая из девушек была смертельно ранена осколком гранаты?
23. Кто это? « Её автомат ещё бил где – то, ещё огрызался, всё дальше и дальше уходя в лес. И Васков понял, что она, отстреливаясь, уводит сейчас немцев за собой.»
24.Кто это? « А немцы ранили её вслепую, сквозь листву, и она могла бы затаиться, переждать и, может быть, уйти. Но она стреляла, пока были патроны. Стреляла лёжа, уже не пытаясь убегать, потому что вместе с кровью уходили и силы. И немцы добили её в упор, а потом долго смотрели на её и после смерти гордое и прекрасное лицо»
25.Кто просил Васкова позаботиться о её сыне: « Сыночек у меня там. Три годика. Аликом зовут, Альбертом. Мама больна очень, долго не проживёт, а отец мой без вести пропал».
26. Что мы узнаём из эпилога?
ОТВЕТЫ:
1. май, 1942года.
2. Он хорошо знал эту местность. Здесь воевал во время Финской войны.
3. Рита Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина, Соня Гурвич
4. Женя-за свою семью, которую расстреляли на ее глазах, Рита- за мужа, который погиб в первые дни войны
5. Женя Комелькова
6. Галя Четвертак
7. Рита Осянина. Она возвращалась ранним утром из города. Туда она бегала к маленькому сынишке.
8. Они несли тол для взрыва Кировской железной дороги.
9. Риту Осянину.
10. Васков
11. Пересечь фашистам дорогу . Эти места он хорошо знал. Здесь воевал в Финскую войну.
12. Галя Четвертак.
13. 16.
14. Лизу Бричкину. Она деревенская, хорошо ориентировалась на местности.
15. Роль лесорубов.
16. Женя Комелькова
17. Лиза Бричкина утонула в болоте. Заторопилась.
18. Соня Гурвич.
19. Женя Комелькова стволом винтовки ударила фашиста.
20. Галя Четвертак.
21. «Девчат уберечь, уж их – то, последних, непременно уберечь он был должен». Васков принимает огонь на себя, уводя фашистов в глубь леса. Захватить оружие фашистов.
22. Рита Осянина
23. Женя Комелькова
24. и Женя Комелькова.
25. Рита Осянина
26. На месте гибели девушек Васков и Альберт, сын Риты, устанавливают мраморную плиту с именами погибших.
Похожая примета
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров
СССР писателю Васильеву Борису Львовичу
за повесть «А зори здесь тихие…» присуждена
Государственная премия СССР 1975 года.
«Каждый писатель пишет о своём времени,
какой бы темы он ни коснулся. И я написал о том,
что знаю. О моём поколении…Опыт поколения –
это и биография героев, и выстраданное самим тобой… (Б. Васильев.)
«Женщина для меня – это воплощенная гармония
жизни. А война – всегда дисгармония. И женщина
на войне – это самое невероятное, несочетаемое
сочетание явлений, а наши женщины шли на фронт
и воевали на передовой рядом с мужчинами…» (Б. Васильев.)
«Мне вообще нравятся люди, которые
негромко живут, но если надо, идут в бой,
на смерть; знают, во имя чего спасают
тонущего ребёнка, мчатся в ночь к больному
человеку, строят город в пустыне». (Б. Васильев.)
1. КОРОТКО ОБ АВТОРЕ.
Борис Львович Васильев – участник Великой Отечественной войны, после войны – военный инженер, потом – кинодраматург.
Повесть «А зори здесь тихие…» - его первое прозаическое произведение. Оно было напечатано в 1969 году в «Юности».
Потом появились повести «Самый длинный день», «Иванов катер», «Не стреляйте в белых лебедей».
Но первое произведение было о войне, о погибших девушках.
2. ЗАМЫСЕЛ ПОВЕСТИ.
Писатель вспоминает: «…замысел родился от «толчка памяти». На фронт я попал, едва окончив десятый класс, в первые дни войны. Точнее, 8 июля 1941 года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальон, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на своё первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мёртвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага. Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог… Сами понимаете, что от этой не стираемой годами картины до сюжета повести – большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…»
3. ОСОБЕННОСТЬ ПОВЕСТИ.
Контраст – основное средство раскрытия её идейного смысла, само название – контраст тому, о чём рассказывается в ней.
4. БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ.
1) Где происходит действие?
- Полувзвод зенитчиков на разбомблённом и потому спокойном глухом разъезде № 171 в Карелии.
2) Что мы узнали о прошлом этих девушек?
- Женя Комелькова – связь с «женатым полковником», красива, «чрезвычайно общительная и озорная».
- Соня Гурвич – талантлива, любит поэзию, театр, знает немецкий язык, еврейка, студентка.
- Лиза Бричкина – наблюдательная.
- Галя Четвертак – воображение, фантазия, мечтательность. «Замухрышка».
- Рита Осянина – «строга. Не засмеётся никогда…, …вдовая». «Не из бойких…». Жена лейтенанта Осянина. «Училась перевязывать раненых и стрелять, скакать на лошади, метать гранаты и защищаться от газов. Сын Алик родился. «В первый день войны не растерялась, не ударилась в панику…, была спокойная и рассудительная». «Её взяли санитаркой, а через полгода в зенитную школу».
3) Что привело их на войну?
- Риту Осянину – месть за погибшего мужа.
- Женю Комелькову – месть за мать, сестру, братишку.
4) Почему перед смертью девушек идёт описание их жизни до войны?
- Довоенная жизнь девушек полная надежд, радости, света, особенно ясно даёт понять, как «глупо…несуразно и неправдоподобно было умирать в 19 лет.
5) Зачем так долго описывается мирная жизнь на 171-м разъезде?
- Антитеза – основной авторский приём, помогающий понять «самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений»: женщина и война.
- Эта часть не только оттеняет трагизм событий, о которых рассказано дальше, но каждой детально подчёркивает, что девушки, озорные и весёлые, ведут себя не так, как положено на войне: «днём разводили бесконечные постирушки», «беззаботно прогуливались по лесу», «трещали, как сороки», загорали.
- Даже не верится, что им скоро придётся воевать, стрелять, умирать.
6) Как ведут себя девушки в трудную для них минуту, как погибают? Можно ли сказать, что они погибли героически?
-«В отделении у Риты были сплошь девчонки-комсомолки», «просто зелёные. Не знали они ни любви, ни материнства, ни горя, ни радости, болтали о лейтенантах и поцелуйчиках. Они ещё ничего не видели в жизни, потому что были очень молодыми».
-Отчаянно храбрая, самоотверженная, обладает большой силой воли – Ж. Комелькова, героическая, отважная, чувство товарищества свойственно ей.
а) почему погибла Лиза – она ведь была опытнее других?
б) почему Женя Комелькова не затаилась, а приняла бой?
в) права ли Рита, выстрелив себе в висок?
г) можно ли осуждать Соню и Галю за их нелепую смерть?
Предполагаемые ответы ребят:
-Лиза стремилась поскорее выполнить приказ Васкова, о котором она всегда думала.
-Женя хотела хоть чем-нибудь помочь Рите, раненной смертельно, и Васкову, который должен был довести дело до конца.
-Права Рита. «Рита два раза выручает старшину. Сначала она принимает огонь на себя и поэтому получает смертельную рану. А теперь она сознаёт своё положение и положение раненного Васкова и не желает быть ему обузой. Она понимает, как важно закончить их общее дело…»
-Соня и Галя – маленькие, «пигалицы городские».
Как переносят они трудности в пути?
- Вот идут через болото. Галка потеряла сапог. «Молчит его гвардия. Пыхтит, ойкает, задыхается. Но лезут. Упрямо лезут, зло».
- «Гнал он девчат своих ходко…но девахи ничего, не сдавались, раскраснелись только…Бежал, пока у самого дыхания хватило».
- А они – за ним. Худенькие, маленькие, в обмундировании, с оружием. И – ни слова жалобы. Наоборот, Соня улыбается, а Галка обижается: «А почему это меня в запасные?»
- У Галки жар, она больна, но молчит, только глаза печальные. А утром «сама просится в караул».
- А потом вместе с Соней жгла костры на виду у немцев.
- Соня погибла потому, что хотела сделать приятное Васкову, бросившись за его кисетом. Она убита ножом в грудь.
Соню хоронят, и Галка несёт её, а потом по приказу Васкова должна надеть её сапоги.
- …она физически, до дурноты ощущала проникающий в ткань нож, слышала хруст разорванной плоти, чувствовала тяжёлый запах крови…И это рождало тупой, чугунный ужас…»
- Осуждать их нельзя, это были юные девушки, почти дети. Это и авторское мнение.
7) Что мы узнали о Федоте Васкове?
-Комендант разъезда, старшина. Ему 32 года. «Человек он почти без образования. Ну, писать – читать умеет и счёт знает в пределах четырёх классов».
-«Свою жизнь считал удачливой. Всё-таки он со своими неполными четырьмя классами полковую школу окончил и за десять лет до старшинского звания дослужился».
-«Трижды в день обходил старшина объект, замки пробовал и в книге, которую сам же завёл, делал одну и ту же запись: «Объект осмотрен. Нарушений нет».
-«Спокойно служилось старшине Васкову. Почти до сегодняшнего дня», то есть приезда девушек.
-Наблюдательный, неулыбчивый, заботливый, находчивый.
8) Каков Васков в последней сцене?
-С одним патроном в нагане и с гранатой без запала взял он четырёх немцев в плен. Он только что потерял последнюю из пяти девушек, он уже ничего не боится. Главное для него – отомстить за всех, за Родину, за своих милых сестричек, отдавших за неё жизни. Он врывается в избу и кричит сквозь слёзы: «Что, взяли…Взяли, да…Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!»
-И сколько в этих словах боли за погибших.
9) Какие эпизоды вам запомнились?
«Рубка леса и купание Жени Комельковой»,
«Гибель Жени»,
«Гибель Лизы»,
«Гибель Риты»,
«Захват Васковым вооружённых фашистов»,
«Встреча Васкова с Женей и Ритой»,
«Прошлое героинь»,
«Последний разговор Васкова и Риты»,
«Конец повести».
10) За что погибли девушки?
-Только большая любовь к Родине, большое желание защитить свою землю заставили этот небольшой отряд из шести человек так мужественно сражаться и умирать.
-Они отдали свои жизни, чтобы «зори были тихие», чтобы мы – нынешнее поколение девочек – жило счастливо.
11) Можно ли сказать, что девушки вели себя героически?
-Да. Они бесстрашно перебрались через болото, при первой встрече с немцами не пали духом. Действовали с необычайной осторожностью, чтобы не обнаружить себя. Были очень находчивы. Когда надо было сделать так, чтобы немцы пошли в обход, они быстро нашлись, разыграв сцену с лесорубами.
-И если не считать сцену растерянности и страха Гали, они все погибли как герои, защищая Родину.
12) Правы ли были Рита и Женя, желая поставить вопрос о поведении Гали в бою на комсомольском собрании? Как расценивает её поведение Федот? Почему он берёт её в разведку?
13)Почему умирают все девушки?
- Война была очень жестокой, и гибель девушек это подчёркивает.
14)Как бы вы поступили на месте Васкова, увидя вместо предполагаемых двух шестнадцать немцев?
-Сами девушки не простили бы старшине, если бы он отступил. И первая – Рита. Это она сказала: «Что же, смотреть, как они мимо пройдут?»
-Так и должен был делать командир, солдат.
15) Рисковал ли он? Почему остался жив?
- Да, рисковал. А уцелел потому, что опытный был, много воевал, знал лес, всё видел, слышал.
16) Как относится автор к герою?
- Это любимый его герой. К людям такого склада он относит такие слова: « Я отношусь к ним с безграничным уважением, потому что есть в них чувство долга, упорство, ответственность за своё дело в жизни.
17) Почему у повести такое название?
•Контрастность природы и войны, тихих зорь и жестокого боя.
•Антивоенная направленность повести.
•Заглавие подчёркивает весь ужас, всю дикость этой войны в прекрасных карельских лесах.
•Девочки-зенитчицы возвратили тишину зорям, и зори в свою очередь хранят все события, прошедшие в один день, хранят свято, соблюдая, как и прежде тишину.
•Выражение «а зори здесь тихие» повторяется в повести несколько раз, как бы напоминая о мирных днях, которые могли не прерываться.
Учитель. Многозначно и ёмко понятие заглавия. Тема зорь, рассвета, тихого утра проходят через всё произведение. Утром, на рассвете, происходят наиболее важные события. Тихие зори подчёркивают красоту и торжественность северной природы, покой и тишину, когда трудно представить себе, что где-то рядом – война, кровь, смерть.
18) Кто же из героев вам полюбился больше всех?
19) Какая разница между повестью и фильмом ? (С.Ростоцкий)
20) Зачем нужен в повести эпилог?
- Васков выполнил просьбу Осяниной, он помнит о своих погибших зенитчицах.
- Благодарная память о героях.
21)Чему учит книга?
- ПОБЕЖДАТЬ!
Использованная литература:
1) Повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие…»
2) Л.С. Айзерман «Уроки литературы сегодня», 1974 г.
3) Журнал «Литература в школе» № 1 1974 г.
Читайте также: