Памятник петру у михайловского замка приметы
Обновлено: 13.11.2024
Мало кто знает о том, что памятник первому российскому императору обрел свое законное место у парадного входа в Михайловский замок далеко не сразу. Прежде, чем оказаться на мраморном пьедестале около резиденции Павла I, ему пришлось поменять множество мест обитания. В нашей сегодняшней статье мы расскажем Вам о нелегкой судьбе памятника, о истории его создания и, конечно же, о легендах, которые с ним связаны.
Памятник Петру I у Михайловского (Инженерного) замка Памятник Петру I у Михайловского (Инженерного) замкаИстория монумента началась в далеком 1709 году, когда Петр I одержал победу под Полтавой и по этому поводу решил оставить потомкам свой вполне рукотворный памятник из бронзы. По задумке императора, он должен был быть изображен в полный рост на любимом жеребце Лизетте. Сразу идее сбыться не пришлось, так как полным ходом шла Северная война и на памятник просто не было средств.
К задуманному Петр вернулся лишь в 1716 году, пригласив работать над своим бронзовым образом российского архитектора итальянского происхождения Бартоломео Растрелли, который около двух лет трудился над изготовлением глиняной модели коня. С воссозданием точной копии лица императора пошло проще – Растрелли просто снял с лица Петра I гипсовую маску, которая в дальнейшем стала основой и для воскового бюста императора, сейчас хранящегося в Эрмитаже .
Прижизненная гипсовая маска Петра I Прижизненная гипсовая маска Петра IИтоговый результат работы архитектора пришелся самодержцу по душе, но памятник не успели отлить в бронзе. Дело в том, что в 1725 году Петр I скончался, а его наследникам последующие десять лет было совсем не до монумента. Судите сами: Растрелли получил оплату за свою работу только в 1734 году и не смог увидеть свое детище на постаменте - мастер скончался 18 ноября 1744 года.
Архитектор памятника - Бартоломео Расстрелли Архитектор памятника - Бартоломео РасстреллиВ итоге работы по отливке памятника взял на себя в 1747 году его сын - Франческо-Бартоломео Растрелли по приказу дочери Петра I – императрицы Елизаветы Петровны. Она решила установить памятник отцу перед Зимним дворцом. И вот незадача – мир вновь не увидел монумента. Причина проста – Елизавете Петровне он не приглянулся. Императрица решила, что памятник совсем не соответствует вкусам нового времени.
Час памятника настал, когда на престол вступил Павел I. Сначала новый император повелел установить монумент в Кронштадте, а через некоторое время перевез его к фасаду своей резиденции – Инженерному (Михайловскому) замку. Именно Павел приказал сделать на постаменте надпись - «Прадеду Правнук 1800». Не находите, что она явно перекликается с надписью «Петру I Екатерина II Лета 1782», выбитой на гром-камне Медного всадника?
Надпись на постаменте памятника Надпись на постаменте памятникаПостамент памятника Петру I у Михайловского замка выполнен из розового мрамора и по обеим сторонам украшен бронзовыми барельефами, рассказывающими историю двух самых значимых сражений Северной войны. С восточной стороны находится «Полтавская баталия», а с западной – «Бой при Гангуте».
На барельефе «Полтавская баталия» Петр I указывает шпагой на убегающих шведов, рядом с ним - предводитель конницы Меншиков. Над ними парят фигуры гениев Победы, трубящие славу и венчающие лаврами головы победителей. В облаках изображен рак - знак Зодиака, символизирующий месяц июнь, в который произошло знаменательное сражение.
Барельеф "Полтавская баталия" Барельеф "Полтавская баталия"На барельефе «Гангутский бой» изображен Петр I на флагманском корабле, командующий «Авангардией». С облаков к нему спускается гений Победы с лавровыми венками и пальмовыми ветвями в руках. Справа - плененный шведский корабль, на который уже вступили русские, подняв флаг Российской империи. Еще минута, и та же участь постигнет другие вражеские корабли, помещенные на заднем плане. На этом барельефе в облаках изображен лев - знак Зодиака, соответствующий месяцу июль, в который произошел Гангутский бой.
Барельеф "Гангутский бой" Барельеф "Гангутский бой"Интересный факт: если чуть-чуть отойти от памятника и внимательно посмотреть на копыта лошади, можно узреть интересную особенность – конская нога постепенно превращается в изящную женскую ножку в сапоге на высоком каблуке. Романтики верят, что это ножка возлюбленной скульптора, реалисты же утверждают, что никакой женской ноги там нет - это всего лишь оптическая иллюзия. Какой версии придерживаться – решать, конечно же, вам.
Вид на "женскую ножку" Вид на "женскую ножку"Когда рассматриваешь барельефы, то в глаза сразу же бросаются отполированные до блеска копыта коней, нога Петра и пятка тонущего моряка. Городская легенда гласит, что, если подержаться за пятку моряка – никогда не утонешь: ни в воде, ни в жизненном круговороте, ни на экзамене, а если потереть ботфорт императора, либо копыто коня – непременно нарвешься на удачу.
Похожая примета
Вроде бы всем известная формальная достопримечательность - Петр I на коне, у Михайловского замка. Модель памятника была изготовлена еще при жизни Петра, скульптором Растрелли, сам монумент долго пылился по подвалам и лишь при Павле I был установлен на свое нынешнее место. Казалось бы, памятник как памятник. Однако, если выбрать определенный ракурс и внимательно посмотреть на ноги коня, окажется, что одна из его ног - человеческая! Что это? Чей-то недосмотр? Месть скульптора? Просто такая своеобразная шутка?
Адрес: ул. Садовая, д. 2.
Будем разбираться в этой тайне.
История памятника Петру I у Михайловского замка (Инженерного) на площади Коннетабля, сама по себе интересна, потому что протянулась практически на весь XVIII век.
В самый плодотворный период своего правления Петр I, бросив взгляд на пройденный путь и осознавая, какие великие дела он совершил для своей страны, решил увековечить свою память. После одержанной победы в Полтавском сражении он задумал воздвигнуть на данном месте каменную пирамиду с личным изображением в полный рост и на коне, которая будет отлита из желтой меди. Однако тот период был для государства довольно тяжелым, и ему пришлось отложить осуществление своей задумки на неопределенный срок.
В 1716 году в Петербург прибыл великий скульптор и архитектор Бартоломео Карло Растрелли. Он был приглашен для создания монумента Петра I. Около двух лет он трудился над изготовлением глиняной модели коня для памятника. А вот для воссоздания точной копии лица императора Растрелли снял с его лица гипсовую маску, наподобие знаменитых венецианских.
Кстати, с ее (маски) помощью также был сделан восковой бюст Петра. По замыслу великого императора на монументе должна была быть надпись. За ее сочинение взялась целая бригада, состоящая из сотрудников и студентов Парижской королевской академии. Текст должен был быть на латинском языке. Он и украшает сегодня Памятник Петру перед Михайловским замком.
Великий император был очень воодушевлен тем, что скоро он сможет увековечить себя, воздвигнув первый в России конный монумент. Однажды он посетил мастерскую, где трудился Растрелли, и дал ему несколько очень ценных и дельных советов. Это было в 1719 году, Северная война подходила к концу, а Российская империя должна была стать в ней победительницей.
А это означало, что новый памятник должен был заключать в себе триумф как всей России, так и ее императора. Через 5 лет была готова новая восковая модель памятника. Многие критики считали, что этот монумент перегружен различными деталями. Однако не надо забывать, что он относится к эпохе барокко, отличительной чертой которой была склонность к чрезмерности и роскоши.
Первоначально Памятник Петру I имел следующий вид. Могучий конь, на котором восседает император. У ног коня лежит змея - символ зависти. В дальнейшем ее перенесли к Медному всаднику. Монумент также состоял из шести аллегорических фигур - добродетелей, статуи Невы, купидонов, земной сферы. При жизни Петра для памятника было выбрано другое место – старая Сенатская площадь на Васильевском острове. Петру очень понравился замысел Растрелли. Однако статую пока не спешили отливать из бронзы.
После смерти Петра I в 1725 году, около 10 лет его наследники и не вспоминали о памятнике. Кстати, плату из государственной казны за свой труд Б. Растрелли получил лишь в 1734 году. Еще около 7 лет после этого памятник пылился в амбаре, но когда к власти пришла дочь Великого императора Елизавета, она решила еще раз напомнить своим подданным, чьей дочерью является.
Императрица хотела воздвигнуть его перед Зимним дворцом. Однако, осмотрев монумент, она пришли к заключению, что он больше не соответствует вкусам нового времени, и его нужно доработать. Естественно, это было поручено уже стареющему Бартоломео. В итоге памятник представлял собой только образ императора-триумфатора без каких-либо барельефов и аллегорий.
В 1743 году, после осмотра и одобрения модели Елизаветой Петровной, Растрелли приступает к изготовлению большой скульптуры. Работа над ней была завершена в 1744. Так сложилась судьба - ни при жизни Петра, ни при жизни создателя памятника, он не был установлен.
В этом же 1744 году Карло Бартоломео Растрелли умирает в Петербурге, и отливку статуи Петра в бронзе по восковым моделям отца осуществляет уже его сын Франческо три года спустя. Императрица Екатерина II оценила памятник и сочла его недостойным великого монарха, после чего Растрелли младший был отстранен от дел, а Екатерина заказала новый памятник Петру вместо «неудачного» труда Растрелли.
За работу над памятником великому царю взялся французский скульптор Этьен Морис Фальконе, так родился знаменитый на весь мир «Медный всадник», а готовый памятник итальянского скульптора долгие годы хранился у князя Григория Потемкина, но опять же, установлен не был. Только пришедший к власти император Павел I вспомнил про многострадальную статую предка и повелел воздвигнуть ее в Кронштадте.
Спустя некоторое время Павел меняет свое решение и отдает приказ о перевозке и установке памятника в Петербург, и с 1800 года по сей день, он стоит у фасада Михайловского замка на площади Коннетабля. Павел также приказал сделать на постаменте надпись - «Прадеду Правнук 1800», явно перекликающуюся с надписью «Петру I Екатерина II Лета 1782» на гром-камне «Медного всадника».
Скульптура царя установлена на высокий мраморный постамент, по обеим его сторонам украшения в виде бронзовых барельефов, рассказывающих историю двух сражений Северной войны. С одной стороны (восточной)– фрагмент Полтавская баталия, с другой (западной) – бой при Гангуте. На первом барельефе изображен Петр, он шпагой указывает своему соратнику князю Меншикову на отступающих шведских врагов, над их головами парят трубящие гении Победы.
На втором барельефе запечатлен первый крупный морской бой, выигранный Петром у мыса Гангут. Корабль царя Петра и он сам изображены в левой части барельефа, в правой части захваченный шведский корабль, над которым поднимается русский флаг. В середине композиции сцена спасения утопающего моряка.
Оба барельефа выполнены целой группой скульпторов, над ними трудились В.И. Демут-Малиновский, И.И. Теребенев и И.Е. Моисеев. Решающие сцены битв отличаются высочайшим художественным уровнем, точностью изображения мельчайших деталей всей композиции.
Барельефы любимы и почитаемы горожанами, как добрые приметы времени. В глаза бросается то, насколько отполированы выступающие части барельефов – копыта коней, нога Петра и тонущий моряк, особенно пятка. Это городские легенды, которыми со временем обрастает практически любой памятник нашего города. Считается, если подержаться за пятку моряка – не утонешь, а если потрогать ботфорт царя или копыто коня – это принесет удачу.
Оригинал взят у kohama_natalia в Тайна памятника Петру I у Михайловского замка.
ПыСы: К сожалению автор поста так и не раскрыл тайну "человеческой ноги" у скульптуры коня. ) Может быть кто прояснит эту историю ?!
Похожая примета
В Санкт-Петербурге много памятников, которые приносят счастье. И если вы настоящий турист, то обязательно потрёте всё, что положено, подержитесь за всё, что нужно, и постараетесь попасть монеткой всюду, где толпы людей толкаются для совершения подобного магического ритуала. И не забывайте загадать желание.
Итак.
Петербургские приметы.
прогулки по городу с Олегом Сыромятниковым.
Фонтан у Адмиралтейства.
Нравится Показать список оценивших
Инженерный (Михайловский) замок.
Здесь установлен памятник Петру I, который стоит на постаменте, украшенном бронзовым барельефом "Битва при Гангуте". Если обойти постамент и приглядеться к барельефу, можно увидеть отполированную до блеска пятку одного из моряков. Считается, что, потерев это место, можно загадать любое желание, и оно непременно сбудется. Другие считают, что это спасает от опасности утонуть, и не только на море, но и на экзамене.
Нравится Показать список оценивших
Шар "Причальной стены" на Васильевском острове.
Молодожёнам рекомендуется разбить о него бутылку шампанского. Обычно вроде бьют о спускаемый на воду корабль, по аналогии разбивать бутылку стоит о спускаемую на волны жизни семейную лодку, то есть о молодожёнов, но им , наверное, больно, потому разбивают о шар.
Нравится Показать список оценивших
Львиный мостик через Канал Грибоедова.
Там стоят точно такие же львы, что и на Банковском мостике, только без крыльев. Нужно встать на мосту, раскинуть руки и дотронуться одновременно до крайних лап львов и загадать желание. Если будущая мама захочет узнать пол своего малыша, надо зайти на мост и подождать. Если первым на мост зайдёт мужчина- ждите мальчика, если женщина, то родится девочка.
Нравится Показать список оценивших
Заяц на сваи около Иоанновского моста Петропавловской крепости.
Заячьим остров называли финны, селившиеся на этих землях ещё до основания Петербурга. Для исполнения желания необходимо, стоя на мосту, закинуть монетку к лапкам животного.
Нравится Показать список оценивших
Аничков мост через Фонтанку.
Как известно, подкова приносит счастье. Если вы сможете дотронуться до подковы на одном из коней Аничкова моста, ждите удачи. А ещё можно увидеть у одного из коней (ближайший к Аничкову дворцу) портрет вельможи того времени, которому таким образом отомстил барон Клодт, но это совсем другая история.
Нравится Показать список оценивших
Чижик-Пыжик на Фонтанке.
Расположенная у самой воды возле Михайловского замка скульптура Чижика-Пыжика была установлена в 1994 году во время проведения фестиваля сатиры и юмора "Золотой Остап" напротив дома №6. Ранее здесь находилось Императорское училище правоведения, его учащиеся носили мундиры жёлто-зелёного цвета, за что их прозвали "чижиками-пыжиками". Раздобыв штатскую одежду будущие правоведы ходили в кабак купца Нефедова, располагающийся рядом с училищем. Тогда же и родилась известная песенка "Чижик-Пыжик где ты был? На Фонтанке воду пил".
Это одна из самых маленьких скульптур в городе: высота птички- 11 см, вес- около 5 кг. Художник Резо Габриадзе, архитектор Слава Бухаев.
После появления в Петербурге Чижика-Пыжика появилось поверье: если брошенная к лапкам птички монетка удержится на постаменте, то обязательно исполнится желание. Чтобы монетка не отскочила, многие прикрепляют к ней жевательную резинку. Если попасть монеткой точно по клювику бронзовой птицы, то это обеспечит успех в делах. Бросать монеты можно с набережной, или с воды, проплывая мимо на речном трамвайчике. Иногда новобрачные спускают к Чижику на верёвочке рюмку и произносят тост-желание.
Особенно рьяные "загадыватели" фигурку воруют. Причём регулярно.
Банковский мост через канал Грибоедова.
Мост, украшенный скульптурами грифонов напротив бывшего Ассигнационного банка. Если потереть его золотые крылья- не за горами приумножение капитала, прибыль и богатство. Можно также поцеловать грифона чуть выше хвоста или положить монетку на одну из его лап.
Похожая примета
Чужой компьютер
МОЙ ПИТЕР
вернуться к странице
МОЙ ПИТЕР запись закреплена
Только самые внимательные знают, что в стене Михайловского замка стоит солдатик
Нравится Показать список оценивших
Сначала старые
Обращали наше внимание на экскурсии.
Нравится Показать список оценивших
Вообще-то с другой стороны мостика стоит ещё один. Так что. содатикИ. А у памятника рядом, у коня, одна нога человеческая.
Читайте также: