Определи основные приметы заклички обращение к природе

Обновлено: 14.11.2024

- Здравствуйте, ребята! Вы готовы сегодня продолжить наше путешествие? С каким настроением мы отправляемся в путь?

II. Повторение изученного материала.

- Ребята, давайте вспомним, куда мы с вами держим путь? (В волшебный лес, чтобы спасти Лесную Библиотеку).

- Просто ли попасть в Волшебный лес? Что нам для этого нужно пройти? (Огороды Бабы-Яги).

-Посмотрите на нашу карту, по маршруту которой мы отправимся в дальнейшее путешествие. (Плакат “Огороды Бабы-Яги”)

- Кто может рассказать, что же это за Огороды? Что на них растет? (Крапива, Горошек, Репейник, Ромашки, Одуванчик, Подсолнухи).

- Простые ли это растения?

- Какие препятствия они нам приготовили?

- Давайте вспомним, с какими из этих растений мы уже встречались и какие препятствия преодолели?

(Учащиеся называют растение и показывают его на плакате).

1. Встреча с Репейниками. – Что предложил нам Репейник? (Рассказать докучную сказку).

- Кто может пояснить, что такое докучная сказка?

- Кто может рассказать нам свою докучную сказку? (Ребята рассказывают докучные сказки собственного сочинения и сопровождают их иллюстрациями, приготовленными на прошлом уроке).

2. Встреча с Ромашками. – Какое задание предложили нам Ромашки? (Разгадать секреты считалок).

- Кто может рассказать, в чем же секреты считалок? (В считалках зашифрованы числа и практически во всех считалках есть выражение “выйди вон”).

- Вы знаете считалки? Какие? (Дети рассказывают считалки).

- Какие ещё считалки вы знаете? (Древние считалки)

-Что в них особенного? (В древних считалках по десять слов, т.к. раньше люди считали десятками. В них также есть чепуховые слова).

3. Встреча с Одуванчиками. – Какую задачу приготовили нам Одуванчики? (Одуванчики предложили разгадать их загадки).

- Какой секрет хранится в загадках? Какую особенность их построения вы знаете?

(Загадывая загадку, предмет мы зашифровываем, сравнивая его с чем- то другим, на что он похож).

- Кто сочинил сам загадку? (Ребята выходят и загадывают загадки собственного сочинения или зашифрованные с помощью рисунков).

III. Физ. Минутка.

На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.

IV. Работа по теме урока.

1. Чтение интриги учителем.

2. Чтение учащимися закличек.

3. Творческое задание.

- А теперь, ребята мы отправляемся дальше. – Кого сегодня мы встретили на пути? (Подсолнухи).

Чтение учителем интриги.

- Как вы понимаете слово “заклички”? (Это значит, кого-то звать, просить о чем-то).

- И действительно, раньше с помощью закличек природу уговаривали, упрашивали сделать так, как надо человеку.

- Давайте прочитаем заклички, которые в учебнике нам предлагают Подсолнухи. (Чтение учащимися закличек).

- Молодцы, а теперь нам нужно ответить на вопросы Подсолнухов.

- Кто догадался, когда какие заклички говорят?

1. Когда дождик зарядит, станет вредным для посевов, просят:… (заклички №4, №6).

2. Когда засуха, а дожди идут мимо, просят:…

3. Чтобы узнать, какая завтра погода будет, просят:… (№1).

- Кот уточнил задание: Какие заклички похожи между собой? Прочти их выразительно, уговаривая природу.

С.21. Чтение интриги.

- Попробуйте сочинить свою закличку с обращением к Зиме, чтобы она отступила, а чтобы Весна скорее пришла. (Ребята сочиняют заклички).

(Зима-зимушка, отступи, отступи,

Весна-весняночка, приходи, приходи.)

V. Физ.минутка.

В различных уголка класса висят цветные геометрические фигуры. (Под музыку ребята выполняют упражнения, заданные учителем).

- Не поворачивая головы, посмотрите в правый угол, в левый угол, вверх, вниз, в левый угол, опять в правый.

А теперь посмотрите на треугольник. Обведите его контур глазами не поворачивая головы. Тоже самое сделайте с кругом.

VI. Закрепление.

1. Работа в тетради.

С.13. №2. – Догадайся, к какому природному явлению обращаются люди в этой закличке? Впиши его название.

- Как вы понимаете слово “припусти”?

- Почему вы думаете, что обращаются к дождику? (Без дождя не смогут расти растения, не будут цвести цветы).

С.14. №5. – Как же называется такой стишок: загадка или закличка? Напиши над стишком?

- Можно ли догадаться, в какое время года обращаются к божьей коровке?

- В какое время года начинает созревать пшеница? (Летом).

- В какое время года растут грибы? (Летом и осенью).

- В какое время года растут и поспевают ягоды?

- Значит, в какое время года обращались к Божьей коровке? (Летом)

VII. Итог урока.

- Удалось ли нам выполнить задание Подсолнухов?

- Для чего нам нужны заклички?

- О чем можно просить природу?

- Вы сегодня все очень хорошо работали! А сегодня наше путешествие по Огородам Бабы-Яги закончено. На следующем уроке мы снова отправимся в путь.

Похожая примета

Цель: познакомить детей с малыми формами фольклора – закличками. Дать представление об их традиционном использовании и научить ими пользоваться.

Воспитатель: Благослови, мати,

Весну закликати,

Весну закликати,

Пусть зима уходит впрок,

Весну пустит на порог.

- Сегодня я вам расскажу о коротких необычных произведениях – закличках, которые дошли до нас из прошлого.Послушайте несколько из них:

С небесной кручи!

Ветер, ветер, ветерцо,

Не дуй мне в лицо!

А дуй мне в спину

Чтоб идти было силу.

- Ребята, а вам знакомо слово «закличка»? Как вы думаете, что оно означает? (ответы детей)

- Слово «закличка» происходит от слова «кликать». Оно означает – кричать, громко звать. Заклички – это короткие стихотворные приговорки, просьбы. Никто не знает, кто их сочинил. Они передавались из уст в уста, т. е. от одного поколения к другому. Поэтому мы говорим, что это народное произведение. Появились заклички очень давно. Люди тогда очень зависели от природы,например: будет дождливое, холодное лето – не созреет урожай, будет палить нещадно солнце – сгорят посевы. Вот и верили, что если покликать, позвать вовремя солнце, дождь, ветер и других помощников, то и урожай вырастет на славу.

Просмотр слайдов о закличках.

- Весной, люди обращались,например к птице:

Уж, ты пташечка, ты залётная,

Ты слетай на синее море.

Ты возьми ключи весенние

Замкни зиму, отомкни лето.

- Люди верили, что птицы возвращаясь из-за моря, должны принести с собой ключи, которыми было замкнуто какое-то холодное подземелье, где томилась красавица весна, запертая злой зимой.

- А затем просили солнце:

Будь к нам подобрее.

Посвяти весь денёк!

- Чтобы вы лучше запомнили слова, мы проведём небольшое соревнование, кто лучше попросит «солнышко» - мальчики или девочки. Просить нужно ласковым, нежным голосом. (работа над интонацией)

Игра «Солнышко».

Дети становятся в круг и произносят текст заклички вместе с воспитателем, сопровождая его движениями. На первые две строчки – руки протянуть вверх к солнцу, на слова «выйди поскорее, будь к нам подобрее» - сделать русский поклон, а на последние две строчки – похлопать в ладоши.

- Лето для русского человека – очень важное время года.Летом делали запасы на зиму: варили варенье, сушили грибы, припасали мёд, выращивали овощи, пшеницу. (рассказ воспитателя сопровождается показом на фланелеграфе) К пчёлам обращались вот так:

- А когда сажали овощи,то просили:

- Когда урожай поспевал,просили дождик полить его:

Дождик, дождик, посильней

Будет травка зеленей.

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще

Расти трава, гуще.

На дядину пшеницу,

Поливай весь день!

- Ребята, а кто из вас знает заклички – обращения к дождю? (индивидуальная работа)

Дождик, дождик, посильней!

Будет травка зеленей!

Дождик, дождик, пуще!

Не иди, дождик, где жнут

- В давние времена заклички знали не только взрослые, но и дети. Когда дети играли на лугу и находили улитку, еётак просили показать свои рожки:

Улитка, улитка, высунь рожки!

Дадим лепёшки, свиные ножки.

Каши горшок, хлеба вершок!

Улитка, улитка (кулачок в кулачке, поменять руки)

Покажи (руки от себя, ладошки вверх) рога (поднять рожки к голове,

Дам (руки от себя) кусок пирога (закрыть ладошки).

Пышки (шарик из ладошек, ватрушки (прихлопываем левую ладошку сверху правым кулачком, затем меняем руки,

Сдобной лепёшки (прихлопываем левую ладошку правым кулачком, затем меняем руки)

Высуни (руки от себя, ладошки вверх) рожки (поднять рожки к голове).

- А, увидев сороку,говорили ей так:

Научи меня летать,

Не высоко, не далёко –

Чтобы солнышко видать.

- А что просят у божьей коровки, если найдут её в траве? (ответы детей)

Божья коровка, улети на небо,

Принеси нам хлеба!

Чёрного и белого,

Только не горелого!

- Давайте все вместе повторим эту закличку, отбивая ритм хлопками в ладоши. Сначала произнесём её тихо-тихо, потом погромче, потом совсем громко.

Дидактическая игра «Запомни и назови»

Воспитатель показывает картинки, а дети называют закличку.

- Ребята, кто из вас видел настоящую радугу? Когда она появляется? (Радугу можно наблюдать в тёплое время года на небе, когда идёт мелкий, частый, тёплый дождик, и в то же время сквозь тучи или облака светит солнышко; солнечные лучи проходят сквозь дождевые капельки и образуется радуга.)

- Кто знает закличку про радугу?

Медведю по плошке.

По полному ведёрку!

- Какие цвета у радуги? (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый). Каждый охотник желает знать где сидит фазан.

- Я вам предлагаю нарисовать большие, красивые и радостные картины про радугу.

Рисование «Радуга – дуга»

По ходу демонстрируются удачно начатые работы. В конце занятия проводится мини-выставка.

- Давайте ещё раз попросим солнышко, чтобы оно выглянуло. (повторяется закличка)

- Выглянуло солнышко, да не одно, а со своими друзьями.

Детям дарятся медальоны – солнышки.

- Сегодня мы говорили о малых формах фольклора – закличках. Я прочитаю вам последнюю закличку – повторяйте её за мной.

Приди, весна!

Со льном высоким,

С хлебом обильным.

Публикации по теме:

«Жаворонки весну кличут» — развлечение для детей старшей группы дошкольного возраста (22 марта) Ведущий. Долго длиться зимняя пора в России – уже пронеслись веселые праздники Рождества и масленицы, надоело людям слушать завывание вьюг.

Готовимся к весне ВеснянкиНаступил последний месяц зимы, скоро весна. В старину крестьяне закликали весну песнями-веснянками, чтобы она не опоздала, вовремя.

Похожая примета

Светлана Евгеньевна
Заклички-обрядовые песни кубанского фольклора для дошкольников.

ЗАКЛИЧКИ

по ВМР МБДОУ МО г. Краснодар

«Детский сад № 57»

Лобанова Светлана Евгеньевна

Что такое заклички? Это - обрядовые песни заклинательного характера,сопровождающие обряд кликания и включавшие обязательное словесное обращение к объекту клича: Зиме, Весне, Лету, Осени, Солнцу, Земле, Дождю, птицам и т. д., которые живут в закличках как одушевленные существа. Заклички считаются традиционными, так как они переходят из поколения в поколение. (В наше время это небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы в игровой или ролевой ситуации).Википедия дает следующее определение: Заклички - это один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.В энциклопедическом словаре нашлось еще одно определение: ЗАКЛИЧКИ - разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно - магический смысл ("Дождик, дождик, перестань!" и т. п.). Заклички сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Особо популярны были заклинания весны ("Весна, весна красная, приди, весна, с радостью. ", "Кулик, кулик, замыкай зиму, отпирай весну…"). В настоящее время заклички сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Заклинательный характер, заговорные зачины, образы, закрепы в конце песни (например, "ключ и замок словам моим") связывают заклички с заговорами и обрядовыми приговорами. Они придают особую значимость обряду, исполнение которого должно было вызвать пробуждение земли и наступление тепла. Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный напев. Когда-то русские народные заклички имели магическую функцию, произносились с целью вызвать желаемое действие со стороны явлений природы, животных, растений. Дети вполне разделяли заботы своих родителей и их надежды на хороший урожай, а с ним и достаток. Они верили, что смогут словом, песенкой заставить дождь поливать весь день на ячмень, овес, гречу и просо. И в наше время можно видеть детей, самозабвенно выкрикивающих обращение к дождю, чтобы он перестал лить или лил «пуще», к «солнышку-колоколнышку», чтоб оно выглянуло, к радуге. Но, в наше современное время, это скорее дань традиции и народной культуре. Выкрикиваются заклички обычно нараспев хором. Такое действие веселит детей и создает эмоциональный комфорт.Каждый ребенок прежде знал приговорки: обращения к улитке, мыши, маленьким жучкам, скрывающимся в цветках. Произносят их подчас и современные дети. Заклички и приговоры, обращенные к явлениям природы, животным, насекомым, растениям, а также обрядовые песни, которыми сопровождали основные праздники земледельческого календаря, составляют детский экологический фольклор.

Выйди из-за тучи

Дам тебе орехов кучу.

Колоколнышко. Не пеки за реку

Пеки к нам в окно

Будет нам тепло.

Пеки, пеки, солнышко

Рано, рано, играй

Своих деток согревай.

Твои детки плачут

По камушкам скачут.

Свети, свети, солнышко на зелёное полюшко, На белую пшеницу на чистую водицу, На наш садочек на аленький цветочек.

Солнышко-вёдрышко, погляди, посвяти!

На яблоньку высокую. На веточку зелёненькую.

На грушу кудрявую. Берёзоньку кучерявую.

Солнышко, солнышко, красное семёнышко.

Выйди поскорее, будь к нам подобрее. Твои детки плачут, по лужочку скачут,

Соломку жгут – тебя в гости ждут.

Загляни в окошко!

Твои детки играют

А малину рвут и нам не дают.

Медведю по ложке –

А нам – ни крошки.

Весну- красну скликают.

Со стрехи капель

Дождик, дождик, перестань

Куплю тебе сарафан.

Куплю тебе серьги.

Куплю тебе башмаки.

Дождик, дождик, крапани,

Куплю тебе три коня!

Дождик, дождик, перестань

Куплю тебе горностай.

С ключиком, с замочком,

С шёлковым платочком!

Дождик, дождик, перестань,

Мы поедем на Кубань.

Чтоб росла пшеница.

Дождик, дождик веселей,

Капай, капай, не жалей.

Что бы травы росли,

Чтобы сады цвели.

Что б умылися луга,

Да напилась бы река.

К нам в окошко постучи,

Только нас не замочи.

Дождик, лей, лей, лей

На меня и на людей.

На людей по ложке

На меня по крошке.

Лей по целому ведру.

Туча, туча, дождь не прячь.

Лейся, дождик, дам калач.

Дождик, дождик, пуще,

Чтоб росла пшеница гуще.

Чтоб овёс рос и ячмень

Поливай весь долгий день.

А на просо, а на рожь

Поливай сколько хошь.

Дождик, дождик, лей, лей, лей

Загони во двор гусей.

Мои гуси у реки их заели червяки.

Дождик, дождик, посильней

Загони моих свиней.

Мои свиньи дома летом на соломе.

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе я гущи,

Лей, лей, дождик, пуще,

В большом горшке

Дождик, дождик, пуще,

И поставлю под кровать,

Станут курицы клевать.

В засушливое лето говорят:

Дождь, дождь, дождь,

Поливай как хошь,

На дедину пшеницу,

Поливай весь день.

На меня и на людей,

Дождик, дождик, пуще,

На мамину капусту,

Поливай как хошь.

На дядину пшеницу,

Поливай весь день!

На Иванову рожь

Поливай, как хошь.

Дождь, дождь, дождь,

На девичью пшеницу,

На ребячий горох,

На конячий овес,

На мужичий ячмень

Поливай весь день.

Иди, дождик, дождик, пробуравь землицу,

Дай нам водицу! Дождь, дождь, припусти!

А мы сядем под кусты Богу молиться,

Христу поклониться. Я, убогий сирота,

Закрываю ворота ключиком, замочиком,

Дождик, дождик, перестань,

Я поеду на Тамань,

Куплю избу со хрестом:

Буду Богу молиться,

Чтобы дождик не шел,

Чтобы град не порол!

Дождик, дождик, перестань,

На лесу-то гоностарь.

Дождик, дождик, пуще,

Дождик, дождик, пуще!

Дадим тебе ложку,

Я, убогий сирота,

Дождик, дождик поливай,

На Кубани урожай,

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

В огороде лук, бобы,

В лесу ягоды, грибы,

А в саду зелёный хмель,

Лей-ка дождик, целый день.

Месяц, месяц, свети, под плетень гляди!

Ходи, гуляй, да нас утешай.

Месяц, месяц, свети Под плетень гляди! Ходи, гуляй, Да нас утешай.

Вихрь, вихрь не на меня

А на злого старика.

Он в мышиной норе

На медвежьей тропе.

Ветер-ветерцо, Не дуй мне в лицо,

А дуй мне в спину,

Чтоб идти было в силу.

Дуй, сподуй, ветерок,

До Кубани-реки,

Где круты берега. ***

Вихрь, дуй не на меня, А на злого старика!

Он в мышиной норе,

На медвежьей тропе!

Буря — Баба га, Иди с моря на луга!

Ты поешь, посиди,

А на море не ходи!

Когда дожди "зарядят" и станут вредными для посевов, закликают солнышко, просят радугу прекратить дождь.

Ах ты, радуга-дуга,

Уж ты, радуга-дуга,

Не давай дождя, Давай солнышка,

Ах ты, радуга-дуга,,

Дуга-радуга, унеси меня в луга,

Не тем концом, золотым кольцом.

Уж ты, радуга-дуга,поведи меня в луга:

Там лук-чеснок, киселя горшок,

Каша масленая, ложка крашеная,

Ложка гнется, сердце бьется,

Нос трясется, душа радуется,

Глаза выскочить хотят.

На зелёные луга.

К нам в оконышко!

Радуга-дуга, перебей дождя –

Опять в ночь льет во всю мочь;

Перебей гром, не попал бы в дом.

Радуга-дуга, унеси дождя!

Золотым мостом, серебряным концом!

Выйди, радуга-дуга, на зеленые луга

Своим концом, золотым венцом!

Радуга-дуга, принеси дождя!

Нам по ложке, медведю по плошке,

А серому волку —по целому ведёрку!

Когда случается засуха, а дожди идут мимо или выпадает небольшой дождь, просят у радуги,что бы она не уносила дождь:

Радуга-дуга, принеси нам дождя.

Не пей нашу воду

Идя в лес за грибами, ребята загадывают, сколько грибов они насобирают,для этого бросают кверху свои корзины и кричат:

Набери цело лукошко,

Цела, пол, на донышке

Если корзинка упадет на землю вверх ручкой – значит, ребята наберут по полной корзине грибов, если упадет на бок – до половины корзинки будет грибов, если упадет, немного наклонясь к ручке, то грибами покроет только дно корзинки.

Когда собирают грибы,приговаривают:

Дам тебе морковку.

Во бору борового.

Когда садят горох, приговаривают заклички к растениям:

Сей, сей горох, рассевай горох,

Уродись, горох, в огороде не плох.

И крупен, и бел – на потеху всем.

И сам тридесят – для всех ребят.

На потеху старым,

На веселье ребятам малым.

В огороде не плох!

Для малых ребят!

Старым на потешки,

Детям на посмешки!

Песенки,связанные с сеянием репы и редьки:

Ни мала, ни долга,

До мышиного хвоста.

Ни мала, ни велика,

До мышиного хвоста.

Не ходи на тот конечик:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Под лучами ясными,

Под звёздами частыми

Цвети до зазимки —

С комля до вершинки.

На потеху старым,

На диво детям малым.

По кочкам скакали.

Рассматривая божью коровку,дети приговаривают:

Ты лети на небо,

Принеси нам хлеба.

Если божья коровка улетит, значит – к хорошей погоде, к урожаю.

Божья коровушка, дай молочка Коровушка, буренушка, завтра дождь или вёдро?

Если вёдро, то лети, если дождик, то сиди.

Божья коровка, полетай за реченьку,

Там тепленько, здесь холодненько.

Скоморох, скоморох, полетай на горох,

Там твои дети на повети

В красных рубашках, беленьких порточках. Лети на небко,

А тебе ни одной.

А тебе ни одной.

Ты лети на небо,

Принеси нам хлеба

Черного и белого,

Только не горелого.

Если во время купания кому-нибудь из детей в ухо попадет вода, то он, заложив пальцем ухо и наклонив голову несколько набок,прыгает на одной ноге и приговаривает:

Под осинову колоду.

Если у кого появится на глазу ячмень,то проводят по нему указательным пальцем и припевают:

Что хочешь купишь.

Купи себе топорик,

Сруби себе головку,

Поймав улитку, дети кладут ее на ладонь руки и поют песенку закличку к улитке:

Дам тебе край пирога.

На четыре дороги.

По большой пути-дороге.

Попадется детям улитка (по-местном) «лизавица»,они приговаривают нараспев:

Лизавица-лизавица! Выпусти рога –

Я дам пирога, масленого-премасленого.

Слизень-близень, выпусти рога,

Дам тебе пирога и кувшин молока.

Как не выкажешь рога, пестом зашибу тебя.

Дам тебе пирога.

Подходя к ульям на пасеке,говорят:

Поп, поп, поп, выпусти собак, Поп, поп, поп, выпусти собак!

Яры пчелушки, медоносушки,

Летите на лужок,

Садитесь на цветок,

Пчёлка, гуди, В поле лети! С поля лети, Медок неси!

Посвети в кулачок.

Дам тебе горошка,

Говоря эти слова, держат в одной руке цветок «попика» (похожий на белую ромашку, а другой рукой водят по тычинкам цветка, пока из-под них не выползут черненькие семена).

Если во время купания кому-нибудь из детей в ухо попадет вода, то он, заложив пальцем ухо и наклонив голову несколько набок,прыгает на одной ноге и приговаривает:

Под осинову колоду.

Возьми гнилой зуб,

А дай мне хороший.

Мышка, мышка, вылей воду

на дубовую колоду!

Полети на облачко!

— Сухо будет — полечу,

А сыро будет — посижу!

Научи меня летать,

Чтоб не низко, не высоко,

Чтоб столицу повидать!

Примечают – если птицы низко летят – завтра ведро,им дети кричат:

Галки-вороны на мельнице мололи,

Вечер – на нашест,

Галок не перечесть.

Моя галка наперед,

Много денег наберет.

Зазывалки для месяцев или времен года обычно поют на тематических праздниках, или используют в подвижных играх со словами.

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

А на окнах рисуй!

Не тяни домой за нос,

Не стучи, не балуй,

А на окнах рисуй!

Не стелись по лугам,

А стелись по болотам,

По крутым наволокам!

Гром, гром, не бей в наш дом!

А бей в колоду, в болотную воду —

Жабке напиться, Блошке утопиться!

Весна весна красная!

Приди, весна, с радостью, радостью,

С великою милостью:

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебом обильным!

Приди к нам, весна,

Со великою к нам

Со рожью зернистою,

Со пшеничкой золотистою,

С овсом кучерявым,

С ячменем усатым,

Со просом, со гречею,

С грушами, с яблочками,

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми,

Жаворонок на проталинке

Он зовет себе, он зовет себе

Весну красную, весну красную.

Не лежать снежкам во чистом поле

Во синё море, во синё море

Прилетите к нам,

Принесите нам лето теплое,

Унесите от нас зиму холодную.

Нам холодная зима надоскучила,

Руки, ноги отморозила.

Прилетите к нам,

Нам зима надоела,

Весь хлеб у нас поела,

Всю скотинку поморила.

Весна, весна красная!

Приди, весна, с радостью.

С радостью, радостью,

С великою милостью:

Уроди лен высокий,

Рожь, овес хороший.

На чем приехала?

Ой, кулики, жаворонушки,

Прилетайте к нам у в одонушки

Летел кулик из-за моря,

Принес кулик девять замков.

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке.

– А мы весну ждали

Прилетите к нам,

Весну с солнышком,

лето с зернышком.

Весна-Красна да по Заречью шла,

О-ой ли, ой, люли, да по Заречью шла!

Да по Заречью шла, что ж ты нам несла,

О-ой ли, ой, люли, что ж ты нам несла?

А я вам несла ой да три вестушки,

О-ой ли, ой, люли,да три вестушки:

Первая вестушка — Ясно Солнышко,

О-ой ли, ой, люли, Ясно Солнышко;

Другая ввестушка — тепло летечко,

О-ой ли, ой, люли, тепло летечко;

Третья вестушка — соловей поёт,

О-ой ли, ой, люли, да с перепёлкою!

Весна! Весна красна!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

С льном высоким!

С корнем глубоким!

С хлебом богатым!

Едет Весна едет

На золотом коне,

В зеленом саяне,

На бороне сидючи,

Сыру землю аруючи,

Злато жито сеючи.

Публикации по теме:

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора ПРОЕКТ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников по средствам декоративно-прикладного искусства с элементами фольклора» «Любовь.

«Рождественские колядки». Развлечение на основе кубанского фольклора для старших дошкольников Рождественские колядки /развлечение по кубанскому фольклору для детей старших дошкольников/ Стук в дверь. Из-за двери слышен возглас:.

Интегрированное занятие по ознакомлению с малой Родиной, с традициями кубанского быта в подготовительной группе Задачи: • Закрепить представления о традициях кубанского быта. • Развивать нравственные чувства (патриотизм, воспитывать любовь к малой.

Отчёт о работе по теме самообразования «влияние фольклора на развитие речи дошкольников» Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет" В 2015-2016 учебном году мною была изучена.

Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. Она не может.

Прект «Бабушкин сундучок». Мини-музей группы «обрядовые куклы» Дошкольник, приходя в музей за «красотой», приобщается к культуре, которая формирует в его душе значимость переживания увиденного. Организация.

Роль мордовского фольклора в экологическом развитии дошкольников Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Воспитывать бережное отношение.

Тематический план работы с родителями «Колыбельные песни в жизни ребенка» (для младших дошкольников) ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ТЕМЕ: «КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Формы работы.

Выступление на ГПО «Использование фольклора для развития речи дошкольников» Детство — это время, когда происходит подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Родной язык играет уникальную роль.

Похожая примета

Цель урока: помочь школьникам обнаружить и осознать обрядовый характер жанра заклички (природу уговаривают и упрашивают).

Задачи урока:

  1. Работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей сравнивать несколько коротких текстов.
  2. Развивать навыки чтения путём постоянного перечитывания текстов по разным основаниям.
  3. Учить ориентироваться в учебнике.
  4. Учить детей работать самостоятельно, в группах и парах.

1. Самоопределение к деятельности.

Учитель: Здравствуй, солнце! Здравствуй, день! Подарите друг другу улыбку. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью.

Откройте страницу, на которой мы работали на прошлом уроке.

Переверните страницу и рассмотрите её.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Может быть кто-то из вас уже увидел тему урока?

Ученики: Заклички.

(На доске открывается часть темы: «Заклички.)

Учитель: Давайте поставим перед собой задачу на этот урок.

Ученики: Узнаем что такое заклички, познакомимся с закличками. Будем читать.

(Учитель вывешивает задачи на доску.)

3. Открытие новых знаний. Первичное закрепление.

Учитель: Посмотрите, какие герои пришли к нам на урок.

Ученики: Кот Учёный и Самый Главный Подсолнух из Огородов Бабы Яги.

Учитель: Давайте узнаем, что же сказал Кот.

(Громко читает один ученик, а остальные читают вместе с ним вполголоса.)

Учитель: А что же такое заклички? Прочитайте дальше.

Ученики: Природу уговаривали и упрашивали сделать так, как надо человеку.

Учитель: Да. Люди обращались к природе с уговорами и упрашиваниями (открывается вторая часть темы).

Давным-давно люди считали природу и её явления Божеством и свято верили в то, что она может выполнить их просьбы. Для этого они придумали заклички.

- Как вы думаете, когда надо было уговаривать и упрашивать природу?

Ученики: Если долго шли дожди – звали солнышко, если была засуха, звали дождик.

Учитель: Посмотрите сколько всего закличек. Прочитайте их самостоятельно. Начните с той, которая вам больше нравится, но прочитать нужно все.

(Дети читают вполголоса.)

Работа по вопросам и заданиям учебника.

Учитель: Самый Главный Подсолнух очень хочет у вас узнать:

- Когда дождик льёт долго-долго и становится вредным для посевов, к кому люди обращаются?

Ученики: К солнышку и радуге.

Учитель: Найдите такие заклички и потренируйтесь из прочитать уговаривая и упрашивая.

Учитель: А теперь прочитайте их выразительно.

(Чтение закличек №№ 4,6.)

Учитель: А сейчас представьте, что наступила засуха и дождей очень давно не было. Кого на этот раз будут уговаривать и упрашивать люди?

Ученики: Дождик и радугу.

Учитель: Найдите эти заклички и прочитайте так, чтобы природа сжалилась и пошел дождь.

(Чтение закличек №№ 2,3,5.)

Учитель: Какая закличка у нас осталась непрочитанной?

Ученики: № 1.

Учитель: Прочитайте её и подумайте, когда так просят божью коровку?

Ученики: Когда хотят поднять настроение.

Учитель: А какие заклички похожи между собой?

Ученики: №№ 2-3, 5-6.

Учитель: Зачитайте их.

Физкультурная минутка.

Учитель: Давайте порадуем нашего гостя, т.е. Подсолнуха, физкультурной минуткой.

- Какая закличка вам больше всего понравилась?

(Дети рассказывают заклички и выполняют какие-то движения.)

4. Самостоятельная работа в группах.

Учитель: На стр. 21, в самом низу найдите строки, где вас похвалил Подсолнух. А ещё он вас о чём-то просит.

(Дети читают просьбу.)

Учитель: Так о чём же просит вас Подсолнух?

Ученики: Сочинить заклички о Зиме и Весне.

Учитель: Да. К Зиме с обращением, чтобы она отступила и к Весне, чтобы она скорее пришла. Закличка не обязательно должна быть складной. Используйте подсказки:

Зимушка-зима, отступи, отступи.
Весна-красна, приходи, наступи.

Учитель: Давайте разделимся на две группы. Вспомните, как вы должны работать в группах.

Ученики: Не ссориться, слушать друг друга, разговаривать вполголоса, доверять командиру.

Учитель: Удачи вам! (Звучит спокойная мелодия.)

(Ученики придумывают заклички.)

Учитель: Прочитайте, что у вас получилось.

Учитель: Похлопаем команде, они хорошо справились с задачей.

Послушайте народные варианты закличек.

Уходи от нас,
Зима холодная!
Нам холодная зима
Надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Дай, Весна,
Добры годы.
Годы добрые,
Хлеборобные.
Приходи к нам, Весна,
Со радостью
Со великою к нам!

5. Включение в систему знаний.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Учитель: А сейчас, чтобы закрепить полученные знания, вы поработаете в тетрадях в парах.

Догадайтесь, к какому природному явлению обращаются люди в закличках. Впишите его в текст.

Ученики: № 2 – дождик, дождик, № 3 – весна, весна, № 4 – снег, № 5 – это закличка, летом.

Учитель: Прочитайте выразительно.

6. Рефлексия.

Учитель: Ну, а теперь давайте вспомним, какие задачи вы перед собой ставили. Вы справились с ними?

Читайте также: