Назовите приметы романтизма в балладе светлана

Обновлено: 21.11.2024

Баллада Жуковского "Светлана" сочетает в себе элементы двух литературных направлений — сентиментализма и романтизма. Сентиментализм в произведении проявляется в том, что автор создаёт особую атмосферу чувственности, душевных переживаний с помощью образа героини. Это милая, кроткая, молчаливая и робкая девушка, мечтающая о своём женихе. Она религиозна, робка и застенчива. Так же в стиле сентиментализма Жуковский рисует образы подружек Светланы, обряды гадания и свадьбу. Для психологического романтизма, который присутствует в балладе, характерно утверждение, что зло заключается в греховной натуре человека, избавление от него возможно через самоанализ и самовоспитание. Грех Светланы в том, что она нарушает тайну загробного мира, пытаясь заглянуть в будущее и узнать свою судьбу. Это оборачивается страшным сном: за ней приезжает жених, который оказывается мертвецом. Эпизод сна, его элементы (похищение Светланы женихом, пейзаж, гроб в избушке, карканье ворона, одинокая церквушка) являются признаками романтического стиля, как и счастливая концовка произведения: всё страшное оказывается лишь сном и появляется настоящий жених. Конец произведения так же продиктован канонами романтизма: религиозность, страх перед мистическим началом, покорность Светланы судьбе и смирение оказываются сильнее искушений. С помощью молитвы девушка спасается от наваждения и соединяется со своим женихом — это вознаграждение за веру в Духа Господня и победа над собственными предрассудками.

Похожая примета

Основные темы баллады "Светлана"- тема воз­мездия и
тема счастья. В центре произведения -
гада­ние в крещенскую ночь и страшный сон, разрешив­шийся
благополучно.

Черты романтизма в балладе "Светлана":

-Отклонение от канонов классицизма, вольное композиционное
построение произведений, нет "единства трёх начал".
Сон, мистическая природа, пейзаж становится действующим
лицом произведения.

-Основа произведения романтизма-это конфликт между
реальным миром и вымышленным миром (сон).
-Любовь, таинственная тема гаданий, смирение и покорность -
на фоне мистики.

-Драматический сюжет-главный герой одинок и несчастен,
стремление к идеалу .Светлана одинока, несчастна, стремится
к жениху, снятся мертвецы.

-Использование ярких, эмоциональных средств художественной выразительности, передающих человеческие страсти.
Одним из основных художественных приёмов, который
использует Жуковский в балладе, является антитеза.
(Борьба жизни и смерти, дня и ночи, любви и смерти,
реального и воображаемого) .
Автор использует антитезу чтобы показать противоречия
человеческой души, сложность мира, который окружает
человека.

Основой сюжета в балладе является мистический сон
главной героини.
Именно в этом заключена особенность антитезы-
противопоставление добрых сил злым, сна -действительности.

Автор использует ещё и гиперболический ряд-усиление
признака от меньшего к большему и наоборот
(Печаль- Страх -Горе) .

В балладе присутствуют несколько романтических образов-
символов.
Первый из них - дорога.
Дорога-традиционный образ не только путешествия
по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.

Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу "
Светлана"- это птицы: ворон, голубь, петух.
Ворон-предсказывает плохое, страшное.
Это происходит во сне Светланы, то есть велика
вероятность, что "печаль" уйдёт вместе со сном,
таким образом, пророчество становится не таким страшным.

Голубь-символ счастья, любви, нежности, защиты;
символ благословления Господа.

Это происходит тоже во сне, но как противовес ворону.
Голубок силён равноценно силе веры в Бога Светланой.
А Светлана, тем временем, как бы не было ей страшно,
верит в свою защиту Господом.
И чем больше страх Светланы, тем сильнее её вера
и тем больше защита голубка (мы понимаем - Бога. )
Присутствие голубка сменяет на рассвете петух.
(Шумным
Бьёт крылом петух,
День встречая пеньем. )
В этот момент Светлана просыпается, петух шумно
пробудил Светлану как раз "на границе" зла и добра.
Чаша весов склоняется в сторону добра,
потому что "наяву" не случилось ничего плохого,
а то, что случилось во сне - "нейтрализуется"
присутствием голубя.

Ещё один символ - свет.

Свет - несёт добро, защиту.
Света в балладе Жуковского много:
свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком,
и пробивающимся сквозь метель, и искрящимся,
и исходящим от луны, хоть и сквозь туман,
и даже имя героини отождествляется со светом.
Свет присутствует на протяжении всего произведения.
Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей
в душе, в сердце Светланы.
И эта Вера не дала погибнуть Светлане во тьме,
заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждение,
к любимому суженому.

-Авторское отношение к действительности выражено через
главного героя.
-Чувства на первом месте, отрицание рациональности,
разумности, на фоне природных явлений.
-Любовь и страдания на первом месте, нет места рациональному
у Светланы, всё на фоне природы, которая передаёт сомнения,
чувства, переживания Светланы.

Похожая примета

В балладе «Светлана» можно встретить такие черты романтизма:
- Есть описание чувств, которые возвышают человека. Например, главная героиня Светлана любит, переживает, надеется и боится.
- Присутствие «идеального» героя. Главная героиня – крестьянка с особенным характером. Она исключительная, необычная.
- Внимание автора к человеческой личности, изображение душевных качеств главной героини.
- Использование жанра баллады с его тягой к романтизму (изображение таинственных событий).

Все мы знаем что у каждого человека свой характер.Есть и храбрые , добрые и трусливые . Трусливость по моему мнению это плохая и неприятная черта человека!Трусость это жалость , бесполезность человека эта черта очень плохо влияет на человека ! Трусливый человек , он совсем другой у него свой мир , он пуглив , слаб и беспощаден! Когда смотришь на такого человека , хочется закрыть глаза и подумать о чем нибудь весёлом !! По моему мнению , больше я предпочитаю жизнерадостных и весёлых людей в отличии от трусливых !!
Не судите если есть ошибки , написала по своему мнению о трусости !

10 месяцев назад

Генералы относяться к мужику как к вещи которая им все сделает, они его используют а автор относиться благородно, он уважает мужика но считает его не слишком умным.

3 месяца назад

Там вымышленные герои и события.Реально жизнь людей и детали быта.А фантастическое хто персонажи говорящие животные,гора с медью.

1 год назад

1)1.Спасти любого,кто нуждается в помощи.
2.Обогреть,накормить,научить кушать беспомощное существо.
3.Засмеялся от умиления,заботился всю ночь,заснул возле неё радостным и тихим сном.
Герасим встретил существо,которое ещё несчастнее,его за которым нужен уход.
2) -Эх,ты,бедолага! Кто ж это тебя так. Жалкая,вся дрожишь. Ну,что,получше тебе? Иди,иди сюда,отогрейся..Эх,никому-то ты не нужна..Нет! Я тебя не брошу!
И Герасим поспешил домой.

1 год назад

Он хотел выдавить прыщик, а не оказалось носа, после сна

1 год назад

Смотрите также:

Сочинение Каким я должен быть чтобы меня уважали?

Скажите мораль сказок. Ёлка"-,,Калоши и мороженое"-,,Золотые слова"

Карюха краткое содержание

какую роль играют пейзажные зарисовки в главе Бэла в романе Герой нашего времени?

Почему войне в поэме "Василий Тёркин" пренадлежит одна из главных ролей СРОЧНО ДАМ 40 БАЛЛОВ

Вскильки рокив написала перший вирш Леся Украинка

Почему на ваш взгляд произведения Древнерусской литературы актуальны. ( как минимум 3 абзаца СРОЧНО. сочинение )

Эти предложения с этими поговорками: «Заткнуть за пояс», «Рвёт и мечет», «При царе Горохе», «Медведь на ухо наступил».

Напишите пожалуйста содержание рассказа Майская ночь или утопленница гоголь

Похожая примета

Романтизм, сменив сентиментализм и пред романтизм, отразил настроения неверия, безнадежности, которые проявились в европейском самосознании на рубеже XVIII-XIX веков. В России возникновение и развитие романтизма обусловлено подъемом национального и личного самосознания, характерным для первого десятилетия после окончания Отечественной войны 1812 года. Русский романтизм условно можно разделить на два течения: психологический и гражданский.

Основные признаки психологического романтизма в литературе — утверждение того, что зло заключается в помраченной грехом природе современного человека и что для победы над этим злом необходимо внутреннее перерождение самого человека путем самовоспитания.

В. А. Жуковский яркий представитель этого направления. В историю русской поэзии он вошел, прежде всего, как балладник. Жуковский называл балладу своим излюбленным родом поэзии. Именно это лиро-эпическое произведение, в котором сочетаются фантастический, легендарно-исторический и драматико-героический жанры, соответствовало романтическому мироощущению поэта. Тематика баллад В. А. Жуковского разнообразна: проблемы добра и зла, преступления и наказания, смысла жизни, нравственного долга, совести.

Основные темы баллады «Светлана» — тема возмездия и тема счастья. В центре произведения — гадание в крещенскую ночь и страшный сон, разрешившийся благополучно. Начинается повествование с рассказа о том, как девушки гадают:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Героиня баллады, Светлана, молчаливая, грустная, милая русская девушка, ждет своего суженого, просит ангела-хранителя утолить ее печаль, пытается заглянуть в будущее. Автор подробно описывает реалии того времени: «Вот в светлице стол накрыт Белой пеленою; И на том столе стоит Зеркало с свечою; Два прибора на столе», «В тонкий занавес окна Светит луч денницы; Шумный бьет крылом петух, День встречая пеньем; Все блестит. ». Но автора все же гораздо больше интересует внутренний мир героини: ее мечты, надежды, чувства. Она то «молчалива и грустна», оттого что нет рядом ее жениха, то «с тайной робостью. В зеркало глядится», «робость в ней волнует грудь, Страшно ей назад взглянуть, Страх туманит очи». Условный романтический пейзаж подчеркивает необычность происходящего (появляется жених Светланы, который увозит ее) и помогает передать состояние девушки:

Сели. кони с места враз;

Пышут дым ноздрями;

От копыт их поднялась

Вьюга над санями.

Скачут. пусто все вокруг;

Степь в очах Светланы;

На луне туманный круг;

Чуть блестят поляны.

Сердце вещее дрожит.

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Ворон каркает: печаль!

При описании избушки с мертвецом автор использует различные средства художественной выразительности: олицетворения («Смолкло все опять кругом. », «сорвался покров»), эпитеты («безответный житель», «мертвом сне», «белоснежный голубок»),

В конце баллады все страшное оказывается сном, и появляется любящий, живой и

невредимый жених Светланы. Автор наставляет своих читателей и героиню: настоящее не бесконечно, а загробная жизнь — вечна, поэтому нельзя роптать на свою судьбу, нужно верить в Провидение. Для Светланы вера в Провидение обернулась верой в жизнь: «Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье». Героиня обретает счастье, потому что не роптала на судьбу и верила в своего ангела-утешителя.

Как соотносится реальное и фантастическое в балладе
В.А. Жуковского «Светлана»?

Баллада – один из жанров лиро-эпической поэзии, повествовательная песня (или стихотворение) с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. Для баллад характерен относительно небольшой объем, выраженная сюжетность, особая напевность, музыкальность. Часто в балладах присутствует элемент загадочного, фантастического, необъяснимого, недоговоренного, даже трагически неразрешимого. По происхождению баллады связаны с преданиями, народными легендами, соединяют черты рассказа и песни. Баллада – один из главных жанров в поэзии сентиментализма и романтизма.

Теперь обратимся к балладе В.А.Жуковского «Светлана». Реальным здесь назовём гадание, сон, встречу с возлюбленным. Образы страшного и фантастического: жених – мертвец, скачка на конях, карканье ворона – предвестника несчастий, гроб в избушке – все это Светлана увидела во сне. А в жизни – пробуждение и счастливая встреча.

Действие произведения происходит в определенном пространстве и в определенном времени. Главный пространственный образ – образ дороги. В пейзаже мы ощущаем атмосферу тайны, неизвестности, а неизвестность рождает «робость» и «страх», хранит «мертвое молчанье» («Тускло светится луна В сумраке тумана…»). Бег коней сопровождается метелью, вьюгой. Кругом одиночество и безлюдье. Автор показывает, как человек оставлен наедине со всем миром и со своей судьбой. Светлана «молчалива и грустна», ей свойственна «тайная робость». Степь, покрытая снегом, с древних времен напоминала человеку белое покрывало, белое полотно, под которым лежит мертвец, саван; вьюга и метель – игру демонических сил, злых мертвецов, бесов и ведьм. К мифологическим представлениям относятся и образы луны, неверный свет которой помогал дьявольским начинаниям и козням, сверчка («вестник полуночи»), ворона, предвещающего несчастье и беду («Черный вран, свистя крылом, Вьется под санями; Ворон каркает: печаль!»). Дважды упоминается и о гробе – явном знаке смерти.

Столь же художественно важным в балладе является и время. Сюжет развивается на границе дня и ночи, в сумерки или ночью, при свете луны, когда нечистая сила получает простор для своих черных деяний. Оживают жуткие тени, мертвецы поднимаются из могил и гробов, а вновь появляющийся персонаж (жених), из живого превращается в мертвеца. Таким образом, все сцены и события (например, бешеная скачка) приобретают фантастический колорит. Роль фантастического и чудесного заключается в том, чтобы отразить противоречивость и сложность души человека и выразить мысль о таинственных силах, которые стоят над человеком и вмешиваются в его жизнь.

Однако «страшная» баллада не осуществилась. Героиня не умирает, а обретает счастье: жених возвращается после долгой разлуки, и впереди Светлану ожидает свадебный пир. Жуковский намеренно начал балладу с описания народных обрядов и обычаев, связанных с церковным праздником Крещенья, со святочными гаданиями, с венчанием в Божьем храме. Народные представления в этой балладе сочетаются с религиозными, с верой в Бога и в его благость. Светлана надеется на Божью помощь и постоянно обращается к Богу за душевной поддержкой:

Пред иконой пала в прах,
Спасу помолилась…

В награду за эту неотступную веру Бог спасает девушку: во сне она видит, как к ней прилетел посланный Богом «белоснежный голубок», светлый дух, который затем защитил ее от мертвеца. И пусть мертвец скрежещет зубами, сверкает «грозными очами» или принимает образ жениха, «милого друга», – все напрасно.

Фантастическое в балладе «Светлана», в отличие от других баллад, приобретает иной смысл. Жуковский утверждает, что именно вера способна творить чудеса, тогда как безверие уничтожает самую душу. Фантастическое, чудесное не только может быть чуждо людям, но и выступать для них благом. В соответствии с этим и художественное время в балладе меняется. Балладное время (ночь или граница дня и ночи, сумрак) пропадает, и в «Светлане» торжествует день, светлое время. Героиня просыпается и возвращается в морозно-солнечное утро, в праздничный и уютный «крещеный» мир. Вестником его является петух. Все вокруг Светланы переменилось, наполнилось красками и звуками.

Лучший друг нам в жизни сей –
Вера в Провиденье.
Благ Зиждителя закон:
Здесь несчастье – лживый сон,
Счастье – пробужденье.

Читайте также: