Народные приметы о труде крестьян
Обновлено: 13.11.2024
Сельские люди живут ближе к природе , соответственно еще не полностью утратили связь с ней даже в современном мире. Гаджеты-гаджетами, а многие до сих пор верят в разные приметы, гадания, порчу и сглаз, соблюдают определенные ритуалы.
Есть общепринятые приметы у нас в стране: про черную кошку знают все. Но в каждом регионе или районе наверняка имеются приметы и суеверия, свойственные только их жителям.
Похожая примета
Не сей пшеницы прежде дубового листа.
Когда береза станет распускаться,сей овес.
Похожая примета
Суеверия и различные поверья, имеющие корни в языческом прошлом, на рубеже XIX - XX вв. продолжали существовать в русской деревне.
"Бога люби, но черта не гневи".
Русская народная пословица.
Почему же суеверия оставались и, возможно, остаются особенностью крестьянской жизни в деревне? Все же, пожалуй, слышали от своих бабушек и дедушек удивительные истории и присказки, относящиеся к паранормальному. Пожалуй, "жизнеспособность" суеверий следует связывать с особой крестьянской ментальностью, а также с характером самого аграрного труда.
«Народ православный доныне верит в чудодейственную силу заговоров, заклинаний, в колдовство, порчу, наговоры, в существование домовых, русалок, ведьм, лешего».
Кычигин А. Исследователь русской деревни в конце XIX века.Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки". Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".
Суеверие крестьян следует связывать с их образом жизни, порой граничащего с неадекватными условиями выживания, а также жизни, которая всецело, по представлениям крестьянина, зависит от природных и мистических шалостей. Таким образом, например, пахарь всецело отдавал аграрной магии особую роль. Например, все его действия могли быть направлены на то, чтобы урожай был максимально хорош, скот не погиб и всякая нечисть не нашкодила. Какими были эти поверья в данном случае? Исследователь вопроса В.Б.Безгин, проведя большую работу с историографией, источниковой базой и архивными данными, приводит следующие аграрные суеверия крестьян:
- необходимо было выехать для того, чтобы сеять, таким образом, чтобы никто тебя не видел;
- во время жатвы следует оставлять небольшую полоску "илье на бороду".
- в день засева хлеба никто из крестьян не дает взаймы денег или же зерна, поскольку считалось, что деньги или зерно взаймы в день засева приведет к неурожаю;
- ради оберега крестьяне могли выгонять свой скот до восхода солнца по росе, поскольку люди полагали, что иначе коровы будут болеть и дадут меньше молока;
- если, например, вербу, освященную церковью, воткнуть в землю, то она поможет сберечь посевы;
- в период окончания уборки посева в некоторых деревнях женщины ложились на жнивье и катились в восточную сторону, приговаривая "жниво, жниво, отдай мою силу";
- в некоторых селах встречался обряд, который называется "куриный бог". Суть данного обряда заключалась в том, что черный камень, в середине которого находилась дыра (в большинстве случаев, размером с куриное яйцо), вешался в курятнике на нитке. Крестьяне верили, что благодаря такому "амулету" куры будут ещё больше плодиться;
- иногда в рождественские праздники встречался обряд, в котором крестьяне жгли навоз на своем дворе, чтобы избежать скотского падежа.
Также исследователь Безгин на основании большого архивного материала выделяет большую массу суеверия, связанных с правосудием на селе. Например:
- в пятницу необходимо постить перед днем святого Косьмы и святого Домиана. Это следует делать для того, чтобы исход суда был успешен;
- в день суда следует одевать сорочку, в которой рождались дети;
- перед судом крестьянин должен читать молитву вместе со своей семьей перед иконой святого Николая-Чудотворца;
- для того, чтобы исход судебного дела был положительным для крестьянина, ему было необходимо на Пасху выпросить у священника освященное яйцо, с которым он впоследствии должен явиться на суд и катать его в кармане во время заседания.
«Кто читает по три раза на дню 90 и 108 псалмы или Евангелия утром и вечером, тот выиграет всякий суд» .
Крестьянское поверье.Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки". Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".
Крестьяне и сами стремились обнаружить преступника. Например, для того, чтобы его обнаружить, они шли в церковь и ставили свечку возле иконы Иоанна-воина. Они верили, что таким образом вор вскоре зачахнет, засохнет, ему станет невмоготу его проступок и, в конце концов, он вернет хозяину украденную вещь. Чтобы обнаружить вора крестьяне не гнушались обращаться к ворожеям, которые порой либо указывали пристанище вора, либо его цвет волос, либо более-менее приблизительно могли описать наружность разыскиваемого.
Очень много поверий и суеверий традиционно связывается с сельским бытом крестьян. Например:
- новобрачные в некоторых губерниях должны были переезжать через огонь, для того, чтобы на них не могли навести порчу завистники;
- кто во время венчания наступит первым на ковер, тот и будет главным, а чья свеча быстрее всего сгорит - тот первый уйдет на тот свет;
- во время крещения младенца, точнее во время его пострижения. волосы маленького закатывали в воски и бросали в купель. Считалось, что если шарики затонут, то младенец в скором времени умрет, а если шарики останутся на поверхности, то младенца ожидать долгая и счастливая жизнь;
- покойника из дома следовало выносить через задний двор, поскольку считалось, что таким образом покойник не найдет дорогу с кладбища обратно в дом;
- важные дела было принято в понедельник не начинать;
- перед праздниками люди стремились дать в долг, поскольку считалось, что таким образом деньги будут всегда иметься у человека;
- считалось, что если в Благовещенье зажечь в доме огонь, то кого-то из семьи обязательно убьет молнией во время наступающего лета;
- во время переезда в новый дом крестьяне заходили в него с хлебом-солью в задние ворота, поскольку они считали, что за ними следует их домовой с прошлого места жительства.
«Злые духи – исконные враги Бога, ведут свое происхождение от падших ангелов и находятся в борьбе с Божественной силой».
Крестьянское поверье, записанное Д.Н.Ушаковым в его "Материалах по народным верованиям великорусов" в 1896 году.Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки". Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".
Люди считали, что те духи, которые были свергнуты в тартар, способны выходить на землю для того, чтобы соблазнять людей и учинять им различное зло. В связи с такими рассуждениями, нередко встречались крестьянские мысли, в которых все свои собственные неудачи, неспособности, лень и ошибки они перекладывали на плечи нечистой силы.
"Бес попутал".
Крестьянское поверье.
Кстати, крестьяне полагали, что они способны перехитрить нерадивого духа.
Кто же, собственно говоря, считался нерадивым и нечистым духом в крестьянской деревне царской России?
- Черт . Этот враг считался сильным, имеющим стремление навредить человеку. Несмотря на то, что черт являлся предметом насмешек, крестьяне его все-таки боялись.удожник: В.Шульженко. Источник изобажения открытая база "Яндекс. Картинки".
- Домашние духи . В доме обычно по поверьям крестьян проживали домовые, доможилы, домовики или попросту хозяева. Считалось, что домашний потусторонний житель имеется в каждом доме. Домой, например, выбирал себе для жизни хлев или же подполье, а может даже овину или ригу. Он мог приобретать и человеческие очертания. Обычно домовой представлялся крестьянам как старик или же умерший хозяин дома. Считалось, что домовой занимается и заботится о животных, в особенности за лошадьми. Мог и напакостить для своих любимцев (например, отобрать для лошадок корм у других животных). Те животные, которые не нравились домовому, не могли ужиться в хлеву и вскоре погибали. А если в доме случиться ненастье и вор решит что-то украсть, то домовой будет его преследовать, уходить в его дом и выть в переднем углу, чтобы вор возвратил награбленное. Домовой, кстати, был ещё и крайне обидчив. Обидеть его можно было благодаря бранному слову. Обиженный домовой покидал дом. Когда домовой покидал дом, то крестьяне подмечали, что они слишком часто стали болеть, скотина - хиреть и дохнуть. Это все связывалось с уходом домового из жилища.
- Лесные духи . Конечно, в первую очередь, это был леший или же лесовик. Обитал он в большинстве своем в темных и старых лесах, а также на болоте. Крестьянину он мог привидеться в виде человека или же животного. Зачастую леший имел облик волосатов и голого человека, обладающего длинными белыми волосами и зелеными глазами. Занимался леший охраной своего пристанища - леса. Его можно было и услышать. Леший мог издавать громкий звук, который мог показать одному как свист, другому как хохот, третьему как крик петуха, а четвертому и вовсе как плач ребенка. Леший мог и проказничать, уводя путников в глубину леса и сбивая их с пути. Чтобы выбраться из ловушек лешего крестьяне обычно выворачивали свою одежду наизнанку и произносили "приди вчера".
- Духи на болотах . Водяные или болотные жили в омутах рек, в лесных озерах, а также, в большинстве своем, на болотах. Они изображались как седые голые старики. Некоторые крестьяне полагали, что водяными являются воины фараона (те самые, которые погибли во время исхода евреев из Египта). Водяной не любил людей. По отношению к людям он считался злым и крайне опасным. Например, считалось, что он может затянуть человека на глубину своего водного пространства и настойчиво его топить. Активизировался водяной, как считалось.в понедельник или же в полночь. Это было самое опасное время для купаний.
- Русалки . Считалось, что русалки - это обнаженные женщины, обладающие длинными и спутанными волосами, а глаза их, в прямом смысле слова, горят. Они очень привлекательны и соблазнительны. Завлекая странников они могут защекотать его до смерти. Русалки - любительницы искупаться ранним утром или же поздним вечером. Кто же такие русалки? Считалось, что русалки - это или утопленницы, или некрещеные, или младенцы, или те, кто умер на Руси до принятия христианства. Существовали и целые опасные дни. когда русалки особенно активизировались. Например, "русальная неделя" или же время перед Троицей, когда русалки уходят в леса. бегают и щекочут людей до смерти.
- Фармазон и любостай . Эти были духи-черти. Например, любостай мог появиться женщине, горюющей по своему умершему супругу. Любостай был коварен. Он принимал облик супруга женщины и вступал с ней в сексуальную связь. После полугода подобных встреч женщина умирала. Фармазон же являлся тем, кто безумно желал богатства, славы, любви общепризнанной красавицы. Стоит сказать, что человек сам выходил в поле и призывал фармазона. Для его призыва крестьянин разрезал мизинец правой руки и из вытекшей крови писал записки со своими желаниями, а также с тем, что он обязуется отдать душу дьяволу.
Колдуны также встречались в деревнях. крестьяне предпочитали не общаться с ними, поскольку полагали, что он водит общение с нечистыми и злыми духами. Некоторые крестьяне отдельных губерний полагали, что человек может стать колдуном при заключении договора с дьяволом. Крестьянин, желающий получать сверхъестественные силы, приходил к колдуну, снимал с себя крест и три раза отрекался от Бога. После этого человек становился колдуном, а его помощниками - несколько чертей. Кроме колдунов в селах проживали и ворожеи. их боялись намного больше. чем колдунов. Крестьяне пользовались "услугами" приспешников дьявола ради отворота, приворота, поиска пропавшей вещи и пр.
Колдуны и ворожеи не могли умереть, пока они не отдавали свой дар кому-то другому, своему преемнику. Смерть колдунов и ворожей была крайне страшная. Они долго бились в агонии, а душа их зримым образом уходила к потолку. На кладбище крестьяне их несли головой вперед, а на перекрестках их гроб поворачивался кругом, поскольку крестьяне искренне опасались их возвращения из кладбища в деревню.
Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки". Источник изображения открытая база "Яндекс. Картинки".Кроме колдунов и ворожей в деревне находились и ведьмы.Считалось, что в ночи они могут превращаться в свиней, кошек, собак и пр. Практически все рассказы о них начинаются с таких слов: "мой дядя видел", "бабушка слышала" и пр.
Похожая примета
Приметы, как источник познания народной жизни, по своему жанру очень близки к русским народным пословицам. Но, если пословицы официально признаны достоянием русского языка, то к приметам относятся как к суевериям.
Их мало собирают, систематизируют и записывают. Они живут как бы сами по себе. Но их точность и верность удивляет не только ученых. Возьмем хотя бы примету о двух друзьях, на пути у которых встречается дерево. Что они делают? Они, согласно примете, обходят его с одной из сторон.
Кто-то скажет, что эти молодые люди глупы. Но, если вдуматься, в ней скрыт глубокий смысл: это не только желание помешать чему-нибудь или кому-нибудь быть между ними, но и стремление добиться согласия в своих действиях.
И если совсем недавно приметы считали суеверием и признаком отсталости и неграмотности, то со временем отношение к ним постепенно меняется.
Приметы как отражение жизни
Люди испокон веков внимательно наблюдали не только за природными явлениями, но и за событиями, происходящими в их жизни. И было отмечено, что в природе, например, одно явление идет строго за другим. Последовательно и постоянно. Со временем выводы об этой последовательности и стали приметами.
К примеру, вспомним приметы о морозе и холоде:
- Звезды зимой горят ярко –– к морозу;
- Вороны на самом верху деревьев уселись – к холоду.
- А если уж и кошка у печи греется, и дрова в печи трещат, то мороз будет однозначно.
Приметы помогали и крестьянину грамотно выстраивать график своего труда. Они советовали, например, когда сеять овес, а когда ячмень.
- Сей овес, пока осина не распустилась;
- Ячмень – когда калина цветет.
Конечно, у народа были и религиозные приметы:
- Талой водой на Снежицу мыли деток на крепость. Ею же оттирали с больного худобу.
- На Крещение обязательно брали воду из открытого водоема и пили ее, обтирались. Помогала от сглаза и испуга.
Существуют и суеверия, связанные с поведением человека, его манерами:
- Нельзя плевать в огонь – это к беде (не плюй в колодец – придется воды напиться);
- Не ешь с ножа – злым станешь (поранишься);
- А встреча с человеком, несущим полные ведра, сулила в будущем удачу.
Сохранилось и множество примет о животных, птицах, их поведении:
- Где чайки – там есть рыба;
- Коровы беспокоятся (мычат и не хотят заходить в стойло) – к несчастью;
- Овцы жир нагуляли – к зиме лютой.
- А если животное, живущее в доме, неожиданно погибало, то, согласно поверьям, так оно отводило от своего хозяина беду.
Надо отметить, что любая примета, о чем бы она не напоминала, имела воспитывающую направленность.
- Так, считалось, что, если ребенок играет с острыми предметами, то это сулит ссору между родителями. А по сути, это предостережение самому ребенку: порежешься.
- Примета же о просыпанной соли или разбитом зеркале через боязнь несчастий учила человека аккуратности в быту.
- А вот примета, широко распространенная у жителей Крайнего Севера: поймал большой улов – поделись с соседями, одинокими матерями и стариками. Иначе удача может обойти тебя стороной (могут через зависть сглазить твою удачу). Помимо того, что эта примета учит добру, она дарит человеку уверенность в завтрашнем дне.
У народов Севера есть и приметы, приучающие девочек к правильному ведению хозяйства. Это, скорее всего, даже некие правила:
- Не оставляй на ночь посуду грязной – к несчастью;
- Никому не давай личную одежду – отдашь свое счастье.
Выходит, что примета является не просто отражением народной жизни, а частью национальной культуры народа. И относиться к ней нужно максимально бережно.
Читайте также: