Народные приметы донбасса урок
Обновлено: 13.11.2024
отношения к людям, государству на основе ценностных установок.
Содержание деятельности: описание становления, развития и современной
трансформации народных примет, их генезиса от старых времен до
Форма организации образовательного процесса: комбинированное занятие
Ожидаемые результаты: Знание народных примет, путей их создания и значение
в современном мире
Понятийный аппарат: приметы.
Ход урока
Приветствие, готовность детей к уроку.
Актуализация знаний предыдущего урока:
Назовите особенности климата нашего края.
Назовите самые высокие возвышенности Донбасса (Могила-Гончариха, Саур-Могила).
Какими полезными ископаемыми богат Донбасс?
Сколько рек протекает в Донецком крае? Какая река – главная?
Чем интересен растительный и животный мир Донбасса?
Прокомментируйте свои рисунки по теме «Особенности природы Донбасса».
Мотивация учебной деятельности:
Определение темы урока и постановка целей:
- Какие сферы жизни наших предков они регламентируют?
Работа над темой урока:
Понятие «примета», история происхождения, связь с другими видами устного народного творчества
Не секрет, что устное народное творчество является хранилищем информации, характеризующей «ум и сердце» народа, его мудрость и чувства, его мировоззрение и миропонимание, его надежды и устремления. Эта информация реализуется в конкретных произведениях разных жанров.
Мы привыкли считать, что в сконцентрированном виде мудрость народа сосредоточена в пословицах и поговорках. Ученые-фольклористы, однако, выделяют еще одну группу, несущую поучительную информацию, но отличающуюся по структуре произведений и по их содержанию. Это – народные приметы.
Приметы – это конкретные советы по тому или другому поводу или конкретная информация о каких-либо причинно-следственных связях в природе.
СРАВНИ:
Пословица
Примета
«Без труда не выловишь рыбку из пруда»
«Сей овес, когда босая нога на пашне не зябнет».
«На Бога надейся, а сам не плошай»
«Когда появятся комары, пора сеять рожь»
«Красную речь красно и слушать»
«Красный огонь в печи – к морозу, белый к оттепели».Сравнение пословиц и примет свидетельствует о том, что первые имеют более обобщенный характер и могут использоваться в переносном смысле, могут подходить к разным жизненным ситуациям. Приметы же конкретны и смысл их однозначен.
От примет следует отличать суеверия, то есть поверья, истинность которых доказать невозможно: «Петух головой трясет – к беде в доме», «Ворон каркает – к покойнику», «Сова близ дома кричит – к новорожденному», «Мыши изгрызут одежду (платье) – к смерти».
Каждая примета – своего рода теорема: «Кошка скребет пол – на ветер, на метель», «Дым столбом – к морозу».
Изучению народных примет уделяли внимание такие ученые, В. И. Даль (сборник «Пословицы русского народа»), А. Е. Бурцев («Народный календарь примет, обычаев и поверий на святой Руси»), М. К. Герасимов («Некоторые обычаи, обряды, приметы и поговорки крестьян Череповецкого уезда Новгородской губернии»), А. С. Ермолаев («Всенародный месяцеслов. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах»), Нестор Полочанин («Времена года в народных пословицах, поговорках и приметах»), Г.Яковлев («Пословицы, поговорки, крылатые слова, приметы и поверья, собранные в слободе Сагунах Острожского уезда (Воронежской губернии)»).
В книге « Русский народъ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» (Москва, 1880) в главе «Приметы и симпатии» читаем:
«Народные приметы и суеверия, поверья и симпатии на Руси возникли не все в России. Эти суеверные утверждения остались издревле, как наследство влиявших чем-либо на наших предков народов, с которыми они волей или не волей должны были сближаться и заимствоваться разными обычаями, предрассудками, приметами и тому подобным, что конечно и в наше время существует в простом народе, которому хотя и простительны некоторые заблуждения, но непростительно тем, кто имеет право и возможность влиять на них, и силой святой истины внушать, что эти приметы и суеверия остались следами языческого невежества…»
Как формировались приметы?
Наблюдая за людьми, животными, насекомыми, птицами, которые совершали какие-то действия в определенном месте и в определенное время, а затем, сопоставляя результаты этих действий, наши предки обнаружили некую закономерность, благодаря которой можно предсказать разного рода события. Эту закономерность называют "народные приметы". Взять, к примеру, связь между поведением птиц и погодой:«Если воробьи в летнюю пору купаются в пыли и щебечут - будет дождь, зимой же воробьи чирикают к снегу».
Если группировать приметы по тематике, то большинство их связано с погодой, временами года и сельскохозяйственным трудом. В связи с этим многие из примет публиковались в народных календарях-месяцесловах. До публикаций эти приметы передавались из поколения в поколение устно как практические рекомендации или советы. Для запоминания, им придавали какие-то черточки художественности: аллитерация, ассонанс, ритмика, рифма и т. д.
Приметные прогнозы погоды по народному календарю были как краткосрочные – от нескольких часов до нескольких дней – так и долгосрочные – на целый год.
Могут ли приметы меняться? Как? Почему?Народные приметы весьма живучи, так как очень часто сбываются и появились не в один день, а складывались в течении многих веков, возникая благодаря наблюдениям, сравнениям и практическим выводам предков.
Изменения в приметах все же есть, так как в современном обществе некоторые процессы потеряли актуальность или же толкование приметы приобретает некий мистический смысл.
Например, народная примета про черную кошку уже давно имеет не только народное значение, но и модное — эзотерическое. По мнению астральных путешественников, черные кошки обладают сильной энергетикой, они вообще по сути своей ведьмы, только колдуют молча. Опять же, черный кот, сломя голову бегущий перпендикулярно вашей траектории, не нагоняет беду, а всего лишь предсказывает. Более того, он изо всех своих кошачьих сил пытается облегчить вашу участь. Поэтому, если на вашем пути оказалась черная кошка, поблагодарите животное, ведь если вы вдруг сломаете руку, то кошка уберегла вас от потери головы. В любом случае, мыслить лучше позитивно и братьев меньших не обижать.
Народная примета о женщине, переходящей дорогу или идущей на встречу с пустыми ведрами, сегодня явно с налетом мистицизма. Ведь встретить в городе человека с пустым ведром весьма сложно (даже мусор сейчас выносить принято в мусорных пакетах. Возможно, народная примета про бабу с ведром является всего лишь отражением бабьей склочности, потому что пустые ведра имеют свойство греметь, скрипеть и резать слух, как ругань двух соседок).
Знакомство с народными приметами
Первым в новый дом входит старый человек и впускают кошку.
Перебираясь в новый дом, старый веник с собой неси.
Не свисти в доме – денег не будет. Нельзя свистеть в доме, а то он опустеет.
Мыть или подметать пол сразу после отъезда близкого или гостя – все равно что вымывать, выметать его из дому.
Забыть какую-либо вещь в чужом доме – к скорому возвращению туда.
Выпал кирпич из печи – добра не жди.
Хранить разбитую посуду – к несчастью. Об этом говорит и скрип двери.
Въехал в новый дом – потолок целый год белить не надо.
Если в доме подметать веником из полыни, нечистая сила не заведется.
ПРИМЕТЫ О ВЕЩАХ
Есть из треснувшей, разбитой посуды – к несчастью, к “треснутой” жизни.
Не бери чужой носовой платок – с ним и чужие слезы к тебе перейдут. Если же тебе дарят новый носовой платок, дай символический выкуп, хотя бы копеечку.
Если немного поносить с собой кошелек богатого человека, то и твой кошелек от него научится деньги хранить.
После заката солнца ни денег, ни вещей в долг не дают: возврата не будет.
Белье невзначай наизнанку надел – проси домашних по спине постучать, иначе битым будешь.
Хочешь уберечься от сглаза – носи на одежде булавку.
Дарить острое (нож, булавку, ножницы и т.д.) – к ссоре. Надо взять выкуп – тогда обойдется.
Нельзя на столе сидеть – это к смерти близкого.
Подкову найти – к счастью. Надо повесить ее над входной дверью.
Кто крутит свою шапку в руке – у того будет кружиться голова; кто играет своею шапкой — у того голова заболит.
Разомкнутые ножницы (висят или лежат) — к ссоре в доме.
На себе или на ком-то нельзя ничего зашивать, пришивать — память, ум зашьешь; если без этого невозможно обойтись, в рот взять ниточку и держать до тех пор, пока шьют, – примета не сбудется.
Зеркало разбилось — к беде; надо обязательно вынести осколки из дома и сразу же купить новое.
Нельзя есть в темноте и украдкой, не то дети ворами станут.
Не ешь во время учения: заешь выученное.
Большой урожай хлеба – к близкому голоду.
Отрезав ломоть, не втыкай нож в каравай, – это к голоду.
С ножа не ешь – злым будешь.
Хлеб выбрасывать – большой грех. Кто недоеденные куски бросает, а не птицам скармливает, тот бедным станет.
Ложку на столе после обеда забыть – к гостю.
Бумагой стол вытирать – к ссоре.
Ладонью крошки со стола не смахивай, а то этой же ладонью крошки просить придется.
Чаинка в стакане плавает – к подарку.
Яблоко со стола упало – к свиданию с возлюбленным.
Пересаливает женщина еду – значит, влюбилась.
Посуду с питьем нельзя держать открытой – вражья сила поселится. В оставленной на ночь открытой посуде с питьем нечистая сила резвится.
Если медведи ходят недалеко от дорог и человеческого жилья – в лесу голодно.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
Собака воет – к несчастью, нос держит к земле – к покойнику, вверх – к пожару.
Собака скулит – к чьей-то болезни.
Кошка лапами упирается в оконные рамы и смотрит в окно – будут гости.
Если дорогу перебежала трехцветная кошка – ничего худого.
Вместе с лягушкой в дом входит удача.
Лошадь под всадником спотыкается – к неудаче.
Лошадь ржет – к хорошим вестям.
Лошадь в дороге фыркает – к радостной встрече.
Кошка тянется на человека – к обновке; бросается из угла в угол – к радости или к ссоре.
Кошка мяукает без конца – жди в семье ребенка; умывается, чешется – жди гостей.
ПРИМЕТЫ ПРО ПТИЦ
Аист совьет гнездо на трубе дома- хозяина ожидает богатая жизнь и счастье.Белый голубь, летающий вокруг дома,- примета близкой смерти.
Ворон купается во дворе – к несчастью.
Ворон, каркающий над домом, предвещает болезнь кому-нибудь из домашних.
Вороны в кучу собираются – к ненастью, купаются – тоже; каркают стаей летом – к ненастью, зимой – к морозу.
Галки и вороны, сидящие с криком перед домом, особенно утром – к худу; на крыше дома – в этом доме будет свадьба.
Дятел долбит крышу дома – быть беде.
Если аист сносит гнездо с крыши- будет пожар или другое несчастье.
Если ласточка построит гнездо, а потом его покинет – это предвещает беду.
Запели первые петухи – это полночь: запели вторые петухи – перед зарей; запели третьи петухи – на заре, пора вставать.
Похожая примета
Образовательная: выявить особенности культуры и взаимосвязь с ней людей, живущих на территории нашего края; сохранить и передать потомкам наши обычаи, традиции и праздники.
Развивающая: познакомить учеников с особенностями культуры родного края, расширить кругозор школьников.
Воспитательная: воспитать чувство гражданственности и патриотизма; продолжить воспитывать уважительное отношение к культуре нашего края, любознательность, чувство патриотизма за родной край.
1. Организационный момент.
Традиции для любого народа – это те правила, которым следуют все на протяжении веков и тысячелетий, их передают от отца к сыну по наследству, гордятся ими и берегут. Это наши корни, история, которую необходимо помнить и чтить, чтобы не потерять свою индивидуальность, уникальность и культуру. Вырви эти корни, забудь традиции – и народ перестанет существовать, поэтому основная задача — сохранить и передать потомкам наши традиции, обычаи, праздники.
Донецкие традиции
Любой человек стремится к счастью и всему, что он вкладывает в это понятие. Причем способы и методы его достижения бывают самые разнообразные. Но всегда хочется верить в чудо, которое подарит исполнение желания, добавит в жизнь ярких красок и наполнит мир радостью свершившегося волшебства. Поэтому даже разочарованные обыденной реальностью взрослые с детской непосредственностью замирают в ожидании этого самого чуда и совершают порой нелогичные поступки, выполняют непонятные обряды и верят в окружающие приметы.
В погоне за благосклонностью госпожи Удачи жители Донецка не становятся исключением. Поэтому кроме обычных и всем известных народных примет в нем появляются новые традиции, существующие только в нашем городе и помогающие исполнению желаний его жителям.
Заводской голос «Орла» или донецкие городские часы
Наиболее яркой донецкой традицией стоит назвать ориентацию по времени звучания гудка металлургического завода. Такой заметный и привычный для дончан звук уже является неотъемлемой частью городской жизни. И кто бы мог предположить, что купленный Джоном Юзом вместе с поршневыми машинами с затонувшего в Азовском море парохода «Орел» обычный судовой паровой гудок станет настоящей реликвией предприятия и легендой города.Он уцелел во время разрушений завода в войну, не смолк как заводские гудки других предприятий в период борьбы с шумом в 60-е годы и продолжает исправно служить ориентиром времени в промышленном городе.В связи с расширением предприятия в послевоенные годы и необходимостью увеличения слышимости звука в помощь первым заводским «часам» была изготовлена копия пароходного гудка, рассчитанная на объем пара, в два раза больше используемого старым гудком. Оба устройства- гудок «Орла» и гудок, изготовленный Василием Клембовским - сейчас расположены на крыше машинного цеха ТЭЦ-ПВС Донецкого металлургического завода.Расписание звучания гудка известно большинству горожан: один раз он слышен в 6, 14 и 22 часа, дважды- в 7, 15 и 23 часа. Впервые прозвучал над тогда еще слабозаселенной Юзовкой и окрестностями в 1873 году, он стал для многих металлургов решением проблем с опозданиями, способом улучшить дисциплину и возможностью наладить непрерывное производство. Словно сердце металлургического предприятия заводской гудок вот уже много лет отмеряет период заводской смены и информирует о времени всех жителей и гостей Донецка.
Замки любви: предание о том, как счастье в браке сохранить и чувствам крепость не утратить
Традиция закреплять свои романтические чувства не только штампом в паспорте, но и символическим запиранием металлического замка, возникла не так давно. Вслед за героями романа «Три метра над землей» с легкой руки его автора Федерико Моча влюбленные вне зависимости от места своего проживания стремятся запереть именной замок в знак крепости чувств и верности друг другу. Данный обряд получил популярность во многих странах мира, поэтому обычай вешать на перилах моста именной замок и выбрасывать в воду ключ вовсе не является истинно донецкой.
Среди проживающих в Донецке брачующихся или просто влюбленных пар популярным местом расположения замочка любви является мост через первый городской ставок, соединяющий парк Щербакова и улицу Университетскую.
Прочный пешеходный мост протяженностью 300 метров и сооруженный на 12 бетонных опорах был построен в середине пятидесятых годов на смену своему деревянному предшественнику. Кроме своей функциональности и значения для карты пешеходных маршрутов города, он быстро приобрел популярность для неторопливых прогулок к самому знаменитому парку культуры и отдыха.
Со времени своей постройки железные замки стали наиболее ярким украшением моста . Скромные амбарные и изящные свадебные , с выгравированными именами влюбленных и нанесенными краской словами нежности, с ленточками или выполненные в форме сердца они создают атмосферу праздника и напоминают об одном из самых ярких дней в памяти решивших связать свои судьбы людей. Количество замочков любви стремительно увеличивается после дня влюбленных и в периоды осенних свадеб.
Еще одним замечательным местом для реализации замочно- романтической традиции является беседка влюбленных в парке кованых фигур, стены которой щедро украшены замками на любой вкус и цвет.
Кованые вестники счастья: байка о месте, где можно загадать любое желание
На территории парка железного искусства есть все шансы стать счастливым, выполнив несложные ритуалы и обряды. Влюбленных и молодоженов привлекает беседка для всех, испытывающих нежные чувства к друг другу. С ее появлением в парке среди романтически настроенных дончан появилось поверье, что поцелуй внутри беседки способствует долгим и счастливым отношениям.
Уже связанные узами брака мечтательно смотрят на железного аиста и загадывают о скором пополнении в составе их семьи. Ищущие стабильности в финансовом океане идут за поддержкой к птице-банкиру , которая за счастливый пятачок и ласковое поглаживание клюва пообещает вернуть капиталовложения с хорошими процентами.
А в воплощении универсальных и не поддающихся классификации мечтаний могут поспособствовать золотая рыбка, огромная подкова счастья , расположенная рогами вверх для накопления положительной энергии, и железные фигуры на аллее знаков зодиака, фото с которыми обещают счастливый гороскоп ежедневно и надолго .
Все подобные мероприятия по увеличению объема счастья в окружающей жизни появляются вместе с очередным экспонатом, созданным во время ежегодного фестиваля кузнечного искусства. И не столь важно, как будет выглядеть очередное творение мастеров молота и наковальни, главное, что оно будет дарить людям радость его созерцания и возможность поверить в осуществление желаний.
Похожая примета
воспитывать чувство национальной гордости, любовь к своим традициям.
Планируемые методы, приемы, технологии: словесные, наглядные, практические,
Тип урока: изучение новой темы.
Ключевые понятия: фольклор, обряд, календарно-обрядовые праздники.
І. Организационный момент
Постановка целей урока, запись даты, темы в рабочих тетрадях.
ІІ. Актуализация опорных знаний
Беседа по вопросам:
– Какой фольклор называется обрядовым?
– Какие вы знаете календарно – обрядовые праздники?
– Почему они так называются?
Обряд-совокупность действий стереотипного характера, которой присуще символическое значение.
Календарно-обрядовые праздники-ритуально-обрядовые действия, символически выражающие смыслы отдельных календарных событий, смены видов деятельности или образа жизни людей.
ІІІ. Изучение нового материала
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы рассмотрим календарные обряды и праздники нашего многонационального региона, Донбасса.
В эпиграфе к уроку есть такие строки: «Здесь живут дружно украинцы, русские, Греки, татары, узбеки, туркмены. И зюзюки-бульбами белорусские. Вместе в забоях от смены до смены. Люди Донбасса особой породы. Не испугать их огнем и трудом. Крепят в забоях дрожащие своды, Дружбу и счастье, донецкий свой дом». Как вы их понимаете? Ответы обучающихся.
В этнической, как и в экономической и политической жизни исторической России Донбасс всегда занимал особое место. За многовековую историю в Донецкой области сложилась своеобразное единство разных национальностей, которые во все времена жили и живут в мире и согласии. Уникально то, что каждая национальная группа многонационального региона, войдя в единый социально-экономический организм промышленного края, в этническом плане осталась самобытной, сохранила все признаки своих предков. Особенностью национального состава населения Донецкой области на протяжении ХХ века является его полиэтничность.
Интересные факты!
По данным переписей населения второй половины прошлого века на терри
123 представители следующих этносов: белорусы (44,5 тыс. чел.), татары (19,2 тыс. чел.), армяне
(15,7 тыс. чел.), евреи (8,8 тыс. чел.), азербайджанцы (8,1 тыс. чел.), грузины (7,2 тыс. человек), молдаване (7,2 тыс. чел.), болгары (4,8 тыс. чел.), немцы (4,6 тыс. чел.), поляки (4,3 тыс. чел.),
цыгане (4,1 тыс. чел.). Малочисленными на Донетчине являются белуджи, эвены, ительмены по одному человеку.
Культурный и интеллектуальный потенциал каждой из этнических групп - значимый и оригинально неповторимый. Это наглядно демонстрирует национальный симбиоз благодатной донецкой земли, где этносы сумели сохранить свои языки и самобытные культуры, объединившись общими духовными корнями. Культура каждого этноса стала тем источником, который питает самобытный донецкий характер с его работоспособностью,
свободной, гордой, творческой и одновременно искренней психологией и с его постоянной
настроенностью на любой культурный контекст. Итак, исходя из вышеизложенного, на сегодняшнем уроке рассмотрим более детально те народные обряды и праздники, народы которых занимают по численности первые позиции в статистических показателях, а именно – славянские (русские, украинские) и греческие.
Достоверно известно, что древний славянский календарь строился по явлениям четырех сезонных ипостасей языческого бога солнца – Коляда-Ярило-Купайла-Световит, привязанным к четырем астрономическим солнечным событиям года: – слабенькое зимнее солнце-младенец Коляда – рождается обновленным утром после Ночи Зимнего солнцестояния:
– в День Весеннего равноденствия обращается в окрепшее солнце-юноша Ярило,
– в День Летнего солнцестояния обращается в могучее солнце-муж Купайла,
– в День Осеннего равноденствия обращается в стареющее и слабеющее мудрое осеннее солнце-старик Световит, умирающее на закате перед Ночью Зимнего солнцестояния, чтобы наутро возродиться обновленным солнцем-младенцем Колядой, вновь набирающим свою
солнечную силу. В книге «Русские традиционные праздники» И.И.Шангин пишет: «При определении сроков и продолжительности времен года русские славяне опирались на действительные природные условия той земли на которой они живут. Зима на Руси по этому считается самым длинным временем года. Её начало приходится на первые числа октября, а
конец – на последние числа апреля. Весна заканчивалась в двадцатых числах июня, а лето — в конце июля, затем начиналась осень.
Рассмотрим праздники, согласно календарю- подробнее в
Коляда. Главный зимний языческий праздник – Коляда, совместившийся позже со Святками. Слово “коляда” родственно слову “calare” (лат.) — выкликать.когда-то Коляду воспринимали не как ряженого. Коляда был божеством, причем одним из влиятельных. Коляду кликали, зазывали. Коляде посвящали предновогодние дни, в его честь устраивались игрища, учиняемые впоследствии на Святках. Последний патриарший запрет на поклонение Коляде был издан 24 декабря 1684 года. Полагают, что Коляда признавался славянами за божество веселья, потому-то его и призывали, кликали в новогодние празднества веселые ватаги молодежи»/
А.Стрижев «Народный календарь» Масленица – проводы зимы. Масленица – праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой. Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Поэтому на Масленицу катались на лошадях вокруг села, носили на шестах горящие колеса (символ солнца), главную роль на праздничном столе отводили блинам (изображению солнечного диска). На масленичном костре сжигали Масленицу — соломенное чучело. Проводы-похороны сопровождались пением, ритуальным смехом, шутовским действием. Смех должен был утвердить жизнь, весну, тепло. Комоедица, или встреча Весны священной утром Дня весеннего равноденствия (начало
Это было наступление Нового года наших древних предков.
После этого праздника начинался новый земледельческий год.
Для обозначения праздника широко использовались цвета: дни бывают белые, красные, черные, зеленые. Также дни могут быть мужскими и женскими, молодыми и старыми, мертвыми и веселыми, толстыми и голодными, теплыми и холодными; независимо от эпохи
названия праздников нередко включают приложения, не имеющие ничего общего с христианством, праздники могли быть святыми, светлыми, чистыми, благими.
Греческие праздники и обряды. Греческое население Донецкой области составляет около 2% или примерно 100 тысяч человек. Они компактно проживают в Старобешевском, Великоновоселковском, Першотравневом, и Володарском районах. Греки Приазовья – 3-я по численности национальность в регионе и самая крупная компактно проживающая группа греческой диаспоры в СНГ. На территории Украины в современном Причерноморье они поселились еще в I-ом тысячелетии до н. эры.
Среди греческих праздников, значительное место занимает «панаир». Так, в Урзуфе, он
был приурочен к празднику Святого Ильи (2 августа). В Сартане – ко Дню Святого Георгия Победоносца (6 мая). В некоторых селах в настоящее время «Панаир» стал проводиться в честь
Дня Победы, т.е. 9 Мая. «Панаир» отдаленно напоминает древнегреческие олимпийские игры, потому что они сопровождаются борьбой и другими состязаниями, а также пением и танцами.
Борьба у греков называется «куреш». Со времен своего переселения греки на земли Приазовья в 1779 греки Донецкой области отмечают свой традиционный праздник панаир. Свое название греческий праздник получил от слова «πανάγιος», что можно перевести как «святой», а в греческом языке слово «τоπaνηγύρ» означает «народное гуляние, отмечание чего-то значимого, пиршество и радость». Нынешние греки Приазовья являются прямые потомки античных эллинов, которые на протяжении многих столетий внесли неоценимый вклад в развитие философии, науки и искусства. Каждому знакомы слова «гармония», «музыка»,»гамма» «мелодия», имеющие корни греческого происхождения Выводы к нашему знакомству с календарными праздниками народов Донбасса.Традиция, обычай, обряд – это вековая связь, своеобразный мост между прошлым и настоящим. Некоторые обычаи уходят корнями в далекое прошлое, с течением времени они
видоизменились и потеряли свой сакральный смысл, но соблюдаются и в настоящее время, передаются от бабушек и дедушек внукам и правнукам как память о предках. В сельской местности традиции соблюдаются более широко, нежели в городах, где люди живут обособлено друг от друга. Но многие обряды так прочно вошли в нашу жизнь, что мы выполняем их, даже не задумываясь об их смысле.
IV. Физкультминутка
V . Подведение итогов урока
Беседа по вопросам.
1. Сколько народов проживает на территории Донбасса? (130)
2. Какие народы лидируют по численности в Донбассе? (русские-украинцы-греки)
3. Какие календарные праздники славян связаны с 4-мя ипостасями бога Солнца? (Коляда-Ярило-Купайло-Световит)
4. Какой вам известен праздник греков Приазовья? (Панаир)
5. Какими населенными пунктами представлена диаспора греков? Старобешевский- Великоновоселковский-Першотравневый-Володарский)
Итак, праздники и традиции бывают календарные, связанные с полевыми работами, семейные, дохристианского периода, самые древние, религиозные, которые вошли в нашу жизнь с принятием христианства, а некоторые языческие обряды смешались с православными верованиями и несколько видоизменились.
Похожая примета
Традиции и фольклор Донбасса. Данное мероприятие расчитано на приближение учащихся к традициям Донбасса и нашему фольклору. Для повышения в них уровня патриотизма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Быстро и объективно проверять знания учащихся. Сделать изучение нового материала максимально понятным. Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков. Наладить дисциплину на своих уроках. Получить возможность работать творчески.Просмотр содержимого документа
«Традиции и фольклор Донбасса»Сразу же включается презентация, которая будет переключаться сама (автоматически), рассчитана на 450 сек.=7,5мин.
Здравствуйте, сегодня мы вам поведаем, о традициях и фольклоре Донбасса.
И так, что же такое традиция:
ТРАДИЦИЯ (от лат. traditio —передача; предание), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определ. обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени.
Фольклор (в переводе с английского — «народная мудрость») — народное творчество, отражающее жизнь, идеалы и принципы народа.
Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы является его устный способ передачи информации. К фольклорным произведениям относят, легенды, предания, сказки, песни, частушки, были, анекдоты и т.д.
И так, давайте же начнем с традиций нашего прекрасного Донбасса:
Самой первой и наверное, самой главной, является Традиция праздновать день Шахтера
Профессиональный день горняков начали отмечать на территории бывшего СССР лишь с середины двадцатого века. Отправной точкой зарождения праздника стало 31 августа 1935 года, когда простой рабочий парень Алексей Стаханов перевыполнил норму добычи угля почти в 15 раз. Подвиг советского шахтера получил широкую огласку, а бьющих трудовые рекорды работников стали называть «стахановцами» по всей стране.
Явление настолько распространилось, что в 1947 году праздник Дня шахтера был официально утвержден в СССР, а 29 августа 1948 года состоялось первое празднование.
Для многих городов, ориентированных на горнодобывающее производство, День шахтера является одним из важнейших празднеств в году, сопровождающееся масштабными народными гуляньями и концертами под открытым небом.
В этот день шахтеров награждают за профессионализм и трудовые успехи, вручают письменные благодарности и денежные премии, а также вспоминают и почитают минутой молчания не вернувшихся из забоя горняков. Развлекать шахтеров и их семьи приезжают музыкальные и танцевальные коллективы, а вечером летнее небо расцветает тысячами ярких огней фейерверка.
Каждый год в последнее воскресенье августа эти отважные люди отмечают свой профессиональный праздник – День шахтера.
2017 г. – 27 августа,
2018 г. – 26 августа.
Наиболее яркой донецкой традицией стоит назвать ориентацию по времени звучания гудка металлургического завода. Такой заметный и привычный для дончан звук уже является неотъемлемой частью городской жизни. И кто бы мог предположить, что купленный Джоном Юзом вместе с поршневыми машинами с затонувшего в Азовском море парохода «Орел» обычный судовой паровой гудок станет настоящей реликвией предприятия и легендой города.
Он уцелел во время разрушений завода в войну, не смолк как заводские гудки других предприятий в период борьбы с шумом в 60-е годы и продолжает исправно служить ориентиром времени в промышленном городе.
В связи с расширением предприятия в послевоенные годы и необходимостью увеличения слышимости звука в помощь первым заводским «часам» была изготовлена копия пароходного гудка, рассчитанная на объем пара, в два раза больше используемого старым гудком. Оба устройства- гудок «Орла» и гудок, изготовленный Василием Клембовским - сейчас расположены на крыше машинного цеха ТЭЦ-ПВС Донецкого металлургического завода.
Расписание звучания гудка известно большинству горожан: один раз он слышен в 6, 14 и 22 часа, дважды- в 7, 15 и 23 часа. Впервые прозвучал над тогда еще слабозаселенной Юзовкой и окрестностями в 1873 году, он стал для многих металлургов решением проблем с опозданиями, способом улучшить дисциплину и возможностью наладить непрерывное производство. Словно сердце металлургического предприятия заводской гудок вот уже много лет отмеряет период заводской смены и информирует о времени всех жителей и гостей Донецка.
Но не стоит забывать и о Фольклоре нашего донбасса!
Одной из разновидностей народного фольклора являются легенды - письменные предания о каких-нибудь исторических событиях или личностях.
Так, легендарной личностью на Донбассе является «хозяин шахты» и покровитель шахтёров Шубин, а, посвященная ему «Легенда о добром Шубине», пожалуй, одна из самых популярных в крае. Существует несколько вариантов этой легенды, но, пожалуй, самая популярная гласит:
что живет в глубине донбасских шахт дух, шахтеры зовут его Шубин. Когда-то он и сам был шахтером. При взрыве газа метана в забое погибла вся бригада, в живых остался только Шубин. От горя или от бессилия перед страшной бедой, люди обвинили его в случившемся. Парень не смог выдержать оскорблений и спрятался в забое. Больше его никто не видел.
Но с тех пор и до сегодня Добрый Шубин до сих пор помогает шахтерам, предупреждая их об обвалах и возможных авариях.
Это знает каждый шахтер. И чтобы не обидеть Шубина делятся с ним своим шахтерским «тормозком» и всегда говорят уважительно.
В подтверждение данной легенды, вот история, описанная в свое время газетой «Донбасс». Один проходчик решил отдохнуть во время смены. Прилег на распилы и провалился в полудрему. Вдруг чувствует — его кто-то расталкивает. Открыл глаза — в темном мареве, где-то метрах в десяти, в розоватом ореоле видится сухонький, сгорбленный мужичок в старой шахтерской куртке. В одной руке держит допотопную лампу с тоненьким горящим фитильком, в другой — обушок. Попросил дать чего-то попить — мол, горло просохло. Проходчик поднялся с распилов, пошел к старичку со своей флягой. Успел сделать несколько шагов, как вдруг в том месте, где он только что лежал, обрушилась кровля.
В другой истории у одного рабочего в шахте погасла лампа. Оказавшись в кромешной тьме он полностью утратил ориентацию и несколько часов блуждал по выработкам. И когда шахтер вконец отчаялся, он увидел вдалеке огонек. Приблизившись, он разглядел фигуру, державшую фонарь. Терять было нечего и рабочий последовал за ней и шел до тех пор, пока не выбрался из лабиринта.
Среди других видов фольклора на Донбассе были популярны – поговорки и пословицы, значительная часть которых посвящена шахтерам и шахтерскому труду. Каждый из вас, наверняка слышал пословицы:
Шахтер в землю спускается, с белым светом прощается.
Уголек – что золото: и блестит, и ценится.
Будь в лаве, как в бою, — прославишь Родину свою.
Закон шахтерский не забудь: стыдись работать как-нибудь.
На шахте тому почет, у кого уголь на-гора течет.
Чтобы шахтером называться, мало углем замараться.
Шахтерский забой — фронт передовой.
Шахтеру слава, когда много угля дает лава.
Поколение молодое проверяется в забое", - гласит новая шахтёрская пословица.
Так же можем похвастаться и своими донбасскими частушками, например:
Шахтёрские частушки
Познакомилась я с парнем,
До чего же он востёр,
Я подумала – учитель,
Оказалось, что – шахтёр.За любимого волнуюсь,
Признаюсь по честности,
Он работает в забое,
Я же – на поверхности.Эх, шахта, забой
Под землёй нет солнца,
Буду лампочкой светить
Милому в оконце.Верный сын земли донецкой, ее соловей, украинский поэт Владимир Сосюра сознавался:
Донеччино моя, моя ти батьківщино,
Тобі любов моя і всі мої чуття!
Я до твоїх грудей приникнув, як дитина,
Щоб знов набратись сил для пісні і життя.Другой же донбассовец, выходец из шахтерской семьи, да и сам оттрубивший немало годков под землей, русский поэт Павел Беспощадный, состоя в душевной перекличке со своим земляком и собратом по перу, в лихую военную годину, когда Донбасс был оккупирован фашистами, а он, будучи больным, находился в эвакуации в Средней Азии и исходил невыразимой тоской по родному краю:
Мне Донбасс здесь вечно снится,
Я в бреду его зову:
Пронесись хоть синей птицей
Над кибиткой, где живу.И, утверждая своей поэзией непокоренность Донбасса, давал своеобычную клятву:
И нет земли прекрасней, вдохновенней,
Где все творцом-народом создано.
Донбасс никто не ставил на колени,
И никому поставить не дано!Своеобразной копилкой народной памяти являются сохранившиеся доныне песни. Именно они веселые и печальные нередко фантастические передают уникальность нашего народа.
Одной из популярных песен о Донбассе, практически его гимном, является написанная в 1939 году Борисом Ласкиным и композитором Никитой Богословским песня, которую мы сейчас исполним для вас – это лирический рассказ о формировании рабочего человека, о жаркой работе и хороших трудовых делах. И, хотя у песни есть авторы, жители Донбасса давно считают её народной.
Если знаете, можете подпевать! (к зрителю)
Ведущие все вместе поют песню:
«Спят курганы темные»
Спят курганы тёмные,
Солнцем опалённые,
И туманы белые
Ходят чередой.
Через рощи шумные
И поля зелёные
Вышел в степь донецкую
Парень молодой.
Через рощи шумные
И поля зелёные
Вышел в степь донецкую
Парень молодой.Там на шахте угольной
Паренька приметили,
Руку дружбы подали,
Повели с собой.
Девушки пригожие
Тихой песней встретили.
И в забой отправился
Парень молодой.
Девушки пригожие
Тихой песней встретили.
И в забой отправился
Парень молодой.Дни работы жаркие,
На бои похожие,
В жизни парня сделали
Поворот крутой.
На работу славную,
На дела хорошие
Вышел в степь донецкую
Парень молодой.
На работу славную,
На дела хорошие
Вышел в степь донецкую
Парень молодой.Читайте также:
Почему считается плохой приметой, выходя куда-то — вернуться? Или ждать беды, если крысы внезапно покидают дом? Или паук в доме — примета хорошая?
(Вернешься — можешь опоздать, попасть к шапошному разбору. Крысы покидают тонущий корабль или дом накануне землетрясения (к слову, и собака воет в предчувствии природной катастрофы). Паук издревле спасал дом от назойливых насекомых. Соль в старые времена ценилась очень высоко, ее расходовали экономно, так что рассыпать соль считалось дурной приметой.)
Одной из самых страшных примет считается залетевшая в дом или квартиру птица. (Наши предки утверждали, что птицы живут в душах умерших людей, а это значит, что, если птица залетает в дом, она приносит с собой дурные вести. Если такое случилось, нужно как можно быстрее отпустить птицу. В доме лучше не ночевать одну ночь).
Хорошие приметы – определите, что из записанного можно считать приметой, а что суеверием, почему.
Приметы на счастье:– зимняя или двойная радуга предвещает счастье;
– улыбающийся во сне ребёнок – к семейному благополучию;
– чихнуть перед едой – вас ждут хорошие известия;
– разбилась посуда – к счастью;
– плакать во сне – смех наяву;
– если мальчик похож на мать, а дочь на отца, быть им счастливыми;
– на заходе солнца увидеть паука – к добру;
– звенит в правом ухе – к хорошим новостям;
– чтобы не накликать недоброе, трижды плюньте за левое плечо и 3 раза постучите по чему-нибудь деревянному;
– получить в дар серебряную вещь – к добру;
Приметы на деньги:– правая рука чешется – ожидайте поступления денег;
– плюнешь на себя – к обновке;
– муха, упавшая в пищу или питье, сулит неожиданный подарок;
– если утром, выходя из дома, увидишь грудного ребенка – вскоре получишь серебряную вещь.
Приметы хорошей погоды:– голуби воркуют – ждите хорошей погоды;
– кукушки поют – предвещают хорошую погоду;
– если поздно вечером вы услышали звонко трещащего кузнечика – утро будет солнечным и тихим;
– комары летают роем – к хорошей погоде;
– когда на небе тучи, но бабочки вылетают из своих укрытий – дождя не будет;