Народные приметы чтобы корова ходила домой
Обновлено: 13.11.2024
Обряды, связанные с обиходом домашнего скота, были широко распространены в российской деревне, но наиболее характерны для Русского Севера и Сибири. Они представляют собой комплекс заговоров и магических действий с целью уберечь от гибели домашний скот. В наше время во многих местностях Архангельской области обряды эти почти бесследно исчезли, и немногие из местных жителей помнят лишь отдельные заговоры и обрядовые действия.
Мы попытались свести воедино известные ранее и собранные нами в Каргопольском районе Архангельской области (бывшем уезде Олонецкой губернии) сведения об обрядах севернорусской деревни, связанных с домашним скотом и о ритуале пастушьих «отпусков».
Корову в русской деревне почитали кормилицей крестьянской семьи, а молоко и молочные продукты играли немаловажную роль в рационе питания Так, на основании массовых данных подворной переписи 1901—1902 гг., проводившейся в Олонецкой губернии, из продуктов животноводства на долю молочных приходилось 55,4 %. Коровий навоз был лучшим удобрением для хлебной нивы. В начале XX в. в каргопольских деревнях с малоплодородной почвой для накопления навоза в одном крестьянском хозяйстве держали до 20 коров. Таким образом, понятие о хлебе, основном продукте питания в севернорусской деревне, тесным образом связывалось с коровой.
В надежде оберечь свой скот от падежа и лесного зверя, обеспечить его нормальный приплод и устойчивые удои каргопольские крестьяне соблюдали множество обрядов. За день до первого выгона скота деревенский пастух обходил все дворы. Без предупреждения хозяев он шел в хлев и «брал шерстку от коровушек» — выщипывал у каждого животного по нескольку волосков. Потом в общий куль ему всыпали совочек муки. Обойдя так всю деревню, он пек из собранной муки каравай и запекал в него собранную шерсть.
Каждый хозяин накануне первого выгона скота — «сгона» набирал в лесу муравьев, обходил с ними двор и рассыпал их затем на петли ворот, чтобы и скотина так же дружно, как и муравьи, собиралась вместе и не терялась. Хозяйка же плела из трех льняных ниток пояс, нашептывая: «Как этот плетешок плетется, так милая скотинка плетись на свой двор из следа в след, из шага в шаг. Нигде не заблуждайся, ни в темных лесах, ни в зеленых лугах, ни в чистых полях, ни в быстрых реках. Кругом пастыря толпились, нигде не заблудились. . .».
«Плетешок» этот она опоясывала вокруг себя и не снимала день и ночь. А перед самым выгоном скота зарывала его у самого порога двора так, чтобы корова «не уволокла ногами», при этом произнося слова: «Коль крепко и плотно пояс вокруг меня держался, так крепко Пеструнюшка круг двора держись и своей большушки-матушки». Считалось, что этот пояс может оградить животных от всяких бед, заставит их держаться своего двора, и весь сезон они будут здоровы и их не тронет зверь.
В день сгона доставали с божницы специально испеченный за три дня до Пасхи, в «Великий» или «Чистый четверг», кислый ячменный хлеб — «четверговый житник». Крошили его на кусочки, складывали в решето, вставляли туда солонку, брали зажженную свечку, икону и со всем этим обходили вокруг скота, стоявшего во дворе. А затем хлеб скармливали животным. В ряде деревень этим хлебом, подсоленным «четверговой солью», кормили скот с печной заслонки со словами: «Как заслонка от пода не отстает, так бы и моя христова скотинушка не отставала бы от моего двора; ходила б в темных лесах, в зеленых лугах, а моего дома не забывала бы. . .». Иные хозяйки кормили корову из своего подола, а остатки бросали в навоз, говоря вслед корове, что делают это для того, чтобы корова ходила домой и родила так же хорошо, как родит жито, из которого выпечен скормленный ей хлеб. Таким образом, этот обрядовый хлеб должен был дать скоту силу, здоровье и обеспечить приплод.
«Сгон» назначался, как правило, на «легкий день». Самыми удачными считали воскресенье, субботу и четверг. Если же устроить «сгон» в пятницу, как полагали, зверь обязательно «задавит» какую-нибудь корову. (На Егорьев же день первый выгон скота был лишь ритуальным, но не общим сгоном скота и передачей животных пастухам). И почти всюду день «сгона» в каргопольских деревнях становился ярким и надолго запоминающимся праздником. Так, в бывшей Ошевенской волости на «сгон» шли всей семьей. Мужчины вели коров за «вязки», все остальные домочадцы следовали за ними с веточками освященной вербы и можжевельника. Самыми нарядными в тот день были молодухи — женщины, жившие в замужестве первый год до рождения ребенка. Они надевали на себя, одна на другую, по нескольку одежд, так как, по представлению местных жителей, чем богаче была разодета молодуха в день «сгона», тем больше молока в этот год должны были доить коровы. Так вели коров до загона, где снимали с их шеи «вязки», давали пастуху обязательно два яйца, а кто и молоко, масло, хлеб, надеясь, что тот будет внимателен к их коровам. Затем молодуха передавала ему животное: «Вот тебе, пастушок, коровушка добра, здорова. Попой, покорми и меня утром побуди». По одной коров запускали в загон. Возвращаясь домой, кидали с моста в реку свои «вербушки», прося при этом: «Речка ты, речка, на мои вечки дай молочка до подойничка». С пустыми руками после «сгона» заходить в дом не полагалось. Каждый заносил два-три полена дров и, не раздеваясь, шел за водой, так как накануне нанашивать ее не полагалось во избежание плохих надоев молока.
Главная же роль в день первого выгона принадлежала пастуху. Стада были большими, нередко до сотни голов крупного рогатого скота. Одним из главных условий, которые крестьяне предъявляли пастуху при найме, было обладание особым заговором, который, как верили, должен был оберечь скот от падежа и лесного зверя. Назывался этот заговор в Каргополье — «отпуском», который пастухи покупали друг у друга. В последней четверти XIX в. стоил такой «отпуск» от рубля и до пяти рублей (о живучести этого обычая говорит то, что даже и в наши дни, в неурожайный 1948 год, такой «отпуск» стоил два пуда пшеницы).
Большинство пастушьих «отпусков» представляют собой яркие образцы фольклора. Как правило, они состоят из трех частей: основной — заговора и вспомогательных — «правила» и «запретов». Сам же заговор состоит из нескольких частей и начинается с зачина: «Встану я, Раб божий, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду на белый свет, встану на восток лицом, на запад хребтом. . .». Далее следует обращение к «силам небесным» с просьбой оберечь стадо от всякой беды и злого человека. А для этого пастух просит возвести вокруг своего стада неприступную и в то же время незримую «стену булатную до самых небес и в глубину бездонную, вокруг. . . вал земляной, а кругом. . . реку огненную». Запоры у этой «крепости» должны быть «с огнем и пламенем, и с непроходимыми искрами». Замкнуть же их «златыми ключами» и положить ключи «в свою ризу, в правую пазуху» пастух просит самого Христа. По словам других заговоров, собранных нами, ключи эти должны храниться под камнем алатырем, либо быть брошенными в «черное море, синий океан», чтобы их там «проглатила великая рыба — щука» и с ними опустилась в пучину морскую «под бел камень латырь». Диким же зверям пастух приказывает уйти из тех мест, где паслись его «коровушки». Сами же коровы должны были крепко привязываться к своему «пастырю», держаться всегда вместе, не оставаться ночевать в лесу и по первому зову собираться около своего пастуха.
В текстах каргопольских «отпусков» порой отчетливо видится и образ природы Севера: «. . .как стекаются реки к океану со всего свету от толкучих гор и дремучих лесов, со мхов и болот из рек и озер, и из ручьев, из паточин, из черных грязей, из кипучих ключей из зеленых дубрав, из пахомых земель и сенных покосов, и таковы мой скот - крестьянский живот выходил бы и выбегал на закате солнца на мой глас и золотую трубу. . .».
Заканчиваются «отпуски» словами о крепости совершенного заговора, нарушить который невозможно никому. Пояснения, содержащиеся в
«правиле» были и совсем короткими, рассчитанными на опытного пастуха, и пространными. Исполнять же все им предписанное необходимо было втайне от посторонних. Перед тем, как впускать скот в загон, следовало взять замок, привязать к нему нитку. Сам замок — положить под жердь «завора», открывающую вход в загон, нитку же растянуть так, чтобы все стадо прошло над ней. Затем перед образом Николы возжечь «христову свечу», горевшую на пасхальной заутрене, встать перед иконой лицом на восток и трижды читать заговор, причем каждый раз после чтения обойти вокруг стада. На нитке завязать три узла «против солнца», тем самым как бы связывая крепко-накрепко свою скотинку против злого зверя, злого человека и несчастного случая. И после этого закрытый на ключ замок вместе с ниткой бросить в воду.
«Наставления» других, более подробных «отпусков» уточняют, что прежде всего вокруг стада необходимо было очертить круг. Читая же текст, «пастырь» должен был стоять на «белом камне». Обход вокруг стада необходимо было совершать «по солнышку», волоча за собой связанные вместе нечищенную щуку, ключ, замок, «булатный нож» или обломок косы. Кроме того, из трети пасхальной свечи следовало сделать восковую чашечку, положить в нее шерстинки от каждой из коров и говорить в чашечку текст «отпуска», затем загнуть ее края и «схоронить» в тайное место, где не высыхает вода, со словами: «Как сей воск я. . . сохранил, и не опекает его красное солнышко, не светят на него частые звезды, не бьют буйные ветры. Так бы моего скота, крестьянского живота, моего стада коровья, разношерстного, в чистом поле, в темном лесе. . . не мог обозреть и осмотреть лютый зверь, медведь и серый волк, ни в дни, ни в ночь, ни в утри, ни в вечеру». Каравай же из собранной по деревне муки с запеченной в него шерстью пастух скармливает всем коровам стада.
Таким образом, одна из основных задач «отпуска», называемого в Каргополье еще и «коровьим обходом», состояла в замыкании стада в круг. Обряд этот, несомненно, был остатком древнейшего магического действия весенней скотоводческой обрядности.
Почти каждый из «отпусков» заканчивается «запретами», предписывав- шими, что не следовало делать пастуху: не есть черных ягод, не бить муравьев не «шевелить» муравейников, не разорять ульи, — т. е. не нарушать нормальной жизни леса и его обитателей. Пастуху запрещалось «ходить под замок», лазить через дыры в оградах, ходить босиком, быть неопрятным и немытым, «матерно» ругаться. Нельзя было и подавать кому-либо руки. Хозяйки же, выгонявшие своих коров, не должны были быть растрепанными и босыми, им запрещалось прикасаться к пастуху.
После прочтения рукопись «отпуска» хранили втайне, считая прикосновение к ней другого лица недопустимым, могущим повлечь за собой несчастье. Пастухи прятали в свой рожок, зашивали в одежду или головной убор, хранили в часовне, дома за иконой или в сундуке, а то и в лесу, вместе с шерстью животных. Иные же — за пазухой, вместе с третью пасхальной свечи и ключом от брошенного в воду замка и вынимали все это лишь на время, пока мылись в бане.
Если «благословенные отпуски», о которых мы говорили выше, были привычным явлением в каргопольской деревне, то «неблагословенные» или «страшные» окутаны покровом таинственности. Каргополы верили, что в этом случае «пастырь», якобы, вступал в соглашение с «нечистой силой» и его стадо все лето пас «хозяин леса», за что «брал» лучшую корову. Причем, ее он только давил, но не ел, и никто ее не ел. Даже кожи с той коровы не снимали, а полностью зарывали в землю. Про такого пастуха говорили, что он «знается с хозяином». В этом случае, в первый раз выгоняя коров на «поскотину», пастух трижды обходил стадо, говоря: «Батюшко-хозяюшко, пой и корми, и домой гони». «Страшной отпуск» требовал от пастуха почти аскетического образа жизни. Весь сезон он не должен был пить вина, стричься и бриться, ходить в гости и плясать, спорить и скандалить с кем-либо, спать с женой или встречаться с девушкой, если он был парнем. Нельзя было также бить землю кнутом, ловить рыбу, обрабатывать кожи. С одной же «вицей» — хлыстом ему полагалось пасти весь сезон.
Все эти запреты пастухи старались выполнять беспрекословно: «Не испортишь „отпуска" — зверю скотины не увидать, хотя и будет ходить рядом со стадом; испортишь отпуск — зверь одолеет». За нарушение запретов «хозяин леса» пастуху-ослушнику, якобы, вставлял в рукава кол, и тому с раздвинутыми в стороны руками трудно было двигаться в лесу.
Как же представляли себе каргопольские крестьяне этого повелителя леса, которому были подчинены все лесные звери? По рассказам, «батюшка лесной хозяин не порато большой, очи ясные, борода белая до колен. Левая пола кафтана повернута на левую сторону, кушак красный, а в руке — коклевка (палка, батог). Захохочет — елки гнутся до земли. Обращаться с какой-либо просьбой к нему надо было до трех раз. Как три раза не спросишь, захлещет до смерти». Он, будто бы, уводил в лес отданных неосторожным словом животных. Вот почему хозяева выгоняли скотину всегда с добрым напутствием, сказанным вслед животному. «Хозяин» помогал разыскивать пропавший в лесу скот. Иногда посредником между «лесным хозяином» и владельцем пропавшего животного был деревенский колдун или, как его еще называли, — «волшебный человек».
«Страшный отпуск» не обязательно было заключать пастуху непосред-венно с самим «хозяином», достаточно было сходить к «волшебному человеку», и тот давал «отпуск». В кусок рыболовной сети колдун клал принесенную от коров стада шерсть, читал заговор и завязывал сеть узлом. Необходимо было прогнать стадо через этот узелок в сторону «поскотины» и обратно, затем закопать узелок во влажную землю.
Сравнивая «благословенные» и «страшные» отпуски, нельзя не увидеть в них много общего: замыкание стада в магический круг, соединение вместе шерсти животных, завязывание узлов, хранение наговоренных вещей в воде или сырой земле; обособленное положение самого пастуха, связанного множеством сходных запретов. Все это говорит о генетическом родстве этих двух видов «отпусков», более архаичный из которых – «страшной».
В «благословенном» же отпуске легко различимы поздние христианские наслоения. Имевшие «благословенный», а более того – «страшной отпуск» пастухи уходили далеко от селений в лес в полной уверенности, что никакой беды с их стадом и с ними не может произойти. Иные даже оставляли скот в лесу без присмотра, а сами целый день могли проводить вдали от стада.
Из стада, которое так пасли, нельзя было продавать не только животных но даже шерсти с них (с овец). И так до тех пор, пока скот пасся в лесу.
Если все же какую-либо корову, по нужде, продавали, то в этом случае должны были сойтись «пастыри» и один из них сдать, а другой принять животное в свое стадо.
Когда же девушка выходила замуж в дальнее селение и в приданое получала корову, то пастухи в свое стадо ее не пускали и тогда корову оставляли в доме родителей молодухи до осени, когда деревенское стадо «заставляли» на зиму.
Не разрешалось и выпускать коров пастись без присмотра «пастыря». Как только он пригонял стадо в деревню, хозяева должны были загонять скот во двор. Пастуха, когда он приходил к сельским жителям на очередь, старались кормить как лучшего гостя. Хозяйки боялись что если угощение не понравится «пастырю», то он может отнять у коровы молоко. Многих из них считали «ведунами» и говорили, что они умеют ворожить.
Хозяйки, доившие коров, предпочитали иметь именно «вересовые» подойники, которые парили тоже с вересом, считая, что слой сметаны на молоке в таком случае будет толще. Больше будет ее и тогда, если доить корову с кольцом на руке.
Много ли даст корова молока? — этот вопрос прежде всего волновал хозяек. Ответ они искали в традиционных приметах. Так, если Благовещенье (7 апреля нового стиля) приходилось на среду или пятницу, т.е. на постный день, тогда и молока должны они доить мало. Коль весенний снег стаивал без солнца, то, как считали, трава будет хорошей, и коровы должны давать много молока. Если первый теленок у коровы был бычок, то у нее со временем будет прибавляться молоко, если же — телочка, тогда удои не увеличатся. Существовал обычай, по которому, если корова давала мало молока, молодуха на утренней или вечерней заре шла, обязательно в нарядной одежде, на реку и там говорила: «Царь морской и царица морская! Пошлите удой Красунюшке не ради хитрости, не ради мудрости, ради великой божьей милости. Аминь». Зачерпывала воду, несла в хлев, обрызгивала корову и давала ей пить. Чтобы вылечить заболевшую корову, брали три угля и бросали в воду. Первый — от своей думы, второй — от людей, третий — от ветру. Слушали: который уголь зашипит, от той причины корова, как думали, занедужила. Затем этой водой сбрызгивали голову животного.
После отела, если корова съедала послед, 12 или 18 удоев ее молока считались не чистыми и в пищу не употреблялись. Если хозяйка успевала укараулить послед, она брала его в руки, обходила вокруг коровы «против солнышка». Затем опускала послед к ногам животного два раза, а затем ударяла им корове в лоб, говоря: «Матушка-Буренушка, как ты стоишь, так и стой. С ноги на ногу не переступай, хвостиком не маши, головушкой не верти. . .» Другие, обойдя с последом (его называли еще и «половиной») вокруг коровы, обтирали им животное, приговаривая: «Как половина лежит крепко, так и ты стой крепко» — и ставили корову на послед.
А для того, чтобы теленок не околел и оставался жить, у него срезали с хребта, лопаток, ушей и ног шерсть, затем выходили с шерстью на перекресток и бросали наотмашь через левое плечо со словами: «Сороки и вороны, вот вам от моего двора пестрака на обед, а не просите больше с моего двора во век». Молозиво, молоко только что отелившейся коровы, в Каргополье не ели и порой сдаивали его на навоз. Некоторые же поили им теленка, корову или других животных. Молоко же не ели от коровы до тех пор, пока ее не вымоют. Говорили, что до того «доят в поганое». В канун девятого дня брали кадку теплой воды, клали в нее четверговую (сломанную в «чистый четверг») вересинку, ножницы и мыли животное березовым веником (как «четверговая вересинка», так и березовый веник обладали очистительными свойствами). Затем обходили вокруг коровы с иконой, подстригали конец хвоста и клали шерсть за матицу, чтобы животное не лягалось. (Иногда в теплую воду опускали крест, что является более поздним элементом в обряде мытья коровы). После мытья в кринку из-под молока накладывали горячих углей, зажигали свечку и с этим обходили вокруг животного трижды, начиная от головы, и направо, т.е. «против солнышка». Затем отрезали кончик кисти хвоста и уже тогда доили «в чистое». Таким образом, соблюдая все эти обрядовые действия, каргополки надеялись сохранить здоровье как своих «коровушей», так и их приплода, получить большие удои и заставить животных смирно стоять во время доения.
В наши дни обрядовые пережитки и представления, связанные с домашним скотом и пастушьим промыслом, стремительно уходят в прошлое. Сегодня уже не все пожилые люди могут о них вспомнить, а число самих информаторов быстро сокращается.
Народные приметы о крупном рогатом скоте
Бурёнка считалась первой кормилицей семьи: без неё и хозяйство не хозяйство, а так, недоразумение. «Корова во дворе – еда на столе» — говорили наши предки и всеми силами старались, чтобы рогатая красавица прижилась в хлеву, доилась побольше и исправно давала приплод.
Похожая примета
Кому, как не жителям сел и поселков, знать, что такое проблемы с домашним хозяйством? Иногда они могут поджидать вас в любом неожиданном месте. Так, только справившись с вредителями овощей и других рассад, корова перестает давать молоко, хотя причин на это, с первого взгляда, не было. В таких случаях остается надеяться только на себя и попробовать использовать заговор на корову.
Содержание
Заговоры для коровы
Трудности с домашним скотом распространены, потому не стоит впадать в отчаяние, если подобная напасть застала вашу семью. Умелое использование белой магии способно помочь избавиться от любой проблемы быстро и незаметно.
Как купить свинку?
- За новыми поросятами крестьяне старались отправляться «на Власия» — 24 февраля. Отчего-то наши предки были уверены, что купленные в этот день молодые свинки не только сами вырастут крепкими и здоровенькими, но и остальной скот сберегут.
- Благодарить прежнего владельца за проданную хрюшку категорически запрещалось! Не отсюда ли пошло выражение «свинское поведение»?
- Запуская покупку в новый хлев, хозяйка говорила: «Порося домой, на его кости мясо, на мясо сало. Дай-то Бог удачи в покупке».
Это лишь малая толика примет о крупных домашних животных. Одни из них давно изжили себя, зато другие с успехом применяются современными фермерами. Конечно, сегодня никто не заставляет корову перешагивать через косу, чтобы заставить её прижиться в хлеву, и не приносит кур в жертву Домовому ради здоровья хрюшки. Но кое-какие наблюдения предков по-прежнему остаются востребованными и даже полезными. На самый худой конец – любопытными.
Обряды от порчи и обереги
Если вы столкнулись с тем, что у коровы резко изменилось самочувствие и настроение, она ведет себя необычно, негативно реагирует на вас и вашу семью, то, возможно, это происходит из-за порчи. Для того, чтобы избавиться от нее, понадобится следующий заговор. Заговор подходит как для коров, так и для другого домашнего скота. Достаточно взять емкость, наполненную соленой водой, пройтись вокруг скота несколько раз, брызгая водой, приговаривайте:
«Резать и солить не даю. Не даю испортить скотинушку я никому: ни своим, ни чужим, ни глупым. Ни из-за глупости, ни из-за скупости, ни из-за зависти. Порча погибает, как моя рука корову обливает. Аминь».
Сильными методами по сохранению здравия животного являются обереги и молитвы.
- Для сохранения безопасности коровы. Дождавшись Великого четверга, наденьте тулуп. После начните подходить ко всем животным, приговаривая: «В известной широкой стране, в далекой стороне живут и ходят Василий и Феодосий, держа на руках ключики золотые. Святые, ой, дорогие, прошу вас закрыть кузова мои мясные. Все силы скотине отдавала, теперь пользы мало. Пускай никто к моим реками молочным не подходит и хозяйство не губит. Бежит молочко прямо в подойничек. Прошу все Святых о помощи. Мое слово крепко и вечно. Аминь (трижды)». Другим действенным и сильным энергетическим периодом является Страстная Неделя. Дождитесь среды, возьмите гвоздь и молоток. Обойдя все свое хозяйство 3 раза, пойдите на крыльцо и вбейте гвоздь, приговаривая: «Молоток над гвоздиком, а я над всеми колдунами. Гвозди молоткам покоряются, все нечистые мне поклоняются. Гвоздик в дощечку входит, добро из дома не выходит. Никто мой скот не потревожит. Аминь (трижды)».
- Против кражи скота. Дождитесь прихода коровы в загон и повторите несколько раз: «Вор стоит столбиком, не видя и не слыша. Тот, кто хочет корову украсть, оглохнет, ослепнет, но корову не украдет. Помогите, святые силы. Аминь».
- От порчи коровы. В случае, если ваша корова перестала давать молоко либо оно постоянно вытекает, поможет прочтение следующей молитвы, читайте ее только на закате, обсыпая корову солью: «Бесам проклятым, духам нечистым запрещаю рядом с моей скотинушкой находится и мешать ей в здравии находится. Духу нечистому место в аду. Аминь». Другой вариант оберега читается при выгоне скота в поле: «Молока моей коровушки никто не отберет. Все ведьмы и гадюки уходят прочь, направляясь в ночь. Никто коровушку не угрызнет. Аминь».
- Молитвы от сглазов. Для заговора нужно вынуть изо рта скота небольшой кусочек сена и начать наговаривать на него: «Молока у моей коровушки никому не отнять и сглазу на ней не задержаться. Мое слово крепкое и бесконечное, как и здравие (кличка). Аминь (трижды)».
Другие распространенные заговоры
Дабы скотина стояла и не дергалась во время доения, необходимо сопровождать процедуру словами:
«Господь, царь Давид кроток и умиротворен был. Так пусть и корова этим наполнится. Да много молока со спокойствием выдаст. Аминь».
Если вы видите, что отел тяжелый, то необходимо провести по животу скотины рукой, приговаривая:
«Коровушка рожает, мое слово побеждает. Авраама, Пантелеймона, Моисея о помощи прошу. Аминь».
Чтобы животные ходили домой, не теряясь и не сворачивая, необходимо приучить коров к дороге к вашему двору. Для этого, провожая скотину к пастбищу, приговаривайте:
«Муравьи всегда в муравейник бегут, так и моя коровушка всегда домой возвращается».
После этого даже корова, купленная с рук у соседей, запомнит дорогу к вам домой.
Для того, чтобы скотина не лягалась, необходимо заговорить воду, которую вы используете для того, чтобы обмыть вымя:
«Мое слово крепкое, прошу Господа его благословить Пускай коровушка моя с места не шевелится, да никуда не мечется. Пускай стоит, слово гора, а доится, как река. Вымя обтираю, удачу призываю».
Поведение коровы…
Кажется, после кошки и собаки корова – самое щедрое на приметы домашнее животное. Зорко наблюдая за стадом, хозяева пытались угадать, какого приплода ждать, не будет ли перемены погоды и что несёт с собой будущее. Говорят, кому-то это удавалось.
…предсказывающее погоду
- Перед дождём коровы жадно едят траву, стараясь запастись впрок.
- Если всё стадо взволновалось, ревёт без видимой причины и поднимает хвосты, то приближается буря.
- Накануне большой непогоды удои падают, а непосредственно перед ливнем молоко, ударяя из вымени в подойник, начинает пениться.
- Корова бьёт хвостом о забор – погода наладится и будет солнечно.
- Если бурёнки ложатся на землю, значит, она прогрелась и тепло близко.
- Если после выпаса стадо само торопится в хлев без понуканий пастуха, идут первые заморозки.
…во время беременности
Два телёнка одной масти — большая удача
- Если корова никак не может сойтись с быком, нужно угостить её краюшкой хлеба с солью, и непременно через изгородь, иначе не поможет.
- Есть риск выкидыша? Через спину животного нужно трижды переметнуть топор. Важно при этом не напугать будущую маму, иначе беды точно не избежать.
- Если у стельной коровы вымя начинает набухать с задней части, то ждать бычка. С передней – тёлочку.
- Если беременная Бурёнка пытается вылизывать себе спину, она принесёт бычка. Проходится языком по бокам? Ждите тёлочку.
- Бычка следует ожидать и в том случае, когда коровий хвост перед отёлом завился «верёвкой» или пошёл волнами. А вот когда разлохматился или остался прямым, на свет должна появиться ещё одна кормилица с выменем.
- Рождение двойни, как ни странно, считалось знаком к пожару. Впрочем, беда должна была пройти мимо, если телята оказывались одношёрстными, ведь это событие сулило процветание и удачу. Зато разношёрстные малыши вызывали уныние – не случилось бы чего нехорошего от такого знака… Видимо, последняя примета связана с поверьем о Домовом, который привечает в своём дворе лишь животных определённой масти: как ни поверни, одного из теляток Хозяин наверняка невзлюбит…
…на предсказание грядущих событий
- Если вернувшиеся домой коровы проломят изгородь и войдут в сад, семью ждёт несчастье.
- Если чёрная Бурёнка заглянет в окно комнаты с тяжелобольным человеком, тот уже не поправится. Странно, что на коров другой масти примета не распространялась. Видно, пеструшки и рыжики пророческим даром были наделены в меньшей степени.
- Когда корова всю ночь мычит и волнуется в хлеву, она чует беду. На всякий случай возьмите на заметку: в некоторых областях России считали, что опасность несёт только мычание после полуночи или на рассвете. У вас всегда есть возможность отмахнуться от пугающей приметы, время-то однозначно не указано!
- Плохо, когда животное трижды промычит в лицо конкретному человеку. Согласно поверью, тому уже недолго осталось бродить по белому свету.
- Если корова лизнёт голову, волосы станут расти густыми и жёсткими. Неслучайно в нашем обиходе до сих пор сохранилась присказка про упрямый вихор на голове: «словно корова лизала».
- Кому бурёнка пройдётся языком по лицу, тот не заболеет туберкулёзом. Однако фермеры со стажем говорят, что забота о вашем здоровье здесь ни при чём. Животному не хватает солей, которые оно пытается слизать с вашей кожи.
- Если корова перестанет доиться, её нужно продать самому младшему члену семьи за символическую сумму. У нового хозяина животное быстро возьмётся за ум.
- Не пойте в коровнике, иначе пропадёт молоко.
- По той же причине нельзя пускать чужих в хлев. С точки зрения мистики, животное сглазят. С точки зрения логики, человек, незнакомый с повадками Бурёнок, да ещё шумный и обладающий новым запахом, может напугать коров.
- Будешь браться за вымя нечистыми руками, снизятся удои. Это даже не примета, а правило! Требования гигиены во все века соблюдать полезно.
- Если кто-то из скотины сбросит рог, нужно непременно найти пропажу и кинуть в колодец при доме, иначе уйдёт достаток. Скорее всего, примета связана со старым поверьем: владеешь частью животного, владеешь им целиком. И обратно: рог потерялся – лишишься всей коровы.
Помощь при плохом самочувствии
Заговоры, в первую очередь, направлены на то, чтобы скот долго сохранял здоровье и приносил хорошее молоко.
Если у коровы гноятся глаза, то достаточно посмотреть ей в глаза и повторить трижды:
«Чистейшей водицей болезни смываются, слезами утираются. Глазки чистенькие, здоровье сильное. Аминь».
В случае, если скот начинает реветь, то поможет прочтение такой молитвы (читайте над поддувалом 7 раз до первых криков петухов):
«По понедельникам кричала, по вторникам кричала, по средам кричала, а тут, раз, и замолчала. Аминь (трижды)».
Чтобы избавиться от мастита, нужно заговорить купленное льняное полотенце и после обтереть им корову:
«Вымя коровушки болит, молочко красным огнем там горит. Так сильно горит-сгорает, что скотинушка моя бесконечно страдает. Отцу Абраму полотенечко святое отдаю, вымя вытираю, от болезней освобождаю. Коровушке больше не болеть, а мне в оба смотреть. Аминь».
Достаточно пары дней, чтобы корова начала выздоравливать.
Если ваша скотина неожиданно начала сдыхать, то понадобится яйцо, которое хранилось около иконы еще с Пасхи. Его следует выбросить за оградку со словами:
«Матушку Пеструшку (тут вставьте кличку скота) в гости звали, так она болезнь с собой захватила. Откупаю свою животину больную святым яйцом, при этом крещу могучим крестом. Как яйцо за ворота улетело, так здравие к тебе поступило. Ты чиста, как вода, и здорова навсегда. Красной волей, могучей силой. Помогите, мне святые духи. Аминь».
Похожая примета
Для крестьянина в прежние века домашний скот значил куда как много. Размер стада определял статус хозяина, служил гарантией выживания семьи, обеспечивал питанием и одеждой. Поэтому примет, связанных со скотом было сложено в избытке: как выбрать, как привадить к дому, как обиходить… Кое-какие наблюдения народной мудрости и поныне активно используются в деревнях. Умение умением, а подсказка высших сил не помешает.
Заговоры при покупке и продаже
Для того, чтобы покупка нового скота удалась, не лишним будет прочесть следующие заговоры (делать это лучше на рассвете либо при подаче денег за корову):
«Прошу Святого Господа благословить все дары божьи: пусть дом наш будет полон молока, сыра и мяса. Аминь».
После того, как сделка состоялась, и вы привели корову домой, не спешите сразу же заводить ее в хлев. Предварительно пройдитесь по нему с веником, обмахните все углы. После подойдите с веником к корове и, обмахивая ее, произнесите:
«Пускай мяско твое будет гладкое, молочко – беленькое и сладкое, а сметанка – жирненькая и вкусная. Прошу батюшку домового, заведи коровушку в хлевок домой. Следи за ней и днем и ночью, сглаза не подпускай, все беды пропускай. Аминь».
Не менее внимательными и аккуратным стоит быть, покупая корм для скота. Для того, чтобы корм обеспечил долголетие и благополучие, произнесите перед покупкой:
«Имя Христа покупку благословляет, коровушка здоровье имеет. Аминь».
Заговоры на продажу пользуются популярностью у всех видов домашнего скота. Подобный метод подходит и для первой продажи, и в случаях, когда продать не получается давно. Перед прочтением нужно заговорить воду:
«Как только месяц родится, мое пожелание и крепкое слово, наконец, свершится. Божье стадо счет не имеет. Так пусть приходят купцы, да мое стадо сосчитают и (кличка коровы) забирают. Аминь(трижды)».
Зачем нужны заговоры на корову?
Заговоры для коровы – универсальный метод борьбы не только с порчей молока и некачественными молочными продуктами, но и настоящая помощь в таких случаях:
- когда покупают новую скотину;
- против заболеваний и проблем с функционированием;
- при выборе корма для животного;
- против порчи, насланной недоброжелателями;
- для улучшения качества молока;
- на качественный удой;
- при тяжелых схватках;
- для хорошего взаимодействия теленка с коровой.
Это далеко не весь список того, когда используются заговоры. Любую возникшую проблему можно решить, подобрав умелые слова или прочитав соответствующие молитвы. Вы должны быть открыты душой и сердцем для того, чтобы заговоры сработали. Только от того, насколько чисты ваши помыслы, зависит самочувствие и жизнедеятельность коровы.
Приметы о свиньях
Хрюшка с поросятами приносит удачу и богатство
Хрюшки обеспечивали хозяев не только мясом и салом, но и приметами. А чем хавронья хуже прочих домашних животных?
Перешла дорогу
- В Англии и Шотландии встреча со свиньёй считалась приметой к серьёзной неудаче. Особенно не любили хрюшек рыбаки, которых нечистоплотное животное лишало надежды на улов. К счастью, от неприятностей существовал универсальный оберег: к хрюшке поворачивались спиной, после чего встреча считалась несостоявшейся.
- Точно так же следовало поступить, если свинка пыталась перейти дорогу. А допустить животное наперерез свадебному кортежу значило в действительности «подложить свинью» молодым. Семейная жизнь, отмеченная хавроньей, должна была пойти под откос, так и не начавшись.
- Однако свинка с поросятами служила удачной приметой. Сколько у мамаши с пяточком малышей, столько у прохожего будет счастливых событий.
В древности считалось, что кораблю придётся туго в плавании, если на нём окажется поросячий хвостик. Интересно, как выкручивались моряки, когда им нужно было перевести целую партию свинок? Несколько десятков хвостов — дело нешуточное!
Хрюкает и визжит
- Среди крестьян как в Европе, так и на Руси верили, что перед смертью хозяина свинья пытается сообщить ему об этом, начиная подвывать.
- Но не спешите пугаться, если вы являетесь обладателем беспокойной животинки. Существует безобидная примета о том, что хрюшки принимаются громко визжать лишь перед ненастьем.
- Непогода может испортиться и в переносном смысле: тучи сгущаются над вашими отношениями. Немедленно разруливайте ситуацию, иначе грянет ссора.
Чешется
- Свинья катается по земле и чешет спину к дождю, но будет он тёплым, похолодания не ждите.
- Если хрюшка чешется об угол дома, приметы предупреждают: или погода резко переменится, или о членах семьи судачат. Если верить, что всё в этом мире взаимосвязано, своя логика у приметы есть. Свинка пачкает дом в реальности, потому что чует, как кто-то пачкает его в ментальном плане.
Таскает солому
- Если хавроньи начали стаскивать в свинарник солому и тряпки, грядёт сильное похолодание.
- Если свиньи бегают по двору с травой в зубах, разразится нешуточная буря.
- Если свинья принимается есть сено, её владельцев ждут крупные неприятности. Мягко говоря, странная примета, ведь сено является законной частью корма для свиней!
Другие приметы
Рыться в земле — естественное желанье хрюшки или дурной знак?
- Приметой к серьёзной беде (вплоть до смерти хозяина дома) считается хрюшка, роющая ямы во дворе. Но если свинья при этом катается в кучах рыхлой земли и валяется в грязи, она обещает всего-навсего ливень.
- Если животное пристраивается спать в неурочное время, значит, чует холода. Свинка старается поменьше двигаться, чтобы не растерять жирок к заморозкам!
Суеверия о козлах и козах
Козла боятся болезни, лесные звери и даже нечистый!
Бородатому козлу «повезло» быть записанным в родственники или – как вариант – в творения самого чёрта. Одна из легенд рассказывает, что обладающее дурным запахом и столь же дурным характером существо нечистый создал, помочившись под куст. И сам же улепётывал со всех ног, когда из-под веток на него полезло что-то лохматое, рогатое и истошно блеющее! Вот почему дурная родословная не мешала козлу быть желанным гостем в любом хлеву, ведь он отпугивал от прочей скотины нечистую силу. Но список мистических обязанностей бородатого зверя на этом не заканчивался.
Рядом с другими животными
- Помимо чёрта, козёл отгонял от скота ласку, которая имела обыкновение бегать по спинам лошадей, кусать и тревожить их.
- Подруга рогатого подселенца, козочка, мужественно встречала грудью и брала на себя всевозможные болезни, отводя от других обитателей хлева.
- Коза лечила и людей. Считалось, что если животное накормить травой на пороге комнаты больного, а затем вывести вон, оно уведёт за собой болезнь. А рог козы, спрятанный под подушку, избавит от бессонницы.
Всякий день случается один такой час, когда козёл пропадает из стойла. В это время у него назначена СПА-процедура у своего создателя-чёрта, который любовно вычёсывает рогатому зверю бороду.
Встречается на пути
- Добрый знак – повстречать козу перед началом путешествия.
- Если заметишь в горах трёх чёрных козочек, знай, что поблизости закопан клад.
- Волоски из бороды козла в кармане приносят удачу.
Чтобы узнать, будет ли приятным на запах молоко козы, нужно понюхать её макушку между рогами.
Заговоры от болезней
Эффективны и популярны также заговоры, чтобы вылечить больную чем-либо корову.
- От поноса. Чтобы избавить скот от поноса, нужно заговорить воду и дать ее животному. Слова такие: «Как в чистеньком поле стеной каменной стояла речушка светлая, так речка нутряная будет стоять у моей коровушки. Водой медовой, травой шелковой, ты будешь пить сладко, а кушать очень гладко. Нет порчи, нет корчи, нет поноса. Много бед мы пережили, пора в спокойствии пожить. Аминь».
- Избавить скот от худобы. Не всегда корову покупают тогда, когда в этом есть необходимость. Иногда приходится жить с худой и немощной скотиной. Для заговора возьмите новое полотенце и сделайте из него много узлов. Им вытирают скот 12 раз, приговаривая: «Тряпкой новой коровушку любимую я вытираю, красивой и наливной ее делаю. Моя коровушка – яблочко наливное. Кожа гладкая, а вид сладкий, вымя чистое. Аминь». После выбросьте полотенце на самый верх крыши сарая. Не пройдет и недели, как скотина вновь станет здоровой и упитанной.
- Избавить животное от лишая. Для этого нужно вытереть корову фартуком, в котором она было доена. Приговаривайте: «Лишай, лишай, о своем месте ты не забывай. Будь на фартуке, а с коровы сойди. Со скотинки прочь уйди, на фартушке живи. Аминь (трижды)». Сожгите фартук сразу же по наступлению заката.
Приметы на удачную покупку Бурёнки
На Руси белая корова служила символом зари и никого не пугала
- В Европе считалось, что белая корова принесёт своему владельцу несчастье. Современные учёные возводят этот обычай к языческим временам, когда всякое животное белого цвета почиталось священным и служило скорее нагрузкой, чем подспорьем в хозяйстве. Доить или – упасите боги! – стегнуть хворостиной высшее существо считалось равносильным святотатству. Времена прошли, древние законы забылись, но осадочек остался.
- Отправляя корову на рынок, хозяин должен выводить её из хлева задом наперёд.
- Удачно продать скотину можно лишь в том случае, если первым встреченным в этот день человеком будет мужчина. Чтобы подстраховаться, хозяева шли на хитрость: один из работников выходил со двора, через сотню шагов разворачивался и шёл обратно, «исполняя обязанности» счастливой приметы.
- При выборе коровы, будущий хозяин в обязательном порядке заглядывал в уши животного. Чем больше в них серы, тем жирнее будет молоко. Может быть, в организме бурёнки и правда существует какая-то сложная связь между ушами и выменем?
- Торговаться при покупке не принято. Обидите будущую кормилицу низкой ценой – с самого начала отношения не заладятся.
- Платить за новую питомицу нужно так, чтобы за неё обязательно дали сдачу.
- Если корову покупали с верёвкой, нельзя позволять снимать её с шеи и заменять на другую. Причём верёвку старый хозяин передавал новому не абы как, а обернув полой одежды, а тот с теми же предосторожностями её принимал.
- Если корову продавали не на ярмарке, а со двора, между хозяевами разыгрывался настоящий приключенческий квест. Новый владелец старался всеми правдами и неправдами прихватить с собой кусок коровьего навоза наудачу, а старый зорко посматривал, чтобы этого не произошло.
- В новом дворе покупку встречала хозяйка с куском солёного хлеба на печной заслонке и словами «Как заслонка не отходит от печи, так и ты не отходи от дома».
- Перед первым выгоном на пастбище корову обсыпали освящённым маком, а хворостину, которой животное подгоняли в пути, прятали на крышу хлева.
Заговоры для хорошего удоя
Чтобы давала молоко корова, подойдут и другие заговоры, которые мы рассмотрим ниже.
- Дождитесь четверга, выгоните скотину пастись и все время приговаривайте: «Прошу весенние воды мне принести молочко густое, да сметанку вкусную, да маслице жирненькое, да сырок вкусненький. Врагов копытцами устраняем, выгоду получаем. Молока много, счастья валом. Хочу, чтобы корова все молоко отдавала, и его никогда не было мало. Аминь(трижды)».
- Чтобы скот давал много молока, нужно приобрести подойник в полнолуние. Он должен быть красивым и не дешевым. Посмотрите в него и произнесите: «Моей коровушке молока да побольше. Кланяюсь перед святыми, взываю к помощи. Терпеть нет больше мочи. Аминь».
- В случае, если молоко пропало, то его нужно залить в храме святой водой и проварить в день Вербного воскресенья. При закипании приговаривайте: «Молока чистого, молока здорового к коровушке моей светлой».
Читайте также: