Найдите приметы времени в прозаическом предисловии
Обновлено: 21.11.2024
Тема: Тема народного страдания и скорби в поэме Ахматовой «Реквием».
Цели урока : познакомиться с поэмой Анны Ахматовой «Реквием»; показать, как история страны преломляется и отражается в её творчестве; развить навыки анализа поэмы, навыки отбора материала для сочинения; воспитывать интерес к искусству слова, к познанию человека.
Методическое обеспечение : портреты Ахматовой, текст поэмы.
Методы проведения урока : проверка знаний учеников, анализ основных тем и мотивов поэмы, запись в тетрадь.
Тип урока – комбинированный.
Эпиграф к уроку:
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью был…
Вступительное слово учителя.
Анализ поэмы.
1. Прежде чем послушать поэму, подумаем над названием, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.
— Что такое "реквием"?
Реквием – похоронная месса, католическое богослужение по умершему, а также траурное музыкальное произведение скорбно-элегического и героико-трагического характера.
Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа. Пять лет с перерывами работала Ахматова над поэмой. Создавалась поэма в нечеловеческих условиях.
2. История создания.
Основу произведения составила личная трагедия Анны Андреевны.
- Каков исторический и жизненный контекст поэмы?
Ее сына, Льва Гумилева, арестовывали трижды: в 1935, 1938 (дали 10 лет, потом сократили до 5 исправительно-трудовых работ) и в 1949 (приговорили к расстрелу, затем заменили ссылкой и позже реабилитировали).
Именно в период с 1935 по 1940 годы и были написаны основные части будущей поэмы. Ахматова сначала предполагала создать лирический цикл стихотворений, однако позже, уже в начале 60-х годов, когда появилась первая рукопись произведений, пришло решение объединить их в одно произведение. При знакомстве с поэмой и её структурными частями поражает чересполосица дат: «Вместо предисловия» датировано 1957 годом, эпиграф- 1961, основная часть- 1935-1940 годами.
— Как вы думаете, почему? (Эта тема, эта боль не отпускали Ахматову многие годы.)
И действительно, на протяжении всего текста прослеживается неизмеримая глубина горя всех русских матерей, жен, невест, испытавших страшные душевные муки не только в годы «ежовщины», но и во все времена существования человечества. Это показывает анализ «Реквиема» Ахматовой по главам.
Комментированное чтение поэмы по главам.
1. Прочитайте «Вместо предисловия».
- Найдите приметы времени в этом прозаическом предисловии.
(страшные годы ежовщины, тюремные очереди, «опознал», женщина с голубыми губами, говорили шепотом).
- Как воспринимает Ахматова просьбу женщины?
(Слова женщины, стоящей рядом, Ахматова воспринимает как некий наказ, и выполнение его — это своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях).
2.Перечитайте «Посвящение».
- Отметьте строки, передающие меру материнского горя. Какие средства использованы в поэме?
(Гипербола: " гнутся горы, не течет великая река"; сравнения: "словно с болью жизнь из сердца вынут, словно грубо навзничь опрокинут")
- Какую цитату из Пушкина заключила Ахматова в свой текст? Какие ассоциации намеренно вызывает у нас поэтесса?
(Заключая слова «каторжные норы» в кавычки, Ахматова нацеливает своего читателя на сопоставление со стихами Пушкина. Но если в стихах Пушкина звучит уверенность в торжестве справедливости, то у Ахматовой вместо преодоления возникает отдаление).
- Какое местоимение использует здесь Ахматова? Почему?
( В данном случае "Я" обозначало бы только личное горе, а местоимением "МЫ" поэт подчеркивает общую боль и беду)
- Выпишите из текста эпитеты и сравнения к данным словам. Какое настроение они создают?
3.Перечитайте «Вступление».
- На уроках литературы мы часто говорили об образе Петербурга в творчестве русских писателей. Каким предстает город в изображении Ахматовой?
(кровавый и черный Ленинград представляется измученной женщине лишь «ненужным привеском» к тюрьмам, разбросанным по всей стране)
- Какие приметы времени изобразила здесь Ахматова?
(полки осужденных, черные маруси)
- Требует расшифровки сочетание «звезды смерти». Что означает эта метафора?
(«Звезда смерти»- библейский образ, возникающий в Апокалипсисе. Но в поэме "звезды смерти", скорее всего, олицетворяют кремлевские звезды, как некий символ государства, допустившего беззаконие). Т.о,, «Вступление» - это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем изображено время действия.
4.Первая глава.
- Какое событие здесь описано?
- Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?
(Обращение к образу стрелецкой жёнки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания).
Вторая и третья главы.
- Опишите картину, которая возникает у вас. Какой цвет здесь использован? Почему?
(Традиционно желтый цвет связывается в русской литературе с образом Петербурга. У Ахматовой желтый лунный свет часто сопутствует смерти, усиливает ощущение трагичности происходящего).
Четвертая глава.
- К кому обращены слова четвертой главы? Что происходит с героиней?
Пятая глава.
- Укажите глаголы пятой главы. Много ли их в конце пятой главы? Какой из этого можно сделать вывод?
Шестая – девятая главы.
- Какую картину вы видите, когда читаете 7-9 главы поэмы?
(образ матери, у которой «душа окаменела», «окаменелое страданье»).
Образ матери — центральный, главенствующий. Но, несмотря на то, что в основной части Ахматова рассказывает про свои личные страдания, тема единения с всеобщей народной болью, заданная в эпиграфе, предисловии и в посвящении, позволяет воспринимать материнскую скорбь поэтессы как вселенскую. Это особо подчеркивает небольшая, но очень весомая по своей значимости глава "Распятие". В отличие от других глав, она имеет свой эпиграф, взятый из Библии.
Чтение десятой главы «Распятие».
- С чем связано название 10 главы?
- Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?
(Кульминацией страданий матери в поэме "Requiem" становится 10-я глава. Небольшая по объёму, она несёт огромную смысловую нагрузку. Именно в этой главе раскрывается вся боль героини — матери, потерявшей сына. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, Девы Марии, страдания сына с муками Христа, распятого на кресте. Появляется образ "Небеса расплавились в огне". Это знак великой катастрофы, всемирной исторической трагедии. Слова, произносимые Христом накануне своей человеческой смерти, вполне земные; обращение к Богу — упрёк, горькое сетование о своем одиночестве, покинутости, беспомощности. Слова же, сказанные матери, — простые слова утешения, жалости. "Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи". Распятие в "Реквиеме" — вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешительные страдания."
- Нарисуйте словесный портрет матери, женщины, данный в 1 главе эпилога.
- Это конкретный портрет или обобщенный?
- Посвященная безвинно погибшим, поэма рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма как бы наполняется звуками. Какие звуки мы слышим?
- В конце поэмы страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет памятником скорби всех страдающих русских женщин. Где должен находиться памятник?
- С каким стихотворением перекликается вторая часть эпилога? Какая традиционная для русской литературы тема звучит в эпилоге?
(Вторая часть «Эпилога» перекликается с известным стихотворением А. Пушкина «Я памятник себе воздвиг…». Тема в русской поэзии не новая – это определение поэтом своего назначения на Земле и некое подведение творческих итогов).
Итог. В «Эпилоге» как бы смыкаются функции поэта и поэзии с идеей великого заступничества за людей. А это и есть великое наследие русской литературы, которое делает Ахматову национальным, народным поэтом.
Д/З. (по выбору).
1.Напишите мини-сочинение «Образ матери в поэме А. Ахматовой «Реквием»»
2.Напишите сочинение «Средства художественной выразительной в поэме Ахматовой «Реквием».
Похожая примета
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, -
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
"Руки, спички, пепельница - обряд прекрасный и горестный. Это был обряд при знакомстве с поэзией Ахматовой в 30-е годы, а в частности с поэмой "Реквием": В те годы, Анна Андреевна жила, завороженная застенком.. Анна Андреевна, навещая меня, читала мне стихи из "Реквиема" тоже шепотом, а у себя в Фонтанном Доме не решалась даже на шепот: внезапно, посреди разговора, она умолкала и, показав глазами на потолок и стены, брала клочок бумаги и карандаш, потом громко произносила что-нибудь светское: "Хотите чаю?" или "Вы очень загорели", потом исписывала клочок быстрым почерком и протягивала мне. Я прочитывала стихи и, запомнив, молча возвращала их ей. "Нынче ранняя осень", - громко говорила А.Ахматова и, чиркнув спичкой, сжигала бумагу над пепельницей",- так вспоминала Лидия Чуковская в своих "Записках об Анне Ахматовой". Она вспоминала, что часто, выходя на улицу, она повторяла эти стихи, чтобы не забыть.
30-е годы оказались для Ахматовой тяжким испытанием. Она оказалась свидетелем чудовищных репрессий, обрушившихся на многих ее друзей, на ее семью:
1) был арестован сын - студент Ленинградского университета.
2) затем - и муж - Н.Пунин.
Сама Ахматова жила в постоянном ожидании ареста. В длинных очередях провела она, чтобы сдать передачу сыну.
Продолжать писать во времена, когда стишок на клочке бумаги мог обернуться смертным приговором, доверять свой труд верным друзьям, готовым учить стихи наизусть, чтобы их сохранить, мог только человек, абсолютно убежденный в важности и нужности поэзии. Спасительное для нее творчество стало в результате спасительным и для многих читателей.
Учитель: обращаемся к "Реквиему" гл "Вместо предисловия"
"А это вы можете описать?
И я сказала:
- Могу.
Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом".
Теперь обращаемся к самому произведению
"Реквием" - не просто ряд стихотворений, это единое целое.
1 глава "Посвящение" - чтение учителем или заранее подготовленным учеником
Видна ли атмосфера того времени?
Можно ли сразу узнать настроение, мысли людей, живших в то время?
Атмосфера, само время сразу встает перед нами в серых красках, что-то мрачно- тяжелое нависает над людьми, что-то гнетет их. "Тюремные затворы", "смертельная тоска", "шаги тяжелые", "столица одичалая", "постылый срежет" - все это не может радовать, вызывать эмоции, все это делает людей рабами. Рабами серости, мрака.
"Вступление" дополняет "Посвящение" - анализ после прочтения.
Можно ли по этому стихотворению узнать историю 30-х г? Чем жила страна?
"Осужденных полки", "паровозные гудки" и.т.д. Эта глава без прикрас говорит о несправедливости времени, о массовых репрессиях, о том, что людей держали не только в тюрьмах, но и отсылали в Сибирь. Нет жизни, есть смерть.
Не резкий ли переход от эпохи к личному? Возникает образ женщины. Кто она?
Ахматова говорит не о тех, а за тех, которые составляют большинство. Пройдя все муки ада, она солидарна со всеми женщинами, кому выпала эта доля. Это прощание с мужем носит обобщающий характер.
Что напоминает это стихотворение?
Почему она просит о молитве за нее?
Чтобы у нее хватило сил, чтобы прибавилось сил все выдержать, так как она знает, что впереди много трудностей.
Учащиеся анализируют сами после прочтения.
В этих главах она не верит, что это происходит с ней, это происходит с кем-то другим. Она на себя смотрит со стороны. Она просит завесить "черным сукном", чтобы не видеть всего происходящего
Как меняется образ женщины? Почему?
После сдержанности наступает взрыв эмоции, крик, нет гордости. Так как касается это сына, самого дорогого человека, и природа к ней неблагосклонна
И тогда в 6 главе наступает оцепенение, здесь намек на выход из этого ада - крест высокий.
Почему эта глава озаглавлена "Приговор"?
Потеря последней надежды, ожидания чего-то светлого, остается одно - позвать смерть.
Поэтому очень логичным является появление стихотворений 8,9 ("К смерти").
8, 9 главы. Анализ
Зазывает смерть. Широко дверь ей отворяет. В безумии она познает глубину одиночества.
Учитель: Много лет назад,1914-1916гг, Ахматова говорила о моментах счастья, которые она хотела бы пронести через всю жизнь, какой бы сложной она ни была, но сейчас ей не дано взять даже воспоминания о сыне.
Почему обращается Ахматова после безумия к библейским мотивам? "Распятие" - случайно ли это стихотворение?
Нужен ли эпилог? Почему она боится забыть все это? В чем перекликается "Эпилог" с "Посвящением"? Какой характер носит образ женщины?
В "Эпилоге" 1,2 стихотворении возникает образ Матери, который носит обобщающий характер.
1 стихотворение говорит, что делает страх и несвобода с женщинами, с матерями - превращает в старух. Образ женщины ассоциируется со страной (Россией), которая устала от этого, но еще сильна, с эпохой, (серой- седой).
"Эпилог" подхватывает все моменты, которые были рассыпаны по всему произведению.
Память - спасение от духовной гибели для всего народа.
Голос автора - женщины - становится тверже. Она прошла все: ожидание - приговор - пустоту - желание смерти - безумие. Ей не страшно ничего - и это все приметы времени.
В этот момент, когда у нее уже нечего отнять, она обнаруживает силу (2 стихотворение из "Эпилога") "Реквием"- это путеводитель по жизни того времени, по истории, точный, до мелочей, отразивший все самые страшные приметы времени.
В конце урока учитель просит почитать наизусть те строки, которые особенно поразили, запомнились учащимся
Похожая примета
Анна Ахматова — целая эпоха в поэзии нашей страны.
Она щедро одарила своих современников человеческим достоинством,
своей свободной и крылатой поэзией — от первых книг о любви
до потрясающего по своей глубине "Реквиема".
- Вступление. Слово об Ахматовой.
- Историческая справка (судьба Л.Гумилева).
- Исторические и литературные параллели.
- История создания "РЕКВИЕМА".
- Обоснование выбора названия.
- Чтение поэмы под музыку Моцарта.
- Анализ поэмы (тема, идея, образы, худ. средства).
- Итоги, выводы.
- Домашнее задание — творческая работа.
1. Слово учителя
Анна Ахматова. Какое гордое, величественное имя! Это имя пытались вычеркнуть из скрижалей русской литературы, стереть из памяти народной, но оно всегда оставалось эталоном порядочности и благородства, маяком для ослабших и разуверившихся.
Мы уже изучали творчество этой поэтессы, когда говорили о "серебряном веке" русской поэзии. Вы запомнили её лиричной, несколько экстравагантной, окутанной загадочной любовной дымкой.
Сегодня мы поговорим об иной Ахматовой, той, что взяла на себя смелость стать голосом "стомильонного народа", той, чья материнская скорбь, отлитая в лаконичные строки, потрясает силой своего страдания и сегодня.
Мы будем читать "РЕКВИЕМ".
Такое произведение могло родиться только в душе женщины, испытавшей мучительную боль за судьбу сына.
Ахматова обладала прозорливостью, свойственной только великим поэтам. Она предвидела трагическую судьбу Николая Гумилева — за несколько дней до его смерти написала страшные строки:
Не бывать тебе в живых,
Со снегу не встать.
Двадцать восемь штыковых,
Огнестрельных пять.
Горькую обновушку
Другу шила я.
Любит, любит кровушку
Русская земля.
А потом горько раскаивалась в своем предвидении:
Я гибель накликала милым,
И гибли один за другим.
О, горе мне, эти могилы
Предсказаны словом моим.
И потом, когда в 1933 году её сын Лев Гумилев был впервые, тогда еще просто случайно, арестован, её чуткое материнское сердце сжалось от рокового предчувствия. Она вспомнила сроки из стихотворения Марины Цветаевой, написанные еще в 1916 году:
Рыжий львеночек
С глазами зелеными,
Страшное наследие тебе нести.
Она волновалась не зря.
2. Историческая справка о судьбе Л.Гумилева
В октябре 1935 г. последовал второй арест. Сам Лев Гумилев говорил об этом так: "Тогда шла в Ленинграде травля студентов из интеллигентных семей. В числе арестованных оказался и Н. Н. Пунин, искусствовед, сотрудник Русского музея. Мама поехала в Москву, через знакомых обратилась с письмом к Сталину. Вскоре освободили нас всех, поскольку был освобожден самый главный организатор "преступной группы" — Н. Н. Пунин. Меня, правда, после этого выдворили из университета, и я целую зиму голодал".
Третий арест пришелся на октябрь 1938 года, когда репрессии по отношению к инакомыслящим приняли страшные масштабы. В этот раз не помогли никакие письма и просьбы — Лев Гумилев был приговорен к 10 годам заключения; но в связи со снятием Ежова этот страшный срок был заменен на 5 лет исправительно—трудовых лагерей. Всю жизнь Лев Гумилев будет расплачиваться за то, что он сын великих родителей.
3. Исторические и литературные параллели
Вы на уроках истории, безусловно, говорили о страшных годах сталинизма, о массовых репрессиях 1937—1938 годов. Эти годы траурной лентой вплетены в историю России.
Я прошу сделать небольшой экскурс в историю, чтобы вы почувствовали атмосферу того времени.
Ахматова находилась под пристальным вниманием ОГПУ и как жена контрреволюционера, и как опальная поэтесса. Не участвуя в активной оппозиции, но и не воспевая новую жизнь, она просто очень мало пишет и еще меньше печатается; существует за счет переводов и редко публикуемых статей. Она ещё не причислена к когорте "внутренних эмигрантов", объявленных партией изгоями, числится лишь в "попутчиках", но постоянно чувствует на себе настороженный взгляд "Усача" (так называла она Сталина) и живет под угрозой каждодневного ареста.
Время страха за себя, за своих родных и близких было для многих временем отчаяния и неверия в справедливость. Конечно, об этом нельзя было молчать, но говорить вслух, значит, подписать себе смертный приговор. Такие произведения создавались, но о публикации не могло быть и речи. Многие бережно хранили в себе воспоминания о тех годах, чтобы позже (ведь верилось в лучшее), не расплескав боли и отчаяния, донести правду до читателя. И лишь после смерти Сталина становится возможной публикация многих произведений. Спустя годы появляются "Один день Ивана Денисовича" и Архипелаг ГУЛАГ" Александра Солженицына, "Софья Петровна" Лидии Чуковской, "Белые одежды" Дудинцева, "Дети Арбата" Анатолия Рыбакова. Я хочу зачитать вам отрывок из романа Анатолия Рыбакова "Дети Арбата", который событийно перекликается с "Реквиемом" Ахматовой. (Читается отрывок из романа "Дети Арбата" — арест сына.)
"Звонок, отчетливо прозвеневший в коридоре, сразу разбудил его. Был второй час ночи. Звонок повторился настойчиво и твердо. Саша вышел в коридор, снял цепочку.
— Кто?
— Из домоуправления.
Узнав голос дворника, Саша повернул ключ. В дверях стоял дворник, за ним незнакомый молодой человек в пальто и шапке и два красноармейца с малиновыми петлицами. Властно отстранив Сашу, молодой человек вошел в квартиру. Один красноармеец остался у дверей, другой прошел на кухню и встал у черного хода. Настороженно разглядывая Сашу, молодой человек протянул ему ордер на обыск и арест.
Мама сидела на кровати, сгорбившись, придерживая на груди белую ночную сорочку, седые волосы падали на лоб, на глаза, и она искоса, остановившимся взглядом смотрела на уполномоченного, вошедшего в комнату.
— Мама, не волнуйся. У меня обыск. Это недоразумение. Это выяснится.
Уполномоченный велел открыть шкаф, вывернуть карманы пиджака, там оказалась записная книжка с адресами и телефонами. Все, что он счел подозрительным, аккуратно сложил в папку. Обыск закончился.
— Собирайтесь.
Мама собирала Сашины вещи, руки ее дрожали.
— Сашенька, смотри, что я тебе положила,— дрожащими руками Софья Александровна раздвинула край узелка,— вот мыло, зубной порошок, щетка, полотенце.
Голос ее дрожал.
— Вот гребешок, вот. вот шарфик твой. шарфик.
Ее слова перешли в рыдания, она изнемогала, умирала, перебирая эти вещи, вещи ее мальчика, которого отрывают от нее, уводят в тюрьму. Софья Александровна опустилась в кресло, рыдания сотрясали ее маленькое полное тело.
За одну ночь из красивой женщины Софья Александровна превратилась в седую старуху. Первое время ей казалось, если она предстанет перед теми, кто арестовал Сашу, их сердца дрогнут, ведь у них тоже есть матери. Потом увидела много таких матерей — их вид не трогал ничьих сердец. Они стояли в длинных очередях, и каждая боялась, что та доля сострадания, которая еще, быть может, теплится за глухими дверьми, достанется не ей, а той, кто пройдет в эту дверь раньше.
Ночью она не спала — на чем спит он? Не могла есть — что ест он, сгорбившись над тюремной миской, он, живое и дорогое ей существо, ее жизнь, ее кровь?
Окоченевшая, угнетенная сознанием своего бессилия, одинокая и страдающая, она возносила молитвы Богу, которого давно покинула, а сейчас молила, чтобы дух добра и милосердия, вездесущий и всепроникающий, смягчил сердца тех, кто будет решать Сашину судьбу".
4. История создания "Реквиема"
Душевная боль, рожденная несправедливостью судьбы к сыну, смертельный страх за него, сжимающий кровоточащее материнское сердце, — все это выплеснулось в стихах. В душевных муках рождался "РЕКВИЕМ". Пять лет, с большими перерывами, писала Ахматова эту, может быть самую важную, поэму. Поэт по преимуществу женской темы — любви, ревности, разлуки, Ахматова стала в "Реквиеме" поэтом скорби. Один из почитателей Ахматовой вспоминает, что на его вопрос: "Как же Вам удалось сохранить сквозь все тяжкие годы запись этих стихов?", она ответила: "А я их не записывала. Я пронесла их через два инфаркта в памяти". Лидия Чуковская говорила, что Ахматова в сороковом году в атмосфере особой торжественности дала ей прочитать "Реквием", записанный на листе, а затем уничтожила запись. Весь текст хранился лишь в памяти близких, преданных людей, и в 1962 году, когда все стихи были полностью скомпонованы и записаны на бумаге, Ахматова с гордостью сообщила: " "Реквием" знали наизусть 11 человек, и никто меня не предал". В 1963 году поэма была опубликована за границей и лишь в 1987 году стала известна широкому читателю в России.
"Реквием" ошеломил даже русскую эмиграцию. Вот свидетельство Бориса Зайцева: "Да, пришлось этой изящной даме из "Бродячей Собаки" испить чашу, быть может, горчайшую, чем всем нам, в эти воистину "окаянные дни". Я—то видел Ахматову "царскосельской веселой грешницей" и "насмешницей". Можно ль было предположить тогда, что хрупкая эта и тоненькая женщина издаст такой вопль — женский, материнский, вопль не только о себе, но обо всех страждущих — женах, матерях, невестах, вообще обо всех распинаемых?"
5. Обоснование выбора названия поэмы
Прежде чем послушать поэму, подумаем над названием, ведь смысловая нагрузка заглавия очень велика.
— Что такое "реквием"? (В католической церкви заупокойная месса. Название дано по первому слову латинского песнопения: "Вечный покой даруй им, Господи"; траурное полифоническое произведение.)
— Что значит "полифоническое"? (Многоголосное.) Запомним, мы еще вернемся к этому термину.
—Кто автор самого знаменитого музыкального "Реквиема"? (Моцарт.)
—Каких композиторов, написавших "Реквием", вы знаете ещё?
(Верди, Берлиоз)
Разумеется, Анна Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам легче будет воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из "Реквиема" Моцарта — "Лакримозу". Это одно из любимых произведений Анны Андреевны.
— Ваше впечатление? Как вы можете охарактеризовать это музыкальное произведение? Какие эмоции оно рождает? (Это торжественная, грустная, скорбная музыка. )
— Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само заглавие предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено памяти кого—нибудь, либо трагическим событиям; таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, утраты, поминовения.)
Сейчас вы услышите голос самой Анны Ахматовой. Вслушайтесь в него. Он обманчиво монотонный, глуховатый, сдержанный, но потрясающе глубокий, словно пропитанный болью пережитого.
Звучит голос Ахматовой, читающий начало "Реквиема".
(Включается видеозапись фильма "Реквием". На фоне кадров Петербурга звучит голос Ахматовой)
(Учитель продолжает чтение)
7. Анализ произведения
Вы, конечно, обратили внимание на даты, стоящие под частями поэмы. Нетрудно подсчитать, что она создавалась в течение пяти лет, явно соотносящихся со временем арестов сына. Но ведь предисловие и эпиграф обозначены гораздо поздними датами.
— Как вы думаете, почему? (Эта тема, эта боль не отпускали Ахматову многие годы.)
— Как бы вы определили тему поэмы? (Единение с народом в страшные годы "ежовщины", материнская скорбь как символ народной беды, тема памяти.)
— Обратите внимание на эпиграф. Какие строки выражают основной пафос, идею? ("Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был".)
— "Вместо предисловия" написано прозой. Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность?
(Слова женщины, стоящей рядом, Ахматова воспринимает как некий наказ, и выполнение его — это своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях)
— Найдите приметы времени в прозаическом предисловии.
(Тюремные очереди, "опознал" вместо "узнал", разговоры шепотом, голубые от голода и нервного истощения губы)
Термин "полифония" уже прозвучал на уроке. Полифония значит "многоголосие". Многоголосие "Реквиема" Ахматовой буквально.
— В чем явно прослеживается многоголосье? (Во—первых, главы не выдержаны в едином размере, некоторые напоминают народные песни—причитания, некоторые — колыбельные. Разные оттенки душевных мучений отображены в различных по ритмике строках. Во—вторых, лирическая героиня выступает в поэме в нескольких ипостасях, говорит разными голосами.)
На доске написано:
— Подумайте, какие фрагменты озвучены голосом матери, а где звучит голос автора. (В "Посвящении" и "Эпилоге" мы слышим голос автора, выполняющего взятое на себя обязательство рассказать о страшном времени, а в остальных главах звучит голос Ахматовой — матери, безумно страдающей за судьбу сына.)
Образ матери — центральный, главенствующий. Но, несмотря на то, что в основной части Ахматова рассказывает про свои личные страдания, тема единения с всеобщей народной болью, заданная в эпиграфе, предисловии и в посвящении, позволяет воспринимать материнскую скорбь поэтессы как вселенскую. Это особо подчеркивает небольшая, но очень весомая по своей значимости глава "Распятие". В отличие от других глав, она имеет свой эпиграф, взятый из Библии. К библейской тематике мы обращались не единожды, поэтому я попросила проанализировать главу и найти иллюстративный материал к ней одну из учениц.
"Библия всегда являлась источником вдохновения для творческих людей. Писатели и поэты находили отражение своих идей, мыслей и чувств в великой книге.
Не раз к Библии обращалась и Анна Ахматова. Произведение Анны Ахматовой "Requiem" чрезвычайно трагично по своей сути. Кульминацией страданий матери в поэме "Requiem" становится 10-я глава. Небольшая по объёму, она несёт огромную смысловую нагрузку. Именно в этой главе раскрывается вся боль героини — матери, потерявшей сына. Страдания матери ассоциируются с состоянием Богородицы, Девы Марии, страдания сына с муками Христа, распятого на кресте.
Появляется образ "Небеса расплавились в огне". Это знак великой катастрофы, всемирной исторической трагедии. Слова, произносимые Христом накануне своей человеческой смерти, вполне земные; обращение к Богу — упрёк, горькое сетование о своем одиночестве, покинутости, беспомощности. Слова же, сказанные матери, — простые слова утешения, жалости. "Не рыдай Мене, Мати, во гробе зрящи".
Безмолвие матери на фоне "хора ангелов" и рыданий Магдалины, а также своеобразная оптическая изоляция (в её сторону "так никто взглянуть и не посмел") делают Мать центральной фигурой композиции. Евангельский первоисточник помогает Ахматовой описать то, что творилось в её душе и душах тысяч других матерей.
Горе — есть горе, оно одинаково и для небожителей и для простых смертных. Читая главу "Распятие", невольно вспоминаешь картины Рембрандта, Рубенса, Васнецова, Веронезе и многих других, обращавшихся к этой же теме.
На каждой из этих картин мы находим скорбную фигуру матери — она всегда рядом со страдающим сыном. На картине П. Веронезе мы видим лицо матери, склонившейся над своим сыном. Из ее глаз текут слёзы. Евангельский лик женщины на картине Васнецова "Плащаница" напоминает икону скорбящей матери.
Больше всего меня поразила картина Рембрандта "Снятие с креста". Рембрандт изобразил фигуру матери, лишившейся чувств, и, вопреки канонам, пишет её лицо, обезображенное страданием. Современные художники увлечены этой же тематикой. Очевидно, библейский сюжет вечен.
Распятие в "Реквиеме" — вселенский приговор бесчеловечной системе, обрекающей мать на безмерные и неутешительные страдания."
А теперь я хотела бы вернуться к одной из тем поэмы — теме ПАМЯТИ. Для акмеистов, к которым принадлежали и Ахматова, и Гумилев, важнейшим этическим компонентом творчества являлась категория памяти.
—Для чего человеку нужна память? Я попросила подумать вас над этим дома. Ваши выводы? (Ответы могут быть совершенно разноплановые)
— Память — это важнейшая категория человеческого разума. или души?
— Почему для поэтессы так важно сохранить память о прошлом?
— Почему она, измученная горем, вначале зовет смерть, а когда проваливается в небытие ("уже безумие крылом души накрыло половину"), пугается? (Она понимает, что ТАМ не будет НИЧЕГО, что ей не удастся сохранить в памяти самое дорогое и святое: "милую прохладу рук", "лип взволнованные тени")
— В "Эпилоге" идет явная перекличка с "Памятником" Пушкина. Ахматова, правда, не описывает сам памятник, а определяет место, где он должен стоять: ". здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов". А где это — "здесь"? (У тюремной стены, памятник должен стоять на фоне красных кирпичных стен Крестов)
Конечно, у любого, кто увидел бы предполагаемый памятник Ахматовой у тюремных стен, возник бы вопрос, почему он поставлен именно здесь? А ответом бы стал "РЕКВИЕМ"
А ведь памятник, поставленный Ахматовой на Комаровском кладбище, примерно так и выглядит: кирпичная стена, а на — ней барельеф Ахматовой.
— В "Посвящении" Ахматова постоянно употребляет местоимение "МЫ" (покажите на примере). Зачем она делает этот акцент? ( В данном случае "Я" обозначало бы только личное горе, а местоимением "МЫ" поэт подчеркивает общую боль и беду)
—Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать общее материнское горе? (Гиперболу: " гнутся горы, не течет великая река"; сравнения: "словно с болью жизнь из сердца вынут, словно грубо навзничь опрокинут")
Читая знаменитые строки "Вступления", понимаешь, что это пишет человек, до дна испивший чашу отчаяния. На уроках литературы мы много говорили с вами о Петербурге Пушкина, Некрасова, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором, она стала поэтом, который подарил ей славу, признание; город, в котором она познала и счастье, и разочарования.
— Каким же рисует она этот город сейчас? ("ненужным привеском болтался Возле тюрем своих Ленинград")
—Ахматова расширяет географию народной беды, перенося нас к кремлевским стенам, в Москву. Яркая метафора
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь
требует расшифровки ("звезды смерти", скорее всего, олицетворяют кремлевские звезды, как некий символ государства, допустившего беззаконие, "черными марусями" называли машины (они же тюремные воронки), на которых увозили арестованных, колоритный глагол "корчилась", по—видимому, означает мучительное несопротивление )
Арестованный сын — боль, никогда не заживающая рана Ахматовой. Но материнская скорбь расширена до масштаба народной беды, общерусского горя: за нею тысячи женщин у ворот тюрьмы, страдающих, как она. Она получает силы, чувствуя себя их голосом, передавая их немой вопль:
Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.
Реквием по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению, поколению, из которого уже к сороковому году мало кто уцелел. Создав "Реквием", Ахматова отслужила панихиду по безвинно осужденным. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.
9. Домашнее задание.
Напишите творческую работу по теме: "Образ матери в поэме А.Ахматовой "РЕКВИЕМ"
Похожая примета
1) Каково ваше впечатление о музыке Моцарта? Какие эмоции она рождает?
2) Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием?
3) Обратите внимание на даты, стоящие под частями поэмы. Она создавалась в течение пяти лет, явно соотносящихся со временем арестов сына. Но ведь предисловие и эпиграф обозначены гораздо поздними датами. Как вы думаете, почему?
4) Как бы вы определили тему (темы) поэмы?
5) Обратите внимание на эпиграф. Какие строки выражают основной пафос, идею ?
6) "Вместо предисловия" написано прозой. Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность?
7) Найдите приметы того страшного времени в прозаическом предисловии (т.е. слова, выражения, указывающие на период страшных репрессий).
8) В "Посвящении" Ахматова постоянно употребляет местоимение "МЫ". Зачем она делает этот акцент?
9) Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать общее материнское горе? Приведите 1 пример.
10) Определите средство выразительности в следующих строках:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
11) Обратимся к одной из основных тем поэм. Для чего человеку нужна память?
12) В "Эпилоге" идет явная перекличка с "Памятником" Пушкина. Ахматова, правда, не описывает сам памятник, а определяет место, где он должен стоять: ". здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов". Памятник Ахматовой действительно теперь стоит там. А где именно, как вы думаете?
________________________________________________________________________________________
Анализ поэмы Анны Ахматовой «Реквием»
1) Каково ваше впечатление о музыке Моцарта? Какие эмоции она рождает?
2) Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием?
3) Обратите внимание на даты, стоящие под частями поэмы. Она создавалась в течение пяти лет, явно соотносящихся со временем арестов сына. Но ведь предисловие и эпиграф обозначены гораздо поздними датами. Как вы думаете, почему?
4) Как бы вы определили тему (темы) поэмы?
5) Обратите внимание на эпиграф. Какие строки выражают основной пафос, идею ?
6) "Вместо предисловия" написано прозой. Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность?
7) Найдите приметы того страшного времени в прозаическом предисловии (т.е. слова, выражения, указывающие на период страшных репрессий).
8) В "Посвящении" Ахматова постоянно употребляет местоимение "МЫ". Зачем она делает этот акцент?
9) Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать общее материнское горе? Приведите 1 пример.
10) Определите средство выразительности в следующих строках:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
11) Обратимся к одной из основных тем поэм. Для чего человеку нужна память?
12) В "Эпилоге" идет явная перекличка с "Памятником" Пушкина. Ахматова, правда, не описывает сам памятник, а определяет место, где он должен стоять: ". здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов". Памятник Ахматовой действительно теперь стоит там. А где именно, как вы думаете?
Анализ поэмы Анны Ахматовой «Реквием»
1) Каково ваше впечатление о музыке Моцарта? Какие эмоции она рождает?
(Это торжественная, грустная, скорбная музыка. )
2) Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием?
( Уже само заглавие предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено памяти кого—нибудь, либо трагическим событиям; таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, утраты, поминовения.)
3) Обратите внимание на даты, стоящие под частями поэмы. Она создавалась в течение пяти лет, явно соотносящихся со временем арестов сына. Но ведь предисловие и эпиграф обозначены гораздо поздними датами. Как вы думаете, почему?
(Эта тема, эта боль не отпускали Ахматову многие годы.)
4) Как бы вы определили тему (темы) поэмы?
(Единение с народом в страшные годы "ежовщины", материнская скорбь как символ народной беды, тема памяти.)
5) Обратите внимание на эпиграф. Какие строки выражают основной пафос, идею ? ( "Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был". )
6) "Вместо предисловия" написано прозой. Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность?
(Слова женщины, стоящей рядом, Ахматова воспринимает как некий наказ, и выполнение его — это своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях)
7) Найдите приметы того страшного времени в прозаическом предисловии (т.е. слова, выражения, указывающие на период страшных репрессий).
(Тюремные очереди, "опознал" вместо "узнал", разговоры шепотом, голубые от голода и нервного истощения губы)
8) В "Посвящении" Ахматова постоянно употребляет местоимение "МЫ". Зачем она делает этот акцент?
( В данном случае "Я" обозначало бы только личное горе, а местоимением "МЫ" поэт подчеркивает общую боль и беду)
9) Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать общее материнское горе? Приведите 1 пример.
(Гиперболу: " гнутся горы, не течет великая река"; сравнения: "словно с болью жизнь из сердца вынут, словно грубо навзничь опрокинут")
10) Определите средство выразительности в следующих строках:
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь
11) Обратимся к одной из основных тем поэм. Для чего человеку нужна память?
12) В "Эпилоге" идет явная перекличка с "Памятником" Пушкина. Ахматова, правда, не описывает сам памятник, а определяет место, где он должен стоять: ". здесь, где стояла я триста часов и где для меня не открыли засов". Памятник Ахматовой действительно теперь стоит там. А где именно, как вы думаете?
(У тюремной стены, памятник должен стоять на фоне красных кирпичных стен Крестов)
Читайте также: