Мусульманские приметы для новорожденных

Обновлено: 22.12.2024

Томительное ожидание длинною в девять месяцев и вот оно маленькое чудо, появившись на свет, становится объектом нашей радости и переживаний. Получив теперь почетное право называться родителями, окружающие нас засыпают поздравлениями, впрочем, также как и своими советами. Однако далеко всегда ли полезны эти советы, а главное, не выходят ли за рамки предписаний нашей религии?

Несомненно, следовать сунне Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!), лучшее для тех, кто сделал свой выбор в пользу Ислама, особенно если это касается самого для нас - наших детей. Предлагаем вашему вниманию несколько моментов связанных с новорожденными детьми, которым Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) уделял внимание или давал собственные советы.

• Первое пеленание. Во время родов внука Пророка (мир ему и благословение Всевышнего!) Хусейна (р.а.) принимавшая роды Савда бинти Мисрах перерезала ему пуповину, и запеленала новорожденного в желтую пеленку. Пришедший навестить свою дочь Фатиму и новорожденного внука Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!), взял на руки ребенка, затем перепеленал его в белую пеленку. Соответственно первое пеленание ребенка после его рождения в белую пеленку, считается сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!).

• Тахник. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) после рождения ребенка совершал обряд тахник, то есть разжевывал финик и протирал образовавшейся кашицей неба новорожденного ребенка. По преданию Аишы (р.а.) после рождения детей она приносила их Пророку (мир ему и благословение Всевышнего!), а Он (мир ему и благословение Всевышнего!) произнеся за них благую молитву, делал тахник. Существуют предания, по которым Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) совершал подобное действие не только своим родным детям, но и новорожденным других сахабов.

• Первый азан и камат. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) советовал читать в правое ухо азан, а в левое камат. По преданию своим внукам Хасану(р.а.) и Хусаину (р.а.) Он сам совершил подобный обряд.

• Подарки и угощения. По преданию, когда у Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) родился сын Ибрахим, то Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) одарил подарком Абу Рафи, который принес благую весть. Также считается сунной и угощения людей, в знак благодарности Всевышнему, и с целью получения благой молитвы от собравшихся гостей.

• Красивое имя. Дать новорожденному красивое и хорошее по смысловому значению имя, является одной из главных обязанностей родителей, ибо это имя будет с человеком, как на этом свете, так и на том. Об этом сообщил людям сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!). «В Судный день вас будут звать по вашему имени и по имени вашего отца, поэтому давайте красивые имена». Существуют предания, по которым Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) менял имена людям, имевшим не хорошее в понимании Ислама смысловое значение. Так например, человека, которого изначально назвали рабом идола Уззы, которому поклонялись арабы-язычники, он переименовал в Абдуллаха, то есть «раб Аллаха». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) советовал давать имя ребенку уже вечером в день его рождения, хотя и допускается, что подобное действие можно совершить позже, в один из последующих семи дней.

• Жертвоприношение акыйка. Акыйка в переводе означает пушок на голове новорожденного ребенка. Жертвоприношение жертвенного животного, именуемое акыйкой совершается в качестве благодарности Всевышнему за Его Милость виде новорожденного ребенка. Сам Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) после рождения Хасана и Хусаина принес в жертву по одному барана за каждого внука. Интересен также тот факт, что по преданию от Анаса (р.а.) Пророк (мир ему и благословение Всевышнего!) после начала пророческой миссии совершил жертвоприношение акыйку и за себя. Обычно по сунне жертвоприношение акыйка совершается на седьмой, четырнадцатый или двадцать первый день после рождения ребенка. Мясо животного может роздано близким, соседям и друзьям, впрочем, также может быть оставлено в семье для собственного пропитания.

• Обрезание. Относительно обрезания мальчиков, нет определенного возрастного ограничения, это может быть до полового созревания, так и после. По определенным преданиям Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего!) сделал обрезание своим внукам Хасану (р.а.) и Хусаину (р.а.). на седьмой день их жизни.

• Прокалывание ушей. Прокалывание ушей новорожденным девочкам считается сунной и совершается на седьмой день их жизни. Прокалывание же ухо мальчиков считается действием, относящимся к разряду макрух.

• Сбривание первых волос. По преданиям Посланник Аллаха обрил голову своей новорожденной дочери Фатиме (р.а.) и дал садака серебром, равного весу этих волос. По другому преданию за волосы его внука Хусейна был выплачен дирхем.

Похожая примета

В исламе существуют определённые традиции – сунны, связанные с рождением ребёнка. Среди них чтение азана и камата при имянаречении.

В сборнике «Сунан ат-Тирмизи» приводится хадис, в котором упоминается эта практика, примененная Пророком ﷺ к его внуку Хасану (р.а.).

В нём говорится, что он прочёл азан в его правое ухо, а камат в левое и рекомендовал мусульманам делать то же самое для своих детей. После чего это действие закрепилось среди верующих в виде обычая.

В чём же мудрость этих действий, и что об этом говорил посланник Аллаха ﷺ?

Согласно риваяту от Хусейна (р.а.), Пророк ﷺ разъяснил необходимость этого действия следующим образом: «Ребёнок, которому после рождения прочитают в правое ухо азан, а в левое камат, будет защищён от вреда болезни Уммусыбъян (то есть тому не навредит джинн)» (Файзуль-Кадир, VI/237).

Азан и камат несут в себе религиозные основы для новорожденного.

Азан и камат, прочтённые ребёнку, – это, по сути, донесение до него формулы единобожия (таухид), возвеличивания Создателя (такбир) и таких религиозных основ, как свидетельство о пророчестве и призыв к совершению намаза.

Всё это должно сопровождать человека на протяжении всей последующей жизни, освещая ему тернистый земной путь. Поэтому хорошо, если первым, что услышит новорождённый, будут эти лучшие слова.

4 категории имен, дозволенных в исламе Какие имена давать своим детям? Какие имена самые красивые с точки зрения ислама? 03.07.2020

Адабы имянаречения

Этот адаб также идёт из сунны праведных сподвижников посланника Аллаха ﷺ:

«Передаётся от Абу Мусы: «У меня родился сын, и я отправился к Пророку. Он дал ему имя Ибрахим…» (Бухари, Муслим);

«Передается от Аиши (р.а.): когда у кого-либо рождался ребёнок, Пророк приходил, делал ему дуа и тахник (с фиником), проводил по нему рукой, чтобы ребёнок получил от него баракат» (Муслим, Бухари, тафсир Навави);

«От Анаса бин Малика (р.а.) передают, что Умм Салим родила ребёнка. Вместе с новорожденным я отправился к Посланнику Всевышнего. Он спросил, есть ли у меня финик для тахника? Я дал ему финик, и он, размягчив его во рту, нанёс небольшую часть на нёбо ребёнка. Пророк дал ему имя Абдуллах» (Бухари).

Азан и камат ребёнку может прочесть любой человек, однако предпочтительнее, если это сделает обладающий более совершенной верой или старшие из семьи.

Таким образом, после рождения малыша, в омовении и со словами «бимилляхир-рахманир-рахим» на руки его возьмёт самый уважаемый и благородный среди них, повернётся в сторону киблы, прочтёт в его правое ухо азан, в левое камат и даст ему достойное имя.

О важности наречения ребёнка хорошим именем посланник Аллаха ﷺ говорил: «В Судный день вы будете призваны вашими именами и именами ваших отцов. Потому нарекайте себя и своих детей красивыми именами с хорошими значениями» (Бухари, Адаб: 108).

Человек, проведший ребёнку ритуал имянаречения, в конце произносит мольбу (дуа) за новорождённого с пожеланиями, чтобы он прожил свою жизнь под довольством Аллаха Азза ва Джалля, соблюдая все повеления ислама, и чтобы зло шайтана не коснулось его, и он был хорошим ребёнком для своих родителей.

Во время этой мольбы или по её завершении родителям желательно прочесть молитву – аят Корана, которую читал пророк Ибрахим (а.с.), глядя на лица своих сыновей Исмаила и Исхака (р.а.):

«Альхамдулилляхил-лязи уахабли аляль-кибари Исмаиля уа Исхак. Инна Рабби ля самигуд-ду’а-и» (Ибрахим, 39).

Кто не знает эту молитву, может прочесть любую другую со значением благодарности Всевышнему.

Процедуру имянаречения можно проводить как в день рождения ребёнка, так и отсрочить до седьмого дня: «Когда на свет появляется ребёнок, следует принести в жертву животное. Оно закалывается на седьмой день, в этот же день ему дают имя и бреют голову» (Абу Дауд, Тирмизи).

Человек, проведший ребёнку ритуал имянаречения, в конце произносит мольбу (дуа) за новорождённого.

Что будет, если не прочесть новорождённому азан?

Сподвижники Пророка ﷺ всегда старались точно следовать тому, что видели на его практике, поскольку Всевышний сказал через своего посланца:

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной! Тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (Аль-Имран, 31).

Все действия посланника Аллаха ﷺ совершались неспроста, а непременно основывались на какой-либо мудрости и несли огромную пользу. Поэтому ритуал имянаречения с произнесением азана и камата является частью священной сунны Пророка ﷺ.

И кто желает следовать его прекрасному пути, полному достоинства и религиозной этики, формирующему идеалы человеческих ценностей, пусть соблюдает эту благородную сунну.

Похожая примета

Аборт – дозволено или запретно?

В последнее время всё больше дискуссий появляется вокруг темы аборта – искусственного прерывания беременности. В любой религии аборт считается одним из самых страшных грехов. В исламе, к примеру, искусственное избавление от плода рассматривается как преступление против человечности, антигуманный акт. Сегодня мы ответим на самые популярные вопросы касаемо беременности и аборта в исламе.

На какой стадии плод обретает душу?

Ответ на этот вопрос Всевышний Творец оставил для нас в Благородном Коране. Создатель говорит о существовании нескольких стадий развития плода: капля влаги, сгусток крови, а после уже непосредственно сам плод. Через 120 дней, то есть примерно через четыре месяца, ангелы вдыхают в плод душу.

По шариату убийство ребёнка – это, без сомнения, величайший грех.

Достоверно из исторических книг и архивных документов нам сегодня известно, что до принятия ислама среди арабов процветал обычай заживо хоронить новорождённых ввиду острой нехватки еды.

В Священном Коране Аллах нам говорит, что в Судный день младенец, погибший от рук своих родителей, предстанет перед ними с вопросом: «Из-за каких грехов и ошибок, допущенных мной, вы меня лишили жизни?».

Аборт по степени вреда и греховности можно сравнить с закапыванием живого ребёнка в землю, ведь по своей сути оба эти действа – убийство человека. Посмотрите на животных – ни один зверь не лишает жизни своё только что появившееся на свет дитя. Это поведение характерно только для людей, для настоящих варваров. Оглядываясь на мир сейчас, складывается ощущение, что мы вернулись в доисламскую эпоху…

Почему наше общество пришло к такой дикости, вернулось в первобытность? Вполне вероятно, что наши сердца и души сильно очерствели, забыли о благости появления новой жизни, об этом даре, который нам ниспосылает Всевышний Создатель в виде наших детей.

Зачастую женщины и мужчины причиной аборта называют нестабильное материальное положение семьи или иные трудности. В Коране Всевышний на этот счёт нам говорит:

«Не следует бояться, что не прокормишь своего ребёнка, ибо на этот свет каждое дитя нарождается со своей долей пищи. Мы вас всех обеспечим съестным».

Дозволено ли прерывать беременность до того, как в плод вдыхается душа?

Независимо от срока беременности прерывать её с точки зрения ислама запрещено. Также важно понимать, что после обретения души и по мере роста плода также увеличивается и риск для здоровья роженицы в случае совершения аборта.
В Священном Коране Всевышний Создатель нам говорит:

«Если один из вас лишит жизни себе подобного, это будет равнозначно тому, что он совершил убийство всего человеческого рода, обитающего во Вселенной».

Эти слова относятся и к прерыванию беременности.

Как быть в том случае, когда роды усложняются патологиями, существует реальная угроза здоровью роженицы или имеются явные признаки того, что ребёнок родится калекой, а потому медики рекомендуют искусственно прервать беременность?

Беременность: причина отказа от намаза? «Разве не будет каждая из вас рада, когда забеременеет от мужа, и он будет ею доволен. За каждый день беременности записывается саваб постящегося днём и выстаивающего молитву ночью. А когда начнутся схватки, даже обитатели небес (ангелы) и земли не будут знать, что приготовил Аллах из сокровищниц Своих в награду для неё». 02.07.2021

В таком случае важно пойти на приём к врачу-мусульманину, который сможет точно сказать, имеется ли серьёзный повод для беспокойства, и что нужно предпринять, опираясь как на медицинские свои знания, так и на шариат. Ещё раз подчеркнём, что решение должен принимать практикующий ислам специалист в области медицины и никак иначе.

А если забеременела несовершеннолетняя девушка?

К сожалению, подобные ситуации в последнее время увеличились. Здесь лучше поговорить с девушкой, посоветовать покаяться и быть разумной.

Одних усилий и воспитательных бесед со стороны имама или лидеров мнений мало. Здесь велика роль семейного воспитания, которое должно вестись надлежащим образом с самого детства.

К сожалению, многие родители понимают воспитание весьма примитивно и превратно, считая, что их основная задача заключается в том, чтобы ребёнок был одет, обут, устроился на хорошую работу. А внутренним миром, душой ребёнка, его духовными ценностями мало кто занимается.

Научить ребёнка уверовать во Всевышнего, уважать ислам, каноны шариата, знать свой долг перед родителями и родственниками, воспитать любовь к родному языку, стране – это прямая обязанность родителей.

Здесь хочется вспомнить хадис, в котором рассказывается о том, как к нашему Пророку (с.а.с.) с вопросом обратилась одна женщина: «О, Посланник Аллаха (с.а.с.)! Моему ребёнку исполнилось три годика, с какого возраста мне начать его воспитывать?». На что Пророк Мухаммад (с.а.с.), не задумываясь, ответил: «Вы опоздали ровно на три года и девять месяцев!». Пророк (с.а.с.) говорит нам о том, что воспитание ребёнка должно начинаться с самого процесса зачатия, а не когда дитя уже появилось на свет. Будущая мать должна совершить дуа с упоминанием имени Аллаха, с мольбами к Нему, о том, чтобы ребёнок рос с верой в душе, мягкосердечным и чутким. Посланник Аллаха (с.а.с.) в одном из хадисов сказал: «Не оскверняйте своего тела харамом – недозволенной пищей и напитками».

Похожая примета

Одной из отличительных черт Ислама является то, что он имеет множество традиций и обрядов, связанных с рождением ребёнка. Дальнейшее воспитание ребёнка идёт в соответствии с ними.

1. Обряды и традиции при рождении ребёнка

Извещение о рождении ребёнка и поздравления

Дети – дар и милость Всевышнего. Поэтому мусульманину желательно как можно скорее поздравить родителей новорождённого и их родственников. Также является сунной читать следующее дуа (мольба): «О Аллах, помоги отцу и матери вырастить высоконравственного ребёнка и дай им силы воспитать его, почитающим Ислам».

Эти поздравления и пожелания наполняют сердца родителей радостью, укрепляют братские отношения между мусульманами, в результате чего крепнет согласие и дружеские связи в обществе.

О важности извещения и поздравления свидетельствует и то, что об этом сказано в нескольких местах Священного Корана. Так, Всевышний сказал:

يَا زَكَرِيَّا إِنَّا نُبَشِّرُكَ بِغُلَامٍ اسْمُهُ يَحْيَى لَمْ نَجْعَلْ لَهُ مِنْ قَبْلُ سَمِيًّا

«О Закарийя! Поистине, Мы радуем тебя вестью о мальчике (сыне), имя которого будет Яхья». (сура Марям: 7)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) поздравлял родителей новорождённых и делал за них дуа.

Поскольку дети – дар Всевышнего Аллаха, известить родителей о рождении ребёнка и поздравить их надо не только при рождении мальчика, как это принято в некоторых странах, но и при рождении девочки. От Джабира ибн ‘Абдуллах (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ كَانَ لَهُ ثَلَاثُ بَنَاتٍ، يُؤْوِيهِنَّ، وَيَكْفِيهِنَّ، وَيَرْحَمُهُنَّ، فَقَدْ وَجَبَتْ لَهُ الْجَنَّةُ الْبَتَّةَ، فَقَالَ رَجُلٌ مِنْ بَعْضِ الْقَوْمِ: وَثِنْتَيْنِ، يَا رَسُولَ اللَّهِ؟ قَالَ: وَثِنْتَيْنِ

«Для того, кто является отцом троих дочерей, которым он предоставит кров, к которым будет проявлять милость, будет содержать и выдаст замуж, Рай станет обязательным». Затем его спросили: «А если он имеет двух дочерей?». На это Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Даже если имеет двух дочерей». (Бухари в «Аль-Адаб аль-муфрад», 78)

Отцу ребёнка также следует поздравить свою жену, благополучно разрешившуюся от бремени и поблагодарить Всевышнего. В некоторых семьях стало традицией дарить цветы и делать подарки родителям ребёнка. Это не противоречит духу и букве Ислама.

Чтение азана и икамата

Желательно, чтобы сразу же после рождения ребёнка отец прочитал в правое ухо новорождённого азан, а в левое – икамат. Это сунна.

От аль-Хасана ибн ‘Али (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

مَنْ وُلِدَ لَهُ مَوْلُودٌ فَأَذَّنَ فِي أُذُنِهِ الْيُمْنَى، وَأَقَامَ فِي أُذُنِهِ الْيُسْرَى رُفِعَتْ عَنْهُ أُمُّ الصَّبِيَّاتِ

«Если у человека родился ребёнок, и он произнёс азан ему в правое ухо, а икъама – в левое, то ему не причинит вреда джинн по имени Умм ас-сабийят». (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 8254)

Также от Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

أَذَّنَ فِي أُذُنِ الْحَسَنِ بْنِ عَلِيٍّ يَوْمَ وُلِدَ، فَأَذَّنَ فِي أُذُنِهِ الْيُمْنَى، وَأَقَامَ فِي أُذُنِهِ الْيُسْرَى

«Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в день, когда родился Хасан, прочитал в правое ухо своего внука азан, а в левое – икамат». (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 8255)

Смысл чтения азана и икамата в уши ребёнка заключается в том, чтобы первыми словами, услышанными новорождённым в этом мире, были слова возвеличивания и восхваления Аллаха и его Посланника Мухаммада (мир ему и благословение Аллаах), а также призыв к служению Аллаху, к благочестию и добру.

Кроме того, слова свидетельства Единобожия (ла илаха илла Ллах) прогоняют проклятого шайтана и защищают ребёнка от его козней.

Тахник

Следующим суннатом, связанным с рождением ребёнка, является тахник. Он заключается в протирании дёсен младенца слева и справа мякотью спелого финика. Если нет финика, можно использовать любую сладость: мёд, конфеты, сахар.

О желательности этого свидетельствует хадис, который передал Абу Муса (да будет доволен им Аллах):

وُلِدَ لِي غُلاَمٌ، فَأَتَيْتُ بِهِ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَسَمَّاهُ إِبْرَاهِيمَ، فَحَنَّكَهُ بِتَمْرَةٍ، وَدَعَا لَهُ بِالْبَرَكَةِ، وَدَفَعَهُ إِلَيَّ

«Когда у меня родился сын, я принёс его к Пророку ﷺ , который назвал его Ибрахимом, сделал ему тахник из одного финика, призвал на него благословение и отдал его мне». (Бухари, 5467)

Возможно, смысл тахника в том, чтобы первым вкусом, который новорождённый попробует в этой жизни, была не горечь, а сладость – сладость жизни. Совершать этот ритуал, как и другие, лучше доверить человеку богобоязненному, честному, доброму. Так больше надежды на воздействие его положительных качеств на дальнейшее поведение и характер ребёнка.

Бритьё головы

На седьмой день жизни ребёнка ему бреют волосы на голове. Волосы младенца не следует выкидывать, их надо собрать и взвесить. Родителям желательно раздать беднякам и нуждающимся в качестве милостыни количество золота или серебра, соответствующее весу волос. Затем волосы лучше закопать в чистом месте.

Смысл и цель бритья головы младенца заключается в следующем:

оно укрепляет волосы и кожу головы; при этом одновременно улучшается зрение, обоняние и слух;

раздача садака позволяет поддержать нуждающихся; в этом проявляется социальная солидарность между мусульманами;

бритьё волос на седьмой день после рождения означает очищение и кладёт начало выполнению Сунны.

О желательности бритья головы говорится в хадисе, переданном от Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах):

عَقَّ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَنِ الحَسَنِ بِشَاةٍ، وَقَالَ: يَا فَاطِمَةُ، احْلِقِي رَأْسَهُ، وَتَصَدَّقِي بِزِنَةِ شَعْرِهِ فِضَّةً،

«Посланник Аллаха ﷺ зарезал акику за Хасана и сказал: "О Фатима, побрей ему голову и раздай неимущим милостыню серебром по весу его волос"». (Тирмизи, 1519)

К большому нашему стыду и сожалению, сегодня многие мусульмане не имеют никакого представления о том, как поступал лучший из сынов Адама, наш Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), после рождения ребёнка. Те же, кто знает это, часто не придерживаются этих суннатов.

Соблюдение этих обрядов, несмотря на то, что они являются лишь желательными действиями, считается очень важным и богоугодным делом. С ними связаны дальнейшие успехи в воспитании ребёнка и его поведение.

Сложное начинается с простого, большое – с малого, обязательное – с желательного. Поэтому, если мы не будем внимательными к желательным действиям, то это неминуемо и закономерно приведёт к небрежности и в обязанностях.

Будем же соблюдать нормы Ислама не только на словах, но и в поступках!

2. Имянаречение и его правила.

Имянаречение – очень важное и знаменательное событие в жизни новорождённого младенца. Имя – составная часть как личности, так и души человека. Поэтому в Исламе уделяется очень большое внимание этому вопросу. Все нормы, относящиеся к имянаречению, имеют своё объяснение и практическую пользу. Приведём некоторые из них.

Время имянаречения

От ‘Абдуллаха бин ‘Амр бин аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:

‏أن النبيّ صلى اللّه عليه وسلم أمرَ بتسمية المولود يومَ سابعهِ، ووضعِ الأذى عنه، والعقّ‏.‏

«Пророк ﷺ велел давать имя младенцу, сбривать ему волосы и приносить жертву на седьмой день после рождения». (Тирмизи, 2832)

Из этого хадиса следует, что дать имя ребёнку следует на седьмой день. Но имеются и хадисы, которые гласят, что можно назвать младенца в первый же день после рождения.

Так, со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

‏وُلِدَ لي اللَّيْلَةَ غُلامٌ فَسَمَّيْتُهُ باسْمِ أبي‏:‏ إبْرَاهِيم صلى اللّه عليه وسلم

«Сегодня ночью у меня родился сын, и я назвал его по имени моего отца Ибрахима (да благословит его Аллах и приветствует)». (Муслим, 2315)

3. Ритуал акика и его нормы.

Акика – это принесение в жертву за новорождённого одной или двух овец и раздача мяса бедным и нуждающимся.

О желательности этого ритуала говорится во многих хадисах. Так, передают со слов Самуры бин Джундуба (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

كُلُّ غُلَامٍ مُرْتَهَنٌ بِعَقِيقَتِهِ، تُذْبَحُ عَنْهُ يَوْمَ السَّابِعِ، وَيُحْلَقُ رَأْسُهُ وَيُسَمَّى

«Каждый новорождённый ребёнок зависит от жертвоприношения (акики), которое совершается за него на седьмой день после рождения, когда ему следует также сбрить волосы и дать имя». (Ибн Маджах, 3165)

Также от Айши (да будет доволен ею Аллах) передаётся:

أَمَرَنَا رَسُولُ اللَّهِ - صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ - أَنْ نَعُقَّ: عَنْ الْغُلَامِ شَاتَانِ، وَعَنْ الْجَارِيَةِ شَاةً

«Посланник Аллаха ﷺ повелел принести в жертву (совершить акику) за мальчика двух баранов, а за девочку – одного». (Ибн Маджах, 3163)

Предпочтительное время для акики

Как уже отмечалось в вышеприведённых хадисах, принести в жертву (совершить акику) за младенца лучше всего на седьмой день от рождения ребёнка. Однако совершение акики не ограничивается только этим днём.

Принести в жертву овцу одинаково желательно как при рождении мальчика, так и при рождении девочки. Но при рождении мальчика предпочтительно резать две овцы, а при рождении девочки — одну. Допускается и за мальчика зарезать одну.

Нежелательно разбивать кости зарезанного животного.

При разделывании туши зарезанной овцы, приготовлении мяса и во время еды необходимо заботиться о том, чтобы не разбить кости жертвы. Каждую кость надо отделить от другой по суставу.

Нормы, связанные с акикой

Необходимо, чтобы овца, предназначенная для жертвоприношения (акики), была годовалой. Также необходимо, чтобы она была здоровой, целой, невредимой, без изъянов и недостатков.

Не допускается, чтобы овца была слепой, хромой, беззубой или безухой. Но разрешается приносить овцу в жертву, если у неё есть маленькие недостатки, например, сломанные рога или метка на ушах, незначительная хромота.

Польза от акики

Акыка – это жертвоприношение ради Всевышнего за новорождённого в первые же дни его существования в этом мире. Оно служит выражением благодарности Аллаху, Дарующему блага.

Это своего рода искупление за ребёнка с целью уберечь его от бед и искушений, это проявление радости при рождении младенца, укрепление любви и согласия, социальной гармонии между различными слоями общества.

Читайте также: