Можно ли ломать хлеб руками приметы

Обновлено: 13.11.2024

Почти всегда ответ, который можно услышать на этот вопрос, звучит так: хлеб – это тело Христово, и поэтому его не должен касаться нож, но это неправильно, поскольку на Литургии священник специальным ножом, называемым «копие», пронзает хлеб, символизирующий плоть Христа-Спасителя, а потом режет его на кусочки.

Фото: Кириллица Кириллица

Копие в этот момент является не только копьем римского воина, но и представляет собой волю Божью. На самом деле ритуал размалывания хлеба более древний, и родился он на языческой почве, которая весьма благодатна для появления самых невообразимых суеверий.

Видео дня

Один каравай разрежешь — все пропадут!

На Руси хлеб всегда был основой крестьянского хозяйства: уродился хлеб, рожь или пшеница – все сыты, здоровы и веселы; не уродился хлеб – жди голода, болезней и несчастий. Хлеб был основой жизни и потому всегда нёс большую сакральную нагрузку – с ним было связано много примет и поверий. Считалось, что печь его может только «чистая» женщина; нельзя было, чтобы стряпуха была беременной и запрещалось резать ножом первый каравай, который доставали из печи. Во-первых, считалось, что этим можно повредить человеку, который пёк хлеб, ведь верили, что частица его сил как бы переходила на продукт; а во-вторых, как пишет в одной из своих статей литератор и этнограф Александр Страхов, архаическое сознание наших предков переносило свойства одного отдельного предмета на все остальные. И в этом случае, если первый каравай резали ножом, то остальные должны были каким-то мистическим способом испортиться: опасть или подгореть.

Хочешь забыть — ешь «забытый» хлеб

Забытый в печи хлеб наделялся свойствами забвения: « Забудецца хлеп ф пэчй, tó, хто умріть ф семьй (едят этот хлеб), щоп забывши», «хто умрё, кто забуцца не мбжэ, хлеб тот ест ». Жители Воронежской губернии верили, что если забыть в печи целую партию караваев, то это грозит разорением, которое, очевидно, должно было последовать за неуважение к хлебу. Большим грехом считалось класть хлеб на стол коркой вниз – это якобы призывало в дом смерть; если коврига падала на пол коркой вверх – считалось, что это к счастью, если коркой вниз – к беде и обнищанию, а покатившийся каравай предвещал скорую кончину.

Как на Руси «кормили» покойников

В научной работе «Культ хлеба у восточных славян. Опыт этнолингвистического исследования» Александр Стахов указывает, что зев печи у славян всегда был связан с потусторонним миром. То есть каждая выпечка хлеба была своеобразным контактом с миром мёртвых, с миром, где обитают души предков, и обязанностью живых было в обязательном порядке в знак благодарности приглашать их на совместную трапезу. Для этого в одних сёлах умерших призывали на блины, когда по сковороде разливали первый блин, в других — звали их на трапезу после выпечки. В некоторых сёлах во время разделения теста на караваи, от первого каравая отрывали кусок и бросали его в печь, в огонь, как жертву душам умерших. Первый же вынутый из печи каравай обильно смачивали водой, словно бы умывая умерших, что способствовало образованию пара, потом хлеб разламывали руками и клали на окно, к которому якобы слетались души покойников — кормиться паром, идущим от хлеба. Иногда для большего удобства предков даже в зимнюю стужу приоткрывали окно, чтобы пар вышел из избы, а если в семье был утопленник, то хлеб для него клали над кадкой с водой. Обряд этот делали не только в поминальный день, но каждый раз, когда пекли хлеб. Под Гомелем был обряд разламывать первую булку хлеба руками и оставлять его парить существовал и в конце XX века. Обычай этот преобразовался и в православии, например, в Великороссии набожные люди первый масленичный блин ели за упокой умерших родственников, под Тамбовом первый блин даже в XIX веке клали на слуховое окно «для предков», в калужских сёлах его мазали мёдом и клали на божничку – «родителям», а в других местах России — несли на могилу, как символ языческой тризны.

«Возврат к природе» или страх смерти?

Именно с похоронными обрядами было связано и ломание, разрывание хлеба руками — по аналогии с раздиранием полотна, на котором опускали в землю гроб покойника – верили, что если его разрезать, то «зарежешь» ещё одного члена семьи, и он быстро умрёт. Очевидно, что само действие – раздирание, размалывание символизировало возврат к природе, к предкам, к их обычаям. Разламывание хлебов означало обращение к культу предков, а следовательно, означало и обращение к древнему страшному божеству Роду. В этом ключе обряд преломления хлеба для скрепления заключённого договора предстает как призывание в свидетели всех предков как с одной, так и с другой стороны. От преломления хлебов пошли различные пословицы и поговорки, призывающие ломать, а не резать хлеб: «Ломать хлеб ломком, будем жить домком». Современные учёные связывают запрет на разрезание хлеба со страхом смерти, который испытывает каждый человек, и этим объясняют ритуализацию действий.

Каравай – защита от сглаза

Ещё один обряд, при котором хлеб рвут или ломают, связан с языческой свадьбой; о нём рассказывают старожилы Пермского края. Перед свадьбой раньше изготавливались две небольших куклы, одна символизировала жениха, а вторая – невесту. Куклы эти назывались одноручниками и предназначались для защиты молодых во время свадьбы от сглаза: на них должны были перейти все проклятья, которыми на свадьбе сыпали завистники. Чтобы куклы были незаметны, их запекали в большой каравай, который в конце праздника разламывали руками над головой молодых. Именно от этого старинного обычая появилась советская традиция сажать кукол на капот свадебных машин. В остальных же случаях хлеб даже в старину резали ножом, правда, для этого нужно было провести определённые ритуальные действия, например, хозяин должен был перекрестить каравай ножом, разрезать его на куски и раздавать всем членам семьи. В некоторых случаях запрещалось резать хлеб снизу, а если человек резал хлеб от себя, то это якобы указывало на то, что он ворованный.

7. Отрезанный ломоть

Каравай, помимо всего прочего, на Руси всегда был символом семьи. Недаром об отколовшемся от родственников человеке до сих пор говорят «отрезанный ломоть». Если при выпечке хлеб трескался, это считалось плохой приметой. Согласно этому суеверию, трещины на каравае были предвестниками семейных раздоров, а иногда — дальней поездки кого-то из родственников.

3. Нельзя оставлять надкусанный кусок

Все мы помним, как в детстве бабушки запрещали нам оставлять на столе надкусанный кусок хлеба. «Так ты всю силу оставляешь», «Он за тобой гоняться будет», - говорили бабушки.

В древности считалось, что недоеденный хлеб грозил сиротством, вдовством и лишением счастливой доли. Доедать такой кусок запрещалось даже родственникам. Считалось, что так можно было обездолить глупого человека, не доевшего хлеб, забрав себе его удачу и счастье.

4. Смех за столом

Хлеб на Руси почитался как настоящая святыня. Смеяться за столом из-за этого было категорически запрещено. Застолье для наших предков было настоящим ритуалом. Считалось, что даже самый невинный смех за столом в последующем мог обернуться массой несчастий.

6. Молитва перед готовкой

Готовиться к выпеканию хлеба в древности хозяйки начинали с молитвы. Саму муку, а также поднявшееся тесто обязательно крестили.

Похожая примета

Хлеб в представлении наших предков был царем стола, его краеугольным камнем — материальным воплощением благодати Божией. Стол без хлеба считался «сиротским престолом», а дом, где его не выпекают, лишенным внимания Всевышнего.

Фото: Кириллица Кириллица

Отношение к хлебу на Руси было строго регламентировано. Тщательное следование своду «хлебных правил» обещало людям достаток и размеренное, гармоничное течение жизни. Жизни без потрясений. Ведь в хлебе, согласно народным преданиям, воплощалась личная доля человека.

Видео дня

Выпекание хлеба нужно было делать, благословляясь. Муку и квашню перед использованием крестили. В печь сажали со специальным приговором: «Печка-матушка, прикрой мой хлебца, испеки по хорошему». Ну, а перед тем, как приступить к нарезанию хлеба его трижды «закрещивали» ножом.

Хлеб могла выпекать только ритуально чистая стряпуха. Женщина не должна была быть беременной (или в периоде регул), а также не иметь как минимум сутки интимной связи с супругом.

Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть. В противном случае люди рисковали обречь себя на «голую» жизнь. Хлеб никогда не клали верхней коркой вниз — это считалось издевательством, святотатством.

Хлеб почитался как святыня: над ним нельзя было смеяться. Даже самый невинный смех за столом могу обернуться, по народным преданиям, самыми суровыми неприятностями.

Не разрешалось ломать хлеб – значит жизнь будет ломанная. Ломая хлеб, мы нарушаем правильное течение жизни.

Нельзя оставлять надкусанный кусок. Это грозит сиротством или вдовством, потерей силы, счастья – другими словами, доли. Кусок хлеба в данной ситуации становился носителем благополучной судьбы человека и определял его будущий социальный статус. Нельзя отрезать новый кусок, не доев первого.

Не стоит доедать кусок даже за родными людьми. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберешь чужую силу. Или долю.

Выбрасывать хлеб считается тяжелым, непростительным грехом. Будь это выпеченный дома хлеб или промышленный. Даже заплесневевший хлеб возбраняется выбрасывать — его следовало скормить птицам.

1. Резать, а не ломать

На Руси всегда полагалось, к примеру, резать хлеб исключительно ножом. Ломать буханку руками не разрешалось. Дело в том, что традиционно отломанный кусок хлеба на Руси давали только в качестве подаяния нищим.

Соответственно, и разломанный дома руками каравай был плохой приметой. Сделавшего так человека ждали убыток и нищета. Отрезать хлеб ножом полагалось при этом как можно ровнее. Это было залогом спокойной и размеренной жизни.

2. Нельзя выбрасывать

Бережливость по отношению к хлебу в сознании русского человека сохраняется с давних времен. Выбрасывать хлеб на Руси во все времена считалось дурной приметой и грехом. Выкидывать нельзя было даже заплесневевший продукт. Такой хлеб полагалось скармливать птице.

8. Горбушка хлеба — девушкам

Горбушку хлеба на Руси по традиции обычно отдавали молоденьким девушкам или девочкам, чтобы те быстрее взрослели. Считалось, что горбушки хорошо влияют на фигуру.

Во время свадьбы невесте могли давать горбушку или ломоть из середины. Горбушку давали, когда хотели, чтобы у невесты в последующем родился сын, а обычный ломоть — дочь.

Точно так же могли поступать и во время беременности женщины. Если нужен был сын, она должна была есть горбушки, если дочь — ломти из середины.

Похожая примета

Почти всегда ответ, который можно услышать на этот вопрос, звучит так: хлеб – это тело Христово, и поэтому его не должен касаться нож, но это неправильно, поскольку на Литургии священник специальным ножом, называемым «копие», пронзает хлеб, символизирующий плоть Христа-Спасителя, а потом режет его на кусочки.

Фото: Кириллица Кириллица

Копие в этот момент является не только копьем римского воина, но и представляет собой волю Божью. На самом деле ритуал размалывания хлеба более древний, и родился он на языческой почве, которая весьма благодатна для появления самых невообразимых суеверий.

Видео дня

Один каравай разрежешь — все пропадут!

На Руси хлеб всегда был основой крестьянского хозяйства: уродился хлеб, рожь или пшеница – все сыты, здоровы и веселы; не уродился хлеб – жди голода, болезней и несчастий. Хлеб был основой жизни и потому всегда нёс большую сакральную нагрузку – с ним было связано много примет и поверий. Считалось, что печь его может только «чистая» женщина; нельзя было, чтобы стряпуха была беременной и запрещалось резать ножом первый каравай, который доставали из печи. Во-первых, считалось, что этим можно повредить человеку, который пёк хлеб, ведь верили, что частица его сил как бы переходила на продукт; а во-вторых, как пишет в одной из своих статей литератор и этнограф Александр Страхов, архаическое сознание наших предков переносило свойства одного отдельного предмета на все остальные. И в этом случае, если первый каравай резали ножом, то остальные должны были каким-то мистическим способом испортиться: опасть или подгореть.

Хочешь забыть — ешь «забытый» хлеб

Забытый в печи хлеб наделялся свойствами забвения: « Забудецца хлеп ф пэчй, tó, хто умріть ф семьй (едят этот хлеб), щоп забывши», «хто умрё, кто забуцца не мбжэ, хлеб тот ест ». Жители Воронежской губернии верили, что если забыть в печи целую партию караваев, то это грозит разорением, которое, очевидно, должно было последовать за неуважение к хлебу. Большим грехом считалось класть хлеб на стол коркой вниз – это якобы призывало в дом смерть; если коврига падала на пол коркой вверх – считалось, что это к счастью, если коркой вниз – к беде и обнищанию, а покатившийся каравай предвещал скорую кончину.

Как на Руси «кормили» покойников

В научной работе «Культ хлеба у восточных славян. Опыт этнолингвистического исследования» Александр Стахов указывает, что зев печи у славян всегда был связан с потусторонним миром. То есть каждая выпечка хлеба была своеобразным контактом с миром мёртвых, с миром, где обитают души предков, и обязанностью живых было в обязательном порядке в знак благодарности приглашать их на совместную трапезу. Для этого в одних сёлах умерших призывали на блины, когда по сковороде разливали первый блин, в других — звали их на трапезу после выпечки. В некоторых сёлах во время разделения теста на караваи, от первого каравая отрывали кусок и бросали его в печь, в огонь, как жертву душам умерших. Первый же вынутый из печи каравай обильно смачивали водой, словно бы умывая умерших, что способствовало образованию пара, потом хлеб разламывали руками и клали на окно, к которому якобы слетались души покойников — кормиться паром, идущим от хлеба. Иногда для большего удобства предков даже в зимнюю стужу приоткрывали окно, чтобы пар вышел из избы, а если в семье был утопленник, то хлеб для него клали над кадкой с водой. Обряд этот делали не только в поминальный день, но каждый раз, когда пекли хлеб. Под Гомелем был обряд разламывать первую булку хлеба руками и оставлять его парить существовал и в конце XX века. Обычай этот преобразовался и в православии, например, в Великороссии набожные люди первый масленичный блин ели за упокой умерших родственников, под Тамбовом первый блин даже в XIX веке клали на слуховое окно «для предков», в калужских сёлах его мазали мёдом и клали на божничку – «родителям», а в других местах России — несли на могилу, как символ языческой тризны.

«Возврат к природе» или страх смерти?

Именно с похоронными обрядами было связано и ломание, разрывание хлеба руками — по аналогии с раздиранием полотна, на котором опускали в землю гроб покойника – верили, что если его разрезать, то «зарежешь» ещё одного члена семьи, и он быстро умрёт. Очевидно, что само действие – раздирание, размалывание символизировало возврат к природе, к предкам, к их обычаям. Разламывание хлебов означало обращение к культу предков, а следовательно, означало и обращение к древнему страшному божеству Роду. В этом ключе обряд преломления хлеба для скрепления заключённого договора предстает как призывание в свидетели всех предков как с одной, так и с другой стороны. От преломления хлебов пошли различные пословицы и поговорки, призывающие ломать, а не резать хлеб: «Ломать хлеб ломком, будем жить домком». Современные учёные связывают запрет на разрезание хлеба со страхом смерти, который испытывает каждый человек, и этим объясняют ритуализацию действий.

Каравай – защита от сглаза

Ещё один обряд, при котором хлеб рвут или ломают, связан с языческой свадьбой; о нём рассказывают старожилы Пермского края. Перед свадьбой раньше изготавливались две небольших куклы, одна символизировала жениха, а вторая – невесту. Куклы эти назывались одноручниками и предназначались для защиты молодых во время свадьбы от сглаза: на них должны были перейти все проклятья, которыми на свадьбе сыпали завистники. Чтобы куклы были незаметны, их запекали в большой каравай, который в конце праздника разламывали руками над головой молодых. Именно от этого старинного обычая появилась советская традиция сажать кукол на капот свадебных машин. В остальных же случаях хлеб даже в старину резали ножом, правда, для этого нужно было провести определённые ритуальные действия, например, хозяин должен был перекрестить каравай ножом, разрезать его на куски и раздавать всем членам семьи. В некоторых случаях запрещалось резать хлеб снизу, а если человек резал хлеб от себя, то это якобы указывало на то, что он ворованный.

5. Скатерть или полотенце на столе

В древности люди никогда не клали хлеб на голый стол. Он обязательно должен был быть застелен скатертью. В крайнем случае использовалось специальное хлебное полотенце — рушник. Хлеб на голом столе означал «голую», то есть нищенскую жизнь.

Похожая примета

В хлебе, согласно преданиям, воплощается сила и жизнь русского человека. С хлебом испокон веков на Руси традиционно связывалась личная доля каждого. Отношение к хлебу у нас в стране всегда было почтительным и строгим. Соблюдение разного рода «хлебных правил», по поверьям, обещало людям достаток, спокойное течение жизни и счастье.

Интересные факты о хлебе

Разумеется, уважительно к хлебу в древности относились не только на Руси. Уважали хлеб и жители других стран. В Англии, к примеру, даже слово «лорд» было связано с культом хлеба. В переводе «лорд» означает «добытчик еды». Как известно, основным продуктом питания в древности был именно хлеб. Соответственно, именно о его добыче и идет речь в значении слова «лорд».

Слово «леди» в английском языке также напрямую связано с хлебом. Переводится оно как «замешивающая хлеб». Таким образом «лорд» занимался добычей хлеба — его выращиванием, а «леди» — его приготовлением.

Читайте также: