Морские приметы и суеверия
Обновлено: 13.11.2024
О том, что беда неминуемо настигнет корабль, если на его борту оказалась женщина, знают все. Эта примета, как и большинство других, мистифицирована за долгое время плаваний по морям-океанам. Но если смотреть вглубь, то для всех суеверий, примет и ритуалов можно найти рациональное объяснение.
Итак, почему же женщина на корабле всегда к беде? Все очень просто: на заре мореплавания корабли не были оборудованы удобными каютами, гальюнами и душевыми кабинами. Условия на средневековых кораблях были самые суровые. А теперь представьте: была ли женщина подготовлена к этому? Конечно же, нет. К тому же в дальнем плавании женщина – яблоко раздора среди моряков, это могло вылиться в драку и смертоубийство. Поэтому мужчины стойко уходили в плавание, а женщины махали им платочками с причала и ждали их.
Не только женщин не любили на борту судна, но и…бананы. Моряки до сих пор считают, что бананы на борту предрекают неудачный улов. Мистика да и только! Однако и эту примету можно объяснить. Из собственного опыта многие знают, что даже зеленые бананы дозревают очень быстро. Что еще важнее, они ускоряют созревание фруктов и овощей, которые лежат по соседству с ними. А где быстрое созревание, там и быстрая порча. Чтобы предотвратить это, моряки старались как можно быстрее доставить бананы в конечную точку плавания. По этой причине капитан гнал судно, не делая остановок даже для того, чтобы выловить из моря рыбу для пропитания своей команды.
А вот котам и кошкам на борту судна всегда рады. Считалось, что если на борту есть мурлыка, то судно в целости и сохранности прибудет в точку назначения. Объясняется такая примета тем, что кот уничтожал крыс и мышей, пребывание которых на судне крайне нежелательно. Во-первых, грызуны портят запасы пищи и груз. Во-вторых,они могут погрызть и привести в негодность такелаж, снасти и даже сам корпус судна. В-третьих, крысы всегда были переносчиками чумы. Но там, где пахнет кошкой, грызунам не место. Современные яхты и круизные лайнеры уже давно делают из специального металла, а меры дератизации предотвращают появление грызунов в трюме судна. Но и по сию пору кошки считаются талисманами и лучшими друзьями моряков.
Отдельно стоит сказать про моряцкие татуировки. Одни должны были оберегать от утопления, другие – от акул, третьи – призывать удачу и благополучное завершение плавания. Об этом можно прочитать в другой нашей статье .
Множество морских примет и суеверий завязаны на религиозной основе. Так, например, на борту судна не место цветам и служителям церкви, поскольку это – непременный атрибут похорон. Все цветы, приносимые во время отплытия, тут же выбрасывались в воду. Туда же отправлялись священнослужители, которым все же удалось пробраться на борт.
Согласно поверью, души умерших во время плавания моряков сопровождают чайки, альбатросы или воробьи. Считалось плохой примет убить кого-то из этих птиц – душа умершего будет мстить за то, что она прикована к бренной земле, насылая на своих обидчиков проклятия и несчастья. По этой же причине строго запрещено было убивать дельфинов, так как они считались проводниками между надводным и подводным миром, оберегая и направляя души утопших.
Еще одно правило гласит: не переименовывай судно, иначе быть беде. Поверье это связано с богом морей Посейдоном и его Книгой Глубин. В эту книгу он вносит названия всех судов, впервые спущенных на воду. К таким кораблям и лодкам бог морей благосклонен, без особой надобности не насылает бурь и штормов, если только экипаж не совершил проступок. Переименовав судно, хозяин мог навлечь на себя гнев Посейдона, что грозило гибелью как самого корабля, так и его капитана.
С богами морей также связан запрет на свист на борту корабля. По легенде за хорошую погоду на море отвечает сын Посейдона – он высвистывает ее на морских ракушках. Неправильный свист может вызвать сильный ветер, бурю и шторм. Именно поэтому свистеть разрешалось только капитану и боцману, да и то только один мотив, который призывал попутный ветер.
Множество суеверий и примет связано с погодными условиями. Это сейчас, в век технологий, интернета и метеорологических служб погоду можно узнать на несколько дней вперед, а крупные бури и шторма прогнозируют за неделю. В средние века моряки ориентировались только на то, что смогли заметить, с чем смогли установить связь. Так, например, красное неба с вечера предвещало хорошую погоду назавтра – чистый воздух с низкой влажностью вместе с лучами заходящего солнца окрашивали небо в красноватый цвет. А вот утром это грозило возможным штормом.
Кольцо вокруг луны всегда предвещало дождь. Это сейчас мы знаем, что повышенная влажность в верхних слоях атмосферы преломляет свет луны и возникает эффект гало. А высокая влажность, как известно, может статья причиной дождя. Не зная всех этих тонкостей, моряки связывали эти два явления, минуя этап “почему”.
Современная наука заглянула внутрь атома, опустилась в морские глубины и запустила человека в космос. Но мистический, глубоко запрятанный страх перед водной стихией по-прежнему живет в наших душах. Уж не поэтому ли моряки соблюдают свои ритуалы и верят в приметы? На всякий случай.
Следите за нами на нашем сайте , подписывайтесь на обновления в " Вконтакте " и " Instagram".
Похожая примета
Работа в море сильно изменилась за последние сто лет. Больше нет кораблей месяцами затерянных в необъятных морских просторах. Моряки пользуются преимуществами спутниковой связи, метеорологических сводок, радаров; регулярно заходят в порты и общаются близкими при помощи интернета.
Но представьте себе жизнь на борту всего пару столетий назад: у вас нет специального оборудования, а навигационные знания являются привилегией избранных. В отсутствие более твердой основы люди цеплялись за суеверия и счастливые приметы, чтобы создать иллюзию контроля над враждебной и непредсказуемой стихией. Обрывки этих верований можно найти на борту даже сегодня. Мы собрали Топ-10 морских суеверий и примет, а также их происхождение.
1. Торжественный спуск на воду и присвоение имени кораблю
Традиция праздновать спуск на воду нового судна имеет давние корни. Впервые ритуал стали проводить в древнем Вавилоне еще в 3-м тысячелетии до н.э. Там, чтобы боги оберегали корабль и его обитателей, в жертву приносили быка. Древние греки и римляне также праздновали рождение нового судна пышными гуляньями и жертвоприношениями своим богам.
Позже, традиция смазывать стапеля кровью возобновилась во времена викингов. Они привязывали своих пленников к слипам, и драккары проливали кровь, едва соскальзывая в воду. Это должно было принести им удачу в боевых походах.
С распространением христианства этот ритуал трансформировался в разбивание бутылки вина о борт корабля. Вино или шампанское символизируют кровь, но никто уже не помнит мрачных истоков доброй традиции.
Существует также множество суеверий, связанных с крещением судна:
- Давать имя кораблю должна женщина (что противоречит другим суевериям, связанным с прекрасным полом).
- Существует поверье, что названия судов, заканчивающиеся буквой «а», прокляты. Его происхождение может быть связанно с крушением судов Lusitania и Britannia, унесшими множество жизней, во время Первой мировой войны. Однако сегодня эта примета почти забыта, и сотни судов носят имена с «а» на конце.
2. Женщине на борту не место?
Женщина на судне – к беде. В старину это суеверие имело логическое объяснение. Наличие на борту представительниц прекрасного пола привело бы к ссорам среди моряков, и без того вынужденных месяцами делить тесное пространство корабля. Однако, как ни странно, это суеверие живо даже сегодня, когда женщины все чаще занимают офицерские должности не только на мостике, но и в машинном отделении.
Image Credits to Pinterest
Настоящий расцвет носовых фигур наступил в 19 веке, когда каждый парусник был украшен изображением нежной греческой богини, воинственной королевы или просто дочери или жены судовладельца. Они летели впереди корабля, успокаивая море и принося удачу морякам.
В то время как моряки покоряют водную стихию, рыбакам нужно перехитрить еще одно явление природы – косяки рыб. Даже, несмотря на GPS, эхолоты и радары, многое в рыбной промышленности зависит от удачи, поэтому неудивительно, что рыбаки оказываются еще более склонными к различным морским суевериям и приметам:
4. Татуировки и серьги приносят удачу морякам
В старину моряк получал право проколоть ухо, когда пересекал экватор или огибал земной шар. Однако серьга служила не только знаком уважения в морском сообществе. Золото всегда оставалось ценностью и могло выручить своего владельца из беды, если он проиграл или растратил все свои деньги. Таким образом, ношение сережек постепенно стало синонимом безопасности и превратилось в суеверие.
То же самое касается и счастливых татуировок. Они не только приносили положительные эмоции владельцам, но и служили для облегчения идентификации после их смерти, поэтому остались в памяти народа как добрый знак.
5. Несчастливые дни
Оказывается, раньше существовал целый список дней, когда не стоило начинать морское путешествие. Возглавляла его пятница, предположительно, из-за того, что Иисус был распят в этот день. В морском фольклоре даже сохранилась интересная, хотя и неправдоподобная история о британском военном корабле, HMS Friday, который, чтобы преодолеть популярное суеверие, был заложен, спущен на воду и назван в честь пятницы. Поговаривают, что он пропал в своем первом плавании.
Однако из морского календаря вычеркивалась не только пятница. В четверг нельзя было выходить в море, потому что это день Тора (Thursday), а он является Богом бурь и грома. Первый понедельник апреля отвергался, потому что в этот день Каин убил Авеля; а 2-й понедельник августа – это день, когда были разрушены царства Содома и Гоморра, поэтому в эти дни судам также не положено было покидать порты.
Между тем, сегодня графики движения судов составляются без оглядки на эти захватывающие библейские и мифологические события; к счастью, без каких-либо катастрофических последствий.
6. Бананы приносят неудачу морякам
Существует несколько версий происхождения этого мифа. Во-первых, предубеждение против бананов могло появиться из-за ядовитых пауков, которые скрывались между гроздей и кусали моряков. Другое объяснение состоит в том, что бананы были запрещены на борту, потому что при брожении они выделяют этилен, портя остальные продукты; ведь холодильников в те времена на судах еще не было.
Еще одна теория гласит, что плавающие гроздья бананов обычно видели в местах кораблекрушений, поэтому бананы стали ассоциироваться с морскими катастрофами.
7. Альбатросы – священные для моряков птицы
Image Credits to BloomsburyВ давние времена считалось, что морские птицы переносят души умерших моряков, поэтому убить альбатроса было большим грехом. Напротив, увидеть птицу в море считалось добрым знаком, ведь что это означало, что где-то рядом земля.
Другие морские суеверия, связанные с животными:
- если судно преследуют дельфины – это к удаче;
- и наоборот, акулы, окружившие корабль, предрекают скорую смерть кого-то из моряков. Истоки суеверий, конечно, в укоренившемся отношении к данным морским обитателям.
8. Знаки Судьбы
Помимо анималистических, морское сообщество разработало целый ряд счастливых и несчастливых примет, которые помогали им ориентироваться в океане повседневности. Так, например:
- Запрещалось приносить на борт цветы, поскольку они ассоциировались с похоронами.
- Пожелания «Удачи!» также были под табу, поскольку являлись искушением судьбы.
- Ступать на борт корабля полагалось только с правой ноги.
- Оглядываться, оказавшись на борту, считалось плохим предзнаменованием.
- Священнослужителей на судах также не жаловали из-за ассоциаций со смертью и похоронами.
- Тем не менее, черная кошка была хорошим знаком, означавшим, что моряк скоро вернется домой. Котов на судах вообще привечали, так как они ловили крыс и мышей.
- Разлить вино на палубу – тоже добрый знак, благословение на счастливое путешествие (снова отсылка к жертвоприношению).
9. Оставьте лишнее на суше
Моряки всегда старались рассчитаться с долгами перед выходом в море. Люди понимали, что могут не вернуться из путешествия, поэтому нужно было уладить все свои дела, прежде чем подняться на борт.
Постепенно, известная практика превратилась в убеждение, что моряки, не рассчитавшиеся с долгами, повинны во всех штормах и несчастьях, с которыми сталкивалась команда. Поэтому должника вполне могли выбросить за борт.
10. Бермудский треугольник
Image Credits to Wikipedia
Удивительно, но в эпоху спутниковых технологий, автономных судов и робототехники люди по-прежнему очарованы загадками Бермудского треугольника. Печально известная область простирается между Флоридским проливом, Багамскими островами и вокруг всей территории Карибских островов до Азорских островов. Христофор Колумб первым отметил, что компас отказывает в этой зоне; и с тех пор десятки кораблей и самолетов исчезли в «дьявольском треугольнике».
Среди теорий, объясняющих загадочные исчезновения: вихрь времени, инопланетяне (портал НЛО, если быть точнее), затерянный город Атлантида, комета, правительственные испытания и много других захватывающих гипотез.
Похожая примета
Женщина на корабле, выход в море в пятницу и другие приметы…
Друзья! Как и многие яхтсмены, я в свое время увлеклась изучением морских примет, легенд и обрядов. Это действительно очень интересно, и я заметила, что многие моряки (наши знакомые, да и мы сами тоже не исключение) до сих пор соблюдают некоторые из этих поверий. Поэтому я решила поделиться с вами теми приметами и суевериями, которые просто показались мне наиболее актуальными в наше время. О каких-то вы наверняка уже слышали и тоже соблюдаете, а о каких-то узнаете впервые. В любом случае, прочитав эту статью, вы сможете лишний раз обновить свои познания в этой сфере и почерпнуть что-то новое для себя. Итак, приступим!
Женщина на корабле
Первый и самый распространенный миф среди моряков гласит, что женщина на корабле – к беде! Есть несколько объяснений такой приметы. В одном говорится, что корабль на английском языке женского рода и, мол, если женщина будет на корабле, то корабль будет ревновать. В другом говорится, что поскольку при длительном нахождении моряков вне суши плотские желания начинали преобладать над разумом, то женщина на корабле могла стать яблоком раздора и, дабы не допустить некие неприемлемые деяния, женщин просто не брали на борт, а моряки стоически пережидали разлуку в море среди себе подобных. Я склоняюсь больше ко второму варианту, а вы?
Сейчас же я знаю очень много женщин, которые путешествуют со своими мужьями по миру (одна из таковых я) и много женщин-капитанов, которые успешно справляются и управляют своими кораблями, знают порой даже больше, чем мужчины, и прекрасно себя чувствуют в морских просторах! Так что в нашу эпоху этот миф напрочь развенчан.
Бананы
Не только женщин не любили на борту судна, но и бананы. Моряки до сих пор считают, что бананы на борту предрекают неудачный улов. Мистика и небылицы, скажете вы! Однако и эту примету можно объяснить. Из собственного опыта многие знают, что даже зеленые бананы дозревают очень быстро. Что еще важнее, они ускоряют созревание фруктов и овощей, которые лежат по соседству с ними. А где быстрое созревание, там и быстрая порча. Чтобы предотвратить это, моряки старались как можно быстрее доставить бананы в конечную точку плавания. По этой причине капитан гнал судно, не делая остановок даже для того, чтобы выловить из моря рыбу.
Кошки
А вот кошки на кораблях всегда приветствовались, так как там, где есть кошка, нет грызунов (крыс). Правда со временем корабли стали строить из более надежных материалов, но любовь к животным у моряков не угасла. По сей день можно встретить людей, у которых на борту обязательно живет пушистый матрос!
Пятница или понедельник
Следующая примета касается пятницы. Считается, что выход в море в пятницу (день распятия Христа), особенно 13-го числа, несчастливый день. А вот на русском флоте считается, что сниматься с якоря в понедельник (особенного 13-го числа) сулит беду. Тут я не могу доказать или опровергнуть эти предубеждения. Мы не раз выходили в море и в пятницу, и в понедельник, и ничего страшного с нами не приключалось. Максимум могло не повезти с погодой, но не знаю, стоит ли это списывать на несчастливые дни недели…
Семь футов под килем
Часто мы желаем друг другу «семь футов под килем», но не каждый моряк знает, почему именно семь. Так вот, одна из версий гласит, что в древние времена моряков хоронили, привязывая камень к ногам и опуская в воду. Средний рост человека с веревкой и камнем составлял около 7 футов и, чтобы не тревожить души погибших, моряки старались проходить на своих судах в местах, где глубины были больше этих семи футов, тем самым не задев тело умершего соратника. В наше время иногда и семи футов маловато, т.к. некоторые яхты бывают с килем длиной более двух метров и могут задеть что-то на дне.
Разные глаза
Еще одно поверье о том, что моряк с разными глазами к несчастью. Тут могу сказать, что у нас за 5 лет нашего путешествия был всего один матрос с разными глазами (один зеленый, другой карий) и в период его присутствия на борту у нас сломалась якорная лебедка. Не знаю совпадение это или нет, но факт остается фактом.
Татуировки
Одни из самых древних морских суеверий связаны с татуировками. С помощью них моряки пытались снискать расположение богов и благополучно вернуться домой. Удачу приносили изображение моря (символ надежды), черной кошки, клевера с четырьмя лепестками, подковы и других символов. Чаще всего на тело наносились религиозные символы (распятия, изображения святых и прочие). У многих моряков были распространены татуировки с изображением звезды между указательным и большим пальцами рук. Также в американском ВМФ считается, что человек, на левой стопе которого изображены свинья и петух, никогда не утонет. Тут я ничего не могу сказать, так как у меня татуировок нет и не планируется, а тело кэпа свободно для творчества и в скором времени у него появится какая-нибудь символизирующая счастье и удачу тату. Вот тогда и проверим…
Серьга в ухе
Такое украшение, как серьга в ухе, по древнему поверью, оберегает от потери зрения и ревматизма, а в более позднее время ее начали вставлять моряки, прошедшие мимо мыса Горн. Мой кэп прошел мыс Горн еще в ранней юности в составе экипажа судна, шедшего в кругосветное плавание, так что серьга в ухе у него заслуженная!
Ветер
Чтобы вызвать ветер в штиль есть несколько вариантов действий. Мы используем два из них. Первый — это потереть мачту, призывая ветер. В оригинале надо царапать ее ножом, но нам жалко нашу мачту и от таких действий ветер может быть конечно и придет, а может быть и нет, но это точно ранит сердце моего капитана, который очень любит нашу яхту и переживает за любую царапину. Второй вариант – это "насвистеть ветер". Для этого надо сесть в том направлении, откуда вы хотите, чтобы ветер подул, и плавно и мелодично насвистывать приятные мелодии. Этот вариант мы используем редко, так как по некоторым приметам свист на корабле опасен и при «неправильном» насвистывании может призвать бурю и шторм. А некоторые наши друзья привязывают швабру к леерам на корме и опускают ее в воду. Она создает некоторое волнение и тем самым, по поверью, призывает попутный ветер. Мы с кэпом пока такой метод не пробовали, но все еще впереди…
Наши знакомые ребята используют одну веселую примету, которая зародилась еще у древних мореходов Индонезии. Они представляли "противный ветер" в виде разгневанной женщины-бури. Лучшим средством избавиться от ее козней считалось раздеться всем морякам догола. И тогда смущенная "ветреная дама" обязательно сворачивала в сторону. Прочитав об этом однажды, наши друзья решили применять это и в современное время. Не знаю, насколько это им помогает в смене направления ветра, но настроение окружающим поднимает точно!
Еще, чтобы успокоить бушующую стихию (Нептуна, Посейдона, Бога морей и т.д.) мы, как и многие другие моряки, выливаем рюмку алкоголя за борт с просьбой о благоприятной погоде. Помогает, конечно, не сразу, но зато в 75% случаев.
Амулеты на удачу
Для того, чтобы кораблю сопутствовала удача, многие прибивают к мачте или на дверь каюты капитана подкову. Чаще всего ее прибивают концами вниз, но у многих моряков я наблюдала ее прикрепленной концами вверх. На мой вопрос "Почему?", моряки отвечали, что так они не смогут «расплескать» удачу. А еще бывает, ее крепят боком (получается в форме буквы «С»). Такой вид крепежа чаще используют англоговорящие моряки, так как оно означает первую букву имени Христа (Christ). Какой из этих вариантов более правильный не знаю, но если вы верите в приносящую удачу подкову, то можете смело закрепить ее у себя на судне в любом приглянувшемся вам положении.
Мы также строго соблюдаем правило не спрашивать во сколько судно прибудет в пункт назначения. Вот каждый раз убеждаюсь, что стоит только спросить кэпа о предполагаемом времени прихода, как тут же все меняется (скисает ветер или наоборот, усиливается, или просто меняет свое направление).
Птицы
Каждый бывалый моряк – строгий противник убийства чаек и вообще всякой морской птицы. Это суеверие идет из далекого прошлого и является результатом веры в то, что душа погибшего моряка переселяется в морскую птицу. Мы птиц не обижаем и только любуемся их полетом, а иногда и работаем извозчиками, подбрасывая подсевших «безбилетников» к месту их дислокации. Так с нами путешествовал воробей из подмосковного Пирогово до самого Черного моря. Он мог улететь по своим делам во время нашей стоянки в яхт-клубах, но каждый раз возвращался обратно. Мы всегда его узнавали по нехарактерному воробьям пятнышку на животике, а к концу путешествия он уже ел у нас с рук. В Анапе он, видимо, нашел себе пару и покинул судно. Следующего такого «матроса» мы уже встретили во время перехода из Турции на Канарские острова. Он стоически просидел с нами весь переход по Ионическому морю от Греции до Италии, поедая сыр и хлебные крошки.
Крещение и название корабля
Также, мы и наши друзья, обязательно соблюдаем обряд «Винного крещения» – разбивание бутылки о форштевень (или якорь) спускаемого на воду корабля. Если бутылка не разбивается с первого раза или пролетает вообще мимо корпуса — это сулит несчастья кораблю, поэтому метимся мы все очень четко и сил при ударе не жалеем.
Говорят, что и переименовывать корабль, не сменив ему пол, плохая примета. У нас «Captain Nikos» в прошлом был женского рода по имени «Анастасия», но бывший хозяин сделал очень кардинальный ремонт внутри и снаружи и сменил название на нынешнее, дав таким образом судну мужской пол (можно сказать, что «родил» новую яхту). А первая наша яхта, наоборот, была мужского рода, и мы переименовали ее, дав ей женское имя. Не знаю, работает ли данная примета при смене имени корабля без изменения половой принадлежности, но есть еще одно поверье, что как корабль назовешь, так он и поплывет. Мы в него верим и при выборе имени яхтам придерживаемся данного принципа.
Погода
Теперь немного о погоде. Это сейчас, в век высоких технологий, у нас есть куча разных гаджетов, приложений и программ, где можно посмотреть прогноз погоды и запланировать свой переход, а в древние времена таких благ цивилизации у моряков не было и многие придерживались примет относительно солнца, звезд и слов шаманов… Поскольку раньше корабли ходили только на парусном вооружении, то самая распространенная пословица была: "солнце красно по утру – моряку не по нутру (т.е. будет спокойная погода), солнце красно к вечеру – моряку бояться нечего (т.е. будет дуть ветер)". Сейчас мы сто раз подумаем насчет того, идти ли утром в море при красном закате накануне, ведь он может сулить не только приятный попутный ветер, но и шторм…
Святые
Ну и конечно же расскажу про святых, оберегающих всех моряков. Главным нашим покровителем является Николай Чудотворец. Он не только «защищает бедных и неимущих», но и может оказать помощь судам, терпящим бедствие, прекратить шторм, исцелить матроса, упавшего с мачты, и т.д. В народе его называют «скорый помощник» или Никола Морской. В «Устьянском правильнике» объясняется, что все святые, кроме Николы, могут оказывать помощь молящимся только с разрешения всевышнего. Покровителю же моряков «вперед Божья милость дарована», то есть в критической ситуации он может действовать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом. В морских условиях, когда порой была дорога каждая минута, такая помощь очень высоко ценилась.
У португальцев-католиков защитником моряков считается Святой Антоний. Моряки с благоговением относятся к нему, но вот с его образом в виде статуэтки обращаются довольно бесцеремонно. Во время бури ее привязывали к мачте, все туже и туже стягивая узлы, или опускали на веревке в море, или вовсе выбрасывали за борт, тем самым принося жертву.
Есть еще много разных суеверий, обрядов, примет и легенд, которые ходят среди моряков. Это загадочные русалки, огни святого Эльма, хвост акулы, прибитый к бушприту, кривоногий моряк, упавшее ведро или швабра за борт, плевок на палубу, присутствие на корабле девственниц и т.д., но их уже намного сложнее применить в реалиях нашей современной жизни.
Если вы знаете какие-то приметы или сами соблюдаете некоторые из них, пишите и мы с радостью их обсудим вместе!
Похожая примета
Что-то в жизни на море, вероятно, делает людей немного суеверными. Возможно, это связано с тем, что моряки живут во власти стихий и следуют любым легендам, приметам или мифам, которые, по их мнению, могут дать им дополнительную защиту. Может быть, потому, что мореплавание - одно из самых древних ремесел в мире. А может быть, жизнь в море привлекает именно таких людей. Какова бы ни была причина, многие увлекательные морские истории пережили века.
1. Иона
Фото предоставлено: Safron Dragons Фото предоставлено: Safron DragonsЕсли вы думаете, что жизнь на море была открыта практически для всех, вам стоит подумать еще раз. Моряки были довольно придирчивы к тому, кого они допускали на борт. Женщины, рыжие, священники, должники и убийцы считались плохой приметой на корабле, хотя не пускать убийц, вероятно, было правильным решением.
Моряки часто придерживались суеверия, что женщины на корабле могут отвлечь команду и разгневать морских богов. По крайней мере, однажды в Средние века команда выбросила за борт десятки женщин-пассажирок, когда корабль попал в шторм, хотя большинство мужчин все равно погибли во время кораблекрушения.
Но если беременная женщина все-таки попала на корабль, то ребенок, родившийся в море, считался удачей. Как ни странно (и удобно для одиноких морских волков), голые женщины также считались удачей.
Священники ассоциировались с похоронами, о которых нервные моряки не любили упоминать. Если перед посадкой на корабль вы столкнулись с дьявольской рыжей женщиной, вы можете избежать ее несчастья, если поговорите с ней до того, как она заговорит с вами.
2. Клабаутерманн
Фото: Wikimedia Фото: WikimediaИстория о Клабаутерманне - это редкая позитивная морская легенда. Клабаутерманн - это полезный водяной призрак из североевропейского фольклора, который принимает облик крошечных матросов в желтой одежде. Согласно легенде, эти доброжелательные маленькие существа могли помогать чинить корабль, спасать моряков, выброшенных за борт, и играть музыку. Их часто изображали с трубой и молотком, и моряки часто слышали их звенящие голоса или стук инструментов, когда эти существа исследовали корабль и устраняли течи.
Изображения Клабаутерманна часто вырезали на кораблях в качестве талисмана удачи. Если моряку попадался один из них на глаза, это могло означать, что его корабль обречен на затопление, но Клабаутерманн также мог предупреждать команду об опасности. Иногда Клабаутерманн перемещал предметы или разыгрывал моряков, но в целом их считали существами полезными. Если вы были особенно хорошим капитаном, Клабаутерманн мог даже следовать за вами с одного корабля на другой, чтобы помогать и защищать вас.
3. Никаких бананов
Одна из самых странных и долговечных морских легенд - это табу на банан. Страх перед бананами на кораблях восходит к 1700-м годам в Карибском бассейне. Наиболее вероятная теория происхождения, вероятно, заключается в том, что корабли с бананами должны были двигаться очень быстро, чтобы предотвратить порчу, что не способствовало рыбалке или безопасности.
Бананы могут всплывать на поверхность при кораблекрушениях, что заставляет наблюдателей ассоциировать фрукт с трагедией. Моряки также рисковали поскользнуться на кожуре и пораниться.
Миф о бананах на самом деле может иметь научное обоснование. Предполагается, что созревающий фрукт мог выделять газ этилен, который мог вызвать тошноту у экипажа и повредить деревянные корпуса кораблей. Известно также, что ядовитые пауки и змеи забирались на тропические фрукты.
4. Дэви Джонс и его шкафчик
Фото предоставлено: The Kingdom Insider Фото предоставлено: The Kingdom InsiderШкафчик Дэви Джонса обычно является эвфемизмом для обозначения дна моря, куда могут быть отправлены затонувшие корабли и утонувшие моряки, если что-то пойдет ужасно не так. В одной из ранних историй Джонса описывали как человека с дьявольскими рогами, хвостом, огромными круглыми глазами и несколькими рядами зубов, похожего на акулу. Он также дышал синим дымом и появлялся в такелаже кораблей перед штормом или кораблекрушением.
Имя дьявола, " Дэви Джонс", могло произойти от сочетания двух религиозных персонажей. Святой Давид был покровителем Уэльса, и валлийские моряки часто обращались к нему за защитой в море. Фамилия "Джонс", вероятно, связана с пророком Ионой.
Существовал реальный британский пират по имени Дэвид Джонс, который терроризировал Индийский океан в 1630-х годах, но он не был известен, и, скорее всего, здесь нет никакой связи. Другое возможное происхождение - это владелец паба в Лондоне, который якобы спаивал моряков, заманивал их в ловушку и затем продавал в рабство. Согласно одной из историй, владелец паба также украл корабль и стал пиратом, который захватывал экипажи, обезглавливал большинство из них, а остальных заключал в тюрьму на кораблях, прежде чем потопить их.
Однако Дэви Джонс не всегда плох в морской мифологии. Обычная военно-морская церемония, которая и сегодня отмечается, когда моряк впервые пересекает экватор, называется "пересечение линии", и Дэви Джонс часто является персонажем, который помогает царю Нептуну во время праздника.
5. Мать Кэри
Фото: Wikimedia Фото: WikimediaМать Кери - это не тот человек, которого любой моряк хотел бы разгневать. Ее легенда возникла в XVIII и XIX веках и описывает ее как морскую богиню или ведьму. В некоторых легендах она замужем за Дэви Джонсом. Буревестники, разновидность птиц, часто считаются душами погибших моряков и тесно связаны с ней. Их иногда называют гусями матушки Кери.
В некоторых историях Мать Кери может также обладать силой призывать отставших моряков к жизни в море и иметь способности сирены, используя свой мощный голос, чтобы заманить мужчин с кораблей в их водные пучины. Однако почти во всех историях мать Кери - злой персонаж, который может вызывать штормы и кораблекрушения, отправляя больше душ в шкафчик своего мужа.
Предполагают, что ее имя происходит от выражения "mater cara" или "драгоценная мать", которое испуганные европейские моряки произносили, когда сталкивались с опасной ситуацией в море. В некоторых версиях легенды Мать Кери живет на айсберге в северных морях и расчесывает волосы костями усопших.
6. Селки
Вглядываясь в неведомые морские глубины, вполне логично, что многие морские легенды связаны с предположениями о том, какие таинственные существа могут обитать под волнами. Селки - мифические существа, распространенные в кельтских и норвежских морских легендах. Это обитающие в океане существа, которые могут меняться между обликом тюленя и человека.
Как и о русалках, истории о них часто романтичны: моряки крали тюленьи шкуры, чтобы предотвратить превращение селки обратно в тюленя, и мужчины могли взять их в жены. К сожалению, браки часто заканчивались печально: селки либо жили как люди и мечтали вернуться к своим семьям и жизни в океане, либо селки находили свою тюленью шкуру и бросали своих мужей и детей, чтобы вернуться в море.
Большинство историй о селки рассказывают о женщинах, но есть и истории о красивых мужчинах-селки, которые встречаются с одинокими женами рыбаков. В некоторых описаниях этих существ говорится, что селки когда-то были полностью людьми, но после совершения грехов стали проклятыми. Другие утверждают, что селки - это падшие ангелы. Дети, родившиеся с перепончатыми ступнями или пальцами, часто считались детьми селки и человека. Мифы о селки, русалках, сиренах и даже о невесте-лебеди, меняющей облик, популярной в европейской мифологии, во многом перекликаются.
7. Летучий голландец
Одна из самых известных морских легенд - это корабль-призрак "Летучий голландец". Голландец - это таинственный корабль с призрачным свечением, который моряки замечали на протяжении сотен лет и который обычно считается предзнаменованием гибели. Легенда, предположительно, возникла в 17 или 18 веке. В предыстории чаще всего фигурирует исчезающий корабль, капитаном которого является команда, обреченная никогда не касаться земли, вечно скитаясь по морям в наказание за какое-то ужасное деяние.
В одном из самых первых письменных рассказов об этой легенде, датированном 1790 годом, описывается попытка голландского капитана обогнуть мыс Доброй Надежды во время сильного шторма. Команда пыталась убедить капитана повернуть, но он поклялся, что продолжит плыть к берегу, даже если это займет у него время до конца времен. Дьявол услышал это обещание и проклял капитана, единственной надеждой которого было найти женщину, искренне любящую его.
8. Фантом Шалер
Похожий случай с "Голландцем" - это "Огненный корабль Баи де Шалер" или "фантом Шалер". Этот тип призрачного света часто замечают вблизи Нью-Брансуика, Канада, он принимает форму высокого парусного корабля, охваченного огнем, который часто видят прямо перед штормом.
Одна из историй происхождения рассказывает о женщине, загубленной пиратами в этом районе, которая затем прокляла их, сказав: "До тех пор, пока существует мир, пусть вы горите в заливе". В другой истории рассказывается о португальском морском капитане, который в 1501 году похитил в рабство коренных жителей этой местности - микмаков, а микмаки в отместку убили капитана. Когда брат капитана пришел его искать, микмаки подожгли его корабль. Когда корабль сгорел, мужчины прыгнули в море и пообещали, что будут преследовать залив в течение 1000 лет.
По другой версии, одна команда испугалась шторма и прокляла человека, которого считала злодеем. Мстительный дух этого человека поджег их корабль, и он так и не погас. Некоторые ученые считают, что природный газ из подводных источников или плавучий болотный газ могут быть причиной вспышки света, которую местные жители считают фантомом Шалера.
9. Огонь святого Эльма
Фото предоставлено: WNCT Фото предоставлено: WNCTСуществует один вид мерцающих огней, который моряки считают удачей. Огонь святого Эльма - это светящийся огонек, возникающий на мачтах кораблей или других острых предметах, таких как церковные шпили, самолеты, дымовые трубы или даже рога быков и травинки. Обычно он приобретает дрожащий, сине-фиолетовый цвет, вызванный сильными электрическими полями в воздухе, которые часто возникают во время грозы.
Святой Эльмо изначально был известен как Эразм Формийский, и, согласно легенде, он продолжал проповедовать даже тогда, когда молния ударила в землю прямо рядом с ним. Это привело к связи между святым Эльмом и защитой от штормов, что делает его хорошим покровителем для моряка. Он также является покровителем кишечных заболеваний, судорог, колик, скота и родовых болей.
10. Татуировки
Фото предоставлено: MN Marine Art Museum Фото предоставлено: MN Marine Art MuseumТатуировки были важной частью морской культуры на протяжении веков, но зачастую они представляют собой нечто большее, чем просто нательные рисунки для моряков. Первые татуировки моряков, предположительно, появились, когда исследователь Джеймс Кук прибыл в южную часть Тихого океана в 1700-х годах, и его команда решила сделать татуировки маори в качестве сувениров после путешествия.
В начале 1900-х годов многие мужчины делали татуировки с изображением обнаженных женщин в надежде, что это помешает им быть призванными на флот, но проблема легко решалась добавлением одежды поверх изображения. Норман Коллинз, также известный как Моряк Джерри, способствовал популяризации классического стиля американских военно-морских татуировок из своего магазина на Гавайях в середине 1900-х годов.
Считается, что определенные символы и фразы обладают защитной силой. Считалось, что если моряка выбрасывало за борт, татуировки с изображением сельскохозяйственных животных, таких как свиньи и куры, обманывали Бога, заставляя его поверить, что сухопутное животное потерялось в море и его нужно вернуть на сушу. Это было популярно еще и потому, что сельскохозяйственные животные часто были единственными выжившими после кораблекрушений, когда их деревянные ящики всплывали.
Считалось, что татуировка с фразой "Держись крепче" на костяшках пальцев моряка предотвращает падение с судна. Считалось, что компас или северная звезда помогают морякам найти дорогу домой. Некоторые татуировки, включая ласточек, якоря, драконов и черепах, использовались для празднования достижений моряков, например, пересечения экватора или международной линии отсчета.
Похожая примета
--> FISHKINETНашли ошибку? Выделите
и нажмите CTRL+ENTER
сообществ
За день
12791
За день
Весь топ
Лучшие демотиваторы
Популярные теги
Наблюдать
Нам нужно убедиться, что Вы не бот. Введите символы, изображённые на картинке ниже.
На что жалуетесь?
Продолжая просматривать сайт, вы подтверждаете, что ознакомились с политикой конфиденциальности и соглашаетесь на использование файлов cookie. Ok
Читайте также: