Метро площадь революции статуи приметы

Обновлено: 21.12.2024

На станции в 1936-1939 годах установлены 76 бронзовых фигур, изображающих советских людей. Это разные персонажи - от матроса до девушки, читающей книгу. Они должны были изобразить победное шествие советского государства от Революции 1917 года до 30-х годов XX века.

При этом каждая фигура имеет свое сакральное значение и если прикоснуться к определенной из них, можно например успешно сдать экзамен, или получить решение своей проблемы. А мимо собаки пограничника вообще нельзя проходить, не тронув ее нос (если не тронешь, то день будет неудачным).
Пограничник с собакой Пограничник с собакой

Конфликт архитектора и скульптора

Изначально архитектор станции "Площадь Революции" Алексей Душкин хотел сделать ее максимально светлой, а стены украсить только барельефами. Но скульптор М.Г.Манизер настоял на украшении станции объемными скульптурами. Руководство метрополитена встало на сторону скульптора. Тем более композицию одобрил лично И.В.Сталин.

Матве́й Ге́нрихович Ма́низер (1891—1966) — советский, российский скульптор-монументалист, педагог. Народный художник СССР (1958). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1943, 1950). Матве́й Ге́нрихович Ма́низер (1891—1966) — советский, российский скульптор-монументалист, педагог. Народный художник СССР (1958). Лауреат трёх Сталинских премий (1941, 1943, 1950).

Правда, после того как народ увидел эту композицию, то сразу обрушил на неё критику - почему все скульптуры находятся в скрюченном положении. А острословы начали шутить, что скульптуры точно отражают положение всего народа - или сидит в тюрьме, или находится под гнётом.

Площадь Революции

Через площадь в средневековью протекала река Неглинная. В 1516 году здесь была построена плотина, перегородившая русло реки. Здесь же размещалось Загородье, огороженное крепостной стеной Китай-города. В 1817 - 1819 годах обустроили Воскресенскую площадь.

В марте 1917 года, площадь получила название " Площадь революции " в честь свержения Николая II.

Пло́щадь Револю́ции (до 1917 года — Воскресе́нская пло́щадь) — одна из центральных площадей Москвы. Расположена на территории Тверского района между Манежной и Театральной площадями. Пло́щадь Револю́ции (до 1917 года — Воскресе́нская пло́щадь) — одна из центральных площадей Москвы. Расположена на территории Тверского района между Манежной и Театральной площадями.

История появления легенды

Во время строительства метро появилась легенда, что нарком внутренних дел Николай Ежов приказал отлить одну из статуй в метро "Площадь революции" из конфискованных при аресте "врагов народа" золотых украшений.

Поэтому, после строительства метро многие начали тереть статуи, чтобы выяснить, где же та золотая. В конце концов о причинах этого забыли, а тереть скульптуры стало своеобразным обычаем.

Люди, ставшие натурщиками для скульптур

Одним из таких был контр-адмирал Олимпий Рудаков .

Оли́мпий Ива́нович Рудако́в (30 марта 1913 — 2 июня 1974) — советский военачальник, контр-адмирал (1953), доцент (1962), кандидат военно-морских наук (1969). Оли́мпий Ива́нович Рудако́в (30 марта 1913 — 2 июня 1974) — советский военачальник, контр-адмирал (1953), доцент (1962), кандидат военно-морских наук (1969).

Будучи краснофлотцем линкора «Марат», позировал скульптору Матвею Манизеру для одной из скульптур, украшающих станцию метро «Площадь Революции».

Рудаков дважды посещал английский город Портсмут для коронации правителей Великобритании — Георга VI и Елизаветы II . Во время последней церемонии преподнёс новоиспечённой королеве подарок от Советского правительства — горностаевую мантию и был удостоен приглашения на танец с её стороны.

Скульптура матроса-сигнальщика на станции метро «Площадь Революции» Скульптура матроса-сигнальщика на станции метро «Площадь Революции»

Натурщиком для пограничника с собакой был сам знаменитый пограничник Никита Карацупа.

При этом, что интересно, все кто был натурщиком стали успешными и состоявшимися людьми после того как позировали для скульптур.

Похожая примета

В традицию это оформилось в 1990-е, а в последнее время размах этого обряда достиг небывалых масштабов. Теперь люди трут не только нос собаки, но и множество других выступающих деталей статуй, включая грудь спортсменки, палец и лапоть крестьянина, туфлю студентки, ножку ребенка и колено рабочего. Причем несчастную собаку затерли так, что три года назад краевед Александр Можаев обратился к руководству Метрополитена и Департамента культурного наследия с просьбой взять скульптуру под охрану или хотя бы повесить предупреждающие таблички. Ему ответили, что собираются покрывать поверхность фигур специальным средством, предотвращающим стирание рельефа.

Таблица примет

Флажки матроса

Удачный день или исполнение желаний

Петух

Несчастье или, в других версиях, прибавка к зарплате

Гребень петуха

Несчастье или, в других версиях, прибавка к зарплате

Клюв петуха

Сильное несчастье

Нос собаки

Успешная сдача экзамена

Лапа собаки

Успешная сдача зачета

Туфля студентки

Удачное свидание, удачный брак

Маузер чекиста/наган матроса

Удачный в деловом и финансовом отношении день

Загадка петуха

Парадоксальным образом, этот же невзрачный на первый взгляд петух составляет главную загадку станции. Одни говорят, что тереть его нельзя ни в коем случае, а не то «случится что-то ужасное». Другие приписывают темную силу только одному из четырех петухов, при этом не говоря какому. А третьи совершенно не в курсе того, что петух по своим свойствам отличается от всех остальных предметов поклонения на «Площади Революции».

Вообще, единства во взглядах на правильный порядок действий по извлечению удачи из статуй нет. Например, существует мнение, что тереть нужно не любую собаку, а только «собаку Баумана» — у третьего вагона с конца в сторону «Щелковской», связывая происхождение приметы со студентами Бауманки, которые якобы начали обращаться к статуе за помощью аж в 1938 году, когда была построена «Площадь Революции». Другие тонко дифференцируют назначение разных предметов: наган приносит удачу в денежных делах, туфля девушки способствует успеху на свидании, а собака позволяет легко сдать экзамен. Или даже так: нос собаки помогает именно на экзамене, а лапа — только на зачете. Третьи просто трут, что попадется под руку.

Никита Петров

— В сети масса подробных рассказов о том, кто именно придумал тереть нос собаке, что нужно потереть, чтобы получился нужный результат. О «Площади Революции» и этой практике регулярно пишут в медиа и снимают сюжеты на телевидении. Но есть ли возможность как-то установить корни традиции?

— Я сейчас буду говорить про нынешнее состояние дел, про цифровую эпоху. На совести блогеров — копирование, рерайт и репост историй про взаимодействие людей со скульптурными композициями на станции метро. Происходит это следующим образом: критическая масса текстов, то есть личные воспоминания, свидетельства, рассказы о знакомых, тексты-визитки интересных мест и прочее, накапливается в сети, из этих текстов выделяются «сильные» блоки — наиболее часто повторяющиеся элементы. Они-то и становятся тем ядром, вокруг которого выстраивается знание о предмете, и из этого ядра блоггеры снова создают свои посты.

Для таких текстов очень важна установка на достоверность. В этом смысле рассказ о происхождении практики строится так: часто приводится «точная» дата начала традиции или ссылка на «источник» ее происхождения. Причем совсем не обязательно правдивые — но важно, чтобы дата была и чтобы она была максимально конкретной. Далее следует перечисление подробностей: что трут, каким образом и для чего. Затем идут предписания: действие нужно сделать или нельзя делать, для того чтобы случилось или не случилось что-либо. В некоторых случаях рассказывается личная история или результат наблюдения: кто-либо натирал и с ним что-либо произошло.

Из-за того что все это происходит в большом городе и с участием интернета, мы в принципе не можем говорить про какое-то сообщество, в котором эти тексты популярны. Рамки этого комьюнити в отличие от жителей, например, небольшой северорусской деревни, размыты, культурный бэкграунд неясен, источники знания — непроверяемы. Если житель села Замежная в республике Коми, никогда никуда не уезжавший, рассказывая, например, легенду о происхождении табака (он вырос на могиле блудницы) ссылается на своего деда, который услышал этот рассказ от своего отца, то в этот момент мы понимаем, что текст этот устный и локальный. Или, например, если мы найдем печатный источник этой истории в местной библиотеке, а рассказчик грамотный, тогда мы можем говорить, что текст зависит от книги. А что можно наверняка сказать про пользователя московского метро, рассказывающего, что слышал про натирание от своего деда? Как проверить источники знания? На такой вопрос обычно отвечают: «Да слышал или прочитал где-то», «Показывали по телевизору», «Знаю из молодости».

Важно еще, что все эти фигуры находятся в вестибюле метро: это пересадочная станция, через нее проходит много людей, поэтому обычная практика натирания частей скульптур перерастает в гротескные формы, а рефлексия по этому поводу в сети множится и сильно варьируется. Скорее всего, в основе этой практики обычное подражание на основе наблюдения: «Все трут, и я буду натирать». А вот трактовка и интерпретация будет зависеть от ряда факторов. Это и место, где находится скульптура, и тематика композиции, и выступающая часть. Например, если рядом расположен вуз, то будет доминировать и постоянно воспроизводиться история про студентов, которые делают это, чтобы хорошо сдать сессию. Если рядом церковь, а объект — могила, камень или дерево, то будет актуализироваться идея исцеления или божественной помощи.

Один из самых важных факторов для порождения интерпретаций действий со скульптурой — ее тематика. Есть, кстати, версия, что собаке трут нос влюбленные: собака — верный друг человека, потер нос, девушка или парень тебе не будет изменять. Потереть теперь уже отсутствующий циркуль в руках инженера — к удаче в научной деятельности. Девушки трут туфельку студентки, чтобы не остаться старыми девами — здесь видна отсылка к сказке про Золушку.

— А время возникновения этой практики можно установить?

— Про 1938 год, скорее всего, это неправда, но проверить это пока не получается, архивных или мемуарных данных мы еще не нашли. Видимо, натирать стали после восстановления скульптурных композиций в 1944 году. Это тоже история про доверие нашим личным воспоминаниям. Допустим, кто-то вспомнит, что, будучи студентом, натирал нос собаке пограничника, и было это в 1938 году. Почти наверняка это свидетельство окажется сконструированным на основе многочисленных и более поздних устных, письменных, визуальных текстов об этой практике, какого-либо своего или чужого воспоминания.

Память — интересная штука: в ней складируются и куски личных воспоминаний, набор прочитанных, увиденных и прочих фактов о событии, далее формируется непротиворечивая картинка того, «как это было на самом деле». Интересующиеся могут прочитать о коллективных и сконструированных воспоминаниях работу Харальда Вельцера «История, память и современность прошлого».

— Насколько в таких новых городских обрядах много «настоящего» фольклора, который передается из уст в уста, а насколько это результат работы сети интернете? Грубо говоря, не работает ли это так же, как и мемы?

— Вот тут и начинается антропологическое исследование. Чтобы хотя бы частично ответить на этот вопрос, можно сделать две вещи: взять серию интервью или провести анкетирование (мы обычно это делаем через гугл-формы). А потом проанализировать результаты. Конечно, даже после проведенного исследования за всех носителей знания отвечать нельзя, но кое-какие закономерности мы выявим. Вот результаты устного интервью: осенью 2016 года из 30 опрошенных только 6 упомянули о спецификации скульптур, что нос собаки — успех на экзамене (4), петух — к деньгам (1), петух — к несчастью (1). Остальные трут любую из фигур просто «на удачу».

— А что дали данные гугл-опроса?

— Его проводили наши студенты, и там аудитория оказалась больше — опрос прошли более 1000 человек. 90% указали, что знают о том, что по отношению к скульптурам на станции производятся какие-либо действия. При этом 77,4% отметили, что сами не прикасаются к ним, большинство из оставшихся — 22,6% — вспомнили о собаке. Самый популярный объект — пограничник с собакой (821 голос), с большим отрывом следует петух (368 голосов), а также солдат (148 голосов) и пионерка (102 голоса). Все остальные скульптуры набрали 60 и менее голосов. 197 человек не знают, до каких скульптур дотрагиваются пассажиры Московского метрополитена.

Интересные данные получаются, если говорить про интерпретации действий и про источники знания. Скульптуры трут, потому что они приносят успех в учебе и на экзаменах (543 голоса, 50,2%), 421 человек (39,9%) написали, что скульптуры исполняют мечты, а 410 человек (37,9%) отметили: скульптуры обеспечивают удачный день. Только 12 человек (1,1%) отметили, что скульптуры приносят несчастье. Из того же исследования мы узнали, что в плане мотивации на первом месте машинальное повторение (459 голосов, 42,5%, не учтено в диаграмме). Читают об этом в интернете 266 человек (24,6%). Также в большинстве случаев привычка передается от знакомых (378 голосов, 35%) или благодаря членам семьи (325 голосов, 30,1%).

— Откуда взялась история про несчастливого петуха?

— Однозначного ответа на этот вопрос, вероятно, нет. Как мне кажется, начало этой практики можно отнести к середине-концу 1980-х годов, когда в эпоху позднего социализма стали популярны животные, связанные с восточным календарем. Помните, год Кролика, год Собаки, год Петуха?

Другое дело, что с этой фигурой связаны как позитивные (тереть гребешок — чтобы деньги были, чтобы зарплату прибавили), так и негативные (ни в коем случае нельзя трогать клюв) предписания. Возможно, дело вот в чем. Большое количество фигур предполагает, как я уже говорил, узкую специализацию — ведь практики почти одинаковы, а фигур много. В этом смысле вполне логично предположить, что одна, а то и несколько скульптур будут противопоставлены остальным.

Другое дело, почему именно натирание петуха получает различные мотивировки. Если бы мы имели дело с традиционной сельской культурой, то следовало бы обратиться к приметам, связанным с петухом. Петух попадает в различные контексты и наделяется очень разной символикой — от сексуально-брачной до солнечной. Кроме того, он оказывается вестником несчастья: петух — предвестник пожара, несчастья, войны, вести. В этому смысле понятно, откуда такая разница в интерпретативных моделях, связанных с натиранием петуха.

Но здесь петух в городской культуре, не в сельской. Можно попробовать в поисках ответа обратиться к сонникам, которые популярны в том числе среди жителей города и наверняка могли каким-то образом повлиять на толкования этого образа. Мы узнаем, что петух снится людям якобы к гневу, раздражению, к ране, к тщеславию, хвастовству, к измене, к пожару, к беде, к перебранке. Таким образом, здесь модель практики «натираем Х — программируем что-то хорошее» вступает в конфликт с символикой этой птицы. Именно поэтому петух и действия с ним наделяются столь разными толкованиями.

И вот еще интересно: в одном из записанных нами текстов — судя по всему, относящемуся к 1980-м годам — рассказывается, что студенты МГУ натирали клюв петуха, чтобы раздразнить студентов Бауманки, а в ответ те щелкали петуха по клюву. Здесь отчетливо прослеживается та же символика: хвастовство, перебранка и противоборство.

Похожая примета

Самая распространенная примета станции метро «Площадь революции» — нужно погладить нос собаке.

Это универсальное суеверие — на удачу. Поэтому бедный собачий нос в очень плохом состоянии, об этом постоянно говорят специалисты из Музея Архитектуры и просят не трогать животное. Ведь собака — объект культурного наследия и исторический памятник 1930-х годов.

Но оказывается, есть еще 12 примет. Среди них и нос собаки, только значит это поглаживание совсем не то, что мы думали. Сегодня «Канал имени Москвы» в телеграме опубликовал путеводитель по основным суевериям станции метро «Площадь революции». Вот они:

  1. Загадать желание и покормить петуха рядом с «Птичницей» изюмом, чтобы вернее сбылось. За каждым из четырех петухов обязательно увидите изюм.
  2. Погладить петуха у «Птичницы» — к деньгам.
  3. Погладить наган у «Матроса» — к деньгам, успеху на деловой встрече, чтобы состоялась сделка.
  4. Если потрогать приклад винтовки, служба в армии пройдет хорошо.
  5. Если хочешь, чтобы день был удачным, надо потрогать флажки в руках «Матроса-сигнальщика».
  6. Погладить гребень петуха у «Птичницы» — прибавят зарплату.
  7. Чтобы был успех в личной жизни, девушкам нужно потереть туфлю у «Студентки», а юношам — у «Дискобола».
  8. Чтобы хорошо сдать экзамен или просто сбылось желание, нужно потереть нос собаки «Пограничника».
  9. Чтобы хорошо сдать зачет, нужно потереть лапу у собаки «Пограничника».
  10. Чтобы тебе не изменяли, нужно потереть нос собаки «Пограничника»: собака — друг человека.
  11. Чтобы хорошо защитить диссертацию, нужно потрогать шестерню у «Инженера».
  12. Чтобы родился ребенок, нужно потереть ножку ребенка на руках у мужчины.

Возможно, это не полный список примет: иногда у студентов пропадают циркули. Но это могут быть и просто вандалы — как раз, наоборот, вовсе не суеверные.

Трем все

Помимо выступающих частей тела и одежды особой популярностью пользуется оружие: натерты, а иногда и непонятно как отломаны и украдены наган, граната, приклад винтовки, а также циркуль и шестерня в руках молодого инженера. Последние два скорее орудия умственного труда, которые, впрочем, при необходимости могут использоваться и не по назначению. Наконец, от собаки натирание перекинулось и на другое животное — петуха, причем в подол птичницы, состоящей при петухе, еще и кидают записки с пожеланиями.

Похожая примета

Пройти мимо собаки Ирмы на «Площади Революции» и не потереть ей нос для некоторых пассажиров (особенно суеверных) значит обречь себя на неудачный день. Но для большинства это все-таки просто добрая традиция.

От которой теперь дептранс настоятельно просит отказаться — и это по временам, когда на везение приходится надеяться чуть больше обычного. Дело здесь, что удивительно, совсем не в прикосновениях к потенциально зараженным поверхностям (хотя и в этом, наверное, тоже).

«Дело в том, что за многие годы исполнения желаний статуям самим нужна помощь — многие из них стерлись и потеряли свой первоначальный облик», — сообщают в телеграм-канале департамента транспорта. И уверяют, что магия после отказа от прикосновений никуда не денется: «Давайте сохраним их волшебство для будущих поколений — желания можно загадывать, не прикасаясь к скульптурам. Обещаем, статуи будут вам благодарны и все точно сбудется».

А традицию тереть бронзовые скульптуры Матвея Манизера завели еще студенты Бауманки. Они приходили на станцию, чтобы перед экзаменом потереть зачетку о нос собаки, смотрящей в сторону «Бауманской». Сейчас можно и правда увидеть, что эта скульптура стерта сильнее остальных — традиция размылась, а в какой-то момент ее и вовсе подхватили туристические группы.

Но страдает от прикосновений не только собачий нос. Кроме него шлифуют туфельку у скульптуры студентки, читающей книгу. Активно трут москвичи и петуха птичницы, и циркуль инженера, и ножку младенца, которого держит в руках отец, и даже наган в руках матроса. Всего скульптур на станции 76, так что выбор немаленький.

Краткая история станции

Станция была открыта в 1938 году. Ее архитектор — Алексей Душкин, он же строил высотку на Красных Воротах, Детский мир и «Маяковскую». Классик сталинского ампира

© ИТАР–ТАСС 1 из 5

Скульптуры отлиты коллективом авторов под руководством Матвея Манизера. Он же создатель огромной скульптурной группы «Партизаны» на выходе из станции метро «Партизанская», дискобола, который стоял в парках многих советских городов, и посмертной маски Сталина

© Валентин Черединцев/ИТАР–ТАСС 2 из 5

Станцию открыли в 1938 году. У размещения скульптур хронологическая логика: от героев 1917 года, тревожных матросов и ворошиловских стрелков до мирной студентки и матери и пионерки 1937-го. На этом кадре еще видно, что сперва скульптуры были гипсовые

3 из 5

В 1941 году скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, в 1944 году — возвращены, но во время эвакуации некоторые были утрачены полностью, пропали отдельные элементы других, и их пришлось восстанавливать. Фотография 1965 года

4 из 5

Скульптур на ней изначально было 80, но в 1947 году четыре из них убрали, замуровав одну арку по оборонным соображениям. Большинство персонажей представлено в четырех экземплярах (восемнадцать образов повторяются четыре раза, а два — дважды). Фотография 1983 года

© Александр Сенцов/ИТАР–ТАСС 5 из 5

Особой мистики в этих скульптурах нет. Зато есть легенды - устные и в виде живых людей, которые и сделали станцию метро "Площадь революции" своего рода сакральным местом.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!

Читайте также: